Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «преступление и наказание»

Сюжет романа построен на взаимодействии двух понятий – доброта и жестокость. В одних героях уживаются оба чувства, для других свойственно что-то одно. Как разобраться в искренности доброты, не принять за жестокость принципиальность и честность? Роман Достоевского «Преступление и наказание» даст ответы на эти сложные вопросы.

В образе Раскольникова автор показывает, как в одном человеке могут жить рядом добро и зло. Родион – очень добрый по природе человек. Он любит своих близких – мать и сестру. Искренне по-родственному относится к Мармеладовым. Ему жалко отца Сони, он помогает устроить его похороны.

Для доказательства доброты персонажа классик вводит в текст сон юноши. В нем мальчик жалеет лошадь, которую избивают жестокие мужики. Какие еще аргументы доброты и жестокости можно привести? Читателю сначала непонятно, как в голове такого юноши может развиться теория разных людей. Еще страшнее сцены убийства.

Борьба двух начал противоположных качеств раздваивает личность, начинает уничтожать личность. Как не стать зверем, жестоким и беспринципным? Раскаяние героя искренне. Хочется верить, что Родион понял, какое тяжелое деяние совершил, перешел через границу человечности.

Классик подчеркивает: в одном характере могут уживаться разные люди. Это умение человека быть одновременно и добрым, и жестоким.

Соня Мармеладова – другой пример добра и зла в одном образе. Девушка скромная, тихая, создает вокруг себя смирение и покой. С другой стороны, она совершает ежедневно великий грех – торгует своим телом. Автор оправдывает «работу» женщины. Она делает это для семьи, которой нечего есть. Но оправдания не меняют поступка, для него есть свое название.

Оно звучит грязно и жестоко – проституция. Какими делами не оправдывай, она остается грехом. Здесь есть некоторое несовпадение. Автор как будто пытается скрыть «грязный труд», спрятать его за внешней смиренностью. В основе торговли телом лежит жертвенность. Не оспаривается доброта Сони.

Классик показывает, как можно сохранить чистоту души, совершая греховные поступки.

Свидригайлов – персонаж романа, о котором в большинстве преступных деяний догадываются. На страницах произведения нет детального описания злых поступков, но на совести героя их много: изнасилование, убийство, растление малолетних. Читатель видит настоящего преступника.

Достоевский показывает, что и он способен на добрые дела. Свидригайлов протягивает руку помощи Соне, Катерине Ивановне. Что это? По мнению автора, даже в самых страшных и жестоких людях в глубине души прячется добродетельность.

В какой момент она выходит наружу иногда не знает и сам человек.

Аргументы в пользу себя приводит Раскольников. Он ненавидит Лужина и Свидригайлова, считая их воплощением зла. Главный герой презирает этих господ. Автор помогает читателю увидеть общие черты трех мужчин. Насильник, убийца, лжец –двойники.

Они олицетворяют разные стороны преступных желаний человека. Всех жалко автору, каждый ждет прощения, ждет сострадания и сочувствия. Мужчины запутались в пороках. Повезло Раскольникову. Рядом с ним оказалась Соня.

Она помогла исправиться и проявиться доброте и милосердию.

Роман построен на противоборстве добра и зла в одном человеке и в обществе между людьми. Человек и человечность – синонимичные понятия. Достоевский призывает помнить об этом. Написать сочинение «Доброта и жестокость» в романе «Преступление и наказание» сложно, потому что все персонажи проходят через эти два понятия. Материал станет помощью в рассуждении на данную тему.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 9/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Борис Годунов»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Биография Баха»с результатом 7/11

Гость завершил

Тест «Гранатовый браслет»с результатом 14/14

Гость завершил

Тест «Метель»с результатом 13/13

Гость завершил

Тест на тему “Экватор”с результатом 2/5

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – примеры и аргументы

Аргументы добра

В пользу добродетели персонажи совершают разные поступки. Почему-то жестокие люди способны на милосердие и проявляют себя в произведении противоположным образом. Такая характерная черта присуща нескольким главным героям:

  1. Родион Раскольников.
  2. Соня Мармеладова.
  3. Сестра процентщицы Лизавета.

Родион Раскольников — добрый человек. Главным преимуществом героя считается большая любовь к близким. Он бережёт маму и сестру, сострадая их проблемам. Ко всем относится искренне и помогает семье Мармеладовых.

Доказательством доброты Раскольникова выступает сон о лошади: мальчик хочет лошадку, над которой издеваются, чтобы освободить её от страданий. Добрые дела Раскольникова показывают его характер с наилучшей стороны. На протяжении всего романа в душе героя борется между собой добро и зло.

В заключение наступает раскаяние преступника и победу одерживает доброта.

В образе Сони Мармеладовой проявляется истинное добро и искренность. Для семьи она жертвует собой и предаёт себя для спасения близких от голодной смерти. Помогает мачехе и пьющему отцу. Её добропорядочность равна самопожертвованию собственной жизнью.

Терпит и жертвует ради блага семьи сестра процентщицы Лизавета. Она находилась в рабстве у сестры, кроме того, что работала и убирала в доме, она еще и свои деньги отдавала сестре. Взамен старуха била её, бесконечно грубиянила, отказывала в самом необходимом. Надеясь, что все заработанные деньги уйдут на пожертвования в монастырь, Лизавета терпела и любила свою сестру.

Мама Раскольникова — Пульхерия Александровна — яркий образ благородства и добропорядочности. Зарабатывая не так много, отсылала всё своему сыну. И это для того, чтобы он получил образование и стал человеком. Она старается со всех сил и не сдаётся, отказывая себе во всём ради сына.

Достойным примером победы добра над злом, служит нехороший случай, который случился с Дуней Раскольниковой. Оказавшись потенциальной жертвой насилия, она просит помощи у самого́ насильника Свидригайлова. Он её отпускает, так как его тронула нежная мольба жертвы о спасении.

Источники возникновения зла

Достоевский показывает истинные причины злостных намерений у людей. По мнению писателя, добрые люди могут превратиться в злых из-за влияющих факторов. Самыми распространнеными источниками проявления зла можно назвать:

  1. Нищета.
  2. Эгоизм.
  3. Сплетни.
  4. Развращённость.

Раскольников вынужден был совершить преступление из-за нищеты. Именно нищенское положение разуверило его во всём, и даже в Боге. Лужин (жених Дуни) прикрывается добродетелью, а сам жестоко и эгоистично относится к своей избраннице. Любит только себя, жадничает во всём и ставит девушку перед выбором между ним и братом.

Марфа Петровна насплетничала о связи своей гувернантки и её мужа. Убедившись, что неправа, она исправила ситуацию, тем самым искоренила зло от собственных сплетён. Развращённость Свидрагайлова, которая не знает меры ни в чём и разлагает его душу, служила безусловным источником зла, как и другие человеческие пороки.

Двухзначные образы

Добро и зло в романе присутствует во всех людях одновременно. Автор хотел показать, как в одном человеке могут быть объединены две противоположные сущности. Среди героев, которым присуща такая двузначность, можно выделить:

  1. Студент Раскольников.
  2. Проститутка Соня.

Юноша Родион помогает всем, кто нуждается. Добрые поступки Раскольникова не перестают удивлять. Ему казалось, что убивая он освобождает свою семью от долгов и сможет добиться лучшего, а не принесёт горе. Личность его раздваивается — становится жестокой. Он делает мертвыми других людей. Раскаявшись, герой понимает всю тяжесть преступления.

Соню оправдывает сам автор. Её душа добрая и делает она свою непристойную работу во благо семье. Она одновременно совершает грех и благородный поступок. В сравнении с нею многие выглядят более злыми и недобропорядочными.

Автору жалко всех. Из романа явно напрашивается вывод, что все заслуживают всеобъемлющего прощения. Он сострадает каждому, кто совершает греховный поступок и показывает, какие последствия от него могут быть. Не поздно всё изменить и заново найти себя, если даже запутался в своей жизни, а на примере Раскольникова даже раскаяться.

Сочинение на тему «Преступление и наказание — доброта и жестокость» считается одной из популярных тематик в русской литературе. Вслед за романами Достоевского «Идиот», Пушкина «Капитанская дочка», Гончарова «Обломов», Куприна «Олеся» это произведение служит хорошим сюжетом для многих пьес, где показано милосердие, сострадание и людские пороки одновременно.

Понятие добра и зла в любых повестях изучалось давно, но здесь отражается больше всего. Прочитав эти романы, литературный экзамен по егэ можно сдать с лёгкостью.

Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

02.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»

  • Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  • Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  • Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  • Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  • Истинная и ложная доброта.
  • Доброта и жестокость на войне.
  • Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Аргументы на темы “Доброта и жестокость”

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье.

С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.

Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости.

Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб.

Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость.

Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания.

В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери.

Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения.

Читайте также:  Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас…»

К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

И. А. Гончаров. «Обломов»

Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу.

Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную.

На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.

Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком.

Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына.

За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке.

Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены.

Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.

Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду.

На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире.

Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик.

Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость.

В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.

Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости.

Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина.

Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.

Н. В. Гоголь «Шинель»

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием.

А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек.

Получается, доброму и неспособному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствуют истинные ценности.

Н. С. Лесков «Дурачок»

Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться.

Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям.

Это образец истиной добродетели, к которой должен стремиться каждый.

Как писать сочинение "Доброта и жестокость" по "Преступлению и наказанию"?

Доброта и жестокость, оба качества мы можем встретить в человеке.

Чаще всего, людям присуща либо доброта, либо жестокость. Оба эти качества редко можно встретить в человеке.

В романе “Преступление и наказание” Достоевский как раз наградил своего героя Родиона Раскольникова именно этими двумя качествами. Аргументируем это.

С одной стороны он равнодушный жестокий убийца. Пытаясь отнести себя к высшему разряду, он убивает старуху процентщицу, говоря себе: «Тварь ли я дрожащая или право имею». Позже от его рук умирает ни в чем не повинная убогая женщина.

С другой же стороны Раскольников проявляет доброту, отдавая последние деньги на похороны практически незнакомого человека. Кроме того, он пытается спасти Софью от бесчестия.

Именно в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” проглядывается эта взаимосвязь человеческой природы – доброта и жестокость.

Плохое финансовое положение главного героя Раскольникова заставляет его философски задумываться над своей жизнью, вот здесь он заболевает “бонапартизмом”, ложной мыслью о том, что только преодолев себя, совершив жестокость или насилие по отношению к человеку он может добиться своей цели и только потом подойти вплотную к изначальной черте человеческого бытия – доброте. Конечно, эта ошибочная теория и привела к тому, что добрый по своей натуре Раскольников убивает старуху-процентщицу, и это приводит к психологическому расстройству всего его жизненного уклада.

Что такое доброта и жестокость? Доброта- это хорошее отнощение людей друг к другу. Люди обладающие добротой хотят только хорошего другим. А жестокость является противопольностью доброте. Жестокие люди представляют опасность другим людям. Они проявляют бесчеловечность по отношению к другим, даже друзьям.

Приведу пример из художественной литературы.

Пример приведу из романа “преступление и наказание” Достоевского. Главный герой Раскольников хочет решить проблему с деньгами в своей семье. У него уже имеется много долгой, в том числе и за квартиру. Он решается на убийство пожилой процентщицы. Жестокость этого человека побеждает над добротой и он смог убить ее.

Это убийство запечатлила ее сестра, за что и она была убита Раскольниковым. Раскольников показал свою сущность жестокости.

Соня Мармеладова – героиня романа “Преступление и наказание”, милая, добрая девочка, которая жалея свою семью стала зарабатывать на хлеб не пристойным занятием для девушки женщины. Причинен ли ей вред из-за ее доброты? Безусловно, ведь общество ее осуждает.

Одним из самых известных произведений Достоевского Ф.М. является роман “Преступление и наказание”.

Почему же именно этот роман получил такую широкую популярность у читателей? Чем он привлекателен?

Даже в настоящее время, по прошествии многих лет, не найдется ни одного человека, который бы не знал фамилию главного героя романа.

Раскольников…

Это обычный паренёк, который мечтал о лучшей жизни для себя и также, как и большинство современных людей, хотел, чтобы эта мечта сбылась здесь и сейчас. Но ничего другого, кроме как совершить преступление, он придумать не смог.

Этот образ молодого человека существовал во все времена и остаётся актуальным даже в 21 веке.

Видимо по этой причине роман “Преступление и наказание” пользуется такой популярностью.

Первая сцена-это появление Сонечки Мармеладовой. Потом появляются пьяные. И так, по ходу романа, Раскольников, а вслед за ним и читатели сталкиваются с различными уличными особами, населяющие дореволюционный город.

Вопрос о добре и жестокости очень часто встречается в мировой литературе.

Так и в рассказе Шукшина “Чудик” можно встретить эта два качества.

Доброта присуща главному герою произведения Василию Егорычу Князеву, по прозвищу Чудик. Он бескорыстный и добрый человек, старается жить правильно, но именно это и становится причиной его причуд. То он находит деньги и оставляет их на кассе, чтобы их забрал тот, кто потерял.

Но когда понимает, что это он сам и выронил пятидесятирублевку, не решается вернуться в магазин и забрать деньги, т.к. боится, что люби о нем подумают плохо и сочтут, что он решил прикарманить деньги. Так и в гостях у брата, он желает угодить жене брата, чтобы та порадовалась и разрисовывает коляску младшего сына. Но это не понравилось девушке.

Когда Чудик понимает, что он не желанный гость в доме брата, уезжает домой.

Пример жестокости можно привести пример в жене брата. Именно жестокость присуща этой женщине, ведь она выгоняет брата мужа, указывается в произведении “Чудик”, что отношение ее такое к Василию Егорычу из-за того, что он “прост слишком, ей бы родственника рангом повыше, руководителя какого-нибудь. Чтоб при должности состоял.”

Да не мечта у него была, а гордыня. Нормальный человек не считает себя “элитой” и уж тем более не берёт в руки топор, чтобы грохнуть мелкую лавочницу и тем самым доказать себе, что он “не тварь дрожащая”, а некий вершитель судеб человечества.

Возомнил о себе, находясь на дне жизни, студент-недоучка, исключённый из университета, что он особенный и что ему будто бы по плечу взять да изменить общество, уничтожив процентщицу. В итоге встал на одну доску с теми негодяями, которых ненавидел.

Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Каковы последствия нарушений законов нравственности?

Ощущение пустоты и бессмысленности окружающей нас жизни – первый признак выхода общества или отдельной личности за грани свода нравственных норм. Ярким подтверждением тому может служить появление в романе Ф. М. Достоевского такого персонажа, как господин Свидригайлов.

Хочется отметить, что в светском восприятии он не выглядит ущербным или потерянным. Герой обладает незаурядным умом, положением в обществе, колоссальным жизненным опытом и полностью материально обеспечен. Он практически свободен от повседневных забот и необходимости обеспечивать свое существование упорным трудом или творческим поиском.

Вот только цель, которую Свидригайлов преследовал всю жизнь – наслаждаться цветами удовольствия, с тем, чтобы потом без сожаления выкинуть их в сточную канаву – привела его к потере смысла жизни и непреодолимой скуке пресыщения.

Кончилось это, как вы помните, весьма печально — Аркадия Ивановича стали посещать души загубленных им девушек, и никакие попытки избавить себя от этого наваждения результата не дали. Свидригайлов застрелился, не выдержав той смертельной пустоты, которая заполнила его целиком.

И причиной его поступка было не раскаяние, а полная и глубокая безысходность. Федор Михайлович настойчиво предупреждает нас о том, что отказ от соблюдения элементарных законов нравственности, неизбежно приводит человека, в начале к духовной деградации, а затем и к физической смерти.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Мужество (таблица)

Кумиры и их влияние на поведение и жизнь человека.

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта.

В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали.

Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями.

Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки.

К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство.

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Существует ли цена жизни человека?

Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Достоевского во всех его произведениях.

По теории, исповедуемой главным героем романа «Преступление и наказание», все люди нашей планеты делятся на две категории: гении, созданные для созидания и серая посредственность, предназначение которой ограничивается продолжением рода.

Следуя этим убеждениям, Раскольников легко приходит к мысли, что вторую категорию можно использовать как расходный материал, ради интересов элитарной прослойки человечества.

Смерть старушки – процентщицы рассматривается им, как необходимая жертва, принесенная ради благосостояния своей семьи и тех людей, которые пострадали от ее алчности. Он убежден, что освободив нашу грешную землю от присутствия «гадкой старухи», он принесет миру радость и благоденствие.

Оправдывая свое решение соображениями всеобщего блага, он даже не предполагал насколько глубокие внутренние страдания, граничащие с умственным расстройством, принесет ему смерть презираемого им человека. В конце романа главный герой раскаивается в содеянном и очень ясно осознает, что цена жизни человека не нами установлена, и определять ее по своему усмотрению, а тем более распоряжаться ею, права нам никто не давал.

Проблемы нравственного выбора

Проблемы выбора зачастую находятся в нравственной плоскости. Ф.М. Достоевский ставит эту задачу перед многими своими персонажами. Яркий тому пример, поступок Раскольникова — преступление нравственной грани заканчивается для него убийством человека.

Господин Мармеладов, погрязнув в своих пороках, забывает о семье и фактически предает ее. Сонечка делает выбор в пользу отказа от внутренних нравственных ограничений и предается пороку. Каждому из персонажей писатель дает возможность поступать сообразно своему пониманию нравственности.

И хотя последствия такого выбора для каждого индивидуальны, они все же неизбежно наступают. Пути одних заканчиваются смертью, другие не находят себе места от внутренней опустошенности, а нравственные муки третьих едва не заканчиваются сумасшествием.

Но как бы там не было, нравственный выбор остается личным делом каждого, и человек, столкнувшись с такой необходимостью, вынужден его делать.

В чем может проявляться истинное милосердие?

Милосердие – это отражение внутреннего состояния человека. Поступки, объединенные этим чувством, порой непредсказуемы и необъяснимы. Сонечка Мармеладова, например, нарушая все правила светских приличий, проявляет истинное милосердие по отношению к окончательно запутавшемуся Раскольникову.

Она жертвует своей репутацией и спасает главного героя от неизбежной духовной смерти. Ее решение следовать за Родионом в места отбывания наказания, с трудом вписывается в рамки общепринятых представлений о приличиях.

Оно иллюстрирует глубину ее нравственной организации и лишний раз подтверждает, что любовь к ближнему и страдания во имя этой любви, высшее предназначение любого нормального человека.

Всегда ли цель оправдывает средства?

Высокие цели никогда не могут быть достигнуты низменными средствами. Эту мысль Ф.М. Достоевский красноречиво иллюстрирует трагедией главного героя романа.

Родион Раскольников своей теорией о сверхличности, пытается убедить себя в том, что какие бы поступки он не совершал во имя благой цели, все они будут оправданы полученным результатом.

Последствия совершенного им убийства, должны были принести радость тысячам обездоленных и нуждающихся, но результат этого злодеяния оказался совершенно иным. Смерть старухи – процентщицы начала разрушать личность самого Раскольникова, и не принесла никакой радости окружающим.

Поступок оказался лишь психологическим экспериментом, цель которого заключалась в самоутверждении себя, как сверхличности. Но поскольку главный герой никогда не отличался монолитным цинизмом и беспринципностью, последовавший душевный надлом, едва не привел к гибели его самого.

Чуть позже он начинает понимать, что суперидея, посетившая его неокрепший ум, была всего лишь проявлением гордости ума, и ни на что иное претендовать не могла. Это был вопрос к самому себе: «кто я – тварь дрожащая, или право имею?». Судьба Раскольникова лишний раз доказывает, что любая, самая высокая и справедливая цель, теряет свои свойства, при попытке достичь ее грязными средствами.

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства.

Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением.

Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков.  Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий.

Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию.

Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», является яркой тому иллюстрацией. Попытка определить свое положение в окружающем его социуме, Раскольников совершает роковую ошибку. Совершенные им убийства ложатся на него неподъемным грузом и разрушают изнутри.

Он буквально тает под влиянием мук совести, и уже находясь на пороге наступающего безумства, приходит к раскаянию.

По всей видимости, мера искупления, которая ему предстоит и сам поступок, совершенный им в порыве юношеского безрассудства, позволят ему в дальнейшем изменить образ своих мыслей и отношение к людям, поскольку падать ниже – уже некуда.

Раскольников еще при жизни опустил себя в бездну ада и вынужден через покаяние, скорбь и осознание совершенных им ошибок постепенно возвращаться к себе самому. Это долгий и тернистый путь, но став на него, человек вряд ли оступится вторично.

Что такое муки совести и как с ними жить?

Совесть является внутренним индикатором нравственного состояния человека. Она определяет его поведение и вынуждает к принятию решений, соответствующих его моральным установкам. Человеку свойственно игнорировать советы близких и не реагировать на замечания окружающих, но вот остаться безразличным к укорам совести не удается никому.

Главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову, не давала покоя мысль: «Кто я есть на самом деле?». Она, собственно, и явилась фундаментом для его безумной теории о сверхчеловеке. Проверка ее достоверности привела к смерти невинных людей.

Преступник не оставил явных улик, указывающих на его причастность к убийству, но совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не наступило раскаяние в содеянном. В момент принятия решения о добровольном признании, он испытал такое облегчение, что все предстоящие мытарства и испытания представлялись ему легкой прогулкой.

Совесть работает безукоризненно и четко, ее нельзя усыпить или обмануть. Пока человек прислушивается к своему внутреннему арбитру, он жив и физически и нравственно.

Некоторые проблемы по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание для сочинения в ЕГЭ

  • Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881)
  • Преступление и наказание
  • роман
  • Написан: 1866г.
  • Время действия: начало июля (предположительно 1865г.)
  • Место действия: Санкт-Петербург, город в Р-й губернии, острог в Сибири
  • Персонажи:
  • Родион Романович Раскольников – бывший студент юридического факультета, 23 года

Алена Ивановна – старуха-процентщица, вдова, коллежская секретарша, ок. 60 лет.

Семен Захарович Мармеладов – бывший чиновник, за 50 лет.

Софья Семеновна Мармеладова – дочь Мармеладова, ок. 18 лет.

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Раскольникова, 43 года.

Авдотья Романовна Раскольникова (Дуня) – младшая сестра Раскольникова

Катерина Ивановна Мармеладова – жена Мармеладова и мачеха Сони, ок. 30 лет, имеет трех детей.

Петр Петрович Лужин – надворный советник, человек с деньгами, 45 лет.

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин (Разумихин) – молодой человек, студент, друг Раскольникова

Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, бывший шулер, ок. 50 лет.

  1. Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры, 35 лет.
  2. Второстепенные персонажи:
  3. Андрей Семенович Лебезятников – молодой человек, друг Лужина, придерживается прогрессивных взглядов
  4. Лизавета Ивановна – сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери), 35 лет.
  5. Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова, старше него на 5 лет
  6. Зосимов – приятель Разумихина, знакомый Раскольникова, доктор, 27 лет.
  7. Александр Григорьевич Заметов – знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе, 22 года.
  8. Никодим Фомич – квартальный надзиратель в том районе, где жил Раскольников
  9. Илья Петрович – помощник квартального надзирателя по прозвищу «Порох»
  10. Настасья – служанка в доме, где снимал комнату Раскольников
  11. Амалия Ивановна – хозяйка в доме, где снимали комнату Мармеладовы
  12. Миколка – красильщик, задержанный по делу об убийстве
Проблема Пример
Положительные
совести Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью». После совершения преступления Раскольников неоднократно борется со своей совестью, которая усиливается в нем под влиянием любви Сони.
ценности человеческой жизни Алена Ивановна описывается автором в негативных тонах, но таким образом утверждается мысль, что, каким бы жалким и ничтожным ни был человек, это все равно человек и никто не вправе распоряжаться его жизнью.
сострадания Раскольников, видя ужасную нищету, в которой живет семья Мармеладовых, оставляет, уходя, немного денег «на окошке», чтобы хоть как-то помочь. Раскольников проявляет сострадание, хотя деньги ему самому нужны, он сам очень беден.
восстановления справедливости Марфа Петровна, подозревая любовную связь между Свидригайловым (своим мужем) и Дуней, которая работала у них гувернанткой, распространила про неё сплетню по всему уезду. Но позже Свидригайлов сознался своей жене в том, что виноват во всем только он один и предъявил письмо, в котором Дуня всячески отвергает все его ухаживания. Тогда Марфа Петровна извинилась перед Дуней и с этим письмом стала обходить всех знакомых, чтобы восстановить ее репутацию. Потом она нашла богатого жениха Дуне (Петр Петрович Лужин) и завещала ей 3тыс. руб. после своей смерти. Лебезятников раскрывает подлость Лужина, восстанавливая репутацию Сони.
жертвенности Дуня и Соня жертвуют собой ради материального обеспечения близких людей. Соня стала заниматься проституцией, а Дуня хотела выйти замуж не по любви (ради денег).
ответственности (социальной, моральной, перед совестью, перед самим собой) Раскольников увидел на улице пьяную девушку «лет шестнадцати», за которой следил какой-то мужчина. Он вступился за неё и дал денег городовому, чтобы тот отвез её домой.
трудолюбия Разумихин много работал, никогда не унывал, всегда был весел и общителен. Благодаря своему трудолюбию он «решительно сам, один, содержал себя».
преодоления жизненных трудностей Разумихин, благодаря своему веселому нраву и жизнелюбию, не придавал значения жизненным трудностям и легко с ними справлялся. «Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». «Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод». «Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится»
сострадания, жалости к животным Раскольникову снится сон, в котором он, будучи маленьким, «бросается с своими кулачонками на Миколку», когда видит, что тот забил до смерти «бедную лошаденку». Маленький мальчик подбегает к савраске, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы».
влияния детских впечатлений на действия человека Под влиянием своего сна Раскольников готов отказаться от своего намерения убить старуху-процентщицу. Но потом обстоятельства складываются так, что у него появляется редкая возможность осуществить свой план. И, посчитав это «предопределением судьбы», он все же решается на убийство.
честности Лизавета, сестра Алены Ивановны, занималась перепродажей вещей и «была очень честна», не торговалась, а «всегда говорила крайнюю цену».
дружбы / дружеской помощи / участия в судьбе друга Разумихин отыскал Раскольникова и помогает ему во всем. Он пригласил знакомого доктора, чтобы тот следил за состоянием больного, уладил дела Раскольникова, связанные с долгом квартирной хозяйки. После того как Раскольников получает деньги от матери (35 рублей) Разумихин покупает ему одежду. Видно, что ему небезразлична судьба друга.
прощения Перед смертью Мармеладов просит прощения у своей дочери. Соня искренне прощает его.
материнской любви Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, очень любила его. Она старается устроить его счастье, хочет помочь ему, жертвует для него даже счастьем Дуни. Она сходит с ума от равнодушия и черствости сына
ответственности за свое обещание, за свое слово Раскольников, несмотря на долгую разлуку со своей семьей, выгоняет мать и Дуню, говорит, что не хочет их видеть. Разумихин отводит их домой, дет им слово, что присмотрит за Родионом, приведет к ним врача, чтобы они от специалиста узнали о том, как чувствует себя Родион. Все эти обещания от выполняет в короткий срок.
уважения человеческого достоинства Когда Соня Мармеладова приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за деньги и пригласить на поминки, то, несмотря на ее «занятия», несмотря на то, что про нее Лужин наговорил много нехороших вещей, Дуня обращается с ней очень вежливо, проявляет уважение к ней.
самопожертвования / жертвенной любви Соня жертвует собой ради своих близких. Дуня хочет выйти замуж не по любви, жертвуя своим счастьем ради матери и брата. Соня идет за Раскольниковым в Сибирь, чтобы морально поддержать его.
сохранения духовной чистоты / нравственной прочности, стойкости человека Соня Мармеладова сохраняет нравственную чистоту, несмотря на то, что она «по желтому билету пошла». Эта хрупкая девушка сильна духовно. Сила ее любви воскрешает Раскольникова к новой жизни.
нравственного очищения через страдание Красильщик Николай «признается» в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, чтобы «принять страдание». Он был «из раскольников» и хотел нравственно очиститься через страдание на каторге.
активной помощи человеку Раскольников объясняет мотивы подлого поступка Лужина, когда тот обвиняет Соню в воровстве. Раскольников сообщает, что Лужин хотел выставить Соню перед его семьей воровкой, чтобы поссорить его с матерью и сестрой. Это объяснение помогло восстановить честную репутацию Сони.
сочувствия, сопереживания другому человеку Раскольников во время второго визита к Соне пытается сознаться в убийстве. Он понимает, что «та минута пришла», но слова даются ему с большим трудом. Соня понимает его состояние, она сочувствует ему и произносит со страданием: «Как вы мучаетесь!»
морального права судить других людей Соня убеждена, что ни у кого нет морального права распоряжаться чужой жизнью. Она с негодованием восклицает: «Убивать? Убивать-то право имеете?»
публичного покаяния и очищения Соня советует Раскольникову публично, перед всем народом, перед землей, покаяться в совершенном преступлении. Такое покаяние очистит душу и у Раскольникова будет шанс вернуться к нормальной жизни. «Тогда бог опять тебе жизни пошлет»
смысла жизни «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». (Порфирий Петрович)
отношений матери и сына Раскольников перед явкой с повинною идет к матери, чтобы проститься. Он признается ей в сыновней любви, говорит, что должен уехать. Мать понимает его и они вместе, обнявшись, плачут.
нравственного воскрешения человека / любви как воскрешающей силы На каторге, в Омском остроге, Раскольников понимает, что его теория была ошибочна. Любовь и моральная поддержка Сони воскрешают его к новой жизни.
Отрицательные
влияния «среды» на действия человека Родион Романович Раскольников объясняет свое преступление отчасти социальной средой, теми условиями, в которых он находился. Семен Захарович Мармеладов пристрастился к пьянству тоже во многом из-за неспособности противостоять среде, бороться с трудностями.
бедности Раскольников живет в очень бедной комнате, которую нанимает «от жильцов». Она очень маленькая, поэтому персонажи и автор называют ее каморкой, клетушкой, гробом, каютой и т.п. Он «был должен кругом хозяйке», ходил в «лохмотьях», был «задавлен бедностью». Такие условия (крайняя черта бедности) могут толкнуть человека на преступление с целью обогатиться, получить «сразу весь капитал».
пьянства У Мармеладова от постоянного пьянства “желтоватое, даже зеленоватое лицо с припухлыми веками”. Он говорит, что у него жизнь пошла под откос, но на самом деле у него слабый характер. Он пропивает последние деньги семьи, украденные у жены, а потом берет «на похмелье» 30 копеек у своей дочери Сони, прекрасно зная, каким трудом она их заработала. Пьянство может порождать нечеловеческую жестокость. Сон Раскольникова передает нам его детские впечатления от поступка пьяного Миколки, который забивает насмерть бедную «клячонку».
слабости характера / стремления уйти от реальности Слабость характера может привести человека к различным видам зависимости: от компьютерных игр, от социальных сетей, от алкоголя (Мармеладов) и т.п.
нравственного падения Мармеладов осознает низость своего падения, но ничего не может с собой поделать. Он крадет последние деньги семьи из сундука Катерины Ивановны, а потом приходит к Соне «на похмелье просить». С его молчаливого согласия она и «по желтому билету пошла».
брака по расчету Дуня хотела выйти замуж за Петра Петровича Лужина, чтобы его деньги использовать потом для помощи матери и своему брату. Раскольников считает, что в этом браке она была бы несчастна и не принимает этой жертвы.
социальной несправедливости Раскольников считает несправедливым, что такие, как Лужин и Свидригайлов, творят подлости, гадости и при этом живут в комфорте и чувствуют свою безнаказанность, а «чистые» и искренние сердца (например, Соня, Дуня) вынуждены страдать. Раскольников хочет исправить эту ситуацию, решившись на преступление.
человеческой жестокости / жестокого отношения к животным Раскольникову приснился сон, в котором Миколка и другие пьяные мужики избивали «маленькую, тощую, саврасую крестьянскую клячонку» за то, что она не могла сдвинуть с места перегруженную телегу. Под конец Миколка стал бить ее оглоблей и ломом, пока не забил до смерти.
страха перед разоблачением Раскольникова вызвали в участок из-за неуплаты долга по квартире. Но он терзает себя мыслями, что его разоблачили в убийстве. Из-за своего страха, услышав рассказ об убитой старухе-процентщице, он теряет сознание прямо в участке.
ненависти к миру, ожесточения / отрыва от «почвы», от людей После совершения преступления Раскольников чувствует себя одиноким и ожесточается на весь мир. «Он как будто ножницами отрезал себя от всех и всего».
равнодушия ко всему, апатии После того как Раскольников избавился от улик, он ощущает внутри себя полное равнодушие к миру и апатию. Он идет, не разбирая дороги, его принимают за нищего, без всякой цели он заходит к Разумихину и ничего не отвечает на его расспросы.
эгоизма / равнодушия к чужой беде / душевной черствости Петр Петрович Лужин. Теория «целых кафтанов» или теория разумногоэгоизма. Необходимо думать только о себе, не нужно сочувствовать чужому горю, делиться с кем-нибудь своим «кафтаном». «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел».
стремления к острым ощущениям Раскольников после выздоровления зашел в трактир, где встречает Заметова. Наведя разговор на убийство старухи-процентщицы, Раскольников чуть не признается ему в преступлении. «Страшное слово… так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется; вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!» Потом он возвращается на место преступления, звонит в колокольчик, чтобы еще раз услышать этот звук.
неблагодарности Раскольников после разговора с Заметовым, выходя из трактира, сталкивается в дверях с Разумихиным. Вместо слов благодарности за помощь он отталкивает его от себя, прогоняет, кричит на него.
оправдания преступления Разумихин, критикуя терпимое отношение социалистов к преступлениям, не соглашается с их мнением о том, что «преступление есть протест против ненормальности социального устройства» и что большинство преступлений совершается лишь потому, что «среда заела». Преступление (убийство) нельзя оправдать ничем, в том числе и влиянием «среды», «ненормальным социальным устройством» или «высшей справедливостью».
вседозволенности / безнаказанности Свидригайлов чувствует себя безнаказанно и поэтому совершает много неблаговидных поступков, которые заканчиваются смертью других.
поклонения деньгам Петр Петрович Лужин больше всего на свете ценил свои деньги, добытые «всякими средствами». Для того чтобы сохранить свои капиталы, он сближается с не вызывающим у него симпатии Лебезятниковым, представителем «прогрессистов», боясь обличения.
подлости и клеветы Лужин подбрасывает 100 руб. Соне в карман и обвиняет ее в воровстве. Это нужно ему было для того, чтобы выставить Соню воровкой и поссорить Раскольникова с его семьей.
отчаяния, обреченности, безвыходности Катерина Ивановна от безысходности идет на улицу с детьми просить милостыню.
Читайте также:  Краткое содержание книги «красный цветок» по главам (в. м. гаршин)
Ссылка на основную публикацию