Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович стал основоположником такого литературного направления, как «сентиментализм». Также он стал первым писателем, который в сюжет своей повести добавил героя, чья жизнь оканчивается самоубийством.

Тема о несчастной любви раскрывается в повести Карамзина «Бедная Лиза». Анализ произведения кратко даёт понять главную мысль, которую хотел донести автор, и поможет составить план для сочинения по литературе в 8 классе.

История создания и смысл названия

Считается, что на создание этой великой повести Николая Михайловича подтолкнула зарубежная литература, с которой он познакомился в своём путешествии по Европе.

Однако писатель понимал, что задатки сентиментализма не будут восприняты русским народом, поэтому решил добавить что-то такое, что нашло бы отклик в сердцах людей.

Именно поэтому в повести присутствует не только повествование о чувствах главной героини, но и описание природы.

Сюжет произведения основывается на одной девушке, которая не смогла пережить измену возлюбленного и покончила с жизнью. Карамзин стал первым русским писателем, в произведении которого нет счастливого конца. Такая особенность подарила повести и автору популярность среди русского народа.

Дата написания повести — 1792 год. В этом же году она и была опубликована в журнале самого́ Карамзина. Произведение «Бедная Лиза» затронуло критиков и читателей до глубины души, что повлияло на известность Николая Михайловича и на его дальнейшую творческую карьеру.

Смысл названия «Бедная Лиза» можно трактовать двумя способами. Карамзин добавил оценочное слово в заголовок, чтобы отразить своё отношение к главной героине. Автор надеялся, что судьба девушки также затронет душу читателей.

Не стоит забывать, что слово «бедная» может использоваться в смысле «нищая». Это также подчёркивает материальное положение главной героини. По этой причине Эраст не захотел связывать свою дальнейшую жизнь с Лизой.

Суть: о чём повествуется

В настоящее время людей нельзя удивить сюжетом произведения, однако в конце XVIII века оно произвело настоящий фурор. В повести Карамзина повествуется о нелёгкой судьбе бедной девушки.

Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Обычная крестьянка Лиза вынуждена работать целыми днями, чтобы хоть как-то прокормить себя и маму. Девушка собирает ландыши и продаёт их в Москве за гроши. Там же её замечает Эраст, который влюбился в Лизу с первого взгляда.

Молодая пара проводит много времени вместе, однако чувства Эраста быстро прошли. Изначально он видел в ней ангела, который очень сильно отличается от напыщенных дворянских дам. Когда Лиза отдаётся герою, то он сразу же теряет к ней всякий интерес. Сначала Эраст всячески пытался избежать встречи с девушкой, а после и вовсе сказал, что ему необходимо уехать в другой город вместе с полком.

Лиза всеми силами пытается отговорить своего возлюбленного от поездки. Однако Эраст заявляет, что отказ от службы сулит ему позор. Девушке пришлось смириться с неизбежной разлукой. Она очень тосковала, но старалась не показывать этого матери, чтобы лишний раз не волновать её.

Однажды Лиза отправляется в Москву, чтобы купить необходимые лекарства. К её удивлению, там же встречает возлюбленного, который заявляет, что они больше не могут быть вместе. Оказывается, Эраст уехал не на службу, а просто отдохнуть. В Москве он настолько увлёкся игрой в карты, что потерял всё своё состояние.

Тогда парень решил жениться на старой вдове, чтобы хоть как-то улучшить своё положение. Лиза не смогла принять измену возлюбленного. Девушка попросила одну знакомую передать лекарства и извинения маме, а сама решила утопиться в пруду. К сожалению, спасти героиню так и не удалось, а Эраст винил себя до конца жизни в смерти Лизы.

Тематика произведения

В своей повести «Бедная Лиза» Карамзин отразил множество тем, которые остаются актуальными по сей день. В произведении присутствуют такие из них, как:

Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

  • Восприятие мира через призму чувств. Писатель старался передать чувства героини так, чтобы они были понятны читателям. Настроение Лизы часто перекликается с погодой. Если героиня счастлива, то и обстановка вокруг неё благоприятная. Если же у Лизы плохое настроение, то и всё вокруг ей кажется каким-то мрачным и печальным.
  • Любовь является главной темой произведения. За развитием отношений Лизы и Эраста читатель может наблюдать на протяжении всей повести. К сожалению, именно такое возвышенное чувство, как любовь, погубило главную героиню.
  • Социальное неравенство. Лиза была простой крестьянкой, в то время как Эраст происходил из зажиточной дворянской семьи. Хоть у героев и были романтические отношения, но сама девушка понимает, что у них нет продолжения, хоть и надеется на него. Герои были из разных социальных сословий, поэтому общество бы никогда не приняло такой союз.
  • Город — деревня. В повести Карамзина город — Москва, в которой очень много соблазна и разврата. Деревня же показана, как некое спокойное место, в котором живут добрые и отзывчивые люди. Именно поэтому Эраст обращает внимание на Лизу. Ему кажется, что девушка во всём отличается от зажиточных дворянок. Пейзажи города не имеют никаких эмоций, в то время как каждый уголок деревни имеет свои чувства и эмоции.

Проблематика повести

Также стоит уделить особое внимание проблемам, которые поднимает автор в своём произведении. В повести присутствуют такие из них, как:

  • Совесть. Эраст всю жизнь не мог простить себе смерть возлюбленной. Герой понял, чем обернулось его жестокое обращение с девушкой.
  • Нравственность. Карамзин осуждал молодого дворянина за его поступки. На протяжении всего произведения Эраст был легкомысленным. Однако Лизу тоже нельзя считать безгрешной. Девушка прекрасно понимает, что будущего с возлюбленным у неё нет, но всё равно отдаётся ему. Лиза и Эраст сломали себе жизнь необдуманными поступками.
  • Внутренний мир. Лиза и её мать посвящают всю свою жизнь лишь одному человеку. Главная героиня не думает о своей судьбе и делает всё лишь для того, чтобы угодить возлюбленному.
  • Социальное неравенство. Эраст не мог взять Лизу в жёны, потому что понимал, какое осуждение будет со стороны общества. Именно поэтому герой говорил девушке, что в дальнейшем хочет с ней жить, как с сестрой. Эраст стал узником такого уклада и не мог сделать выбор. Однако герой был слабохарактерным, поэтому решил подчиниться общественным устоям.
  • Бедность. В начале произведения перед читателями предстаёт Лиза, которая из-за своего бедного положения вынуждена работать не покладая рук. Изначально Эраст был зажиточным дворянином и ни в чём себе не отказывал. Когда юноша проиграл все свои деньги в карты, то решил сделать предложение старой вдове, имеющей большое состояние. Герой больше не видел выхода из своего положения, поэтому решил улучшить его таким неблагородным способом.

Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Основная мысль

Карамзин пытался донести до читателей, что и простой народ способен чувствовать не меньше, чем люди с высшим социальным статусом. Автор учит людей быть более гуманными друг к другу вне зависимости от сословий. Эгоизм Эраста погубил его самого, Лизу и её мать. Юноша не думал, чем может обернуться его привычная жестокость.

Смысл повести заключается в том, что нужно быть гуманнее к человеку, даже если он родился не в богатой семье. Если бы Лиза была дворянкой, то их дальнейшая жизнь с Эрастом была бы счастливой. Однако общественные устои и разделение по социальному признаку не позволили возлюбленным быть вместе дальше.

Жанр, композиция и направление

Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Жанр «Бедной Лизы» — повесть, так как в ней присутствуют связанные по смыслу между собой эпизоды. Однако, некоторые ошибочно принимают произведение за рассказ. Это можно опровергнуть тем, что для данного жанра нехарактерен такой большой объём, как для книги Карамзина, и в рассказе присутствует только одна сюжетная линия.

Карамзин при написании своего произведения решил отойти от классицизма, поэтому литературное направление «Бедной Лизы» — сентиментализм. Для этого направления характерно описание не жизни героев, а их чувств. Автор использовал разнообразные приёмы, чтобы вызвать у читателей сопереживание главной героине.

Композиция — кольцевая, так как произведение начинается и заканчивается описанием элементов пейзажа.

Особенности языка

Карамзин пытался избавить разговор героев произведения от старославянских и церковных выражений. Однако он упустил то, что дворянин и крестьянка разговаривают на одном и том же уровне.

На тот момент в литературе не особо сильно была заметна разница языка высших и низших слоёв общества, хотя в жизни это различие довольно сильной ощущалось.

Автор использовал такие средства художественной выразительности, как:

Сочинение: Смысл названия повести Николая Карамзина «Бедная Лиза»

  • Сравнение: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер».
  • Метафоры: «новый гость души её», «ангел непорочности».
  • Эпитеты: «зелёный покров», «трогательная картина».
  • Олицетворение: «цветы подняли головы», «воет ветер».

Краткий анализ повести «Бедная Лиза» поможет объяснить читателю ту идею, которую заложил в неё автор. Карамзин заставляет задуматься о том, что не нужно делить людей по их социальной принадлежности. Каждый человек способен чувствовать и любить.

Анализ произведения Карамзина «Бедная Лиза»: история написания, смысл названия, проблематика и композиция

Николай Михайлович стал основоположником такого литературного направления, как «сентиментализм». Также он стал первым писателем, который в сюжет своей повести добавил героя, чья жизнь оканчивается самоубийством.

Тема о несчастной любви раскрывается в повести Карамзина «Бедная Лиза». Анализ произведения кратко даёт понять главную мысль, которую хотел донести автор, и поможет составить план для сочинения по литературе в 8 классе.

История создания и смысл названия

Считается, что на создание этой великой повести Николая Михайловича подтолкнула зарубежная литература, с которой он познакомился в своём путешествии по Европе.

Однако писатель понимал, что задатки сентиментализма не будут восприняты русским народом, поэтому решил добавить что-то такое, что нашло бы отклик в сердцах людей.

Именно поэтому в повести присутствует не только повествование о чувствах главной героини, но и описание природы.

Сюжет произведения основывается на одной девушке, которая не смогла пережить измену возлюбленного и покончила с жизнью. Карамзин стал первым русским писателем, в произведении которого нет счастливого конца. Такая особенность подарила повести и автору популярность среди русского народа.

Дата написания повести — 1792 год. В этом же году она и была опубликована в журнале самого́ Карамзина. Произведение «Бедная Лиза» затронуло критиков и читателей до глубины души, что повлияло на известность Николая Михайловича и на его дальнейшую творческую карьеру.

Смысл названия «Бедная Лиза» можно трактовать двумя способами. Карамзин добавил оценочное слово в заголовок, чтобы отразить своё отношение к главной героине. Автор надеялся, что судьба девушки также затронет душу читателей.

Не стоит забывать, что слово «бедная» может использоваться в смысле «нищая». Это также подчёркивает материальное положение главной героини. По этой причине Эраст не захотел связывать свою дальнейшую жизнь с Лизой.

Характер в зависимости от времени года

Значение имени Эраст и характер его обладателя может изменяться в зависимости от даты рождения. Так, для представителей мужского пола с именем Эраст, рождённых зимой, свойственен беспокойный и независимый характер. Они крепко стоят на ногах, надеясь в жизни только на собственные силы. «Летние» Эрасты – слабые и бесхарактерные. Пробиваться в жизни им приходится крайне сложно.

В художественной литературе имя Эраст носил один из основных героев повести Н. Карамзина под названием «Бедная Лиза», возлюбленный главной героини, который погубил несчастную. А какое значение имени Эраст в «Бедной Лизе»? Какой характер у героя произведения?

Суть: о чём повествуется

В настоящее время людей нельзя удивить сюжетом произведения, однако в конце XVIII века оно произвело настоящий фурор. В повести Карамзина повествуется о нелёгкой судьбе бедной девушки.

Обычная крестьянка Лиза вынуждена работать целыми днями, чтобы хоть как-то прокормить себя и маму. Девушка собирает ландыши и продаёт их в Москве за гроши. Там же её замечает Эраст, который влюбился в Лизу с первого взгляда.

Читайте также:  Герои романа Толстого «Война и мир» (система образов)

Молодая пара проводит много времени вместе, однако чувства Эраста быстро прошли. Изначально он видел в ней ангела, который очень сильно отличается от напыщенных дворянских дам. Когда Лиза отдаётся герою, то он сразу же теряет к ней всякий интерес. Сначала Эраст всячески пытался избежать встречи с девушкой, а после и вовсе сказал, что ему необходимо уехать в другой город вместе с полком.

Лиза всеми силами пытается отговорить своего возлюбленного от поездки. Однако Эраст заявляет, что отказ от службы сулит ему позор. Девушке пришлось смириться с неизбежной разлукой. Она очень тосковала, но старалась не показывать этого матери, чтобы лишний раз не волновать её.

Однажды Лиза отправляется в Москву, чтобы купить необходимые лекарства. К её удивлению, там же встречает возлюбленного, который заявляет, что они больше не могут быть вместе. Оказывается, Эраст уехал не на службу, а просто отдохнуть. В Москве он настолько увлёкся игрой в карты, что потерял всё своё состояние.

Тогда парень решил жениться на старой вдове, чтобы хоть как-то улучшить своё положение. Лиза не смогла принять измену возлюбленного. Девушка попросила одну знакомую передать лекарства и извинения маме, а сама решила утопиться в пруду. К сожалению, спасти героиню так и не удалось, а Эраст винил себя до конца жизни в смерти Лизы.

Тематика произведения

В своей повести «Бедная Лиза» Карамзин отразил множество тем, которые остаются актуальными по сей день. В произведении присутствуют такие из них, как:

  • Восприятие мира через призму чувств. Писатель старался передать чувства героини так, чтобы они были понятны читателям. Настроение Лизы часто перекликается с погодой. Если героиня счастлива, то и обстановка вокруг неё благоприятная. Если же у Лизы плохое настроение, то и всё вокруг ей кажется каким-то мрачным и печальным.
  • Любовь является главной темой произведения. За развитием отношений Лизы и Эраста читатель может наблюдать на протяжении всей повести. К сожалению, именно такое возвышенное чувство, как любовь, погубило главную героиню.
  • Социальное неравенство. Лиза была простой крестьянкой, в то время как Эраст происходил из зажиточной дворянской семьи. Хоть у героев и были романтические отношения, но сама девушка понимает, что у них нет продолжения, хоть и надеется на него. Герои были из разных социальных сословий, поэтому общество бы никогда не приняло такой союз.
  • Город — деревня. В повести Карамзина город — Москва, в которой очень много соблазна и разврата. Деревня же показана, как некое спокойное место, в котором живут добрые и отзывчивые люди. Именно поэтому Эраст обращает внимание на Лизу. Ему кажется, что девушка во всём отличается от зажиточных дворянок. Пейзажи города не имеют никаких эмоций, в то время как каждый уголок деревни имеет свои чувства и эмоции.

Проблематика повести

Также стоит уделить особое внимание проблемам, которые поднимает автор в своём произведении. В повести присутствуют такие из них, как:

  • Совесть. Эраст всю жизнь не мог простить себе смерть возлюбленной. Герой понял, чем обернулось его жестокое обращение с девушкой.
  • Нравственность. Карамзин осуждал молодого дворянина за его поступки. На протяжении всего произведения Эраст был легкомысленным. Однако Лизу тоже нельзя считать безгрешной. Девушка прекрасно понимает, что будущего с возлюбленным у неё нет, но всё равно отдаётся ему. Лиза и Эраст сломали себе жизнь необдуманными поступками.
  • Внутренний мир. Лиза и её мать посвящают всю свою жизнь лишь одному человеку. Главная героиня не думает о своей судьбе и делает всё лишь для того, чтобы угодить возлюбленному.
  • Социальное неравенство. Эраст не мог взять Лизу в жёны, потому что понимал, какое осуждение будет со стороны общества. Именно поэтому герой говорил девушке, что в дальнейшем хочет с ней жить, как с сестрой. Эраст стал узником такого уклада и не мог сделать выбор. Однако герой был слабохарактерным, поэтому решил подчиниться общественным устоям.
  • Бедность. В начале произведения перед читателями предстаёт Лиза, которая из-за своего бедного положения вынуждена работать не покладая рук. Изначально Эраст был зажиточным дворянином и ни в чём себе не отказывал. Когда юноша проиграл все свои деньги в карты, то решил сделать предложение старой вдове, имеющей большое состояние. Герой больше не видел выхода из своего положения, поэтому решил улучшить его таким неблагородным способом.

Смерть бедной девушки

Самоубийство Лизы — очень важный эпизод в раскрытии ее характера. Ведь эта девушка, казалось, являлась воплощением христианских добродетелей. Как такая чистая душа могла решиться на столь тяжкий грех? Героиня решает утопиться, бросившись в воду. Но нельзя осуждать Лизу — горе лишило ее последних сил, и героиня просто не выдержала.

Даже перед смертью она не забывает о матери: идя на пруд, чтобы утопиться, она передает соседской девушке сто рублей с просьбой отдать их ее маме и сказать, что ее дочь любила человека, а он ей изменил. Писатель хотя и не оправдывает самоубийство героини, все же прощает Лизу.

Николай Михайлович Карамзин верит, что, несмотря на всю тяжесть преступления, душа Лизы попадет в рай.

Основная мысль

Карамзин пытался донести до читателей, что и простой народ способен чувствовать не меньше, чем люди с высшим социальным статусом. Автор учит людей быть более гуманными друг к другу вне зависимости от сословий. Эгоизм Эраста погубил его самого, Лизу и её мать. Юноша не думал, чем может обернуться его привычная жестокость.

Смысл повести заключается в том, что нужно быть гуманнее к человеку, даже если он родился не в богатой семье. Если бы Лиза была дворянкой, то их дальнейшая жизнь с Эрастом была бы счастливой. Однако общественные устои и разделение по социальному признаку не позволили возлюбленным быть вместе дальше.

Новое отношение к женщине

Еще одним новаторством писателя стало отношение к женщине. Ведь в 18-м веке ее считали ниже мужчины, у нее не было свободы. Женщина не могла любить того, кого захочет, избранника для дочери искали родители.

Конечно, при такой ситуации редко можно было встретить счастливые семейные пары. Те, кто пытался любить вопреки воле родителей, подвергались позору в глазах общества, такая любовь считалась безнравственной. Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина наглядно показывает это.

Позднее тему развивают и другие писатели, в частности Островский.

Преступление Лизы было в том, что она осмелилась полюбить вопреки общественному мнению. А любить русские крестьянки всегда умели страстно, пламенно и навсегда. Отказавшись выйти замуж за богатого крестьянского сына из соседней деревни, Лиза всецело отдалась своему возлюбленному.

Жанр, композиция и направление

Жанр «Бедной Лизы» — повесть, так как в ней присутствуют связанные по смыслу между собой эпизоды. Однако, некоторые ошибочно принимают произведение за рассказ. Это можно опровергнуть тем, что для данного жанра нехарактерен такой большой объём, как для книги Карамзина, и в рассказе присутствует только одна сюжетная линия.

Карамзин при написании своего произведения решил отойти от классицизма, поэтому литературное направление «Бедной Лизы» — сентиментализм. Для этого направления характерно описание не жизни героев, а их чувств. Автор использовал разнообразные приёмы, чтобы вызвать у читателей сопереживание главной героине.

Композиция — кольцевая, так как произведение начинается и заканчивается описанием элементов пейзажа.

Особенности сентиментализма

Творчество писателя воспитывает чувства, призывает к добру и милосердию. Так зарождается новое направление в русской литературе — сентиментализм, отводивший главную роль внутреннему миру человека.

Возможно, сегодня произведение «Бедная Лиза» кажется несколько отдаленным от жизни, а чувства героев — неестественными. Однако следует помнить, что Карамзин творил в жанре сентиментализма.

И произведение «Бедная Лиза», написанное в 1792 году, послужило источником вдохновения для следующих русских писателей, являясь отличным образцом этого жанра.

Для сентиментализма характерны острые конфликты, зачастую приводящие к гибели героя, и «Бедная Лиза» не является исключением. Смерть девушки потрясает и заставляет сопереживать уже многие поколения читателей.

Особенности языка

Карамзин пытался избавить разговор героев произведения от старославянских и церковных выражений. Однако он упустил то, что дворянин и крестьянка разговаривают на одном и том же уровне.

На тот момент в литературе не особо сильно была заметна разница языка высших и низших слоёв общества, хотя в жизни это различие довольно сильной ощущалось.

Автор использовал такие средства художественной выразительности, как:

  • Сравнение: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер».
  • Метафоры: «новый гость души её», «ангел непорочности».
  • Эпитеты: «зелёный покров», «трогательная картина».
  • Олицетворение: «цветы подняли головы», «воет ветер».

Краткий анализ повести «Бедная Лиза» поможет объяснить читателю ту идею, которую заложил в неё автор. Карамзин заставляет задуматься о том, что не нужно делить людей по их социальной принадлежности. Каждый человек способен чувствовать и любить.

Характер Лизы

По мере развития сюжета раскрывается и характер главной героини, образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. Бедная Лиза — героиня весьма привлекательная.

Мы понимаем, что это — чистая и глубокая душа, обладающая восприимчивым и мягким сердцем. Лиза часто грустила из-за смерти отца, однако матери старалась этого не показывать и стремилась казаться «покойною и веселою».

Девушка по натуре своей робка и застенчива. Впервые встретившись с Эрастом, она «показала ему цветы — и закраснелась».

Таков образ Лизы в повести «Бедная Лиза». План этого образа дополняется еще одной деталью. Необходимо отметить и честность героини. Когда Эраст захотел купить у нее цветы и предложил вместо пяти копеек рубль, она сказала, что не хочет лишнего. Лиза наивна, иногда до крайности: она сразу сообщает, где живет, совершенно незнакомому человеку.

Смысловой анализ повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Первым, что мы можем интерпретировать, это название произведения. Зачастую, в нем заложен весь смысл произведения, идея и позиция автора, а также и отношение к героем, в нашем случае. «Бедная Лиза» — название имеет двойной смысл: 1) Бедная – говорит о ее социальном статусе, положении; 2) Бедная – значит, оскорбленная, обиженная: показывается ее душевное состояние.

Соединив два этих значения, могу предположить, что речь пойдет о бедной, обиженной крестьянке. Значение имени Лизы истолковывается как «помощь Божья», значит, девушка добрая, отзывчивая, чувствительная, верующая, благонравная, праведная. Из названия мы можем сказать, что Лиза стала бедной нравственно, вследствие каких-то событий. Это мы узнаем после прочтения повести.

Н. М. Карамзин, дав повести такое название, ставит героиню рядом с собой, он ее не возвышает, например, дав ей имя Елизавета, и не принижает, назвав ее, например, бедная крестьянка.

Несмотря на различие социальный статусов автора и героини, он относится к ней с «нежной скорбью», с пониманием, с чувством сострадания. Это и стало одним из новаторств Карамзина.

Название повести простое, словно предназначенное для широкой публики. Ее может прочитать как известный дворянин, так и простой гражданин, крестьянин. И мало прочитать, главное – понять. Это и принесло популярность произведению.

Проблема

Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере.

Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству.

Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

Читайте также:  Сочинение к ЕГЭ: Свобода означает ответственность

Значение имени Елизавета

Имя Елизавета происходит от древнееврейского имени, которое в переводе означает следующее: «Божья клятва», «обет Богу», «почитающая Бога».

Основные черты характера: общительность, преданность.

Елизавета всегда хочет казаться лучше, чем она есть. Любит лидерство, но при этом мягка и отзывчива. Елизавета рождена для преданной любви. Для ее душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Она так растворяется в своей любви, что не возможно не полюбить в ответ. В целом характер ее не простой. Елизавету характеризуют как королеву красоты.

Если рассматривать ее психологию, то она не всегда говорит то, что думает, и не всегда делает то, о чем говорит.

Сентиментальна, очень уравновешена, не поддается чужому влиянию. Ее кротким видом обольщаться нельзя – она старается сбить с толку собеседника двусмысленными намеками. Нельзя забывать то, что это хитрая и шустрая лисица.

Ей не свойственно сдерживать свои эмоции, но успокаивается она легко. Бывает настойчива, но до какого-то предела. Интуиция хорошо развита и позволяет Елизавете подобрать себе окружение.

Ей трудно переломить себя и поступить правильно, но нестандартно.

Елизавета обладает глубоким аналитическим умом. Это безжалостная и дотошная наблюдательница, однако, любопытство может довести ее слишком далеко.

Все в Елизавете подчинено амбициям и желаниям. Ее необходимо вовремя остановить, иначе все моральные устои просто перестают для нее существовать. Очень прямолинейна, не умеет приспосабливаться к обстановке.

Ее честность выражается всегда в желании резать правду-матку в глаза, не ощущая боли другого, хотя Елизавета не злая и не скандальная женщина.

Способна быстро понять психологию человека и нужную форму общения с ним.

Преданная, снисходительная. О вкусах не спорит, подвержена стрессам, хотя держится хорошо. Полагается на интуицию и нередко бывает обманута. Деликатна и женственна, сентиментальна. Любит любовь в любви!

Проанализировав значение имени и образ главной героини, можно сказать, что Лиза очень тонкая, чувственная натура, она любит любить – это ее главная черта характера. Но с характеристикой есть и расхождения – Лиза совсем не импульсивная и не самолюбивая! Карамзин делает ее индивидуальной, не похожей на всех.

Еще хочется заметить, что Н. М.

Карамзин выбрал довольно не привычное имя для своей главной героини, в XVIII веке нельзя было встретить крестьянку с таким именем Автор хотел выделить свою героиню из той «серой массы», он хотел сделать ее необыкновенной, непохожей на остальных, он дарит ей необыкновенное имя и не менее обыкновенную судьбу.

Отражение в первом абзаце сюжета повести

Повесть – жанр, не имеющий устойчивого объема и занимающее промежуточное место между романом и рассказом и новеллой.

Определение «повесть» ведет свое происхождение от древнерусского отношения рассказчика к описываемым событиям. Слово «повесть происходит от слова «поведать». Название повестей часто связаны с образом главного героя.

Повесть «Бедная Лиза» ведется от первого лица. Автор является действующим лицом в произведении.

Повесть начинается с монолога автора, который основан на реальной истории.

  Сочинение по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Смысл всей повести мы можем увидеть в первых абзацах.

Автор в первых абзацах говорит о том, как хорошо он знает окрестности города Москвы, что он много размышляет, думает, работает, наслаждается красотами. Исходя из этого, мы читатели, можем доверять ему. С первых слов повести между читателем и писателем появляется доверительная связь, это помогает лучше понять автора.

Карамзин говорит, что хорошо знает именно окрестности Москвы , а не сам город! Значит, он более разборчив, нежели другие люди, которые стремятся познать Москву! Разбираясь в красотах окрестностей, он может разобраться и в тонкостях души человеческой.

Значит, он видит немного больше, чем другие. Он психолог, который разбирается в чувствах человека.

Такому писателю можно доверять, и ему доверили судьбу крестьянки Лизы, которую он великолепно описал, доходчивым языком; он понял психологию, понял ее душу и главное, донес это все до читателя!

Прочитав первые абзацы, у меня без малейшего сомнения возникло чувство доверия.

Тематика

  • Главной темой в сентиментальной литературе являются искренние чувства человека в столкновении с равнодушием реального мира. Карамзин одним из первых принял решение писать о душевном счастье и страдании простого народа. Он отразил в своем произведении переход с гражданской темы, которая была распространена в эпоху Просвещения, на личностную, в которой основной предмет интереса — духовный мир индивидуума. Таким образом, автор, углубленно описав внутренний мир персонажей совместно с их чувствами и переживаниями, начал развивать такой литературный прием, как психологизм.
  • Тема любви. Любовь в «Бедной Лизе» — это испытание, которое проверяет героев на прочность и верность своему слову. Лиза полностью отдалась этому чувству, ее автор возвышает и идеализирует за эту способность. Она – воплощение женского идеала, та, что полностью растворяется в обожании своего любимого и верна ему до последнего вздоха. А вот Эраст не выдержал проверки и оказался трусливым и жалким человеком, неспособным на самоотдачу во имя чего-то более важного, чем материальные блага.
  • Противопоставление города и деревни. Автор отдает предпочтение сельской местности, именно там формируются естественные, искренние и добрые люди, не знающие соблазна. А вот в больших городах они приобретают пороки: зависть, алчность, себялюбие. Эрасту положение в обществе было дороже любви, он пресытился ею, ведь не способен был испытывать сильное и глубокое чувство. Лиза же не смогла жить после этого предательства: если умерла любовь, она следует за ней, ведь без нее не представляет своего будущего.

Символическая роль описаний природы в построении повести

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.

В повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия.

Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Рассмотрим подробно описание природы на протяжении всего текста:

Описывая окрестности Москвы, Карамзин начинает сравнивать их с самим городом: «сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазами в образе величественного амфитеатра»

А окрестности города описывает умиротворенными, тихими, красивыми, спокойными. В этом сравнении можно и разглядеть еще одно скрытое сравнение – Лизы с другими людьми; Лиза спокойная, идеальная девушка, обладающая ангельской красотой, как и окрестности Москвы – громадные, суетливые, непонимающие ценности, и не видевшие прекрасного.

Уже здесь, в первых абзацах, можно увидеть отличие главной героини от других людей.

Описывая заброшенную хижину, в которой жила Лиза с матерю своей, автор невольно нагнетает чувство жалости, чувство сопереживания и даже ужаса: что такого могло случиться, что от хорошего, уютного дома остались лишь гнилые стены? Но эта хижина располагалась посреди цветущего, зеленого луга, этого говорит о том, что жизнь продолжается, что все вокруг продолжает жить, цвести и рождаться время не останавливается на месте.

Описание природы в сентиментальном произведении помогает читателям лучше узнать внутренний мир героев. Лиза была очень близка к природе, поэтому ее чувства, переживания можно увидеть в описании пейзажа.

Так, после первой встречи, ночью « Лиза пришла на берег Москвы-реки, села на траве и, пригорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе. ». Природа в те минуты только просыпалась, она как будто замерла: туман тихо и нежно плыл по реке – возможно, он символизирует сомнения в душе Лизы, обозначает некую еще ее неопределенность.

Лиза был на пороге новой жизни. Новый день, который она встретила, стал первым днем любви; взошло светило и она уже начинала жить с великим чувством в сердце, жить с любовью.

Свидание Лизы с Эрастом всегда проходили на природе «На берегу реки, в березовой рощи, но чаще под тенью столетних дубов». Здесь автор описывает природу словно в сказке, как будто все вокруг пропитано волшебством, а главной наблюдательницей за влюбленными стала луна.

Олицетворение луны в повести дает больше романтизма, но одновременно и загадочности. Вся природа вокруг них благоухает, также как и сами влюбленные.

Еще более заметно влияние природы на происходящее, можно увидеть в сцене сладострастия любовников, в миг, когда Лиза потеряла свою невинность.

В ту ночь на небе не было ни одной звездочки. Природа словно отвернулась от Лизы, а может, наоборот – дала ей свободу, « никакой луч не мог осветить заблуждения».

Но минуту спустя, после совершения греха, сверкнула молния, точно знак; небо будто прокляло ее. «Грозно шумела буря дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

Метаморфоза произошла как в организме Лизы – Лиза стала женщиной, так в ее душе – она испугалась, растерялась, таки в природе – началась буря, мир словно раскололся.

Лиза так была близка с натурой, что любые изменения в ней, отражались и в природе. Она была одно целое с природой – это была одна из ее черт, в этом заключалась ее индивидуальность.

В ту ночь Боги словно прокляли ее. Ведь все происходило на лоне природы, свидетелями стали вековые дубы, черное небо, загадочная луна, эта тайна и осталась в природе.

Последнее свидание – еще более печальная картина: «утренняя заря, как алое море, разливалось по восточному небу». Красный цвет – цвет крови, опасности, природа словно хочет предупредить героиню о предстоящей трагедии. «Роковая встреча» – вот, что хотела сказать утренняя заря.

Прощальное свидание опять-таки проходило под тенью вековых дубов, где несколько недель назад любовники утопали в ласках и лобзаниях.

Лиза, прощаясь с Эрастом, прощалась с душою своею. Натура прибывала в молчании – здесь природа становится словно одним из героев повести: она тихо наблюдает за расставанием Лизы с любимым.

Это молчание природы напоминает минуту молчания об умершей любви; Лизина любовь еще жила в ее сердечке, но вот, любовь Эраста умерла вместе с невинностью Лизы в ту роковую ночь, умирали отношения их Эраст уже знал, что больше не вернется к своей пастушке, он уже сделал выбор.

Эраст удалился, оставив бедную Лизу в слезах, на коленях, и как он скрылся – воссияло солнце. Природа снова дает знак, что Эраст был тьмою для нее, что он обидел бедную девушку.

Воссияние солнца предвещало начало новой жизни, жизни без Эраста. Но Лиза не видела жизнь без любимого, он как раз и был тем самым солнцем для нее, которое освещало ее жизнь, ее душу, ее сердце.

Без Эраста «все прелести натуры сокрылись для нее». Мир вокруг себя она сравнивала с пустыней.

После случайной встречи с любимым, после того, как она узнала всю правду, она не захотела жить, мир для нее перестал существовать. И она пошла на большой грех – на самоубийство! Опять-таки природа будто вывела ее на берег глубокого пруда, который стал для нее могилой.

Читайте также:  «Очарованный странник»: Русский национальный характер

Погребли ее близ пруда, под мрачным дубом. Место для погребения выбрано спокойное, красивое – как и сама покойница. Опять дуб – словно спутник ее. Покоилась в тишине, окрестности могилы тихи, красивы, это словно рай для нее.

Но природа продолжает цвести, благоухать, все вокруг продолжает жить. Жизнь продолжается, но не для Лизы, бедной Лизы.

Жанр, композиция и направление

Жанр «Бедной Лизы» — повесть, так как в ней присутствуют связанные по смыслу между собой эпизоды. Однако, некоторые ошибочно принимают произведение за рассказ. Это можно опровергнуть тем, что для данного жанра нехарактерен такой большой объём, как для книги Карамзина, и в рассказе присутствует только одна сюжетная линия.

Карамзин при написании своего произведения решил отойти от классицизма, поэтому литературное направление «Бедной Лизы» — сентиментализм. Для этого направления характерно описание не жизни героев, а их чувств. Автор использовал разнообразные приёмы, чтобы вызвать у читателей сопереживание главной героине.

Композиция — кольцевая, так как произведение начинается и заканчивается описанием элементов пейзажа.

Какой смысл названия произведения бедная лиза. Сочинение. Смысл названия повести Карамзина "Бедная Лиза"

в школе задали сочинение на тему «почему повесть карамзина называется бедная лиза».

  1. Бедная имеет несколько смыслов: 1. нету денег

    2. ее жалко

  2. Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.

    Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

    Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.

    Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?

    Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой», от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

    Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным» Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили.

    Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».

    Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку «любовью брата», восхищается своей «пастушкой».

    Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах «ангелом непорочным», который восхищал его душу.

    Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты.

    Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.

    Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.

    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» социальное звучание.

    Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни.

    В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее и не могла работать.

Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом ягоды и продавала их в Москве.Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице.

Узнав, что она продаёт цветы, он предложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но Лиза отказалась от предложенной суммы. Он не стал настаивать, однако сказал, что впредь всегда будет покупать у неё цветы и хотел бы, чтобы она рвала их только для него.

Придя домой, Лиза все рассказала матушке, а на другой день нарвала самых лучших ландышей и снова пришла в город, но молодого человека на этот раз не встретила. Бросив цветы в реку, она с грустью в душе вернулась домой. На следующий день вечером незнакомец сам пришёл к ее дому. Едва завидев его, Лиза кинулась к матушке и с волнением сообщила, кто к ним идёт.

Старушка встретила гостя, и он показался ей очень любезным и приятным человеком. Эраст – так звали молодого человека – подтвердил, что собирается и в будущем покупать цветы у Лизы, и ей не обязательно ходить в город: он сам может заезжать к ним.Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный.

Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, а не находя, скучал и жаловался на судьбу. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал.Так было положено начало их долгим свиданиям.

Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.Так прошло несколько недель. Казалось, ничто не могло помешать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Оказалось, что за неё сватается жених, сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она за него вышла.

Эраст, утешая Лизу, говорил, что по смерти матери он возьмёт её к себе и будет жить с ней неразлучно. Но Лиза напомнила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворянского рода. Ты обижаешь меня, говорил Эраст, для твоего друга важнее всего твоя душа, чувствительная, невинная душа, ты будешь всегда ближайшая к моему сердцу.

Лиза бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности.Заблуждение прошло в одну минуту, уступив место удивлению и страху. Лиза плакала, прощаясь с Эрастом.Свидания их продолжались, но как все переменилось! Лиза не была уже для Эраста ангелом непорочности; платоническая любовь уступила место чувствам, которыми он не мог «гордиться» и которые были для него не новы.

Лиза заметила в нем перемену, и это ее печалило.Однажды во время свидания Эраст сообщил Лизе, что его призывают на службу в армию; им придётся ненадолго расстаться, однако он обещает ее любить и надеется по возвращении никогда с нею не расставаться. Нетрудно вообразить себе, как тяжело переживала Лиза разлуку с любимым.

Однако надежда не покидала ее, и каждое утро она просыпалась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвращении.Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пошла в Москву и на одной из больших улиц увидела Эраста, проезжающего мимо в великолепной карете, которая остановилась около огромного дома. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях.

Он побледнел, потом, не говоря ни слова, провёл ее в кабинет и запер дверь. Обстоятельства переменились, объявил он девушке, он помолвлен.Прежде чем Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге, чтобы тот проводил ее со двора.Очутившись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах поверить услышанному.

Она вышла из города и долго брела, пока вдруг не очутилась на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед этим были безмолвными свидетелями ее восторгов. Это воспоминание потрясло Лизу, но через несколько минут она погрузилась в глубокую задумчивость.

Увидев соседскую девочку, идущую по дороге, она кликнула ее, вынула из кармана все деньги и отдала той, попросив передать матушке, поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Тут она бросилась в воду, и спасти ее уже не смогли.Лизина мать, узнав о страшной смерти дочери, не выдержала удара и скончалась на месте. Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о любви молодого дворянина

Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-«с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты.

Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству.

Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.

Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами.

Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен, способен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.

Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.

Ссылка на основную публикацию