Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Княжна Мэри

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина. В романе представлено 4 женщины, так или иначе повлиявших на судьбу молодого человека: Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.

Каждая из них прекрасна по-своему и каждая представляет свой мир.

Бэла

Бэла – шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие и искренние чувства, она преданна до крайности. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия.

Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!». Описания внешности в повести мы не находим. Автор отмечает только ее глаза – способные заглянуть в самую душу. Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение жить.

Даже такая искренняя любовь не способна вызвать в нем ответное чувство.

Ундина

Ундина, девушка-контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал.

Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза, — все это невероятно притягивает Печорина.

Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, разрушает его.

Княжна Мэри

Княжна Мэри – молодая дворянка, образованная и начитанная, чуткая и воспитанная. Она ровня с Печориным по социальной принадлежности. Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с другой женщиной – Верой.

Выслушав рассказы молодого человека о его нелегкой жизни, Мэри начинает жалеть его, а впоследствии влюбляется. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения.

История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и, насладившись ею всласть, бросить где-нибудь на дороге.

Вера

Вера – самый поверхностно выстроенный образ в романе. Мы знаем только, что герои любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут.

Пожалуй, из всех именно Вера дорога Печорину по-настоящему, так как только она понимала и принимала его таким, какой он есть, прощала ему всю боль, которую он причинял. Главное качество Веры – жертвенность.

Заключение

Женские образы в произведении подчеркивают, насколько одинок Печорин, он не может быть счастлив ни с кем, любовь не является для него идеалом или мечтой. Это чувство способно увлечь его лишь на мгновение, а когда порыв проходит, он без сожаления оставляет тех, кого любил в стороне. В этом, по-моему, и заключается одна из главных трагедий героя.

Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

[add_posts tag=sochineniya-geroj-nashego-vremeni show=10]

Герой нашего времени — женские образы в романе Лермонтова

Содержание

  • 1 Вера
  • 2 Княжна Мери
  • 3 Белла
  • 4 Девушка из Тамани

Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Вера

Вера была первой юношеской любовью Печорина. Но она, пообещав ждать его, вышла замуж. По признанию Печорина, Вера была «с характером», то есть, сильной женщиной. В романе автор дает понять, что Печорин и Вера встретились в Пятигорске, как старые знакомые. Правда, когда-то они «расстались врагами».

Отношения между Печориным и Верой складываются довольно странные. Она, как запуганный зверек, боится подпустить к себе Печорина, потому что печется о мнении общества, хочет сохранить доброе отношение к себе мужа. И в то же время она ревнует Григория Александровича в княжне, требует его любви и верности.

Вера настояла на том, чтобы Печорин сблизился с семейством Лиговских, объяснив, что только там она может встречаться ним, не уронив своего достоинства. Одной из причин того, что Печорин стал заигрывать с Мери, было стремление вызвать ревность Веры. Он надеялся, что тогда Вера найдет возможность встретиться с ним наедине.

Изменив мужу, Вера не смогла скрыть этого от своего мужа. Произошел скандал, и муж предпочел увезти ее подальше от соперника, чтобы случившееся не стало достоянием общественности.

Княжна Мери

Мери – еще одна героиня этой главы. Она была хорошенькая, стройная, с бархатными глазами. Под наблюдением своей матери она одевалась изысканно, со вкусом.

Избалованная мужским вниманием девочка держала себя заносчиво и, порой, несносно. Тем интереснее она была как объект для манипуляций. Печорину нравилось манипулировать людьми, вынуждать их делать то, что хочет он, возбуждать в них чувство любви или ненависти. Несмотря на молодость, он был неплохим психологом.

Обратить на внимание на княжну его вынудил Грушницкий. Этот юнкер раздражал Печорина своим франтовством, тем, что считал Мери чуть ли не собственностью. В отношениях с Мери Печорин выбрал тактику: «от любви до ненависти». Он всячески демонстрировал Мери свое полнейшее к ней равнодушие. Не искал знакомства с нею. Избалованная девочка злилась, и готова была возненавидеть его.

Однажды на балу Печорин защитил ее от приставания грубого пьяного капитана. Княжна Мери стала смотреть на Печорина благосклоннее, а мать Мери, княгиня Лиговская пригласила его в дом. Как и предполагал Печорин, княжна утратила интерес к Грушницкому, как только он пришел в юнкерском мундире. Героем ее романа стал Григорий Печорин.

Белла

Белла – черкешенка. Она – первая героиня, с которой читатель знакомится в романе. Очаровательная шестнадцатилетняя девочка, любимица своего отца, мирного князя. Она была высокая, стройная, но особенно обворожительными были ее глаза. Черные, они словно в душу заглядывали.

Белла сразу полюбила Печорина, как только увидела его. Но когда родной брат похитил ее и привез в крепость, она долго дичилась и не подпускала к себе Печорина.

И тем интереснее ему было завоевать ее любовь. Правда, Печорину она быстро успела наскучить. Он стал уезжать из крепости на охоту. А она скучала и плакала.

Белла погибла от руки Казбича, у которого Печорин выкрал коня, чтобы обменять его на Беллу.

Ради собственной прихоти Печорин сломал жизнь целой семьи. Казбич из мести убил отца Беллы, полагая что тот повинен в хищении его любимого коня. Сама Белла тоже погибла. Но если бы она осталась жить, то, скорее всего, Печорин оставил бы ее, и она сама рассталась бы с жизнью, чтобы избежать позора.

Девушка из Тамани

У этой девушки нет имени. Она русалкой скользнула по судьбе Печорина и исчезла. А точнее, Печорин вторгся в ее жизнь, и едва не поплатился за это жизнью. Девушка была похожа на русалку. Она была стремительная, энергичная, постоянно что-то пела. Ей было лет восемнадцать.

Она была связана с контрабандистами, и опасалась, что Печорину стало что-то известно об их контрабандистской жизни. Ундина выманила Печорина на берег. Она хотела утопить Григория Александровича, чтобы тот не донес властям о контрабандистах. Но не рассчитала своих девичьих сил. Печорин разгадал ее замысел, и сам сбросил ее в воду.

Выросшая на море девушка и плавала, как русалка. Она самостоятельно выплыла на берег. Печорин кое- как поломанным веслом догреб до берега.

Однажды в сочинении, написанном на вступительных экзаменах в Московском государственном университете, встретилась фраза: “Так Печорин овладел Бэлой, а Азамат — Карагёзом”. В этом высказывании таится глубокий смысл, впрочем, вероятно, неведомый самому автору сочинения. Между женщинами и лошадями в лермонтовском романе обнаруживается, действительно, определённое сходство.

Беседуя с Грушницким в самом начале повести «Княжна Мери», Печорин с основательностью знатока оценивает внешность княжны:

“— Эта княжна Мери прехорошенькая, — сказал я ему.

— У неё такие бархатные глаза — именно бархатные, я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках.

Я люблю эти глаза без блеска, они так мягки, они будто бы тебя гладят… — Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно.

— Ты говоришь об хорошенькой женщине, как об англинской лошади, — сказал Грушницкий с негодованием.

— Mon cher, — отвечал я ему, стараясь подделаться под его тон: — je mеprise les femmes pour ne pas les aimer, car autrement la vie serait un mеlodrame trop ridicule” [Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой].

Конечно, Печорин “шутит” с Грушницким, нарочито цинично отзываясь о девушке, привлёкшей внимание приятеля и будущего врага.

Но в наигранно-пышной фразе о презрении к женщинам, не случайно произнесённой по-французски (на языке, предписанном светским этикетом и отмеченном условностью, литературностью), может заключаться и вполне серьёзная мысль.

В конце концов, разве в том, как лермонтовский герой ведёт себя с женщинами и отзывается о них, нет хотя бы малой толики презрения? Ну, например: “Одно мне всегда было странно; я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? — оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это — магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?

Надо признаться, что я, точно, не люблю женщин с характером: их ли это дело!..”

Или разве совсем уж несерьёзен Печорин, когда делает такое заключение, отнюдь не свидетельствующее об уважительном отношении к прекрасному полу: “Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу? Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую.

Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чём-нибудь, надо их довести до того, чтобы они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своём все школьные правила логики. Например, способ обыкновенный:

Этот человек любит меня — но я замужем, — следовательно, не должна его любить.

Способ женский:

Я не должна его любить — ибо я замужем, — но он меня любит, — следовательно… тут несколько точек, ибо рассудок уж ничего не говорит, а говорят большею частию язык, глаза и, вслед за ними, сердце, если оное имеется.

  • С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…”
  • И Печорин, женщин, по собственному признанию, любящий более всего на свете, сейчас не иронизирует: “…ведь я не в припадке досады и оскорблённого самолюбия стараюсь сдёрнуть с них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, всё, что я говорю о них, есть только следствие —
Читайте также:  Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький)

Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет”.

В подкрепление собственного нелицеприятного и не очень лестного суждения о дамах Григорий Александрович ссылается на мнение доктора Вернера: “Кстати: Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своём «Освобождённом Иерусалиме».

«Только приступи, — говорил он, — на тебя полетят со всех сторон такие страсти, что боже упаси: долг, гордость, приличие, общее мнение, насмешка, презрение… Надо только не смотреть, а идти прямо; мало-помалу чудовища исчезают, и открывается перед тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветёт зелёный мирт, — зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернёшься назад!»”

Итак, у читателя есть некоторые основания полагать, что в отношении Печорина к женщинам заключена доля цинизма и что, соответственно, Григорий Александрович может отзываться “о хорошенькой женщине, как об англинской лошади” не только чтобы побесить Грушницкого. Не оценивает ли и вправду Печорин женскую прелесть по цвету глаз и размеру зубов? (Хотя, конечно, конечно не только таким образом — но и таким — тоже!)

Впрочем, соотнесение женщины с лошадью обнаруживается не только в описании этой беседы Печорина с Грушницким. Эта параллель повторяется в романе Лермонтова столь часто, столь настойчиво (почти “навязчиво”), что её никак нельзя счесть случайною.

Итак, примеры.

В «Бэле», первой главе «Героя нашего времени», простодушный Максим Максимыч, восхищённо вспоминает коня Казбича Карагёза, сравнивая глаза скакуна с глазами прекрасной горской княжны; как тут не вспомнить рассуждения Печорина о глазах княжны Мери, вызывающие возмущение Грушницкого: “А лошадь его славилась в целой Кабарде, — и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались её украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы…

Этот взгляд, позволяющий обнаружить общее в лошади и женщине, роднит Максима Максимыча с “естественными людьми” — горцами. В песне, которую поёт Казбич, конь сравнивается с прекрасной женщиной, и сравнение это не в пользу красавицы: “Долго, долго молчал Казбич; наконец, вместо ответа, он затянул старинную песню вполголоса:

Много красавиц в ауле у нас, Звёзды сияют во мраке их глаз. Сладко любить их — завидная доля; Но веселей молодецкая воля. Золото купит четыре жены, Конь же лихой не имеет цены: Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет”.

Это были прямые сопоставления. Но в «Герое нашего времени» немало и сходных событий, ситуаций, в которых сходная роль отведена женщинам и лошадям. Первый приходящий на память пример — похищение Бэлы.

Азамат привозит Бэлу Печорину в обмен на помощь в похищение Казбичева коня. Получается простая схема из курса политэкономии: “товар (Бэла) = товар (Карагёз)”.

Обмениваемые товары, как известно, должны быть эквивалентны…

Лошадь и Бэла ещё раз встретятся в одном и том же эпизоде романа. Рассказывает Максим Максимыч: “Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья… Выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади; она сгоряча сделала ещё прыжков десять, споткнулась и упала на колени.

Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою… Это была Бэла… бедная Бэла! — Он что-то нам закричал по-своему и занёс над нею кинжал…

Медлить было нечего: я выстрелил в свою очередь, наудачу Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле неё Бэла…”

Ранение лошади Печориным предшествует кинжальному удару Казбича, более того, именно выстрел, сделанный лермонтовским героем, побуждает похитителя убить свою жертву. Григорий Александрович оказывается невольным убийцей горянки; от ран мучаются и лошадь, и женщина. Обе лежат рядом…

Ещё одно преследование, ещё одна неудачная погоня: Печорин скачет вслед уехавшей Вере. Возлюбленную он не настиг, а коня загнал насмерть.

Одинаково реагирует Григорий Александрович на реплику Максима Максимовича, бестактно напомнившего о Бэле, и на увиденный им у дороги труп своего загнанного коня. Пример первый:

“— А помните наше житьё-бытьё в крепости? А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув…”

Пример второй: “За несколько вёрст от Есентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято — вероятно, проезжим казаком, — и вместо седла на спине его сидели два ворона. — Я вздохнул и отвернулся!..”

Оба раза — вздохнул и отвернулся…

И ещё одна цитата. Печорин, желая досадить княжне Мери, покупает ковёр, который хотела приобрести княжна Мери, и покрывает им, как попоной, свою лошадь: “Вчера я её встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковёр. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковёр так украсил бы её кабинет!..

Я дал 40 рублей лишних и перекупил его; за это я был вознаграждён взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо её окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический.

Княжна хочет проповедовать против меня ополчение; я даже заметил, что уж два адъютанта при ней со мною очень сухо кланяются, однако всякий день у меня обедают”.

Параллель несомненная: ковёр, который не достался княжне, получила лошадь; княжна взбешена — она словно ревнует к черкесскому скакуну, как к женщине-сопернице.

В чём же смысл этой соотнесённости? Очевидно, она указывает на такую нравственную черту главного героя, как пренебрежение свободой и ценностью другого человека, особенно женщины.

Печорин привык женщин подчинять, властвовать над ними, управлять ими: похитил, разлучив с родными, Бэлу, ради жестокой игры предпринял психологический эксперимент, влюбив в себя княжну Мери; измучил своей любовью Веру.

Лошадь покорна человеку, Печорин добивается, чтобы женщины были покорны ему.

В пренебрежении женской душой, её миром Печорин похож на горцев. Кстати, лермонтовский герой желает походить на горца и щеголяет своей “черкесской” посадкой и щегольской горской одеждой: “Я думаю, казаки, зевающие на своих вышках, видя меня скачущего без нужды и цели, долго мучились этою загадкой, ибо, верно, по одежде приняли меня за черкеса.

Мне в самом деле говорили, что в черкесском костюме верхом я больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы.

И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего, оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны с всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска тёмно-бурая.

Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая моё искусство в верховой езде на кавказский лад. Я держу четырёх лошадей: одну для себя, трёх для приятелей, чтоб не скучно было одному таскаться по полям; они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе”.

Кстати, и кличка любимого коня Печорина — Черкес.

Но “черкесский” облик лермонтовского героя — не более чем видимость и модничанье. Настоящий горец одет совсем не по-щегольски: “Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”.

Различно и отношение русского офицера, с одной стороны, и горцев, с другой, к скакунам. Горцы привязаны к своим лошадям как к самым дорогим друзьям, и владение лошадью — абсолютное счастье. Так счастлив Азамат, получив Карагёза, и так раздавлен горем Казбич, его лишившийся. Для Печорина лошадь — всё-таки средство передвижения, и не более.

Он не может любить лошадь как горцы — беззаветно, пылко и яростно. Так он не может любить, кажется, и женщин. Обычно их любовь быстро наскучивает Григорию Александровичу. Так, он быстро охладел к Бэле. Горцу же Азамату — натуре цельной и страстной — украденный у Казбича конь, уж верно, не наскучит.

Так что “товарообмен” между русским офицером и горским юношей оказался все-таки неэквивалентным…

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня.

Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле.

Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул.

Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки.

Читайте также:  Кратчайшее содержание «маленького принца» для читательского дневника (антуан де сент-экзюпери)

Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе.

Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

  • Краткое содержание
  • Анализ главы “Бэла”
  • Анализ главы “Максим Максимыч”
  • Анализ главы “Тамань”
  • Анализ главы “Княжна Мэри”
  • Анализ главы “Фаталист”
  • Статья Белинского о романе (кратко)
  • Цитаты из романа
  • История создания
  • В чем противоречивость характера Печорина?
  • Образ и характеристика Печорина
  • Образ и характеристика Максима Максимыча
  • Образ и характеристика Грушницкого
  • Образ и характеристика Веры
  • Образ и характеристика Бэлы
  • Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
  • Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
  • Взаимоотношения Печорина и Мэри
  • Женские образы в романе

Женские образы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов), какова роль Веры, Мери, Бэлы, характеристика, описание и сравнение героинь, сочинение

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина.

Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу.

Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.

Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем.

В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез.

Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений.

Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души.

И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд.

Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными.

В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью».

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно.

Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.

Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она — светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери — нежная, романтическая, мечтательная натура.

Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги.

Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету.

Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божественный образ» — заменяет истинные чувства. Печорин — другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него.

В любви она готова даже на самопожертвование, на пренебрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять.

Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин — настоящий, а Грушницкий — подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда.

Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…»

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери.

Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели.

Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин.

Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины »-контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.

Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман, известный во всем мире, который называется «Герой нашего времени», написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – русским писателем и поэтом.

Главный герой произведения Лермонтова – молодой человек по имени Печорин. В своей жизни он встретился с четырьмя представительницами прекрасного пола. Этими дамами являются четыре человека – Бэла, Вере, Мери и контрабандистка.

Ундина – контрабандистка

Первая из них была контрабандистка. С нею Печорина свела судьба, когда он приехал в Тамань. Образ этой девушки достаточно романтичный. У нее часто изменяется настроение, она веселая, а ее речь насыщена какой-то загадкой, песней, которую она исполняет, сидя на морском берегу.

Эти песни имеют какие-то этнические черты. Героиня имеет неподдельно стремление к воле. Она смела и решительна, потому для достижения своих целей она готова идти на риск.

Девушка создает такое впечатление, что она знает стоимость независимого существования, которая живет около опасности и риска.

Мэри Лиговская

Мэри Лиговская представляет собой воспитанную дамочку из города. Она очень умная и умеет по-настоящему и искренне любить. Сентиментальность также ей свойственна. Сначала Печорин стал Мэри интересным как человек, который поможет ей перестать грустить.

Потом Мэри увидела в Печорине нового персонажа дамского романа. Печорин очень увлекательно рассказал о себе и о том, что общественность не приняла его. Девушка начала его жалеть, а потом призналась в любви, но была отвергнута главным героем.

Получается, что любовь к нему принесла девушке боль и страдание.

Бэла

Бэла – это отдельная девушка, полная гармонией. Ее образ очень отлажен, в нем не может быть сбоев. Она приобрела смысл существования, полюбив Григория. Когда он остыл к Бэле, то это стала для нее крахом.

Но вообще она имеет большое количество положительных качеств, типа чести, чуткости, искренности, гордости, самопожертвование. Судьба девушки сложилась трагически.  Все это из-за отношений с Григорием.

Читайте также:  Пороки в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

Если бы девушка осталась жить дома, а не была украдена Печориным, то была бы жива.

Вера

И четвертый женский образ – это образ Веры. С нею читатель знакомится в главе «Княжна Мэри». Они достаточно давно знакомы с главным героем, ведь когда-то у них были отношения. Вера любит Григория Печорина, но сейчас она уже замужем.

Вера для Григория является идеальной девушкой, так, как только она по-настоящему способна его понять в этом бренном мире и утешить, поддержать. Но оба эти человека знают, что что их любовь принесет страдания и мучениях для двоих. Поэтому они стараются избегать друг друга.

Образ женщины по имени Вера изображен и раскрыт конкретно в отношениях этой личности к главному герою произведения авторства Лермонтова.

Образы прекрасных дам в данном романе достаточно различны и многогранны. Хотя Бэла, Вера, Мэри имеют больше общего друг с другом, чем хотя бы одна из них с контрабандисткой из «Тамани».

Безусловно, все эти девушки сыграли огромную роль в становлении личности главного героя, несмотря на всю боль, которую приняли на себя.

Вариант 2

В данном произведении представлены несколько разных образов женщин, которые были по своему несчастны. И эти их беды были связаны с несчастьями главного героя произведения по фамилии Печорин.

Читателям представляется одна из героинь по имени Вера, это замужняя светская женщина, история их любви с Печориным была еще в Петербурге. И вот снова между ними вспыхнул еще не потухший до конца огонь, когда они встретились в Кисловодске. Веру нам представляют как неординарную личность.

С одной стороны, как казалось, Вера абсолютно понимала своего возлюбленного, но затем фактически она же и подтолкнула его на дуэль.

Следующий женский персонаж Бэла. Самая трогательная женщина в произведении, которая мужественно принимала все удары на себе. Печорин похитил ее из дома родителей, в этом ей помогал ее брат. На себя она приняла несколько предательств. Предательство собственного брата, а также Печорина, которого она полюбила. И в итоге она погибает от руки человека, который ее любил.

Княжна Мэри Лиговская – красивая русская женщина из дворянской семьи, которая сама призналась в своих чувствах к Печорину. Он также отмечал не только красоту девушки, но и ум. Он хотел подчинить к себе девушку, хотя и не видел особого смысла в этом. Но в результате, девушка также страдала от этой любви и от поступков Печорина.

стоит отметить еще одну героиню произведения, Ундину, она была очень непростой и загадочной любовницей одного из контрабандистов. Но однажды, Ундина, побоявшись того, что Печорин донесет на ее контрабандиста властям, решила пригласить мужчину покататься на лодке, и приняла попытку его утопить. Но она была неудачной, и Печорин скинул девушку с лодки.

были умными, красивыми, добродушными. Но никто из них не смог удержать главного героя этого произведения от падения в нравственную пропасть. Да и сам Печорин так и не смог понять души своих возлюбленных женщин. Все девушки хоть и разные по характеру, но всех их объединяло одно несчастье.

С помощью всех женских образов в этом произведении, Лермонтов, показал своим читателям, что главный герой всегда одинок.

Печорин не может найти себе успокоения в любой среде, будь там прекрасная воспитанная дворянка или же романтичная русалка. Он не смог найти успокоения в любви ни одной из своих женщин.

Он не может полностью окунуться с головой в прекрасное чувство, оно лишь привлекает его на некоторое мгновение.

Образец 3

На жизненном пути Печорину довелось встретить  четырех девушек, образ каждой из которых  по-своему неповторим и уникален. К слову, в случае с каждой из них встреча с главным героем достаточно радикально повлияла на образ мыслей и дальнейшую жизнь.

Для контрабандистки «Тамань» характерны резкие перемены настроения и веселье. Ее образ довольно таинственен – ведь в речах и облике всегда чувствует некая загадка, которую очень хочется разгадать. Правда, определить, что на душе у этой героини довольно сложно.

Песни, которые девушка поет на берегу моря, чем-то схожи с народными мотивами. Она довольно целеустремленная, смелая, решительная. Начиная с самого первого знакомства читателя с данной героиней, создается впечатление, что контрабандистка не привыкла сдаваться – она всегда достигает поставленных целей, чего бы ей это ни стоило.

Можно сказать, что она привыкла смело смотреть в лицо опасности, действовать без промедления.  Также контрабандистка очень ценит свободу. Можно сказать, что для нее это наивысшая ценность.

Достаточно разительно отличается от нее княжна Мери (Мери Лиговская) – это интеллигентная, образованная девушка, обладающая некоей сентиментальностью, но готовая к серьезным чувствам и переживаниям.

Однако нельзя сказать, что Печорин для нее – рыцарь на белом коне и идеал, на которого Мери способна с восторгом смотреть, внимая каждому его слову. Скорее всего, для этой девушки главный герой – просто забавный человек, способный развеять скуку и внести в привычную жизнь некую новизну.

Но, несмотря на это, Мери Лиговская все же признается Печорину в чувствах – и он отвергает ее. Девушка из «высшего света» обречена на страдание и унижение.

Бэлу можно назвать довольно харизматичной и отлично проработанной героиней. Ее образ источает некую целостность и гармонию – никаких душевных терзаний либо диссонанса.

Эта девушка видит в любви к главному герою смысл своей жизни.

Она честная, порядочная, верная, искренняя, способная на самопожертвование – но, возможно, обилие хороших качеств и поспособствовало тому, что спустя некоторое время Бэла просто – напросто наскучила Печорину.

Охлаждение его чувств стало для героини настоящей трагедией. Она мучилась и не знала, как жить дальше.  Гибель Бэлы вызывает огромную жалость. Такой исход кажется несправедливым. Ведь такой хороший человек достоин куда лучшей доли. Очень жаль, что все заканчивается именно так.

Есть в произведении и  еще одна героиня, Вера. Но ее образ кажется не до конца проработанным – такое впечатление, что автор вносит в работу некий неожиданный набросок, который ранее не собирался вносить.

Вера описана лишь с позиции любви к Печорину. По сути, Вера то и делает, что любит и страдает. Тем не менее, главному герою, оказывается, подходит такое положение вещей – ведь девушка принимает его таким, какой он есть, и даже если любовь приносит ей боль, все равно продолжает любить.

Несмотря на то, что женские образы в творении не являются ключевыми, они достаточно выразительны и разнообразны. Каждая девушка обладает уникальным, свойственным только ей одной, набором качеств и черт характера, каждая по-разному проявляет свои чувства.

Тем не менее, ни одна из них не смогла стать идеальной парой для Печорина. Нет, они были неплохи, но мнения общества сыграли злую шутку в их отношениях с главным героем.

Без сомнения, каждая из них хотела одного – счастья. Только вот счастье не улыбнулось ни одной из них в полной мере.

Достаточно обидно, ведь среди них нет явных отрицательных героинь, и каждая из этих женщин могла бы стать по-настоящему счастливой и любимой.

Характеристика женских образов

В романе представлено четыре главных женских образа, которых связывают взаимоотношения с главным героем.

Бэла – прекрасная юная горянка, дочь черкесского князя. Это юная чистая и девушка,  ей всего шестнадцать  лет.   Белла хорошо танцует и поёт. Она приглянулась Печорину, когда он был у них в гостях на семейном празднике.  Он крадёт её из родного дома.

Сначала гордая дикарка отвергает ухаживания молодого человека, но постепенно проникается к нему доверием и влюбляется. Некоторое время она счастлива со своим возлюбленным, но со временем он к ней охладевает. Девушка очень сильно переживает, но ни в чем не упрекает Печорина. Она готова уйти от него, если так будет продолжаться дальше.

Неожиданная трагическая развязка ставит точку в их отношениях. Бэлла погибает от рук влюблённого в неё единоверца.

Ундина, то есть Русалка – таким именем назвал девушку Печорин, с которой  знакомится в Тамани. Его привлекает в Ундине необыкновенная породистая внешность  – маленький нос, длинные волосы, гибкий стан. Девушка кажется ему загадочной. Его подозрения подтверждаются. Оказалось, что Ундина со своим возлюбленным Янко зарабатывают себе на жизнь контрабандой.

Когда девушка узнает от Печорина, что он в курсе их тайных дел, она замышляет расправиться с ним. Коварством и женской хитростью Ундина заманивает его на свидание, далее приглашает прокатиться с ней  на лодке в море. Отплыв подальше от берега, девушка пытается утопить Печорина. Ему удается сбросить её в море.

После неудавшегося плана, Ундина со своим любовником покидают Тамань навсегда, напоследок обокрав Печорина.

Княжна Мэри – дама из высшего общества. Это хорошенькая девушка с бархатными глазками, со вкусом одетая. Она образована, любит посмеяться и пошутить, не лишена чувства жалости, сострадания. Вместе с тем, как и все представительницы её круга, Мэри оценивает людей по их положению в обществе и достатку.

Вокруг Мэри много поклонников, но она с презрением относится к ним.  Печорин привлекает внимание княжны своим неоднозначным поведением  по отношению к ней. Постепенно опытный ловелас очаровывает молодую неискушенную девушку.

Мэри замечает в Печорине отрицательные черты характера, называет его опасным человеком, но ничего не может поделать со своими чувствами. Княжна безрассудно влюбляется в бессердечного циника. Печорин добивается от девушки признания в любви и отвечает ей безжалостным отказом.

Презираемое Мэри общество смеётся над ней. Для гордой  княжны – всё это страшное потрясение, которое доводит её до нервного истощения.

Вера – единственная женщина, которую Печорин любит. Это симпатичная блондинка с правильными чертами лица.  В ней нет кокетства, как в других женщинах аристократического общества. Вера, как никто другой чувствует душу героя и понимает его. Они знакомы очень давно. Любовники не связаны обязательствами друг перед другом.

 За это время Вера уже два раза побывала замужем. У неё есть ребенок от первого брака. Вера опытная умная женщина, способная трезво оценить ситуацию.  Она всю жизнь любит Печорина, но понимает, что он никогда не променяет свободу на семейную жизнь.

Вера разрывает  с ним отношения, потому что они разрушают её жизнь и создают проблемы.

Все четыре героини,  представленные в романе –  необыкновенные яркие личности, способные  сделать счастливыми многих мужчин, но не Печорина.

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию