Образ платона каратаева в романе «война и мир» (л.н. толстой)

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

УРОК 79
Л. Н. ТОЛСТОЙ. РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР». «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА

Цель:


показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: «В “Войне
и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г.»; раскрыть философский смысл образа Платона
Каратаева; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения;
развивать монологическую речь; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

  • Оборудование:
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы,
поднятые автором в романе-эпопее; раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли
личности в истории.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Л. Н. Толстой говорил, что в романе «Война мир» он любил «мысль народную вследствие войны 12-го года». Раскройте содержание понятия «мысль
народная». Почему Толстой связывал его с войной 1812 года? • «Мысль народная» близка некоторым идеям революционных демократов. В чём проявляется эта близость?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

  1. Слово учителя
  2. IV. Работа над темой урока
  3. 1. Слово учителя (устный журнал)
  4. 2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
    (работа в парах)

— Главной формой воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» является непосредственное изображение представителей народных масс. Народ в романе предстает и как безымянная масса защитников родины на поле Бородина, и как партизаны Денисова, и как жители Москвы, как солдаты, которых
встречает Пьер на Можайском шоссе. Всех этих людей объединяет всенародное чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». Эта
«скрытая теплота патриотизма» объединяет и рядовых солдат, и Андрея Волконского, и Пьера Безухова, и Наташу Ростову. Это воодушевление всеобщим
чувством своеобразно проявляется в том, что, например, накануне Бородинского сражения солдаты, по древнему русскому обычаю, надевают чистые белые
рубахи, а солдаты Тимохина отказываются от водки. Но Толстой из этой огромной солдатской массы выделяет образы Тушина, Тимохина, Платона Каратаева и Тихона Щербатого. — Под словом народ Л. Н. Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту,
и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. В этих образах
Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу,
но лишь в критическое, исключительное для страны время Отечественной войны 1812 г. Платон Каратаев — простой, обыкновенный солдат, который, однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер встретился с Платоном Каратаевым в плену. После расстрела поджигателей в душе Пьера «всё завалилось в кучу бессмысленного сора»: «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Когда же Пьер встретил Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, «что разрушенный мир теперь
с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его
душе». Это случилось в то время, когда из души Пьера была вдруг «выдернута… пружина, на которой всё держалось и представлялось живым». Встретив
Каратаева, он понял, что власти этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую нельзя уничтожить никакой силой. После огромного нервного напряжения и тяжелейшего морального по трясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает как бы в иной мир. И в этот момент
Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира. Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением «всего русского, доброго и круглого». Интересно, что Толстой употребляет здесь слово круглое. Сразу ощущается что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо, и был Платон Каратаев. Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако личность его настолько незаурядна
и влияние на судьбу Пьера Безухова столь огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам. Ведь его нравственное воздействие на Пьера
по силе можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа. Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского
крестьянства и солдатства. Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой
описывает другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона Щербатого. Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на
врага дубину народной войны, которую славит Лев Толстой. Так же, как и Платон Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно, его образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый оказался самым нужным и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова:
«Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…». Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью. Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Мародёров точно два десятка побили,
а то мы ничего не делали…». Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю чёрную работу: раскладку костров, уход за лошадьми,— но оказалось, что он
способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Тихон не просто овеществляет силу и мужество простого русского мужика. Он, как и многие другие «сквозные» герои романа, усиливает характеристику главных героев. Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий,
какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. • Расскажите о «философии» Платона Каратаева. Что это — оригинальная философская или морально-этическая система? Выражение русской ментальности или свод христианских истин? Свой ответ подтвердите цитатами из текста романа.

3. Комментированное чтение эпизодов романа (ч. 1 гл. 13; ч. 2 гл. 14; ч. 3
гл. 12) с последующей аналитической беседой

• Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нём? • Расскажите, как жил Пьер в плену. Какое значение имела для него встреча с Платоном Каратаевым? • Под влиянием событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справедливость. В таком состоянии
и встречается он с Платоном Каратаевым. Объясните, как Каратаев помог Пьеру восстановить душевное равновесие, вернуться к жизни. • Как менялось отношение Пьера к Платону Каратаеву? Чем объясняется эта перемена? • Почему Пьер считает, что Каратаев одобрил бы его семейную жизнь, построенную по правилам деятельной добродетели, но не одобрил бы его попыток
переустроить на тех же основаниях жизнь всего общества? • Почему Пьер всё-таки пытается и, как видно, дальше будет пытаться переустроить общество по законам деятельной добродетели? • Нередко литературоведы видят в образе Платона Каратаева предвестие поздних идей Толстого: непротивления злу насилием, религиозности. Иначе
об этом образе высказался философ и литературовед А. Гулыга, оценивший его как «воплощение лучших народных черт добра, трудолюбия, человечности». А как вы оцениваете образ Каратаева?

4. «Под сенью дружных муз…»: постановка и решение проблемных вопросов с опорой на иллюстрации к роману «Война и мир» художника А. Николаева

  • У ч и т е л ь.
  • Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Тушин и Тимохин — два маленьких человека, но на таких маленьких людях держится русская армия. Главное разделение в романе такое:
близки и дороги люди искренние и естественные, ненавистны и чужды фальшивые. Это разделение пройдёт через всё произведение, и на войне, и в мире оно
будет главным в нашем отношении к людям, с которыми знакомит нас Толстой. Андрей Николаев — один из лучших современных иллюстраторов Л. Н. Толстого. Перед вами серия его работ — «“Война и мир” в цвете. Том первый». Рисунок прост и реалистичен, композиции естественны и логичны, колористическая гамма строга. Это тот самый стиль, при котором вы не должны замечать живопись, не должны задерживаться на поверхности картины, взглянув, вы сразу же уходите в глубину великой книги: в аллеи Отрадного, в сырой снег Шенграбена. Однако тем интереснее проследить, как чисто живописная логика художника позволяет ему дать самостоятельное и последовательное прочтение книги. Война трактуется художником как тяжкий труд, как работа. В этом ключе решена тема «Батарея Тушина», и «Атака под Аустерлицем», и «Отступление под Шенграбеном». Батарея Тушина.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.

Читайте также:  Что такое модернизм: кратко и понятно

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Атака под Аустерлицем.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Отступление под Шенграбеном.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.
Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы. • Как вы думаете, художник стремился максимально точно передать видение писателя или воссоздал образы героев романа такими, какими представлял
их сам? • Найдите в тексте романа отрывки, полностью соответствующие иллюстрациям. • Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения в романе Толстого?

(Отступление под Шенграбеном.

«Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи…».

Батарея Тушина.

«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская
своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перетяжкой убитых и раненных лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском…») • Чем особенно интересны Тушин и Тимохин? Почему автор подчёркивает невоенную, даже неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина? • Почему под Аустерлицом русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Толстой?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

  1. 1. Обобщающая беседа
  2. 2. Заключительное слово учителя
  3. VI. Домашнее задание

• Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера? • Почему «мысль народная» — любимая мысль Л. Н. Толстого в романе? В чем её смысл? • Осуждая войну как явление, делает ли Толстой исключение для Отечественной войны 1812 года и если да, то в каком смысле и почему? — Итак, изображение народа в романе «Война и мир» не сводится только к фаталистическим выводам и идеям. В романе Толстой подчёркивает значение
«дубины народной войны», действовавшей с простотой и целесообразностью. Образ Платона Каратаева представляет собой одно из величайших художественных достижений Толстого, одно из «чудес» его искусства. Каратаев возникает в выстроенной уже цепи художественных лиц, живёт как бы на перекрест ке разных судеб, освещая их по-своему и сам приобретая от них исключительную
силу выразительности и своеобразной определённости, яркости. Толстой поэтизирует в «Войне и мире» народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах. Человек, возглавляющий толпу, лишается у Толстого права считать себя героем. Любимая мысль писателя живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи. Нет в русской
литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа. 1. Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне. По ходу чтения проследить за участием полководцев в ходе боевых сражений; определить, как относятся
к полководцам их воины: Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15; т. 3, ч. 2, гл. 16); Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33). 2. Перечитать главы, посвящённые Бородинскому сражению, и сравнить настроение рядовых солдат, офицеров и штабных офицеров (т. 3, ч. 2, гл. 20,
21, 22).

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года,
смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Образ Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение

Лев Николаевич Толстой, когда писал свой роман « Война и мир » выделял и представил нам каждого героя из этого романа особенным, он вложил свою частичку загадочности. В этом сочинении речь пойдет человеке народной нравственности воплощении доброты и искренности.

Платон Каратаев – крестьянин живет в гармонии с собой, его отношение одинаково ко всем кто окружал его мир. Он не разделял людей и животных, Каратаев любил мир и все то, что с ним связано. Там где находился Платон Каратаев – всегда присутствует гармония и уют.

 Комфортно ему было даже в помещении для пленных, где он находился.

Что касаемо его внешних данных выглядел он молодо как пятнадцатилетний юноша с чистой и светлой душой. Речь героя в романе можно назвать нелогичной бессвязной, собственно, как и вся его прожитая жизнь.

Его речь не просто производила впечатление на слушателей, а завораживали его рассказы были интересны, хоть и не обычны по моему мнению. Он преподносил свои истории с помощью поговорок, пословиц, что увлекло его слушателей.

Каратаеву присуще такие положительные черты как: простота, умение жить в любых обстоятельствах которые ему предоставила жизнь.

Добрый и спокойный по натуре человек, автор решил внести его образ в завершении своего романа его знакомство в плену с Безуховым сложно праздник для Пьера. Это знакомство было для того чтобы чуточку изменить отношение Пьера к миру в котором по мнению Каратаева царит простота и добро.

Толстой показал, что этот персонаж любит все в целом мире. Его цель любить весь мир, и все события, которые преподносит судьба. А не по отдельности друг от друга. В нем уверенность спокойствие, которого хватает на все его окружение.

Каждый персонаж уместен и преподнесен в нужны части этого огромного, но безумно интересного романа с удовольствием читала это произведение

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение кратко рассуждение

Во время своего нахождения в плену у французов Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Он тоже военнопленный. Этот человек со своим  мировоззрением становится для Безухова учителем, духовным наставником. Благодаря ему, перед Пьером открывается новый смысл бытия, который дает ему толчок к началу новой жизни с новым взглядом на вещи.

Платон олицетворял собой все, что присуще простому русскому народу. Он все умел. Это самый настоящий мастер на все руки. Мог он и кафтан починить, и еду сварить. И песню спеть мог Платон и много чего еще умел. А главное – за любое дело брался он с душой.

Особым мастером был он говорить. И так сказать умел, так донести до человека свою правду, что верны его слова казались, особенно во время нелегких моментов.

И Пьер, во время тяжелых своих переживаний стал прислушиваться к нему. Для него тогда казалось, после пережитого, что нету никакого смысла в существующем мире, нет в нем порядка и гармонии.

Платон же уверен в обратном. И проповедовал он свое мировоззрение.

Он ко всему относился как к должному и во всем умел находить положительные стороны. Даже в том, что оказался на войне. Считал он, что ко всем и всему нужно относиться с миром. Для него гармония в мироустройстве существовала. Если что-то происходило, то, значит, для чего-то это было нужно.

Образ Платона – образ простого русского мужика. Для него нет какой-то определенной цели. Весь смысл его существования – жизнь в гармонии с окружающим. Он отличается простотой, склонности к всепрощению и терпению. Это типичная христианская душа. Себя, как личность он не считает, а считает себя частичкой целого, с которым он и находится в полном согласии.

Каратаев с одинаковой любовью относится ко всем: и к своим, и к французам. Ведь все они – творения божьи.

Став наставником для Пьера в тяжелый период, его личность показывает то, что нравственное перевоспитание простого человека невозможно. Он и так уже совершенен и его взгляды и отношение ко всему устойчивы и нерушимы. Он безропотно принимает как должное все происходящее в его жизни.

Насколько верно это мировоззрение, судить однозначно нельзя. По крайней мере, жизнь его это упрощало и он не падал духом. К тому же, смог подать пример и ближнему, излечив душу в тяжелый момент.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) Образ Платона Каратаева в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Нужен ли России Базаров? – сочинение по роману Отцы и дети
    Неоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.
  • Сочинение Мой любимый праздник 8 марта 5 класс
    Безусловно в нашей необъятно огромной стране, огромное количество праздников. Но среди всех прочих праздников, я больше всех люблю праздник восьмого марта. Ведь этот день предназначен, именно для того,
  • Сочинение по рассказу Тургенева Бирюк 7, 6 класс
    Недавно мной был прочитан рассказ «Бирюк» Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя XIX века.
  • Сочинение Чудо природы (про радугу) 5 класс
    Удивительное чудо природы – радуга. Учёные называют её длинным и малопонятным словом – метеорологическое явление. А я пытаюсь понять,- кто же смог нарисовать такой огромный аккуратный мост?
  • Сочинение на тему Опыт и ошибки
    Каждый человек в своей жизни совершает ошибки. Без ошибок невозможно жить, ведь тот, кто самостоятельно ничего не делает и не принимает самостоятельно решения, никогда не ошибается.
  • Философская лирика Лермонтова сочинение 10 класс
    Во все времена писатели ломали голову над вечными вопросами. Темами их размышлений становились жизнь и смерть, грех и очищение, вина и милосердие, честь и бесчестье и др. В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова также присутствуют произведения,

В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого.

Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу – солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке.

Читайте также:  10 сочинений на тему: Мой любимый герой из книги

Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение.

    Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.    Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни.

Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками – теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

    В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.    Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь.

Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.    Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого.    До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис.

С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…

”    Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни – в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.    Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (2 вариант)

Одной из тем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л.Н. Толстого конца 60-х годов 19 века.

Писатель приходит к убеждению в том, что истинное счастье заключается в отрешенности от мирской суеты, в любви к ближнему, в признании народной правды. Эта мысль и нашла свое воплощение в Платоне Каратаеве.    Каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от Бога. Радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью.

Устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. Регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», – говорит он.

    В военный быт Каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у этого героя нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «все в руках божьих». В речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое».

    Словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть Бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. Значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. Такую психологию можно назвать фаталистической. Она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству.    Л.

Н. Толстой ничего не искажал, создавая характер Каратаева. Черты каратаевской «пассивности» были присущи определенной части русского крестьянства. В этом герое Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость его характера. Недаром в жизни этого простого человека Пьер Безухов нашел то, чем можно удовлетвориться, освободив себя от дум о счастье.

    Платон тоже солдат, хотя и пленный, но в нем, на первый взгляд, выдвигается не солдатское, а чисто мужицкое начало жизни. Это нужно писателю, чтобы открыть перед Пьером внутренний мир крестьянина.

В угоду автору Платон Каратаев, «попав в плен и обросши бородою… отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу».    Пьер первый раз в жизни был так близок к крестьянину, жил с ним одним бытом и разделял общую участь. Здесь он открыл для себя мужика с его разносторонними интересами.

По многократным уверениям Пьера, Платон Каратаев оказал на него большое влияние, но, в то же время, он никогда не договаривает, в чем конкретно заключалось это влияние.

Так, Безухов решил ответить на этот вопрос, когда рассказывал Наташе о пережитом при возвращении из плена: «Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из-за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка».    И за этим ничего не последовало.

Очевидно, ответ следует искать в тех свойствах мужика, какими начинает любоваться и герой романа, и сам Толстой. А нравится им в Каратаеве все: и доброта, и трудолюбие, и работоспособность, и здоровье, и непосредственность, и покорность судьбе. В Каратаеве Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость характера.

В нем Пьера привлекло спокойствие, наличие большой внутренней силы. Эта сила зовется духом народа, она-то и открылась Пьеру, помогая ему выйти на искомую дорогу. Благодаря ей Безухов обретает веру в добро, желание помочь ближнему.    Значение Каратаева для Пьера больше всего определяется тем, что теперь был найден образец жизни, лишенный пороков господствующих классов.

Спасение в мужике – это, как мы увидим далее, весьма ощутимо выражено в романе композиционными средствами. Платон Каратаев появляется в тот момент, когда Пьеру нужна была какая-то опора, чтобы вернуть веру в добро и правду, утерянную им после пережитых потрясений при расстреле французами русских, обвиненных в поджогах Москвы.

    Именно благодаря Каратаеву, как говорится в романе, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». Каратаев навсегда остался в сознании Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением духа простоты и правды».    Платон Каратаев не столько идеальный, сколько функциональный образ.

Это подтверждается также тем, что, вернувшись из плена, Пьер не стал непротивленцем. В эпилоге он сближается с членами тайного общества, осуждает политические порядки в стране: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, – мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет».    Образ Платона Каратаева является в романе воплощением народной мысли. Народ изображен в эпопее носителем многих ценных человеческих качеств.    Таким образом, под влиянием народа князь Андрей и Пьер духовно преображаются, находят высшую цель жизни, связывая ее со служением людям, защитой добра, справедливости.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (3 вариант)

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» – самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей (примером может служить образ Платона Каратаева). Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя.

Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир. Человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Придерживаясь этой точки зрения, писатель раскрывает в романе образ Платона Каратаева.

    С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора», «в нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».

    Помогает герою выйти из этого кризиса Платон Каратаев. Мало того, после знакомства с ним, после долго общения в плену, Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром писатель назвал этого философа Платоном.

И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями Каратаева о жизни.    При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева.

Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все чуждое, солдатское» и возвратился к крестьянскому, народному складу.    Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то».

Читайте также:  Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым

Довершают обаятельный внешний облик большие карие нежные глаза и приятная улыбка. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота»: «А много вы нужды увидали, барин? А?. Э, соколик, не тужи…»    Речь Платона – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками.

Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться – бог смерти не даст» и т.д.

    Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье.

Глубокая христианская идея жизни по совести, смирению и вере в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, – вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.    Главная мысль романа «Война и мир» – это мысль о единении людей доброй воли.

И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собой психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей.

Эти люди просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». Она имела смысл только как часть целого, которое он постоянно чувствовал».

Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.    Суть натуры Каратаева – это любовь. Не личное чувство и привязанность к конкретному человеку, а любовь вообще ко всему в этом мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера. Платон навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды.

    Толстой в своем романе показал разные типы людей: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

Образ Платона Каратаева как олицетворение русского народа в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого « Война и мир » Пожидаев.Н.В., Сафронов.А.Р. Воробьёв.С.А. – презентация

1 Образ Платона Каратаева как олицетворение русского народа в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого « Война и мир » Пожидаев.Н.В., Сафронов.А.Р. Воробьёв.С.А.

Специальность: Профессиональное обучение по отрослям Руководитель – Онучина.С. В.

, преподаватель литературы Мишкино 2012 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж»

2 В романе – эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир » перед нами предстает « убогая и обильная, забитая и всесильная » крестьянская Русь. Вместе с тем необходимо обратить внимание на авторскую оценку образа Платона Каратаева, указать на то, что автор явно любуется своим героем, его крепостью и безропотностью

3

4 «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни»

  • 5
  • 6 Платон Каратаев появляется в романе – эпопее не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера Безухова моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы
  • 7
  • 8 Автор подчеркивает во всем его внешнем облике «олицетворение всего русского, доброго и круглого» – как некоторого символа гармонически цельного человека.

9 Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Каратаева, как бы независимому от внешних условий жизни ; « он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким – нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами »…

  1. 10 Введение Платона Каратаева в действие романа – эпопеи связано с тем, что Льву Николаевичу Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера Безухова под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа
  2. 11 Возлагая на Платона Каратаева особую нравственную задачу – внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Лев Николаевич Толстой создает идеализированный образ, построив его на олицетворении добра, кротости и самоотречения, любви к людям, к жизни, душевной мягкости, отзывчивости к человеческим страданиям, стремление помочь любому человеку в отчаянии, горе – являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей
  3. 12 Образ Платона Каратаева является одним из ярких примеров изображения характера русского крестьянина – его пассивности, долготерпения, религиозности, покорности
  4. 13 Образ Платона Каратаева выполняет совершенно ясную задачу – противопоставить искусственности и условностям аристократии простоту, правду крестьянской жизни ; индивидуализму Пьера Безухова – воззрения крестьянского мира ; индивидуализму Пьера Безухова – воззрения крестьянского мира ; злодеяниям захватнической войны с надругательствами над человеческой личностью – идеальные формы альтруизма ; злодеяниям захватнической войны с надругательствами над человеческой личностью – идеальные формы альтруизма ; общей идейной и нравственной растерянности – спокойствие, твердость и ясность жизненного пути русского мужика
  5. 14 Многие черты характера Платона Каратаева – любовь к людям, к жизни, душевная мягкость, отзывчивость к человеческим страданиям, стремление помочь человеку в отчаянии, горе – являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей, в том числе и в наше время

Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Осмысливая исторические преобразования россий­ской действительности, Толстой осуждал революци­онные методы переустройства общества, которые ста­вили своей целью искоренение «рабьей» психологии русского народа.

Революционные демократы стреми­лись к пробуждению гражданской активности кре­стьянства, призывая его на борьбу против угнетения и эксплуатации. В понимании же Толстого, русский патриархальный мужик воплощал в себе высший нравственный идеал, являлся вполне законченным цельным образом, живущим в полном соответствии с законами природы.

Исходя из этого, Толстой считал, что интеллигенция не может повлиять на развитие простого человека, а должна сама взять на вооруже­ние основы его «нравственной жизни», опроститься.

Опираясь на эти мысли, писатель создал в своем рома­не образ Платона Каратаева, в котором идеализиро­вал отсталость, забитость, бесплодную мечтатель­ность, незлобивость и всепрощение. По словам М. Горького, в Каратаеве воплощены представления Толстого о мужике «как человеке кротком, осужден­ным на муки и терпение ради бога».

Жизнь Каратаева сама по себе не имела определен­ного смысла, так как являла собой ничтожную части­цу стихийной «роевой» жизни, в которой человек бес­силен что-либо изменить. Человек — творение божье, поэтому все в жизни надо принимать как должное: горе, нищету, лишение свободы.

Рабская покорность судьбе, ее слепым законам, непротивление воле божь­ей — вот что является основным и определяющим в жизни Платона. Он не приемлет разумного подхода к решению жизненно важных вопросов, «не нашим умом, а божьим судом» решается все на этой земле, полагает Каратаев. Он равнодушен к проявлениям добра или зла, отрешившись от всех проблем, волную­щих живого человека.

В образе этого героя Толстой реализовал свой давний замысел человека, который «не сам живет, а бог водит».

Примечателен внешний облик героя: «круглые спорые движения», в которых было «что-то приятное успокоительное». Автор постоянно обращает внима­ние читателя на «круглое» начало Каратаева: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают портрет «большие карие нежные глаза» и «приятная улыбка».

Каратаев находится уже в довольно зрелом возрас­те, но в разговорах и поведении этого бывалого солда­та Апшеронского полка нельзя увидеть никаких на­поминании о былых походах, совершавшихся под предводительством Суворова.

Длительное пребывание в армии не нашло ни внешнего, ни внутреннего отражения. Попав в плен, он быстро вернулся к прежнему, крестьянскому, народному складу». Кара­таев и перед читателем впервые предстает будучи во­еннопленным.

Да и трудно представить его бравым солдатом с оружием в руках.

Он всегда ровно спокоен, и оживляется лишь ко­гда рассказывает свою любимую историю о купце ко­торый «безвинно напрасно страдал» и в конце своей жизни сумел простить виновника своего многолетне­го пребывания на каторге, чем в свою очередь, пробу­дил в преступнике раскаяние. Христианское прощение своих обидчиков – вот к чему призывает Платон Каратаев.

Образ этого героя показан автором через восприятие его Пьером Безуховым, который в этот период своей жизни особенно желал обрести гармонию и цельность своего существования. Ив Каратаеве он увидел именно то, что искал. Не случайно Толстой отмечает, что Платон показался Пьеру воплощением духа простоты и правды.

Но, несмотря на данное влияние, Каратаев не играл решающей роли в судьбе Безухова. Он лишь послужил опорой для графа в трудный период его жизни, дал импульс к дальнейше­му самосовершенствованию.

Получив определенное представление о «мужике» и его извечных «доброде­телях», Пьер не стал мужиком, не отказался от дво­рянской культуры, хотя и «много попростел».

Образ Платона Каратаева довольно символичен, ведь шар традиционно считается символом совершен­ства форм, их завершенности. И Каратаев «навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и веч­ным олицетворением духа простоты и правды».

Единственное удовлетворение жизнью Платон Ка­ратаев находит в радостном ощущении объединения с миром. Он не имел «привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер», но «любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь». Это глубокое христи­анское чувство составляло суть души Платона, суть народной души.

Ссылка на основную публикацию