Что такое модернизм: кратко и понятно

Updated: 24.02.2020

Модернизм появился в западной культуре в конце XIX века и получил свое развитие в начале следующего столетия.

Этот период вошел в историю искусства и, в частности, живописи как чрезвычайно плодотворный и наполненный новыми открытиями, хотя в сознании современников он ассоциировался с упадком.

Модернизм эволюционировал на волне отрицания классического наследия и невероятно расширил и обогатил художественный язык живописи.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Модернизм стал прямым отражением социальных процессов, проходящих в обществе. Темпы жизни ускорялись, прежние идеалы стремительно устаревали, а новые только создавались. Художников преследовали ощущение пустоты и чувство тревоги, и спасение они искали в разрушении существующих устоев и традиций, навязанных классическими формами искусства.

Что такое модернизм, характерные черты и особенности стиля

Модернизм характеризуется отказом от реализма в пользу чувственного восприятия и передачи внутреннего мира живописца. Провозглашалась абсолютная свобода художника в творчестве, которое не должно быть связано рамками реального мира. На смену выверенным веками приемам пришел эксперимент.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Главной ценностью считалось самовыражение, которое стало философией модернизма. Адепты новых течений считали, что искусство прошлого с его ограниченностью и рационализмом ведут живопись в тупик, и только абсолютно новаторские и порой абсурдные приемы способны вдохнуть новую жизнь в творчество.

Модернизм — это совокупность множества направлений, получивших свое развитие в первой половине XX века, в их число входят:

  • фовизм;
  • кубизм;
  • сюрреализм;
  • футуризм;
  • абстракционизм;
  • экспрессионизм.

Живопись модернистов объединяла общая черта — художники по-новому подавали привычные образы, что выражалось в нестандартных формах, линейной композиции, сложном ритме и неожиданных цветовых сочетаниях.

Направления в модернизме, известные художники-модернисты

Искусствоведы спорят о точном времени зарождения стиля. В череду событий, которые можно назвать точкой отсчета для развития модернизма, входит «Салон отверженных», работавший в Париже с 1863 года.

В экспозицию принимали работы, отвергнутые жюри официального салона. Публика ходила на выставку посмеяться над необычными картинами художников.

В частности, жесткой критике была подвергнута работа Эдуарда Мане (Edouard Manet) «Завтрак на траве».

Что такое модернизм: кратко и понятно

Первым течением в модернистском искусстве в начале XX века стал фовизм. Термин был впервые употреблен французской критикой в отношении творчества группы молодых художников, куда входили:

Живописцы не пропагандировали определенную эстетическую программу, но формально выступали против методов и приемов импрессионистов, что выражалось в примитивизме форм, остроте композиционных решений, стремлении к яркому цвету, пренебрежении линейной перспективой.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Кубизм возник чуть позднее фовизма, его основоположниками считаются Жорж Брак (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Художники взяли за основу постулат Сезанна о том, что в основе любого предмета лежат геометрические формы и развили его в своем творчестве.

Картины кубистов представляют собой фантастическую реальность, созданную воображением художника. Вещи предстают в виде комбинаций отдельных частей, а плоскости сдвигаются. Главным критерием оценки произведений для кубистов было геометрическое совершенство изображения.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Первые работы футуристов появились в 1909 году. Художники противопоставляли технику и человека и стремились передать в своих произведениях переполненность сознания современников впечатлениями.

Главным героем произведений стало время, его стремительный ритм они передавали через раздробленность зрительного образа, хаотичный ритм и многократное повторение движений тел и предметов.

К футуризму примкнули многие заметные художники Италии:

Что такое модернизм: кратко и понятно

Сюрреализм главным в искусстве провозгласил бессознательное начало и поставил своей целью пробудить ассоциативное мышление зрителей. Течение зародилось во Франции в 1920-е годы и развивалось в двух направлениях. Одни живописцы создавали шедевры с абстрактными образами и произвольными формами — таковы работы Андре Массона (Andre Masson), Макса Эрнста (Max Ernst), Хоана Миро (Joan Miro).

Что такое модернизм: кратко и понятно

Другая группа сюрреалистов во главе с Сальвадором Дали (Salvador Dali) сосредоточилась на тщательном воспроизведении образов, возникающих в подсознании.

Картины мастеров отличает точность изображения, скрупулезная прорисовка деталей и выверенная перспектива, характерная для академической живописи.

Лейтмотивом творчества Дали стала фантастика абсурда с парадоксальными сочетаниями форм и зрительной неустойчивостью объектов.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Абстракционизм получил свое развитие после 1910 года. Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire) назвал его «искусством, не имеющим более никакого внешнего сюжета, а только сюжет внутренний».

Основоположником направления стал Василий Кандинский, работы которого в этот период окончательно утратили связь с реальным миром, но при этом чрезвычайно содержательны, эмоциональны и проникнуты динамикой настоящей жизни.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Ярким представителем рационального направления беспредметной живописи стал Казимир Малевич, который в своих композициях стремился создать мир холодной гармонии, воплощенный в геометрических формах. Чистейшей формулой живописной абстракции стала его работа «Черный квадрат», где художнику удалось передать саму суть пространства, лишенного масштаба и протяженности.

Что такое модернизм: кратко и понятно

Начало течению экспрессионистов было положено немецкими художниками в первой четверти XX века.

Первые представители направления — Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), Эрих Хеккель (Erich Heckel), Отто Мюллер (Otto Mueller) — входили в группу «Мост», созданную в 1905 году в Дрездене. Целью живописцев стал поиск начала, объединяющего духовную и общественную жизнь.

Эмоциональное состояние творцов находило свое отражение в импровизации, искажении реальных пропорций. Основным способом передачи пространства в картинах экспрессионистов стал цвет.

Разгоревшиеся военные конфликты в Европе конца 1930-х годов замедлили развитие модернистского искусства и прервали связь национальных школ живописи. Многие начинания художников первой половины двадцатого столетия остановились, едва начавшись. Модернизм оказал колоссальное влияние на эволюцию искусства, а творчество мастеров той эпохи вызывает неподдельное восхищение у современного зрителя.

Цена на произведения основоположников фовизма, экспрессионизма, футуризма на мировых аукционах живописи поднимается до астрономических сумм. В каталоге Very Important Lot вы найдете как антикварные работы, так и картины современных художников-модернистов.

Что такое модернизм

Что такое модернизм: кратко и понятно

Модернизм (с лат. modernus — «современный») — течение конца XIX — начала XX века, затронувшее все сферы искусства. Отличительной чертой модернизма стал отказ от традиций прошлых лет и постоянный поиск новых методов в творчестве.

Модернизм в искусстве

Модернизм оказал огромное влияние на все искусство в целом. Перемены, которые наступили в это время, не просто изменили некоторые жанры, но перевернули саму парадигму искусства. Претерпев стадию полного неприятия, модернистские течения доказали свою состоятельность, и заняли доминирующее положение в европейской живописи, музыке, литературе и архитектуре на целый век.

К модернизму причисляют:

  • австрийский сецессион;
  • французский ар нуво;
  • русский модерн;
  • немецкий югендстиль;
  • бельгийский стиль Велде;
  • итальянский растительный стиль.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм в живописи наиболее богат на направления. Ответвлениями модернизма считаются:

  1. Фовизм — стиль буйства красок. Картины фовистов соответствуют изначальному значению слова, являясь дикими, выразительными, провокационными.
  2. Сюрреализм — следуя по стопам Босха, сюрреалисты наполняют свои картины десятками нереальных символов, которые служат метафорами чего-то, что существует в реальности. Многие работы напоминают сны и галлюцинации. По своим глубинным характеристикам сюрреализм схож с символизмом.
  3. Дадаизм — предтеча постмодерна. Также, как Первая мировая война разрушила города и судьбы миллионов, картины дадаистов стремились разрушить эстетизм изобразительного искусства. Разочаровавшись в самой ценности культуры, дадаисты с присущим им цинизмом разрушают каноны рисунка.
  4. Импрессионизм — целью течения было по-новому отразить изменчивость и непостоянство мира, используя новые художественные приемы и сочетания красок. Их легко можно отличить по присущей картинам вибрации.
  5. Экспрессионизм — главная идея не в точном изображении действительности, а в передаче собственного эмоционального состояния художника. Все восприятие субъективно и неразрывно с индивидуумом.
  6. Футуризм — отвергая разложение объектов на составляющие, футуристы стремились передать динамичность нашего мира. Их картины полны геометрии: спиралей, зигзагов, конусов и острых углов. Лучше всего для футуристов подходили плакаты и афиши.

Художники модернизма:

  • П. Пикассо;
  • П. Сезанн;
  • В. ван Гог;
  • П. Гоген;
  • А. де Тулуз-Лотрек.

В России:

  • М. Врубель;
  • Л. Бакст;
  • М. Шагал;
  • В. Кандинский.
Читайте также:  5 сочинений (с 1 по 9 класс) на тему: Итоги уходящего года

Модернизм в литературе

Модернизм в области литературы сменил собой классический роман реализма. Писатели устали от стандартного описания быта художественных персонажей и стремились к чему-то новому.

В начале XX века в Англии зарождается новая форма повествования — поток сознания. Произведения такого плана не имеют выраженной сюжетной линии, а имитируют мысли, возникающие в головах героев.

У истоков формы стояла группа Блумсбери.

Значительное влияние на литературу оказали ужасы Первой мировой войны. Военная тематика и описания потерянного поколения ярче всего видны в романах Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Черный обелиск», Э. Хэмингуэя «Прощай, оружие» и К. Воннегута «Бойня №5».

Для модернизма характерно влияние философии и психологии. Идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, З. Фрейда и К. Юнга можно отыскать в произведениях множества литераторов того времени.

Писатели модернисты:

  • В. Вулф;
  • Ф. Кафка;
  • Д. Конрад;
  • У. Фолкнер;
  • Ш. Бодлер.

В России:

  • А. Ахматова;
  • М. Цветаева;
  • А. Белый;
  • Ф. Достоевкий.

Модернизм в архитектуре

Начало XX века — время внедрения модернизма в архитектуру. В этот период на смену прошлым стилям приходит полное обновление конструкций и самой формы архитектурных объектов. В Германии на первый план выходит баухаус, в России — рационализм и конструктивизм.

Общие популярные стили для всей Европы:

  • интернационализм;
  • брутализм;
  • функционализм;
  • ар-деко.

Известные архитекторы модернизма:

  • Р. Нойтра;
  • А. Аалто;
  • О. Нимейер;
  • Л. Мис ван Дер Роэ;
  • Ле Корбюзье.

Модернизм в музыке

Характерной чертой музыкального модернизма было повышенное внимание к общемировому научному культурному прогрессу. Музыканты стремились изменить сам облик музыки, внедряя в свои произведения инновационные приемы, не используемые ранее. Для модернистов от музыки характерна позитивная оценка популяризации в общества массовости культуры и тенденции к урбанизации.

Переходным этапом от романтизма к модернизму считают творчество Густава Малера. Среди других влиятельных композиторов модернизма:

  • К. Дебюсси;
  • Р. Штраус;
  • Р. Отторино;
  • Б. Бенджамин;
  • Я. Сибелиус.

В России:

  • С. С. Прокофьев;
  • Д. Д. Шостакович;
  • И. Ф. Стравинский;
  • А. Н. Скрябин.

Модернизм – это… Что такое Модернизм?

Эта статья о направлении в искусстве. Об историческом периоде см. Эпоха модерна

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат.

 modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля[1]. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм.

А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.

Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников.

В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в литературе

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману.

Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ.

 Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы.

Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:

Основная статья: Архитектурный модернизм

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Модернистские течения в искусстве

Критика

Противниками модернизма были Максим Горький[3] и Михаил Лифшиц[4].

См. также

Примечания

  1. Глоссарий.ru: Модернизм
  2. Улисс был назван “квинтэссенцией всего модернистского движения”. Beebe, Maurice (Fall 1972). “Улисс и эпоха модернизма”. James Joyce Quarterly (University of Tulsa) 10 (1): p. 176.
  3. «Горький выступает убежденным противником модернизма и последовательным поборником реалистического искусства, призванного будить в людях лучшие, благородные чувства, укреплять в человеке уважение к себе и к другим людям» (Канд. филол. наук А. М. Щуйский) с. 140.
  4. Почему я не модернист?
  • МОДЕРНИЗМ: архитектура и архитекторы модернизма
  • Лифшиц М. А. Модернизм

Модернизм: что это такое, в живописи, архитектуре, литературе, искусстве, представители модерна, художники модернисты, модернистские течения

Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр.

) означает «новый», «современный». Это движение стало переломным по содержанию. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др.).

Таким образом, «модерн» и модернизм – это два разных понятия.

История возникновения

В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое.

Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения.

Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.

Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.

«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности», – призывал Маяковский-футурист. Похожие лозунги и призывы звучали от модернистов разных школ и течений искусства XX века.

Читайте также:  Гораций - о корабль, отнесут в море опять тебя: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.

про художников поп-арт.

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

Экстравагантность, эпатаж, иррационализм – постоянные спутники модернистов.

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым.

Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О.

Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.

Архитектура

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля.

Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм).

Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.

Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Скульптура

Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи в эпоху возрождения.

Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции.

Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.

Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.

В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).

Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.

Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.

Модные веяния

Уже в самом начале XX века под влиянием бурных процессов в мире и искусстве свежие веяния проникли и в моду. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Появляются новые имена в мире моды.

В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм. Уже через 10 лет засверкала новая звезда – Коко Шанель, уделявшая значительное внимание ювелирным украшениям.

Под её влиянием рождается новый женский идеал – самостоятельная, независимая дама, равноправный партнёр мужчины. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов.

Возникло новое направление в мире моды – «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.

После 1930-х г. дамская мода несколько смягчается, становится более женственной. Ювелирное искусство также спешит вслед за модой: появляются разнообразные броши, подвесные кулоны, серьги и браслеты чётких геометрических форм. В эти годы среди ювелиров, почувствовавших новые веяния в искусстве, на первый план выходит мастер Луи Картье, стоявший у истоков стиля «ар-деко.

Читайте также:  Анализ романа Сервантеса «Дон Кихот»

Деятели

Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.

Наиболее значимыми художниками модернистских направлений стали: Анри Матисс («Севильский натюрморт», «Танец», «Музыка», «Красная комната»); Амедео Модильяни, изображавший женские портреты; Пикассо («Женщина с веером», «Авиньонские девушки»); В. Кандинский (основоположник абстракционизма).

Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».

Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).

Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.

Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Узнать размеры напольной плитки, а также виды вы сможете перейдя по ссылке.

Как уложить теплый пол под плитку вы узнаете в этой статье.

Обои в Леруа Мерлен: https://trendsdesign.ru/materialy/oboi/oboi-lerua-merlen.html

Если бы жил Гауди…

Выводы

Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства.

Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер.

Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.

нашу статью о художниках классицизма.

МОДЕРНИ́ЗМ

МОДЕРНИ́ЗМ в ар­хи­тек­ту­ре, со­во­куп­ность яв­ле­ний, воз­ник­ших под влия­ни­ем идей ху­до­же­ст­вен­но­го мо­дер­низ­ма в 1910–1920-х гг., ко­гда экс­пе­ри­мен­ты бес­пред­мет­но­го иск-ва (в пер­вую оче­редь ку­биз­ма) рас­про­стра­ни­лись на скульп­ту­ру и про­стран­ст­вен­ные кон­ст­рук­ции. От­ли­чит. чер­ты М.

: раз­рыв с ис­то­рич. тра­ди­ци­ей, от­каз от де­ко­ри­ро­ва­ния ар­хит. форм и пе­ре­ход к су­гу­бо экс­пе­ри­мен­таль­но­му, но­ва­тор­ско­му фор­мо­об­ра­зо­ва­нию, вы­яв­ляю­ще­му функ­цио­наль­ную и кон­ст­рук­тив­ную ос­но­ву со­ору­же­ния. Тер­мин «М.

» при­ме­ни­тель­но к ар­хи­тек­ту­ре стал ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся толь­ко с 1960-х гг.; ар­хи­тек­то­ры – пред­ста­ви­те­ли М. ис­поль­зо­ва­ли так­же тер­ми­ны-си­но­ни­мы «но­вая ар­хи­тек­ту­ра», «совр. ар­хи­тек­ту­ра», со­вре­мен­ное дви­же­ние. На М. как про­дукт ра­цио­на­ли­стич.

мыш­ле­ния по­влия­ли ус­пе­хи про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции, фи­лос. тео­рии, обос­но­вы­ваю­щие уни­вер­саль­ность на­уч­но-тех­нич. про­грес­са (пре­ж­де все­го мар­к­сизм); так­же и по­яв­ле­ние но­вых стро­ит. тех­но­ло­гий (мно­го­этаж­но­го кар­ка­са, боль­ше­про­лёт­ных ме­тал­лич.

кон­ст­рук­ций и сплош­но­го ос­тек­ле­ния, пас­са­жир­ско­го лиф­та, же­ле­зо­бе­то­на), су­ще­ст­вен­но рас­ши­рив­ших воз­мож­но­сти ар­хи­тек­то­ров.

При всём ра­ди­ка­лиз­ме М., прин­ци­пи­аль­но от­ри­цав­ше­го ар­хи­тек­ту­ру про­шло­го, мож­но вы­явить ар­хит. на­прав­ле­ния и идеи, став­шие ба­зой для воз­ник­но­ве­ния М.

: экс­прес­сио­низм; вы­нес­шая «че­ст­ные кон­ст­рук­ции» на фа­са­ды чи­каг­ская шко­ла; стиль мо­дерн с прин­ци­пом про­ек­ти­ро­ва­ния «из­нут­ри на­ру­жу»; кон­цеп­ции го­ро­да-са­да Э. Хоу­ар­да и Ин­ду­ст­ри­аль­но­го го­ро­да Т.

 Гар­нье, ра­бо­ты П. Бе­рен­са, А. Ло­за, а так­же Ф. Л. Рай­та (1900-х гг.).

Мн. ар­хи­тек­то­ры М. от­вер­га­ли стиль как ме­тод про­ек­ти­ро­ва­ния; тем не ме­нее М.

име­ет ряд ус­той­чи­вых фор­маль­ных при­зна­ков (пря­мо­уголь­ные объ­ё­мы, лен­точ­ное за­стек­ле­ние, пло­ская кров­ля, свет­лый цвет стен, сво­бод­ный план и т. д.; см. так­же «пять прин­ци­пов совр.

ар­хи­тек­ту­ры» Ле Кор­бю­зье), про­явив­ших­ся в б. ч. по­стро­ек М. и фак­ти­че­ски по­зво­ляю­щих с 1930-х гг. рас­смат­ри­вать его так­же как стиль.

Мо­дер­ни­сты счи­та­ли воз­мож­ным с по­мо­щью ар­хи­тек­ту­ры улуч­шить и да­же кар­ди­наль­но из­ме­нить струк­ту­ру об­ще­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с со­циа­ли­стич.

идеа­ла­ми; они про­воз­гла­си­ли уто­пи­че­скую кон­цеп­цию «строи­тель­ст­ва жиз­ни», со­глас­но ко­то­рой за­ло­жен­ная в ар­хит. про­ек­те про­грам­ма долж­на обу­слов­ли­вать об­ществ. про­цес­сы, про­те­каю­щие в зда­нии, по­сёл­ке или го­ро­де.

Со­от­вет­ст­вен­но, ин­ст­ру­мен­том ар­хи­тек­то­ра в зна­чи­тель­но боль­шей, чем пре­ж­де, сте­пе­ни ста­ла не соб­ст­вен­но фор­ма или её эле­мен­ты, а про­стран­ст­во, осо­бая ор­га­ни­за­ция ко­то­ро­го долж­на бы­ла и управ­лять дея­тель­но­стью лю­дей, и соз­да­вать фор­му. От­сю­да – осн. ме­тод фор­мо­об­ра­зо­ва­ния М.: фор­му оп­ре­де­ля­ет функ­ция (см. так­же Орга­ни­чес­кая ар­хи­тек­ту­ра­).

Од­на из важ­ней­ших тем М. – про­ек­ти­ро­ва­ние мас­со­во­го жи­лья; в ча­ст­но­сти, до­ма для ра­бо­чих воз­во­ди­лись по прин­ци­пам ин­ду­ст­риа­ли­за­ции строи­тель­ст­ва, ми­ни­ми­за­ции за­трат на не­го, ор­га­ни­за­ции бы­та в со­от­вет­ст­вии с со­циа­ли­стич. док­три­ной; в СССР поя­вил­ся тип до­ма-ком­му­ны.

Для гра­до­строи­тель­ст­ва М.

клю­че­вы­ми ста­ли идеи Ле Кор­бю­зье: прин­ци­пы зо­ни­ро­ва­ния, со­че­та­ние вы­сот­ной жи­лищ­ной за­строй­ки с про­сто­рны­ми озе­ле­нён­ны­ми про­стран­ст­ва­ми и диф­фе­рен­циа­ци­ей транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры; пер­во­на­чаль­ная мысль о то­таль­ном сно­се ста­рой за­строй­ки сме­ни­лась позд­нее по­ни­ма­ни­ем её цен­но­сти.

В 1910-е гг. бы­ли соз­да­ны про­грамм­ные про­ек­ты М.: «Дом-ино» Ле Кор­бюзье (1914–15), «Баш­ня III Ин­тер­на­цио­на­ла» В. Е. Тат­ли­на (1919–20), «про­уны» Л. М. Ли­сиц­ко­го (1919–20). За ко­рот­кий пе­ри­од идеи М. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ар­хи­тек­ту­ре Ев­ро­пы (в т. ч.

в СССР), США, Ближ­не­го Вос­то­ка. Пер­вые по­строй­ки М. да­ти­ру­ют­ся пре­им. сер. 1920-х гг.: па­виль­он «Ма­хор­ка» на ВСХВ в Мо­ск­ве (1923, К. С. Мель­ни­ков; не сохр.), дом Шрё­дер в Ут­рех­те (1923–24, Г. Рит­велд), до­ма Р. Ла Ро­ша и А. Жан­не­ре в Па­ри­же (оба 1923–1925, Ле Кор­бю­зье) и др.

В раз­ных стра­нах воз­ни­ка­ют разл. ар­хит. те­че­ния М.: кон­ст­рук­ти­визм, функ­цио­на­лизм, ра­цио­на­лизм, су­пре­ма­тизм, тех­ни­цизм, ути­ли­та­ризм, ин­тер­на­цио­наль­ный стиль и др. По­яв­ля­ют­ся ар­хит. шко­лы, в ко­то­рых раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­пе­дев­ти­ка М.

: Бау­ха­уз в Гер­ма­нии, Уно­вис, Ин­хук, Вху­те­мас в Рос­сии. Гл. идео­ло­га­ми ар­хит. М. вы­сту­пи­ли: Ле Кор­бю­зье; В. Гро­пи­ус, Б. Та­ут в Гер­ма­нии, З. Ги­де­он в Швей­ца­рии; М. Я. Гинз­бург. Бы­ла со­з­да­на объ­е­ди­нив­шая ар­хи­тек­то­ров М. ор­га­ни­за­ция – Ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы совр.

ар­хи­тек­ту­ры (франц. CIAM, 1928–59).

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны М., те­ряя свой «ан­ти­бур­жу­аз­ный» па­фос, ста­но­вит­ся гос­под­ствую­щей ар­хит. идео­ло­ги­ей на За­па­де, вы­тес­няя ар де­ко и не­о­клас­си­цизм, и пе­ре­хо­дит в свою позд­нюю ста­дию. Влия­ние М. рас­про­стра­ни­лось на стра­ны Лат.

Аме­ри­ки, Ин­дию, Япо­нию (с 1954 – на СССР, где об­ра­ти­лись не к на­сле­дию рос. ар­хит. аван­гар­диз­ма 1920-х гг., а к за­ру­беж­но­му опы­ту ин­ду­ст­риа­ли­за­ции и стан­дар­ти­за­ции стро­ит. про­цес­са) и т. д. Раз­ви­ва­ют­ся разл. сти­ли­сти­че­ски мно­го­об­раз­ные вер­сии М. (О. Ни­мей­ер; Э. Д. Сто­ун и И. М. Пей в США, и др.

), мо­ди­фи­ци­ро­вав­шие или да­же от­ри­цав­шие док­три­ну функ­цио­на­лиз­ма. Пол­ное во­пло­ще­ние ар­хит. и гра­до­стро­ит. М. сер. 20 в. на­шёл в но­вой браз. сто­ли­це Бра­зи­лиа, по­стро­ен­ной по ген­пла­ну Л. Кос­ты. Реа­ли­зо­вав­шие кон­цеп­цию Л. Ми­са ван дер Роэ приз­ма­тич.

не­бо­скрё­бы со стек­лян­ны­ми фа­са­да­ми поя­ви­лись в боль­шин­ст­ве круп­ных го­ро­дов ми­ра. Но ши­ро­кое во­пло­ще­ние идей М.

яр­че вы­яви­ло его не­дос­тат­ки: жё­ст­кость кон­цеп­ций, по­те­ряв­шие ак­ту­аль­ность прин­ци­пи­аль­ная ус­та­нов­ка на «строи­тель­ст­во жиз­ни» и па­фос тех­ни­циз­ма, ото­рван­ность от ре­аль­ной жиз­ни, про­явив­шая­ся в нев­ни­ма­нии к ес­теств. про­цес­сам раз­ви­тия го­ро­дов.

В ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы и ре­ак­ции на «ор­то­док­саль­ный» М. воз­ник­ли ар­хит. объ­е­ди­не­ния 1960-х гг. «Archigram» (Ве­ли­ко­бри­та­ния; под влия­ни­ем фу­ту­риз­ма), «Archizoom» (Ита­лия; идеи поп-ар­та) и др.; на­прав­ле­ния бру­та­лизм, ме­та­бо­лизм и, глав­ное, по­стмо­дер­низм, к ру­бе­жу 1960–70-х гг. по­тес­нив­шие М.

в ми­ро­вой ар­хит. прак­ти­ке. Но как в пе­ри­од гос­под­ства по­стмо­дер­ни­ст­ской ар­хи­тек­ту­ры (1970–80-е гг.), так и позд­нее па­ра­диг­ма М. (раз­рыв с тра­ди­ци­ей, от­каз от де­ко­ра и фор­маль­ные экс­пе­римен­ты) со­хра­ня­лась и в твор­че­ст­ве отд. ар­хи­тек­то­ров (Р. Мей­ер, Р. Мо­нео и др.

), и в иде­ях не­омо­дер­низ­ма (ис­поль­зую­ще­го фор­маль­ный лек­си­кон ран­не­го М.), де­кон­ст­рук­ти­виз­ма, хай-те­ка, не­ли­ней­ной ар­хи­тек­ту­ры – но­вых те­че­ний, ко­то­рые в то же вре­мя вос­при­ня­ли постмодернистcкую кри­ти­ку М. Се­го­дня в сре­де ис­сле­до­ва­те­лей ар­хи­тек­ту­ры нет еди­но­го мне­ния, мож­но ли от­не­сти эти на­прав­ле­ния к М. или пост­мо­дер­низ­му, или же их по­яв­ле­ние сви­де­тель­ст­ву­ет о ро­ж­де­нии но­вой ар­хит. па­ра­диг­мы.

Ссылка на основную публикацию