Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Оно написано в жанре элегии, только в отличие от классической элегии стихотворение заканчивается жизнеутверждающим призывом:

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

В этом призыве скрыт более глубокий призыв – призыв к свободе.

История создания произведения

В отличие от Лермонтова, дважды оказавшегося в заточении, Пушкин никогда не бывал в заключении. Правда, Иван Никитич Инзов, любивший Пушкина, как родного, сажал его под домашний арест, чтобы сберечь беспокойную голову талантливого поэта от необдуманных поступков и глупых дуэлей.

21 мая 1821 года Пушкин посетил Кишиневский острог. Об этом событии сохранилась запись в его дневнике. Правда, в этой записи про закованного в цепи орла ничего не говорится, но существует версия, что именно там, в остроге Пушкин видел двух орлов, прикованных цепями.

Биографы Пушкина много и с удовольствием рассказывают о любовных похождениях поэта и так мало говорят о политической и общественной деятельности. Находясь в южной ссылке, Пушкин сблизился с М.Ф Орловым и будущим декабристом В.Ф. Раевским.

Нередко участвовал в работе Южного общества декабристов, общался с руководителем греческой революции князем Александром Ипсиланти. Известно, что Александр Сергеевич сам планировал побег из ссылки в Грецию. Именно Пушкин предупреждал Раевского о предстоящем аресте.

Из острога был совершен групповой побег, и поэт тоже знал об этом.

Упадническое, узническое настроение появилось у Пушкина после разгрома Южного тайного общества декабристов, ареста В. Ф. Раевского, отстранения от службы М. Ф. Орлова, генерала П. С. Пущина. Сам Пушкин оказался под очередным, и довольно длительным домашним арестом. Предположительно, в этот период и был написан «Узник».

Известный советский историк, пушкиновед, Борис Алексеевич Трубецкой писал:

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 3-х строф, по 4 стиха, написанных амфибрахием, с мужской рифмой. Итого 12 стихов.

Композиция двухчастная. Первая часть элегически грустная. Один орел в клетке, а второй на свободе. И тот, который на свободе, не понимает, почему сидящая за решеткой птица не пытается даже улететь. Свободный орел призывает улететь того, который заперт. Вторая часть начинается с последней строки второй строфы.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – орел, сидящий в клетке, тоскует по свободе. Идея стихотворения – свобода. Это произведение – завуалированный призыв к борьбе за свободу.

Может показаться странным, что в России с царизмом борется дворянство. Но безграмотный народ не в состоянии даже понять, что жизнь может быть иной. Они смиренно сносят розги, готовы молиться на своих господ.

Впрочем, сознание дворян тоже ограничено.

Сейчас находятся люди, которые упрекают декабристов, породивших брожение умов. Но это было время такое. Такой век. Умы бродили во всей Европе. Королю Франции отрубили голову.

То и дело вспыхивали крестьянские войны, восстания рабочих. Люди стали понимать, что всякое живое существо должно быть свободно. Но мало кто понимал, что абсолютной свободы все равно не бывает.

Что новая жизнь, рожденная насилием, может оказаться еще хуже старой.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Узник»использованы следующие средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – сырой (темнице), вскормленный, молодой (орел), грустный товарищ
  • Метафоры – кровавая (пища);
  • Олицетворения – вымолвить хочет.

В последней строфе использована анафора – повторение слова «туда» в начале строки.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 189.

Обновлено 9 Сентября, 2021

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 189.

Обновлено 9 Сентября, 2021

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
  • История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
  • Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
  • Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
  • Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».

Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.

История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.

Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу.

Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.

Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.

Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться.

И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном). Способ рифмовки – парный ААВВ.

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…»).

Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…», эпитеты– «в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 189.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Биография Есенина»с результатом 14/14

Гость завершил

Тест «Бесприданница»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Биография Лескова»с результатом 11/13

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 17/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 15/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 8/19

Гость завершил

Тест «Бесприданница»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 14/19

Читайте также:  Анализ стихотворения «Луга мутило жаром лиловатым…» (Б. Л. Пастернак «В лесу»)

Гость завершил

Тест Природные зоны Африкис результатом 8/11

Гость завершил

Тест «Чистый понедельник»с результатом 12/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Узник ???? краткое содержание, о произведении

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Краткое содержание

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Анализ

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни.

Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства.

Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Бруно Августо. Парящий орел

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны.

Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола.

В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

  • «Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
  • Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
  • Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

  1. Антитеза: противопоставление воли и неволи.
  2. Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
  3. Эпитеты:
  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Читайте также:  Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Узник» (Сижу за решеткой в темнице сырой) – ЕГЭ по литературе 2022

Александр Пушкин

  • Узник
  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном,
  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно.

    Зовет меня взглядом и криком своим

  2. И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения «Узник»

Любой анализ принято начинать с обозначения даты написания и этапа творчества, анализ стихотворения «Узник» не исключение.

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году. Данное произведение принято относить к периоду Южной ссылки, когда Александр Сергеевич отбыл из Петербурга в Екатеринослав по приказу Александра I.

Ему оказались не по нраву как эпиграммы в сторону высокопоставленных лиц, так и влияние стихотворений поэта на народ. В Южной ссылке Пушкин пробыл 4 года, и за это время его взгляды, а соответственно и литературное творчество, несколько изменились.

Ключевыми особенностями этого периода можно считать преодоление жанровой нормативности, интонацию элегического раздумья, изображение природы для обличения внутреннего противоречия, а также обращение поэта к байроническому типу (об этом ниже). И в стихотворении «Узник» именно последнее воплотилось с особой силой.

Байронический тип в стихотворениях Пушкина этого периода отражается через образ вольнолюбивого мечтателя и разочаровавшегося юноши. Он жаждет свободы, новых впечатлений и чаще всего он изгнанник: поневоле или добровольно. И в стихотворении «Узник» мы как раз видим тягу героя к свободе, какая преподнесена в духе фольклорных традиций:

Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом…

Птица в фольклоре понимается как безграничная воля, и герой хочет ее прочувствовать.

Как будто со мною задумал одно…

Однако, он в «темнице сырой», и из-за этого возникает романтическое двоемирие: неидеальное здесь, в заключении, и идеальное там, на свободе. И если в темнице герою примечательны лишь сырость да решетка, то на воле ему видится полнота жизненных ощущений.

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края…

И птица является «братом» герою не случайно. Он осознает свой потенциал, какой мог бы быть реализован на воле. Он знает, что его место там, где птица, однако обстоятельства мешают воплощению вольнолюбивых надежд.

Если вы лишь частично знакомы с творчеством и жизнью А. С. Пушкина, пройдите познавательный тест. Так вы не только проверите имеющиеся знания, но и получите новую интересную информацию.

Полный анализ стихотворения "Узник" (А.С. Пушкин)

Строки стихотворения «Узник», которые написал Пушкин А.С., давно стали хрестоматийными, поэтому полный анализ данного стихотворения от команды Литеровед будет полезным каждому ученику.

История создания

Стихотворение «Узник» имеет достаточно интересную историю создания. Александр Сергеевич на тот момент находился в южной ссылке, где занимал должность секретаря.

Поскольку он был лишен самого для него дорогого – это дружбы и общения с товарищами, настроение его было очень подавленным. Мысли его так же терзали не самые радужные и веселые.

Это легко понять, окунувшись в прочтение его творчества того периода жизни.

Повлияла на написание этого произведения увиденная им картина. Он увидел, как ручным орлам подрезают крылья, чтобы те не имели возможности улететь. Вольная и свободная птица была обречена на заточение.

Эти эмоции очень сильно запали в душу поэта и не давали ему покоя.

Именно их он и постарался выразить в 1822 году при написании стихотворения «Узник».

Жанр стихотворения, размер

Как и большое количество стихотворений данного творца – это лирика, поскольку передает чувства и эмоции автора. В лирическом герое можно узнать самого поэта, который испытывает подобные чувства.

Направление автор выбрал романтическое. В нем поднимается тема свободы, которую так сильно ценит Александр Сергеевич. Герой произведения мечтает о свободе. Эти мечты автор детализирует за счет описания его внутренних переживаний и порывов.

Размер же для написания поэт выбирает не свойственный ему – строки написаны трехсложной стопой, амфибрахием, располагая ударный слог между двумя безударными.

Композиция

Произведение состоит из трех четверостиший.

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
  • Вскормленный в неволе орел молодой,
  • Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном,

В первой части мы видим то, как автор сравнивает себя с орлом. Вольная птица, выросшая в неволе, вызывает грусть. Так же и литературный герой, который находится в сырой темнице. Пушкин проводит параллель межу ними.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
  2.  Как будто со мною задумал одно;
  3. Зовет меня взглядом и криком своим
  4. И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Во второй части продолжается сравнение лирического героя с вольной птицей, которая будто так же мечтает о свободе, как и узник. Герою начинает казаться, что не один он мечтает о заветной свободе. Но и орел полностью разделяет его взгляды и желания их схожи. Их обоих не устраивает нынешнее положение дел, они не согласны проводить свои дни в заточении.

  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
  • Туда, где за тучей белеет гора,
  • Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

В заключительном четверостишье автор словами орла передает нам свои желания. Именно здесь мы видим, что бунтующий голос внутри героя не угас. Он не смирился со своей участью, а жажда свободы его ослепляет. Используя то, как он всегда восхищался величием природы, автор передает нам то, как он видит свободный и прекрасный мир.

Образы

В образе лирического героя нам представлен своего рода бунтарь, который мечтает о свободе. Вольному человеку не место в темнице. Душа его разрывается на части от вынужденного заточения. Рисуя пейзаж – автор показывает, насколько важна для него свобода. Приписывая свои мысли орлу, ему кажется, что он не одинок в своих желаниях.

Второй же образ орла – очень хорошо подчеркивает всю глубину чувств и переживаний лирического героя. Именно орел – символ воли и свободы, в данном произведении становится заложником ситуации. Это еще больше показывает настроение стихотворения, и ещё лучше передает чувства автора.

Темы произведения

Главная тема – это тема, конечно же, свободы. Неоднократно Александр Сергеевич поднимает данную тему в своих произведениях. Здесь он передает все чувства через двух героев – орла и узника. Они оба находятся в заточении, и бредят свободой. В своих мыслях лирический герой рисует идеальный мир, в котором нет никаких рамок и препятствий.

Так же поднимается философская тема о свободе моральной и физической. В образе орла мы видим, что он вырос в неволе и быть в заточении для него уже дело привычки. Физически он свободен, но он продолжает находиться здесь.

С лирическим героем ситуация же полностью противоположная – он привык быть свободным человеком, но сейчас вынужден находиться в темнице. Тут показано физическое заключение, а не моральное. Потому что узник до сих пор мечтает о свободном образе жизни. Стены давят и угнетают его.

 И последняя тема, которую поднимает поэт в произведении – это тема одиночества. Она является очень острой для автора, потому что на данном этапе жизни он так же очень одинок и находится вдали от родных ему людей. Это видно по чертам, которыми автор наделяет своего героя. Единственной родной душой узника является орел, который так же разделяет его мысли и мечты.

Основная идея произведения

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что основной мыслью стихотворения автор пытался показать наши собственные рамки и ограничения, которые мы строим сами себе.

На момент написания данного произведения он так же находился в ссылке и ощущал себя узником. Рядом с ним не было никого – ни его родных, ни друзей.

Его очень тяготило это, поэтому вся лирика, написанная в тот момент, передает нам его состояние.

Автор доносит до нас то, что не нужно самому себя ограничивать. Пусть в своих мечтах, но нужно продолжать оставаться вольным свободным человеком. Ведь кто может запретить нам мечтать? Правильно! Никто. Поэтому нужно всегда помнить то, что любые неурядицы временны, стоит немного потерпеть и наступит такая заветная и долгожданная свобода!

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина: краткий и полный анализ, жанр, средства выразительности

Если вам нужно выполнить краткий или полный анализ стихотворения «Узник» Пушкина, то читайте статью. В ней подробно все описано.

Александр Сергеевич Пушкин писал невероятные произведения. Он передавал при помощи стихов — свои мысли, которые ему хотелось донести до людей. Очередной шедевр этого поэта — «Узник». Дети изучают данное произведение в шестом классе.

Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина». Вы найдете план, вопросы, сравнительную таблицу.

На уроке литературы учащиеся разбирают стих «Узник» Пушкина по жанру, композиции, выделяют средства выразительности. Ищите ниже краткий и полный анализ данного произведения. Читайте далее.

Как выполнить краткий анализ стихотворения поэта Пушкина и Лермонтова «Узник» 6 класс?

Стихотворение поэта Пушкина «Узник» 6 класс

Произведение стихотворного типа с одноименным названием «Узник» присутствует у обоих великих поэтов — Пушкина и Лермонтова. Но, несмотря, на схожий смысл, это совершенно разные поэтические шедевры. А.С. Пушкин создал свое произведение во время ссылки в Кишинев в 1822-м г. Вот как можно выполнить краткий анализ для 6 класса:

  • Тема: герой сидит в заточении, однако все его думы о свободе.
  • Он утверждает, что тюремное помещение никогда не сможет забрать у него волю – но не только физической, но и той свободы, что находится внутри его естества.
  • Имеются 4 строфы в форме катрена, условно «Узник» делится на 3 ч.
  • Работа лирико-романтическая, использован четырехстопный амфибрахий.
  • Рифма написано точно, мужская (ААВВ). Имеются эпитеты и метафоры.

Пушкин понял, что существование в Бессарабии для него – пытка. Особенно после того, как он блистал в Петербурге и Москве. Само же стихотворение стало символикой свободы человека со всех ее сторон. Образ можно назвать собирательным. Главный герой борется за свободолюбие и желает покинуть тюремные стены.

Что же касается М.Ю. Лермонтова, он написал своего «Узника» в то время, когда сидел в тюрьме. Заточен в неволе поэт был после своего стихотворения, которое было посвящено А.

С. Пушкину. Навещать заключенного смог один камердинер. Но Лермонтов не переставал творить и в таком состоянии. выписывал буквы он на тех отрывках бумаги, в которые была завернута пища, которой его кормили.

  • Тема: свобода – недостижимая мечта лирического героя. Он также пребывает в тюрьме – но, в отличие, от пушкинского «Узника», осознает безысходность. Заточение для него – это одиночество, неспособность поделиться своими мыслями.
  • В стихе Лермонтова имеют место три строфы. А также полная привязка к антитезе.
  • Поначалу чувствуется оптимизм. Но ближе ко второй строфе герой впадает в пессимистичный настрой.
  • В третьей части заключенный просто смиряется со своей участью.

Из этого выходит главное отличие между творениями:

  • Пушкин не оставляет мысли, что узник окажется на свободе. Наоборот, он словно подталкивает его к тому, чтобы покинуть темницу.
  • А Лермонтов показывает более обреченного узника, который понимает, что никуда они из тюремных стен не денется.

«Узник» Лермонтова – лирическое стихотворение, поскольку можно заметить чувства главного героя. Основной прием: четырехстопный ямб. Это отличный способ подчеркнуть трагизм ситуации. Имеются эпитеты, сравнения, олицетворения.

Полный анализ стихотворения «Узник» поэта Пушкина и Лермонтова: план

Стихотворение поэта Пушкина «Узник»

В сочинении можно раскрыть историю написания стихотворения «Узника» поэта Пушкина и его особенности. Делайте это по такому плану:

  1. Что послужило предпосылкой для создания стихотворения?
  2. Какое настроение поэт придает своей работе?
  3. Какие литературные приемы помогают отразить душевное состояние героя?
  4. К чему стремится герой?

«Узник» Лермонтова описывайте по другому плану. Укажите, когда и как был написан стих. Также раскройте особенности стихотворения. Вот план для написания:

  1. Что побудило М.Ю. Лермонтова на создание произведения?
  2. Что чувствует герой, и каким способом поэт отражает его душевное состояние?
  3. Какие средства выразительности используются?
  4. «Узник» Лермонтова и «Узник» Пушкина: отличия

А.С. Пушкин создает свое произведение в ссылке. Свою персону с узником он связывает лишь косвенно. Более всего поэт страдает от отсутствия великосветской жизни. Они лишен своих былых контактов и остается наедине с самим собой. Герой Пушкина чувствует, что в неволе ему тесно. Душой он уже давно на свободе. Используются метафоры, эпитеты, сравнения.

Герой Пушкина рвется на свободу. Он верит, что рано или поздно окажется там. И нужно прилагать усилия, чтобы покинуть свое заточение. В то время, как стихотворение Лермонтова преисполнено безысходностью. Узник у него понимает, что ему уже никогда не покинуть тюрьмы и «ставит на себе крест». Ниже вы найдете полный анализ стиха Пушкина. Читайте далее.

Тема стиха Пушкина «Узник»

Каждый человек рожден свободным. Поэтому, если у него эту свободу отнимают (даже в результате собственной провинности), он очень тяжело переживает пребывание в заключении.

Душа того, кто оказался в неволе, всегда рвется наружу, в родные и близкие места. Человек чувствует себя очень некомфортно без близких людей, будучи лишенным привычного уклада.

В этом раскрывается тема данного произведения.

А.С. Пушкин в стихе «Узник» подчеркивает, что все говорит заключенному о необходимости покинуть тюремные стены. Даже птица за окном словно говорит это. Скорее всего, лирический герой осужден незаслуженно. Он рвется на свободу всей душой, хоть и «был вскормлен в неволе».

Вполне очевидно, что, попав на свободу, герой Пушкина продолжит свои благие начинания. Он подсознательно помышляет о побеге из тюремных стен. Ведь у него нет ни желания, ни времени, ни желания, ни времени на то, чтобы прозябать в темнице. Это личность деятельная, уравновешенная, оптимистичная, с явными задатками лидера. Основная тема стиха:

  • Борьба не только за собственную свободу, но и с режимом.

А вот «лермонтовский узник» — это не лидер и бунтарь, а скорее, флегматик и пессимист. Заточение ломает его стремление к воле и лишает стимулов.

Композиция стиха Пушкина «Узник»

Стихотворение поэта Пушкина «Узник»

Пушкин уместил свою чувственность и переживания в стихе «Узник» в 3 четверостишия. Это так называемые «составные части» творения. Композиция произведения:

  • Первая (более мрачная) — нужна для того, чтобы читатель почувствовал, на что смотрит перед собой человек, прозябающий в серых тюремных стенах. Но пленник горд – неспроста он ассоциирует себя с орлом.
  • Уже ближе ко второй части до узника доходит, что горевать нет смысла. За свою свободу нужно бороться. Он оставляет уныние. Орел представляется ему неким подельником, который предлагает убежать. И внутри себя мужчина с этим соглашается.
  • В третьей части пленник уже полностью уверен в том, что впереди его ожидают долгожданная свобода и приключения. Человек не рассказывает, каким именно способом вырвется из заточения. Но и узником себя больше не видит.

Суть в том, что возможно посадить человека за решетку. Но если внутри у него присутствует тяга к свободе – то ее не вычеркнуть и не убить.

Жанр стихотворения Пушкина «Узник»

Пушкинский «Узник» — произведение-лирика. Его жанр очень интересный. Однако неприятие ограничений добавляет строкам романтические черты. Об этом говорят строки:

  • «За тучей белеет гора»
  • «Синеют морские края»
  • «Гуляет ветер»

Получается, что главный герой Пушкина – является не просто борцом и бунтарем, но и человеком с многогранным внутренним состоянием и творческой жилкой. Он так похож на самого Александра Сергеевича. Но нет прямого упоминания в произведении, что поэт говорит именно о себе самом.

Размер: амфибрахий. Ударение на трехсложной стопе на 2-й слог. Рифмы написаны точно (пора-гора), (окно-одно). Много мужских рифм (сырой, молодой, крылом, окном).

Средства выразительности стихотворения Пушкина «Узник»

Большинство писательских приемов, в данном случае, направлены на отображение двух образов: мужчины и орла. Они одинаково обожают волю. Средства выразительности стихотворения Пушкина «Узник» можно описать несколькими характеристиками. Построен стих на антитезе:

  • В темнице сырой – за тучей белеет гора, синеют морские края, гуляют лишь ветер да я.
  • Пленник, вскормленный в неволе орел молодой – Мы вольные птицы.

Имеются 2 состояния: серая, мрачная, депрессивная неволя и ярчайшая, всепоглощающая воля. Борьба красок и их присутствие, делает произведение интересным.

Олицетворения:

  • Орел молодой – можно сказать и о птице (буквальный смысл) и о мужчине (переносный смысл).
  • Вымолвить хочет – птица может говорить лишь взглядом. Что она, собственно, и делает.
  • Гуляем лишь ветер да я – ветер представляется живым существом.

Пушкин здесь очень часто использует глагольные формы в наст. времени:

  • Сижу
  • Зовет
  • Смотрит
  • Бросает
  • Гуляем

Это сделано ради того, чтобы придать строкам динамики. Сложных форм практически нет. Наоборот, Пушкин делает упор на простоту. Но именно поэтому стихотворение быстро запоминается и легко учится.

Видео: «Узник» А. Пушкин. Анализ стихотворения

  • Прочитайте по теме:
Ссылка на основную публикацию