Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка»

Какая мука наше писательское ремесло!.. 

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — 

мелодию, которой определяется всё последующее.

     Урок 1. Художественная идея рассказа “Кукушка”.

 На уроке вы узнаете, как складывались судьба и творчество писателя И.А. Бунина, при помощи каких средств автор раскрывает внутренний мир человека в рассказе “Кукушка”, научитесь определять нравственные качества литературных героев, особенности языка и композиции рассказа. 

     В тетради по литературе запишите дату и тему урока.

Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка» Внимательно прочитайте статью об Иване Алексеевиче Бунине>>.Найдите в статье ответы на вопросы:

  • из какой семьи происходил И.А. Бунин, кто из предков Бунина увлекался поэзией;
  • где прошло детство будущего поэта;
  • какое влияние оказали на И.А. Бунина природа, общение с простыми людьми;
  • как складывалась литературная судьба И.А. Бунина;
  • почему И.А. Бунин долгие годы прожил вдали от родины.

Запишите ответы в тетрадь

     Прочитайте рассказ “Кукушка”  в учебнике на странице 77, посмотрите иллюстрации к рассказу.

    И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.

  Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.

  Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка.

В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения.

«Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.

  Прочитайте в учебнике на странице 74 статью “Как я пишу”.

  Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования.

Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

   Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

  • Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка»
  •    Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.
  • Что мы узнаем о судьбе героя? 
  • Как писатель относится к Кукушке? 
  • Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
  1.   Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный”, не „хозяйственный” человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного”, обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».
  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»? 
  • Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

   Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.

  Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри.

В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое.

Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого.

Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

  • Почему радуется Кукушка своему новому положению?

  Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

  • Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

   Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

 Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль.

В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

  • В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?
  •    Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.
  • Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

  Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

   Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

 Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите “Log in”, выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку “Log in”.   Запишите ответы в х и отправьте на проверку, нажав кнопку “Submit Comment”.

7-Д  класс>>

7-Н класс>>

   Урок 2. Художественная идея стихотворения “Догорел апрельский светлый вечер…”

  Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина “Догорел апрельский светлый вечер…” на странице 73 в учебнике.

   Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана “Весна. Большая вода”. 

Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка»

  • Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?

    Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.

    Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник. Апрель”.

  • Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?

    Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.

  • Какие образы возникают в стихотворении? 
  • Где отражаются звёзды? Какой смысл приобретает этот образ в контексте стихотворения?

   Образы луны, солнца, звёзд – неотъемлемая часть общей живописной картины мира. Но изобразительная сочность как бы подчёркивает их внутренний смысл. Отсюда необычные – чисто бунинские – мотивы отражённого неба: звёзд в глубине озера, “ночного подводного неба”. Такие явления в их зрительном восприятии передают сложные попытки человека постичь далёкие таинственные миры.

   Противоречие (свет – тьма) сопряжено со сложными человеческими побуждениями и эмоциями. “Неземная красота” бесконечно дорога, но трудно достижима. И поэтому приобщение к ней – всегда возрождение.

  • Какие звуки вы слышите в произведении?
  • Какой смысл приобретает понятие “тишина” в художественном мире Бунина?
  • Какова художественная идея произведения?

    Ответы на вопросы запишите в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите “Log in”, выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку “Log in”.   Запишите ответы в х и отправьте на проверку, нажав кнопку “Submit Comment”.

7-Д класс>>

7-Н класс >>

     Выучите стихотворение наизусть.

Смысл рассказа Бунина "Кукушка" | Какой Смысл

В произведении Бунина «Кукушка» рассказывается о солдате, который ушел в отставку. Он имеет необычную кличку — Кукушка. Хозяин леса и по совместимости барин решает поселить его в лесу, чтобы караулить его владения.

После долгой жизни в нищете Кукушке по нраву было жить в старой избе. Барин назначил ему достойное жалование и обеспечил одежду и еду. В обязанности Кукушки входило следить за солдатами, которые пытались вырубать барский лес.

Барин после нескольких дней работы Кукушки остался им недоволен, так как где-то в лесу срезали три дубка.

Для того, чтобы выслужиться перед барином, Кукушка обещает его сыновьям принести волчат. Он относит их сыновьям барина, а в то время, когда он искал волчат, в лесу срубают еще шесть березок. Барин решает посадить на караул другого человека, а Кукушке позволяет пожить какой-то период времени в избе.

Через некоторое время после ухода он решается навестить барина и волчат. Оказывается, что выживший оказывается только один волчонок и старик просит его отпустить на волю. Волчонка отпускают, а Кукушке из жалости дают уже использованные рубашки и какую-то еду.

Зимой Кукушку находят замершим на лугу и вскоре о нем все забывают.

Смысл произведения «Кукушка»

Смысл рассказа «Кукушка» кроется в том, что любой человек становится никем и ничем без стремлений и без поддержки людей рядом. Автор пытается донести до читателя, что человек не является полноценным, если у него нет дома, призвания и собственной семьи.

Кукушка — одинокий и нищий старик, у которого раньше была семья и работа. Но из-за его лени с работы его выгнали, а жена ушла. После этого он стал вести скорей бродячий образ жизни, не имея никаких ориентиров, стремлений и желаний.

Именно наличие близких людей рядом и правильных целей является возможностью найти смысл своего существования.

Читателю отлично видно как меняется настрой человека, когда у него имеется дом и те, с кем можно поговорить. Кукушка сильно меняется и становится более эмоциональным когда ловит волчат. В тот момент он имел цель и ее достиг. После чего ему хотелось поделиться своим достижением с окружающими его людьми.

Ему хотелось найти особый контакт с обществом в такие моменты. Однако таких эпизодов в произведении очень мало и автор открыто показывает насколько важно человеку присутствие другого человека рядом. Без поддержки близких людей, без понимания, общения невозможно жить. Каждому живому существу нужна любовь окружающих.

Одиночество Кукушки привело его к несчастному концу.

Также важно отметить, что для того, чтобы получить все необходимое в этой жизни — следует этого очень сильно захотеть. У Кукушки не было огромного и сильного стремления достичь этого человеческого счастья. Он не стремился создать семью и жить счастливо.

Наверное он настолько привык быть одиноким и не стремиться к чему-то большему, что другая жизнь ему была чужда. Но в каком-то смысле на него всю жизнь давила среда и обстоятельства. В описании его образа читается, что человек крайне несчастный, безвольный. С самого детства его бросали, ему нужны были деньги и работа, но его отовсюду выгоняли.

Однако он не имел достаточно мужества и силы, чтобы дальше стараться преодолеть такие трудные обстоятельства.

У Кукушки был шанс устроить свою жизнь, начать заново. Ему было дано жилье, деньги. Он смог жить в тепле и снова начать зарабатывать. Но даже при таких обстоятельствах природу человека не изменить.

В подобных условиях Кукушка не поменялся и не пошел вперед. Скорей всего он просто не хотел меняться и не понимал зачем ему это нужно.

Именно он является ярким примером того человека, который не захотел развиваться и идти к своей цели.

Урок литературы в 7 классе "Тема сострадания, милосердия, доброты в рассказе "Кукушка" И.А.Бунина

  • Учитель русского языка и литературы
  • ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат» п.Ургакш
  • Парамонова Анна Николаевна

Урок литературы в 7 классе «Тема сострадания, милосердия и доброты в рассказе И.А.Бунина «Кукушка».

Класс: 7

Учебник: «Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Авт.- составитель Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское  слово», 2013.

  1. Программа: «Инновационная школа»
  2. Использованные технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
  3. Ожидаемые результаты
  4. Предметные:  знание терминов из теории литературы: метафора, олицетворение, эпитет, пейзаж, портрет, интерьер; идея;  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,   выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  5. Личностные: Размышление  над вопросами:   доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение
  6. Метапредметные:  сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки;  воспринимать художественный текст как произведение искусства;  определять для себя актуальную и перспективную цели чтения; определять актуальность произведений; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
  7. Цель данного урока:  выявление художественной идеи рассказа, формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о сострадании, милосердии и доброте, а также выявление актуальности проблем, поднимаемых автором в данном рассказе.
  8. Лексическая работа: «ДОМ»
  9. Теоретические понятия: эпитет, метафора, олицетворение

Межпредметные и внутрипредметные связи: И.Е.Репин «Мужичок из робких», С.А.Виноградов «Пастух», С.Ю.Жуковский «Дворянская усадьба начала XX века».

 Основные виды деятельности учителя и учащихся: работа с учебником и репродукцией картины, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ «Кукушка». Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картине «Мужичок из робких» И.Репина. Задание с толковым словарём: выяснить значение слова «дом». Создание творческой группы художников: создать пейзаж, изображённый в начале рассказа писателем, портрет Кукушки, изображение  интерьера его сторожки.

Методическое обеспечение урока:

  1. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие к учебнику «Литература. 7 класс» / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
  2. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  3. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» в 2 ч.Ч.2 / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Ход урока.

Слово учителя. Доброе утро, ребята! Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь с ними. Я рада вас видеть в этот замечательный весенний день в этом уютном кабинете. Ваши лица светятся улыбками, хочется вам пожелать, чтобы такое хорошее настроение у вас осталось на весь день. Пусть бодрость духа не покинет вас! Будьте активны, не бойтесь высказывать свою точку зрения.

  1. Вступительное слово учителя.

Нашу встречу сегодня я начну такими словами: «Я всю жизнь испытываю муки таланта. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности говоря, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе».

Ребята, эти слова, конечно же, вам знакомы.  Они взяты из статьи, которая называется «Как я пишу». С этой статьёй мы знакомились на прошлом уроке. Автор этих строк – Иван Алексеевич Бунин.

Что же хотел писатель выразить в своих произведениях? Что хотел до нас донести? Какими глазами он смотрит на мир и людей, живущих в этом мире? Что самым важным считал он в человеческих отношениях и в людях вообще?

Может быть, сегодня мы и найдём ответы на эти вопросы в процессе изучения рассказа «Кукушка», который вы к уроку должны  были прочитать.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Милосердие, справедливость, смирение в рассказе «Кукушка» И.А.Бунина».

  1. Целеполагание: попробуйте определить цель нашего урока (анализ рассказа, выявление проблем, поднимаемых в рассказе, обсуждение образа главного героя, ответить на вопрос: нужны ли в жизни сострадание, смирение, доброта…).
  2. Актуализация знаний:  для начала предлагаю вам освежить ваши знания о жизни и творчестве писателя в форме нашего любимого теста +-.
  1. Верно ли, что И.А.Бунин писал и стихи, и рассказы, и стихотворения в прозе? (+)
  2. Сборник стихов Бунина, удостоенный Пушкинской премией, назывался «Листопад»? (+)
  3. Бунин окончил гимназию с золотой медалью (-)
  4. Самое высшее достижение его – Пушкинская премия (-)
  5. Октябрьскую революцию встретил восторженно (-)
  6. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоёв: и помещиков, и интеллигенции, и крестьян (+)

Обменяйтесь карточками, давайте проверим результаты друг у друга (говорим только + или -, если есть ошибки, разбираем и поясняем).

Действительно, автор интересовался внутренним миром разных людей….в том числе и крестьян, обездоленных, смиренных, страдавших….именно таким является и герой рассказа «Кукушка».

Обратимся к началу рассказа (зачитываем первые три абзаца): если бы я предложила вам нарисовать пейзаж, которым начинается рассказ, какие краски вы использовали бы? В классе была заранее создана творческая группа художников, которые будут мне сегодня помогать.

(Данил нарисовал пейзаж, давайте послушаем его).

Примерный ответ: На картине я изобразил осенний лес и небольшую деревеньку вдали. При написании пейзажа я использовал тёмные, приглушённые тона: тёмно-красный, тёмно-зелёный, мрачный коричневый, чёрный.

Учитель: Почему ты выбрал такие краски? Случайно ли автор изображает мрачный пейзаж?  ….серые камни…почерневшая изба…пустые ульи…голубовато-серого цвета…серенького февральского дня… Серый цвет – свидетельство бесприютности героя.

Ученики: Писатель этим мрачноватым печальным пейзажем задаёт тон всему произведению. Мы с самого начала понимаем, что пойдёт речь не о радостных событиях.

Учитель: в ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не просто как фон для событий или средство передачи мыслей, но и как один из важнейших компонентов повествования.

Итак, кто такой Кукушка? Как он жил, чем занимался? Постараемся воссоздать образ главного героя (образ включает характеристику внешности, характера, речи, поведения, описание жилья, отношения с окружающими, отношение автора к герою).

Выпишите ключевые слова из текста к образу Кукушки (исследовательская работа с текстом).

КУКУШКА
Старчески серьёзное и сонное лицо
Нищенская одежда, нищенский вид
Истрёпанная шапка, обвязанная по ушам тряпкой
«Непутёвый малый»
Не отличался умом
Стар, дряхл
«неудельный», «обездоленный»
 Тусклые глаза
Истлевшая мутно-розовая рубашка
Чёрная и худая грудь
Спина с заплатой на шинели
Ласковая улыбка
«Надысь», «нетути», «суда-то», «таперь»

Каким вы представляете Кукушку? 

(Стр.11 – вверху, небольшие сведения о внешнем виде Кукушки). Портрет, нарисованный учеником. Обращение к репродукции в учебнике («Пастух»).

Возможно, Кукушка выглядел именно так? Очень часто сравнивают Кукушку с персонажем картины И.Репина «Мужичок из робких». Послушаем Алину, подготовившую сообщение по этой картине. (Сообщение ученицы о картине И.

Репина «Мужичок из робких»).  Что общего вы можете выделить в образе мужичка и образе Кукушки?

Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своём веку человека.

Каким мы видим героя в начале рассказа?

Сначала описывается его мирная обыденная жизнь, устроившийся быт (стр.12-13). Он доволен своим новым положением. «Но увы! Эта мирная жизнь должна была скоро кончиться…».

Внешне мы его уже представляем…. Какие сведения о его прошлой жизни даются в рассказе? Почему его звали Кукушка? «Он был приёмыш…» (стр.16). Только ли поэтому его прозвали Кукушкой?

Кукушка – птица, которая не вьёт своего гнезда. ГНЕЗДО=ДОМ

А что такое Дом?

Подготовленный ответ ученика: Я работал с толковым  словарём Сергея Ивановича Ожегова. Слово «дом» – многозначное. Дом 1. Жилое здание 2. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство 3. Место.

Где живут люди. Объединённые общими интересами, условиями существования 4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды 5. Династия, род. В каком значении это слово интересно нам?(во втором).

 Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, Вселенную.    ДОМ=МИР=ВСЕЛЕННАЯ

Каков же дом Кукушки? (хоть и временный).

Выразительное чтение от слов: «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы…

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами формируется представление о ней?  Назовите художественно-изобразительные средства. Используются олицетворение, эпитеты. (Рисунок ученика).

Как автор относится к Кукушке?

Автор не осуждает героя, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков.

Прочитайте эпизод «За ужином» (От слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую кончину…»). Есть ли здесь детали, которые поразили вас? (Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому).

В каких отношениях Кукушка находится с миром природы?

Какова судьба волчат? Как пересекаются судьбы волчат и Кукушки? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть… как и Кукушка).

Вторая глава заканчивается фразой о том, что мирной жизни не суждено продолжиться. Какой случай изменил жизнь Кукушки?

Стр. 18 – Кукушка заметил волчицу и вспомнил, что обещал барчукам выловить волчат.

Как автор изображает волчат в родном логове?

Стр.18. описание жизни волчат с матерью-волчицей. Волчата тоже в родном доме, с матерью. Их жизнь так же гармонична, как жизнь Кукушки.

  • Какова судьба волчат?
  • Стр.22, 23 – один волчонок помер, а второй ничего не ест…
  • Чтение по ролям диалога барчуков и Кукушки.
  • Почему Кукушка замёрз у леса?
  • Человек, теряющий Дом, теряет целый мир, Вселенную, что неизбежно приводит к гибели.

А можно ли предположить какой-то другой финал? Если бы Кукушка не поймал волчат тогда, изменилась бы его судьба?

Нет, его всё равно постигла бы такая же участь. Ведь он был слишком стар и слаб, рано или поздно его бы выгнали.

А что могло бы изменить судьбу Кукушки? (Что конкретно вы можете предложить)?

Милосердие, сострадание.

Разве барин не проявил сострадания к нему? Ему дали три рубахи, водки, денег, еды.

Барин проявил милосердие благодаря своим сыновьям – детям, искренне сочувствующим Кукушке. Но задолго до этого он говорил, что у него «не богадельня», из жалости его держать никто не собирался. Но вполне можно было бы оставить караулку Кукушке, у него был бы Дом. ДОМ, который так много значит для человека. Вероятно, Кукушка бы доживал старость в душевном покое и довольствии.

Важно то, что сам Кукушка после всего, что испытал и пережил, не обозлился на людей и весь белый свет, а сохранил мягкость души, не огрубел и не очерствел. Хотя иногда в его песнях слышался слабый укор кому-то, и в последнем диалоге с барчуками он ропщет на судьбу и вопрошает: «А за что?….» (стр.24)

Быть может, если б люди были добрее и милосерднее, терпимее друг к другу, его судьба была бы иной…не гнали бы его с работы….не бросила бы жена…и не оставили бы настоящие родители…тогда б и не был он Кукушкой.

Составьте цитатный план к рассказу. Что такое цитатный план? (Простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный – виды планов).

  1. Итоги урока (рефлексия): итак, какую проблему поднимает автор в рассказе? (Проблемы записать в тетрадь). Чего не хватает героям рассказа, каких человеческих качеств? Актуальны ли эти проблемы сегодня, в наши дни? Каких литературных героев напоминает вам Кукушка? Каково ваше собственное отношение к нему, что вы испытываете?

Проблема крестьянства, судьбы человека, милосердия, смирения, сострадания. Милосердие – национальная черта русского характера, оно нужно всем: и тому, кто сострадает, и тому, кому сострадают. На нём держится мир.

Если бы не осталось в мире милосердия, мир не был бы таким, какой он есть сейчас, всё было бы куда страшнее. «Юшка», Платонов. Кукушку по-человечески  жаль. Таких Кукушек в мире миллион…и жаль, что мы не в силах им помочь всем.

Но даже простое сочувствие и сострадание могут совершить чудо.

  1. Чему научил вас рассказ? 
  2. Такие рассказы учат быть человечнее, внимательнее к тому, что нас окружает: и к людям, и к природе, и к животным (Если бы Кукушка не забрал волчат…  он лишил их дома и сам его лишился… Его настигло наказание – всё по справделивости).
  3. Слово учителя: 
  4. Конечно, милосердие человека, как и любые другие чувства, не измерить ни весами, ни линейкой, ни градусником…мерилом этих ценностей у каждого будет совесть и собственное сознание.

Одно дело сострадать  герою, говорить красивые и правильные слова на уроке литературы, сидя в уютном кабинете,  другое дело – проявить сострадание и сочувствие реальному человеку, оказавшись с ним один на один. Порой, сталкиваясь с людьми, нуждающимися в нашем сострадании, мы проходим мимо, оставляя своё сердце закрытым. Я желаю Вам, чтобы вот в такой ситуации вам хватило сил и духа остаться человеком.

  • 7. Домашнее задание:
  • 1) ответить на вопросы 1-5 в рабочей тетради (ксерокопии) – урок 68.
  • 2) Написать обращение к читателям (исповедь) от лица Кукушки, выдерживая стиль (используя лексику героя из рассказа).

Индивидуальное задание: подготовить биографию А.И.Куприна.

Конспект урока "И.Бунин. Рассказ "Кукушка"

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка»  

        Цель:        

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с  учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».
  • Результаты урока:
  • Предметные результаты: выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.
  • Метапредметные результаты: развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.
  • Личностные результаты: закрепление нравственных норм поведения.
  •          Оборудование: учебник литературы для 7 класса, мультимедийная презентация
  • ХОД ЗАНЯТИЯ
  • І.      Оргмомент

2. Проверка д.з

3. Актуализация знаний

 Напишите слово ДОМ. Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе

4. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

  1. «Невеликая награда.
  2. Невысокий пьедестал.
  3. Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо…»).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь.  Не  притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

«Что значит слово дом для вас?».

4.Работа по теме

Характеристика рассказа

Рассказ И.А. Бунина «Кукушка» написан в 1898 году. Произведение относится к раннему периоду творчества писателя, когда Бунин интересовался идеями быта простых крестьян и изображением тяжелой жизни русского человека. Рассказы с подобной тематикой принято объединять в цикл прозы о русской деревне. Такой есть и у Бунина.

Рассказ «Кукушка» вошел в сборник, посвященный творчеству писателя 1887-1909 годов. Историю возникновения рассказа можно найти в стремлении Бунина путешествовать по России и говорить с людьми. Одна из таких задушевных бесед стала поводом для написания произведения.

Современники автора не раз упоминали о том, что писатель гораздо охотнее случает рассуждения простых людей, чем представителей своего круга.

Бунин не заставляет нас ломать голову над тайным смыслом названия рассказа. Потому что он буквально лежит на поверхности. Кукушку в народе знают как птицу вольную и постоянно стремящуюся к одиночеству. Как, правило, кукушки не строят гнезд и не имеют постоянного жилья, а предпочитают подкидывать птенцов в жилище других птиц. Таким и оказался новый хозяин караулки.

Возможно, караулка — единственное место, в котором Кукушка пробыл так долго. До этого в рассказе упоминалось, что он периодически просто останавливался на ночлег там, где примут. То есть, получается, как и самая настоящая кукушка, пользовался чужими «гнездами».

Также с одноименной птицей нашего героя связывает то, что он абсолютно одинок. В произведении неоднократно делается акцент на том, что у Кукушки никого и ничего нет: ни жены, ни дома, ни детей. Есть только Мурзик, петух и кошка.

Но и потеряв первого, Кукушка не расстраивается. Рассказывая детям барина о том, что Мурзик потерялся, он не проявляет ни капли сожаления, он говорит об этом, как о чем-то абсолютно посредственном. Он не считает это потерей.

Именно так живет и сама птица, потому что ей свойственно оставлять своих детей.

Получается, что в названии рассказа не просто упоминается прозвище главного героя, а раскрывается его истинная сущность и образ жизни.

Роль рассказчика в произведении очень важна. Она позволят увидеть героя с разных ракурсов. Например, описание пустой и холодной избы он продолжает, характеризуя жизненный путь героя.

Из его слов мы узнаем, что мужчина жил настолько безрадостно и одиноко, что даже это безотрадное жилище согрело его сердце. Такими сравнениями он знакомит нас с Кукушкой, чтобы мы понимали, с кем имеем дело, и прослеживали причинно-следственную связь событий.

Кроме того, писатель рассказывает факты из жизни героя, его ощущения и эмоции – то, чего бы мы не узнали без его помощи.

ПРОБЛЕМАТИКА:

  1. Социальная проблематика: бедность, тяжкий труд, неравенство. В произведениях Бунина мы можем проследить большое количество тем и проблем. Прежде всего, автор писал о том, что волновало его самого, о чем он неустанно размышлял и упоминал в дневниковых записях.

    Одна из самых важных и болезненных тем — жизнь простого русского человека, та доля, которая выпадает на его судьбу, и которую он вынужден нести, как тяжкий крест. Нищета, постоянные лишения — все это мы можем прочесть в «Кукушке» и многих других произведениях автора.

  2. Проблема одиночества. С темой тяжелой крестьянской судьбы тесно связан мотив одиночества. Бунин показывает, что порой человек и сам может стремиться к тому, чтобы жить в постоянном уединении, и тонко указывает на причины такого поведения.

  3. Нравственная проблематика: равнодушие общества к человеку. Это все дополняется неизменными размышлениями о жизни и смерти и судьбе обездоленного человека, его месте в этом мире, который наполнен злом и пороками.

Идея

Главная идея заключается в том, человек — ничто без какой-либо опоры и стремлений. Бунин хотел сказать, что мы являемся полноценными людьми только тогда, когда у нас есть кров, призвание и семья. Эти жизненные ценности помогают выбирать правильные ориентиры и найти смысл бытия.

Именно на внутренних переживаниях героя автор заостряет внимание. Он показывает нам, как меняется состояние мужчины в зависимости от того, есть ли у него дом и люди, с которыми можно просто поговорить, или же нет. Трудно не заметить, насколько ярче эмоции Кукушки, когда он поймал волчат.

А все потому, что у него было стремление их поймать, и он это сделал. Соответственно, он захотел этим поделиться с окружающими. В такие моменты он соединялся с обществом, находил с ним столь необходимый ему контакт. Но это были лишь единичные случаи.

И Бунин изображал их именно с той целью, чтобы показать читателю, насколько человеку нужен человек. Это и есть основная мысль произведения.

Отношение Бунина к Кукушке – это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения.

Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали.

Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

5. Социализация.

-Прочитайте рассказ от начала до слов «…вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

  • – Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения?  
  • (Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой  гамме).
  • Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

-Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

«Мужичок из робких» – Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой.

Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная.

Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться…

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика “себе на уме”. Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели…

–        Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»?

-Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш…» до « …и весна прошла дружно, весело».

Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого  ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный”, не “хозяйственный” человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного”, обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

–        Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри.

В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое.

Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого.

Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

-Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании?

– Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

– Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую и скорую кончину…»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль.

В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

 – В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

– Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека?

–  Как автор изображает маленьких волчат в родном логове? (Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки).

– Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

  1. – Какое значение приобретает фраза Кукушки:
  2. «— Зимой нашему брату плохо.
  3. —        Какому брату?
  4. —        Волчиному»?
  5. – Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу?

– Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).

-Объясните смысл названия рассказа.

-Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

– Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?». (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

6.Рефлексия.

7. Домашнее задание:

Ссылка на основную публикацию