Лишние люди в русской литературе

Лишние люди в русской литературе: образ лишнего человека добавить в закладки

Лишние люди в русской литературе встречаются в произведениях классиков девятнадцатого века. Это актуальная тема, которая основана на реалиях сложившейся в стране ситуации. Общество пребывает в состоянии кризиса, русский народ страдает от политических реакций, социального неравенства. Лишние люди в литературе обладают определенными характеристиками:

  • Хорошее образование, острый ум, наличие таланта;
  • Одаренность, богатство;
  • Отношение к светскому обществу;
  • Нереализованность собственных способностей;
  • Отсутствие смысла, цели в жизни;
  • Трата времени на разгульную жизнь;
  • Приверженность к развлечениям;
  • Отсутствие чувства удовлетворения, нужности;
  • Трагический конец жизни.

Лишние люди в русской литературе

Лишний человек в русской литературе не понят социумом, одинок. Писатели не выдумали данного персонажа. Такие люди действительно встречались. Они болезненно переживали общественный кризис, не могли найти себе применения. Большой отпечаток на судьбы лишних людей наложило передовое дворянство. 

Лишние люди в русской литературе

Образ лишнего человека в русской литературе

Тема лишнего человека в русской литературе раскрывается через появление неразрешимого конфликта с окружающим миром. Жизнь преподносит урок, оставляя персонаж наедине с собой.

Общество трудно переживало политические перемены, общественное давление, революцию. Сильные люди смогли найти свое призвание в этих условиях, но ранимым, тонким натурам было сложно определить свой дальнейший путь развития.

Они останавливались на достигнутом уровне, лишались интереса к жизни. 

Вспомните образы лишних людей в русской литературе: это знаменитый герой Александра Пушкина Евгений Онегин, персонаж из повести «Герой нашего времени» Печорин. Пушкин и Лермонтов смогли точно передать все особенности человека, ощущающего себя лишним на этой земле.

Лишние люди в русской литературе 19 века – особенности

Первый «лишний» человек был создан Пушкиным. Произведение «Евгений Онегин» стало его самым большим трудом. Краткая характеристика персонажа:

  • Герой родился в богатой семье, получил хорошее воспитание, обучился манерам;
  • Евгений ни в чем себе не отказывал, посещал театры, балы, светские вечера;
  • Он не приучен к труду, поэтому попытки заняться делом не увенчались успехом;
  • Онегин с удовольствием берется за новое задание, но не может ничего довести до конца;
  • Персонаж неприспособлен к жизни, он ощущает свою ненужность в профессиональной области;
  • Евгений нравится женщинам, однако он не способен испытывать искренние чувства;
  • Он остается один, потеряв любовь Татьяны. Свобода казалась герою важнее, чем отношения;
  • Онегин впадает в хандру, чувствует себя лишним человеком.

Главная проблема этого персонажа – отрешенность от окружающего мира. Несмотря на свой ум, наблюдательность, состояние, он страдает. Пушкин создал портрет одного из многих представителей дворянства девятнадцатого века.

Тип лишнего человека в литературе 19 века

Лишнего человека принято считать отдельным типом литературного героя. Эти люди имеют схожий род занятий, мировоззрение и духовный облик. Изучить данный тип можно на примере Печорина. Этот персонаж и имеет ряд сходств с Онегиным, но во многом отличается от пушкинского героя:

  • Дворянский интеллигент постоянно ищет свое место в жизни;
  • Он талантливый, образованный юноша, разносторонне развитый, начитанный;
  • Все, с кем встречается Печорин, остаются несчастными;
  • Персонаж спорит с нравственными канонами, проверяет судьбу;
  • Герой постоянно размышляет, он ищет причину собственной неудовлетворенности;
  • Каждая рисковая ситуация для него – это тест, проверка судьбы;
  • Печорин тратит время на развлечения, бессмысленные соревнования, споры;
  • Герой так и не смог найти себя, став лишним человеком.

Независимо от разницы в характерах, оба героя остались за бортом жизни. Причиной стало их неумение искренне относиться к людям, чрезмерная любовь к себе. Лишние люди слишком рьяно оберегали свою свободу. В итоге они ее получили, но эта свобода принесла им только страдания.

Образ лишнего человека в русской литературе

В русской литературе одним из ключевых образов во все времена являлся образ лишнего человека. Кто такой лишний человек, какого человека можно назвать “лишним”? Ответы на все эти вопросы можно найти, проанализировав самые популярные произведения, содержащие образ “лишнего человека”.

Самыми популярными произведениями, конечно же, являются такие произведения, как: “Евгений Онегин” Александра Сергеевича Пушкина и “Герой нашего времени” Михаила Юрьевича Лермонтова.

Героев данных произведений, казалось бы, совершенно различных по внешним признакам, композиции и жанру, помимо “речных” фамилий, объединяет одно – персонажи являются “лишними людьми” в обществе, ненужными и не сумевшими самореализоваться.

Замечание 1

Так можно прийти к выводу о том, что “лишний” человек в русской литературе – это человек, не нашедший себя и свое призвание, не принявший какую-либо социальную роль в обществе, а также чувствующий себя одиноким и никем не понимаемым.

Какие же отличительные особенности имеет образ “лишнего” человека в русской литературе:

  • Во-первых, образ лишнего человека имеет отличительную характерную особенность: все персонажи-представители “лишнего” мирровозрения являются образованными, воспитанными и культурными людьми. Они – представители целого, “потерянного” поколения, не сумевшего себя найти. Это можно считать характерной чертой всех молодых людей того периода – часто потому, что их жизни в детстве подкосила война 1812 года.
  • Во-вторых, “лишний” человек в русской литературе почти наверняка красив и богат. Вспомнить хотя бы того же Онегина и Печорина – оба дворянского происхождения, оба образованны и начитаны, богаты и красивы.
  • В-третьих, такие люди отличаются в русской литературе эгоизмом и равнодушием. Они эгоцентричны, думают только о своих желаниях и удовольствиях, считают, что все должны им, равнодушны к чужим проблемам и не способны на геройские поступки. К тому же, им в известной мере свойственен фатализм в суждениях и идеях.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что тема “лишнего человека” в русской литературе довольно актуальна и популярна. Тема эта отражает поведение и взгляды русской дворянской молодежи девятнадцатого века (в совокупности всех произведений, содержащих данную тему).

Так, данная тема, безусловно, вызывала и вызывает до сих пор интерес у читателей. Тема “лишнего” человека в русской литературе неразрывно связана с темой эгоизма, равнодушия, отсутствия сочувствия и милосердия в человеке, а также с темой любви, бескорыстия, дружбы и искренности.

Замечание 2

Таким образом, можно прийти к выводу, что тема лишнего человека в русской литературе весьма актуальна и интересна читателю. Произведения, содержащие данную тему, всегда вызывают множество споров, поэтому они имеют большое значение в русской литературе.

Значение образа лишнего человека в русской литературе

Естественно, образ лишнего человека в русской литературе имеет большое значение. Именно благодаря ему появилось множество новых жанров и направлений. Так в чем же еще состоит значение образа лишнего человека в русской литературе?

Во-первых, как уже говорилось выше, благодаря теме лишнего человека в русской литературе появилось множество новых жанров и направлений. Стоит отметить, что данная тема оказала влияние на формирование и развитие русской литературы “золотого” века в целом.

Во-вторых, образ лишнего человека в русской литературе можно назвать отражением целого поколения молодежи того времени, их взглядов, их мыслей и чувств и, соответственно, их поведения. Образ лишнего человека несет в русской литературе ознакомительно-повествовательную историческую ценность.

Более того, такой образ не является исключением из общего правила, что в очередной раз доказывает то, что данный образ отражает потерянное, сломленное поколение молодых людей, у которых есть все, кроме реализации в этом мире и места в этом обществе.

Такие люди – навсегда потурены для социума и чужды обыкновенным людям.

В-третьих, в подобных произведениях зачастую показана “обратная сторона” богатства – люди потерянного поколения пересыщены всем светским образом жизни, искушены, и поэтому – эгоистичны, капризны и равнодушны. Все их проблемы заключаются в них самих, кроются в их поведении. Такие люди не способны любить или испытывать сильные эмоции.

В-четвертых, персонажи – представители “потерянного поколения” являются скорее антиподом нормального и действительно счастливого человека. Лишние люди, не нашедшие себя и свое призвание глубоко несчастны внутри и сами осознают это, но не могут и не хотят ничего менять.

В-пятых, в подобных произведениях, как это обычно бывает, все переворачивается с ног на голову. Мы видим, что автор показывает нам картину успешного человека, который глубоко несчастен внутри оттого, что не нашел свое призвание.

Здесь, с одной стороны, говорится о том, что пороки и жажда наслаждений, равнодушие и эгоизм приводят к одиночеству и влекут за собой беды и несчастья, но при всем этом, с другой стороны, читатель начинает невольно сочувствовать главному герою такого произведения, сопереживать ему.

В-шестых, мы также не можем не отметить нравственную сторону произведений, содержащих в себе образ лишнего человека.

Как уже было сказано выше, в данных произведениях добро противопоставлено злу, однако, они не контрастируют, но сливаются друг с другом, представляя некий “симбиоз”.

Так, это говорит читателю о том, что люди “лишние” и не нашедшие себя не злы, но равнодушны и часто пересыщены удовольствиями и богатством. Автор не дает прямого указания на то, что есть хорошо, а что плохо – читатель решает это сам.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что образ лишнего человека имеет большое значение в русской литературе.

Лишние люди

«Лишний человек» – это выражение придумал Иван Сергеевич Тургенев. В 1850 году он опубликовал повесть «Дневник лишнего человека». Речь там шла совсем не о том, чему нас потом учили в школе. У Тургенева было так: человек тяжело болен и знает, что скоро умрёт, осталось ему недолго.

Он начинает вести дневник, в котором вспоминает свою жизнь, и оказывается, что никаких подвигов, никаких «ярких страниц» — ничего такого, чем грезим мы в юности и ради чего только, кажется, только и стоит жить, в его жизни не было. Кроме одного случая… Да и тот обернулся неудачей, отверженностью, позором.

«Ну, скажите теперь, не лишний ли я человек?», — спрашивает автор дневника, и жизнь его на этом заканчивается.

Читайте также:  Краткое содержание «Слово о полку Игореве»

Ну, это всё слишком тонкая, слишком философская штуковина.

Общество восприняло проблему проще: вот, дескать, Онегин или Печорин — со своим помещичьим сословием родства они не ощущают, жить заботами земли им неинтересно, а понукать историю, устраивать всякие там заговоры декабристов власть им не разрешает, вот они и маются дурью — лишние люди. Так и повелось с тех пор — называть «лишними людьми» тех, кто не участвует в политической борьбе или полезной созидательной деятельности. Тех, кто не способен дать однозначного ответа на вопрос о смысле жизни.

По истории литературы получается, что лишние люди были характерны для эпохи «николаевской реакции», но это неправда. Они у каждой эпохи есть. Вот, например, «бывшие», появившиеся после большевистской революции.

Не все, а только те, кто «революцию не принял», ни для каких нужд ей не пригодился. Тех, кто пригодился, называли «спецы». Нужны были инженеры, военные, учёные-естественники, врачи… А не нужны философы, публицисты — «деятели культуры».

Потому что культура нужна была новая. А законы физики — те старые оставались.

Возьмём поближе — что сами помним. Новую демократическую Россию. Кто стал в ней лишним? Инженеры, военные, учёные-естественники, врачи, учителя, рабочие, шахтёры… Непросто им давался вопрос о смысле жизни в каком-нибудь 1992 году.

Ну, сейчас этот вопрос решается.

Однако и в наше время есть лишние люди. Кто бы вы думали? Экономисты Чикагской школы? Ах, если бы… Философы-публицсты? Тьфу-тьфу, — вот же я сижу всё это пишу.

Каждое утро, провожая сына в школу, прохожу мимо одной и той же автобусной остановки. И каждое утро — с восьми часов — вижу там одну и ту же компанию. Здоровенные, лет по тридцать пять, мужики с закалёнными алкоголем красными лицами.

Не опустившиеся ещё: кто в бандане, кто в кожаной куртке — претензия на стиль, но на мотоциклах неинтересно гонять им. Как Онегин с классом помещиков, не ощущают они родства с ведомством уважаемого Хирурга. И нечем им заняться с утра, кроме как — выпить. А мужики дюжие.

Подковы таким гнуть… Кто они?

Я бы и не подумал, как бы не видел точно таких же лиц на видео из Новороссии. Обычные наши мужики. Не какие-нибудь особенные герои. А пришлось оружие взять, и… Пришлось оно им по руке, это оружие. И жизнь на войне — суровая, простая — пришлась по ним.

Недавно промелькнула старая фотография в Интернете. Двое молодых офицеров сфотографировались в ателье сразу после войны. Захотелось им, чтобы была видна на фотографии мирная жизнь. Ну, сняли гимнастёрки, остались в нательном белье, не особенно чистом, попросили у фотографа шляпу, кепку.

Папиросы в зубы, и бутылку водки на стол — этикеткой к объективу, чтоб видно было: не спирт фронтовой пьём — водку! Гражданскую… Чокнулись в кадре, поставили стаканы и разошлись — в части запрет на спиртное строгий.

А выглядели они — в замусоленных рубахах, темнолицые от долгой окопной жизни — ну точь-в-точь, как те остановочные мои… И как те донецкие, луганские мужики, которые не боятся и в Ростов с жёнами, с детишками не поехали. У которых нашлось дело поважнее, чем с утра выпить.

Вот мы и говорим: лишние, бывшие… А если будущие?

Сергей Савостьянов/ ТАСС

Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века

Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

«Лишние люди» появляются в отечественной литературе в XIX веке. Их мы можем встретить у М.Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Каждый из классиков вкладывал в этот образ свое понимание и создавал неповторимый характер героя. Однако общие черты в понятии «лишнего человека» присутствуют.

«Лишним человеком» в литературе в XIX веке принято характеризовать человека интеллигентного, образованного, одаренного, как правило, дворянина, но из-за определенных обстоятельств вступившего в конфликт с обществом.

По этой причине он испытывает страдание, поиск смысла жизни не приводит к успеху, жизнь разменивается на нестоящие того хлопоты, понимание между ним и миром не налаживается. Общество не понимает его взглядов, он не принимает тенденции социума – круг замыкается.

Литературный герой теряется в омуте событий, окружающих его, и исход его печален: в расцвете жизненных сил он погибает.

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно.

Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом.

Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

Такие жизненные перипетии мы можем встретить в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Одноименный персонаж – Онегин – богемный любимец, пресытившийся светской, а по сути, пустой, жизнью.

Из-за понимания, что жизнь нужно изменить, но отсутствия способности и желания это делать, Онегин исчезает из поля зрения читателя. Именно этот характер В.

Белинский охарактеризовал как «национальный».

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также иллюстрирует образ «лишнего человека» — фаталиста Г. Печорина. Печорин в поисках смысла жизни не только не дает ответ на интересующие его вопросы, — вся его жизнь приносит страдания окружающим. Он не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат их определён.

Евгений Базаров из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» — классический представитель исследуемого образа. Человек с безупречным образованием, задатками декабриста, понимает общественные проблемы как свои собственные. Попытки разрешить противоречия «старого» общества и молодежи безрезультатны. Герой становится обузой общества, отвергается им навсегда.

Таким образом, в отечественной литературе прочно закрепился тип «лишнего человека». Активные, революционно настроенные представители дворянства, борющиеся за лучшую жизнь, но не понимающие пути её достижения, и в итоге, терпящие трагическое поражение – такими в общих чертах мы видим этих героев.

Кто ввел этот термин?

«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.

Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

Н.В. Гоголь

Проза Гоголя, несмотря на очевидный «сарказм» и «неумолимость» в обрисовке быта чиновничье-помещичьей России, дала Герцену полное право говорить о «трогательной, поэтической, льющейся через край душе».

Эта душа проступала не только в народно-поэтическом мире «Вечеров…» или «Тараса Бульбы», не только в реквиеме загубленной красоте, каким звучат «Невский проспект» и «Портрет», но и в лирических отступлениях «Мертвых душ».

Здесь художник прорывался из затхлой атмосферы провинциальных городков и помещичьих усадьб к вере в великую, полную еще не воплощенных сил, несущуюся в будущее страну. «Припрягая» «подлеца», «вызывая наружу», автор мечтает в своем романе совсем об ином «поприще» — о «величавом громе других речей».

Гоголь в «Авторской исповеди» свидетельствует, что в процессе работы над романом ему «яснее представлялся идеал прекрасного человека».

Этот идеал остался в «Мертвых душах» трагически неосуществленным, но мысль о возможностях народа, о «разметнувшейся на полсвета земле», особо оттеняющая гротесковую, невероятную сторону предприятия Чичикова, пронизывает буквально все пласты романа.

«Богатырская» тема эта в русской классической литературе после Гоголя (да и после Пушкина, постоянно обращавшегося к ней в фольклорном ключе) никогда не угасала. Она гулким резонансом отозвалась даже в чеховской прозе, вовсе, казалось бы, далекой от гоголевского эпического взгляда.

Общие признаки

«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.

Примеры

«Лишние люди» в литературе – это персонажи, введенные автором в чуждую для них среду. Они в меру образованны, но их знания бессистемны.

«Лишний человек» не может быть глубоким мыслителем или ученым, но он обладает «способностью суждения», даром красноречия. И главный признак этого литературного персонажа – пренебрежительное отношение к окружающим.

В качестве примера можно вспомнить пушкинского Онегина, избегающего общения с соседями.

«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять.

Decadence

Реализм в русской литературе выделяется отдельным течением, которое несло с собой определенные нововведения. В эту эпоху «родилось» много великих произведений.

1. Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза нового времени?

Одной из чеховских традиций

стало смешанное описание жизни персонажей и их внутреннего мира. Писатель утверждал, что в жизни все должно быть ровно, гладко, так, как есть на самом деле.

Другие традиции Чехова, которые отразились в реализме нового времени:

  А. П. Чехов, “Детвора”: краткое содержание и анализ

  • описание простых людей, сочувствие их мечтам, а не им самим;
  • из произведений исчезает герой, созданный по представлениям художника.

Реализм в русской литературе прошел долгий, «многострадальный» путь. Это определило его дальнейшее развитие.

2. В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?

Литературный герой обезличивается. Его внутренний облик включает и трагедию, и веселье, глубокое и примитивное.

В эту эпоху появлялись герои «средней руки».

К ним относились чиновники, босяки, солдаты, низшие офицеры.

Душа героев описывалась «сонной», отчужденной от окружающего мира. Каждый второй нес в себе «остывшую золу» (как писал Андреев).

3. Что представляет собой «авторское начало» в повествовании?

В основе «авторского начала» лежит изменение структуры стилей и жанров. Общение персонажей упрощено, а план событий минимален.

Однако широко раздвинуты пределы душевной жизни. Внутреннее состояние героя очень подробно анализируется. Именно поэтому события, происходящие всего за несколько дней, обрисованы в крупных произведениях.

Пронизывают произведения глубокие авторские раздумья. Однако поучительные интонации отсутствуют.

Читайте также:  Примеры для сочинения 15.3 на тему: Сильные духом люди

4. Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?

Пушкин

В качестве идеала, на которое опиралось гармоническое искусство XX века, выступало творчество Пушкина. В произведениях великого писателя особенно остро проявлялись противоречия русской истории и его современности. Он же воспел и нетленность человеческой души.

Толстой

Молодое поколение реалистов ссылалось на Толстого, как новатора в психологическом толковании личности. Он предложил идею «живой жизни» — каждый человек стремится к правде, красоте и любви.

Достоевский

Для новых реалистов он остался властителем дум. Герои произведений Достоевского пытались понять высший смысл жизни. Благодаря творческому наследию писателя многие реалисты по-своему рассказали, как раскрепощается душа, в муках и утратах.

Реалистам рубежа веков удалось объединить разные традиции русской литературной классики.

*5. Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?

Демократические настроения в обществе повлияли и на литературу. Интерес к простому человеку (крестьяне, солдаты, интеллигенты, мелкие офицеры) возник у европейских писателей еще в конце XVIII (18 века). До России эти идеи дошли лишь ко второй половине XIX (19 века).

А поскольку в русском литературном искусстве новые течения становились ярче и острее, реализм начала XX (20) века полностью изменил образ литературного героя.

*6. Каковы истоки и результаты обращения писателей к человеческому подсознанию?

Среди истоков

раздумий писателей XX (20) века о подсознании человека можно выделить:

  • Скучность жизнипростого человека . Она была видна невооруженным взглядом. Блок писал о «нормальном человеке, съеденном Скукой-паучихой».
  • Зыбкость (неустойчивость) человеческих отношений. Прозаикам и поэтам захотелось показать, какова на самом деле любовь, неотделенная от быта и человеческих страданий. В начале 20 века условия жизни простых людей были довольно тяжелыми, поэтому и отношения их становились мрачными.
  • Сонливость души. Великие литераторы заметили, что многие люди увлечены смутными и противоречивыми переживаниями. Они терзаемы мыслями о своей горькой судьбе.

В результате

обращения писателей к подсознанию человека его внутренние мотивы и мысли были соотнесены с:

  • поведением;
  • отношением к другим людям.

Герой произведений 20 века редко мечтал, потому что понимал, что ему никогда не приблизиться к своей мечте.

Были выделены такие противоборствующие силы:

  • интеллект против инстинктов;
  • душа против бездушной машины;

*7. Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?

Писатели XX (20) века обладали сложным мироощущением, и понимали, что описать человека и его душу невозможно в рамках старого направления. Это позволило им преобразить реализм

. Он стал более чувственным, одухотворенным.

Проза 20 века становится более широкой, глубокой. В ней совмещены:

  • анализ деталей (реализм);
  • смелая мечта (романтизм);
  • появление условных фигур (импрессионизм).

Эти особенности реализма в русской литературе стали отличительными чертами стиля.

*8. Каково своеобразие художественного времени и пространства в реалистической литературе?

Реалистическая литература XX века особенно остро отображала авторское восприятие времени. Реалисты больше познавали мир субъективно, через свои переживания и раздумья.

Время и пространство оказались тесно связанными, смешанными друг с другом – в герое проявлялось высокое и ничтожное, смешное и трагичное. Появилась отчужденность человека от мира, восприятие его души вне времени и пространства.

*9. Чем вызвано усиление «авторского начала», каковы результаты этого процесса?

Литераторам 20 века пришлось раздвинуть рамки сформировавшихся течений. Авторское начало усилилось за счет изменения жанров и стилей. Автор стремился рассматривать человека и мир в целом, без привязки к определенной ситуации. Появляются авторские раздумья, но они не поучительны.

Результаты этого процесса:

  Краткое содержание повести Василя Быкова «Сотников»

  • проза стала «взывать» к дискуссии;
  • структура изложения приобрела стиль молчаливого спора;
  • сложные темы воплощались в скудной форме.

*10. В чем состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?

К новым чертам реализма литературы начала 20 века относят:

  • выраженное авторское восприятие времени;
  • исчез герой – носитель представлений писателя;
  • взор литераторов обратился к простым людям;
  • писатели стали углубляться в психологию человека;
  • исчезли пророческие и поучительные интонации.

Поскольку реализм не смог развиваться в рамках классической теории, он вынужден был меняться. В произведениях молодых реалистов 20 века появились черты романтизма и символизма. Только при взаимодействии этих художественных стилей получилось отразить переживания, свойственные людям того времени.

Реализм в русской литературе смог передать настроения общества и проблемы времени.

Образ "лишнего человека" в русской литературе | Литература для всех

  • Скачать файл
  • Образ скучающего героя в произведениях отечественной
    классики
    XIX в.

При всем многообразии литературных
типов в русской классике 19 века ярко выделяется образ скучающего героя.

Зачастую его соотносят с образом «лишнего человека»

«Лишний человек», «лишние люди» –
откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил
его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,
Тургенева, Гончарова? Многие литературоведы полагают, что он был придуман А.И.

Герценым. По другой версии сам Пушкин в черновом варианте

VIII главы
«Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит».

Помимо Онегина, многие критики XIX

века и
некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев

романов И.С.Тургенева Рудина и Лаврецкого, а также Обломова И.А.Гончарова.

Каковы же основные тематические
признаки этих персонажей, «лишних людей»? Это прежде всего личность,
потенциально способная на какое-либо общественное действие. Ею не принимаются предлагаемые
обществом «правила игры», характерно неверие в возможность что-либо изменить.
«Лишний человек» – личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и
его жизненным укладом. Это также герой, безусловно, неблагополучный в
отношениях с родителями, да и несчастный в любви. Положение его в обществе
неустойчиво, содержит противоречия: он всегда хоть какой-то стороной связан с
дворянством, но – уже в период упадка, о славе и богатстве – скорее память. Он
помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение,
всегда присутствует некий мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на
поверхности. Герой в меру образован, но это образование скорее незавершенное,
бессистемное; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со
«способностью суждения» делать скорые, но незрелые заключения. зачастую
внутренняя опустошенность, скрытая неуверенность. Часто – дар красноречия,
умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Всегда некоторая
претензия быть судьей своих ближних; оттенок ненависти обязателен. Словом,

герой – жертва жизненных канонов.

Роман «Евгений Онегин» – произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи
лет – с мая 1823 года по сентябрь 1830.

Пушкин, в процессе работы над
романом, ставил перед собой задачу продемонстрировать в образе Онегина «ту
преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого
поколения». И уже в первой главе писатель отмечает социальные факторы,
обусловившие характер главного героя. Это принадлежность к высшему слою
дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете,
опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного»
дворянина, не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями

и любовными романами, – укладывается в один утомительно длинный день..

 Словом, Онегин в ранней юности –  «забав и роскоши дитя». Между прочим, на этом
жизненном отрезке Онегин – человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый
малый», но все же вполне обычный, покорно следующий за светской «чинною
толпой». Единственное, в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже
всех наук», как не без иронии замечает Автор, была «наука страсти нежной», то
есть умение любить не любя, имитировать чувства, оставаясь холодным и

расчетливым.

Первая глава – переломный момент в
судьбе главного героя, который сумел отказаться от стереотипов светского
поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». Тем самым Пушкин
показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг
появилась яркая, незаурядная личность, способная свергнуть «бремя» светских

условностей, «отстать от суеты».

Затворничество Онегина – его
необъявленный конфликт со светом и с обществом деревенских помещиков – только
на первый взгляд кажется «причудой», вызванной сугубо индивидуальными
причинами: скукой, «русской хандрой». Это новый этап жизни героя. Пушкин
подчеркивает, что этот конфликт Онегина, «онегинская неподражательная
странность» стала своеобразным выразителем протеста главного героя против
социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права
быть самим собой. А пустота души героя стала следствием пустоты и
бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности: в
Петербурге и в деревне он усердно читает, пробует писать стихи. Этот его поиск
новых жизненных истин растянулся на долгие годы и остался незавершенным.
Очевиден и внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается
от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его.
Кажется, что Онегин – полноправный хозяин собственной жизни. Но это только
иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно – он так и не может
преодолеть в себе душевную лень и зависимость от «общественного мнения».
Следствием этого стало то, что лучшие задатки его натуры были убиты светской
жизнью. Но героя нельзя считать только жертвой общества и обстоятельств. Сменив
образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Но отказавшись от праздности
и суеты света, увы, не стал деятелем, а остался всего лишь созерцателем.
Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями

главного героя.

Для писателей, уделявших своим
творчеством внимание теме «лишнего человека», характерно «испытывать» своего
героя дружбой, любовью, дуэлью, смертью. Не стал исключением и Пушкин. Два

испытания, которые ожидали Онегина в деревне, –
испытание любовью и испытание дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически

Читайте также:  Сочинение к ЕГЭ: Свобода означает ответственность

не влечет за собой освобождение от ложных предрассудков и мнений. В отношениях
с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. И
нельзя винить героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны: сердцу, как
известно, не прикажешь. Другое дело, что Онегин послушался не голоса своего
сердца, а голоса рассудка. В подтверждение этому скажу, что еще в первой главе
Пушкин отметил в главном герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к
сильным чувствам. И именно эта душевная диспропорция и стала причиной несостоявшейся
любви Онегина и Татьяны. Испытание дружбой Онегин также не выдержал. И в этом
случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром
автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства
обнаружить, / А не щетиниться, как зверь». И на именинах Татьяны, и перед
дуэлью с Ленским Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», «заложником
светских канонов», глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам
Ленского. Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль –
следствие равнодушия и боязни злоязычия закоренелого бретера Зарецкого и
соседей-помещиков. Онегин и сам не заметил, как стал пленником своего старого
кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Евгений изменился
просто кардинально. Жаль, что только трагедия смогла открыть ему прежде

недоступный мир чувств.

В подавленном состоянии духа Онегин
покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему
возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить себя, понять, сколь

бесплодно и много растратил он времени и сил в пустых утехах.

В восьмой главе Пушкин показал новый
этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин
совершенно преобразился, в нем ничего не осталось от прежнего, холодного и
рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме
предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Он впервые испытал
настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна
не смогла ответить на его запоздалую любовь. И, как и прежде, на первом плане в
характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум

был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Однако  в тексте напрочь отсутствуют итоги духовного

развития героя, поверившего в любовь и счастье. Значит, Онегин опять не достиг

желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между разумом и чувством.

Таким образом, Евгений Онегин
становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Ему, как
отмечал Писарев, только и остается, что «махнуть рукой на скуку светской жизни,
как на неизбежное зло». Онегин не находит своего истинного назначения и места в
жизни, он тяготится своим одиночеством, невостребованностью. Говоря словами
Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, но, не обладая
нужной силой характера, никак не может вырваться из нее». Но, по мнению самого
писателя, образ Онегина не закончен. Ведь роман в стихах по существу
завершается такой постановкой вопроса: «Каким будет Онегин в дальнейшем?» Сам
Пушкин оставляет характер своего героя открытым, подчеркнув этим саму
способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и, замечу,
определенной готовностью к действию, к поступку. Правда, возможностей для
реализации себя у Онегина практически нет. Но роман не отвечает на

вышепоставленный вопрос, он его задает читателю.

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
явил собой тип «лишнего человека».
Перед читателем предстает снова скучающий герой, но он отличается от  Онегина.

У Онегина – равнодушие, пассивность,
бездействие. Не то Печорин. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет
страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он
себя в своих заблуждениях». Печорину свойственны яркий индивидуализм,
мучительный самоанализ, внутренние монологи, умение беспристрастно оценить

себя. «Нравственный калека», –  скажет он

о себе. Онегин же просто скучает, ему присущи скептицизм и разочарование.
Белинский как-то отмечал, что «Печорин – эгоист страдающий», а «Онегин –

скучающий». И в какой-то мере это так.

Печорин от скуки, от неудовлетворенности в жизни
ставит эксперименты и над собой и над людьми. Так, например, в «Бэле” Печорин
ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и
Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В «Тамани” он позволил себе из любопытства
вмешаться в жизнь «честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а

заодно и слепого мальчика. 

В «Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся
роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему
тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности
«обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось
его право на это обладание! Размышления Печорина в «Фаталисте” о вере и
безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в
мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и
определенную систему нравственных ценностей. И никакие эксперименты не дадут
Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера
предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в

себя — в этом его трагедия. 

Удивительно, что Печорин, понимая все это, в то же
время не видит истоков своей трагедии. Он размышляет следующим образом: «Зло
порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…”
Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного
рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И
несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить обидчику. Зло порождает зло
не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные
законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул

вседозволенности. 

Печорин постоянно ощущает свою нравственную
ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души
«высохла, испарилась, умерла”. Он «сделался нравственным калекой” — вот

истинная трагедия и наказание Печорина.

Печорин – личность противоречивая,
да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя
жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе
«назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях
пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а
сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня
осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!
Печорин, к сожалению, так и остался
до конца жизни «умной ненужностью». Таких людей, как Печорин, создавали

общественно-политические условия 30-х годов

XIX века, времена мрачной реакции и
полицейского надзора. Он по-настоящему живой, одаренный, смелый, умный. Его
трагедия – это трагедия деятельного человека, у которого отсутствует дело.
Печорин жаждет деятельности. Но возможностей применить эти свои душевные
стремления на практике, реализовать их, у него нет. Изнуряющее чувство пустоты,
скуки, одиночества толкает его на разного рода авантюры ( «Бэла», «Тамань»,
«Фаталист»). И в этом трагедия не только этого героя, но и всего поколения 30-х
годов: «Толпой угрюмою и скоро позабытой, / Над миром мы пройдем без шума и
следа, / Не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда…».
«Угрюмою»… Это толпа разобщенных одиночек, не связанных единством целей,

идеалов, надежд…

Не обошел вниманием тему «лишних
людей» и И.А.Гончаров, создав один из выдающихся романов XIX

века, – «Обломова». Его центральный герой, Илья
Ильич Обломов – скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях
и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в
действительность. Несомненно, Обломов – порождение своей среды, своеобразный
итог социально-нравственного развития дворянства. Для дворянской интеллигенции
не прошло бесследно время существования за счет крепостных крестьян. Все это
породило леность, апатию, абсолютную неспособность к активной деятельности и

типично сословные пороки. Штольц называет это «обломовщиной».

Критик Добролюбов в образе Обломова
увидел прежде всего социально-типическое явление, а ключом к этому образу
считал главу «Сон Обломова». «Сон» героя не совсем похож на сновидение. Это
достаточно стройная, логичная, с обилием подробностей картина жизни Обломовки.
Скорее всего, это не собственно сон, с характерной для него алогичностью, а
условный сон. Задача «Сна», как отмечал В.И.Кулешов, дать «предварительную
историю, важное сообщение о жизни героя, его детстве… Читатель получает важные
сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой… получает
возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась». Каково же
детство Обломова? Это безоблачная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных

желаний, раздумье наслаждения».

А намного ли отличается она от той,
которую ведет Обломов в доме на Гороховой улице? Хотя Илья готов внести в эту
идиллию некоторые изменения, основы ее останутся неизменными. Ему совершенно
чужда жизнь, которую ведет Штольц: «Нет! Что из дворян делать мастеровых!». Он
совершенно не сомневается в том, что крестьянин должен всегда работать на

барина.

И беда Обломова прежде всего в том,
что жизнь, которую он отвергает, сама не принимает его. Обломову чужда
деятельность; его мировоззрение не позволяет ему адаптироваться к жизни

помещика-предпринимателя, найти свою стезю, как это сделал Штольц.

Все это делает Обломова «лишним человеком».

Ссылка на основную публикацию