Анализ произведения «русские женщины» (н. а. некрасов)

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте.

Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье.

Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему.

Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы.

Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Образы и символы

Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом.

Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь.

Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути.

Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера.

Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом.

Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины.

Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Смирение в пути

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.

В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.

Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.

Переворот сознания

Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»

В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение.

В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать.

Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»

Темы, проблемы и настроение

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».

Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник.

Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.

Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги.

Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири.

Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.

Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?».

Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери.

Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить.

Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви.

Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться.

Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет.

Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси.

Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.

Читайте также:  Сочинение: Воскрешение Лазаря в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Семья Марии Волконской

Отец Марии – генерал Н.Н.Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава.

Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается.

Он не только не благословил её перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернётся через год.

Н. А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”: анализ

Н. А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”: характеристики героев

Источник

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов) | Литерагуру

Guru · 17.09.2018

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте.

Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье.

Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему.

Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы.

Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом.

    Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения.

    Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

  2. Княгиня Волконская.

    В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера.

    Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом.

    Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины.

    Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа.

    Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения.

    Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость.

    Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».

  2. Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала.

    Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами.

    Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.

  3. Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги.

    Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.

  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви.

Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться.

Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет.

Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси.

Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак?..

»), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Дарья Попова

Урок литературы "Н.А.Некрасов. Поэма "Русские женщины"

Урок литературы в 7 классе.

Тема.

  • Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя.
  • Историческая основа поэмы «Русские женщины».
  • Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
  • Цель.  
  • Изучение поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”, построенной на принципах историзма.

Задачи.

  • Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями – женами декабристов, используя историко-литературный материал;
  • Развивать у учащихся интереса к истории своей Родины;
  1. развитие и   формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность
  2. перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на  помощь
  3. ближнему;
  4. развивать понятие об антитезе.
  • Воспитывать чувство верности, способности на благородные человеческие чувства -дружбу, любовь.

Тип урока.

  • Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование.

  • Презентация, учебники «Литература» 7 класс (ав. Коровина В.И.), распечатки диалога губернатора с Трубецкой.

План урока.

  1. Объявление темы и целей урока.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Историческая справка.

  4. Усвоение учебного материала.

  5. Обобщающая беседа.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Объявление темы и целей урока.

  • – Ребята, сегодня на уроке литературы мы продолжим изучать творчество великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Тема урока звучит так: «Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Цель урока: «Изучение поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины”, построенной на принципах историзма».      (слайд 1)

– Вы все будете помогать мне вести урок, т.к. почти у каждого из вас было определённое задание.

Поэму «Русские женщины» вы прочитали дома, текст вам знаком, думаю, что работать будете активно.

2. Вступительное слово учителя.

– Есть такие даты в календаре, которые должен знать каждый русский человек.

К ним относится и день декабристского восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?

3. Историческая справка.

– Об этом нам расскажет …( ф.и. учащегося)

Сообщение ученика о восстании декабристов 1825 года (слайд 2)

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю I). Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиняться новому царю.

Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е., по определению того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введение конституции, а также за ликвидацию крепостного права.

Морозный день 14 декабря 1825 года вошёл в историю России как дерзкая попытка покончить с царской властью.

Учитель. Восстание было подавлено через несколько часов. 250 человек были убиты. А всего в восстании участвовало около 3300 человек.Более 600 человек арестовано. Началось расследование и расправа. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. (слайд 3)

(слайд 4) Пятеро заговорщиков были казнены. Вот их имена:Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

(слайд 5) 25 человек были отправлены на вечную каторгу, 91 декабрист приговорён к 20-летней каторге и ссылке, около 3000 солдат и матросов – к репрессиям.

Заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам. Их лишали права возвращаться в столицу, а также лишали всех званий и почестей.

В большинстве своём декабристы выросли в богатых дворянских семьях, получили прекрасное образование и никогда ни в чём не нуждались.

Казалось бы, живи и радуйся, но они выбрали совсем иную судьбу, решив положить конец самодержавию, в котором видели главное зло России.

Рассказ ученика о судьбе жен декабристов.

Немало декабристов в наказание были сосланы на каторгу в Сибирь. С ними в добровольное изгнание отправились их ни в чём неповинные жёны – молодые, изнеженные, привыкшие к удобствам городской жизни, роскоши и дорогим развлечениям женщины.

(слайд 6) Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем в Сибирь.

Она была дочерью знатного француза Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.

Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино.

Сергей и Екатерина обвенчались в Париже и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, “имел просвещенный ум”, был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Небольшая инсценировка разговора царя с Трубецкой. (слайд 7)

Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.

— Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство! Зачем вам каторжник

Трубецкой?!

— Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.

—Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!

— Ваше величество, я должна быть с мужем…

Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ…

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

4. Усвоение учебного материала.

  • – В своей поэме Некрасов рассказывает о двух женщинах-декабристках -княгине Трубецкой и княгине Волконской.
  • -Первая часть поэмы “Русские женщины” «Княгиня Трубецкая» тоже состоит из двух (равных по объёму) частей.
  • – Давайте прослушаем начало поэмы в аудиозаписи.

Читают поэму актёры Л.Кулагин и А.Покровская. Это образец выразительного чтения.

(слайд 8 путь)

Слов. работа: возок, образок, полость (слова записаны на доске).

-Итак, как вы поняли, часть 1 представляет описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени (2 МЕСЯЦА), что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги.

За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

 – Во второй части (слайд 9) представлен в лицах разговор губернатора Иркутска с княгиней, занявший 9 дней и закончившийся победой княгини. Эта сцена является кульминацией, решение генерала отправить княгиню в Нерчинск – развязка сюжета. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить о их сопоставлении, то есть антитезе.

  1. Таковы особенности сюжета и композиции поэмы.
  2. Центральным эпизодом первой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.
  3. Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.
  4. (по напечатанным таблицам)
  5. …хоть он вас отпустил по доброте своей,
  6. но ваш отъезд его убил…
  7. Вернитесь поскорей!
  8. 2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…Но долг другой, И выше и святей,
  9. Меня зовёт.
  10. 3. (Трудности быта в тюрьме)
  11. Пускай ваш муж
  12. он виноват… А вам терпеть…за что?
  13. 3. Ужасна будет, знаю яЖизнь мужа моегоПускай же будет и моя
  14. Не радостней его!
  15. 4. (Трудности природных условий_
  16. а) Тот климат вас убьёт!
  17. б) Окреп туземный человек
  18. С природою в бою.
  19. А вы?
  20. Ваше присутствие усилит страдания мужа.
  21. 4.

а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!Я еду! Еду! Я должна

  • Близ мужа умереть.
  • 5. Да, вы умрёте, но сперва
  • Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа)
  • В себе он будет сознавать причину ваших слёз.
  • 5. …Я слёз не принесуВ проклятую тюрьму – Я гордость, гордость в нём спасу,
  • Я силы дам ему!

6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

  1. Закон позволяет.
  2. 6. Нет, нет я видеть не хочуПродажных и тупых,Не покажусь я палачу
  3. Свободных и святых.

7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба!

7. Нет, я не жалкая раба.Я женщина, жена!Пускай горька моя судьбаЯ буду ей верна!…к родине любовьСоперница моя,И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!…

  • 8. 2 день
  • Вы отреченье подписать
  • Должны от ваших прав!
  • 8.
  • Вам наши кажутся права правами – не шутя?
  • Нет! Ими я не дорожу…
  • 9. через 6 дней
  • Вас по этапу поведут
  • С конвоем…весной
  • В Нерчинск придёте, если вас
  • Дорога не убьёт
  • 9.
  • Неделя целая прошла…
  • Уж шла бы я давно…
  • 10. Я не могу, я не хочу
  • Тиранить больше вас…
  • Выразительное чтение заключительных слов губернатора.
  • Беседа:

– Какое мнение сложилось у вас о Е.И.Трубецкой?

  1. (Любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения, умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя, у неё сильная воля, она смогла преодолеть сопротивление генерала).
  2. – Каким показан генерал?
  3. (Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе.

Честно выполняет свой долг по службе. Умён. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Видимо, за эти качества оказался на службе в каторжном краю. Осмелился не выполнить предписания о возвращении княгини в Санкт-Петербург.

  • – Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе?
  • (Да, но в конце разговора герои объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам-декабристам, сознанием правоты своего поступка).
  • -Как авторская позиция проявилась в системе героев?
  • (Все противопоставлены царю и его двору).
  • – Как вы думаете, какова тема произведения?

(Личность княгини Е.И. Трубецкой.)

– Идея произведения?

(Восхищение подвигом жён декабристов во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.)

5. Обобщающая беседа.

-Русская история, литература, театр, кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой.

Подвигом любви бескорыстной назвал Н.А. Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

  1. Вот имена этих 12 жен декабристов:
  2. (чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию) (слайд 10-20)
  3. 1. Екатерина Ивановна Трубецкая,
  4. 2. Мария Николаевна Волконская,
  5. 3. Александра Григорьевна Муравьева,
  6. 4. Елизавета Петровна Нарышкина,
  7. 5. Александра Васильевна Ентальцева,
  8. 6. Наталья Дмитриевна Фонвизина,
  9. 7. Александра Ивановна Давыдова,
  10. 8. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),
  11. 9. Анна Васильевна Розен,
  12. 10. Мария Казимировна Юшневская,
  13. 11. Камилла Петровна Ивашева,

12. Варвара Михайловна Шаховская.

(слайд 21)- о фильме В.Мотыля «Звезда пленительного счастья».

6. Итог урока.-Подведём итог. Чему мы научились на уроке?

-(Мы увидели составные части произведения, их взаимосвязь, познакомились с последовательностью работы при анализе произведения).

-Значение поэмы Н.Е. Некрасова “Русские женщины” в том, что поэт первым в печати прославил самоотверженных жен декабристов.

-В заключение хочется прочитать строки Некрасова: (слайд 22)

Пленительные образы! Едва лиВ истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.

  • Их имена забыться не должны.
  • За работу на уроке получают отметки: ………………………………………………….

7. Домашнее задание.

– Напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины» и знания, полученные на уроке.

Анализ поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”

1) История создания поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”. В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем.

Многие русские писатели и поэты откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н. А.

Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь и тем самым лишившихся социального и материального положения в обществе. В 1872-1873 годах выходят в журнале “Отечественные записки” две части поэмы Н.

А. Некрасова “Русские женщины” (“Княгиня Трубецкая” и “Княгиня М. Н. Волконская”).

В этой поэме Н. А. Некрасов воспевает женщину из дворянского круга. 2) Особенности жанра. Произведение Н. А. Некрасова “Русские женщины” относится к жанру поэмы.

Поэма – большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие п оценку лирического героя, повествователя.

3) Особенности сюжета 1-й части поэмы Н. А. Некрасова “Русские

женщины” (Княгиня Трубецкая). – Как начинается эта часть поэмы? (с описания “на диво слаженного возка” и переживаний графа-отца, отправляющего свою дочь в Сибирь) – Как объясняет княгиня Трубецкая свой отъезд? (“Но долг другой, и выше и трудней, меня зовет…”) – Что дочь просит у отца? (благословения в дальний путь) Какое чувство у отца, по мнению княгини Трубецкой, должен вызывать поступок дочери? (чувство гордости) 4) Особенности повествования в поэме. Основная часть 1-й части поэмы (Княгиня Трубецкая) построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором, который пытается уговорить княгиню вернуться домой. – Сколько времени провела княгиня Трубецкая в пути до встречи с губернатором? (почти два месяца) – Как Н. А. Некрасов показывает, что путь княгини действительно очень тяжел? (Поэт использует прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжила одна.) – Почему лично сам губернатор встретил княгиню? (Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой.) – Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой? (Губернатор приводит множество доводов: и то, что отъезд дочери убил графа-отца; и то, что там, куда она едет, “восемь месяцев зима”; и то, что на каторге ужасная жизнь и т. д.) – Почему княгиня Трубецкая на все доводы губернатора отвечает отказом? (“Но долг другой, и выше и святей, меня зовет…”) – Кто оказывается морально более стойким в этом диалоге? (княгиня) – Как вы думаете, почему Н. А. Некрасов выбирает для своей поэмы именно форму диалога? (через диалог лучше раскрывается внутренний мир героев, их переживания, чувства) – Каков финал этой части поэмы? (Губернатор осознает моральное превосходство княгини Трубецкой и обещает за три дня довезти ее на место, даже если за это его снимут с должности.)

5) Тематика некрасовской поэмы. Поэма “Русские женщины” Н. А.

Некрасова — о мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения.

Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

Лучшие душевные качества – сила воли, умение любить, верность – вот качества, присущие героиням поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”. Вся некрасовская поэма “Русские женщины” состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая – княгине Волконской. 6) Характеристика героев поэмы.

Образ княгини Трубецкой. Княгиня Е. И. Трубецкая – одна из жен декабристов, последовавших за своими мужьями. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

  • Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом
  • Этапного пути…
  • Все доводы губернатора о тяготах 5кизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного: Но знаю: к родине любовь
  • Соперница моя…

Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Некрасов показал, что образ “величавой славянки” не принадлежит одному социальному слою.

Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.

Княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

– Кого выбирает Н. А.

Некрасов в качестве главной героини для своей поэмы? (женщину-дворянку) – Как автор относится к своей героине? (восхищен ее поступком) – Какими чертами характера обладает княгиня Трубецкая? (целеустремленность, стойкость, сила духа и др.)

– Как вы думаете, почему Н. А. Некрасов называет свою поэму “Русские женщины”? (Главное для поэта в поэме – показать подвиг не просто представительницы дворянского класса, а русской женщины.)

(1 votes, average: 5.00

Ссылка на основную публикацию