Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Краткое содержание:

  • История создания
  • Сюжет
  • Главные герои
  • Смысл
  • Обсуждение

История создания

Джейн Остин начала работу над романом, когда ей едва исполнился 21 год. Издатели отвергли рукопись, и она пролежала под сукном более пятнадцати лет.

Лишь после успеха романа «Разум и чувства», вышедшего в 1811 году, Джейн Остин смогла, наконец, опубликовать и своё первое детище.

Перед публикацией она подвергла его тщательной переработке и достигла необычайного сочетания: весёлости, непосредственности, эпиграмматичности, зрелости мысли и мастерства.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Сюжет

Роман начинается с беседы мистера и миссис Беннет о приезде молодого мистера Бингли в Незерфилд-парк. Жена уговаривает мужа навестить соседа и завести с ним более тесное знакомство. Она надеется, что мистеру Бингли непременно понравится одна из их пяти дочерей. Мистер Беннет наносит визит молодому человеку, и тот, через какое-то время, наносит ответный.

Следующая их встреча происходит на балу, куда Бингли приезжает вместе со своими сёстрами: незамужней мисс Бингли и замужней миссис Хёрст, — а также с мистером Хёрстом и со своим другом мистером Дарси.

Сперва Дарси производит благоприятное впечатление на окружающих из-за слуха о том, что его годовой доход превышает 10 тысяч фунтов.

Однако позже общество меняет свою точку зрения, решив, что он слишком «важный и надутый», поскольку молодой человек не желает ни с кем знакомиться и танцует на балу лишь с двумя знакомыми ему дамами (сёстрами Бингли). Бингли же пользуется успехом.

Его особое внимание привлекает старшая дочь Беннетов – Джейн. Девушка также влюбляется в молодого человека. Мистер Бингли обращает внимание Дарси на Элизабет, однако тот не заинтересовывается ею. Элизабет становится свидетелем этого разговора. Хоть она и не показывает вида, у неё возникает неприязнь к мистеру Дарси.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

В скором времени мисс Бингли и миссис Хёрст приглашают Джейн Беннет пообедать у них. Мать отправляет дочь верхом на лошади под проливным дождём, вследствие этого девушка простужается и не может вернуться домой. Элизабет идёт пешком в дом Бингли, чтобы навестить больную сестру. Мистер Бингли оставляет её ухаживать за Джейн.

Элизабет не испытывает удовольствия от общения с незерфилдским обществом, поскольку только мистер Бингли проявляет искренний интерес и заботу о её сестре. Мисс Бингли полностью увлечена мистером Дарси и безуспешно пытается привлечь его внимание к себе.

Миссис Хёрст во всём солидарна с сестрой, а мистер Хёрст безразличен ко всему, кроме сна, еды и игры в карты.

Мистер Бингли влюбляется в Джейн Беннет, а мистер Дарси чувствует симпатию к Элизабет. Но Элизабет уверена, что он её презирает. Кроме того, во время прогулки сёстры Беннет знакомятся с мистером Уикхемом. Молодой человек производит на всех благоприятное впечатление.

Несколько позже мистер Уикхем рассказывает Элизабет историю о непорядочном поведении мистера Дарси по отношению к себе. Дарси якобы не исполнил последнюю волю покойного отца и отказал Уикхему в обещанном ему месте священника. У Элизабет складывается дурное мнение о Дарси (предубеждение).

А Дарси чувствует, что Беннеты «не его круга» (гордость), знакомство и дружба Элизабет с Уикхемом также не одобряются им.

На балу в Незерфилде мистер Дарси начинает понимать неизбежность брака Бингли и Джейн. Семья Беннетов, за исключением Элизабет и Джейн, демонстрирует полное отсутствие манер и знания этикета.

Следующим утром мистер Коллинз, родственник Беннетов, делает Элизабет предложение, которое она отвергает, к большому огорчению её матери – миссис Беннет. Мистер Коллинз быстро оправляется и делает предложение Шарлотте Лукас, близкой подруге Элизабет.

Мистер Бингли неожиданно покидает Незерфилд и возвращается в Лондон вместе со всей компанией. Элизабет начинает догадываться, что мистер Дарси и сёстры Бингли решили разлучить его с Джейн.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Весной Элизабет навещает Шарлотту и мистера Коллинза в Кенте. Их часто приглашает к себе в Розингс-парк тётя мистера Дарси леди Кэтрин де Бёр. Вскоре Дарси приезжает погостить у своей тёти. Элизабет знакомится с кузеном мистера Дарси полковником Фицуильямом, который в разговоре с ней упоминает о том, что Дарси ставит себе в заслугу спасение своего друга от неравного брака.

Элизабет понимает, что речь идёт о Бингли и Джейн, и её неприязнь к Дарси ещё более увеличивается. Поэтому, когда Дарси неожиданно приходит к ней, признаётся в любви и просит руки, та ему решительно отказывает. Элизабет обвиняет Дарси в том, что он разрушил счастье её сестры, в том, что он подло поступил с мистером Уикхемом, и в его высокомерном поведении по отношению к ней.

Дарси в письме сообщает о недостойном поведении Уикхема, а также с сестрой Дарси Джорджианой. Что касается Джейн и мистера Бингли, то Дарси решил, что Джейн «не питает к нему [к Бингли] глубокого чувства». Кроме того, Дарси говорит о «полном отсутствии такта», которое постоянно демонстрировали миссис Беннет и её младшие дочери.

Элизабет меняет своё мнение о мистере Дарси и сожалеет о том, что допустила резкость в разговоре с ним.

Несколько месяцев спустя Элизабет и её тетя и дядя Гардинеры отправляются в путешествие. Среди прочих достопримечательностей они посещают Пемберли, поместье мистера Дарси, уверенные, что хозяина нет дома. Неожиданно мистер Дарси возвращается. Он очень вежливо и гостеприимно принимает Элизабет и Гардинеров.

Элизабет начинает понимать, что Дарси нравится ей. Возобновление их знакомства, однако, прерывается новостью о том, что Лидия, самая младшая сестра Элизабет, убежала с мистером Уикхемом. Элизабет и Гардинеры возвращаются в Лонгборн.

Элизабет переживает о том, что её отношения с Дарси закончились из-за позорного бегства младшей сестры.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Лидия и Уикхем уже как муж и жена навещают Лонгборн, где миссис Уикхем случайно проговаривается, что мистер Дарси был на церемонии венчания. Элизабет узнаёт, что именно Дарси нашёл беглецов и устроил венчание. Девушка очень удивлена, но в это время Бингли делает предложение Джейн, и она забывает про это.

Леди Кэтрин де Бёр неожиданно приезжает в Лонгборн, чтобы развеять слухи о женитьбе Элизабет и Дарси. Элизабет отвергает все её требования.

Леди Кэтрин уезжает и обещает рассказать о поведении Элизабет своему племяннику, однако это даёт Дарси надежду на то, что Элизабет поменяла своё мнение.

Он едет в Лонгборн и снова делает предложение, и на этот раз его гордость и её предубеждение преодолены согласием Элизабет на брак.

Главные герои

Элизабет Беннет — рассудительная девушка, точно знающая, чего она хочет. Лиззи, как ласково называет ее отец, не способна подстраиваться под чьи-либо желания. Она готова пойти против мнения большинства, если она уверена, что предложенное ими решение не принесет ей счастья.

Несмотря на здравый ум, она не лишена легкого и веселого нрава. Любит подшутить и посмеяться, благосклонно относится к капризам своей семьи. Она не столь проницательна, но в этом ее очарование. Со временем она сможет разглядеть истинное лицо людей рядом.

Она судит их исходя из первого впечатления, но также легко может поменять свое мнение, когда поймет, что ошибалась в человеке.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Мистер Дарси — еще один главный герой. Его образ сложен из основных черт богатого и достойного мужчины. В нем сочетается благородство с надменностью, большой ум с пренебрежительностью, замкнутое поведение с большим сердцем.

Для Мистера Дарси характерно иное воспитание, нежели чем для Элизабет Беннет. Он — человек благородных кровей, принадлежит к другому уровню общества. Он почитает все сдержанное, аккуратное и четкое. Ему не понять жизни маленького города.

Изначально, кажется, будто бы этот герой является негативным персонажем, но в течение повествования его образ раскрывается.

Становится ясно, что несмотря на предательство друга, который был ему как брат, несмотря на то, что ему было сложно принять свои чувства к «простушке» Элизабет, он проявлял свое благородство, он помогал мисс Лидии Беннет без какой-либо личной выгоды. Он — идеал многих девушек.

Смысл

Идея романа заключается в том, что все наши людские предрассудки не имеют значения, когда дело касается любви. Человек отчаянно забивает голову этими вирусами, отравляющими всякие чувства.

Если разобраться во всем этом, то остаются только эмоции. И это самом главное.

Мистер Дарси, как и Элизабет Беннет, запутались в собственной гордости и предубеждениях, но, сумев преодолеть их, стали абсолютно счастливы.

Кроме того, писательница вложила в свою героиню волевые черты характера, показав дамам своего века пример. Элизабет знает себе цену, несмотря на бедность семьи. Она не собирается торговать собой на ярмарке невест, лишь бы устроиться побогаче.

Ею движет достоинство, о котором она ни на минуту не забывает. Эта женщина свободна от алчности и влияния со стороны.

Изобразив такую добродетельную и независимую героиню, автор преподал урок своим современницам, который не грех повторить и сегодня, ведь нас подчас окружают меркантильные и ведомые девушки, готовые на все ради продвижения по социальной лестнице.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Источник

Скрытые смыслы: из чего состоит роман «Гордость и предубеждение»?

Роман английской писательницы Джейн Остин «Гордость и предубеждение» стал не только картиной нравов британского общества, но и классическим произведением, которым зачитываются многие поколения.

По количеству экранизаций этот роман превосходит другие литературные труды писательницы.

Возможно, режиссеров привлекает любовная история Элизабет Беннет и мистера Дарси, поэтому создается впечатление, что это банальный любовный роман.

Однако «Гордость и предубеждение» намного глубже киноадаптаций. Прежде всего, это роман о нравах, в основе которого лежат сложные социальные перипетии того времени. 

Вкратце пройдёмся по сюжету романа. В сельской Англии начала XIX века живет бедное семейство Беннет — отец, мать и пять дочерей (Лидия, Китти, Мэри, Джейн и Элизабет).

Забота матери — удачно выдать замуж хотя бы одну из дочерей, чтобы как-то поддержать финансовое состояние семьи.

Наследство в семействе Беннетов (а то и во всей Англии в тот период) передается исключительно по мужской линии, поэтому ей надо заблаговременно удостовериться, что хоть одна из сестёр Беннетов обзаведется мужем. 

Сюжет романа начинает развиваться, когда в соседнее имение приезжают богатый мистер Бингли со своим другом — мистером Дарси. Далее события разворачиваются таким образом, что Джейн и Бингли влюбляются друг в друга, а Дарси — в Элизабет. 

Читайте также:  Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Что не так с отношениями в романе?

Несмотря на то что годы жизни Джейн Остин пришлись на период расцвета готического романа, все её произведения, за исключением одного, написаны не в готическом стиле. Она писала в жанре нравописательного романа (англ. novel of manners) — это один из видов реалистического романа, в котором описываются традиции, поведение, устои определенных социальных слоёв общества.

Этот вид романа служит неким медиумом для репрезентации социального мира. Сам по себе роман о нравах — это стиль письма, который работает совместно с поверхностными историями. В роли таких историй зачастую выступает любовный сюжет, который транслирует доминирующие ценности того времени.

В основе самого же романа лежат социальные проблемы, о которых нельзя было заявлять прямым текстом. 

Роман «Гордость и предубеждение», опубликованный в 1813 году, написан в этом жанре.

На первый взгляд, кажется, что это банальный любовный роман со счастливым концом, где главные герои в итоге воссоединяются, несмотря на препятствия. На самом деле, это лишь поверхностная история, которая помогала автору легко выпускать книги и зарабатывать на этом.

Для Джейн Остин, которая родилась в благородной, но бедной семье, литературный труд был единственным источником заработка. 

В основе лежит социально острый вопрос эпохи Регенства — гендерное неравенство. В силу того, что нельзя было заявлять об этой проблеме прямым текстом, писательница искусно применяла свою фирменную иронию. Вспомните вступление: «Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Дистанцируясь от самого рассказа, автор переворачивает гендерный стереотип о том, что каждая девушка хочет выйти замуж. Джейн иронично подчеркивает, что это мужчина, кто нуждается в паре, а не наоборот.

Её беспокоило положение женщин в эпоху Регенства и несправедливая женская зависимость от мужчин — как моральная, так и экономическая.

В выражениях отца сестер Беннетов тоже скрывается тонкая ирония: «Всякой девушке несчастная любовь нравится ну лишь чуточку меньше, чем замужество. Она дает ей пищу для ума и несколько выделяет среди подруг».

Какая киноадаптация лучше остальных? 

Роман имеет несколько экранизаций. Одни из самых популярных — британский одноименный мини-сериал Саймона Лэнгтона и фильм Джо Райт с Кирой Найтли в главной роли. Несмотря на столь высокий кинематографический интерес, «Гордость и предубеждение» своей единственной и максимально приближенной версии так и не нашёл.

«В самом тексте Джейн Остин заложено нечто, что каждый раз требует новой зритель­ной реализации», — говорит кандидат филологических наук, Татьяна Смолярова в лекции про «Гордость и предубеждение» для Arzamas. 

Главная проблема киноадаптаций заключается в том, что с основу сюжета ложится любовный роман. Режиссёрам тяжело передать ту иронию, которая позволяет раскрыть социальный аспект произведения.

Фильм 2005 года сфокусирован на художественной ценности, нежели на степени приближенности к оригинальному произведению. Визуальная репрезентация делает сценарий более глубоким, что кажется не таким важным в самом романе.

Соответственно, когда особое значение придается реквизитам, костюмам, выражениям лица, то фокус смещается. Это приводит к новым интерпретациям персонажей и самого романа.

К примеру, Джо Райт решил представить Беннетов как семью выше рабочего класса, чем на самом деле.

Анализ романа «Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Однако, в романе Остин ясно даёт понять, что семья живёт на ферме, имея всего одну лошадь. Новое значение, придаваемое видимому разделению классов, отличается от адаптаций 1940 и 1995 годов. Это позволяет иначе читать критические сцены в романе, иногда подразумевая, что Элизабет, возможно, действительно выходит замуж за мистера Дарси в целях материальной выгоды.

Был ли феминизм в эпоху Джейн Остин? 

Сюжет «Гордость и предубеждение» построен вокруг, казалось бы, состоявшихся и образованных женщин. Однако, их образование было использовано не в профессиональных целях, а для увеличения шансов удачного замужества.

Девушки должны иметь базовые знания в разных сферах — рисование, чтение, игра на инструментах, знание иностранного языка — ради поддержания беседы с противоположным полом. Более того, во времена Викторианской Англии действовал закон, по которому женщина, вступившая в брак, лишалась всех своих прав. Дом, в котором она жила, становился собственностью её мужа.

Наследственная недвижимость не могла переходить в руки девушек, поэтому в случае смерти отца сестёр Беннетов имение должно перейти к их дальнему родственнику — мистеру Коллинзу.

Дела с разводом были также устроены не в пользу женщины. До 1897 года женщины Викторианской эпохи не имели права на развод. В этом же году они его формально получили, но на деле весь процесс был муторный, поэтому они так и не могли в полной мере получить это право. Все изменилось в 1975 году, когда были приняты законы, предотвращающие гендерную дискриминацию.

Будучи недовольной этим положением женщин в обществе, Джейн Остин создавала совсем иной портрет женщины. Главная героиня романов Джейн Остин — это образованная, гордая и умная девушка, живущая в мире устоявшихся убеждений о том, что каждая должна выйти замуж.

Писательница давала Элизабет Беннет играть по своим правилам – не уступать мужчинам ни в интеллекте, ни в остроумии, ни в нравственных оценках. Элизабет, хоть и казалась типичной англичанкой в погоне за женихом, дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна.

Сама Джейн Остин воплотила в реальность идею женской независимости, занимаясь мужским занятием и неплохо зарабатывая на этом. Она не вышла замуж, умерев на 41 году своей жизни.

Несмотря на огромный интерес к творчеству и жизни писательнице, о её биографии нам известно немного.

Нам, как читателям, остается лишь наслаждаться её литературными произведениями и «читать» её жизнь через судьбы созданных ею персонажей. 

  •  
  • Как выпустить книгу в Казахстане, не имея опыта, и продавать ее на Amazon?
  • Объявлен шорт-лист Букеровской премии
  • Библиомания или лень: почему мы собираем книги, но не читаем их?

Анализ романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

Время на чтение: 14 минут

История написания

«Гордость и предубеждение» — наиболее читаемый, известный и самый любимый роман Джейн Остин. Писательница относилась к нему с особым вниманием, как к ребенку, который достался дорогой ценой.

Работала над содержанием много лет, совершенствовала, улучшала. Начальная версия произведения называлась «Первые предрассудки». Над ней писательница работала в 21 год.

Версия не была опубликована, и автор вернулась к своим трудам гораздо позже.

В окончательном варианте увидел свет в 1813 году. Он имел большой успех у читателей и заслужил много положительных рецензий. Люди рекомендовали сочинение «Гордость и предубеждение», зачитывались, спорили.

Кто-то критиковал книгу, но в целом литературный труд имел большой успех. Примечательно, что в первоначальных изданиях Остин не значилась автором произведения.

В строке, где указывали писателя, кратко упоминалось, что работа «написана автором «Смысла и чувствительности» («Разум и чувства»).

Направление и жанр

Литературный труд представлен автором в жанре роман. Как и для других произведений писательницы, для него характерен реализм. Это направление в литературе и искусстве, цель которого — правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах. Описанные в книге ситуации связаны с брачным союзом по расчету и чувствами между людьми из разных слоев общества.

Повествование в романе идет от лица главной героини Элизабет. Ее глазами читатель смотрит на ситуацию, воспринимает мир, и подобная особенность характерна практически для всех произведений Джейн Остин.

О мнении и чувствах других персонажей читателю рассказывают письма. Они помогают раскрыть характер действующих лиц и глубже понять их отношение к жизни. Например, в одном из кратких посланий раскрывается суть мистера Уикхема.

Через них также читатель узнает о внутреннем мире мистера Дарси.

Основные события произведения происходят у всех на виду, но затем обсуждаются героями. наедине. По мере того как Элизабет пересматривает свое мнение о ситуациях и действиях знакомых людей, читатель также меняет точку зрения.

Проникаясь первым впечатлением, героиня составляет неверное мнение о людях, с которыми сталкивает ее судьба. Однако происходящие события расставляют все на свои места.

Характеристика основных персонажей

При проведении анализа романа «Гордость и предубеждение» важно познакомиться с основными персонажами. Это цельные личности, которые придерживаются моральных, человеческих и социальных принципов. Каждого персонажа можно рассмотреть с точки зрения интеллекта и чувствительности, что в XVIII веке называли здравым смыслом. В романе фигурируют:

  1. Элизабет Беннет (Лиззи), 22 года. По описанию автора, рассудительная и умная девушка на выданье, которая точно знает, какую судьбу для себя хочет. Будучи решительной и честной, она готова пойти против большинства, если знает, что ее решение не принесет счастья. Любит подшутить над домашними, однако не обладает проницательностью. В этом ее очарование и проблема. Лишь со временем Элизабет удается разглядеть суть знакомых людей и поменять ошибочное мнение о них.
  2. Мистер Дарси, 28 лет. Молодой мужчина, образ которого сложен из основных черт достойного и богатого человека. В нем сочетаются благородство и надменность, острый ум и пренебрежительность, замкнутость и чувствительность. Как человек благородных кровей, он ведет себя сдержанно. Не может понять прелести жизни в провинциальном городе. Сначала Элизабет увидела в нем негативного персонажа. Однако в ходе повествования смогла распознать его бескорыстную и чистую душу, готовую прийти на помощь ее семье в сложной ситуации.

Первоначально автор рассказывает о недоразумениях между Элизабет и Дарси. Однако с течением времени молодые люди начинают понимать друг друга.

Энергичная и жизнелюбивая девушка и надменный богач побеждают предрассудки и обретают счастье. Брак между ними успешен по той причине, что вызван обоюдным желанием быть вместе.

Серия событий, через которые пришлось пройти, помогли им сблизиться, прийти к взаимопониманию, примирить обоюдные чувства. Ключ успеха отношений пары — взаимопонимание. Описанные в романе ситуации помогают читателям понять, как важно узнать друг друга перед тем, как сочетаться браком.

Другие герои

Союз Джейн Беннет (сестры героини) и мистера Бингли (друга Дарси) — еще один образец долгих успешных взаимоотношений. Одинаковый взгляд на одни и те же вещи помогает им быть счастливыми. Однако эти персонажи слишком легковерны, простодушны, поэтому им нужно опасаться клеветы и внешних сил, которые могут их разделить.

Читайте также:  Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Отношения Лидии Беннет и Уикхема были основаны на легкомыслии и сиюминутных желаниях. Они обречены самого начала и не выдержали испытаний судьбы.

Отношения родителей Элизабет после свадьбы напоминали союз легкомысленной Лидии и офицера. Мистера Беннета привлекла внешность супруги и он не осознавал, насколько она была неразумна.

В конце романа отец семейства понял, что невнимательное отношение к близким стало причиной ошибок его дочерей.

В основе союза Шарлотты и мистера Коллинза — материальные вопросы, а не любовь или физическое влечение. Во времена Джейн Остин подобное было обычной практикой — девушки рады были выгодному замужеству, которое защищало от нищеты.

Суть произведения

Во времена описываемых в романе событий брачные союзы по расчету были привычным явлением. Героиня романа действует вопреки устоявшемуся укладу в обществе. Она отстаивает право распоряжаться своей судьбой и ищет любимого, а не обеспеченного мужчину. И находит его в лице человека из более высокого сословия, что первоначально становится преградой к развитию отношений.

Пример героини показывает, как важно оставаться верным себе и своим убеждениям. Мнение окружающих всегда оказывает определенное давление.

Однако в поисках счастья важно прислушиваться к своим ощущениям и интуиции, которые не обманут. Не стоит поддаваться на провокации других людей, и сдаваться на полпути.

Только так можно заслужить репутацию человека с твердой жизненной позицией и убеждениями.

Раскрываемые проблемы

Аннотация и анализ произведения «Гордость и предубеждение» показывают, что в нем затронуты многие проблемы своей эпохи. Они актуальны и в наше время, поскольку потребности и желания людей с годами мало изменились. Автор романа размышляет над такими темами:

  1. Гордость. Эмоция, которая становится проблемой при выстраивании отношений. Она способна разрушить чувства и завести в тупик. Преграду, легко преодолеть, если посмотреть на ситуацию со стороны и попытаться обойти острые углы в ситуации. Если человек не обладает гибкостью и желанием что-то изменить в жизни, он становится заносчивым и поддается влиянию предрассудков. В этом случае речь идет о гордыне.
  2. Социальное неравенство и его следствие — предубеждение. Гордость Элизабет задело мнение мистера Дарси о том, что не так она умна и красива, чтобы стать его компаньонкой в танце. Молодой человек предубежден относительно семьи девушки и ее происхождения. Он считает, что особа более низкого происхождения с таким «багажом» родственников не может быть с ним рядом. Он слишком горд, чтобы снисходительно отнестись в Элизабет. Героиня, в свою очередь, заблуждается в отношении его характера и поведения в обществе. У нее сложилось негативное мнение, которое сложно изменить.
  3. Закрытость характера. Скрывая чувства, люди лишаются возможности быть счастливыми. Этот вопрос слишком индивидуален, однако для писательницы было важно затронуть эту тему в произведении. Питая друг к другу симпатию, молодые люди долго не смогли сблизиться. Причиной было именно это свойство характера.
  4. Воздействие общества на мнение и поступки человека. Яркий пример из произведения — влияние мистера Дарси на своего друга. Молодой человек сумел убедить Бингли в том, что Джейн не заинтересована в брачном союзе с ним. Ее больше волнует перспектива поскорей покинуть отчий дом и избавиться от влияния матушки. В действительности девушка обладала тонкой душевной организацией и не стремилась демонстрировать свои чувства.
  5. Семья и воспитание. Отношения между сестрами — индикатор ситуации в семье. Мать воспитывала девушек без гувернантки, как могла. Джейн и Лиззи были жизнерадостны и дружны. Мэри отличалась от них по характеру, но была любима матерью. Лидия выросла легкомысленной, отчасти из-за родительского недосмотра.

Смысл книги

Идея романа заключается в том, что людские предрассудки не имеют значения, когда речь идет о неподдельных чувствах. Ложные убеждения способны отравить жизнь, оставить пустоту и негативные эмоции. Герои произведения запутались в собственной гордости и предубеждениях, но смогли разобраться, что к чему, и обрели счастье.

Героиня Джейн Остин обладает волевыми чертами характера. Для писательницы было важно создать образ девушки, которая знает себе цену. Несмотря на бедность, она сохраняет достоинство и стремится к личному счастью вопреки общественному укладу. Изобразив подобную героиню, писательница подала пример многим современницам, единственная цель которых заключалась в выгодном замужестве.

Аргументация для школьного сочинения

При написании итоговой школьной работы в одиннадцатом классе школьники могут опираться на книгу «Гордость и предубеждение». Аргументы для сочинения можно подобрать к теме «Гордость и смирение».

Здесь же могут быть рассмотрены произведения Пушкина («Дубровский», «Евгений Онегин»), Тургенева («Отцы и дети»), Достоевского («Преступление и наказания»).

Другие работы для аргументации:

  1. Лермонтов М. «Герой нашего времени».
  2. Куприн А. «Яма», «Гранатовый браслет».
  3. Драйзер Т. «Американская трагедия».
  4. Горький М. «На дне».
  5. Лесков Н. «Очарованный странник».

Раскрывая тему гордости и смирения по произведению Джейн Остин, следует подчеркнуть, что это роман о душах людей, которые смогли отбросить ложные предрассудки.

Чувство Дарси сильнее обстоятельств, и мужчина не в силах ему противиться. Он признается Элизабет, но получает отказ и оказывается обвиненным в неблаговидных поступках.

Впоследствии девушка понимает, как горько ошиблась под влиянием клеветы общего знакомого Уикхема.

После прочтения книги детей школьного возраста волнует, чем же привлекла искушенного аристократа обычная провинциальная девушка. Прежде всего естественностью, гармоничностью натуры, живым нравом. Эти качества он не нашел в привычном кругу, но именно их искал в своей избраннице.

Отзывы читателей

Это книга не из тех, над которыми рыдаешь в подушку. Но из тех, к которым хочется возвращаться. Лиззи заслуживает счастья, и только с Дарси оно для нее возможно. Очень хорошо, что есть несколько экранизаций, которые помогают представить яркую картинку описываемых событий.

Думаю, знакомство с творчеством Джейн Остин следует начать именно с этой книги. У меня остались самые положительные впечатления, плюс иллюстрации на страницах позволили лучше представить происходящее. Элизабет — идеал девушки того времени. Простая, искренняя, жизнелюбивая. Вот почему я рада, что она смогла оценить поступки мистера Дарси и увидеть его отношение к ней.

Познакомилась с романом в 16 лет, и с тех пор не раз перечитывала, открывая его для себя по-новому.

В книге есть все, что привлекает молодых девушек и женщин в возрасте — конфликт между героями, недопонимание, предупреждение судьбы, а затем счастливый конец. Порекомендовала ли его бы своей дочери? Не знаю.

С одной стороны, это классика, которую нужно прочесть. С другой — молодежь интересует несколько иное.

Чему «Гордость и предубеждение» учит своих читателей

Карен Суоллоу Прайор (Karen Swallow Prior)

До того как начать писать книги, Джейн Остин их читала. Более того, она происходила из семьи людей, любящих чтение, которые собирались в домике отца Джейн, приходского священника, и читали вслух произведения таких авторов, как Сэмюэль Джонсон, Френсис Бёрни, Уильям Купер, а впоследствии и еще не завершенные сочинения самой Джейн.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в романах Остин акт чтения служит ключевым признаком, по которому первоначально следует судить о героине, а также основным поворотным моментом в её развитии. Для Остин то, как герой читает, отражает и другие формы интерпретации: способность человека к пониманию письменного языка связана с его способностью понимать жизнь, других людей и самого себя.

Книги, которые читают герои её романов, часто служат мишенью сатиры Остин.

В начале «Доводов рассудка» , например, есть незначительный на первый взгляд краткий эпизод, в котором говорится о читательских предпочтениях отца главной героини, сэра Уолтера Элиотта, «который в часы досуга никогда не брал в руки ни одной книги», кроме регистрационной книги семей Британии, содержащей его родословную.

В «Гордости и предубеждении» однажды днём для чтения вслух невыносимый пастор мистер Коллинз выбирает отрывок из «Проповедей для юных леди» Джеймса Фордайса, потому что, как он набожно заявляет, он избегает чтения романов.

Этот эпизод ярко иллюстрирует слова Генри Тилни, возлюбленного Кэтрин Мортон из «Нортенгерского аббатства» о том, что «человек, не находящий удовольствия в чтении хорошего романа, должно быть, нестерпимо глуп». В то же время, подруга Кэтрин, Изабелла Торп, обожает романы, но не те, что отличаются высоким качеством. В соответствии с этим, поведение Изабеллы оказывается таким же несдержанным, гиперболичным, пафосным и лживым, как и готические романы, которые она советует Кэтрин.

«Нортенгерское аббатство» показывает, как опасно читать без разбора и принимать фантастические сказки, написанные для развлечения, за правдивые описания человеческой натуры.

Предвкушая свой приезд в Нортенгерское аббатство, Кэтрин представляет себе различные фантастические события, которые так захватывали её воображение в романах.

Она лелеет мечту о том, что «мрачные сырые коридоры аббатства уже через день будут досягаемы для неё, и не может подавить надежду на то, что в аббатстве, как в старинных легендах, обнаружится жуткий памятник страданий какой-нибудь монахини — жертвы рока.

Голова Кэтрин переполнена картинами восхитительных ужасов, поэтому она проводит свою первую ночь в фамильном доме Тилни, роясь в большом комоде в своей комнате в поисках тайн, которые он, как уверена Кэтрин, содержит, но находит лишь свиток старых хозяйственных счетов.

Однако её стыд из-за этого безобидного приключения — ничто по сравнению с её ужасом при известии о том, что её дикие подозрения насчет внезапной смерти матери семейства, не только совершенно необоснованны, но могут навсегда погубить её отношения с Генри. Но, несмотря на свою наивность в чтении, Кэтрин учится на своих ошибках. Она приходит к осознанию того, что «готические романы, несмотря на свое очарование, не являются источниками знаний о человеческой природе жителей графств средней Англии».

В начале 19-го века романы — этот термин часто связывался с готическими романами, из тех, что сформировали ранние читательские вкусы Кэтрин — еще не добились признания в мире изысканной литературы.

Реалистическое творчество Остин значительно способствовало художественной утончённости этого развивающегося жанра.

Рассказчик «Нортенгерского аббатства», по-видимому, ясно высказывает собственную точку зрения Остин, признавая романы произведениями, «показывающими самые огромные возможности человеческого ума; в которых наиболее доскональное знание человеческой натуры, самое счастливое изображение её разнообразия, самые живые излияния остроумия и юмора переданы миру на наилучшем языке». Книги Остин служат примером данных возможностей повествования и превозносят персонажей, способных к пониманию их.

Читайте также:  Стихи про жену: красивые стихотворения известных поэтов классиков со смыслом посвященные жене

Энн Эллиот из «Доводов рассудка» – как раз такой персонаж. Как я рассматриваю в своей книге «О правильном чтении: обретение счастливой жизни с помощью замечательных книг», Энн являет собой добродетель терпения, важного навыка для чтения и счастливой жизни.

Медленно разворачивающийся сюжет требует того же терпения, что требуется для преодоления всех разочарований, взлётов и падений жизни.

В начале «Доводов рассудка» Энн, давно разорвавшая помолвку с капитаном Фредериком Уэнтуортом и с тех пор несущая тяжелое бремя сожаления все эти годы, терпеливо ждет поворота в своей собственной жизни

Когда Энн обсуждает литературу со своим новым другом капитаном Бенвиком, оплакивающим смерть своей невесты, она приходит к заключению, что чтение Бенвика, которое состоит, главным образом, из романтичной поэзии, лишь усилило его горе от потерянной любви (тоже случается и с Мэриэнн Дэшвуд в «Разум и чувство» ).

Энн рекомендует ему читать больше прозы.

Как опытная читательница, она понимает, как каждый вид чтения затрагивает дух по-разному при различных обстоятельствах, и хотя она любит и прозу и поэзию — и даже декламирует стихи, «достойные прочтения» самой себе, во время прогулки — она признает различие между жизнью и искусством.

Этот разговор с Бенвиком помогает Энн со стороны и критически оценить своё собственное положение. Признав, что она, как и Бенвик, поддалась горю, она понимает, что не потеряла, как она ошибочно считала, всю надежду на возвращение любви Уэнтуорта.

И когда Уэнтуорт возобновляет своё предложение руки и сердца — в форме письма — она в состоянии отложить свою собственную гордость, предубеждения и сомнения, чтобы с готовностью постичь намерения автора письма. Так она наконец обретает счастье.

Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения» недостаёт зрелости Энн, но она всё же является более надежным читателем, чем Кэтрин Морлэнд (как метафорически подчёркивается знаменитыми «прекрасными глазами Элизабет»).

Более того, как можно заметить по попытке мисс Бингли оскорбить Элизабет, называя ее «великим читателем» после того, как Элизабет отказывается от игры в карты в пользу книги, она читает глубокомысленно в обществе, где от женщины этого не ожидают.

В отличие от ее педантичной сестры Мэри, которая так поглощена академическими книгами, что плохо приспособлена к реальному миру, Элизабет понимает, что чтение, хоть это и стоящее времяпрепровождение, вовсе не замена реальной жизни.

Таким образом, когда г-н Дарси на балу пытается обсудить с Элизабет литературу, она возражает: «Нет — я не могу говорить о книгах в танцевальном зале; моя голова всегда полна других мыслей». Все же, несмотря на то, что Элизабет проницательный и осторожный читатель, ей ещё есть чему поучиться.

Центральный конфликт романа состоит в ее неправильном понимании личности Дарси, и сюжет включает момент, когда она вынуждена, снова посредством чтения, пересмотреть своё мнение.

Чтобы подчеркнуть важность критической интерпретации (и для характеров романа и для его читателей), Остин представляет этот сюжетный поворот в двух действиях. Во-первых, в письме к Элизабет, которое появляется без пояснений, повествование переходит к Дарси. Здесь читатель читает вместе с Элизабет, поскольку Дарси объясняет все обстоятельства, которые привели ее к недооценке, на основе ее частичного знания, его характера и отказу от его предложения руки и сердца.

Затем Остин начинает новую главу, которая переносит читателя в мысли Элизабет, по мере того, как она перечитывает письмо. Сначала она отрицает и сопротивляется этой новой интерпретации фактов, так существенно разнящейся с её собственной.

Но по мере того, как она снова и снова детально изучает письмо, она относится к нему «с несколько более ясным вниманием», «взвешивает каждое обстоятельство» и «раздумывает о вероятности каждого заявления», пока она не понимает, «что теперь всё предстаёт в ином свете», и как она, по правде говоря, была «слепа, пристрастна, предубеждена, глупа».

Когда читатели Остин читают об Элизабет Беннет, они также читают вместе с нею. И таким образом, по мере того, как Элизабет пересматривает свое мнение о людях и ситуациях, в котором она раньше была уверена, читатели «Гордости и предубеждения» делают то же самое.

Поскольку они видят «первые впечатления» Элизабет (так первоначально Остин хотела назвать свой роман) ее глазами, они разделяют ее неправильное понимание характера Дарси. Читателей, как и Элизабет, отталкивает явная гордость Дарси, и они поддаются предвзятости.

Их обманом заставляют доверять суждению Элизабет, потому что ее проницательность, острый ум и уверенность в себе убеждают, что ее суждения заслуживают доверия. Поэтому чтение этого романа учит скромности в суждениях.

По мере того, как персонажи Остин учатся подвергать сомнению свои собственные суждения, читатели Остин узнают также, что важно не только что читать, но и как читать.

Во всех своих романах Остин высмеивает литературные произведения и читателей, которые представляют собой две крайности: чрезмерное морализаторство и чрезмерное романтизирование.

Поверхностные, фанатичные или самовлюбленные читатели, такие как Изабелла Торп, г-н Коллинз, сэр Уолтер Эллиот, и даже, поначалу, Кэтрин Морлэнд, слепы к способности хороших книг одновременно и наставлять, и дарить удовольствие.

Самые мудрые, самые замечательные персонажи Остин — те, кто обращается к книгам для знания вещей вне себя — истины о человеческой натуре, характерной для нас всех. Для этих читателей, среди которых Энн Эллиот и Элизабет Беннет, хороший характер развивается в обучении умению правильно читать и оценивать литературу, других людей и себя.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В чем загадка гордости и предубеждения джейн остин

Автор Александра Ястребова для канала “Напиши шедевр”Автор Александра Ястребова для канала “Напиши шедевр”

Дочь приходского священника Джейн с детства обожала возиться в саду.

«Как мне пережить столько счастья!?»

Едва повзрослев, она отправит своих героев не только на любимые ею балы, но гулять на природе, среди цветов и деревьев, как в «Гордости и предубеждении».

Она восторгается умением природы мгновенно преображаться, и угасать. И в этом контексте размышляет о любви…Она восторгается умением природы мгновенно преображаться, и угасать. И в этом контексте размышляет о любви…

«Какой стремительностью обладает женское воображение! Оно перескакивает от простого одобрения к любви и от любви к браку в одну минуту».

…После нескольких переездов и смерти отца в 1805 году Остин с матерью и сестрой перебрались в деревеньку Чоутон в графстве Хэмпшир. Они приобрели небольшой участок с огородом и фруктовым садом и высадили на нем горох, помидоры, картофель, крыжовник и клубнику. Особой гордостью семейства были два дуба, посаженные Джейн.

  • В письмах к сестре Кассандре она искренне описывала свои успехи:
  • «Я слышала, что абрикос появился на одном из деревьев»; «Случился приятный сюрприз: я обнаружила несколько алых ягод клубники».
  • Ну, и конечно же, Джейн обожала цветы.

В ее саду росли сирень, васильки, гвоздики, розы, маргаритки и не только. Осматривая грядки и клумбы, собирая с деревьев фрукты, она видела, как сад каждый день нуждается в ее бережных руках. Иначе, как в графстве Хартфордшир, будет настоящий переполох.

Остин часто размышляла о сюжетах будущих книг, вела оживленную переписку, с помощью шитья спасала семью от бедности.

Она видела, что человеческие пороки, могут стать большим препятствием на пути человеческого счастья, вот почему счастлива природа – ей неведомы пороки. И цветку не нужно приданое.

Ведь именно из-за его отсутствия Джейн не возьмет в жены один молодой воспитанный человек. И цветку не нужно сбегать, как Уикхему с 15-летней Лидией Беннет.

Она возьмет от природы красоту и гармонию, но еще она увидит в природе мягкую иронию над гордостью и предубеждениями людей.

Она хочет, чтобы ее главная героиня в «Гордости и предубеждении» Элизабет Беннет была похожа на нее. Но пусть ее жизнь сложится лучше. И Элизабет не останется старой девой как Джейн, которая уже в тридцать наденет чепчик.

Она начала работу над своим главным романом в 20 лет, а изданную книгу получила только в 37 лет. За это немыслимо растянутое время она напишет и под псевдонимом опубликует другое произведение «Разум и чувство».

Свой самый долгий по срокам роман Остин будет дописывать в разных местах двухэтажного дома в Чоутоне, где проведет свои последние годы. Ей особенно по душе придется маленький журнальный столик, стоящий в гостиной.Свой самый долгий по срокам роман Остин будет дописывать в разных местах двухэтажного дома в Чоутоне, где проведет свои последние годы. Ей особенно по душе придется маленький журнальный столик, стоящий в гостиной.

«Гордость и предубеждение». Джейн сполна испытала именно эти чувства.

Особенно предубеждение(!), что роман достаточно продать за 110 фунтов, что она и сделала, поддавшись манипуляциям редактора. На ее глазах книгу переиздадут, на ее глазах книга будет приносить баснословные доходы издателю. Но Джейн уже ни на что не сможет претендовать.

Она была чрезвычайно искренней, за это пострадала, но именно за это была вознаграждена любовью обожаемая ею героиня – Элизабет Беннет.

Увидев высочайшую популярность своего романа, Джейн останется попрощаться со своим последним предубеждением, о том, что ее труд не достаточно серьезен: «Книга слишком светлая, яркая и сверкающая».

Через четыре года после первого издания «Гордости…», не закончив свой последний роман «Сэндитон», в возрасте 41 года, она умрет на руках сестры Кассандры. Кассандра – сестра и ближайшая подруга Джейн, тоже никогда не выйдет замуж, сохранит для потомков письма Джейн,за исключением тех, что касаются личной жизни сестры. Те тайны она навсегда унесет с собой в могилу.

Ранимая, глубоко чувствующая женщина, и в то же время ироничная Джейн Остин разгадала многие секреты в отношениях мужчин и женщин. Но почему Кассандра навсегда сожжет письма сестры? Какую же роль отводила Джейн Кассандре, если той не суждено было стать прототипом кого-нибудь из главных героинь романов Остин.

Комната в музее

Ссылка на основную публикацию