Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Содержание:

Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Для писателей-сентименталистов характерен интерес к внутренней жизни человека, миру его чувств и переживаний. Все это обусловило развитие психологизма в творчестве сентименталистов, особую роль в этих произведениях  пейзажей, портретов, авторских комментариев и т. д.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» повествование построено на основе традиционных сентименталистских оппозиций: богатство — бедность, город — деревня, искусственность — естественность.

И эта полярность смысловых пластов проявляется уже в самом начале повествования.

Образ Эраста в повести

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Так, повесть открывается пейзажем, который заключаем в себе миры главных героев и мир героя-рассказчика. Печальные строчки его представляют нам мир города, мир «цивилизации», противопоставленный миру природы.

В этом пейзаже чувствуется величественность, даже помпезное и, но вместе с тем здесь намек на сложную духовную жизнь современного человека: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря.

Стоя на сей горе, видишь по правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».

Этот пейзаж связан с образом Эраста, уже здесь звучат сопровождающие его мотивы — мотив денег («алчную Москву»), мотив терпения («на бесчисленных крестах, к небу возносящихся»), ставший актуальным для героя в финале.

Образ Лизы и ее семьи в повести

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Другой пейзаж напоминает нам пастораль, сентиментальную идиллию: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Этот пейзаж уже связан с образом Лизы и с темой ее семьи. Эта тема звучит и далее, но затем она уже выступает в качестве художественного предварения грядущих трагических событий.

Так, развалины монастыря символизируют разрушенную жизнь героини, ее опустошенную душу: «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою.

Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет.

Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины!

Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его умерли, кроме чувства болезни и слабости.

Там юный монах — с бледным лицом, с томным взором — смотрит в поле сквозь решетку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в морс воздуха, видит — и проливает горькие слезы из глаз своих.

Он томится, вянет, сохнет — и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его».

Психологизм Карамзина в повести

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Впечатления от увиденного сливаются здесь с размышлениями героя-рассказчика: «Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях.

Но всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

В этом авторском размышлении проступает определенная символика: Москва сравнивается с беззащитной вдовицей, и беззащитной вдовицей является мать Лизы. Татаро-монгольское иго соотносится с пленом души (история Лизы).

История России в этих размышлениях сопряжена с историей героини, значение судьбы которой осмысливается в контексте судьбы страны.

Тем самым рассказчик подчеркивает значимость судьбы одного человека, равновеликость этой судьбы самой истории.

Далее герой-повествователь передает читателям историю бедной Лизы, зарождение в душе ее первой любви. Поэтапно писатель прослеживает развитие этого чувства. Вот она впервые встречается с Эрастом в Москве. Продавая ему ландыши, она краснеет и опускает глаза. Мы понимаем, что этот герой понравился ей. Вот она проводит томительные часы в ожидании следующей встречи.

Затем Эраст приходит к Лизе в дом, разговаривает с ее матерью. Лиза угощает его молоком и в этот раз она почти не разговаривает с ним.

Но душевные движения героев автор передает с помощью портретных, поведенческих деталей: «Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько словами, сколько взорами».

«И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облаке исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором».

«Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как зари в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою». «Она раз пять повторила сие имя, как будто бы стараясь затвердить его».

  • Бизнес в Instagrm
  • КАК УЛУЧШИТЬ РЕКЛАМУ
  • vinstacome.ru

Теперь Лиза уже не радуется по-прежнему жизни, она не ощущает прежнего своего единства с матушкой, скрывая от нее свои чувства.

Отношение Эраста постепенно становится определяющим в восприятии всего мира этой героиней. И первое, в чем начинает проявляться крушение всей ее прежней натуры, — это дисгармония в отношениях с природой.

Прекрасная картина летнего утра контрастна описанию душевного состояния героини.

«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина.

Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись.

Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

Исследователи отмечали, что этот контраст «лишь внешняя форма более глубокого контраста — между Лизой прежней… и Лизой… новой». Таким образом, пейзаж здесь фактически становится психологическим, он раскрывает душевное состояние человека.

И напротив, признание Эраста в любви пробуждает в душе героини прежнюю любовь к природе и бесконечное чувство радости жизни: «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» — восклицает Лиза.

Сложную смысловую нагрузку несут и другие пейзажи повести. Так, два ночных пейзажа контрастны по своему настроению.

Первая картина природы сопровождает невинные свидания героев «под тению столетних дубов»: «Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем. Они обнимались — но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия». Этот пейзаж спокойный, умиротворенный, гармоничный.

И совсем иной становится природа в вечер состоявшейся близости героев: «Мрак вечера питал желания — ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. Между тем блеснула молния и грянул гром.

Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Этот пейзаж уже страшный, дисгармоничный, тревожный. Лиза воспринимает эти природные явления как Божью кару.

Теперь понятно, какова роль пейзажа в повести Бедная Лиза. Пейзажи у Карамзина являются фоном происходящего, раскрывают душевное состояние человека, служат средством характеристики героев, создают определенную эмоциональную атмосферу, несут определенную символику, выполняют функцию художественного предварения.

Однако, раскрывая чувства героев, их душевные состояния, писатель использует и другие художественные средства, например внутренний монолог. Исследователи отмечали, что страсти преобладают над разумом Лизы, приводят ее к потере собственной воли.

И писатель раскрывает это читателю, обнажая сокровенные мысли героини: «…Лиза думала: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» «Лизина страсть — это порыв, который разрушает все границы, существующие в ее душе.

По сути, фраза, обращенная повествователем к Эрасту: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — может быть истолкована по отношению к Лизе; она так же безвольно и безрассудно отдается чувствам».

Читайте также:  Василий Теркин, Переправа, анализ главы

Как Эраст относится к Лизе

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Точно так же внимательно прослеживает автор и душевные движения героя. Познакомившись с Эрастом, мы понимаем, что его интерес к Лизе в значительной степени обусловлен новизной ситуации, тем контрастом, который явило ему сопоставление светского мира и жизни простых людей. Романтический мотив бегства в природу в полной мере реализуется в образе этого героя. Кроме того, Эраста привлекает новизна отношений.

«Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее.

Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его.

С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!»

Однако вскоре положение меняется, между героями возникают близкие отношения, и вот тогда наступает пресыщение. «Любовь дикарки» оказывается ничем не лучше «любви знатной барыни».

Чувства Эраста угасают, он испытывает своеобразное разочарование в своей любви.

И вот как размышляет об этом автор: «Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями.

Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.

Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Тяготясь этими отношениями, Эраст начинает избегать свою возлюбленную, затем идет на войну. Проиграв состояние, он вынужден жениться на богатой вдове и расстаться с Лизой. Однако в финале мы видим этого героя изменившимся. Его история становится исповедью. А исповедь несет в себе возможность покаяния.

И мы, действительно, видим искреннее раскаяние героя. И здесь он уже выходит из традиционной роли героя-соблазнителя: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти.

Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке».

Психологизм писателя и роль пейзажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — это суровая правда жизни героев, их трагедии и душевное состояние, отношение друг к другу. Автор раскрывает и ассоциирует пейзаж Москвы с душой каждого героя повести, ничего не скрывая и не приукрашивая.

Заключительный пейзаж в повести перекликается с ее началом. Герой-повествователь вновь возле окрестностей Симонова монастыря: «Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле.

Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья». Таким образом, мы видим кольцевую композицию, придающую произведению цельность и законченность.

Система образов персонажей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.M. Карамзин

Какова роль пейзажа в повести Н. Карамзина "Бедная Лиза"?

В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.

В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с “ужасной громадой домов” и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками.

Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.

По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.

Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны.

Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.

Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.

В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.

В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.

Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

Роль пейзажа в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

«Бедная Лиза» – сентиментальная поесть Николая Михайловича Карамзина.  Важную роль в произведение автор отводит описанию пейзажей природы. С особой нежностью и чувствительностью Карамзин говорит о красоте натуры, ее естественности и первозданности.

На первый взгляд, пейзаж является всего лишь фоном, происходящих в проведении событий. Но в повести «Бедная Лиза» ему отведена еще одна, более сложная роль. Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией.

С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.

Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви.

Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.

Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным.

Узнав о предательстве Эраста,  девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива.

Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.

Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин, является автором величайшего произведения, под названием Бедная Лиза. Данное произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.

Во время чтения рассказа Бедная Лиза, описание окружающего пейзажа, чаще всего можно встретить, отрывками, между диалогами главных героев. Может даже сложиться мнение, что природа в произведении играет лишь фоновое значение, однако именно благодаря природе, у читателя, наиболее полно складывается происходящее картина.

Именно происходящие порой прекрасные картины, дополняют произведение, позволяет наиболее точно раскрыться, всем тем чувствам которые испытывают главные герои, а также второстепенные личности. Благодаря подробному раскрытию окружающих мест и пейзажей, можно наиболее точно понять, какие душевные переживания испытывают герои во всём произведении.

Автор рассказа, показывает в Москву, в самом начале произведения, как город захламленный громадой домов. В тот же момент, спустя некоторое время, автор начинает описывать совершенно иные пейзажи. Огромные холмы, прекрасные реки, пастухов, которые пасут стада вдали, а также другую красоту которую он видит в своем воображении.

  • Михаил Карамзин, не является любителем захламлённого города, ему интересны натуральные красоты, он хочет видеть естественно девственную красоту природы, а эти высокие дома и захламленные улицы ему чужды.
  • Главная цель автора, показать, то душевное состояние, которое есть у главной героини Лизы, ведь именно она является символом воодушевления и чистоты в рассказе.
  • При помощи окружающей среды, пейзажа, автор, пытается показать, насколько светлые и чистые у неё чувства, несмотря на ту грусть, которую она испытывает, её первое чувство влюблённости заставляет природу ожить.
Читайте также:  Сравнение книги и фильма «Собачье сердце»

Ну вот, спустя некоторое мгновение, Лиза и Эраст, находятся друг рядом с другом, смотрят друг другу в глаза и объясняются друг другу в своих чувствах. Природа начинает в этот момент просыпаться, те чувства которые она испытывает, начинают менять её жизнь. Эти молодые люди влюблены друг в друга, именно это дает толчок, к тому чтобы их жизнь становилась другой.

Между Эрастом и Лизой, спустя какое-то время, начинается замечательный роман, он продолжается довольно долгое время, всё проходит прекрасно, они встречаются под тенью дуба.

Однако наступает момент, когда сентиментальности отходят в сторону, Лиза отдается своему возлюбленному, её чувства не дают ей покоя, она чувствует себя грешницей, совершившей порочный поступок.

Природа начинает вокруг меняться и подсказывать трагичный конец данной истории.

Несколько интересных сочинений

  • Левитан И.И.
    Левитан Исаак Ильич – известный российский художник, член общества передвижников. Прославился в написании пейзажей. Родился в 1860 году в Литве. В 1870-х годах семья Левитан переезжает в Москву.
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого
    Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.
  • Отношение Коробочки к предложению Чичикова сочинение
    Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» очень точно подметил нравы помещиков того времени. Поэма «Мертвые души» задела за живое многих современников писателя, в ее персонажах некоторые, как в зеркале, увидели себя.
  • Сочинение по картине Черное море Айвазовского
    Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?
  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс
    Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.

Методическая разработка по литературе "Значение пейзажа в повести Карамзина "Бедная Лиза"

            Методическая разработка по литературе.

Значение пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Одна из особенностей европейской литературы 18 века по сравнению с литературой более раннего периода – это эстетическое осмысление пейзажа. Русская литература не исключение, пейзаж в произведениях русских писателей имеет самостоятельную ценность. Наиболее показательно в этом отношении литературное творчество Н. М.

Карамзина, одной  из многочисленных заслуг которого является открытие многофункциональности пейзажа в русской прозе. Если поэзия России могла уже гордиться природными зарисовками в произведениях Ломоносова и Державина, русская проза того времени не была богата картинами природы.

Проанализировав описания природы в повести Карамзина «Бедная Лиза», попытаемся осмыслить значение и функции пейзажа.

 Повесть Карамзина очень близка европейским романам. В этом нас убеждает и противопоставление городу нравственно чистой деревни, и мир чувств и быта простых людей (Лизы и её матери).

В таком же пасторальном стиле написан и вступительный пейзаж, которым открывается повесть: «…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце…! Внизу расстилаются тучные, густо – зелёные цветущие луга, а за ними по жёлтым пескам , течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок.

» Данный пейзаж имеет не только чисто изобразительное значение, но и выполняет предваряющую функцию, он вводит читателя в пространственно –временную ситуацию, созданную в повести. Мы видим «златоглавый Данилов монастырь ;… почти на краю горизонта… синеются Воробьёвы горы.

 На левой же стороне видны обширные,   хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим .»

  •  В определённом  смысле пейзаж не только предваряет, но и обрамляет произведение, поскольку завершается повесть тоже описанием природы «близ пруда, под мрачным дубом … в глазах моих струится пруд, надо мной шумят листья,» – хотя и не столь развёрнутым, как первое.
  •  Интересной особенностью повести Карамзина является и то, что жизнь природы порой двигает сюжет, развитие событий: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.»
  •  Для повести Карамзина характерен и принцип психологического параллелизма, что выражается в сравнении внутреннего мира человека и жизни природы.

 Причём сравнение это идёт в двух планах – с одной стороны – сопоставление, а с другой – противопоставление. Обратимся к тексту повести.

« До сего  времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…,»- пишет Карамзин, обращаясь к Лизе и вспоминая о временах, когда её душа была в полной гармонии с природой.

Когда Лиза счастлива, когда радость владеет всем её существом, таким же счастьем и радостью наполнена природа(или «натура», как пишет Карамзин): «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле!

Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..

» В трагическую минуту потери героиней Карамзина невинности пейзаж как нельзя более соответствует чувствам Лизы: «Между тем блеснула  молния и грянул гром.

Лиза вся задрожала…Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности.»

 Значительно сопоставление чувств героев и картины природы в момент прощания Лизы и Эраста: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море разливалась по восточному небу.

Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся  натура пребывала в молчании.

» Горю Лизы вторит природа: «Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием…»

 Но иногда Карамзин даёт контрастное описание природы и того, что испытывает героиня: Скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами  света. Но Лиза всё ещё сидела пригорюнившись.» Такое противопоставление помогает нам точнее понять печаль, раздвоенность Лизы, её переживание.

 «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..» Воспоминания о прежних счастливых днях приносят ей нестерпимую боль, когда она в минуту горя видит древние дубы, «которые за несколько недель перед тем были безвольными свидетелями её восторгов.»

  Порой пейзажные зарисовки Карамзина переходят и описательные, и психологические границы, разрастаясь до символов. К таким символическим  моментам повести можно отнести и грозу (кстати, этот приём –наказание преступницы грозой, гроза как  божья кара – стал позже литературным штампом), и описание рощи в момент расставания героев.

   Сравнения, используемые автором повести, тоже основываются на сопоставлении человека и природы: «не так скоро молния блеснёт и в облаках исчезает, как быстро голубые глаза её обращались к земле, встречаясь с его взором, щёки её пылали, как заря в летний вечер.»

   Частые обращения Карамзина к пейзажу закономерны: как писатель – сентименталист он  обращается прежде всего к чувствам читателя, а пробудить эти чувства возможно через описания изменений природы в связи с изменениями чувств персонажей.

    Пейзажи, которые открывают читателю красоту Подмосковья, пусть не всегда жизненны, но всегда правдивы, узнаваемы; потому, возможно, «Бедная Лиза» так взволновала русских читателей. Точные описания придавали истории особую достоверность.

    Таким образом, мы можем выделить несколько линий значения пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»: описательная, изобразительная роль пейзажа, что находит отражение в развёрнутых картинах природы; психологическая.

Функция природных описаний- в тех случаях, когда с помощью пейзажа автор акцентирует чувства своих героев, показывая их в сопоставлении или противопоставлении с состоянием природы, символическое значение картин природы, когда пейзаж несёт в себе не только изобразительность, но и воплощает определённую сверхестественную  силу.

    Пейзаж в повести имеет и в некотором смысле документальное значение, создающее достоверность и правдивость  изображения, поскольку все картины природы почти списаны автором с натуры.

   Обращение к картинам природы идёт и на языковом уровне повести Карамзина, что можно проследить на сравнениях, используемых в тексте.

     Природными зарисовками и развёрнутыми пейзажами Н.М.Карамзин значительно обогатил русскую прозу, подняв её до того уровня, на  каком была к тому времени поэзия России.

Роль пейзажа в повести "Бедная Лиза". Характеристика повести "Бедная Лиза"

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками – такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с Симонова монастыря начинается знакомство с главной героиней.

Читайте также:  Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию.

Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города.

А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Роль картин природы в художественном произведении

Во многих произведениях художественной литературы картины природы играют большую роль. Писатели включают в повествование описание пейзажа с разными целями.

В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» живописные картины природы не случайные эпизоды, не красивый фон для основного действия. В первую очередь описание пейзажа служит для выражения авторской позиции.

В начале повести Карамзин, создавая образ города, использует противопоставление: «ужасная громада домов и церквей», но «величественный амфитеатр», «великолепная картина».

И сразу же идёт описание цветущих лугов, жёлтых песков, светлой реки, дубовой рощи. Автору ближе прекрасное и естественное в природе, ему неприятен город, несмотря на всё его великолепие.

Таким образом, здесь описание природы служит для выражения позиции писателя.

Также описание пейзажа — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героя.

Карамзин подчёркивает близость своей героини к природе, Лиза является воплощением всего естественного и прекрасного в ней. Она выросла среди лугов и полей, в ней живёт любовь к окружающему её миру. Её чувства и переживания находят отклик в природе, что помогает читателю глубже понять состояние героини повести.

После встречи с Эрастом ещё до восхода солнца пришла она на берег реки. «Восходящее светило дня пробудило всё творение»: запели птицы, ушли туманы, животворные лучи согрели землю. «Но Лиза всё ещё сидела подгорюнившись», потому что мысли её были заняты: думала она о том, что любимый её богат, а она из бедной семьи.

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты.

А после расставания влюбленных девушка чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. «Свет показался ей уныл и печален», «горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».

Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Пейзаж в повести «Бедная Лиза» не только помогает глубоко проникнуть в души героев и их переживания, но и способствует лучшему пониманию идейного замысла автора. Мир природы, к которому близка героиня повести, противопоставлен миру таких людей, как Эраст. Автор и вместе с ним читатели на стороне бедной девушки, умеющей глубоко чувствовать и любить.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рельефно, точно, красочно даётся описание пейзажа. Изображая его, Толстой убеждает читателя в неразрывном единстве человека и природы. Она для писателя – великий и могучий источник жизненной силы.

Пейзаж даёт автору возможность полнее передать переживания героев, их настроение. На фоне весенней лунной ночи раскрывается поэтичность Наташи, её любовь и близость к природе. Вспомним также страницы романа, посвящённые Андрею Болконскому. После тяжёлого ранения, смерти жены он переживает тяжёлый душевный кризис.

Отказался от общественной деятельности, занимается только своим имением и больше ничего не ждёт от жизни. По дороге в Отрадное видит старый огромный дуб с корявыми сучьями. Всё вокруг оживает весной, и только этот дуб не поддаётся весеннему пробуждению.

Князь Андрей сравнивает себя с этим деревом, думает о том, что и в его жизни всё уже прошло. После встречи с Наташей в Отрадном, возвращаясь домой, он увидел, что старый дуб преобразился, покрылся шатром тёмной зелени, ожил и по-прежнему радуется жизни. И в Болконском произошла перемена.

На него нахлынуло чувство радости и обновления, он снова хочет жить, любить, найти применение своему уму и знаниям.

Таким образом, картины природы в художественном произведении помогают читателю глубоко проникнуть в души героев и их переживания, разобраться в авторской позиции, лучше понять идейный замысел писателя, воспитывают в читателе любовь к родной земле.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой – живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного — трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин, является автором величайшего произведения, под названием Бедная Лиза. Данное произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.

Во время чтения рассказа Бедная Лиза, описание окружающего пейзажа, чаще всего можно встретить, отрывками, между диалогами главных героев. Может даже сложиться мнение, что природа в произведении играет лишь фоновое значение, однако именно благодаря природе, у читателя, наиболее полно складывается происходящее картина.

Именно происходящие порой прекрасные картины, дополняют произведение, позволяет наиболее точно раскрыться, всем тем чувствам которые испытывают главные герои, а также второстепенные личности. Благодаря подробному раскрытию окружающих мест и пейзажей, можно наиболее точно понять, какие душевные переживания испытывают герои во всём произведении.

Автор рассказа, показывает в Москву, в самом начале произведения, как город захламленный громадой домов. В тот же момент, спустя некоторое время, автор начинает описывать совершенно иные пейзажи. Огромные холмы, прекрасные реки, пастухов, которые пасут стада вдали, а также другую красоту которую он видит в своем воображении.

  • Михаил Карамзин, не является любителем захламлённого города, ему интересны натуральные красоты, он хочет видеть естественно девственную красоту природы, а эти высокие дома и захламленные улицы ему чужды.
  • Главная цель автора, показать, то душевное состояние, которое есть у главной героини Лизы, ведь именно она является символом воодушевления и чистоты в рассказе.
  • При помощи окружающей среды, пейзажа, автор, пытается показать, насколько светлые и чистые у неё чувства, несмотря на ту грусть, которую она испытывает, её первое чувство влюблённости заставляет природу ожить.

Ну вот, спустя некоторое мгновение, Лиза и Эраст, находятся друг рядом с другом, смотрят друг другу в глаза и объясняются друг другу в своих чувствах. Природа начинает в этот момент просыпаться, те чувства которые она испытывает, начинают менять её жизнь. Эти молодые люди влюблены друг в друга, именно это дает толчок, к тому чтобы их жизнь становилась другой.

Между Эрастом и Лизой, спустя какое-то время, начинается замечательный роман, он продолжается довольно долгое время, всё проходит прекрасно, они встречаются под тенью дуба.

Однако наступает момент, когда сентиментальности отходят в сторону, Лиза отдается своему возлюбленному, её чувства не дают ей покоя, она чувствует себя грешницей, совершившей порочный поступок.

Природа начинает вокруг меняться и подсказывать трагичный конец данной истории.

Другие сочинения: ← Герои произведения Доктор Живаго↑ ДругиеОбраз и характеристика Дон Кихота →

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно.

В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул.

Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе.

В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым.

Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза.

Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

«Бедная Лиза». Роль пейзажа в повести Н.М.Карамзина (Школьные сочинения)

Повесть «Бедная Лиза» была написана Н.М.Карамзиным в 1792 году. Она произвела на русского читателя огромное впечатление.

Необразованные барышни учили грамоту, чтобы самостоятельно прочитать о несчастной судьбе Лизы.

Хотя сюжет о неравной любви был далеко не нов, писателю удалось так написать повесть, что вот уже более двухсот лет мы испытываем жалость и сострадание к обманутой юной девушке.

Ссылка на основную публикацию