Василий Теркин, Переправа, анализ главы

Ирина Мыслитель (7750) 8 лет назад Теркин – опытный солдат. В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег.

А в какие условия? Холодный ноябрь, преддверие зимы-матушки, ледяная вода.

И вот тело солдата растирают спиртом – очень замерз Василий, но чувства юмора не теряет и с хитрецой спрашивает доктора: – Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри прогреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?

мила Ученик (189) 5 лет назад

Теркин

Колесникова Мария Знаток (474) 4 года назад Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А. Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдатПереправа — тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А. Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невос-полнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

MS-FBastard Знаток (472) 4 года назад

Это стихотворение о войне, автор показывает ее от начала до конца. Некоторые истории Теркина рассказывают о реальных победах, а некоторые о тяжелых поражениях. Так например и в его стихотворении “Переправа” В ней герой приявляет мужество.

в 1939 писатель был призван в красную армию. Центральным образом является Василий Теркин- обыкновенный солдат.Теркин – солдат. Он вместе со взводом прорвался на берег, в холодный ноябрь, через ледяную воду. Каждая глава является самостоятельным произведением.

В написании этого произведения автор проявил полную свободу.

Ваня Кротов Ученик (141) 1 год назад

щзшлощоооооооооо

Антон Богданович Ученик (125) 1 год назад Теркин – опытный солдат. В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег. А в какие условия? Холодный ноябрь, преддверие зимы-матушки, ледяная вода.

И вот тело солдата растирают спиртом – очень замерз Василий, но чувства юмора не теряет и с хитрецой спрашивает доктора:- Доктор, доктор, а нельзя лиИзнутри прогреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?

Юлиана Пессонен Ученик (178) 1 год назад

????

Конспект урока по литературе "А.Т. Твардовский "Василий Теркин" (глава "Переправа")

Конспект урока по литературе

Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

  • Цель: познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.
  • Задачи:
  • Обучающие:
  1. Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;

  2. Проанализировать главу «Переправа»;

Воспитательные:

  1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

  2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

  3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

  2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

  3. Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький

План урока:

1.Организационный момент.

  1. 2. Чтение отрывка из поэмы наизусть
  2. 3. Подготовка к первичному восприятию текста
  3. 4. Анализ главы «Переправа»
  4. 5. Объяснение домашнего задания
  5. 2 минуты
  6. 21 минута
  7. 7 минут
  8. 13 минут
  9. 2 минуты

Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей.

Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя.

После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.

Ход урока:

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы.

  • Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
  • Чтение наизусть отрывков из поэмы
  • Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно.

Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2».

Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе.

Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым?

  1. Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
  2. Выразительное озвученное чтение.
  3. Подготовка к первичному восприятию текста
  4. Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Поэма «Василий Теркин» – произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» – так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

Первая глава – «На перевале» – начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.

Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

  • Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
  • Анализ главы «Переправа»
  • Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

  1. Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.
  2. Давайте теперь обсудим эту главу.
  3. – На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену?

– Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

– Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

  • – Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?
  • Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
  • Чтение.
  • Примерные ответы учеников:

– Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

– Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

  1. – Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий.
  2. – В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.
  3. Объяснение домашнего задания
  4. Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание.

  • Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).
  • Итог урока
  • Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок.

Василий Теркин, Переправа, анализ главы

«Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет.

Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века.

Читайте также:  Сочинение первоклассника о 1 сентября: Мой первый звонок

Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Сюжет: о чём она?

Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь.

На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади.

Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться.

После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы.

Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.

Описание военной повседневности

На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод.

Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству.

Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.

  Краткое содержание романа «Приключения Тома Сойера» М. Твена

Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.

Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу — вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.

Темы и проблемы

  1. Тема подвига. В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени.

    Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа».

    Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.

  2. Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов.

    Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество.

    И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.

  3. Тема преданности.

    Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.

  4. Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории.

    Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.

  5. Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. , «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан.

Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца.

Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями.

В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение.

Поэма была закончена в марте 1945 года — именно тогда автор написал главу «В бане».

Главная мысль и идея

Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть.

Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины.

И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.

  “Превращение” – краткое содержание новеллы Франца Кафки

Анализ «Василия Теркина»: идея

Художественная литература времен Великой Отечественной войны имеет ряд особенностей. Это исторический пафос, а также установка на доступность читателю. Василий Теркин является в данном отношении одним из удачнейших персонажей.

Подвиг солдата показан поэтом как ежедневный и тяжелый труд. Герой же, который этот подвиг совершает, — обычный солдат. Именно в том, чтобы защитить Родину и жизнь на земле в целом, и состоит справедливость войны против фашистских захватчиков.

Произведение Твардовского стало поистине народным.

Каким настроением она наполнена?

Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

История создания

Анализ «Василия Теркина» учащийся может начать с истории создания произведения. В своих письмах М. В. Исаковскому Твардовский писал о том, что армия останется одной из его главных тем на всю жизнь. И в этом поэт не ошибся.

У группы поэтов в редакции Ленинградского военного округа возникла идея создать серию рисунков, которые рассказали бы о подвигах обычного советского солдата. Кто-то из участников выдвинул предложение назвать главного героя Васей Теркиным.

В этом коллективном произведении Твардовский должен был написать вступление, описать самый общий главного персонажа и наметить направление его разговора с читателем.

Так в 1940 году в газете появилось произведение «Вася Теркин». Успех этого героя натолкнул Твардовского дописать рассказ о военных похождениях никогда не унывающего Васи Теркина.

В итоге сначала вышла небольшая книжечка под названием «Вася Теркин на фронте». Вместе с Твардовским герой шел тяжелыми дорогами войны.

Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Красноармейская правда» в январе 1940 года.

С тех пор и до самого конца войны новые главы поэмы публиковались в той же газете, а также в журналах «Красноармеец» и «Знамя». 4 мая 1945 года Твардовский писал:

«…Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела — и можно будет поставить точку»

Так и возникло целостное издание «Василий Теркин. Книга про бойца». Это произведение воссоздает картину фронта, показывает те мысли и переживания, которые возникают у человека на войне.

Произведение «Василий Теркин», анализ которого проводится в данной статье, выделяется среди других произведения подобного жанра особой полнотой, а также реалистичностью изображения народной борьбы, тяжких страданий и героических подвигов.

Средства художественной выразительности

Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства.

Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т.

Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

Мария Блинова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части.

В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить — это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет — да и у автора не было задачи передать ход войны. . Там четко прослеживается основная идея произведения — военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели — полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой — Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях — и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он — душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных.

Когда он идет в атаку — он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя — он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором.

Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий — само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, — вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны — у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха — все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя — Василия Теркина.

Поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа» – презентация

1 Поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа»

2 Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано.

Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты « Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему сформироваться как поэту.

В 1930 он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел, доучился уже в Московском институте истории, философии и литературы. Произведения Твардовского печатались в , но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936) начинается его литературная деятельность.

Выход этой книги изменила жизнь поэта: он переехал в Москву, окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника». В 1933 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Во время ВОВ была создана поэма «Василий Теркин» ( )- яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. В 1946 появилась поэма «Дом у дороги». В была написана поэма «За далью-даль» и в «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации.

В 1947 была опубликована книга о минувшей войне «Родина и чужбина». Многие годы Твардовский был главным редактором газеты «Новый мир». 18 декабря 1971 поэт скончался после тяжелой болезни.

3 А.Т.Твардовский -военный корреспондент (в центре)

4 История создания поэмы Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.

5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков.

Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете.

Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся.

« Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму.

Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина.

По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим.

Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной.

Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.

5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков.

Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете.

Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся.

« Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму.

Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина.

По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим.

Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной.

5 1. Поэма «Василий Теркин»,пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И.А.

Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык- ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого, слова.

Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за «Теркин а».

6 Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин… известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 г.Но Вася Теркин был известен еще с годов – с периода финской кампании.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что- нибудь «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки…И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили изобразить персонаж, которых выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная…Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так зародилось это имя…Перед весной 1942г я приехал Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить Василия Теркина. Перемещение героя из обстановки финской кампании обстановку фронта ВОВ сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение». Изменился не только герой поэмы- другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали Родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» – такой подзаголовок дал автор своей поэме.

  • 7 …Тёркин тот, который На войне лихой солдат, на гулянье гость Не лишний, На работе –хоть куда… А. Твардовский
  • 8
  • 9 ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА….
  • 10
  • 11 …Отдышись, покушай плотно, закури и в ус не дуй…
  • 12 Только взял боец трёхрядку, Сразу видно- гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз…

13 Плясуны на пару пара С места кинулися вдруг. Задышал морозным паром, Разогрелся тесный круг. Эх, друг, кабы стук, Кабы вдруг- Мощёный круг!

14 И сидят они по-братски За столом,плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо. (глава «Два солдата»)

15 2.Беседа по тексту поэмы. – Каков он, Василий Теркин, что мы узнаем о нем от автора?(автор: Теркин- кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный).

-Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей? (Теркин – яркая личность, жизнерадостная, добродушная русская натура, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств – искренний патриотизм.) – Подберите эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя. -О чем говорит фамилия героя? («Теркин»- значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Жизнью тертый человек», – определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.) -Как развивается характер Теркина? (В первых главах Теркин – балагур, глядя на него, всем становится легче. Веселость Теркина маскирует его переживания- так ему легче самому и так он поддерживает других. Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которая он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать.) -Каковы отношения Автора и его героя? -Какова роль Автора в поэме? – Каково отношение Автора к читателям?

16 Роль автора в поэме. Образ Автора появляется в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин,/ Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин- реальный человек.

Общая у автора и его героя «малая родина»- Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимы от памяти о конкретных родных местах.

Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое: От Москвы до Сталинграда Неизменно ты со мной- Боль моя, моя отрада, Отдых мой и подвиг мой! Вся поэма пронизана авторским лиризмом. С читателем автор ведет свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг- читатель».

Доверительный разговор Автора выступает посредником между героем и читателем.

17 «Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом.

Публикация первых глав началась в 1942 г после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события.

Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма- целостное произведение.

Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Салинградом, победное наступление гг и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

18 Тест по произведению « Василий Тёркин» 1. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова: А) «Берег левый, берег правый»; Б) «Переправа, переправа!» В) «Кому память,кому слава». 2.

Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Так когда-нибудь в двадцатом Их товарищи –отцы. Тем путём идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьём кремнёвым Русский труженик-солдат.

В этих строках автор стремится:

19 А)показать живучесть традиций русских воинов прошлых столетий. Б)Передать тяжесть пути; В)вспомнить старых солдат. 3.Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа 4.

проявляется в : А) диалоге солдат, стоящих в дозоре; Б) патетической тональности; В) правдивой картине войны. 4. Переправа, переправа! пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле.

Это строфа главы «Переправа»воспринимается как: А) описание тяжёлого боя; Б)напоминание о переправе; В) клятва, боевой призыв.

20 5.В главе «О награде» Василий Тёркин предстаёт человеком: А) тщеславным; Б) простым, добрым, жизнерадостным. В) мечтающим о несбыточном. 6.Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к: А)бытовой сказке; Б) балладе; В) очерку. 7.

Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует: А) противопоставление; Б) сравнение; В) сопоставление. 8.

Характер героя в главе «О награде» раскрывается в : А)монологе героя; Б) рассказе о нём кого-то из присутствующих; В) рассказе повествователя о нём.

21 9Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые, Все мы вместе- это мы Тот народ, Россия. В этих строках главы «О войне» автор напоминает: А) об огромных потерях на войне; Б) о вине живых перед мёртвыми; В) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.

Ссылка на основную публикацию