Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Погрузимся в литературный
    процесс двадцатых годов двадцатого века.
  • · Узнаем, на какие ветви и по
    какому принципу разделилась русская литература.
  • · Попробуем разобраться в
    многообразии литературных группировок в России двадцатых годов.

На наших уроках мы постоянно говорим о связи истории и
литературы. И об исторических событиях, определяющих развитие литературы.

В
начале девятнадцатого века такими событиями были Отечественная война 1812 года
и восстание на Сенатской площади

В начале XX
века – Октябрьская революция 1917 года и гражданская война. Смена
государственного строя, полное переформирование общества, слом старых устоев и
традиций – крайне болезненные процессы. Даже если эти перемены очень долго
назревали и были неизбежны. И люди относились к ним абсолютно по-разному.
Разумеется, всё это нашло своё отражение в литературном процессе.

Революционер Лев Троцкий написал об этом так. «Литература
после Октября хотела притвориться, что ничего особенного не произошло и что это
вообще её не касается. Но как-то вышло так, что Октябрь принялся хозяйничать в
литературе, сортировать и тасовать её, – и вовсе не только в административном,
а ещё в каком-то более глубоком смысле»
.

Что же произошло в русской литературе после революции 1917
года? Прежде всего, революция разделила литературу на три ветви. Это новая советская
литература
, так называемая потаённая или «задержанная» литература и эмигрантская
литература
.

Эмигрантскую литературу принято называть ещё литературой
русского зарубежья. Её сформировали писатели, которые не приняли революцию и
покинули Россию. Это Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Шмелёв, Константин Бальмонт, Игорь Северянин и многие
другие.

Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко

Оказавшись вдали от Родины, они продолжали писать на русском
языке, выпускали газеты и журналы для русского читателя.

Интересно, что многие писатели-эмигранты принципиально не
учили иностранных языков. Они считали своим долгом беречь подлинную русскую
культуру, чтобы возродить её после падения советского режима. Кроме того, тоска
по утраченной родине сильно влияла на их творчество.

Россия прошлого в
литературе русского зарубежья часто представала идеализированной.
Ностальгические мотивы легко увидеть в творчестве Бунина и Шмелёва.

Хотя до революции тот же Иван Шмелёв описывал далеко
не идеальную Россию, совсем не похожую на «святую Русь» из повести «Лето
Господне».

«Потаённой литературой» называют произведения авторов,
которые не приняли революции, но при этом остались в России. Среди них поэты Осип Мандельштам, Николай
Клюев, Анна Ахматова. Прозаики Борис Пильняк, Исаак Бабель, Михаил Зощенко,
Евгений Замятин, Михаил Булгаков и многие другие.

Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко

Часть из этих авторов попала под каток репрессий, как,
например, Осип Мандельштам. Других «внутренних эмигрантов» в советском
государстве хоть и признали идеологически вредными, но отказывали им только в
публикации произведений. «Потаённая литература» открылась массовому читателю
только во второй половине 80-х годов XX века.

Советская литература стала третьей ветвью в русской
литературе. И она прошла очень сложный и интересный период формирования. Это
связано с тем, что советская литература только зарождалась. Единой
идеологической базы у писателей ещё не было.

Кроме того, существовало деление
на литераторов истинно советских и так называемых «попутчиков». «Попутчиками»
называли тех писателей и поэтов, кто симпатизировал большевикам, но не примыкал
к ним. Попутчиками считали Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Сергея
Есенина и Александра Блока.

В попутчики записывали даже Владимира Маяковского!

В целом литературный процесс 20-х годов XX века можно
охарактеризовать как движение от огромного разнообразия группировок с
совершенно разными эстетическими программами к единству в рамках
государственной литературы.

В начале 20-х годов процветали литературные кафе. Такие как
«Стойло Пегаса», «Привал комедиантов», «Красный петух», «Десятая муза».
Книгоиздание в годы гражданской войны переживало не лучшие времена. Поэтому
заявить о своём творчестве можно было именно на литературных вечерах в таких
кафе.

Литературных группировок было бесчисленное множество. И
объединения имажинистов и футуристов были далеко не самыми экзотическими.
Например, существовала группировка под названием «Ничевоки». Вот одно из их
заявлений: «В поэзии ничего нет; только – Ничевоки. Жизнь идёт к
осуществлению наших лозунгов: Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не
говорите! Ничего не печатайте!»

Крупнейшими литературными группировками этого периода времени
можно назвать «Пролеткульт»,
«Кузницу», ЛЕФ, «Перевал», конструктивистов, ОБЕРИУ и объединение «Серапионовы братья».

Литературную группу ЛЕФ также называли Левым фронтом
(искусства). Это объединение возникло в 1922 году и существовало до 1928 года.
Главными идеологами ЛЕФа были футуристы Владимир Маяковский, Василий Каменский,
Алексей Кручёных и другие.

ЛЕФовцы называли основной задачей
искусства жизнестроительство. Они считали, что
искусство должно быть неразрывно связано с промышленным производством.
Пропагандировали веру в технический прогресс. И утверждали, что литература
должна быть документальной. Личностное и интимное начало в творчестве
отвергалось.

В литературную группу «Перевал» входили поэты Михаил Светлов,
Эдуард Багрицкий, писатели Андрей Платонов, Михаил Пришвин и другие. Эта группа
действовала с 1923 по 1929 год. У этой группировки выходили одноимённые
сборники. И была издательская база – журнал «Красная новь».

Группа «Перевал» была оппозиционной по отношению к
пролетарской литературе. Это объединение отстаивало творческую свободу и
независимость от социального заказа и идеологической линии. Поэтому группу
«Перевал» распустили как реакционную и идеологически вредную.

Литературный центр конструктивистов, или ЛЦК появился в 1924
году и просуществовал до 1930 года.

Конструктивисты тяготели к документалистике,
использованию цитат из официальных документов, фактов и цифр. По их мнению,
искусство должно быть абсолютно рационально. Человеческие эмоции, желания и
слабости конструктивисты считали в искусстве лишним и устаревшим.

Очень интересной была литературная группировка ОБЭРИУ.
Объединение реального искусства. Обериутами были
Даниил Хармс, Николай Заболоцкий и Александр Введенский. Своё общество они создали
в 1926 году. Обериуты стремились к
пародийно-абсурдному изображению действительности.

  1. Вот, например, стихи Даниила Хармса:
  2. Меня закинули под стул,
  3. Но был я слаб и глуп.
  4. Холодный ветер в щели дул
  5. И попадал мне в зуб.
  6. Мне было так лежать нескладно,
  7. Я был и глуп и слаб.
  8. Но атмосфера так прохладна
  9. Когда бы не была-б,
  10. Я на полу-б лежал бесзвучно,
  11. Раскинувши тулуп.
  12. Но так лежать безумно скучно:
  13. Я слишком слаб и глуп.

Любопытно, что обериуты работали
для детских журналов. И Даниил Хармс был одним из самых популярных детских
поэтов.

Самым мощным литературным объединением 20-х годов стала
Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая появилась в 1925
году. Лидерами РАППа были писатели Александр Фадеев и
Александр Серафимович.

РАППовцы выпускали журнал «На
посту». Их целью было создание единой пролетарской литературы, которая отвечала
бы идеям коммунизма.

Ещё одним ярким объединением стали «Серапионовы братья». Его участниками были Михаил
Зощенко, Вениамин Каверин, Михаил Слонимский, Константин Федин и многие другие.
«Серапионовы братья» отстаивали независимость
искусства от политики и защищали самоценность
творчества.

«Искусство вольно от жизни. И на цвете его никогда не
отражается цвет флага над крепостью»
, – провозглашали они.

Обратите внимание, что для Серебряного века русской
литературы характерны поэтические объединения. А в двадцатые годы стали
появляться общества прозаиков, как те же «Серапионовы
братья».

Если проследить развитие русской литературы, можно выявить
одну закономерность. Главенство поэзии сменяется главенством прозы, а на смену
эпохе прозы снова приходит расцвет поэзии.

Так, например, начало XIX
века было золотым веком поэзии. Середина и вторая половина XIX века прошли
под знаком прозы. Серебряный век, который охватывает период с конца XIX века
и первые десятилетия XX,
можно назвать эпохой поэзии.

В 20-е годы XX века поэзия угасает. Наступает время
прозы.

Масштабные события начала века, такие как мировая война, революция и
гражданская война, разрушение старого общества и построение нового писатели
пытались осмыслить через роман-эпопею. В 20-е годы XX века написаны
такие масштабные произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Белая гвардия» Михаила
Булгакова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Кроме того, в этот период начал активно развиваться жанр
научной фантастики. Это связано со стремительной индустриализацией. Да и в
целом в начале XX века взгляд человека был устремлён в будущее, а все силы
направлены на построение этого будущего. Поэтому романы Александра Грина, Алексея Толстого и Александра Беляева набирали
всю большую популярность.

Надо заметить, что взгляд в будущее далеко не всегда был
оптимистичным. Величайшее научное открытие зачастую становится причиной
мирового кризиса, как, например, в романе «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея
Толстого или в романе «Вечный хлеб» Александра Беляева.

О тревоге за будущее говорит и развитие жанра антиутопии в
20-е годы. Для того чтобы понять, принципы антиутопии, вспомним, что такое
утопия.

Утопия – это жанр художественного произведения,
описывающий совершенное общественное и государственное устройство, одинаково
справедливое ко всем жителям страны. Создателем жанра считают писателя и
гуманиста Томаса Мора. Его книга так и называлась – «Утопия».

В основе утопии лежит идея всеобщего равенства. И мысль о
том, что человечество может достигнуть абсолютной гармонии с собой и окружающим
миром. Писатели-утописты верили, что главное найти правильную формулу
идеального общества и заставить человечество жить по этим законам. Четвёртый сон Веры Павловны в
романе Николая Чернышевского «Что делать?» написан по канонам утопии.

Антиутопия – это пародия на утопию. Дело в том, что идеальные
конструкции утопистов очень шаткие и зачастую даже не выдерживают проверки
логикой. Кроме того, некоторые утопии выглядят и вовсе жутковато. Потому что,
выстраивая идеальное общество по законам равенства, утописты забывают о природе
человека.

Ключевая идея утопии – идея всеобщего равенства, это
главный лозунг революций.
И эту же идею можно назвать самым слабым местом
утопии. Потому что грань между «равенством» и «уравниловкой» слишком тонка.

Утопические идеи развенчивает один из главных романов-антиутопий XX века. Роман Евгения
Замятина «Мы», написанный в 1924 году.

Это произведение сильно повлияло на
таких знаменитых писателей-антиутопистов, как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл.

В 20-е годы XX века настоящий взлёт переживает сатира и юмор. Не странно ли
это в такое страшное время? Вовсе нет. Именно чувство юмора помогает человеку
не отчаиваться. Немецкий философ Вильгельм Раабе
назвал юмор спасательным кругом на волнах жизни.

Поэтому время голода и
гражданской войны раскрыло блестящие таланты Надежды Тэффи, Ильи Ильфа и
Евгения Петрова, Михаила Зощенко. Яркие сатирические произведения писали Михаил
Булгаков, Владимир Маяковский, Аркадий Аверченко и другие.

В творчестве Михаила
Шолохова можно встретить невероятные по силе сочетания юмористического с
драматическим и даже трагическим.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В. Маяковский)

20-е годы XX века – это время бурного расцвета детской литературы. Появилась
целая плеяда детских писателей и поэтов. Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния
Барто, Даниил Хармс, Аркадий Гайдар – эти имена
хорошо знакомы современным детям.

Общая характеристика литературного процесса второй половины 20 века кратко

Появлялось огромное количество журналов для детей и
подростков: «Воробей», «Юный строитель», «Весёлые ребята», «Затейник», «Мурзилка», «Пионер», «Ёж» и «Чиж». Для детей писали песни.
В прошлое ушли рождественские сказки и рассказы, сентиментальная литература. На
первый план вышел героизм. Новыми героями детской литературы стали отважные
борцы.

Мы видим, что 20-е годы XX века были очень сложным и
противоречивым временем и в истории, и в литературе. Но как сказал Виссарион
Григорьевич Белинский.

«…Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии.
Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и
человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».

Урок-лекция "Литература 2 пол. 20 века"

Литературы второй половины XX века.

Урок-лекция. 11 класс.

Цель: познакомить учащихся с литературой 2 пол 20 века, с течениями, возникшими в это период, темами и жанрами.

Исторические события, произошедшие в 20 веке, выдвинули перед русской литературой новые задачи и определили отличные от литературы 19 века темы. Появляется патриотическая лирика, так как поэты и писатели, как и весь русский народ, переживали войну и тяжелый период, который наступил после войны.

Течения литературы второй половины XX века: новые сюжеты

К наиболее явным течениям литературы второй половины 20 века относится: поздний сталинизм, «оттепель», застой, перестройка и современные реформы. И каждый из тех периодов ознаменован тем, что русской литературе приходить пережить неблагоприятные условия для своего полноценного и свободного развития.

Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство – все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.

Основным направлением русской культуры после 1947 года была ее изоляция от мирового сообщества и мировой культуры.

Такие деятели культуры, как Зощенко, Ахматова, Шостакович, постоянно подвергались преследованиям и запретам, они обвинялись в буржуазной идеологии и формализме. В литературных произведениях постоянно фигурировал один сюжет, который повествует о конфликте новаторов и консерваторов.

  • Периодизация русской литературы 2 пол. 20 века:
  • В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.
  • Первый: 1956 – 1964, «оттепель».
  • Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
  • Третий: 1986 – 1991, «гласность».
  • Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху.

Период характерен отходом от нормативности, расширением рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление.

Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.

Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная.

Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма.

Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм.

Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей.

Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой.

Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

Литература в годы оттепели

1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.

В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества.

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных.

Открываются двери на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал. Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину».

Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин. В литературу они принесли свой трагический опыт.

В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других.

Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год.

(С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)

Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм.

В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены. Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)

Поэзия оттепели

С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Можно назвать несколько её направлений:

1. Гражданская (лирико-публицистическая), обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю – одна из самых ярких черт. Твардовский, Смеляков, Евтушенко и другие авторы.

2. Романтическая поэзия. Отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая поэзия поэтизирует прекрасное в самой жизни и в человеке. Её характерные фигуры – Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева.

3. Философская лирика, которая обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Пастернака, Тарковского, Заболоцкого.

В литературу входит и новое поколение поэтов. В годы «оттепели» они казались примерно равными друг другу по таланту. Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина.

Новые темы в литературе второй половины XX века

Но в начале 60-х годов происходит долгожданное обновление духовности русской культуры, и особенно литературы. Наконец-то свободно обсуждаются произведения Булгакова, Зощенко и Ахматовой до этого многие их творения даже не издавались. Появляется рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который получает существенный социальный резонанс.

Это произведение поднимает тему репрессий, тяжелую и мрачную, но представляющую собой историческую правду. Эту тему продолжают и другие деятели русской литературы, только уже раскрывают историческую правду о Великой Отечественной войне.

Произведения Быкова, Богомолова и Астафьева посвящены именно этой теме. Но большинство произведений, создатели которых хотели пролить свет на революции, гражданские войны, историческую судьбу России и истинной жизни в деревнях и селах, с трудом доходили до массовой аудитории.

Снова начинаются вынужденные эмиграции писателей, это Солженицын, Бродский и Вишневская. Появляется ощутимое противостояние между интеллигенцией и властью, очевидно, что это сказывается и на культурной жизни россиян.

В литературе находят свое отображение сложные процессы идеологических конфликтов. Литература повествует о духовной разобщенности народа и сложной, даже трагической жизни всех людей.

Произведение Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» публикуется за рубежом. Становятся известными произведения таких авторов, как Трифонов, Битов, Искандер, Шукшин и Астафьев.

Основные жанры литературы 2 половины 20 века.

Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня.

Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике.

Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы.

Читайте также:  Сочинение на тему: Смерть Базарова (по роману «Отцы и дети»)

Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература.

50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями.

Не случайно особенно популярным сталжанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.

В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог.

Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.

И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В.

Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого».

Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека.

Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути.

Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.

О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.

Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере.

Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства.

На рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм— особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.

Литература современная интуитивно нащупывает новые пути, отвечает на вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь. Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий.

Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения. Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету.

Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности.

Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.

Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга.

Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла.

Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом – читателям.

Общая характеристика русской литературы 2 половины 20 века – Общие темы Литература 20 века

«Оттепельное» поколение читателей открывало для себя новые имена и по-новому прочитывало уже хрестоматийные строки, оно дышало и жило поэзией, оно жадно впитывало воздух новой прозы.

Диалог с писателем продолжался, он захватывал все больше и больше собеседников, он активно вовлекал их в художественный мир русской литературы XX века. Символично, что эпоха, наступившая после смерти Сталина, свое название получила из литературы из стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель».

Публикация «весеннего» стихотворения в октябрьской книжке «Нового мира» за 1953 год для многих было достаточно прозрачным намеком на близость изменений политической атмосферы в стране, хотя в стихотворении нет ни единой строчки, позволяющей его трактовать иносказательно. Затем была повесть И.

Оренбурга с тем же названием — «Оттепель» (1954). Вскоре весна, со свойственным для нее пробуждением новых надежд и новых сил, вовсю разгулялась и в стране, и на страницах новых книг и журналов.

Какое же слово стало определяющим для всей эпохи, наступившей вместе с «оттепелью»? На наш взгляд, это слово “память“. Именно с памятью — индивидуальной и народной — боролся навязываемый властями социалистический реализм.

Вспомните, ни в официально утвержденном, ни в горьковском определении этого метода нет ни единого слова, связанного с понятием традиции, преемственности, памяти.

Из сознания целых поколений вытравлялось знание о том, как жили их предки до революции, все дурное объявлялось «пережитками прошлого», людей заставляли жить мечтами о «светлом будущем», отучая оглядываться назад.

Настоящий культурный взрыв в эпоху «оттепели» привел к тому, что живые проблемы вернулись на страницы книг. В прозе особую популярность приобрел жанр художественно-публицистического, проблемного очерка. Даже в поэзии стихотворцы вновь захотели «к штыку приравнять перо», писать на злобу дня.

Именно в этот период возник удивительный феномен «громкой», «эстрадной» лирики, как ее тогда называли. В ее основе лежала традиция русского футуризма, традиция прямых обращений поэта к массовой публике.

Это была поэзия «прямого действия», для голоса и слуха, а не размышления, ей были присущи, говоря словами критика, «скоростные методы образного мышления». Писатели и поэты почувствовали насущную необходимость напрямую, без посредников в виде книг или журналов обращаться к своему читателю. Поэзия пришла в концертные залы, на стадионы.

Появилась целая плеяда молодых поэтов, со сцены громящих обыденщину, пошлость, пороки современного человека, пережитки прошлого. Среди них особое место занимали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Однако официальная литература социалистического реализма с ее беспамятностью не была способна ответить на один из краеугольных вопросов второй половины XX века, заданный философом Адорно: «Как можно сочинять музыку после Аушвица?» Рассказать правду о нацистских и сталинских лагерях, о зверствах и мучениях солдат на Второй мировой войне взялась литература. 50 — 70-е годы XX века — настоящий взрыв военной прозы, осторожно преступавшей границы дозволенного, чтобы донести до читателей «окопную правду» — ту правду, что открывалась солдатам не в передовицах газет или разъяснениях политработников, а виделась ими через бруствер окопа или слышалась в стонах раненых товарищей, звучала в осторожных разговорах в перерывах между боями. Не случайно особенно популярным стал жанр повести, потому что именно этот жанр позволял показать судьбу человека в ее протяженности, избежав при этом искушения больших обобщений и массовых картин, свойственных многим произведениям сталинского периода.

В рассказах М. Шолохова «Судьба человека» и А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» читатель слышал живую исповедь человека, прошедшего все круги рукотворного ада, уготованного человеком — человеку. Такой правды социалистический реализм выдержать не мог.

Ведь власть догмы требовала, чтобы любое мало-мальски допустимое с точки зрения идеологии художественное произведение объявлялось отвечающим критериям социалистического реализма. В результате само понятие «соцреализм» неимоверно расширилось и стало значить так много, что уже не значило почти ничего.

И последним ударом по «единому методу советской литературы» оказалось возникновение в 60-х годах такого мощного культурного явления, как проза писателей-«деревенщиков». В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, В.

Шукшин и другие отказывались творить во имя «победы над природой», воспевать «светлое будущее». Два ключевых понятия деревенской прозы — «память» (В. Распутин) и «лад» (В. Белов) плохо вписывались в концепцию соцреализма с его пафосом переустройства мира и избавления от «пережитков прошлого».

Писатели-«почвенники» утверждали, что основу личности составляет вовсе не идеология, а память — то, что накоплено человеком за годы жизни, что уникально и отличает его от любого другого человека.

Утрата памяти означает утрату личности, ее подмену — и потому призыв «опомниться» означал буквально «вернуться к себе», к своим корням, истокам, к своей сути.

Идея «лада» требовала признать, что веками складывавшийся мир основан на разумных началах, и попытка его переустройства приводит лишь к хаосу, к утрате людьми устойчивых ориентиров. Так постепенно слово «реализм» очистилось от идеологического довеска «социалистический» и вернуло себе подлинную сущность верность реальности, ее непреложным и мудрым в своей основе законам.

О том же говорила и «тихая лирика», возникшая в 60 — 70-е годы во многом как реакция на лирику «громкую», эстрадную.

Столь огромным оказалось духовное наследие веков, что оно уже начало восприниматься как непосильное для отдельного человека, просто не способного это наследие усвоить в достаточной мере.

Еще сложнее сказать свое, новое слово после великих классиков, казалось, если не ответивших, то раскрывших в своем творчестве все основные вопросы бытия, перебравшие все возможные художественные формы и приемы, доведя их до совершенства. Из безысходного ощущения, что «все сказано», близкого трагическим словам Экклезиаста «нет ничего нового под солнцем» (Эккл.

Читайте также:  Писатели великой отечественной войны

1 : 9), на рубеже 60—70-х годов зародилось такое противоречивое явление, как постмодернизм — особое мировосприятие, принесшее новое отношение к культуре, к слову, к мудрости.

Пока одни писатели творили новые художественные формы из переживания вторичности любого слова, играя с читателем в «смерть литературы», другие интуитивно нащупывали новые пути, видели совершенно новые вопросы, которые ставит перед человечеством жизнь.

Среди этих проблем — экология, разрушение прежде четких границ между условно говоря «высокой» и «массовой» культурой, развитие электронных средств коммуникации и медиа-технологий. Само возникновение этих проблем рождало и новые художественные формы для их отражения.

Уже в 60-е годы в литературу пришла экологическая проблематика, писатели все активнее стремятся создавать «многослойные» произведения, интересные и рядовому читателю, лишенному глубокой гуманитарной подготовки, и «высоколобому» эстету.

Наконец, книга перестала ассоциироваться исключительно с «бумажными носителями», перейдя в электронный формат, став «виртуальной», что существенно расширило ее возможности. Да к тому же все больше не только специалистам становится ясно, что именно появление письменности позволило человечеству всего за несколько тысячелетий сделать такой прыжок от варварства к современной цивилизации.

Ничто так не развивает мыслительные способности человека, ничто так духовно не обогащает и не облагораживает его, как хорошая книга.

Способность различать буквы и складывать их с слова, из слов составлять тексты, из текста извлекать смыслы и подтексты, получая высшее, эстетическое и духовно-нравственное наслаждение от него, — уникальный вид деятельности человека. Потому все разговоры о смерти литературы, о ненужности чтения лишены всякого смысла.

Литература вместе с нами входит в новый век, вместе с нами обживает его. И здесь мы друг другу оказываемся очень нужны: читатели — автору, автор с его особым, острым взглядом и метким словом – читателям.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Билеты (вариант 2). Общая характеристика литературного процесса ХХ века

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века.

Литература как самый чуткий вид искусства стояла в зависимости от общественных процессов 2-й половины ХХ в. Она реагировала на национально-освободительное движение, на молодежное движение 60-х гг.

, на агрессию стран капитализма в Индокитае, на смену политических ориентаций правящих режимов т. д.

Литературное искусство в разных странах имеет свои национальные особенности, мы отметим лишь слабые общие закономерности литературного процесса 2-й половины ХХ в.

Во второй половине ХХ в. стремительно расширяется международный диапазон литературы. На мировую арену выходят национальные литературы освободившихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Становятся всеобщим достоянием сокровища их древней культуры, ранее находившиеся в забвении.

Во 2-й половине ХХ в. становятся распространенным явлением международные литературные контакты. В западной литературе ощущаются настроения пессимизма, обреченности, страха перед будущим. Научно-технический прогресс в общественных отношениях наложили отпечаток в тематике литературы. Космос, роботы. Компьютеры стали объектами интереса многих писателей.

«массовая» литература и «большая» литература. Массовая литература заполняла полки книжных магазинов, она рассчитана на общий потребительский уровень, с целью отвлечь, развлечь, позабавить человека, пощекотать ему нервы и т. д..

Обычно эта многотиражная литература создается по определенному шаблону (драматизация сюжета и сексуальные приключения, отождествления героя с читателем, «хеппи-энд» для улучшения настроения и ничего общего с искусством не имеет, хотя случаются исключения (например английские шпионские и детективные романы).

В большой литературе происходят творческие поиски, которые влияют на литературный процесс, преобразуют литературу, развивают ее.

Демократический накал Сопротивления, когда под одной крышей объединились писатели совершенно разных эстетических убеждений, существенно повлиял на дальнейшее послевоенное творчество тех, кто участвовал в антифашистском движении. Это сказалось на развитии неореализма, характерного для Италии (романы Альберто Моравия).

Но вскоре временное единение ушло в прошлое, и литература стала представлять собой пеструю разнообразную картину, в которой время от времени одни цвета менялись на другие, но количество их всегда было большим.

Мощным явлением литературы 2-й половины ХХ в. стала литература модернизма. Особенно ярко это проявилось в драматургии (театр абсурда или антитеатр, пьесы Ионеско и Беккета) и поэзии. Поэты отгораживали от реальности, предлагая себе и узкому кругу реальность, созданную ими самими.

«Листки Гипоса» (1946) – дневник военной жизни партизанского соединения («Между миром и мной нет досадной завесы»), но после войны Шар возвращается к новым экспериментам в поэзии. Его творчество очень разнообразно, своим учителем его считают авангардисты, заводящие поэзию в дремучие дебри, и поэты реалистического склада.

Формалистическими поисками – игрой слов, обыгрыванием отдельных слогов,непонятных неологизмов, занималась группа УЛИПО. Созданная в ноябре 1960г. Группа поставила своей задачей выработать правила конструирования стиха без поэтического вдохновения, как в математике. Видными представителями группы были Рэмон кено и Жак Рубо.

Кено предлага читателю сасмостоятельно складывать сонеты. Литература 2-й половины ХХв. Была представлена произведениями критического реализма, неоромантизма, новым реализмом, фантастической литературой и т. д.

Каждая литературная держава (Франция, Англия, США, ФРГ) развивалась особо, поднимая в литературе животрепещущие проблемы, характерные для нее (в США- проблема негров, в ФРГ – проблема ноефашизма, в Англии – антиколониальные идеи и т. д.

), но были общие моменты, связанные с общеисторическими явлениями молодежного движения 60-х годов, прокатившегося по всем странам, угрозы ядерной войны, связанной с гонкой вооружений, и распостранение пессимизма и неверие в прогресс.

«нового реализма» 70-хг. (Франк Венай, Пьер Тильман, патрис Дельбур, Даниель Биг и д. р.) В ней много конкретики, мало патетики, она крепко заземлена в типичной ситуации. Ее герой – человек, находящийся в стрессовой ситуации, болезненно реагирующий на любое прикосновение реальности.

Тема одиночества, трагической судьбы молодого героя и бездуховности современного буржуазного общества отражены в произведениях Генриха Белля («Глазами клоуна», 1963). В романе американского писателя Джерома Селинжера «Над пропастью во ржи» (1951). В романе нет ни одного слова о маккартизме.

Но атмосфера лжи, лицемерия окружает главного героя, 16-летнего американского подростка Холдена Колфолда. Ему все осточертело, он поменял уже 4 школы, где много непорядочных. Вороватых учеников, где директор школы лебезит перед богатыми родителями и еле заметно здоровается с бедными.

Колфильд – нормальный подросток, он любит родителей, сестренку Фибби, но он не хочет жить так, как живут все вокруг. Но как жить иначе он не знает. Но ему очень хочет уберечь маленьких ребятишек от пропасти, которые играют рядом с ней во ржи.

Знаменитый фантаст Рей Бредбери тоже пессимистично смотрит в будущее. Его общество будущего в романе «451 градус по Фаренгеуту» составляет бездуховные, аргессивные люди, подчиненные власти вещей.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Советская литература 2-ой половины XX века

Новой точкой отсчета отечественной литературы явилась середина 50-х годов. Это время получило название «хрущевской оттепели», что связано с докладом Н.С.

Хрущева на $XX$ съезде партии в феврале 1956г., положившим конец культа личности Сталина. Начались процессы переоценки ценностей и творческих поисков.

Появилась качественно новая литература, советский читатель познакомился с творчеством:

  • прекрасных поэтов Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Ахматовой,
  • кумирами молодежи стали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава,
  • ярко заявили о себе молодые прозаики В. Аксенов, А. Битов, А. Гладилин,
  • драматурги А. Арбузова, В. Розова, А. Володина преображали советский театр и его зрителя.
  • В журналах начал публиковаться неизвестный еще читателю А.И. Солженицын, вернувшийся из лагерей.

Замечание 1

Все это меняло характер литературного процесса и подрывало традиции единственного метода советской литературы, признаваемого властью – метода соцреализма.

Интересы читателей менялись и под влиянием публикации произведений мировой литературы, активизировавшейся в 60-е годы. Хотя, как в жизни страны, так и в советской культуре не все было однозначно. Беспощадной травле подвергся Б. Пастернак за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго», жестокой была борьба толстых журналов.

Характерные особенности литературы данного периода

В конце пятидесятых появились молодые прозаики, которые, обратившись к теме войны, исследовали трагические ситуации через восприятие простого солдата, вынужденного делать выбор между подвигом и предательством, жизнью и смертью. Произведения В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Астафьева были встречены критикой настороженно.

Определяющим свойством литературы 60-х годов можно назвать внимание к человеку, а не к его социальной роли. Значительным явлением в литературном процесс второй половины XXв. стала так называемая деревенская проза, затронувшая такие жизненно важные проблемы, что вызвала глубочайший интерес и полемику.

Замечание 2

Однако оттепель скоро закончилась, к концу 60-х годов ужесточилась цензура, все, не совпадающее с мнением партии преследовалось, наступила эпоха застоя.

Партия требовала создавать образ активного делового человека, преображающего социалистическую действительность. Однако выполнять директивы партии согласились не все.

Многие писатели, стремясь освободиться от давления коммунистической идеологии, свои произведения, которым не было места в официальных журналах, печатались в самиздате.

Самиздат – это возможность добраться до читателя, хотя бы к небольшому кругу иной, альтернативной культуры, получившей название культура андеграунда, стоящей идеологически и эстетически в оппозиции к официальной культуре.

Назревали перемены. Некогда монолитная советская литература, существовавшая в системе утвержденных партией ценностей, разваливалась на глазах.

Перемены в общественно-политической и экономической жизни страны, получившие название «перестройка» привели к переоценке ценностей и в литературе. Законодательно оформленная в 1990 году отмена цензуры привела к освобождению культуры от государственного идеологического контроля и давления.

Замечание 3

Литературные журналы приступили к публикации произведений «запрещенных» писателей А. Рыбакова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Б. Пастернака. Журнальные тиражи достигали небывалых размеров,

Активно стала издаваться так называемая возвращенная литература – литература русского зарубежья. Широкий читатель познакомился с произведениями В. Набокова, И. Шмелева, Вл. Ходасевича и многих других русских писателей.

Литературное наследие, ранее невостребованное советской страной, к середине 90-х годов практически полностью возвратилось в культурное пространство России.

Значительно усилила свои позиции современная литература, произведениям которой предоставили свои страницы толстые журналы.

Таким образом, снова исключительно современной литературой определяется теперь современный литературный процесс в России.

Ссылка на основную публикацию