Анализ «моим стихам, написанным так рано…» марина цветаева

Анализ «Моим стихам, написанным так рано…» Марина Цветаева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 34.

Обновлено 29 Апреля, 2021

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 34.

Обновлено 29 Апреля, 2021

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано» изучают в 8 классе. Оно считается пророческим, ведь молодая поэтесса в его строках смогла предсказать свой творческий путь, судьбу своих стихотворений, которые получили широкое признание только после её смерти. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Моим стихам, написанным так рано» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Моим стихам, написанным так рано.

История создания – написано в 1913 г., когда поэтесса отдыхала с семьей в Коктебеле.

Тема стихотворения – судьба первых произведений поэтессы.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирической героини, который по смыслу можно разделить на части: рассказ героини о том, как творились её стихи, надежда на то, что её творениям «настанет свой черёд». Формально стихотворение состоит из трёх катренов.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
  • Метафоры – «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам».
  • Эпитеты – «нечитанные стихи».
  • Сравнения – «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».

М. Цветаева написала анализируемое произведение в 1913 г. На момент создания строк поэтессе было всего 20 лет. Тогда она пребывала в Коктебеле вместе с семьёй и в личной жизни чувствовала себя счастливой. Тем не менее в русской литературе её творчество не сразу заняло видное место.

До 1913 г. Марина Ивановна успела выпустить три сборника, но признание получил только один.

Большинство ранних стихотворений Цветаевой критики-современники считали посредственными, лишенными чётко выраженных идей и далеко не идеальными с точки зрения композиции.

Такие отзывы не заставили поэтессу отложить перо. В её душе не угасала надежда на то, что её творчество признают. Как видим, пророчество сбылось.

Стоит вспомнить об известном биографическом факте. Родственники и друзья Цветаевой отмечали, что поэтесса могла предсказывать будущее. Часто она говорила о загадочных вещах, которые позже сбывались. Сама же поэтесса признавалась, что её произведения создавались сами, будто её рукой кто-то водил. Именно так, по её словам, появились и анализируемые строки.

В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и её стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.

Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автором и это придаёт описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворения лучше, чем их «создатель».

Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с её пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы.

Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.

Лирическая героиня не скрывает, что её произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами». Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черёд».

Произведение создано в форме монолога лирической героини, который делится на смысловые части: рассказ героини о том, как творились её стихи, надежда на то, что её творения будут признаны.

Формально оно разделено на три катрена. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения. Вот та стремительность, о которой говорит лирическая героиня.

Кажется, что все строки написаны на одном дыхании.

Написано стихотворение пятистопным ямбом. М. Цветаева использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, так как представляет собой грустные рассуждения на философские темы.

Важную роль для создания образа лирической героини и её стихов играют средства выразительности. Тропы, использованные Цветаевой, отличаются оригинальностью.

Преобладают в тексте сравнения – это основной инструмент для характеристики стихов: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Дополняются описания метафорами – «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам» и эпитетами – «нечитанные стихи».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Когда эмоции переполняют лирическую героиню, поэтесса использует риторические восклицания. Некоторым строкам выразительность придает аллитерация. Например, динамизма придают слова с согласными «ш», «з», «с»: «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 34.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Шинель»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест Белкис результатом 4/10

Гость завершил

Тест «Биография Невского»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Биография Толстого»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 5/16

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Биография Гончарова»с результатом 8/12

Гость завершил

Тест по творчеству Пушкинас результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест на тему “Приставка”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 10/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Моим стихам, написанным так рано… ???? краткое содержание, о произведении

  • Моим стихам, написанным так рано,
  • Что и не знала я, что я — поэт,
  • Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
  • Как искры из ракет,
  • Ворвавшимся, как маленькие черти,
  • В святилище, где сон и фимиам,
  • Моим стихам о юности и смерти,
  • — Нечитанным стихам! —
  • Разбросанным в пыли по магазинам
  • (Где их никто не брал и не берет!),
  • Моим стихам, как драгоценным винам,
  • Настанет свой черед.

Краткое содержание

Анализ «Моим стихам, написанным так рано…» Марина Цветаева

С. Мишченко. Цветаева. 2013

Произведение начинается с признания романтической героини. Мы узнаём: она начала писать стихи тогда, когда ещё не ощущала себя поэтом в полном смысле этого слова. Всё, что героиня писала, создавалось очень легко, срываясь с поэтического пера. Её произведения подобны творческим порывам: они мимолётны, а значит, предельно искренни.

Героиня проводит сравнение своих стихов с брызгами воды из фонтана, с ракетами и, даже, с чертями, тем самым отражая их динамичность и уникальность.

Поэтому сборники её произведений вынуждены пылиться на магазинных полках: они не способны привлечь к себе читательский интерес, вызвать желание купить и изучить. Но, несмотря на это, героиня искренне считает свои стихи хорошими, сравнивая их с «драгоценными винами».

Героиня так и говорит: пролетят годы, её произведения настоятся, подобно дорогому алкоголю, а, значит, станут ещё лучше.

Всё произведение пропитано искренними эмоциями, поэтому оно читается буквально на одном дыхании. Героиня словно торопится записать свои мысли, а на фразе «Что и не знала я, что я – поэт», она будто бы спотыкается от охватившего её сильного волнения.  Возникает чёткое ощущение, что поэтесса сидит напротив нас и эмоционально рассказывает собственную историю.

История создания

Это замечательное произведение появилось на свет 13 мая 1913 г., из-под пера автора, которому едва исполнился 21 год. Несмотря на столь молодой возраст, у Марины Цветаевой уже имелся солидный «послужной список» в виде нескольких поэтических сборников. По признанию поэтессы, написанием стихов она начала «грешить» с семи лет.

Это произведение Цветаева написала в счастливый и спокойный период своей жизни, находясь на отдыхе в солнечном Коктебеле  с мужем и маленькой дочкой. Невзирая на весьма нелестные отзывы со стороны критиков, поэтесса не побоялась вновь напомнить о себе посредством данного стихотворения.

Жанр, направление, размер

Согласно жанровой принадлежности – перед нами элегия: в ней отсутствует сюжет, а в строчках заметны ноты лёгкой грусти. Всё произведение можно воспринимать, словно единое предложение в инверсии, с использованием рваной ритмики и яркой словесной палитры.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

Стихотворение сродни монологу лирической героини, который можно разделить на две семантические части:

  1. Часть первая – повествование о том, как создавались произведения.
  2. Часть вторая – высказывание надежды на то, что созданные произведения получат читательскую признательность.

С формальной точки зрения стихотворение делится на три катрена. Особенность произведения заключается в том, что, по сути, оно состоит из одного предложения. Лирическая героиня говорит настолько эмоционально и стремительно, что, кажется, словно все строки написаны на одном дыхании.

Образы и символы

В этом произведении Цветаева, с целью донесения до читателей основной мысли, создаёт следующие образы:

  • образ лирической героини полностью идентичен автору. Подобная идентичность проявляется уже в самом посыле работы. Цветаева повествует о себе, собственных эмоциях и переживаниях. Ей необходимо высказаться, обозначив уверенную позицию о судьбе собственных произведений. Она говорит, а мы ей слепо верим. Цветаева, в этом стихотворении, словно очертив чёткие творческие границы, идёт жить дальше своей счастливой жизнью с мужем и дочкой, полностью игнорируя временные невзгоды на поэтическом поприще. Лирическая героиня передаёт читателям вовсе не надрыв, а искреннюю веру в собственные силы. Она уверена: пройдёт время, и её произведения «выстрелят», став успешными и востребованными;
  • образ пророка – лирическая героиня выступает в роли прорицателя своей будущей успешной поэтической судьбы. Мы абсолютно верим в её мистические способности. Прогнозы героини оказались верными: на сегодняшний день это замечательное произведение известно и любимо миллионами читателей по всему миру.
Читайте также:  Герой нашего времени — лишний человек

Темы и настроение

В этом небольшом произведении Цветаевой поднято несколько важных тем:

  1. Тема неприятия читателями и критиками – центральная. Чувства обиды, горечи и несправедливости подобным положением вещей заставили Цветаеву написать данное произведение. Как известно, каждый талантливый поэт немного прорицатель, поэтому поэтесса уверена, что с годами всё изменится: её стихи придутся по вкусу всем тем, кто ещё не смог их «распробовать».
  2. Тема поэта и поэзии – в стихотворении есть строчка, взятая поэтессой в скобки, в которой говорится о том, что её произведения пылятся на магазинных полках («где их никто не брал и не берёт»). Читая эту строчку, мы ощущаем эмоции одиночества среди прочих поэтов. Несмотря на то, что Цветаеву никто не желает понимать и принимать, она предсказывает свою будущую востребованность. К сожалению, подобная судьба объединяет тысячи талантливых авторов по всему миру.
  3. Тема предназначения – Цветаева желала быть полезной и нужной читателям, отлично осознавая собственное предназначение. Она обязана была писать, даже не смотря на «стену» равнодушного непонимания. С подобной проблемой сталкивается множество творцов.

Настроенческий пафос произведения отличается решительностью, резкостью, основательностью. Мы понимаем, автор уверен в собственной счастливой звезде, а значит, не спешит сдаваться.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в следующем утверждении: истинное, искреннее и талантливое творчество способно во многом опередить собственное время. Талантливым стихам Цветаевой спустя годы пришёл черёд стать любимыми среди миллионов читателей и высоко оценёнными критиками. А, значит, они смогли опередить собственное время.

Средства выразительности

Средствам выразительности отведена особая роль в плане создания образа романтической героини. Использованные Цветаевой тропы отличаются оригинальностью, яркостью и уместностью использования:

  • эпитеты – «маленькие черти», «нечитанные стихи»;
  • метафоры – «стихам… разбросанным в пыли по магазинам», «моим стихам… ворвавшимся…»;
  • сравнения – «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «моим стихам, как драгоценным винам…»;
  • олицетворения – стихам «ворвавшимся»;
  • аллитерация – для придания особой динамичности, автор использует слова с согласными звуками «Ш», «С», «З» («Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет»);
  • риторические восклицания – «Где их никто не брал и не берёт!»;
  • авторские знаки препинания – автор активно  использует собственные знаки препинания скобки и тире, расставленные не по правилам русского языка.

Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» (М. Цветаева) | Литрекон

Марина Цветаева, поэтесса Серебряного века, предвещала успех своих стихотворений, но понимала, что это время наступит, когда ее уже не станет.

Она написала это произведение еще до гражданской войны и эмиграции, будучи в спокойном семейном благолепии. Однако в этих строках передано настроение печальное и несколько меланхоличное.

Что это — дар предвидения или логический вывод? Многомудрый Литрекон предлагает читателю разбор стихотворения «Моим стихам» по плану…

История написания

Марина Цветаева написала стихотворение в 1913 году (ей было всего 20 лет!), когда проводила время с семьей в Коктебеле. За год до написания у нее родилась дочь Ариадна, и Цветаева сама называла это время самым счастливым в своей жизни 

«Коктебель 1911 г. — счастливейший год моей жизни, никаким российским заревам не затмить того сияния», «Коктебель да чешские деревни — вот места моей души».

Однако не все было так радужно, как хотелось бы. До 1913 года Цветаева выпустила уже три сборника, но рецензии на них не радовали глаз: маститые критики отзывались о стихах довольно-таки безотрадно и задевали самолюбие поэтессы. Так, Валерий Брюсов в 1911 написал критическую статью о творчестве Цветаевой и отметил: 

Однако эта непосредственность, привлекательная в более удачных пьесах, переходит на многих страницах толстого сборника в какую-то «домашность». Получаются уже не поэтические создания (плохие или хорошие, другой вопрос), но просто страницы личного дневника и притом страницы довольно пресные. Последнее объясняется молодостью автора, который несколько раз указывает на свой возраст.

Марине Ивановне было обидно, но она не отчаивалась и продолжала писать, совершенствуя стихи. Слабое, но все же утешение она находила в том, что ее стихи еще найдут своего читателя, но несколько позже, как это было (и не раз) с другими авторами.

Близкие люди Цветаевой даже утверждали, что она обладает умением предсказывать будущее. Сама поэтесса подкрепляла эти догадки свидетельством о том, что ее рукой «кто-то водит», и озарение нисходит свыше.

Возможно, в данном стихотворении озарение сыграло главную роль, ведь предсказание сбылось.

Жанр, направление, размер

«Моим стихам, написанным так рано» — это лирическое стихотворение, но также это стихотворение называли «пророческим». В нем прослеживаются элегические ноты: грустная тональность, явное обращение к адресату.

Размер — пятистопный ямб, рифма перекрестная АВАВ. Слова Марины Цветаевы будто ударяют по лицу и прямо как «брызги из фонтана, как искры из ракет». Ямб четко очерчен – интонационно и знаками препинания, что дает читателю понимать позицию Цветаевой и не сомневаться в том, что ее стихи останутся навсегда, и их черед придет.

Цветаева была поэтом вне направления, ее лирика настолько самобытна, что ее нельзя отнести к какому-либо течению.

Она творила в период расцвета модернизма, и ее новаторство является той чертой, которая позволяет Литрекону отнести стихотворение к «Серебряному веку» русской поэзии — скорее периоду, чем школе.

Этот пласт культуры отличается яркой индивидуальностью, в которой нельзя отказать и Цветаевой.

Композиция

Композиция стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» фактически состоит из трех частей, но грамматически состоит из одного предложения. Все три четверостишья объединяет одна мысль: стихам поэтессы придет свой черед, как благородному вину.

Образы и символы

Образ лирической героини в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» проявляется в самом посыле работы. Цветаева без сомнения в стихотворении пишет о себе, о своих переживаниях.

Ее обращение к публике пронизано твердыми точками, у нее уверенная позиция, и мы слепо верим ей. Цветаевой нужно было высказаться, мы чувствуем, будто стихотворение написано в пылу, в порыве, в ярости.

Она очертила свои границы и пошла жить своей радостной жизнью в Коктебеле, игнорируя невзгоды в поэтической карьере. 

Ощущается не надрыв, а напряжение силы воли и веры в себя, она понимает, что сейчас ее стихи пылятся на полках или вовсе никто о них не знает, но им настанет черед, будьте уверены. Перед нами образ пророка, и она была права, поэтому сейчас это стихотворение знает каждый школьник. 

Темы, проблемы и настроение 

Тематика и проблематика произведения «Моим стихам, написанным так рано» лежит на поверхности:

  1. Поэтесса обращается к теме поэта и поэзии. Проскальзывает такая строчка в скобках, где она говорит, что ее стихи пылятся на полках «(где их никто не брал и не берет)», и мы сразу ощущаем одиночество ее стихов, одиночество среди других поэтов. Никто не понимает, не принимает, но она предсказывает, что поймут когда-нибудь. Такая судьба объединяет множество талантливых авторов по всему миру.
  2. Проблема непринятия среди читателей, критиков, писателей стихотворений Марины Цветаевой выражается через стихотворение «Моим стихам…» и является основной. 
  3. Проблема предназначения. Поэтому хотелось быть нужным и понятым, он понимал свое предназначение – писать, но его понимают лишь единицы. С этим сталкиваются многие начинающие творцы.
  4. Настроение стихотворения решительное, веское, основательное. Автор верит в свою счастливую звезду и не спешит сдаваться.

Основная идея

Рассказать о судьбе своих первых произведений, высказаться, выразить себя, прокричать на письме об одиночестве своих стихотворений — это и есть смысл произведения «Моим стихам, написанным так рано».

Цветаева чувствовала, что ее талант не признан, не оценен и, как любой художник, печалилась, и мы ощущаем этот посыл в ее стихотворении.

Настроение одиночества, меланхолии, возмущения, грусти сквозит из каждой строки.

Главная мысль стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» заключается в том, что стихам Цветаевой придет черед, но много позже, ведь настоящее творчество всегда перегоняет свое время.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» перечислены ниже:

  1. Метафоры «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам».
  2. Эпитеты«маленькие черти», «нечитанные стихи».
  3. Сравнения«сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
  4. Олицетворения: «ворвавшимся(стихи)»
  5. Также есть повторы и восклицания. 

Аида Убиева

Анализ стихотворения «Моим стихам-написанным так рано» (М. Цветаева)

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» вышло из-под пера поэтессы 13 мая 1913 года. На тот момент Цветаевой был всего 21 год. К этому моменту в её «послужном списке» был уже не один сборник. Она вспоминала, что начала творить ещё в 7 лет.

Стих был написан в счастливые моменты для Цветаевой. Она отдыхала с мужем и маленькой дочерью в Коктебеле. Несмотря на нелестные отзывы критиков, поэтесса не боялась заявить о себе миру. Всё это, несомненно, вдохновляло автора на развитие творческой деятельности и вызывало размышления об уже пройденном пути.

Читайте также:  Анализ песни Высоцкого «Парус»

Жанр и размер

Это лирическое стихотворение. Многие так же относят его к предсказаниям и называют «пророческим». Марина Цветаева уверенна в своей поэзии. Она осознаёт, что её стихи рано или поздно будут оценены читателями по достоинству. Последняя строка чётко выражает её позицию в жизни –никогда и ни за что не сдаваться.

Стих написан ямбом с использованием перекрёстной рифмы. Это создаёт некую жёсткость в интонации. Стиль основывается на делении не по словам, а по слогам. Всё стихотворение – это одно предложение в инверсии с использованием рваной ритмики и ярких словосочетаний.

Образ лирической героини

Быть услышанной – этого хочет лирическая героиня. Не сложно догадаться, что это и есть сама поэтесса. Она преисполнена любовью и гордостью за свои творения. Подбирает для них самые лучшие и красивые сравнения. Таким образом, Цветаева пытается показать, насколько энергичны и динамичны её стихи.

Лирическая героиня старается вложить все свои чувства и переживания в эти строки. Стихотворение буквально пропитано её эмоциями и читается на одном дыхании.

Будто торопясь записать все ускользающие от неё мысли, во фразе «Что и не знала я, что я – поэт», Цветаева словно спотыкается от волнения. Это придаёт некой живости.

Можно представить, как автор стоит прямо перед нами и рассказывает свою историю.

Стихи — способ самовыражения лирической героини. Они имеют значение, они — её жизнь. Мы можем проследить чёткую позицию героини – идти только вперёд. В 30-е годы Цветаева высказалась о своём произведении так: «Формула – наперед – всей моей писательской и человеческой судьбы».

Темы

Марина Цветаева нередко обращалась к теме поэта и его предназначения. Ей приходилось тяжело. Многие читатели и критики не могли понять стихи и то, что за ними скрывается. Поэтесса ощущала себя ненужной, лишней в русской литературе своего времени. Из-за этого чувствуется и тема некого одиночества, противопоставления толпе.

Тут же поднимается и проблема значимости творчества писателя в жизни народа и поиска собственного признания. Она была сильной, харизматичной личностью и знала, как заявить о себе, но сомнения и муки творчества одолевали и ее.

Получая негативные отзывы, она колебалась, правильный ли путь выбрала для себя. Однако в финале произведения лирическая героиня приходит к выводу, что должна идти до конца в своем намерении посвятить себя искусству.

Не ради признания она стала новым «Пророком», продолжателем традиций Державина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, которые не были поняты толпой.

Смысл

Непризнанность, одиночество, страх так и остаться невостребованным автором – все это гложет начинающую поэтессу, которая в сердцах бросает: «Их (стихи) никто не брал и не берет!». Неслучайно наименование «черти» применительно к стихотворениям, казалось бы, священным дарам вдохновения.

Автор осознает, что написал нечто новое, но дикое, непохожее на традиционную благообразную поэзию. В этой классической поэзии застой, сон, фимиам, давно нет свежего веяния, громкого голоса, всплеска эмоций.

Цветаева приносит обновление, говорит по-другому, на языке новой эры, но не бунтует ли она против отцов-основателей? Не претендует ли она на их лавровые ветви? Ведь любого человека может поработить гордыня, которая превратила восставших против Бога ангелов в чертей после падения Сатаниила и его предательской армии в ад. Зазнаться – вот, чего опасается поэтесса. Творец должен созидать, а не рушить.

Художественно-выразительные средства

Стихотворение Марины Цветаевой становится таким ярким и запоминающимся благодаря использованию большого количества средств выразительности. Чаще всего мы можем заметить сравнения.

Спонтанность в начале своего творчества она видит, как искры фейерверка, брызги фонтана. Но следом мы чувствуем одиночество и грусть от непризнания её современниками. Не случайно идёт фраза о маленьких чертях, вырвавшихся из сна.

Словно поэтесса потревожила некий давно устоявшийся уклад жизни, куда допускают только избранных.

Помимо сравнений тут используются олицетворения, повторы и восклицания. Так же особые для себя слова и высказывания, как и в других творениях Цветаевой, она выделяет тире и скобками – авторскими знаками препинания, которые в русском языке расставляются не по правилам, а по воле творца.

Критика

До выхода стихотворения у Марины Цветаевой было выпущено уже несколько сборников: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь», (1912) и «Из двух книг» (февраль 1913). Все они издавались за счет поэтессы. Отличный старт для творческой жизни. Однако, к сожалению, произведения не раскупались и были разгромлены критиками.

В.Я. Брюсов считал, что у автора есть задатки и способности. Но в то же время предупреждал, что всё это может так и остаться «в зародыше». Разбирая вторую книгу, он упрекал Цветаеву за «небрежность стиха» и утверждал: такой поэзией могут заинтересоваться лишь близкие знакомые и друзья.

Так же и И. Ларский после выхода третьего сборника заявил: «Писать пишите, но не всё печатайте». Роль критики во многом могла повлиять на «успешность» продажи книг и доступность текстов. Возможно, что стихотворение стало своеобразным ответом всем тем, кто не смог понять творчества писательницы.

Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…» (М.И. Цветаева)

Анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»

(М.И. Цветаева) открывает читателям поэтический мир совсем еще молодой начинающей поэтессы.

         Стихотворение написано в 1913 году, когда Цветаева отдыхала с семьей в Коктебеле. Ей всего 21 год, но уже выпущены первые два сборника стихов.

Но к сожалению, молодая звезда на поэтическом небосклоне не получила того признания, о котором она мечтала.

В адрес своих стихов Цветаева получала много критики, но ее неунывающий характер, амбиции и талант помогали ей не опускать руки и продолжать творить дальше.

«Моим стихам, написанным так рано…» — своего рода напутствие самой себе, анализ своей работы и пророчество одновременно. В нем несколько странно и по-новому для читателя раскрывается тема предназначения поэта.

В стихотворении чувствуются настроения Лермонтова, Пушкина, и в то же время стиль Цветаевой невозможно сравнить ни с чьим другим. Ее поэзия, как свежий ветер, нарушила устоявшееся понимание лирики. Но именно это и вызвало огромное количество критики в отношении ее стихов.

Так, Брюсов принимал талант Цветаевой, однако считал ее стихи несовершенными и годными для чтения только в узком кругу родных и друзей.

Однако до сих пор о Цветаевой знает каждый школьник. А свою популярность поэтесса предсказала сама. Еще тогда, в 21 год, когда ей приходилось выпускать сборники за свой счет.

В анализируемом стихотворении необычно все. В нем всего одно предложение, но его композицию можно разделить на две части.

Первая посвящена рассказу о том, как рождаются стихи, вторая – нежелание мириться с непризнанностью и твердая уверенность в том, что их черед настанет. Стихотворение так же стремительно, как вся поэзия Цветаевой.

Кажется, что оно написано на одном дыхании, и это как раз и выражается в форме, строении стиха.

В стихотворении лирическим героем выступает как сам автор, так и его стихи. Цветаева называет их брызгами, искрами, «маленьким чертями». Они появляются из ниоткуда, внезапно, что, может быть, неожиданные для самого автора.

«Так рано» — это удивляет лирического героя. А ведь сама Цветаева писала о том, что свои первые стихи она написала в семь лет. «Что и не знала я, что я – поэт» — это и удивление, и в то же время признание своего дара, данного автору свыше.

Цветаева верит в предназначение как в то, что неподвластно ее воле.

  • Эту же мысль подтверждают и следующие строки стихотворения:
  • Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
  • Как искры из ракет…

Цветаева говорит о своих стихах не просто как о воле божьей, а она сравнивает их с чертями, которые нарушили покой, называемый «сон и фимиам».

Так Марина Ивановна тонко намекает читателю о том, что никогда уже не будет ей покоя. Цветаева помнит и опыт предшественников, встающих на путь борьбы за правду и против большинства.

Но еще в этом читается еще несмелое пророчество. А ведь жизнь ее и правда оказалась нелегкой.

И тут же строки срываются на крик, на некоторую обиду из-за неприятия ее творчества.

Но есть в этих строках и два, казалось бы, несовместимых, и даже противоположных, понятия юности и смерти. И снова Цветаева как будто читает по ладони свою жизнь.

   В последней строфе читатель увидит твердую уверенность автора в том, что «настанет свой черед» и для ее стихов. Есть в этой уверенности и некая мужская твердость слова и действия.

Она выражается не только в смысле произведения, но и в его форме.

Пятистопный ямб с перекрестной рифмой делает ритм стихотворения более жестким, поэтому его слова как будто срываются шумным потоком воды с обрыва, автор будто бы бросает их в лицо своим критикам.

Все стихотворение Цветаевой строится на метафорах, поэтому читатель с легкостью рисует в своем воображении удивительные образы. И это, несомненно, помогает понять то важное, о чем так громко твердит нам юная поэтесса.

Именно метафоры «моим стихам … сорвавшимся…, ворвавшимся», «разбросанным в пыли по магазинам» создают неповторимый символический ряд, воздействуя особым образом на эмоции читателя.

Сравнения наравне с метафорами помогают поэтессе передать свою мысль более точно и эмоционально: «сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет», «ворвавшимся, как маленькие черти», «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Читайте также:  Генри лонгфелло стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта генри лонгфелло - поэзия

Несмотря на оптимистичный взгляд автора на будущее своих стихов, между его строк читается боль и отчаяние, страх остаться безвестной. Поэтому жанр стихотворения – элегия. Цветаева как будто жалуется своим читателям на нелегкую судьбу поэта, жаждет стать услышанной.

 «Моим стихам, написанным так рано…» — это творческий старт совсем юной Цветаевой. Это, можно сказать, внутренний посыл самой себе на большое будущее.

Поэтому, несмотря на куда более глубокие и сложные произведения, не стоит недооценивать данное стихотворение, потому что именно в нем сосредоточен весь эмоциональный накал начинающего свой творческий путь поэта.

И зная сегодня, какое значение имеют произведения Цветаевой в русской литературе, нам гораздо проще оценить и понять анализируемое стихотворение.

“Моим стихам, написанным так рано…” анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…” было создано известной русской поэтессой и переводчицей Мариной Цветаевой 13 мая 1913 года.

В это время ее произведения только начинали обретать популярность в небольших кругах, и стихотворение стало символом начала творческого расцвета поэтессы.

Молодой Цветаевой на тот момент было чуть больше 20 лет, но несмотря на юный возраст, девушка писала глубокомысленные стихи “о юности и смерти”.

Данное произведение Марины Цветаевой известно как “стихотворение-предсказание”,

так как в нем поэтесса смогла сформулировать пророчество о собственном творческом будущем.

Цветаева, будучи свободолюбивой личностью, не пыталась следовать никаким литературным тенденциям и течениям, и традиционно ее произведения не относят ни к одному из существующих литературных направлений. Однако иногда считается, что стиль ранней Цветаевой (анализируемое стихотворение как раз относится к началу творческой деятельности поэтессы) во многом перекликается с духом Символизма.

Необычным для лирического произведения является тот факт, что стихотворение построено на акцентах слогов, а не отдельных слов.

Прерывистый ритм и подчеркнутые интонации – главные особенности авторского слога в этом произведении. Подобные поэтические черты характерны разностопному Ямбу – стихотворному размеру с ударением на втором слоге в стопе.

Строки, написанные Цветаевой, соединены между собой перекрестной рифмовкой, имеющую схему АВАВ.

Такой тип составления рифм считается одним из самых гибких в ритмическом плане. При создании стихотворения поэтесса чередовала стили: нечетные строки написаны женской рифмой, а четные – мужской.

“Моим стихам, написанным так рано…” – это произведение, принадлежащее особенному жанру лирического стихотворения – Элегии.

Творческие работы этого стиля отличает легкая грусть, которой проникнуты авторские фразы, задумчивость и меланхоличность.

Также произведение Марины Цветаевой относят к так называемому жанру “стихотворения-предсказания” из-за пророчества для собственных стихов, которое поэтесса заключает в строки произведения.

В стихотворении автором рассматривается несколько тем, основная из которых – это Тема поэта и поэзии.

При создании произведения Цветаева поднимает такую духовную проблему, как чувство собственной значимости творческого человека, его поиск общественного признания и личностное развитие.

В небольшом произведении, состоящим из трех четверостиший, поэтесса раскрывает свое чувство обладания особенным литературным даром, а также волнение, связанное с судьбой собственных стихотворений.

Цветаева предчувствует их безызвестность, их ненужность (“где их не брал никто и не берет!”). И одновременно предсказывает, как будто назло написанным словам, что однажды им все же “настанет свой черед”.

Между строк стихотворения читаются и другие чувства автора: боль переживания собственной безызвестности и в то же время – ощущение обладания поэтическим талантом; предвкушение признания, которое придет рано или поздно.

Удивителен объем сюжета и количество переживаний, которые Цветаевой удалось поместить в одно предложение.

Переживания лирического героя не являются центральным местом в произведении, они скорее скрыты в так называемом “предсказании”.

Анализируя интонации стихотворения, его посылы, можно утверждать, что лирическая героиня Цветаевой преисполнена мужеством и воодушевлением.

Она не рассматривает возможность бросить поэзию и попытать славы в другой сфере деятельности, для нее стихи – это смысл жизни и высшее предназначение.

Образ лирического героя, его преданность любимому делу внушает читателю уважение и вдохновляет на борьбу с судьбой.

Стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…” отличает многообразие троп, которые и создают запоминающийся портрет лирического героя.

Преобладают такие средства художественной выразительности, как Сравнения (“сорвавшимся, как брызги из фонтана”, “ворвавшимся, как маленькие черти”), а также Эпитеты (“маленькие черти”, “драгоценным винам”).

Встречающиеся риторические Восклицания (“нечитанным стихам”, “где их никто не брал и не берет!”), лексические Повторы и Олицетворения (“ворвавшимся стихам”, “сорвавшимся стихам”) создают яркую художественность и разнообразие мотивов.

В небольшом по объему произведении Марина Цветаева сумела раскрыть множество проблем, с которыми встречаются творческие люди.

Удивительным образом в стихотворении, состоящем из двенадцати строчек, философские темы совмещаются с утонченной лирической красотой.

Можно считать, что пророчество, произнесенное Цветаевой в данном произведении, действительно воплотилось в жизнь: ее стихам “настал черед”.

???? Моим стихам, написанным так рано

В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» переплетается тонкая лирика поэтессы с даром предсказания Цветаевой, ведь она уже в юном возрасте не сомневается, что её стихам:

Заря поэтессы

Пишутся строки в мае 1913 года, когда Марине 20 лет и впереди ещё не просматривается мрак тяжёлой судьбы.

В стихотворении поэтесса рассказывает о своих стихах – о том, как они пишутся и как пылятся на полках магазинах, непризнанные пока читателями.

Цветаева рано начала писать, и в тот момент у неё ещё не было осознания, что и как она делает. Это был порыв души, который молодой девушке сложно объяснить.

Из анализа стихотворения мы видим, что стихи писались так рано:

Что и не знала я, что я – поэт.

Стихи на полке

Они ложились на бумагу, как искры ракет, как брызги фонтана – взрыв вдохновения и стихи уже написаны. Поэтесса посвящает нас и в другие тайны творчества.

По её словам, ранние стихи похожи на маленьких чертей, которые врываются в святилище, где до этого царил сон и фимиам.

Они писались против течения, без долгого взвешивания и обдумывания – были взрывом эмоций, брызги которых отражались на бумаге.

Цветаева пророчествует, и права в своём ясновидении, что ранним стихам, написанным о смерти и юности, придёт свой черёд. Вместе с тем, больно видеть творения запыленными на полках магазинов. Рядом лежит Блок и Маяковский, но они не становятся надолго соседями стихотворений Цветаевой – их признали и покупают!

Да, стихи должны выстоять своё время, чем похожи на благородные вина. Простая рифма и отсутствие глубины помогают другим поэтам быстрее взойти на Олимп признания, но это молодые вина и ими хорошо запить грубую еду. Поэзия же Цветаевой – это деликатес, это благородство, которое ищет и найдёт своего гурмана.

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Сравнения и аллегории

Стихи написаны в рваном ритме, но это не мешает их легко заучивать, так как в строках, даже дилетанту, заметен стиль и глубина. Всего три четверостишья, а сколько в этих строках заложено? Здесь и страдание непризнанного поэта, и заигрывание со своими строками, и даже не вера – осознание того, что они вскоре будут признаны.

В стихотворении Цветаева использует несколько сравнений, сравнивая стихи с брызгами, искрами и чертями, а общество, в котором они ищут ценителей святилищем, наполненном фимиамом и сном.

Возможно, одной из побудительных причин к написанию строк «Моим стихам, написанным так рано» стало недавнее замужество Цветаевой.

Год назад в 1912 году она повенчалась с Эфроном и желание быстрее стать признанной нельзя назвать неестественным.

За плечами два сборника, собраны положительные отзывы о стихах от известных критиков (Волошин, Брюсов), а стихи всё равно ещё пылятся на полках магазинов. Цветаева, подобно Атланту, умеет ждать и терпеть, но терпение не вечность.

1913 и 1914 годы стали периодом окончательного формирования стиля Цветаевой, поэтому пылиться на полках стихам осталось недолго. Жаль, что признание пришло рука об руку с личной драмой, революцией и отъездом в Европу, Впрочем, обо всех превратностях биографии поэтессы ты можете узнать из её подробной биографии по этой ссылке.

Анализ средств выразительности

Тема стихотворения «Моим стихам, написанным…» – оценка судьбы первых стихов поэтессы, а композиция – это монолог героини, разделённый на несколько частей – как создаются стихи, и какая их ожидает судьба.

По жанру строки являются элегией, написанной пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (черти – смерти, рано – фонтана). Цветаева использует средства выразительности эпитеты (нечитанные стихи, маленькие черти), метафоры (разбросанным в пыли) и сравнения (ворвавшимся, как маленькие черти и т д.).

Текст

  • Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я – поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
  • Как искры из ракет,
  • Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти,
  • – Нечитанным стихам! –
  • Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,
  • Настанет свой черед.

                   май 1913 года

Аудио

Предлагаю также послушать стихотворение в исполнении Алисы Фрейндлих.

Ссылка на основную публикацию