Роль матери в становлении личности ребенка

Роль матери в становлении личности ребенка

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным? На эти вопросы в Международный День Матери отвечает известный блогер, автор книг о материнстве и женственности, Ольга Валяева.

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком.

Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости.

Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Роль матери в становлении личности ребенка

Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.

Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:

  • Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
  • Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
  • Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
  • Какими словами можно назвать эту любовь?
  • Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
  • Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?

Быть матерью – не только большая ответственность, но и большое счастье. Я – Родитель от всей души поздравляет своих читательниц с Международным Днем Матери!

Виктория Котлярова

Роль матери в становлении личности ребенка

Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама.

Пройти тест

Статья на тему " Влияние матери на развитие личности ребенка"

  • Статья на тему:
  • «Влияние матери на развитие личности ребёнка.»
  • ( Енамукова Нафисет Ильясовна учитель математики)
  • Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии,
  • медицины, биологии поведения, физиологии, психологии. В последнее время
  • появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность
  • материнского поведения для развития ребёнка, множественность культурных
  • и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных
  • исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как
  • самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного
  • подхода для его исследования.
  • Для ребёнка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является

мать. Мать -это не только тепло, уют, внимание. Это -мир солнца, любви,

  1. добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит,
  2. каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие
  3. ребёнка всегда задерживается — психически, физически, интеллектуально,
  4. эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев
  5. лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике
  6. ребёнка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить
  7. в будущем.
  8. Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего
  9. проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаём в полной мере
  10. роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека
  11. обстановка в семье в этом возрасте. А ведь то, каким вырастет человек,
  12. во многом определяется тем, кто держал ребёнка на коленях, вёл его за руку,
  13. пел песни и рассказывал сказки.
  14. Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже
  15. необходимо. От влияния матери во многих отношениях зависит будущий
  16. характер ребёнка, в её руках находится возможность дать его

пробуждающимся мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны. В воспитании своих детей мать должна действовать с полным бескорыстием, не стараясь приобрести над ними исключительного влияния, которое могло бы подавить их самостоятельность или дать их душевным способностям одностороннее направление.

Роль матери может исполнять родная мать, свекровь, тёща или даже кто-то

из друзей. Бог даёт нам мать, чтобы она заботилась о нас, кормила и растила

нас. Она отчасти исполняет для нас роль самого Бога. Мать или человек, взявший на себя её функции, ответственен за то, каким вырастет ребёнок.

  • Религиозные вожди и политики, великие мыслители и художники нередко
  • говорят о влиянии, которое мать оказала на всю их жизнь. Работа
  • матери – самый важный, самый тяжкий и низкооплачиваемый труд.
  • Большинство детей мечтают о нормальных, взаимно удовлетворяющих
  • отношениях с одним из главных людей в своей жизни — с матерью. Однако

реальность далека от идеала. Проблемы могут возникать в различных областях. Дети испытывают:

  • неспособность к общению с матерью;
  • отказ матери признавать друзей;
  • недостаток свободы, невозможность отделить свою жизнь от материнской, чтобы при этом не утратить её любовь;
  • отсутствие связи с матерью и взаимное непонимание;
  • неумение отказать матери или поспорить с ней;
  • необходимость скрывать своё истинное «я» и изображать совершенство;
  • вину за то, что им не удалось осуществить мечты и ожидания матери;
  • огорчение из-за того, что мать не в состоянии понять их боль;
  • возмущение материнским эгоцентризмом.
  1. Учеными психологами были выделены несколько типов матерей: «Мать-
  2. призрак», «Мать — фарфоровая куколка», «Мать — охотник за скальпами»,
  3. «Властная мать», «Мать — бос». Рассмотрим подробнее эти пять типов
  4. отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка
  5. любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в
  6. самостоятельную жизнь.

1.Мать – «Призрак».

  • Мать – «призрак», по большей части физически и морально отсутствующая
  • мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается со своим чадом, но её
  • чувства в основном всегда закрыты для ребёнка. Он не учится от своей
  • матери открытости и близости с другим человеком.
  • Такая мать прибегает к насилию, уничтожая любую возможность контакта,
  • контролирует эмоции и тем самым не допускает установления тесной связи,
  • заслоняет своими требованиями подлинное «я» ребёнка. Она оставляет
  • ребёнка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять
  • кому-либо, испытывает личные трудности и потому не обращает внимания
  • на ребёнка. Мать – «призрак» ведёт себя так, что ребёнок не может ничем
  • поделиться с ней, боясь огорчить или рассердить её.
  • Общий и печальный итог в любом случае — ребёнок не может установить
  • такую связь с матерью, которая обеспечила бы ему эмоциональный ресурс,
  • необходимый для дальнейших отношений с людьми.
  • Последствиями такого воспитания являются отстранённость, замкнутость, недоверие, враждебность, агрессия, переоценка отношений, пустота, наркотическая зависимость, безнадёжность и бессмысленность
  • существования.
  • Невозможно переоценить роль матери в этом процессе. Для ребёнка
  • единственное утешение в беде — надёжные объятия матери. Когда ребёнку
  • больно, мать приносит ему облегчение и утешение, и несчастье растворяется
  • в чувстве безопасности и благодарности. Это должно повторяться
  • множество раз, и тогда человек научится предвидеть конец своих страданий
  • и в душе его разовьётся добродетель, именуемая надеждой: умение ждать
  • несомненной победы добра, невзирая на любые тяжкие обстоятельства.
  • Теплота и сочувствие являются основой безопасности и доверия, которых
  • так не достает человеку, выращенному матерью – «призраком». Эти качества
  • перекидывают мост над бездной и помогают отделившейся части души
  • перейти из прошлого в настоящее и слиться с целым.
Читайте также:  Краткий пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо»

2.Мать – «Фарфоровая куколка».

Мамочка – «фарфоровая куколка» очень легко «бьётся». Она не в состоянии справиться с неприятной или напряжённой ситуацией. Она не умеет

  1. устанавливать границы, контролировать себя и своё окружение, не готова
  2. иметь дело с взрослым миром и в особенности, не пригодна для материнства.
  3. Всё это проявляется в её поведении как матери: проблемы ребёнка подавляют
  4. её, захлёстывают точно так же, как её собственные проблемы. Это становится
  5. очевидным, когда ребёнок выражает какие -нибудь сильные чувства. Хотя
  6. мамочка – «фарфоровая куколка» любит своё дитя, она мгновенно пасует
  7. перед его паникой, яростью, печалью или страхом. Сила этих чувств пугает
  8. её и она не знает, как с ними быть. Такие матери не замедлят наказать своих
  9. детей за неправильные чувства, часто упрекают своего ребёнка за чересчур
  10. сильные негативные проявления. Мать – «фарфоровая куколка» живёт в
  11. собственном насыщенном болезненными эмоциями мире и воспринимает
  12. всё через их призму. Когда её ребёнок находится в разладе с реальностью,
  13. сквозь эмоции ребёнка для неё проступают её собственные страхи и
  14. растерянность. Неконтролируемое «я» матери поднимается на поверхность,
  15. и это её пугает.

Дети «фарфоровых куколок» неизбежно сталкиваются с проблемами в отношениях с самыми важными для них людьми. Они развивают трудный для себя тип отношений, отвергая близость, в которой нуждаются.

Не доверяя своим чувствам, считая эту область жизни опасной, они живут так, словно жизнь сводится исключительно к мышлению. Такому ребенку требуется, чтобы кто-то сдерживал его эмоции. Кроме того, ребенку надо научиться принимать то, что ему дают.

Он должен принять любовь, помощь, заботу, в результате чего обретет исцеление.

Не только мать – «фарфоровая куколка» нагружает ребенка проблемами, тянущимися из детства во взрослую жизнь, но и та мать, которая не поощряет в нем самостоятельности, самоидентификации и ответственности. Властная мать постоянно устанавливает контроль за своим ребенком. Она контролирует его везде и во всем.

Ни один поступок или решение ребенка не проходит без пристального присмотра матери. Мать не дает ребенку почувствовать вкус жизни. Она решает за него все его проблемы, вплоть до того, в чем ему идти в школу или гулять. Из-за этого у детей подавляется собственная точка зрения, то есть Подавляется собственное «Я».

Впоследствии ребёнок становиться неспособным говорить «нет», у него

появляется страх перед близостью и боязнь отдать себя, состояние тревоги и приступы паники. Такой ребёнок безответственный, неорганизованный, он склонен винить других.

Властная мать не позволит ребенку вести собственную жизнь, отделиться, отойти от нее, сделать шаг в сторону или поперек, в результате чего произойдет одно из двух: либо ребенок будет сломлен, либо он будет бороться с матерью, утверждая свою личность.

  1. Мать – «Охотница за скальпами»

«Охотница за скальпами» не допускает, чтобы ее ребенок испытывал негативные эмоции, признавал свои утраты. Идеальному человеку не пристало переживать чувство вины или стыда, неудачи и потери.

Выросшие дети «охотницы за скальпами» хранят такой образ своего идеального «Я», который даже не назовешь человеческими.

Их идеальное «Я» не испытывает нормальных человеческих чувств: слабости, страха, гнева.

Такая мать хочет, чтобы ее ребенок был абсолютно идеален.

Она не допускает проявления слабости у своего чада, сдерживает самоуверенность ребенка, помогает ему отказаться от идеалистических представлений о себе и о мире, оживляет разные стороны ребенку: как хорошие, так и дурные. Мать — «охотница за скальпами» хочет, чтобы ее ребенок был поводом для гордости, независимо от того хочет он этого или нет.

Дети, воспитываемые такой матерью, испытывают тревогу, вину, стыд, часто впадают в депрессию, появляются вредные привычки и зависимость.

Выросшие дети «охотниц за скальпами» часто стараются как можно лучше подать себя при общении. Можно сказать, что другой стороной своей личности они не располагают.

Они изо всех сил стремятся угодить партнеру и ни в чем его не разочаровать, они всегда начеку, чтобы не допустить ошибку и не обнаружить свои недостатки.

Хорошая мать не только питает ребенка — она смотрит на него также с точки зрения будущего, то есть она постоянно помнит, что в ребенке скрывается взрослый человек. Она всеми силами старается вывести эту взрослую личность на свет.

Хорошая мать хочет, чтобы сын или дочь стали равными ей и любому другому человеку. Она помогает развитию равноправной личности друга, а не большого ребенка. Проблема равенства здесь связана с выходом в мир зрелой по-взрослому функционирующей личности.

Другими словами, властная мать наносит рану в самое средоточие самостоятельной личности ребенка, а мать – «босс» подрывает его способность стать независимым, нормально функционирующим взрослым человеком. Мать учит ребенка подчиняться властям на собственном примере, ведь она сама соблюдает правила.

Она не будет постоянно ворчать на своего босса, она платит налоги и принимает наставления церкви, которую сама себе выбрала. В тоже время мать утверждает и свой авторитет по отношению к семье, устанавливая домашние правила и требуя, чтобы им следовали.

Мать учит ребенка сомневаться в авторитетах и принимать их, избегая двух крайностей: она не хочет вырастить ни робкого подлизу, нуждающегося в постоянном одобрении «сверху», ни вечного мятежника, неспособного работать в команде.

При таком воспитании ребенок постоянно ощущает себя ниже других. Ему кажется, что он не в состоянии принимать решения, и он предпочитает передоверить руководство другим людям. Он боится вызвать раздражение, обнаружить хоть какие-то способности, соображение, силу. Он так страшится неодобрения , что готов лебезить.

Они отказываются от успеха, хотя по объективным данным вполне могут на него рассчитывать. Существует еще и другое проявления ребенка. Он ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. На самом же деле он тоже чувствует себя « младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение.

Иногда оба стиля проявляются одновременно.

Чтобы войти в мир взрослых, ребенок обязан научиться общаться с другими людьми, а не только с мамой. Он должен узнать, как следует завязывать отношения с людьми разного возраста того и другого пола, совершенно неодинаковыми по характеру и склонностям. В основном ребенку предстоит иметь дело со сверстниками.

Нужно научиться вкладывать эмоциональный «капитал», приобретенный в отношениях с родителями, в те связи , из которых в свое время вырастет новая семья, дружеский круг, церковная община, группа поддержки, трудовой коллектив.

Мать должна активно способствовать зарождению и развитию этой дружбы, хотя именно с помощью этих связей ребенок в свое время покидает отчий дом.

Исходя из выше сказанного, материнская любовь содержит и удовольствие , и страх, и боль, и агрессию, и раздражение, и мечты. Данные качества у нее есть в «разной пропорции».

Ее отношения можно расположить на прямой от ненависти – через равнодушие – к граничащей с безумием восторженности.

Представление о « достаточно хорошей матери» включает в себя необыкновенно тонкое сочетание самоотверженности и эгоизма, способности предоставить ребенку безграничную поддержку и любовь и своевременное ограничение своей опеки.

Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно провести ту границу, когда «включилось» хотя бы частичное осознание важности влияния матери во взаимодействии с ребенком.

Как родители влияют на формирование личности ребенка?

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Родители являются теми, с кем ребёнок проводит большую часть детства. Мама и папа не только обеспечивают малыша материально, но и создают благоприятную атмосферу для развития личности. Когда наступает этот период, возникает закономерный вопрос – как родители влияют на формирование личности?

Как устроен ребёнок ????

Процесс осознания ребёнком себя начинается в 3 года, когда в нём заложены главные представления о жизни, теперь подлежащие «обработке». Он начинает проявлять характер осознанно, определяется с симпатиями, антипатиями.

Малыш выкраивает важные установки, самое необходимое по его мнению. В этом возрасте дети наблюдают за окружающими, делают выводы. Подобное происходит неосознанно, поэтому родственникам необходимо больше внимания уделять объяснениям, разбирая конкретные случаи.

Личность формируется путём наблюдения за:

  • · близкими родственниками;
  • · педагогами;
  • · сверстниками.

На первых этапах формирования первое место занимают родители, затем учителя или воспитатели, затем – другие мальчики и девочки.

Однако, ошибочно полагать, что подобные установки нерушимы. Отношение малыша исходит из того, как родители влияют на детей.

Если в семье ребёнок получает нужные эмоции – он будет прислушиваться, усваивая правильные установки и развиваясь в точном направлении.

Например, на уроке мальчик видит кричащего одноклассника и позже копирует паттерн поведения в школе и дома, ведь от авторитета усвоил: «кричать можно». Дома мама или папа объяснит, что поступать так нельзя, но мальчик прислушается только если родитель в «иерархии авторитетов» выше сверстника.

Но это не мешает неосознанно учиться у не-авторитетов. Дети усваивают принцип «так можно», это позволяет схватывать привычки даже у тех, с кем они почти незнакомы. Главное для родителей – правильно поставить себя, найти дорожку к сердцу сына или дочки и настаивать на правильной точке зрения до последнего.

Читайте также:  Анализ рассказа «подснежник» (и. бунин)

Всё начинается с родителей ????

Мамы и папы часто полагают, что большая часть ответственности за воспитание лежит на учителях. В этом заключается основная ошибка родителей, так как их авторитет должен быть выше авторитета воспитателя. Отдавая кроху на «попечение» педагогов, мамы и папы не заметят того, как отойдут на второе или третье место, заменят их наставники и сверстники.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

На расстановке ролей работа не заканчивается. Стоит помнить о важнейшем правиле: мама и папа – основные примеры для подражания. Казалось бы, как пример родителей влияет на детей? Это три разных личности! Но ребёнок – личность не сформированная, поэтому малейшие «движения» взрослых авторитетов мгновенно становятся постоянными привычками.

Лучший способ не прививать плохие повадки – искоренить неправильные установки в себе. Любопытный ребёнок всегда найдёт способ наблюдать, даже если Вы не замечаете. Он фиксирует всё: от умения радовать любимого человека до нервного покусывания губы.

Иногда отучить себя от некорректных привычек сложно, особенно если Вы находитесь в постоянном стрессе, и плохие повадки позволяют искоренить стресс (скажем, курение).

Тем не менее, стоит сдерживать порывы и смотреть на происходящее с положительной стороны: отучаясь от плохого, Вы делаете шаг к оздоровлению, физическому или психическому. Тем более, это важно не только для Вас, но и для детей.

Как воспитать гармоничную личность

В первую очередь, не нужно опекать ребёнка слишком сильно. В 3 года ребёнок хочет браться за дело сам, но «хочу» не совпадает с «могу». Как родители влияют на такую ситуацию?

Мама или папа думает, что сын или дочь не справится, поэтому говорят «не делай этого!», буквально заставляя ребёнка бездействовать. В таком случае ни о какой самостоятельности речи не идёт. Совет: давайте желаемые поручения, но в меньшей мере. Например, если ребёнок хочет мыть хрупкую посуду, выдайте ему «человеческую», но пластиковую.

Но и обесценивать порывы нельзя. Постоянная критика мотивирует закрываться, не делиться проблемами с авторитетами. Впоследствии уже взрослый человек не будет доверять окружающим, станет асоциальной личностью. Хвалить и ругать нужно в меру, только за объективно хорошие или плохие поступки, а также предлагать альтернативу.

Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”Картинка взята из открытого источника “Яндекс картинки”

Говоря о том, как родители влияют на будущее детей, нужно помнить: нельзя сравнивать детей. Скорее всего, каждый слышал в детстве фразы вроде «у Маши сплошь пятёрки, а у тебя – ни одной!».

Особенно плохо сказывается фраза, если ребёнок совершенствуется, с троек перешёл на четвёрки, но родители всё ещё требуют «отлично». Частое повторение укореняется в голове, порождает комплекс неполноценности.

Разве это качество присуще гармоничной личности?

Существует множество методик воспитания, но в вопросе о том, как родители влияют на психику, следственно, на личность ребёнка, очевиден. Мама и папа становятся важнейшим примером для малыша. Главным образом на детей влияет пример окружающих, но прислушивается он к авторитетам.

Поэтому родителям нужно стать более значимыми, и своим поведением показывать правильные установки. Вскоре паттерны закрепятся, способствует развитию гармоничной личности. А что для родителей может быть ценнее, чем хороший ребёнок?

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк и делитесь материалом с друзьями!

Еще больше интересных статей, на моем блоге: https://maxdohod.info

Как влияет мать на формирование личности своего ребенка

Роль матери и отца на формирование личности ребенка чрезвычайно важна. Именно от них во многом зависит то, каким вырастет их ребенок, на что будут устремлены его помыслы, какие ценности будут сформированы, как он будет ощущать себя в социуме.

Чаще всего, говоря о влиянии родителей на складывающуюся детскую личность, упоминают о роли отца. От того, каким было отношение отца к сыну или дочери, зависит его будущая успешность, его мироощущение и вся дальнейшая жизнь.

Однако роль матери просто неоценима. Её влияние начинается с самых первых дней существования малыша еще в утробе. Именно тогда закладываются основы психики, и эмоции, которые переживала мать переживались и её будущим ребенком.

В подсознании закладывается формирование собственного отношения к своему окружению. Отрицательно влияют на малыша негативные чувства, стресс, переживаемые будущей матерью.

Более того, они могут спровоцировать  послеродовые осложнения – неврозы, тревожность и прочее.

Когда рядом есть любящая мать

 Появившись на свет, малыш начинает обретать новый опыт – познание окружающего мира, обретение собственного опыта. И многое воспринимается малышом именно так, как это видит мать.

 Еще не умея общаться со своими родителями с помощью слов, малыш может воспринимать и ощущать на себе отношение своих любимых мамы и папы. Он ощущает заботу, бережное отношение, любовь, а в ответ в крохе вырабатываются привязанность и потребность общаться.

Когда родителей нет

 Если же младенец лишен духовной и физической связи со своим главным человеком – матерью – то и дальнейшее происходящее перестает его интересовать.

Известное явление, характерное для младенцев, «эффект оживления», когда малыш реагирует на проявленный к нему интерес со стороны взрослого, не наблюдается у тех несчастных малышей, которые вынуждены проводить свои первые месяцы жизни в том мире в Доме малютки, будучи брошенными своими беспечными родителями.

С течением времени отставание от имеющих родителей сверстников только увеличивается, а ребенок может и вовсе потерять интерес к постижению мира, в котором его никто не любит.

Мамина защита

 Материнская любовь, присутствие матери является для ребенка самым главным. От матери зависит и то, каким будет восприятие себя малышом.

 Беззащитный малыш в момент опасности призывает к себе маму, которая ассоциируется им как надежная защита  и незыблемость. Он плачет, если мамы нет, а ест только с маминой ложки. Потребность в матери для него весь мир. Он не просто проявляет свою избалованность, он просо ищет точку опоры, с которой начинается формирование целого огромного внутреннего мира ребенка.

 Малыш ощущает себя счастливым и уверенным, когда рядом мама. Он уверен в своей максимальной защите от всех и всего, если мама поддерживает его, играет, общается с ним.

 Влияние матери касается всех сторон будущей личности. Какое мироощущение будет у ребенка, какие мысли и настроения будут преобладать, какие черты характера возобладают, какими ценностями будет руководствоваться ребенок – всё это зависит от того, какие взгляды имеет его мать и к чему его приучает.

На карте – будущее ребенка

 Нужно ли говорить, как важно ощущение малышом контакта со своими самыми близкими людьми – родителями. Для дальнейшего успешного развития уверенной в своих силах многогранной личности, важно иметь обоих родителей.

Ведь и отец воспринимается малышом как самый близкий человек, защита, друг, учитель.

Вот почему, когда отец не принимает никакого участия в ребенке, тот вырастает менее адаптивным, испытывает затруднения в общении с окружающими, и гармоничную личность, в таком случае, очень сложно.

 Стоит ли подвергать ребенка риску? Ведь папа и мама, согласно восприятию малыша, созданы специально для удовлетворения его потребности в развитии.

О роли матери и отца в формировании личности ребёнка

  • О роли матери и отца
  •  в формировании личности ребенка
  • Подготовила  
  • Шевченко  Рауя Рашитовна,
  •  преподаватель хореографии
  • МОУ ДО «Шумиловская ДШИ»
  • Приозерского района
  •  Ленинградской области       

Исторически сложилось, что отцы  и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми.

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души».

Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье.

Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Сегодня в воспитании детей доминирующая роль принадлежит женщине-матери. Она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Мать-женщина – главный воспитатель своих детей.  

Материнство – свойственное женщине осознание постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, забота об их выращивании и воспитании, смысл личного существования, показатель общечеловеческой и гражданской позиции.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «Забвению не подлежит» (пример)

Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей.  

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Многие утверждают, что это, прежде всего, любовь к ребенку и… всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна.

Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое.

Необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.

Но есть матери, которые  уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.

  1. Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка.
  2. Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.
  3. С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.
  4. Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство – явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери.

Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.

Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь.

Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы.

Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей.

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.

На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это большая ответственность.

Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми.

Итак, мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание перед государством. С раннего возраста они формируют личность ребенка. Их долг – воспитать хорошего человека.

Достойное поведение родителей в семье служит детям примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость и др.

Мать вместе с отцом охраняют и оберегают жизнь своих детей, создают условия для их полноценного развития.

        Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни.

Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий.

Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо.

Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Они обязаны сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, – социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.  

Для развития личности огромное значение имеет семья. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи.

Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, здесь он учится действиям и поступкам, подражая другим, сопоставляя себя с ними, слушая разговоры; здесь он формируется как личность.

Отсюда семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности.

Крайне важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.

Список литературы

  1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
  3. Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. Л. В. Васильева. – М.: Прогресс, 1986.
  4. Куровская С. Н. Педагогика семье.– Минск: Тесей, 2006.
  5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999.
  7. Реан А. А. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002.
  8. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье. – СПб: Питер, 1998.
  9. Бодалева А. А. Семья и формирование личности. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2004.
Ссылка на основную публикацию