Писатели великой отечественной войны

Более 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата – героя-освободителя.

В действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся – это большие потери.

Писателям, большинство которых стали фронтовыми журналистами, случалось порой заниматься не только своими прямыми корреспондентскими обязанностями, а брать в руки оружие – так складывалась обстановка (впрочем, пули и осколки не щадили и тех, кто в такие ситуации не попадал).

Многие же просто оказались в строю – воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанах.

Большой вклад в развитие советской прозы и поэзии внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г.

Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев – танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона.

Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком – М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном – К. Воробьёв; связистами – В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком – В. Курочкин; десантником и разведчиком – В.

Богомолов; партизанами – Д. Гусаров и А. Адамович… 

В фондах библиотек города широко представлены книги писателей-фронтовиков, в списке присутствуют лишь некоторые из них…

Писатели Великой Отечественной войныАстафьев Виктор Петрович (1924-2001)

Писатель

Военный путь 

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. (В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П.

четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов.

Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

  • (Из наградного листа на медаль “За отвагу”).
  • Писатели Великой Отечественной войныПисатели Великой Отечественной войныПисатели Великой Отечественной войны
  • Писатели Великой Отечественной войны

Бондарев Юрий Васильевич (1924-по н.в.)

Писатель

Военный путь

В 1941 году участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину.

После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Ю.

Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

Писатели Великой Отечественной войныПисатели Великой Отечественной войныПисатели Великой Отечественной войны

Писатели Великой Отечественной войны

Васильев Борис Львович(1924-2013)

Писатель

Военный путь

В 1941 году в 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт. Первый бой принял 8 июля 1941 года. Воевал в составе комсомольского истребительного батальона.

В 1943 году, после выписки из госпиталя, Борис Львович был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я.Малиновского).

В составе колонны академии участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. 

Писатели Великой Отечественной войны

Друнина Юлия Владимировна (1924-1991)

Поэт

Военный путь

После начала Великой Отечественной войны, в возрасте 17 лет, Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста, работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестёр.

В конце лета 1941 года была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском, затем служила в 1038-й самоходном артиллерийском полку 3-го Прибалтийского фронта, воевала в Псковской области, в Прибалтике.

В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы.

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920-1993)

Писатель

Военный путь

В декабре 1941 года был направлен на фронт. В 1942 году 132-я стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев, вела тяжёлые бои под Ржевом.

Во время них получил первое ранение, был награждён медалью “За отвагу”. После отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен.

В госпитале пробыл на излечении полгода, комиссован с инвалидностью; младший лейтенант.

Симонов Константин Михайлович(1915-1979)

Писатель, поэт, общественный деятель

Военный путь

С началом войны призван в армию, работал в газете “Боевое знамя”. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. 

«Они прошли по той войне…». Поэты – фронтовики

Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Неизгладимый след оставила война в их творчестве, многие начали писать во время войны как военные корреспонденты (К. Симонов, А. Твардовский, В. Багрицкий, М. Дудин, Е. Долматовский).

Их яркие зарисовки, реалистичные репортажи с мест сражений, расходились на фронте среди солдат, поднимали боевой дух в тылу.

Именно они – писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до нас историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь.

Они правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной поэты-фронтовики – это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран, оставив после себя пронзительные стихи о тяжелых событиях тех лет. 

  • Тысячи ленинградцев во времена блокады собирались толпами возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие в сердца людей надежду на солнце, которое промелькнет сквозь сгустившиеся облака, голод и холод.
  • Писатели Великой Отечественной войны Писатели Великой Отечественной войны
  • Ольга Берггольц (1910-1975) — муза людей, находившихся в осажденном городе, душа которой запечатлена в каждой строчке ее стихотворения.

В годы блокады 1941−1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде.

В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе, она стала работать на литературно-драматической редакции Ленинградского радио.

Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.

Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось «это мило, славно, приятно — не больше», Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда». В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Писатели Великой Отечественной войны Писатели Великой Отечественной войны

Юлия Друнина (1924-1991) среди писателей-фронтовиков занимает особое место. Ей удалось показать войну глазами женщины, не просто попавшей в огненный вихрь, но и сделавшей для Победы всё, что было в её силах.

 Жизнь Юлии перевернула война. 17-летней девушкой записалась она в добровольную санитарную дружину при Обществе Красного Креста, работала в госпитале. Когда немцы подходили к Москве, Юлия выезжала на строительство оборонительных сооружений под Можайском.

Здесь она впервые в жизни попала под бомбёжку, после которой потерялась и отстала от своей группы. Девушка блуждала до тех пор, пока не наткнулась на солдат пехотного полка, которым нужна была санитарка. Так Юля оказалась на фронте.

Первый бой, первое окружение, первый прорыв к своим, в ходе которого погибали её товарищи…

Читайте также:  Краткое содержание «Евгения Онегина» по главам

В 1943 году она написала свое первое стихотворение о войне. После войны она окончила Литературный институт в Москве. Стала много писать и ее сборники стали печататься регулярно. Она была очень талантлива, честолюбива, и когда в 90-е годы начался развал России, она не смогла это пережить, покончила с собой. Это было ее решение…

Нам остались ее стихи: очень честные, искренние, суровые в своей правдивости.

Писатели Великой Отечественной войны Писатели Великой Отечественной войны

Российский поэт, солдат, ленинградец Михаил Дудин (1916-1993), один из наиболее талантливых и многогранных деятелей русской поэзии. Свою славу он обрел в военные годы, но и сегодня его стихи тревожат сердца поклонников поэзии. Имя его хорошо известно даже тем, кто никогда не держал в руках сборников его стихов.

Песни на его стихи в советские годы часто звучали в эфире: «Снегири», «Баллада о мальчике», «Солдатская песня». Если бы Дудин был автором единственного стихотворения «Соловьи», он навсегда бы остался в истории отечественной поэзии.

Но ему суждена была долгая жизнь, он выпустил десятки книг стихов о родной земле, о войне и мире, о любви и нежности, о радости и печали, о славе и позоре, о совести и чувстве долга…

 Он начал печататься с 1935 года. Первый сборник стихов вышел в 1940 году в Иванове. С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной, с 1942 года работал во фронтовых газетах, в том числе в осаждённом нацистами Ленинграде.

Писатели Великой Отечественной войны Писатели Великой Отечественной войны

Всеволод Багрицкий (1922-1942) родился в 1922 году в Одессе в семье известного советского поэта Эдуарда Багрицкого. Писать стихи В. Багрицкий начал в раннем детстве. В школьные годы он помещал их в рукописном журнале; еще учась в школе, в 1938-1939 годах работал литературным консультантом «Пионерской правды».

При жизни его стихи почти не публиковались.  С первых дней Великой Отечественной войны он добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта.

Погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области.

 Всеволод Багрицкий смог, не дожив и до 20 лет, оставить свой след в поэзии. Его стихи мужественные, энергичные, честные, в которых будто продолжается разговор с отцом, есть пророчества о ранней гибели, исповедь израненной души, не встретившей друга, мысли о судьбе своей семьи.

В 1958 году вышел сборник стихов погибших поэтов «Стихи остаются в строю», куда вошли и произведения В.Э. Багрицкого.

Писатели Великой Отечественной войны Писатели Великой Отечественной войны

Муса Джалиль (Залилов) (1906-1943) Будучи известным литератором и ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, он в 1941 году добровольцем ушёл на фронт. Тяжело раненный Залилов попал в плен и был включён в состав созданного нацистами легиона вермахта «Идель-Урал».

Там он сразу же вступил в антифашистскую подпольную организацию. В августе 1943 года Мусу Джалиля вместе с товарищами арестовало гестапо. После года пыток и издевательств он был казнён. В СССР поэта долгое время считали предателем. Его доброе имя было восстановлено только в 1950-е годы.

Полностью картина деятельности подпольщиков до сих пор не восстановлена. Однако рассказы ряда бывших военнопленных и бойцов Сопротивления убедительно свидетельствовали о том, что Муса Джалиль и его товарищи погибли, борясь с нацизмом. Произведения, написанные в Моабитской тюрьме М. Джалилем попали к поэту Константину Симонову.

Он собрал информацию о реальной судьбе Мусы Джалиля и в 1953 году опубликовал его стихи в «Литературной газете».

Константин Симонов (1915-1979) – советский поэт и прозаик, общественный деятель и публицист, писал сценарии для кинофильмов. За свой труд получил Ленинскую премию и шесть Сталинских премий.

С началом Великой Отечественной войны был призван в действующую армию на Западный фронт: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя».

В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году – звание подполковника, а после войны – полковника. Симонов стал одним из лучших военных журналистов, пройдя всю войну от Черного до Баренцева моря.

Он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками – в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке – в атаку с пехотой и закончил войну в Берлине; был свидетелем последних боев за Берлин, а затем присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии.

Известность поэту принесло стихотворение «Жди меня», опубликованное в газете «Правда» в январе 1942 года. В годы войны его лирика («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Убей его! («Если дорог тебе твой дом») и др.) приобрела большую популярность.

Сурков Алексей Александрович (1899-1983). В 1941–1945 годах он был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и специальным корреспондентом газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.

За годы войны издал сборники стихов «Декабрь под Москвой», «Дороги ведут на Запад», «Солдатское сердце», «Наступление», «Стихи о ненависти», «Песни гневного сердца» и «Россия карающая».

Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого, 1941), «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. А.

Мокроусова, 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других.

Поэт, прозаик, один из основателей жанра авторской песни Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Москву.

В начале Великой Отечественной войны Булат трудился токарем на оборонном заводе, а весной 1942 года после достижения 18-летия Булат был призван в армию и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев подготовки с октября 1942 года был направлен на Северо-Кавказский фронт, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса.

Когда Булат был студентом (в 1946 году), он сочинил свою первую песню «Неистов и упрям…», а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни «Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Король», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и многие другие. Эти произведения сразу же приобрели широкую известность.

Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Так же его песни звучат и других не менее известных кинофильмах: «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «Катюша» и многих других.

В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Я рассказала о нескольких именах, а их, конечно, значительно больше.

Чем больше мы будем знать о Великой отечественной войне и людях, которые тогда жили, тем сильнее будет память поколений и желание сберечь мир, желание оставаться сильными и помогать друг другу. Пусть эта поэзия будет символом силы, воли и несгибаемости людей, которые защищали тогда мир, в котором мы живем сегодня!

Вашему вниманию предлагаю викторину о творчестве этих поэтов.

Кутузова О.А.,зав. сектором НРБ

Великие писатели-фронтовики, в чьих рассказах о Великой Отечественной войне формировался советский патриотизм – Заметки о войне

Писатели Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война давно закончилась, но память о доблестных воинов навсегда останется в наших сердцах. Благодаря рассказам советских авторов про Великую Отечественную войну россияне узнают о подвигах красноармейцев, о тяжёлых испытаниях, который пережил русский народ. Художественные произведения — это часть истории, о которой должен знать каждый гражданин.

В годы войны было много авторов, которые с помощью рассказов доносили до народа величие Красной армии и её воинов.

Интересно, кто писал рассказы о Великой Отечественной войне? В принципе этим мог заниматься любой советский гражданин, но не все владели хорошим литературным слогом, могли чётко и интересно рассказать о событии. Вспомним великих писателей-фронтовиков, произведения которых стали бессмертными.

Виктор Астафьев

Писатели Великой Отечественной войны

Виктор Петрович имел бронь железнодорожника и мог не идти на фронт, но в 1942 году принимает решение бороться против немецких захватчиков. Поступает в Новосибирское пехотное училище, после окончания, которого в 1943 ушёл на фронт. В годы войны Виктор служил рядовым, шофёром, ходил в разведку. Получил ранение и контузию. Афанасьев начал писать рассказ, связанный с Великой Отечественной войной после демобилизации.

Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Надежда и отчаяние»

Юрий Бондарев

Писатели Великой Отечественной войны

В 1941 году Юрий Васильевич принимал участие в укреплении оборонительных сооружений под Смоленском. Позднее был переведён в пехотное училище. В октябре 1942 году по распределению попадает в Сталинград, где назначен командиром полка стрелковой дивизии. Получил контузию, лёгкую степень обморожение и ранение.

Борис Васильев

Писатели Великой Отечественной войны

Когда началось немецкая агрессия против СССР, Борис Львович только закончил 9 класс. В составе истребительного комсомольского батальона он уходит на фронт добровольцем в 1941 году. Под Смоленском Борис с боевыми товарищами попадает в окружение. В результате ожесточённых боёв, батальон Васильева прорывает окружение. Во время десанта под Вязьмой Васильев получает контузию. В скором времени писателя демобилизуют и в 1943 году он поступает на учёбу в Академию бронетанковых войск.

Даниил Александрович Гранин

Писатели Великой Отечественной войны

Летом 1941 года добровольцем вступил в ряды Ленинградской стрелковой дивизии. Дослужился до звания капитана. Неоднократно принимал участие в ожесточённых боях с фашистами. Отечественный писатель два раза был ранен, но службу не оставил.

Андрей Платонов

Писатели Великой Отечественной войны

Андрею Платоновичу было больше сорока лет, когда Гитлер напал на СССР. В звании капитана он работал журналистом в издании «Красная звезда», где публиковал авторские рассказы о войне. Принимал участие в сражениях. В 1945 году капитану Платонову присвоили звание майора.

Борис Полевой (Кампов)

Писатели Великой Отечественной войны

В годы войны Борис Николаевич работал журналистом газеты «Правды». Популярность и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке», посвящённая герою лётчику Маресьеву. Произведение стало мировым изданием, которое читали представители разных национальностей. Все восхищались мужеством советского лётчика.

Константин Симонов

Писатели Великой Отечественной войны

В июне 1941 года Константин Михайлович учился на курсах журналистов. В качестве профессионального журналиста работал в «Известиях», «Боевом знамени.» Принимал участие в военном походе подводной лодки Л-4. В 1943 году получил звание подполковника, а затем и полковника.

Твардовский

Писатели Великой Отечественной войны

Конечно, нельзя не вспомнить об Александре Твардовском и его знаменитом «Василии Теркине», который стал любимым произведением не только солдат, но и простых граждан. Александр в годы войны работал журналистом и ездил на фронт, чтобы освещать подвиги бойцом. Сам неоднократно участвовал в сражениях, за что был награждён медалями.

К счастью, большинство россиян знают рассказы об Отечественной войне русских писателей, что очень важно. Ведь формирование патриотизма происходит не только через воспитание в семье, соблюдение законов государства, изучение родной истории, но и через литературу. Кстати, поисковые отряды часто находят заметки о войне неизвестных писателей и передают их в музеи.

Zampolitovich

Слово о Великой войне: советские писатели-военкоры

Выполняя свои прямые обязанности, во время выездов на фронты эти люди вбирали в себя не только факты и события, которые они должны были освещать, но и нечто большее.

 

ВК Telegram FB Twitter Youtube Instagram Дзен rss Писатели Великой Отечественной войныГруппа советских военных корреспондентов у стен Рейхстага. Берлин. 5 мая 1945 г.

Группа советских военных корреспондентов у стен Рейхстага. Берлин. 5 мая 1945 г.

В огромном народном массиве, вытянувшем на себе тяжесть Великой Отечественной и созидавшем Победу, ясно просматриваются два очень разных поколения советских людей.

Первое поколение — это люди, призванные в армию уже зрелыми мужчинами 40–45 лет. Детьми или подростками они застали царское время, видели Революцию, Гражданскую войну, некоторые служили в рядах молодой Красной Армии.

Возмужав, став крестьянами, рабочими и инженерами, они строили новую страну, прошли через сложное время коллективизации и индустриализации, предвоенной мобилизации общества.

К началу войны они были уже сформировавшимися зрелыми личностями, имели опыт тяжких испытаний и труда. Это был один взгляд, одно принятие вызова.

Вторым поколением Великой Отечественной была советская молодежь. Рожденные сразу после Революции или Гражданской, они самим временем были удалены от их вихрей и бурь.

Взрослея в 30-е годы, восхищенными детскими душами они вбирали в себя дух строящегося на их глазах социализма, пьянели от фантастических романов, готовились трудиться, жить и любить.

Но прямо со школьных скамей эпоха забрала их в окопы и блиндажи, вручив вместо аттестатов винтовки. Это был совсем иной взгляд, иное принятие вызова.

Похожее разделение можно увидеть и в культурном отклике советского общества на вызов войны. Отклик этот очень широк и многогранен, он включает в себя музыку и песню, живопись и скульптуру, поэзию и прозу.

В данной статье мы сосредоточимся на военной прозе. Мы не претендуем на исчерпывающий обзор всей советской военной литературы, а рассмотрим лишь несколько самых ярких, с точки зрения автора, феноменов.

Эквивалентом первого, уже зрелого и видавшего жизнь, поколения советских людей, прошедших войну, в литературе являются советские писатели, к началу войны уже состоявшиеся как авторы.

Почти поголовно они были призваны в армию военными корреспондентами, имели офицерские звания, несмотря на то, что нередко шли в военкоматы как простые граждане — система быстро выявляла ценные кадры и встраивала их в себя с наибольшей для общего дела пользой.

Военкоры были глазами и ушами фронтов, они часто бывали на передовой во время наступлений, оказывались в окружениях при неудачах, погибали под артобстрелами и бомбежками.

Работа их для армии и страны, когда до каждого бойца и рабочего нужно было донести предельную важность происходящего, была крайне значима.

Фронтовыми корреспондентами во время войны были Аркадий Гайдар (погиб), Константин Симонов, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Андрей Платонов, Александр Твардовский, Борис Полевой, Александр Бек, Валентин Катаев, Илья Эренбург, Василий Гроссман и многие другие советские литераторы.

Выполняя свои прямые обязанности, во время выездов на фронты эти люди вбирали в себя не только факты и события, которые они должны были освещать, но и нечто большее.

Они постигали сам трудноуловимый нерв войны, видели воюющего советского человека — и в них зарождались зерна будущих уже художественных, а не публицистических текстов. Вопреки распространенному мнению о том, что «прозе нужно настояться», многие произведения рождались очень быстро, словно из самого пламени войны.

Эти рожденные по горячим следам тексты являют собой уникальное и сверхценное для нас сегодня вместилище жизненной правды и духа того времени. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

«Волоколамское шоссе» Александра Бека.

Писатели Великой Отечественной войны

«…среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека «Волоколамское шоссе»… это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе. И хотя её хорошо знают у нас и знают во всем мире, ей, этой книге, ещё не полностью воздано по заслугам». (Константин Симонов)

Автор этой повести Александр Бек (родился в 1902) был удивительным для нас сейчас производственным, пролетарским типом писателя.

Он имел военный опыт Гражданской, после пошел в журналистику и литературу, писал об опасных и тяжелых профессиях.

С началом войны Бек вступил в Краснопресненскую стрелковую дивизию Московского народного ополчения, но воевать ему не пришлось — в войсках ему нашлось применение как военкору.

В начале 1942 года Бек много времени провел в знаменитой дивизии имени Панфилова, в числе прочих отражавшей немецкий натиск в критические дни битвы за Москву. Материалы бесед с командирами и бойцами стали основой для будущей повести. Там он постигал механику и психологию войны, собирал в единое образ погибшего в ноябре 1941-го генерала Панфилова.

«Волоколамское шоссе» — это во многом уникальное произведение. Оно почти с документальной точностью передает события обороны Москвы осенью 1941 года в масштабе отдельно взятого батальона «панфиловской» 316-й дивизии.

Вместе с бойцами и комбатом казахом Бауржаном Момыш-Улы мы проходим через труд формирования подразделения и испытания войны.

История, рассказанная читателю устами командира, вмещает в себя и описание нюансов военного дела, и живые характеры рядовых бойцов, и эмоциональный накал сражений, и глубокий образ по-суворовски относящегося к солдатам генерала Панфилова.

Послевоенная судьба произведения нетривиальна. Оно не очень широко известно среди читающей публики, но занесено в обязательные программы военных академий нескольких стран. Своей «настольной книгой» называл «Волоколамское шоссе» человек-символ Эрнесто Че Гевара.

Военные рассказы Андрея Платонова.

Писатели Великой Отечественной войны

«Что же такое человек? — думал он позже с удивлением и удовлетворением. — Всё, что было, что пережито, что мы знали как трудное дело, — было легко, и то было маловажным, то было только началом и даже слабостью человека, — мы тогда еще не испытали всего веса зла на человеческую грудь, мы не чувствовали как следует врага. Лишь теперь я знаю кое-что, как надо драться».

(«Офицер и солдат», Андрей Платонов)

Удивительный, ни на что не похожий литературный мир Платонова во многом не был воспринят современниками. В довоенное время многие его произведения не понимали, разгромно критиковали, не публиковали.

Читайте также:  Опасна ли месть для самого мстителя?

Будучи проблемным, но уже состоявшимся писателем, инженером и мыслителем, с началом войны он записывается простым рядовым в армию, но, как и многие другие литераторы, вскоре получает должность военного корреспондента и направляется в редакцию газеты «Красная звезда».

Осмысливая увиденное и переживаемое им на фронте, писатель-философ создает множество небольших рассказов и очерков, среди которых «Броня», «Одухотворенные люди», «Смерти нет!», «Афродита», «Среди народа», «Офицер и солдат». Платонов затрагивает темы духовного смысла идущей войны, античеловеческой сущности фашизма, создает яркие, живые образы советских бойцов и младших командиров, которых он наблюдает на поле боя.

Нам еще предстоит вновь открыть для себя платоновскую довоенную и военную прозу, вобравшую в себя невероятные глубины реальности, сильно опередившую время.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Писатели Великой Отечественной войны

В августе 1943-го военкор «Правды» Борис Полевой встретился в землянке под Орлом с потерявшим ноги, но вновь поднявшимся в небо летчиком Алексеем Маресьевым. Результатом их беседы стали корреспондентские заметки, три года автором не востребованные. В 1946 году писатель сел за повесть, но работа не шла. По словам самого Полевого, все изменившим толчком стало заявление нацистского рейхсминистра авиации Германа Геринга на Нюрнбергском процессе, на котором Полевой присутствовал в качестве журналиста. Вот те слова в пересказе Полевого:

«Геринг: Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов. Сопоставляя силы, мы были уверены в победе.

Но мы не знали советских русских. Человек Востока всегда был загадкой для Запада. Наполеон совершил ошибку.

Мы ее повторили, — и, возведя к небу свои серые оловянные глаза, сказал: — Это не преступление, это — рок.

Рок? Признаюсь, я просто-таки взволновался, выслушав это вынужденное признание. Рок! Мне сразу вспомнился безногий летчик, о котором я еще ничего не писал. Летчик, который так упорно уходит от меня. Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!»

(«В конце концов», Борис Полевой)

Пробужденный этими словами, Полевой на одном дыхании написал повесть за 19 дней, не имея ни плана, ни конспекта, а лишь тетрадь с репортерскими записями трехлетней давности.

Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» была опубликована в журнале «Октябрь». Книга быстро получила признание в СССР и по всему миру, общий тираж ее к 1954 году составил 2,34 млн экземпляров.

Многие знают основную фабулу «Повести», историю о том, как потерявший ноги летчик благодаря своей силе духа снова вернулся в небо. Но книга не только о нем, она также обо всем советском обществе.

Живы и пронзительны образы полкового комиссара Воробьева, вдохновившего героя на борьбу, обгоревшего танкиста Григория Гвоздева, врачей военного госпиталя, в котором началась новая жизнь Мересьева, ушедшей в леса от немцев деревни, жители которой нашли и выходили летчика — всё это сверхценные для нас сегодня портреты эпохи.

К слову, сам Полевой сдержанно оценивал успех своей повести. Известны его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

Созданный довоенными советскими литераторами, в годы войны работавшими военкорами, пласт художественный литературы трудно переоценить. В написанных по горячим следам произведениях удивительно точно нашел свое отражение дух войны и эпохи, характер советского человека, вставшего на путь смертной борьбы. Не вылезавшие с фронтов военкоры успели это схватить, описать, оживить в слове.

Но кроме военкоров есть и вторая волна советских военных писателей.

Она состоит из тех, кто войну познал молодым бойцом и командиром, прошел ее ужас и величие и уже после окончания боев, после Победы, встал на путь литературного ремесла.

Это эквивалент второго поколения воевавших советских людей, поколения, попавшего в окопы и за рычаги танков прямо со школьной скамьи или из аудитории вуза. Но об их литературном отклике нужен отдельный разговор.

10 книг о войне писателей-фронтовиков

Кто может лучше рассказать о Великой Отечественной войне, чем ее участник? Никто! Именно поэтому книги, написанные писателями-фронтовиками, занимают особую нишу в литературе. В каждом из этих произведений есть место настоящим героям, подвигу и силе духа.

Великая Отечественная война продолжает занимать мысли и чувства людей. Это время, которое никогда не должно повториться. Читайте книги и не забывайте об этом.

Узнать, выдана заинтересовавшая вас книга или свободна, можно в нашем электронном каталоге.

  Василь Быков «Дожить до рассвета»: 
Что такое героизм на войне? Какие люди совершают подвиги и становятся героями? Белорусский писатель Василь Быков отвечает на эти вопросы своими невероятно правдивыми произведениями. «Дожить до рассвета» – история о незаметном подвиге скромного, честного, глубоко преданного своему делу человека, одном среди тысяч других таких же негромких героических поступков, из которых и сложилась великая Победа.
    Георгий Брянцев «По ту сторону фронта»: 
Один из самых популярных авторов военно-приключенческого жанра Г. М. Брянцев (1904-1960) – участник Великой Отечественной войны, военный разведчик, не раз ходивший за линию фронта и сражавшийся бок о бок с народными мстителями против немецко-фашистских захватчиков. Роман “По ту сторону фронта” посвящен всем безвестным героям, сложившим головы за свободу Отчизны в глубоком тылу врага.
    Юрий Бондарев «Горячий снег»: 
 Широко известный роман Юрия Бондарева «Горячий снег» посвящён Сталинградской битве, героизму советских воинов, выигравших это решающее сражение Великой Отечественной войны.
        Владимир Богомолов «Момент истины»: 
В созданном на фактическом материале романе повествуется о розыскниках советской военной контрразведки, обезвредивших во время Великой Отечественной войны группу фашистских агентов.
    Александр Бек «Волоколамское шоссе»: 
Роман «Волоколамское шоссе» является наиболее известным и значимым произведением замечательного русского писателя-фронтовика Александра Бека. Этим романом о героических защитниках Москвы зачитывались в тылу, он был в полевых сумках бойцов на фронте. О книге во Франции писали как о шедевре, в Италии – как о самом выдающемся в русской литературе произведении о войне, а в Финляндии ее изучали в Военной академии. Роман был переведен на 10 европейских языков, а также на арабский и иврит. В этой книге вы найдете жестокую правду о самой страшной войне всех времен и народов.
            Григорий Бакланов «Мертвые сраму не имут»: 
Скупо, предельно правдиво и пронзительно рассказывает писатель о фронтовых буднях, где сосуществуют рядом реальность боя, смерть, быт, надежды и непреходящее мужество простого солдата.
        Виктор Астафьев «Где-то гремит война»: 
Виктор Астафьев в своем творчестве постоянно возвращался к фронтовой жизни, к боевым товарищам, к событиям Великой Отечественной Войны: «О войне писать трудно… хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое». В издание вошли две повести писателя: «Где-то гремит война» и «Звездопад». Это истории без героических сражений и победных маршей, повествующие о совсем юных мальчишках, жизнь которых переломила война, где судьба одного человека выливается в повествование о целом поколении.
    Анатолий Ананьев «Танки идут ромбом»: 
Роман Анатолия Ананьева (1925-2001) «Танки идут ромбом» посвящен легендарным событиям Курской битвы. В центре описания – три дня боев на одном из ответственных участков Белгородского направления. Название этого произведения стало метафорой мужества, а его герои – олицетворением доблести и силы духа.
    Алесь Адамович «Хатынская повесть»: 
«Хатынская повесть» Алеся Адамовича – одно из самых беспощадных и пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. Основные события в книге происходят на оккупированной земле Белоруссии, в блокированном фашистскими карателями партизанском отряде.
          Николай Внуков «Наша восемнадцатая осень»: 
Автобиографическая повесть писателя Николая Андреевича Внукова рассказывает о его последнем школьном лете, о первом жестоком бое, в который довелось попасть ему и его вчерашним одноклассникам. Семнадцатилетние мальчики воюют как герои, а в перерывах между боями пишут письма матерям и вспоминают, как бегали купаться, танцевали на школьных вечерах и ходили в горы за кизилом. Солнечные дни детства, мирная жизнь еще так близко – и уже так бесконечно, невозвратно далеко… И взрослая жизнь смотрит на них суровым взором войны. Пронзительно простые, далекие от всякого пафоса строки повести навсегда остаются в памяти. Это нужно помнить. Это нужно знать тем, кто входит во взрослую жизнь сегодня.
Ссылка на основную публикацию