Анализ стихотворения «Сияла ночь…» Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта.

Анализ стихотворения «Сияла ночь…» Афанасия Фета

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Сияла ночь» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Сияла ночь»

Александр Александрович Фет

Сияла ночь. Луной был полон сад…

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

  • Лучи у наших ног в гостиной без огней.
  • Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
  • Как и сердца у нас за песнею твоей.
  • Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
  • Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
  • И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
  • И много лет прошло, томительных и скучных,
  • И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
  • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
  • Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
  • Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
  • А жизни нет конца, и цели нет иной,
  • Как только веровать в рыдающие звуки,
  • Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
  • 1877 г.

Краткий анализ произведения

Произведение, основной сюжет которого составляет любовное свидание в саду, написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви.

  • История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
  • Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
  • Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
  • Жанр – Лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
  • Метафоры – «сердца жгучая мука».
  • Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
  • Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».

В стихотворении, посвященном музыке и пению, тесно переплетаются две основные темы – любовь и искусство. Фет использует для произведения поэтическую форму романса.

Анализ стихотворения «Сияла ночь»

Одна из главных особенностей стихотворений А.А.Фета – это музыкальность. Поэтому произведения поэта так легко ложатся на музыку, и создано множество романсов на их текст.

А.Фет создал целый цикл стихотворений, посвящённых музыке и пению – цикл “Мелодии”, к которому относится и стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…”. Образ голоса, звука становится центральным в стихотворении (“струны”, “рояль”, “пела”).

Именно голос возлюбленной лирический герой запоминает и узнаёт даже через много лет: И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь…

Таким образом песня возлюбленной становится музыкой любви. Стихотворение Фета можно сопоставить с произведением А.С. Пушкина “К***”. Здесь так же центральным становится мотив воспоминания, которое неподвластно времени. Как и у Пушкина, у Фета голос возлюбленной вновь пробуждает героя к жизни, к чувствам, к любви.

В стихотворении Фета любви и музыке неизменно сопутствуют слёзы и страдание:

“Ты пела до зари, в слезах изнемогая…”

Так при помощи антитезы страданий и счастья обостряется чувство жизни и красоты.

Идея стихотворения заключается в том, что смысл человеческой жизни — это любовь. Природа, искусство и любовь сливаются в единое целое и вместе выражают истинную сущность и красоту жизни:

  1. …А жизни нет конца, и цели нет иной, 
  2. Как только веровать в рыдающие звуки, 
  3. Тебя любить, обнять и плакать надо тобой.

Поэт проникает в стихию чувства любви, соединяя воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщину. Музыка, искусство и любовь – явления прекрасного, и высшее счастье для поэта – веровать в это прекрасное.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.

В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Её трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.

Тема

Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь.

Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
  • Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
  • Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
  • Жанр
  • Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
  • Средства выразительности
  • Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
  • Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («сердца жгучая мука»).
  • Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.

Сочинение о стихотворении Сияла ночь

В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).

Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич.

Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).

Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко.

Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта.

Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах.

Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.

Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье.

Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.

В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти.

В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.

Анализ стихотворения «Певице» А. А. Фета.

Основной мотив и идея стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» – преобразующая сила искусства. Музыка для Фета – основа мироздания, квинтэссенция бытия, и поэт сумел мастерски передать свои ощущения в словесной форме.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стихотворения «Сияла ночь»Сочинение о стихотворении Сияла ночь

"Сияла ночь" – анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета

Краткая история создания

В 1877 году родилось стихотворение Фета «Сияла ночь». История создания этого произведения необычна и трогательна. Строчки посвящены молодой девушке, почти ребёнку, в которую когда-то был влюблён Фет — Марии Лазич. Офицер был без ума от Мари, дочери мелкого, очень бедного помещика. Но обстоятельства, планы и положение А. Фета не позволили соединиться двум сердцам. Впоследствии девушка погибла при пожаре, а поэт навсегда сохранил в своей памяти образ очаровательной юной красавицы, которая, сидя у окна в гостиной, играла на рояле, а за окном сияла ночь.

Читайте также:  Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Позднее, женившись на обеспеченной женщине, Фет признавал, что потерял самую большую любовь своей жизни. Раскаяние и легло в основу стихотворения «Сияла ночь».

В один воскресный вечер Фет с супругой были в гостях, и именно там поэт услышал старинный цыганский романс в исполнении Татьяны Бернс, сестры жены Л. Толстого и прототипа образа Наташи Ростовой.

Все гости расположились в большой зале, голос молодой девушки, исполнявшей романс, звучал завораживающе и таинственно, а в окно заглядывала полная луна. Её сияние отразилось в комнате и осветило поэта. Воспоминания нахлынули на уже пожилого Фета, и на следующий день строчки стихотворения были прочитаны гостям за утренним чаем.

Композиция и жанр стихотворения

  • Изначально текст получил название «Опять» и был опубликован в сборнике поэзии Вечерние огни”.
  • Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:
  1. В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
  2. Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.

Повествование ведётся с постепенным эмоциональным нарастанием. Наивысшая точка сюжета приходится на конец стихотворения — четвёртую строфу. Особую глубину произведению придаёт кольцевая композиция. Строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобою» показывают всю горечь разлуки героев.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики — автор испытывает всю гамму переживаний и чувств от любви, которая несёт боль, грусть и страдание. Размер — шестистопный ямб, рифма — перекрёстная.

Тема и идея

Главная тема стихотворения «Сияла ночь» Фета — любовь, которая сопровождала поэта на протяжении всей его жизни, чувство, пронизанное светлой грустью. Лирический герой готов отдаться любви полностью, без остатка. Но когда этого не происходит, он жалеет об этом и тоскует. Именно звуки мелодии пробуждают воспоминания, помогают увидеть красоту и очарование ночи. Исполнитель и слушатель становятся единым целым. Лирический герой боится вторгнуться в эти чарующие аккорды и прервать полет не только своей души, но и души героини.

Идея произведения состоит в том, что если человек несёт в себе любовь сквозь годы и препятствия. Ни время, ни обстоятельства не способны вытеснить чувство из сердца. Любовь — всепобеждающая и бессмертная, могущественная и великая.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии.

Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать.

Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки.

Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными.

Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

Художественные средства

Несмотря на лёгкость и кажущуюся простоту стихотворения, вчитываясь в строки, можно увидеть огромную работу со словом. Автор передаёт романтическое настроение, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

  1. Эпитеты — «томительных и скучных», «звучные вздохи», «жгучая мука», «рыдающие звуки» — передают выразительное звучание.
  2. Олицетворение — «лежали лучи», «струны дрожали», «сияла ночь». Все окружающие предметы, природные явления оживают и производят очень сильное впечатление на читателя.
  3. Анафора — повтор союза «и» в третье строфе.
  4. Градация — «любить, обнять и плакать» показывает усиление чувств героя.
  5. Инверсия — «луной был полон сад» придаёт более чёткое значение, так как происходит большое интонационное выделение.
  6. Ассонанс — повторение гласных звуков «и», «а» дают особую певучесть.
  7. Аллитерация — повтор согласных звуков «ж» и «х» — «прошло», «тише», «слышу», «вздохах», «их». Особую мелодичность и волнение передают сонорные звуки «м» и «р».
  8. Использование сложносочинённых предложений свидетельствует о взаимодействии человека и природы. Здесь нет подчинения, есть только равенство и соединение.

Стихотворение Фета — очень живописное, интонационное и музыкальное. Неслучайно текст поэта положен на музыку многими композиторами. Любовная лирика помогает почувствовать всю глубину души и переживания, которые испытывает герой. Автор на закате жизни не опустошён, а наполнен невообразимым счастьем того, что когда-то любил.

За всю свою долгую жизнь Афанасий Афанасьевич Фет так и не смог побывать на могиле любимой. Поэт винил себя в её смерти, и это чувство вины, отчаяния и неподдельной тоски преследовало его до конца жизни. Но он верил, что на небесах любящие души обязательно соединятся.

Анализ стихотворения "Сияла ночь…" А. Фета

Стихотворение А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад» написано в 1877 году. Оно посвящено самой счастливой поре в жизни поэта: тогда он был влюблен. А стихотворение представляет собой своеобразное воспоминание о светлых чувствах.

Темой стихотворения Фета, конечно же, является тема любви, памяти о романтических свиданиях, а само стихотворение можно отнести к любовной лирике. Однако воспоминания эти сопровождаются чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно.

В основе стихотворения лежит женский образ – образ возлюбленной. Ее голос поет о любви. «Ты пела до зари, в слезах изнемогая»,- пишет поэт. Возможно, это последние минуты, которые он проводит с ней. Очень трогателен момент прощания:

«Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»

Не менее интересен в стихотворении и образ самого лирического героя. После потери возлюбленной его жизнь лишена обычного человеческого счастья, а воспоминания о самых нежных моментах все болезненнее и острее беспокоят душу лирического героя. Таинственные звуки голоса пробуждают в нем воспоминания о прошлом:

«И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь…»

На мой взгляд, все произведение проникнуто настроением одиночества. Лирический герой остается наедине со своими воспоминаниями, которые дарят ему радость и одновременно заставляют страдать, причиняют нестерпимую боль. Он понимает, что ничто не в силах вернуть ему те самые минуты блаженства рядом с любимой женщиной.

Кольцевая композиция придает стихотворению таинственность и трогательность. Мы видим, что строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой» повторяются. Эти строки символизируют и мотив любви, и мотив разлуки.

Несмотря на кажущуюся простоту, можно отметить в стихотворении множество средств художественной выразительности.

Наиболее значимы среди изобразительно-выразительных средств олицетворения («лежали лучи у наших ног»), эпитеты («томительные годы», «рыдающие звуки»), анафора (строки третьей строфы), инверсия.

Все эти приемы помогают раскрыть глубину страданий лирического героя, представить поэтическую картину более яркой.

При прочтении стихотворения возникает приятное чувство волнения. Это лирическое произведение – одно из самых искренних в лирике Фета. Несмотря на жизненные неурядицы, он умел находить умиротворение в стихах и воспоминаниях.

«Сияла ночь луной» анализ стихотворения Фета по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, композиция

Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков эпохи «золотого века».

Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь луной», принадлежащее позднему периоду творчества поэта.

Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь луной» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад.

История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.

Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

  • Жанр – Любовная лирика.
  • Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
  • Метафоры – «жгучая мука».
  • Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
  • Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
Читайте также:  Марина цветаева - стихи о родине, россии: стихотворения цветаевой про родину - поэзия классика

История создания

Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.

В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.

Тема

Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь луной» состоит из четырех четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукозаписью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке сюжета – четвертой строфе.

Жанр

Произведение относится к жанру любовной лирики, поскольку автор выражает в нем всю глубину своих чувств и переживаний.

Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

  1. Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
  2. Так, автор в своем стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («жгучая мука»).
  3. Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.

ПредыдущаяСледующая

Так кому же посвящено? Анализ стихотворения А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…"

А.А.Фет. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…А.А.Фет. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…

Содержание и загадка создания

Насчет того, кому именно посвящено данное стихотворение, есть две основные версии.

Согласно одной, здесь воспевается образ Т.А. Кузминской, сестры супруги Льва Толстого.

Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузьминская) сама писала в своих воспоминаниях, что Фет поднес ей это стихотворение. Татьяна Берс была младшей сестрой супруги Льва Толстого. Она – та самая живая и очаровательная девушка, что послужила прототипом Наташи Ростовой.

Что же касается другой версии, которой я придерживаюсь, стихотворение посвящено Марии Лазич, которая в далеком 1849 году уверяла Фета, что они родственные души и что он будет сожалеть о том, что отказался от нее. Однако поэт не прислушался тогда, а потом всю жизнь жалел об этом.

Итак, на мой взгляд, стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» – это воспоминание поэта о днях давно минувшей молодости. Оно написано в возрасте 57 лет (1877 год).

Характер обрывистого давнего воспоминания передается в самом начале при помощи такого приема, как перенос строки: «…лежали / Лучи…». Поэт словно постепенно вспоминает все детали. Вся первая фраза – из коротких предложений, что очень необычно и, на мой взгляд, подчеркивает мелькающий, спонтанно набегающий характер далеких воспоминаний:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Исследователи всегда отмечают в этом стихотворении ассонансы (сияла-рояль- сердца), аллитерацию (сияла – ночь- луной- был -полон; раскрыт-струны -дрожали).

Строчка “как и сердца у нас за песнию твоей” заставляет многих предположить, что идет речь о слушателях, то есть о публике, которая слушает фортепьянную игру Кузминской. Но ведь речь может идти и о двух людях. Поэтому для меня данная строчка – неубедительное доказательство первой версии.

Фет воспринимал игру Кузминской на пианино именно как хорошую, проникновенную игру, а саму Берс – как приятную знакомую, ребенка по сравнению с ним. Играла она перед Фетом лишь на вечерах, где было полно гостей, а вовсе не в камерной, уединенной обстановке. И самое главное, в их отношениях не было и намека на влюбленность ни с чьей стороны.

Произведение же – о том, что сердца дрожат, они подобны раскрытому роялю, а молодая героиня поет о любви глубоко и проникновенно, со слезами, поет до зари … На вечерах со множеством гостей разве пели до зари, в полностью темной гостиной и “в слезах изнемогая” ? Может, я чего- то не знаю?

Мне кажется, речь явно идет об очень уединенной обстановке и очень серьезных чувствах между героями.

Итак, содержание стихотворения, на наш взгляд, опровергает версию, что стихотворение посвящено Т.А.Берс.

Ведь в нем говорится не только о том, что героиня хорошо пела и играла и что потом прошло «много лет» со дня последней встречи, но прежде всего идет речь о том, что два героя были на равных, в отношениях настоящей любви, причем любви особенной, неповторимой, единственной в своем роде. Значит, стихотворение – именно о Марии Лазич.

Это стихотворение о красоте музыки, о том, как она сливается с чувством любви. Это сожаление поэта о том, что когда-то все произошло совсем не так, как, наверное, было нужно: он не прислушался к девушке, которую любил, Марии Лазич. Она была очень одухотворенной девушкой и настолько тонкой и вдохновенной пианисткой, что ее игру высоко оценил сам Ференц Лист.

Возможно, Фет даже считает, что теперь, если бы он мог вернуться назад, то поступил бы совсем иначе. Его возлюбленная понимала уже тогда, что они две родные души и должны быть вместе. Что иного счастья просто не будет. Но молодой Фет тогда не прислушался к ее голосу, который вторил и его собственному внутреннему чутью.

Художественные особенности

Интересная особенность стихотворения в том, что оно начинается оксюмороном (Сияла ночь …). Ведь какой бы лунной ни была ночь, в природе она всегда темная, и сиять она может лишь в переносном смысле.

Поскольку герои находятся в темной неосвещенной свечами комнате (лунные лучи лишь на полу – «у наших ног») мы понимаем, что сияет не пространство вокруг, а сияют их сердца, погруженные в прекрасную музыку.

Вот почему «сияла ночь».

Наполненный лунным светом сад в этой картине противопоставлен темной гостиной, в которой находятся герои. Они не нуждаются в большом освещении, потому что всей душой настроены на звук, на слышание.

«Рояль был весь раскрыт» – интересное выражение, как будто рояль может быть немного, не полностью раскрыт. Значит, рояль с его раскрытостью намекает на раскрытость сердца и души человека.

И в данном случае речь идет о раскрытости героини, поющей о любви. Это она вся раскрыта, в противоположность герою, который остался тогда чуть более глух, чуть более закрыт, чем сейчас, когда он пишет эти строки… Наша мысль подтверждается тем, что дрожащие струны рояля уже прямо сравниваются с сердечными струнами героев.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Весь настоящий смысл жизни теперь видится поэту в том, чтобы любить ту женщину, которая так пела о своей любви к нему. Она не просто пела, она говорила о том, что эта любовь единственная и другой такой не будет.

  • Ее душа так трогает героя, что он плачет над ней.
  • А вся последующая жизнь без нее – это антитеза его переживаниям прекрасного в ту ночь, поскольку, в сравнении с тем моментом, дальше была монотонная, серая жизнь.
  • И вдруг он слышит, спустя много лет, как кто-то играет на рояле и поет настолько хорошо, что напоминает ему свою давнюю любовь («И веет, как тогда, во вздохах этих звучных…»).

Вполне возможно, эта вторая игра на рояле была исполнена Т.А.Берс, поскольку она сама вспоминает этот эпизод. Звуки ее чуткой игры могли навеять поэту его воспоминания об удивительном чувстве музыки его давней возлюбленной.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Читайте также:  Сочинение: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (А. Грибоедов)

Анафоры и параллелизм подчеркивают эмоциональный накал осознания поэтом своей ошибки: «что ты одна … что ты одна… что нет обид …», « что нет… а жизни нет конца, и цели нет иной»:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Стихотворение заканчивается риторическим восклицанием-рефреном “Тебя любить, обнять и плакать над тобой”, что делает его похожим на песню. Не случайно произведение было положено на музыку Ширяевым и стало известным романсом, который исполняла при Фете та же Т.А. Кузминская.

К сожалению, в народном сознании опошляется многое, времена стали циничными, и сегодня многие говорят с иронией “обнять и плакать”, когда нужно что-то раскритиковать. Известная народная поговорка. Вот и все, что осталось в головах от стихотворения Фета… Хотя скорее всего, эти люди совсем не читали стихотворения. Ничего страшного, лучше поздно, чем никогда.

Вообще Фет еще при жизни был объектом многочисленных пародий. Люди- большие циники, и открытость чувствительной души кажется им очень смешной.

Но поэт не отказался от самого себя в угоду пародистам.

Исповедальность, укор своей душе, щемящая грусть произведения делает его ярким образцом жанра элегии.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Анализ стихотворения Фета

Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали.Как и сердца у нас за песнею твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая.Что ты одна — любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных.Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной.

Как только веровать в рыдаюшие звуки.Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Это стихотворение кажется достаточно простым для понимания (да и вообще настоящая поэзия ведь не в том, насколько сложна или нет авторская мысль.

Важна сила и красота выражения этой мысли или какого-то переживания, состояния души человека).

Тема стихотворения

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» две основные темы — любовь и искусство слиты воедино, как caмое прекрасное в человеческой жизни.

Стихотворение Фета — о чувстве любви как главном чувстве в жизни.

Переживание этого чувства имеет в тексте определенное развитие: две первые строфы посвящены прошлому, две последние — настоящему, в котором это чувство возвратилось к говорящему.

Не совсем ясно, почему именно чувство любви (которое одно — «вся жизнь») возвращено герою: то ли он опять встретился со своей любимой, то ли он с неожиданной остротой переживает сейчас воспоминание о прошлом.

Дело в том, что и для читателей это не важно, главное, что …много лет прошло, томительных и скучных, / И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь… Не случайно последняя строчка второй строфы повторяется и в финале стихотворения: Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Композиция стихотворения. 

По своему композиционному решению стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад … » близко к пушкинскому «Я помню чудное мгновенье … ».  И У Пушкина, и у Фета построение стихотворения двухчастное, симметричное: сопоставляются два «мгновения», может быть, лучшие в жизни человека.

 У Фета между«мгновениями» — всего несколько слов: «И много лет прошло томительных и скучных.  Забыты эти томительные и скучные  годы — важно только то, что есть сейчас: любовь, звуки рояля, чудесный голос любимой.

Запечатлеть, остановить прекрасное мгновенье Фету удается с помощью глаголов настоящего времени:  «слышу», «веет». 

Начало стихотворения — спокойная, тихая, нежная экспозция — передается короткими предложениями: «Сияла ночь. Лцной был полон сад». Оба предложения необычные, выразительные, несмотря на свою краткость. От строфы к строфе идет постепенное нарастание чувства, подводя к высшей точке — экстазу в последних строках.

Шестистопный ямб создает общий музыкальный фон стихотворения, придавая удивительную гибкость поэтической речи.

Художественные особенности стихотворения. 

На первый взгляд, анализа требует здесь не смысл стихотворения, а те художественные средства, которые использует поэт.

Именно поэтому можно сказать, что перед нами очень «фетовское» стихотворение, так как оно отличается необыкновенным мастерством, прежде всего проявленным в системе образов, звукописи и ритмическом своеобразии этого текста — как известно, именно эти моменты выделяют творчество Фета в русской поэзии.

Во-первых, сразу обращаешь внимание на неожиданные, очень яркие образы (и способы их выражения) стихотворения. Сияла ночь — уже здесь видно именно фетовское отношение к миру, его доверие к живой жизни и живой природе, у него даже ночь сияет.

Смотрим также: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, /Как и сердца у нас… Кстати, «рояль был весь раскрыт» —

непривычная бытовая гипербола, которая в то же время становится метафорой человеческого состояния: в чувстве любви человек весь открыт миру и другому человеку.

Такая образная система «сама по себе» еще не была бы столь выразительной без помощи других средств — ритмических и звуковых. Для этого стихотворения характерен очень стройный, гармоничный ритм. Оно написано 6-стопным ямбом, но самое главное — все стихи строго делятся на равные полустишия. Но и это еще не все.

Известно, что слова в конце каждой строки (чаще всего рифмующиеся) становятся обычно опорными (ключевыми) словами — сильными позициями текста, т.е. имеют повышенную значимость для всего содержания.

Но Фет этим не ограничивается, у него опорными словами становятся здесь и слова в конце каждого полустишия, т.е. стоящие строго в центре каждой строчки.

Например: Ты пела до зари… что ты одна — любовь… И так хотелось жить… Тебя любить, обнять… Что нет обид судьбы… А жизни нет конца… Как только веровать… Тебя любить, обнять… и т. д.

Кроме того, подобные опорные слова — в конце каждогополустишия и в конце каждого стиха — связаны у Фета в единое целое при помощи звукописи — и ассонанса, и аллитерации, т.е. при помощи общего ударного гласного или общих, повторяющихся согласных звуков. Например: луной —лежали; ног — огней; раскрыт — дрожали; зари — изнеможенья и т.д. 

Характерно, что стихотворение Фета построено не как безличиое — а именно как насыщенное личными местоимениями.

Объектом изображения оказывается не предметно-вещный мир, а действительность внутренней жизни, индивидуального состояния личности.

Начиная со второй строфы стихотворения, становится очевидным, что перед нами не пейзаж, но начинающееся природными образами изображение творческого процесса. При таком понимании «пейзажная картина», открывающая художественный мир произведения, начинает терять свое буквальное значение и становится иносказанием — воплощением существенных сторон и свойств художественного творчества.

В третьей строфе именно этот ряд уже не только продолжается, но и заверщается «синтаксически ожидаемой» сентенцией.- Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец! — теперь уже безоговорочно утверждая тему не «природы», но «природы, сущности искусства» (словесного художественного творчества).

В то же время собственно аналитический взгляд на произведение существенно уточняет наще первоначальное понимание его содержания. Мы увидели, что автор описывает не природные явления, но творческий процесс в его существенных проявлениях и с его важнейшими (метафорически выраженными) признаками-качествами.

А что именно подчеркивает автор, говоря о художественном творчестве? Какова авторская позиция в определении предназначения художественного творчества?

При ответе на подобные вопросы, по-видимому, следует обратить особое внимание на настойчивые повторы, которые играют смыслоуточняющую роль в поэтике этого произведения.

При однородном синтаксическом строении текста не сразувыявляется оппозиция образов-метафор, которая организует в целом художественный мир стихотворения. Перечень существенных признаков подлинного творчества вначале «заслоняет» от нас четкое противопоставление двух миров (двух возможных способов человеческого существования).

Один — налаженный и привычный, устоявшийся мир повседневности, обыденности. Другой — прорыв в иную, только немногим открывающуюся «поэтическую реальность» — мирпоэзии, искусства.

На одном полюсе изображаемого мы видим «живое», «необычное»: ладья живая, мир иной, цветущие берега, сладость тайных мук… На другом — именно «мертвое» (мертвенное, косное, застывшее в бездействии существование): наглаженные отливами пески, тоскливый сон, бестрепетные сердца.

Поднять «в жизнь иную», вырвать человека из мира обыденной «бестрепетной» повседневности — такой способностью обладает именно искусство.

Заметим, что при повышенной метафоричности текста автор очень точен в изображении самого процесса и результата художественного творчества. Искусство позволяет не просто уйти в другую реальность, но именно вжиться в чужой для тебя мир, сделать его близким, родным: Упиться вдруг неведомым, родным… / Чужое вмиг почувствовать своим…

Чрезвычайно выразительна здесь и «грамматика текста». Обратим внимание на нагнетание инфинитивных оборотов (12 употребленных глаголов имеют форму инфинитива!) — согнать, подняться, прервать, дать, почувствовать, усилить и пр.

Наконец в финале стихотворения автор еще раз уточняет и«суживает» наше читательское представление о предмете егосуждений: Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в

чем его и признак и венец!

Лирическая позиция выражена однозначно и безоговорочно — речь не о природе творчества, а именно о сути, предназначении подлинного искусства. Еще точнее — об уникальной возможности, доступной лишь настоящему художнику.

Прием сопоставления двух мотивов («живое», подлинное / «неживое», ненастоящее), организующий текст от начала до конца, в итоге не только (не столько) противопоставляет творчество обыденному существованию, но прежде всего определяет значение, уникальную роль истинного поэта (певца избранного).

Ссылка на основную публикацию