Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — известнейшее творение Максима Горького. Одно лишь название дает понять, что персонажи произведения находятся не в лучшем положении.

Они отличаются друг от друга и совершают дурные поступки по разным причинам. Герои столкнулись с ужасными последствиями и сходны лишь в этом.

Характеристика образа Насти в пьесе «На дне» и поможет написать сочинение на уроке литературы, посвященное судьбам русских женщин в дореволюционной России.

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Кратко о произведении

Место проживания персонажей — ночлежка Костылева. Автор рассуждает о чудовищных жизненных условиях, анализирует прошлое и настоящее героев, затрагивая при этом идеологические темы. Настя — одна из несчастных, которые были сломлены. Она взаимодействует с остальными «счастливцами», понимая, что нет надежды на спасение.

На дне — значит, в бездне отчаяния, в месте, где никто никому не рад. Личности, лишившиеся самого дорогого и отринувшие мораль, едины и неотличимы. Это безумцы, потерявшие веру во все. В их числе и Настя, некогда подававшая надежды.

В ночлежном доме

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Делая речевую характеристику Насти в пьесе «На дне», стоит упомянуть, что главной героине всего 24 года. Чтобы заработать себе на хлеб, она ублажает мужчин, продает свое тело ради возможности прожить хотя бы день. Ее доход не может быть завидным, девушка не силится пойти наперекор судьбе и утверждает, что не привыкла заниматься чем-то другим.

У нее заниженная самооценка. Настю, считающую себя ни на что не годной, оскорбляют без стеснения, дают обидные прозвища и относятся с пренебрежением, как к прислуге. Даже ее имя неуважительно коверкают:

Она знает о том, что натуры, опустившиеся «на самое дно», не смогут долго прожить. Девушка ждет собственной гибели, считает подобную участь истинным избавлением.

Настя не готова меняться, ей проще придумывать истории, завершающиеся благополучно. Их конец неизменен: всегда появляется тот, кто влюблен в отчаявшуюся героиню.

Описание героини

Описывая главный персонаж и делая цитатную характеристику Насти в пьесе «На дне», следует уделить внимание личностным задаткам девушки, ведь ее убеждения многих читателей заставили прослезиться. Героине хочется посочувствовать, но в то же время она вызывает необъяснимое отторжение.

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Ей приходится заниматься проституцией ради жалких подачек, терпеть унижения и жить в кошмарных условиях. Почему же все должно было закончиться столь ужасно? Литератор не желает вдаваться в подробности и не рассказывает о прошлом героини. Тем не менее становится ясно, что она, будучи мечтательницей, не стремилась бороться за собственные желания.

Насте нравились романтические произведения. Девушка жаждала ощутить то же, что и любимые персонажи, грезила о верном и великодушном избраннике, но ее чаяния разбились о суровую действительность.

Столкнувшись с неприятностями, героиня не захотела их устранять и предпочла забыться, злоупотребляя алкоголем, развлекаясь с беспутными наглецами и выдумывая одну историю за другой, лишь бы отвлечься хоть на мгновение. Погрязнув в скверне, она продолжает безнадежно надеяться на спасение и мечтать о лучших временах, которые когда-то все же наступят.

От других ее отличает не только страсть к чтению книжек. К сожалению, многие положительные черты Насти остались незамеченными. Героиня не уподобляется безнравственным обманщикам, хотя постоянно становится жертвой насмешек, «плохим примером», которому следовать не стоит. Девушке присуща откровенность. Особенности характера:

  • хрупкость, ранимость.
  • наивность и мечтательность.
  • поистине детское упрямство.
  • искренность и горячность.

Она не боится давать отпор обидчикам, пусть и лишилась того, чем дорожила прежде. Ничто ее не пугает, не заставляет остерегаться даже буйных громил.

Склонность к мечтанию

Многие поклонники считают Настю глупой, сравнивают с ребенком, не желающим познавать новое и пытаться достигнуть других целей, более нравственных. Девушка ни на что не может повлиять, вынуждена жить в нищете, сносить оскорбления и довольствоваться малым. Она не наделена хитростью и не склонна учиться на ошибках, ждет доброго отношения, но получает лишь насмешки.

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Ее можно было причислить к положительным персонажам, если бы не привычка продавать свое тело ради выживания. Это не биографическая данность, а философский вопрос.

Автор словно спрашивает у читателей, смогли бы они существовать за счет пристойной работы или сдались рано или поздно, чтобы потом попасть в ночлежку.

К сожалению, этот случай не единичен, особенно если речь идет об энтузиастках того времени. Появляются следующие вопросы:

  1. Возможно ли забыть о собственной мечте?
  2. Как заставиться себя не сдаваться и сражаться до конца?
  3. Как держаться в трудные минуты?
  4. Как можно продать свою невинность ради существования?

Ответы на них так же неоднозначны, как и сам образ героини. Она не пыталась осуществить свои мечты, какие бы они ни были. Героине стоит посочувствовать, поскольку это способно сломить любого.

Однако факт остается неизменным: Настя слаба и тщедушна. Девушка сдалась, не начав сражаться за справедливость. Ее мечты о вечной любви так и не воплотились, а жизнь оказалась сущим кошмаром.

Кто станет ненавидеть героиню за отсутствие нравственности, зная об ужасных условиях, в которых ей приходится существовать? Был ли шанс доказать всем, чего стоит вера в лучшее? Стоило ли опускать руки раньше времени?

Настю нельзя назвать заведомо негативной персоной. Униженная и оскорбленная бессчетное количество раз, она не уподобляется неприятелям и не становится извергом, а продолжает верить. Девушка слабоумна, безынициативна и беспомощна, как котенок, ее также можно сравнить с наивным ребенком, не понимающим, как все устроено в жизни.

Несчастная жаждет любви, которую никогда не познает. Нет сомнений, что единственным избавлением от страданий станет смерть. Литератор пытается объяснить читателям, что случается с теми, кто стремится оставить мечты лишь мечтами, а не воплощает их.

Отношения с Бароном и Лукой

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Барон и Настя проживают вместе, но не чувствуют друг к другу привязанности. Мужчина относится к героине с презрением, не брезгуя цитатами с оскорблениями. Он помещик, хоть и разорившийся, девушка же имеет более скромное происхождение.

Сожитель постоянно напоминает ей об этом, считая свое происхождение аристократическим. Но это не мешает ему выпрашивать деньги на алкоголь. Настя предчувствует бедствие, но не осмеливается отказать мужчине и безропотно сносит обиды.

Барон называет девушку слабоумной, не упускает возможности унизить ее любыми способами. Она не склонна к пустым изречениям, умеет рассуждать развернуто, подтверждая сказанное, однако поступает не слишком разумно, прощая обидчика.

Лука — единственный персонаж, посочувствовавший отчаявшейся девушке и попытавшийся ее поддержать. Он выслушал Настю, не выказывая неуважение. Возможен лишь один исход: она погибнет либо по собственной воле, либо когда вновь начнет пьянствовать и в итоге заболеет.

Лука не считает веру страдалицы ребячеством и безуспешно старается образумить остальных. Если рассказы героини им кажутся бесполезными, пусть не думают о возможном развитии событий. Но верить или нет — выбор каждого. Персонажу совершенно ясно, что, плача из-за завершения собственных историй, Настя успокаивается, поэтому не пытается мешать этому.

Образ Насти в пьесе Максима Горького «На дне»

Насте, как и Луке, хочется покинуть ночлежное жилище и отправиться в долгое путешествие. Однако отличие разительно: старец самозабвенно странствует, а она лишь ждет удобного случая.

Читатели воспринимают действующих лиц по-своему. Можно и соболезновать, и судить. Автор уверен: если есть мечта, нужно бросить все силы на то, чтобы ее воплотить, а не прозябать в одиночестве.

Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)

Молодая девушка Настя двадцати четырех лет – персонаж пьесы М. Горького «На дне». Живет в ночлежке Костылева, любит читать сентиментальные книжки и плакать над ними. За это соседи прозвали ее «дурой».

Из содержания становится ясно, что Настя – девушка легкого поведения, мечтающая о лучшей жизни. Барон – ее сожитель, который пользуется ее деньгами и насмехается над ее мечтательной и наивной натурой.

Роман под названием «Роковая любовь» затерт до дыр: свидетельство того, что читается он часто. Плач девушки говорит о том, что она очень впечатлительна и переживает за судьбы героев, связывает свою горькую долю с их жизнью. Чтение на девушку так повлияло, что она потеряла связь с действительностью.

Стала проецировать действия, происходящие в книге на события из своей жизни.

Так, она выдумала, что у нее была несчастная любовь, потому что ее очень любил молодой француз и даже хотел позвать Настю замуж, но нахождение на разных ступенях социальной лестницы помешало их бракосочетанию, так как родители не дали благословения.

Некоторые жители ночлежки насмехаются над бедной девушкой, так как, рассказывая истории, она постоянно путает имена своего возлюбленного. Другие наоборот заинтересованно слушают историю ее не сложившейся любви.

Старец Лука жалеет бедную девушку, сочувствует ей. Барону рекомендует оставить ее в покое и дать вволю выплакаться, потому что от издевательств мужчины Насте становится еще хуже.

Но жизнь все расставляет на свои места: настает момент, когда рассказам Барона никто не верит, и Настя тоже может немного над ним потешиться.

Выдуманные истории помогают героине выживать в сложнейших жизненных обстоятельствах, так как она прекрасно осознает, каково ее нынешнее жалкое существование падшей женщины.

Поэтому Настя живет выдуманным прошлым, в котором есть место настоящей взаимной любви и человеческим отношениям. Согласно фантазии, девушка бросает своего любимого человека, чтобы из-за конфликта с родителями он не решился покончить с собою.

Таким образом, Настя ощущает смысл своего существования в жертвенности ради спасения дорогого ей человека.

К концу пьесы девушка более остро чувствует никчемность бытия, Настя осознает, что в этой ночлежке она лишняя: все ей надоело и опротивело. Героиня принимает решение и озвучивает его окружающим, что она непременно покинет это место и найдет другое жилье.  

Характеристика 2

Пьеса под названием «На дне» написана известным русским писателем Максимом Горьким. В ней поднято не мало важных вопросов о предназначении человека, мечте, счастье и другие. Главные герои произведения – жители ночлежки для бедных. Все они – это люди, которые оказались на социальном дне по разным причинам: пьянство, воровство, нищенство.

Одной из главных героинь пьесы «На дне» является девушка по имени Настя. Она тоже живет в ночлежке Костылева. Что касается возраста девушки, то она относительно молода – 24 года. Жизнь отыгралась на Насте и вынудила пойти на торговлю телом. Она занимается проституцией и потому в свой адрес слышит много оскорблений со стороны Барона и других мужчин обиталища для бомжей.

Читайте также:  Краткая характеристика Евгения Онегина

По сюжету произведения существует большая вероятность, что Настя находится в любовных отношениях с Бароном, который в далеком и светлом прошлом был дворянином, но ввиду некоторых обстоятельств обеднел и тоже оказался среди нищих.

Барон считает Настю очень доброй девушкой, но глупой. Однако речи героини говорят об обратном. Настя терпит моральные издевательства Барона, при этом живет с ним и дает средства на покупку водки и другого рода алкоголя. Барон пренебрежительно относится к ней.

Есть у Насти увлечение – она любит читать романы о любви. Настя девушка жалостливая и постоянно плачет из-за несчастий главных героев. Она умеет сочувствовать и мечтает обрести любовь.

Чтение такие добрых и светлых книг – это для героини единственный способ выжить и как-то себя увлечь. Можно сказать, что Настя еще не погибла полностью. Она впечатлительна и духовно жива. Это очень важно. Ведь живость человека определяется его внутренним состоянием.

Если он может испытывать жалость, сочувствие к кому-то другому кроме себя, то он не мертв.

Героиня любит фантазировать и придумывать различного рода истории, которые рассказывает другим жителям. Главная выдумка Насти – ее история любви. Девушка придумала молодого человека, который признавался ей в любви и очень хотел жениться на ней, но из-за запрета родителей не смог этого сделать. Она постоянно об этом говорит, но все понимают, что это неправда.

Мне очень жалко такую девушку как Настя, ведь добрая, милая, приветливая и никому не желает зла. Но жизнь ее не пожалела и вынудила заниматься непристойностями. Печально, что так бывает.

Другие темы:

← Клещ в пьесе На дне↑ ГорькийАктер в произведении На дне →

`

Настя в произведении На дне

Популярные сочинения

Образ и характеристика Насти в пьесе "На дне"

Жизнь в ночлежке

Насте 24 года. Она занимается непристойной работой, проституцией, чтобы иметь средства для существования. Читатель понимает, что денег от такой работы у девушки мало, раз она не может уйти из темного подвала. Настя признается, что никуда не годится, не может ничем другим заниматься. Добрую девушку в пьесе называют по-разному:

  • шалава;
  • таковская;
  • дура;
  • чертова кукла;
  • мразь.

Даже имя меняется в устах жильцов:

Жизнь в подвале ведет людей к смерти. Девушка тоже знает, что погибает, но не меняет ничего вокруг себя. Просто погружается в свой внутренний мир и создает новые истории, но все они сходны по сюжету. Везде есть тот, кто искренне влюблен в нее.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Волк и журавль (с моралью) Крылова Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец XVIII – XIX веков, как никто другой, разбирался в тонкостях человеческой души, демонстрируя пороки общества через образы животных и нелепые
  • Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс) Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества.
  • Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс) Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики.

Жизнь в «сказке»

Девушка увлеченно читает любовные романы. Она так поглощена сюжетом книг, что начинает путать вымысел с реальностью. Читая романы, Настя плачет над сюжетом, представляет образы из книг. Проникая в суть любовных историй, становится их героиней. Девушка пытается рассказать историю своей любви, но путается, меняет имена. Ее любимый то Рауль, то Гастон. Это злит сожителя грешницы — Барона.

Настя уверена, что возлюбленный хотел на ней жениться, но ему не разрешили родители. Чтобы не быть в тягость любимому, не портить его судьбу, Настя решает жить без него. Она готова любить безумно всю жизнь, но не хочет боли и несчастья семье Рауля.

В другой истории влюбленный студент готовит «леворверт» с десятью пулями. Девушка не дает покончить с жизнью:

«… не лишай себя молодой твоей жизни…».

Здесь особая доброта, самопожертвование и готовность принести себя в жертву ради любимого. Для кого-то это пошло, другие примут действие за благородство.

Настя верит в свои истории, она ощущает любовь, верит в нее. Становится искренне жаль девушку, но больше жаль тех, кто не умеет любить. Романы украшают пребывание в ночлежке, отвлекают от горестных мыслей. Барону кажется, что фантазии — это как краска для лица. Только вымысел красит душу, «румянец на душу наводит».

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя.

Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Настя и Барон

Барон и Настя сожительствуют. Между ними не ощущается доверительных или любовных отношений. Чувствуется со стороны мужчины пренебрежение. Он дворянин, хотя и обедневший, а девушка из низших сословий. Барон постоянно подчеркивает разницу происхождения:

«Я – не чета тебе!».

Но это не останавливает его просить деньги на выпивку. Несчастная девица все понимает, но не может отказать мужчине и терпит его насмешки.

Барон считает сожительницу глупой, называет дурой. Читатель и зритель не слышат глупости в ее словах. Глупо поступает она, прощая оскорбления Барона. Речь девушки высокопарна и красива, рассуждения верны, реплики чувствительны.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде.

Он считает, что назначение сильного человека — искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства.

Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

Среди обитателей ночлежки есть и женщины. Их немного, но у каждой своя судьба. Образ и характеристика Насти в пьесе «На дне» вызывают особые чувства: жалость, гнев, усмешку и горечь.

Характер героини

Девушка отличается не только любовью к книгам. В ее образе много особенного, причем положительного. Она не становится злым зверем, загнанным в клетку, хотя оскорбления и унижения жестоки и бесчеловечны. Она сохраняет душевную открытость. Какие черты отличают образ:

  Сочинение Образ Петербурга в творчестве Пушкина (10 класс)

  • сентиментальна;
  • мечтательна;
  • наивна;
  • дерзка;
  • вольна.
  • Интересна характеристика девушки из уст Татарина:
  • «русский баба».
  • Настя дает отпор мужикам, не боится ответить на слова и удары.

Многим читателям персонаж представляется глупым непосредственным ребенком. Настя беспомощна, она живет в атмосфере грязи, споров и мрака.

Как ребенок, девушка ждет тепла и заботы, но получает совершенно другое отношение. Если бы не ее непристойное занятие, можно было считать образ положительным полностью, но в подтексте проглядывает глубокий философский смысл.

Встает вопрос, неужели нет другого способа заработать на жизнь? Но таких девушек очень много на Руси того времени.

Женские образы в пьесе «на дне»

В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса — жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа, и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом «девица».

В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня — Настя и Василиса — Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание. Ее образ не замутнен страстями и желаниями.

Она терпеливо и покорно умирает. Умирает не столько от смертной болезни, сколько от сознания своей ненужности миру. Она из тех «голых людей», для которых правда бытия непереносима. «Тошно мне», — признается она Луке.

Единственный аспект смерти, волнующий ее: «А там как — тоже мука?» Забитая, ни для чего не пригодная на этом свете, она напоминает вещь. Она не движется по сцене — ее передвигают. Выводят, оставляют на кухне, забывают. Так же, как с вещью, с ней обращаются и после смерти.

«Надо вон тащить! — Вытащим…» Она ушла из жизни — словно реквизит унесли. «Кашлять, значит, перестала».

Не так с остальными. В первой паре Квашня представляет смысловую доминанту. Она почти всегда по хозяйству. Живет от трудов своих. Делает пельмени и торгует ими. Из чего эти пельмени и кто их ест, — один Бог знает. Она пожила замужем и теперь для нее что замуж, что в петлю: «Один раз сделала — на всю жизнь памятно…

» А когда у нее муж «издох», она от счастья и радости целый день «просидела одна». Она и в пьесе всегда одна. Разговоров и событий касается краем, ее словно побаиваются обитатели ночлежки.

Даже Медведев, олицетворение закона и власти, ее сожитель, беседует с Квашней уважительно — слишком много в ней нелюбопытного рассудка, здравого ума и скрытой агрессии.

Ее противоположность Настя — незащищенна и доступна. Она ничем не занята, ничего не делает. Она — «девица». Она почти не реагирует на реалии окружающего мира. Ее разум не отягощен рефлексией. Она так же самодостаточна, как и Квашня.

Читайте также:  Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»

Горький имплантировал ей странный, не им придуманный мир «женских романов», скудную и бессмысленную грезу красивой жизни. Она обучена грамоте и поэтому читает. «Там, в кухне, девица сидит, книгу читает и — плачет», — удивляется Лука. Это и есть Настя. Она рыдает над вымыслом, который чудесным образом кажется ей собственной жизнью.

Она напоминает маленькую девочку, которой приснилась игрушка. Проснувшись, она теребит родителей, требует эту игрушку себе. В нежном возрасте дети не отделяют сон от реальности. Это происходит позднее, в процессе взросления. Настя не только не взрослеет — она не просыпается.

  Сочинение 3 класса дятел полезная птица

Совет!

Ей наяву снятся эти кондитерские, безгрешные сны: «А леворверт у него агромадный, и заряжен десятью пулями… Незабвенный друг мой… Рауль…» Барон покатывается над ней: «Настька! Да ведь… ведь прошлый раз — Гастон был!» Настя и ведет себя, как ребенок.

Ткнувшись носом в действительность, она капризничает, горячится, швыряет об пол чашку, грозит обитателям: «Напьюсь вот я сегодня… Так напьюсь». Напиться — значит снова уйти от реальности. Забыться. Судя по косвенным намекам, Барон состоит при ней в альфонсах, однако и этого она не сознает.

Настя и Лука

Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви.

Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет.

В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.

Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,

«…пускай плачет…».

Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.

У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя.

При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь.

Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое.

Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность.

Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» -говорит он.

Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей.

Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его — уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Вариант 2

Настя – одна из героинь пьесы Максима Горького «На дне». Она вместе с остальными персонажами произведения проживает в ночлежке Костылева для бедных, «падших» людей. На дне – это значит на дне общества. Все люди, которые потеряли все ценное в своей жизни и позабыли о нравственности по совершенно разным причинам, скатились на это глубокое мрачное дно. Настя – одна из таких женщин.

Насте около 24 лет, но даже в таком молодом возрасте она умудрилась потерять все, что только можно. История жизни Насти, в сравнении с другими героинями пьесы, самая печальная и парадоксальная.

Достаточно молодая девушка, вызывает у читателя одновременно сожаление и неприязнь. Она проживает в грязи, постоянной ругани, прикладывается к бутылке.

И самое противное то, что она занимается торговлей телом.

Девушка терпит извечные унижения и издевательства со стороны остальных героев пьесы. Ее обзывают и обсуждают. Несмотря на такую внешнюю обертку и отношение окружающих, Настя очень мечтательная и романтичная натура. Правда, всю литературу, которую она читает, составляют бульварные романы. Девушка придумала себе загадочного мужчину, который якобы ее любит.

В пьяном состоянии она обычно путает его имя, называя того то Гастоном, то Раулем. Невзирая на то, чем Настя занимается, она грезит о настоящей, вечной, чистой и светлой любви.

Интересно, как же героиня опустилась на дно, начала жить таким образом? Горький не дает читателю точного ответа, но делает намек на то, что девушка перестала бороться за свои мечты, остановилась на пути к цели.

При том, что Настю часто оскорбляют и унижают окружающие мужчины, ей удалось не потерять тонкость души и миролюбивость.

Барон, один из обитателей ночлежки, часто издевается и обзывает девушку, но при этом она продолжает давать ему деньги на выпивку.

Образ Насти из пьесы «На дне», созданный Максимом Горьким, заставляется задуматься читающего над многими важными вопросами и ответить на них для себя самостоятельно. Можно ли отступиться от исполнения своей мечты? Как не сдаться, борясь за нее? Как остаться жить, несмотря на тяжелые условия? И можно ли торговать собой, даже если очень трудно?

Образ и характеристика Насти в пьесе "На дне"

Насте 24 года. Она занимается непристойной работой, проституцией, чтобы иметь средства для существования. Читатель понимает, что денег от такой работы у девушки мало, раз она не может уйти из темного подвала. Настя признается, что никуда не годится, не может ничем другим заниматься. Добрую девушку в пьесе называют по-разному:

  • шалава;
  • таковская;
  • дура;
  • чертова кукла;
  • мразь.

Даже имя меняется в устах жильцов:

Жизнь в подвале ведет людей к смерти. Девушка тоже знает, что погибает, но не меняет ничего вокруг себя. Просто погружается в свой внутренний мир и создает новые истории, но все они сходны по сюжету. Везде есть тот, кто искренне влюблен в нее.

Жизнь в «сказке»

Девушка увлеченно читает любовные романы. Она так поглощена сюжетом книг, что начинает путать вымысел с реальностью. Читая романы, Настя плачет над сюжетом, представляет образы из книг. Проникая в суть любовных историй, становится их героиней. Девушка пытается рассказать историю своей любви, но путается, меняет имена. Ее любимый то Рауль, то Гастон. Это злит сожителя грешницы — Барона.

Настя уверена, что возлюбленный хотел на ней жениться, но ему не разрешили родители. Чтобы не быть в тягость любимому, не портить его судьбу, Настя решает жить без него. Она готова любить безумно всю жизнь, но не хочет боли и несчастья семье Рауля.

В другой истории влюбленный студент готовит «леворверт» с десятью пулями. Девушка не дает покончить с жизнью:

«… не лишай себя молодой твоей жизни…».

Здесь особая доброта, самопожертвование и готовность принести себя в жертву ради любимого. Для кого-то это пошло, другие примут действие за благородство.

Настя верит в свои истории, она ощущает любовь, верит в нее. Становится искренне жаль девушку, но больше жаль тех, кто не умеет любить. Романы украшают пребывание в ночлежке, отвлекают от горестных мыслей. Барону кажется, что фантазии — это как краска для лица. Только вымысел красит душу, «румянец на душу наводит».

Популярные сочинения

  • Сочинение Родина начинается с семьи 4 класс Родина, что же это такое? У каждого человека свое понятие Родины, но чаще всего родиной называют место рождение человека. Каждый воспринимает это слова по своему и у каждого оно вызывает разные эмоции
  • Рассказы мальчиков (Истории мальчиков из рассказа Бежин луг) В рассказе Тургенева «Бежин луг» крестьянские ребятишки, стерегущие ночью лошадей, варят на костре картошку и рассказывают друг другу необычные мистические истории. Особенно много таких деревенских страшилок знает Ильюша.
  • Сочинение по картине Царевна Лебедь Врубеля (описание 3, 4, 5, 7 класс) На картине знаменитый русский художник М.А. Врубель изобразил персонажа известного произведения А.С. Пушкина под названием «Сказка о царе Салтане». С помощью холста и красок живописец смог создать

Настя в пьесе «на дне» 1) особенности речи 2) прошлое 3) судьба 4) протест героя 5) отношение к Луке и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру] Настя – падшая женщина, жительница ночлежки. Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Она постоянно читает бульварные романы, содержание которых и составляют большую часть её мечты. В реальной жизни её окружает только нищета, унижение и безысходность. Поэтому Насте остается только одно — мечтать.

Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном У всех это вызывает только смех и издевки, на которые Настя не реагирует: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!» Мечтам Насти вряд ли суждено сбыться и чтобы забыться, она периодически напивается. Настя стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но бессильна что-либо изменить. У неё возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая даёт надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, такие люди гибнут. Нетрудно представить её дальнейшую судьбу. Лука — утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Лука способен пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Настя мечтает о настоящей, светлой любви.

  • Ответ от Кузьма Алексеев
  • [гуру] книжку почитать не судьба?
  • Ответ от 3 ответа
  • [гуру]
  • Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Настя в пьесе «на дне» 1) особенности речи 2) прошлое 3) судьба 4) протест героя 5) отношение к Луке
Читайте также:  Анализ стихотворения «Молодость» (М.И. Цветаева)

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это — одна из двух целей создания произведения.

Глубинный смысл, который заложил в него автор — попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

Настя и Барон

Барон и Настя сожительствуют. Между ними не ощущается доверительных или любовных отношений. Чувствуется со стороны мужчины пренебрежение. Он дворянин, хотя и обедневший, а девушка из низших сословий. Барон постоянно подчеркивает разницу происхождения:

«Я – не чета тебе!».

Но это не останавливает его просить деньги на выпивку. Несчастная девица все понимает, но не может отказать мужчине и терпит его насмешки.

Барон считает сожительницу глупой, называет дурой. Читатель и зритель не слышат глупости в ее словах. Глупо поступает она, прощая оскорбления Барона. Речь девушки высокопарна и красива, рассуждения верны, реплики чувствительны.

Характер героини

Девушка отличается не только любовью к книгам. В ее образе много особенного, причем положительного. Она не становится злым зверем, загнанным в клетку, хотя оскорбления и унижения жестоки и бесчеловечны. Она сохраняет душевную открытость. Какие черты отличают образ:

  • сентиментальна;
  • мечтательна;
  • наивна;
  • дерзка;
  • вольна.
  1. Интересна характеристика девушки из уст Татарина:
  2. «русский баба».
  3. Настя дает отпор мужикам, не боится ответить на слова и удары.

Многим читателям персонаж представляется глупым непосредственным ребенком. Настя беспомощна, она живет в атмосфере грязи, споров и мрака. Как ребенок, девушка ждет тепла и заботы, но получает совершенно другое отношение.

Если бы не ее непристойное занятие, можно было считать образ положительным полностью, но в подтексте проглядывает глубокий философский смысл.

Встает вопрос, неужели нет другого способа заработать на жизнь? Но таких девушек очень много на Руси того времени.

Готовые школьные сочинения

июня 12 2011

Пьеса Горького «На дне». Роль женских образов

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) — спор о Человеке и его воз-можностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых — месте, находящемся вне мира людей.

Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи — социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные.

Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания — женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним.

Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука — самый сложный образ в пьесе.

Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета.

Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее — горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра Наташа, жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя.

Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины — в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет.

Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Важно

Василиса — ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым.

Василиса систематически избивает свою сестру Наташу, она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу.

Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы — 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Со страниц пьесы становится — понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он — хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, — нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит’Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно.

Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное.

Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего — чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое счастье? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Совет!

Анна — больная чахоткой и уставшая от жизни женщина — умирает. Она говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала.

Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе.

Настя и Лука

Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви.

Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет.

В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.

Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,

«…пускай плачет…».

Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.

У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру.

Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться».

Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак.

Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее.

Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.

Ссылка на основную публикацию