Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Роль стихотворений Юрия Живаго

в романе Б.Л.Пастернака

  • «Доктор Живаго»
  • Единственное, что в нашей власти,-
  • это суметь не исказить голоса жизни,
  • звучащего в нас.

Б.Л.Пастернак.

Учитель русского языка и литературы

Житникова Н.В.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Однажды М.Цветаева в полемическом пылу воскликнула: “Где человек, до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: Пастернак – это “тайнопись”, “иносказание”, “шифр”… Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам…”

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Цели урока:

1.Рассмотреть особенности художественного мира Б.Л.Пастернака на примере стихотворений Юрия Живаго.

2.Попытаться осмыслить, какую роль играют стихи Юрия Живаго в романе Б. Пастернака.

3.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

4. Развивать ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Венец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» можно отметить четыре основных тематических мотива: поэзия на евангельские сюжеты , о природе, о человеческих отношениях, а также стихотворения, в которых чувствуются ассоциации с мировой духовной культурой (фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись).

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Особенности художественного мира Пастернака :

1. Многообразность.

2. Звуковая и световая организации стиха. (Стихи насыщены светом и цветом).

3. Совмещение в пределах одного стихотворения разноплановой в

стилистическом отношении лексики (поэтическая речь максимально приближена к обыденной).

4. Использование образных сравнений.

5. Насыщенность метафорой.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Характерным признаком творчества Пастернака является принцип единения . В поэзии Юрия Живаго сливаются воедино природа и человек, человек и культура, старина и современность, Библия и реальность. В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» в поэтической форме дана общая картина макро- и микромира, в середине которой стоит человек – центр и смысл бытия.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

  1. Открывается цикл стихотворением о Гамлете.
  2. «Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его,» – пишет Борис Пастернак.
  3. Известно, что Иисус Христос при рождении был отмечен богом «в добровольных муках» «в гроб сойти».
  4. Живаго тоже «готов был принести себя в жертву, чтоб стало лучше, и ничего не мог».

Возникает интересная параллель: Иисус Христос – Гамлет – Юрий Живаго . Каждый несет свой крест во имя бессмертия жизни.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

  • Прислонясь к дверному косяку,
  • Я ловлю в далёком отголоске,
  • Что случится на моём веку.

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

  1. Если только можно, Авва Отче,
  2.    Чашу эту мимо пронеси.
  3. Отче Мой!
  4. Если возможно да минует Меня чаша сия.
  5. Евангелие.
  • Но продуман распорядок действий,
  • И неотвратим конец пути.
  •    Я один, все тонет в фарисействе.
  •    Жизнь прожить – не поле перейти.

ГАМЛЕТ Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.

Марина Цветаева писала о Пастернаке: “Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет”.

«Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый.»

     На протяжении всего романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» наблюдается противоборство стихий. Это разные стихии — огня, любви, творческого вдохновения, революции, стужи, стихии жизни и смерти. И на протяжении всего романа идет противопоставление свеча —  метель, свет — тьма, жар — холод, жизнь — смерть.

Свет свечи, как символ страсти, символ жизни. Это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь.

Снег, вьюга, метель — символ смерти. Это стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

… Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку.

Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой.

Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок…

… Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку.

Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой.

Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок…

… Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой, без принуждения. Оно не приходило…

… Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара.

– А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела…

… Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара.

– А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела…

На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал.

И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

«Во всём мне хочется

дойти до самой сути…»

     Роман «Доктор Живаго» является заключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой работой. Стихотворения Юрия Живаго играют особую роль в романе и имеют особое значение в творчестве Бориса Пастернака.

Какова же эта роль и в чем значение этих стихотворений?

Сочинение на тему Роль стихотворений Юрия Живаго в романе по роману Пастернака «Доктор Живаго» ( : ЕГЭ по литературе)

Стихотворениями из тетради Юрия Живаго заканчивается роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Эти стихи словно эпилог произведения, своеобразное подведение его итогов.

Если роман начинается и заканчивается смертью героев (начало — похороны матери Юрия, конец — смерть самого героя), то именно стихи даруют доктору Живаго бессмертие, ибо подлинный Творец обретает его именно в своих произведениях.

Тетрадь Юрия Живаго включает в себя 25 стихотворений, которые очень тесно связаны друг с другом, буквально друг из друга «прорастают». Перед читателями еще один роман, на этот раз роман поэтический.

В нем существуют свое время и пространство, он развивается по своим законам. У него есть свой сюжет, свои герои, размышляющие над вопросами человеческого бытия, способные воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. И в то же время этот поэтический роман невозможно отделить от романа в прозе.

Первое стихотворение в тетради Юрия Живаго носит название «Гамлет».

Темный затихший зал.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Луч света выхватывает бледное лицо актера, вышедшего на сцену. Он готов играть, он готов жить, он готов умереть. Кто это? Гамлет? Человек, постигший несовершенство мира, те бездны, которые сокрыты в душе человеческой, человек, мучающийся страшными вопросами?

А может быть, перед нами сам Христос, страдающий и всепрощающий?

Каждый из нас должен до конца сыграть свою роль и муками и страданиями заплатить за чудо жизни.

И вдруг в конце стихотворения такая простая и знакомая, но очень мудрая строчка. Она словно связывает стихотворение «Гамлет» сего высокой лексикой Евангельскими образами со стихотворением «Март», очень земным, солнечным, весенним.

Март — начало весны, а значит, начало возрождения. Отдохнувшая за долгую зиму земля проснулась и жадно вбирает в себя солнце, небо, ветер. Все живет и движется, поет и ликует.

Вволю болтают бессонные ручьи, сосульки исходят капелью, все распахнуто настежь навстречу свету, радости, весне. Жизнь торжествует!

Читайте также:  Биография А.Н. Островского

И вдруг опять падает на землю тишина, потому что начинается Страстная неделя (стихотворение «На Страстной»).

Все замерло на земле в ожидании, предчувствии чуда. Пять раз в первых трех строфах стихотворения повторяется слово «еще», словно нагнетается напряженность, которая должна чем-то разрешиться уже скоро.

Создается впечатление, что действие разворачивается сразу в двух измерениях: здесь, сейчас, на земле, в этой предрассветной мгле среди еще пока голых деревьев; и там, во Вселенной, где «звездам нет числа», где «площадь вечностью легла», где «до рассвета и тепла еще тысячелетье.

Лето — стихотворение «Объяснение» — возвращение жизни, ее новый виток. Интересно, что в первых трех строфах пять раз повторяются слова зтак же», «той же», «те же», что создает впечатление постоянного возобновления чегото бывшего, ведь прошлое всегда присутствует в настоящем.

И вновь наступает осень (стихотворение «Осень» ) с ее «одиночеством всегдашним» и осенней пушкинской мудростью, когда чувствуешь себя словно растворенным в этом осеннем воздухе, неярком свете сереньких небес, шепоте падающих листьев.

А потом стихотворение «Сказка», в котором автор обращается уже не к Евангельским, а к мифологическим образам: тут и конный богатырь, и дракон, и «пленница-краса», бой не на жизнь, а на смерть, и освобождение прекрасной девы.

Время и пространства смыкаются навсегда. Обратите внимание на родственность слов «творчество» и «чудотворство». Художник и Бог в своем творении едины, тот и другой утверждают бессмертие.

Пятнадцатое стихотворение цикла «Зимняя ночь», пожалуй, одно из самых известных. Это воспоминание об ушедшей любви (все глаголы стоят в прошедшем времени), но жизнь человеческая проходит в постоянном переплетении, скрещивании времен.

Создается ощущение постоянного возвращения к прошлому, которое через настоящее стремится к будущему. Как замкнутый круг, кольцо рук, не выпускающих из объятий, отгораживающих от мира. Кружение снежных хлопьев завораживает. . . Сразу вспоминается отрывок из романа Б. Л.

Пастернака, когда в далекой заснеженной Сибири встречаются Лара и Юрий Живаго.

Дом, занесенный метелью, оторванность от мира, одинокая свеча на столе — и двое, ищущие спасения друг в друге. Везде смерть. На земле, кроме воя волков, свиста пуль и ветра, иных звуков не осталось. Кажется, сама жизнь умерла. И тогда люди бросаются друг к другу не только для того, чтобы любить, а чтобы выстоять. Только крохотный огонек свечи — как символ жизни, любви, тепла, света.

Скрещенья — крещенье — крест. Через крестные муки мы несем по жизни свой крест, и у каждого — своя Голгофа, и у каждого — свое Воскресение…

А вокна в вихре метели заглядывает Вечность.

Стихотворения «Разлука» и «Свидание» полны боли воспоминаний. Осколки судьбы, любви, жизни. Постепенно в наших глазах реальная жизнь человека словно переходит в какое-то иное измерение.

И будто ответом на поставленный в конце предыдущего стихотворения вопрос является следующее произведение — «Рождественская звезда», рассказ о рождении Христа, новое обращение к Богу. «Нас на свете нет», но Он есть всегда как символ вечной и бесконечной жизни.

Вифлеемская звезда зажглась, чтобы навсегда остаться с людьми.

Стихотворение «Рассвет» — тоже о рождении, только о рождении души в человеке, который, открыв для себя Бога, словно «от обморока ожил».

«Чудо есть Бог» — основная мысль стихотворения «Чудо». И вновь наступает весна (стихотворение «Земля»). Завершается природный цикл: от возрождения после зимнего сна к летнему цветению, к осенней мудрости, к зимнему умиранию и вновь к возрождению.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id126281

Место и роль стихов в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Анализ одного стихотворения

Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу.

На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях. Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы. Но все они, на мой взгляд, самым особым образом соединяются в понятии «жизнь».

И она, жизнь, после прочтения стихотворений Живаго, начинает восприниматься как удивительное счастье, как божий дар.

Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений – «Гамлет». Я думаю, что это стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия.

  • Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:
  • Но продуман распорядок действий, И не отвратим конец пути.
  • Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти. Таким образом, данное стихотворение открывает цикл не только как яркая форма, которая требует особого внимания.

«Гамлет» становится, по моему мнению, ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.

В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца.

Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака. Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем.

Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина».

В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность. Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса. Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви.

Любовь для лирического героя – самое сильное и противоречивое чувство. Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье: Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему.

Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины: С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег. Везде следы разгрома. «Ее отъезд» разрушил все мечты героя.

Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее: И вот теперь отъезд, Насильственный, быть может! Разлука нас обоих съест, Тоска с костями сгложет.

Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.

«Разлука» Борис Пастернак

С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег.

  1. Везде следы разгрома.
  2. Повсюду в комнатах хаос. Он меры разоренья Не замечает из-за слез
  3. И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум. Он в памяти иль грезит? И почему ему на ум

  • Все мысль о море лезет?
  • Когда сквозь иней на окне Не видно света божья, Безвыходность тоски вдвойне
  • С пустыней моря схожа.
  • Она была так дорога Ему чертой любою, Как моря близки берега
  • Всей линией прибоя.
  • Как затопляет камыши Волненье после шторма, Ушли на дно его души
  • Ее черты и формы.
  • В года мытарств, во времена Немыслимого быта Она волной судьбы со дна
  • Была к нему прибита.
  • Среди препятствий без числа, Опасности минуя, Волна несла ее, несла
  • И пригнала вплотную.
  • И вот теперь ее отъезд, Насильственный, быть может! Разлука их обоих съест,
  • Тоска с костями сгложет.
  • И человек глядит кругом: Она в момент ухода Все выворотила вверх дном
  • Из ящиков комода.
  • Он бродит и до темноты Укладывает в ящик Раскиданные лоскуты
  • И выкройки образчик.
  • И, наколовшись об шитье С невынутой иголкой, Внезапно видит всю ее
  • И плачет втихомолку.
  • Анализ стихотворения Пастернака «Разлука»

В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой травле со стороны советских властей. Фактически гонения, начавшиеся в 1958-ом, привели Бориса Леонидовича к смерти – он скончался от рака легкого в 1960-ом.

В конце романа располагается тетрадь с двадцатью пятью стихотворениями, написанными центральным героем – Юрием Андреевичем Живаго. Одно из них – «Разлука».

Оно выступает в качестве своеобразного отражения событий, произошедших в жизни доктора и описанных в четырнадцатой части «Опять в Варыкине». Согласно книге, Живаго приходится расстаться с Ларой – главной любовью в его жизни.

После этого существование Юрия Андреевича теряет всякий смысл, и он практически тихо сходит с ума.

В стихотворении «Разлука» Пастернак развивает несколько тем. Основная – любовная. Лирический герой с удивительной теплотой и нежностью вспоминает покинувшую его женщину. Он растерян, потерян, обескуражен.

Слезы, приступ мигрени, шум в ушах, внезапно пришедшая в голову мысль о море – Борис Леонидович подбирает емкие и четкие детали, помогающие читателям представить душевное смятение мужчины, потерявшего возлюбленную. Герой пытается отвлечься, занимаясь механической работой. До темноты он бродит по разоренному жилищу, укладывая «в ящик раскиданные лоскуты и выкройки образчик».

Но скрыться от произошедшей трагедии оказывается нелегко. Сущая мелочь – укол иголкой, оставшейся в шитье, – возвращает его к неприглядной реальности, вызывает из памяти образ дорогой женщины.

Второй немаловажный мотив – насильственное расторжение людей, которые любят друг друга: Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет.

Читайте также:  Стихи про декабрь: красивые стихотворения русских поэтов для детей, взрослых про месяц

https://www.youtube.com/watch?v=tUOnm8Kn6zQ

Здесь происходит переплетение с темой рока. Именно благодаря судьбе герои оказываются вместе во время для России страшное, тяжелое, полное страданий и невзгод. По сюжету романа, Лара и Юрий Андреевич сходятся и расходятся несколько раз.

Некоторые критики даже обвиняли Пастернака в том, что встречи Живаго и Антиповой носят фантастический характер, и в реальной жизни подобные события вряд ли могли бы произойти. Судьба предстает в романе как безжалостная стихия.

Постоянно сводя героев, она в итоге все-таки разлучает их, навсегда лишает возможности стать счастливыми.

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго» в контексте «Стихотворений Юрия Живаго»

Много лет Б. Пастернак вынашивал замысел романа, осмысляющего эпоху, в которую довелось ему жить. В романе «Доктор Живаго» история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается творческий человек. Стихи главного героя Юрия Живаго выделены в произведении в особую часть. Перед нами книга в книге. Она открывается стихотворением о Гамлете.

Само название этого стихотворения и заданная в нем ситуация — осмыслить то, что происходит — говорит о том, что перед нами внутренний монолог героя, пытающегося определить характер собственной эпохи. Как известно, шекспировский герой рассуждал о времени и о себе, и такая же аналогия угадывается в стихотворении Юрия Живаго.

Оно представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета:

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.

Автор воссоздает все атрибуты сцены. На героя «наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси». Слова «роль», «драма», «замысел» также заставляют вспомнить высказывание Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры».

И потому ситуация театра и актера переосмысляется как ситуация мира вообще и человека в нем.

А слова «Я люблю твой замысел упрямый» относятся не только к режиссеру драмы, но и к Создателю того мира, в котором каждый выбирает свой путь.

По глубокому убеждению поэта, человек должен быть достоин своей роли, своего предназначения в этом мире. «Жизнь прожить — не поле перейти», — говорит он. А, по всей видимости, прожить жизнь достойно будет не просто.

В первом стихотворении книги уже ощущаются трагические предчувствия, мучающие героя.

Строки «Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси», «Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь» явно соотносятся с отношением поэта к происходящим вокруг него событиям.

Стихи из тетради Юрия Живаго — это стихи о самом дорогом, о сокровенном. Герой романа в памяти своей хранит свечу, которая горела за окном дома, где жила та, которую он встретил и полюбил. В стихотворении «Зимняя ночь» свеча становится точкой притяжения для человеческой души:

  Биография Франца Кафки

Мело, мело, по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

В образах снежной мглы, метели, которая заметает мир, явно угадывается перекличка с поэмой Блока «Двенадцать». Но у Юрия Живаго есть то, что освещает путь человека, идущего в снежной мгле.

Свеча становится единственным и вечным источником света в тот час, когда метет по всей земле.

В этой свече воедино собрано все: она символ любви, символ цели, к которой стремится человек, символ самой жизни.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит о том, что свеча символизирует веру. Она светит так же, как вера освещает путь людям.

У Пастернака свеча — это символ всего того доброго и хорошего, что есть в душах людей.

Но свеча — это и внешний свет, который помогает людям видеть и находить добро, а также освещает все их поступки и дела.

Книга Юрия Живаго завершается стихотворением «Гефсиманский сад», название которого сразу же настраивает на библейское восприятие. В нем звучит важная мысль о том, что «спор нельзя решать железом».

В этих словах Христа, по сути, выражается оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в окружающем мире.

Нельзя мечом установить историческую правду — вот вывод и героя романа, и самого Пастернака.

В этом же стихотворении ясно выражена тема добровольного пожертвования во имя искупления человеческих страданий:

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

Здесь же появляется и мотив бессмертия, характерный для многих стихотворений Пастернака:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.

Таким образом, книга Юрия Живаго открывается темой предстоящих страданий и осознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного принятия искупительной жертвы.

В стихах, завершающих роман, проявился философский склад поэтического дарования Пастернака. Поэт стремится осмыслить жизнь и все больше убеждается в том, что она может быть построена на основах добра, любви и красоты.

И чем труднее то время, в которое довелось тебе жить, тем нужнее эти нравственные основы.

Сочинение на тему «Библейские мотивы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Поэтому интересны библейские мотивы в его творчестве. В романе «Доктор Живаго» получили воплощение как нравственные стороны евангельского учения, так и другие, связанные с главной идеей, принесенной Христом человечеству.

«Смерти не будет», — так звучит один из авторских вариантов названия будущего романа. По мнению Пастернака, человек должен носить в себе идею бессмертия. Без этого он не может жить.

Юрий Живаго считает, что бессмертие будет достигнуто человеком, если он станет «свободен от себя» — примет на себя боль времени, примет все страдания человечества, как свои.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

И значимо то, что главный герой — не только врач, но и поэт. Сборник его стихотворений является результатом, итогом жизни. Это жизнь Юрия Живаго после смерти. В этом — бессмертие человеческого духа.

Еще одна тема, которая волнует Пастернака, как и Достоевского. Это тема духовного воскрешения личности. Она явно вплетена в сложный романный ансамбль. Первые строки книги (похороны матери Юры, вьюжная ночь после погребения, переживания ребенка) — смысловой зачин этой темы.

Позднее Юрию Андреевичу мнится, что он пишет поэму «Смятение» о тех днях, которые протекли между смертью Христа и его воскресением, о том пространстве и времени, когда шла борьба между воскресительной потенцией жизни и «черной земной бурей»: «И две рифмованные строчки преследовали его: «Рады коснуться /И надо проснуться».

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И — надо проснуться! Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть».

А главный герой романа воскресение понимает так:

«…Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили». Доктор Живаго считает, что человек в других людях и есть душа человека, его бессмертие: «В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего».

Интересна в романе и идея жизни как жертвы. Именно такой жизнью живут герои романа. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей.

Симушка Тунцова в романе рассуждает: «…Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом». Героям Пастернака присуща любовь к ближним. В «Охранной грамоте» автор писал, что «будущее человека есть любовь».

И о главном герое романа так говорится: «…всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о близких и семье». Есть еще один герой — Микулицын, который, как и герои Достоевского, живет любовью к ближним.

Это про него сказано в романе: «…он преступно добр, добр до крайности. Пошумит, покобенится и размякнет, рубашку с себя снимет, последнею коркою поделится».

В романе Пастернака можно выделить два уклада бытия: естественная жизнь людей (время) и сверхъестественная (вечность). Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл.

Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом.

«Загадка жизни, загадка смерти» — над этой тайной бьется мысль автора «Доктора Живаго». И Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Вот почему у гроба Живаго любящая его женщина ощущает «веяние свободы и беззаботности».

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Этого писателя всегда бесконечно трогало чудо жизни.

‘Он никогда не утрачивал ощущения первичной красоты того, что нас непосредственно окружает. Этому Пастернак отдал свою жизнь, и это, собственно, его в ней держало.

Но он никогда не обособлял себя от времени, просто пытался утвердить гармонию того существования, с которым он пришел в жизнь. Вот этим нам и дорог Пастернак.

В этом залог его если не вечной, то, во всяком случае, длительной жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/

Стихотворения Б.Л. Пастернака в романе «Доктор Живаго». Сочинение по литературе

Стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные от лица главного героя доктора Юрия Андреевича Живаго включены отдельной главой в роман о трагической судьбе русского интеллигента в эпоху ломки старого мира и становления тоталитарного государства.

Читайте также:  К чему приводит измена?

«Огромное тело прозы, как разросшийся сиреневый куст, несёт на себе махровые гроздья стихотворений, венчающих его. И как целью куста являются кисти, а смыслом яблони — яблоки, так целью романа являются стихи, которые из него произрастают», — так современный поэт Андрей Вознесенский метафорически определил органическую связь стихов и прозы в романе.

Роман «Доктор Живаго» охватывает события от Первой мировой войны, через две революции, до окончания Второй мировой войны. Главный герой романа доктор Живаго умер в 1929 году, его сердце не выдержало того насилия, которому подвергалась незащищенная душа поэта.

Автор романа, Борис Пастернак, преждевременно ушедший из жизни в 1960 году, «выполнил свой долг», завещанный от Бога, написав роман — исповедь, сказав всю правду о времени и о себе:

… Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории. Атмосфера, вещи — мое христианство…

Сказать правду в стране безбожия, насилия и лжи — это значит сознательно обречь себя на гонения и поношения.

Решаясь на этот духовный подвиг, Пастернак начинает цикл стихотворением «Гамлет», по-своему трактуя шекспировский образ: «Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его… «Гамлет» драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения». Отождествляя себя с Гамлетом, поэт пишет:

Гул затих. Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Цикл, состоящий из 25 стихотворений Юрия Живаго, органически связан с содержанием романа. В нем можно найти событие, которое обостренно переживается необычайно впечатлительной душой художника, вызывая тот «священный огонь», который именуется творческим вдохновением.

Так, волшебная красота рождественской ночи стала поводом к созданию двух стихотворений: «Рождественская звезда» и «Зимняя ночь»: «…Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.

Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда…герой — пишет Пастернак, — должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все четыре поэта — люди трагической судьбы, как и доктор Живаго. Однако не о смерти, а о жизни и роман, и стихи.

Само имя «Живаго» восходит к выражению из церковно-славянского текста Евангелия: «Сын Бога Живаго». Косвенный падеж был Пастернаком заменен именительным и превратился в фамилию московского интеллигента, в символ вечно возрождающейся жизни, вопреки смерти. Стихи («дуиЖ в заветной лире» ) — залог бессмертия поэта доктора Живаго.

Существовал еще один черновой вариант названия романа — «Смерти не будет».

Темой бессмертия жизни, идущей путем страданий, связаны все стихотворения на евангельские сюжеты: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина» (два стихотворения), «Гефсиманский сад». В них отражен и духовно пережит весь семидневный цикл Страстной недели, завершающейся Пасхой, то есть Воскресением Христовым.

Стихотворение «Рождественская звезда» так же, как и стихотворение «Свеча горела», родилось из ощущения чуда, которое совершается в рождественскую ночь: «Светящиеся изнутри и заиндевелые окна домов походили на драгоценные ларцы из дымчатого слоистого топаза. Внутри их теплилась святочная жизнь Москвы, горели елки».

В то же время мысли Юрия Живаго заняты размышлениями о Блоке, которым тогда увлекались все и статью о котором он должен был написать. «Я вдруг подумал, что Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни… Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Такими неисповедимыми путями приходит вдохновение.

Так совершается чудо появления стихотворения, в котором рождение божественного младенца знаменовало собой новую эру в жизни человечества — «и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням «матерей и по всем картинным галереям мира»:

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Последнее стихотворение цикла — «Гефсиманский сад». Здесь Христос после Тайной Вечери перенес томительную душевную муку, предчувствуя предательство Иуды, свои страдания и смерть.

Так же, как и в стихотворении «Гамлет», он молит Отца спасти его, пронести чашу смерти мимо («Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом он молил Отца»). Сюда же поэт включает и поцелуй Иуды.

Петр пытается защитить Учителя от «толпы рабов», «скопища бродяг», «головорезов», окруживших Христа.

Петр дал отпор головорезам И ухо одному из них отсек. Но слышит: «Спор нельзя решить железом.

Вложи свой меч на место, человек.»

К этому выводу пришел на своем опыте невольного участия в борьбе партизанского отряда истинно верующий доктор Живаго. Об этом же говорит и автор романа: «…Человека столетиями поднимала не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины».

Так поэт понимал Христа. Добровольно жертвует собой не только Сын, но и Бог Отец жертвует своим Сыном ради утверждения бессмертной истины, которая живет в веках:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Пятистопный ямб, звучащий мерно, торжественно и убедительно, утверждает святость и непреложность бессмертной истины.

Значение стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л. "Доктор Живаго"

    Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу. На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях.

    Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы. Но все они, на мой взгляд, самым особым образом соединяются в понятии «жизнь». И она, жизнь, после прочтения стихотворений Живаго, начинает восприниматься как удивительное счастье, как божий дар.

    Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений – «Гамлет». Я думаю, что это стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия:

    Гул затих. Я вышел на подмостки.

    Прислонясь к дверному косяку,    Я ловлю в далеком отголоске,    Что случится на моем веку.

    Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:

    Но продуман распорядок действий,

    И не отвратим конец пути.    Я один, все тонет в фарисействе.    Жизнь прожить – не поле перейти.

    Таким образом, данное стихотворение открывает цикл не только как яркая форма, которая требует особого внимания. «Гамлет» становится, по моему мнению, ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.

    В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца:

    Солнце греет до седьмого пота,

    И бушует, одурев, овраг.    Как у дюжей божницы работа,    Дело у весны кипит в руках.

    Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака. Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем.

    Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина». В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность:

    Чуть ночь, мой демон тут как тут,

    За прошлое моя расплата.    Придут и сердце мне сосут    Воспоминания разврата…

    Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса:

    Брошусь на землю у ног распятья,

    Обомру и закушу уста.    Слишком многим руки для объятья    Ты раскинешь по концам креста.

    Читая строки этого стихотворения, становишься невольным свидетелем этих событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина.

    Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви. Любовь для лирического героя – самое сильное и противоречивое чувство. Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье:

    Как будто бы железом,

    Обмокнутым в сурьму,    Тебя вели нарезом    По сердцу моему.

    Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины:

    С порога смотрит человек,

    Не узнавая дома.    Ее отъезд был как побег.    Везде следы разгрома.

    «Ее отъезд» разрушил все мечты героя. Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее:

    И вот теперь отъезд,

    Насильственный, быть может!    Разлука нас обоих съест,    Тоска с костями сгложет.

    Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.

Ссылка на основную публикацию