Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

Итог написания романа для Достоевского

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Цели и средства в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравственного вопроса: возможно ли «разрешение крови по совести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчёмного» существа ради разумной идеи — избавления от страданий и мучений многих благородных людей?

Этот вопрос ставит перед собой главный герой романа — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ему приходится ютится в жалкой каморке, уже сама обстановка которой может свести с ума.

Два года он кое-как перебивался дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учёбу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук.

Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера, особого склада ума.

Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошёл перелом. Этот новый взгляд он подкрепляет теорией собственного сочинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила его волю и разум. Смысл её в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «право имеющих».

Он открывает «закон»: «… Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель…

» Так доселе велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чём их счастье.

Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел». Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хорошей.

Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей.

Достоевский даёт понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противоположностями своим взглядам.

Раскольников чувствует противоречивость своей «разумной» теории. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К.И.

Тюнькин в статье «“Бунт Родиона Раскольникова”»: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев?» Остаётся только решать с точки зрения своего блага. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович.

Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши.

Внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «Разговор с собой» (пример)

Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры.

Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что это чувство любви и сострадания — степень человечности общества, не будь его, давно бы оно распалось.

Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнёт пробовать, какой он, обыкновенный или нет…

Хотя и на каторге разум Раскольникова не хочет смириться, и он убеждён в правоте своей антигуманной идеи, в душе героя всё больше крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество.

«Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, которую проповедует Достоевский на протяжении всего романа. Автор даёт Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только её любовь может спасти Раскольникова.

Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта любовь спасёт обоих.



Преступление и наказание: смысл романа, объяснение сюжета

Задевающим за душу произведением Федора Достоевского, наряду с «Бесами» и «Идиотом», является роман «Преступление и наказание», смысл которого глубок, многогранен, не лежит на поверхности. Это характерная особенность творчества автора. В романе отражается духовный мир Достоевского, взгляды писателя на устои общества, мораль, ценность человеческой жизни.

Краткое содержание

Смысл названия — «Преступление и наказание» раскрывает суть романа. Невнимательный читатель видит в произведении морализаторство на тему неотвратимости расплаты за двойное убийство – старухи-процентщицы и ее сестры. Такой вывод неверен.

У следователя Порфирия нет прямых доказательств виновности Родиона Раскольникова, одна интуиция. В преступлении сознался избитый маляр Миколка. Родиона в квартире жертв не видели. Личный интерес к делу герой легко объяснял тем, что заложил у процентщицы имущество.

Родиона Раскольникова начала мучить совесть. Юноша убил старуху не из выгоды наживы. Убийцей руководила идея, что мир делится на ничтожных, пустых людей и имеющих право преступать закон.

«Тварь я дрожащая, или право имею?» — этот главный вопрос часто задает главный герой романа «Преступление и наказание».

Смысл убийства вроде бы благ: за деньги ростовщицы студент-неудачник намеревается окончить университет, уехать за границу, вытащить из нищеты мать и сестру и потом творить добрые дела.

На заметку! Достоевский далек от представления главного героя опереточным злодеем. Характер преступника сложен. Родион спасает детей на пожаре, отдает последние гроши отцу умершего товарища, помогает Соне Мармеладовой. Перед читателем – чуткий, добрый и отзывчивый человек.

Оправдывает ли цель средства?

Благие намерения не сбываются. После преступления Раскольников чувствует отчуждение от близких и любимых людей. Убийца не может жить нормально. Потому и признается в своем преступлении.

На каторгу за Родионом едет Соня Мармеладова, девушка, вынужденная торговать собственным телом из-за крайней нищеты. Падшая женщина побудила Родиона раскаяться. На каторге опустошенный содеянным Раскольников, берет в руки Евангелие, открывая дорогу в новую жизнь.

Смысл романа заключается в простой идее: убийство – при всех благих целях – остается убийством. Да, старуха-процентщица была злой, скаредной, несправедливой даже к своей сестре.

Но от того, что Родион ее убил, старуха не стала лучше, мир справедливей, а сам Раскольников – выше всех остальных. Никто не давал бывшему студенту права решать, кому жить, а кому умереть? Смысл эпилога «Преступление и наказание» становится предельно ясен: герой лишь в раскаянии смог доказать, что не является тварью дрожащей.

Объяснение сюжета

Смысл романа Достоевского «Преступление и наказание» глубже, чем кажется на первый взгляд. В произведении существуют другие сюжетные линии. В лучших традициях русской классической литературы, где каждый герой страдает по-своему, Достоевский вводит в роман:

  • отца Сони, алкоголика Мармеладова, вынудившего дочь пойти на панель;
  • помещика Свидригайлова, настырно домогающегося сестры Раскольникова, Дуни,
  • грязного дельца Лужина. Пользуясь нищетой Дуни, решил взять ее в жены.

Все персонажи греховны. Они совершают преступления и несут за это наказание:

  • Выпивоха Мармеладов попал под колеса экипажа;
  • Свидригайлов совершил самоубийство;
  • Лужин хотел очернить Соню, обвинив девушку в краже денег. Клевета вышла наружу, и он навлек позор на себя самого.
  • Даже Соня Мармеладова, по мнению Достоевского, должна понести наказание. Девушка преступила заповедь «не прелюбодействуй». Героиня добровольно отправляется на каторгу вслед за Раскольниковым.

Смысл названия романа Достоевского «Преступление и наказание» оправдан: за каждое злое деяние наступает кара.

Теория Раскольникова

Важной категорией для автора романа является мотив убийства. Родион словно бросает вызов Богу, Его установлениям. В «Преступлении и наказании» смысл теории Раскольникова вызревает постепенно. Он задумывался о том, как устроено общество, деля людей на «обыкновенное большинство» и «собственно людей».

Раскольников даже опубликовал в журнале статью «О преступлении», утверждая, что морального закона должны придерживаться «твари дрожащие», а высшая каста находится за пределами Добра и Зла.

Интересно! Считалось, что идеи Раскольникова созвучны теории Ницше о «людишках» и «сверхчеловеке». Однако интерпретация идей Ницше у Раскольникова индивидуальна и просто оправдывает его собственные взгляды.

Даже из краткого смысла «Преступления и наказания», видно, что Родион оказался вовсе не Наполеоном, вершащим судьбы Европы. Убив старуху и ее сестру, он извелся и, мучимый совестью, раскаялся. Значит, все дело в том, что Раскольников обычный человек, не политик? Автор оставляет читателю право самому ответить на вопрос.

В чем суть концовки

Ф. М. Достоевский долго колебался в написании финала романа. В черновике даже значилась глава «Раскольников собирается застрелиться». Но смысл произведения «Преступление и наказание» в том, что кара неэффективна, если виновный не раскается в душе.

Родион не приемлет юридического суда. Убийца мог легко выпутаться из уголовного дела – следствие не имело против него непосредственных улик. Но для Родиона был важен лишь один суд –Сони Мармеладовой, Суд Божий. Так описал смысл «Преступления и наказания» Достоевский: «Самая тяжелая кара для человека – муки душевные».

Роман «Преступление и наказание», смысл которого состоит в абсолютной невозможности преступить Божьи заповеди без возмездия, может выглядеть морализаторским. Ведь, с точки зрения читателя XXI века, мы видим постоянные преступления «Наполеонов», которых абсолютная власть развратила. Но суть проблемы неизменна – ждет ли за невидимые преступления наказание или нет?

Оправдывает ли цель средства в преступлении и наказании

Для чего человек живёт? Чему стремится посвятить свою жизнь? Какими путями он идёт к достижению своей цели? Это извечные вопросы, которыми задаются многие на пути к собственной цели.

Кто-то, несмотря ни на что, готов использовать любые средства для выполнения поставленной задачи, даже поступаясь с нормами морали. Такие люди считают, что результат, каким путём он не был бы достигнут, всегда оправдывает средства.

Но ни одна благородная цель не может быть достигнута, если средства её достижения идут вразрез с моралью.

Об этом говориться во многих произведениях художественной литературы. Возьмём, например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой произведения, Родион Раскольников — бывший студент, который живёт в нищете и еле-еле сводит концы с концами. Он видит, как тяжело живётся людям, какие мучения и страдания они испытывают каждый день, находясь в столь унизительном материальном положении.

Раскольников не может остаться безразличным к беде окружающих, он горит желанием помочь им. Он хочет осчастливить мир, избавить людей от мук и страданий.

Но в его, казалось бы чистом и светлом разуме, рядом со столь благородной целью существует ужасная и безнравственная теория о разделении людей на обычных и право имеющих.

И чтобы сделать шаг к достижению собственной цели, а заодно проверить свою бесчеловечную теорию, он решается на ещё более ужасный поступок – убийство. Совершив столь жесткое преступление, Раскольников осознаёт несостоятельность своей теории, оказывается не в силах сохранить хладнокровие и спокойствие, обрекая себя на душевные муки и терзания.

Раскольников, находясь в состоянии страха и постоянной тревоги, не смог воспользоваться краденным. Следовательно, невыполненной оказалась и другая его цель – он никак не помог своим близким и родным и тем более не осчастливил жизнь остальных людей.

Цель Раскольникова изначальна была невыполнимой, потому что он выбрал неверные средства для её достижения.

Какой бы благородной цель не была, она не может оправдать средства, если они идут вразрез со всеми нормами морали и человечностью.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что никакие средства, брошенные на выполнение задачи, не могут быть оправданы результатом. Руководствуясь благородной целью, необходимо выбирать благочестивые средства её достижения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Оправдывает ли цель средства?

Оправдывает ли цель средства?

Что такое цель? Для чего она нужна человеку? Цель – это определённый результат, которого хочет достичь каждый из нас, и, чтобы получить его, человеку придётся немало работать над собой и иметь большую силу воли, уметь мужественно переносить трудности и невзгоды.

Цель может быть разной: у одного она мала и ничтожна, а у другого велика и непостижима. В зависимости от этого каждый из нас самостоятельно выбирает средства, которые приведут его к желаемому результату.

К сожалению, иногда человек ошибается и выбирает пути, которые, наоборот, отдаляют его от достижения конечного итога.

Может ли великая цель оправдать даже самые низкие и подлые средства? Ответ на этот вопрос мы сможем найти в произведении Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой Родион Раскольников придумывает теорию, разделяющую людей на две группы: «право имеющие» и «тварь дрожащая». Отличие первой от второй состоит в том, что человек или может делать, всё что захочет, или нет.

Конечно же, Раскольник относит себя именно к первой группе. Желая доказать это, он убивает старушку-процентщицу, однако затем приходит осознание того, что эта теория в корне неверна.

Родион пытается вновь обрести утраченное душевное равновесие, но сделать это он сможет только на каторге. Писатель приводит Раскольникова к выводу, что все люди равны, и никакой человек не судья людям, даже в крайних обстоятельствах.

В то же время и ничтожная цель не сможет оправдать гнусных средств. Почему же? Потому что такой человек будет пустышкой и, наоборот, оттолкнёт от себя поистине чистых и невинных людей. Вся его компания будет такой же, как и он сам.

Например, красота и манера держать себя, ум и образованность отличали, на первый взгляд, Элен Безухову от остальных, однако затем мы видим, что помыслы и цели её ничтожны и внутри у неё пустота. Главным её желанием было хорошо устроиться в жизни, что она с успехом исполнила.

Читайте также:  Образ Лойко в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Элен сделала всё, чтобы Пьер предложил ей руку и сердце. Однако позже он понимает, каким человеком является его жена, и поэтому Безухов отдаляется от неё. Более того, ни один из положительных героев романа Л. Толстого «Война и мир» не сблизился с Элен.

Это ещё раз доказывает, что низкая цель не сделает нас лучше.

Таким образом, цели формируют характер человека, поэтому мы должны очень внимательно и тщательно продумать, какого результата хотим добиться.

vopvet.ru

Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия.

Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.

В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.

С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.

Достоевский подробно исследует теорию Раскольникова в романе. Суть этой теории — «цель оправдывает средства».

Раскольников решает убить старуху-процентщицу, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей.

Он считает, что «необыкновенный» человек имеет право… сам разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует».

Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться.

Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.

Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.

Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям.

Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».

Раскольников не смог порвать с людьми.

Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.

Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »

school-essay.ru

Сочинение на тему Всегда ли цель оправдывает средства в романе Преступление и Наказание, Достоевский читать бесплатно

­Всегда ли цель оправдывает средства

Ф. М. Достоевский известен в русской литературе как титан социально-философских и психологических работ.

Наиболее известное произведение писателя, известное далеко за пределами его родной страны, это «Преступление и наказание». Достоевский работал над ним в 1860-х гг. Дата первой публикации — 1866-й год.

По сюжету в душе главного героя Раскольникова Родиона Романовича происходит душевный перелом, возможно, связанный с внешними обстоятельствами.

Он бросил учебу из-за отсутствия денет, ютится в жалкой коморке и кое-как оплачивает свое проживание противной старушке-процентщице. Сам по себе Родион Романович — человек немалых способностей и талантов.

Об этом говорит его статья в газете «О преступлении», в которой он выдвигает теорию о двух разрядах людей — низшем и высшем. По его теории первые — это обыкновенные люди, нуждающиеся в моральной строгости, а вторые — это новая каста людей, способных разрушать стереотипы и развивать общество.

Они способны на преступление, но в то же время являются «новыми законодателями».

Возможно, именно эта идея подтолкнула юношу на реальное преступление. Раскольников убил топором старушку-процентщицу и ее сестру, которая неожиданно нагрянула с визитом.

Есть ли ему оправдание? И оправдывала ли его цель средства? По этому поводу у критиков всегда мнения расходились. С одной стороны, он раскаивающийся в себе убийца, который жалеет всех, с кем несправедливо обошлась судьба. С другой стороны, он совершил тяжелый грех.

Убийство — это, в первую очередь, преступление против человеческой жизни, а это тяжкое преступление.

Если вчитаться в роман Достоевского, то можно заметить, что сам писатель оправдывает своего героя, утверждая, что «цель оправдывает средства». Но так ли это на самом деле? Он уверен, что человек «необыкновенный», то есть из той самой «высшей» касты имеет право на убийство.

С развитием сюжета, все же автор приводит своего героя к ошибочности его теории. Он следует той же логике, которая привела Раскольникова к убийству. В конце произведения мы видим, что справедливость восторжествовала и герой отправлен в каторжный острог.

Как бы то ни было, писатель показывает неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.

www.sdamna5.ru

Готовые сочинения на любую тему!

Сочинение на тему «Цель оправдывает средства»

Цель оправдывает средства. Это крылатое выражение, вероятно, слышал каждый из нас, но так ли это на самом деле? Действительно ли все средства хороши для достижения желаемого? На этот вопрос никогда не будет дан окончательный ответ, ведь сколько людей, столько и мнений. Этот ответ для каждого человека разный и зависит от его моральных ценностей, от аспектов его психологии.

Сначала мы с вами попытаемся дать определение словам «цель» и «средство». Цель — это что-либо, к чему стремится человек. А достичь своей цели он может самыми разными средствами, будь они правыми или не очень. Но не стоит забывать, что даже самая правая цель, достигнутая неправыми средствами, может считаться неправой, самые ужасные преступления порой совершаются из добрых побуждений.

Для рассмотрения этой темы можно обратиться к популярному произведению Федора Михайловича Достоевского «Преступление и Наказание». Мы помним, что Раскольников создал собственную философию и взял за цель доказать самому себе, что он «Не тварь дрожащая, а право имеет».

Ради достижения своей цели он идет на тяжкое преступление и убивает двух людей. Цель сама по себе была неплоха, но средства ее достижения были объективно отвратительными. И Родион поначалу считает, что он «право имеет», но на деле оказывается, что своими действиями он сам привел себя к образу твари дрожащей.

Попытки достичь желаемого любой ценой не привело героя к счастью и благополучию.

Помимо Раскольникова в романе есть еще один персонаж, который идет на все ради достижения своей цели — это Сонечка Мармеладова. Дабы прокормить себя и свою большую семью она решает торговать своим телом.

Однако автор уже совсем иначе относится к этому персонажу. Пусть она несчастна, как и Родион, и полна отчаяния, но она идет на великую жертву ради своих родных и близких.

В ее лице Федор Михайлович показывает нам образ смирения, который проходит нитью через ряд его произведений.

В итоге можно сказать, что зачастую цель на самом деле не оправдывает средства и человек не должен ставить перед собой те цели, которые означают уход от человеческого же образа. Многим также стоит знать, что фраза полностью звучит как: «Цель оправдывает средства, если эта цель – спасение души».

  • Данила Поляков
  • Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
  • sdam-na5.ru

Достоевский Федор Михайлович "Преступление и наказание" — анализ 1 и 2 части

Ф.М.Достоевский — русский писатель, философ, публицист.

Он выступал новатором в русле традиций русского реализма. Жизнь писателя была не простой: 4 года каторги и ссылка за участие в кружке Петрашевского, неприятие со стороны современников. Но после смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и первым представителем персонализма в России.

Персонализм — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

К знаковым произведениям писателя относят романы «Великого Пятикнижия»:

  • «Братья Карамазовы»;
  • «Подросток»;
  • «Бесы»;
  • «Идиот»;
  • «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание» — социально-философский роман, в котором криминальная история стала для писателя не просто темой, но и поводом для размышлений о социальной несправедливости, толкающей человека на убийство.

Достоевский смог показать, какие процессы происходят в голове у человека, задумывавшего убийство, его мотивы и самое главное: феномен совести. Одним из образов романа стал Петербург второй половины XIX века, жизнь в котором полна ужасов и несчастий.

История создания

Мысль о произведение, главным героем которого станет человек, не боящийся угрызений совести, посетила писателя на каторге, в 1859 году. Однако сначала он рассказал о таком персонаже в «Записках из Мертвого дома», воплотив эти тезисы в нраве каторжника Орлова.

В 1865 году писатель задумал роман «Пьяненькие», главной линией которого была история семьи Мармеладовых. В этот период жизни Достоевский испытывал сильные финансовые сложности. Ему пришлось брать деньги в долг, которые он вскоре потратил.

Положение писателя было настолько сложным, что ему было нечем платить за еду. Именно тогда Достоевский и приступил к работе над «Преступлением и наказанием». Произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности, за что писателю присылали деньги.

В течение работы над романом положение писателя не улучшалось, и он жил очень бедно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока «Русь»

Сюжет

Содержание романа, возможно, было подсказано Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи. В январе 1865 года юноша убил двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор, преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи.

Часть первая. Преступление

Действие романа «Преступление и наказание» начинается июльским днем в Петербурге. Родион Раскольников вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег.

Он отправляется к старухе-процентщице Алене Ивановне с надеждой хоть как-то исправить свое положение. После неприятного разговора со старухой в голове у Родиона начинает созревать мысль об убийстве.

Совершив всего лишь одно преступление, он сможет решить свои финансовые вопросы и спасти сестру Дуню от брака с «благодетелем» — Петром Лужином.

Решившись на преступление, Родион убивает процентщицу топором. И в этот момент возвращается домой тихая, беременная Лизавета — сестра процентщицы, которая становится второй жертвой Раскольникова.

Часть вторая. Наказание

Перед преступлением и после Раскольников пытается убедить себя в том, что есть два типа людей: «твари дрожащие» и те, что «право имеют». Себя он хочет отнести ко вторым: людям без совести, целеустремленным и безжалостным. Но совесть Родиона подводит его. Все усугубляется знакомством с Порфирием Петровичем, который имеет подозрения насчет вины Родиона.

Раскольников бродит по городу, борясь с совестью, и общается с разными людьми. Среди них семья Мармеладовых: пьющий Семён Захарович, его несчастная жена Катерина Ивановна и их дочь Соня, которой пришлось стать проституткой. Соседом Сони оказывается Свидригайлов, который начинает шантажировать сестру Родиона — Авдотью Романовну.

В итоге совесть Родиона и наседания Порфирия Петровича заставляют студента прийти на явку с повинной.

Эпилог

Эпилог романа переносит читателя в Сибирь, где отбывает свое наказание главный герой. К нему переезжает Соня, доказывающая свою жертвенность и преданность. Родион отказывается от «наполеоновской идеи» о большом человеке и начинает верить в то, что своей любовью сможет искупить Сонины несчастья.

Главные герои

Родион Раскольников

Главный герой романа. Молодой человек 27-ми лет. Замкнут, задумчив, несчастен. Находится в бедственном положении. Нищенское состояние и гордыня порождают в голове Родиона идею о «наполеоновском человеке», способном на убийство ради выгоды. Именно к таким людям и причисляет себя герой, но он ошибается. После совершения преступления Раскольников оказывается на грани сумасшествия.

Алена Ивановна

Она была неприятной личностью во всех планах: внешне и по характеру. Она думала только о собственной выгоде и была равнодушна к чужому горю. Обладая богатством, не собиралась делиться им со своей больной сестрой Лизой.

Семен Мармеладов

Отец семейства. Будучи бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить работу. У героя нет средств к существованию. Из-за пристрастия к алкоголю он вводит в бедственное положение всю семью.

Мармеладов способен к милосердию и состраданию. Все поступки героя искренни. Он противен сам себе, потому что осознает, в какое положение он привел близких.

Соня Мармеладова

Дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это добрый, жалостливый человек, готовый к самопожертвованию. Для того чтобы прокормить семью, она переступила свои принципы, стала проституткой.

Катерина Ивановна

Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.

Дуня Раскольникова

Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.

Дмитрий Разумихин

Друг Раскольникова. Дворянин, сирота с веселым нравом, отличается оптимизмом, простотой. Самые важные качества — ум и честность. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому писатель доверяет ему сестру Дуню, пережившую столько тягот бедной жизни.

Свидригайлов

Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.

Символика в романе

В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сон о лошади

В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать.

Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом.

Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.

Сон об Африке

Родион видит голубую воду, песок, оазис. Это олицетворение чистоты. Сон снится перед убийством, говоря о том, что Раскольников еще может выбрать чистое сердце, не оскверняя его грехом.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.

Сон о смеющейся старухе

Родион оказывается в квартире процентщицы и видит ее там. Он пытается убить старуху, но она только смеется над ним. Родион выбегает из квартиры и видит, что там на него смотрит толпа. Смех — это победа старухи — убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. Это означает полное крушение теории Раскольникова о «наполеоновском человеке».

Сон о конце света

Люди больны ужасной болезнью. Они убивают друг друга. Шанс на спасение имеют только те, кто несет в мир добро. Сон снится Родиону на каторге и означает очищение души и избрание правильного пути.

Темы произведения

Роман «Преступление и наказание» стал классикой русской литературы, потому что затронул важные темы человечества:

  1. Закон и противозаконные действия. Ничего не остается безнаказанным.
  2. В романе справедливость рассматривается, как наказание за преступление. Но при этом самому Раскольникову хотелось восстановить в мире справедливость. Любой ценой. Но даже самую благородную цель нельзя достичь антигуманными средствами.
  3. Семья в романе — это те, кто заслуживает любви. Ради семьи женские персонажи переступают через себя и идут на жертвы.
  4. Любовь рассматривается в первую очередь, как готовность к жертвам. Любить — это значит отдавать все, что имеешь, и прощать.
  5. Теория о маленьком человеке является центральной. Изначально Раскольников делил людей на маленьких и больших.

Основная идея

«Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» — так думал Раскольников. Он считал, что есть важные человеческие жизни и не важные. И если ты «большой человек», то можешь отнять одну маленькую жизнь ради благой цели. Проблематика романа связана с идеей Раскольникова проверить на себе свою идею: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Мораль

Мотивов хороших и плохих не бывает. У преступника не может быть благородных целей. Зло не может порождать добро или справедливость. Потому что сам корень зла — отсутствие справедливости. Единственное, что может спасти — это любовь и вера.

Борьба идей в романе «Преступление и наказание» Достоевского

В произведении происходит столкновение двух идей: идеи наполеонизма и христианского смирения. Уже в начале романа узнаем, что Раскольников покусился на какое-то дело, а еще раньше Раскольников – студент выдвинул теорию, написав статью «о преступлении» в которой рассматривалось поведение, состояние человека – преступника. Кроме того, он поставил вопрос о преступлении, который разрешается «по совести» и не считается.

Раскольников делил людей на два разряда: низкий (обыкновенные люди) должны жить в послушании и не могут преступать закон. Они лишь служат материалом зарождения себе подобных.

А люди высшего разряда (необыкновенные) способны сказать в среде свое слово, они двигают мир и ведут его к цели. Они разрешают себе перешагнуть через трупы и кровь обыкновенных людей. Но все это для того, чтобы привести тех же людей к счастью.

С одной стороны – достижение власти любыми средствами, с другой – цель миссии, которая хочет добра людям: «Чтобы делать добро нужна прежде власть». Теория объединяет Христа и Наполеона, но даже Раскольников сам чувствует уязвимость идеи, навеянной трудами Ницше.

(«Это человек то вошь?», «Да и я не знаю, что не вошь», – отвечает он Соне), но его теория не выдумка, в свое время похожие идеи были у Наполеона III.

Но кроме гордости и высокомерия Раскольникова есть христианское смирение Сони (они противоположны), а Соня выражает идеи автора. Соня по своей воле выбирает роль жертвы, как Христос, чтоб спасти людей. Ищет спасения и блага тем, кого любит больше себя.

Раскольников убивает других, а Соня – свою душу, считая, что этим можно облегчить участь людей. Любовь и человечность движут «вечной Сонечкой», она не горда, а смиренна, при этом, страдая, она не ропщет и не плачет.

Именно Соня подталкивает Раскольникова к размышлениям о судьбах человечества.

Цель Раскольникова – спасти мир, а Соне нужно просто спасти от голода нескольких детей. Она отдалена от мира, безразлична к законам, для нее есть только законы нравственности.

Христианство Сони – религия рабов, униженных, направленная на поддержку больных и детей, а к церковным канонам она равнодушна. Значение и идеи – свершение добрых дел и Соня молится, чтоб ее жертва не осталась бесполезной. Соня – воплощенная любовь, прежде всего христианская. Эта любовь победила идеи Раскольникова, подняла его над ужасами жизни.

Правда Сони побеждает правду Раскольникова, она привела его к пониманию страшной индивидуалистической сущности его идей, а именно индивидуализм может привести общество к нравственной гибели.

Ссылка на основную публикацию