Сочинение: Революция в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение: Революция в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Сочинение: Революция в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

В данном романе, который посвящен казачьему быту, тема опыта и ошибок, по большей мере, конечно касается любви и брака. Причем хочу отметить, что сам автор произведения, эти понятия разделяет, но опыт и ошибки как следствие того, что у главного героя, в дебюте создания семьи его нет, в конечном итоге, рушат его жизнь.

Первое на чем заостряет внимание автор, это конечно на роли родителей, так как в дебюте создания семьи, когда их дети, еще не достаточно искушены и колеблются, они давят и принимают решение за них. В этом романе, конечно не просто люди, а казаки, но проблемы, у них все те же.

Причем стоит отметить, что их нравы, как и в обычных гражданских семьях, как современного, так и более ранних поколений, но относящихся к гражданской прослойке населения, так же устремлены в сторону выгодной партии именно в материальном плане.

Это конечно говорит о том, что люди везде одинаковые и пороки у них следовательно, одни и те же.

Все это вопиющие безобразие и самодурство отца, коснулась главного героя этого произведения Григория, отец которого Пантелей Прокофьевич, выдал его по расчету и тем самым не только разрушил счастье в личной жизни, но и сломал его как личность.

Надлом его как личности, проявляется в его крайней нерешительности и неопределенности. Да, он любит одну, а женат на другой, но при этом он бегает от одной женщины к другой. Они же, оставаясь для него в пределах досягаемости и принимая, ждут, что он как настоящий мужчина, сделает выбор.

Однако, даже несмотря на ту любовь, которую главный герой, якобы испытывает к Аксинье, он так и не может, сделать себя счастливым и уйти от своей жены, Натальи.

В итоге, обе женщины погибают, а он остается один и уходит в тень. Безусловно, их гибель, дает понять, что такой колеблющийся человек, есть по сути предатель, так как он пользуется обоими женщинами и при этом, создавая треугольник порочности, делает несчастным всех его участников.

Шолохов словно показывает, что такие слабости души и характера, несмотря вроде бы на мужество в бою, которое демонстрировал главный герой, обрекут его и любого человека, на дальнейший распад в личностном плане и на глубокое забвение и одиночество.

Сочинение на тему «Народ и революция в романе «Тихий Дон»

Главная тема романа — судьба народа в годы революции и гражданской войны.  В хождениях казачества между  революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника. Его прошлое влечет к буржуазии, а будущее — к пролетариату. Его разум тяготеет к последнему, а предрассудок к первому.

У казачества есть колебания, которые принадлежат  среднему крестьянству, проявились особенно. То в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом — борьба за землю, то на Дону казачество имело достаточно земли.  Белогвардейцы запугивали  казаков слухами, словно большевики хотят забрать у них землю и отдать «мужикам».

Из-за этих провокаций казаки входили в ненависть, толкали на борьбу за свою землю.  Казаки, подавленные из-за восстания белых, думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве. В привязанности казаков к своему хозяйству проявились : чувства усталости, вины и раздражения  особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией.

Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение.  Война разрушила его душу, лишила прежнего желания к работе, отняла у него старшего, внесла  распад и ссору в семью.

Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали возвращаться в родные хутора, но не все сразу признали власть Советского союза.

Первое время многие из казаков  поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами. Но вскоре они осознали, что это помещает нормальной жизни казачьего народа.

В главном произведении Шолохова представлены и те герои, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство:  хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты.

Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.

Но и у всего казачьего народа начнется хорошая жизнь.

При всем многообразии героев Михаилу Александровичу удалось наделить каждого героя собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человеческий строй.

Роман Шолохова получил международное признание, а автор — Нобелевскую премию.

Тема войны и революции в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Всем известна история нашей большой и великой страны. Она начинает свои истоки боле тысячи лет назад. Путь становления Руси оказался очень сложным, он начинался с воин, которые сопровождали ее на протяжении всей истории. Войны проходили между другими государствами за завоевание родины, но самыми страшными битвами являлись те, где народ бился друг с другом.

Начало прошлого века, стало роковым в жизни России. За короткий промежуток времени, полностью поменялась власть и люди. События, произошедшие в начале века, дали большой толчок к Второй Мировой войне, которая навсегда оставила след в душе человечества.

Роман-эпопея «Тихий Дон» является одним из лучших литературных описаний того времени. Автору удалось переплести судьбы людей с войной, показать, как она влияла на других людей и что за собой принесла революция.

История повествуется о Донских солдатах, которые были всецело вовлечены революцией, после которой последовала гражданская война. Особое внимание стоит уделить на то, с какой объективностью писатель подошел к описанию войны.

Он не выделяет ни одну из сторон, его главной задачей являлось досконально и подробно описать, что происходило в 20-е годы.

Роман развивается вокруг судьбы главного героя Григория Мелехова. Мужчина, как и все другие донские казаки рос в традициях своего народа.

Он чтил свой край, свою родину, был рад работать и видел в этом свое истинное счастье. Главным для него являлась семья, дом и родная земля под ногами.

Григорий Мелехов это не отдельный человек, ведь таких как он были тысячи, всех их изменила или погубила война.

Когда в донские двери зашла война, Григорий и другие смело отправились выполнять свой отечественный долг. Тогда они не понимали, на сколько сильно она затянется и сколько крови будет пролито. Особенно ужасным в жизни этих людей я считаю то, что закончив одну войну, они сразу же отправились на другую, которая оказалась более кровожадной и жестокой.

В романе мы видим проблему, которая возникает в каждой войне. Люди, которые идут на сражения не не хотят убивать друг друга. Они не понимают на что идут, ими руководит долг и честь перед родиной, но разве крови она желает.

После первых военных действий, Григорий чувствует невероятную усталость. Нет, это отражение не физической, а моральной опустошенности. Ему осточертело убивать, получать ранения и идти к совершенно непонятной цели.

Подобное состояние надвигает главного героя на многочисленные размышления, итогом которых становиться злость и агрессия.

Очень сложно хранить человечность, когда каждый день перед глазами стоят крики и кровь невинных. Человек инстинктивно становится черствее, это помогает ему легче переносить всю боль, с которой приходиться сталкиваться каждый день.

Григорий Мелехов мечется между белыми и красными, но так и не может найти среди них чего-то родного домашнего.

Воспоминания о доме больной нитью стягивают сердце героя, он мечтает вернуться домой, взяться за косу и с утра до ночи работать на поле.

«Тихий Дон» — это удивительная история, которая описывает самочувствие и мыли людей того времени. Ведь они не хотели убивать, они не желали мучить, не думали, что когда-либо пойдут на своего соседа.

Думаю из прочитанного текста становиться понятно, что война, как и революция описывается Шолоховым с худшей стороны.

На примере своего главного героя автор показал, какой путь прошел русский народ, сколько ошибок он совершил, какое осознание пришло ему в конце.

Читайте также:  О чем мечтают герои русской литературы?

Поделиться

Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 1

«Тихий Дон» – роман-эпопея, в которой М. Шолохов, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизводит истинную картину донской жизни в бурное время с 1912 по 1922 годы. Дей­ствительность России предоставила в распоряжение автора конф­ликты, которых еще не знало человечество.

Старый мир до основа­ния разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей.

И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер – Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману.

Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье – вот ос­новная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судь­бе – вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.

«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора.

Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но от­чий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома предста­ет в переплетении противоречий, притяжений и борьбы.

Можно ска­зать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых стол­кновений оказалась вся семья Мелеховых.

Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождают­ся новые мораль и нравственность. Автор «Тихого Дона» раскрывает внутренний мир человека из народа, воссоздает русский национальный характер эпохи революционного разлома.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спо­койно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными ха­рактерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь по­казаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает централь­ное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер  Григория Мелехова. Он – одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен.

Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь,  Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на . земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григо­рию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя.

В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень – веселый, сильный, красивый.  Григорий – исключительно цельная, чистая натура. Он освещен  светом, как бы исходящим из разных .

источников, – тут и кодекс  казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачье­му фольклору, и чувство первой любви.

Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по  отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятель­ствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок.

Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов – гордая, вольнолюбивая личность и вместе  с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. 

На страницах романа Шолохов показывает примеры классового противостояния. Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний.

Идея справедли­вости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий – его старый друг и браг его жены, он настаивает на его аресте. А, сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра.

Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», – думает Мишка, когда работает отарщиком.

Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уве­ренность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям, изображенным Шолоховым в романе. Иной Григорий Меле­хов. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во вре­мя* Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже по­лучил Георгиевский крест.

Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных плен­ных отталкивает его.

А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины этим шолоховским геро­ем так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму. Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.

Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинако­вы! – говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.

– Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он высту­пает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы.

О чем было думать? Зачем металась душа, – в поис­ках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмеш­ливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь – всегда боролись люди и будут бороться…

Надо бить­ся с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее». Но и такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну.

Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице – все казачество, мечтающее о вольном  труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей.

Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять… Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Читайте также:  О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»?

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоря­жаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу пришел герой в результате жизненных мытарств. К этой же мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях-. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе.

Трагедия революции, ви­димо, заключается в том, что, ставя перед собой цель – осчастливить всех, она разрушает счастье семьи, дома. Гражданская война усугуб­ляет трагизм ситуации тем, что ставит лицом к лицу людей, которые раньше были близкими, родными, заставляет воевать их друг против друга.

В полной мере весь этот трагизм пришлось пережить Григо­рию Мелехову и другим героям романа.

Вариант 2

    Михаил Александрович Шолохов в романе-эпопее “Тихий I Дон” создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества.

    Главная тема романа – судьба народа в годы революции и гражданской вины.

В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату.

Самостоятельной “линии” у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.

    У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли.

Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее “мужикам”. Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою “делянку земли”.

Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника.

Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение.

“Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог.

Мысленно он махнул на все рукой – будь что будет!” Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть.

Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать “свою республику из десяти станиц”. Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.

    В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты.

Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов.

На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.

    При всем многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя “собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй”.

    Роман Шолохова получил международное признание, а автор – Нобелевскую премию.

Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»

Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Молодой орелик, желтоклювый, а крылья размахнул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть заметной точкой на литературном просторе.

Самый прозорливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он. Неправда, люди у него не нарисованные, не выписанные – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор.

Каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему.

Вот это способность наделить каждого собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй – эта огромная способность сразу взмыла Шолохова, и его увидали… (А. Серафимович. Статья «Тихий Дон»)

Шолоховский «Тихий Дон», как мне кажется, является выполнением того обещания, которое молодая русская литература дала начавшему внимать ей Западу своими произведениями («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова); он («Тихий Дон») свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там… И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков часто еще только намечалось, было еще зародышем – новый угол зрения, обращение к проблеме с совершенно неожиданной, новой стороны, сила художественного отображения – все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многогранностью жизни, проникновенностью воплощения этот роман напоминает «Войну и мир» Льва Толстого. (Ф. Вайскопф. Статья «Роман о донских казаках»)

Шолохов запечатлел в грандиозном эпосе как человеческую трагедию великий социальный переворот в жизни донского казачества со всеми сложными последствиями революции в этом необъятном крестьянском мире… Все движение эпохи проходит через душу Мелехова и над ним…

Трагические утраты усиливают тяжесть ударов бури, проносящейся над Мелеховым, но жизнеутверждающая сила нового еще более возвышается вследствие контраста – внутреннего разлада отставшего одиночки (Мелехова). Герой – проиграл, но великая битва – выиграна! И поэтому трагедия теряет свой пессимистический акцент (К.

Дитрих. Статья «Роман о революционной России»)

Роман Шолохова «Тихий Дон» продолжает, в основном, великую реалистическую традицию предшествующей эпохи, составляющей душу русского искусства, которую обессмертили произведения Толстого.

Те же широкие полотна, где выступают целые пласты человечества в окружении природы, тот же объективный взгляд, широкий кругозор, который отражает, не искажая, то же стремление скрыть художника и раскрыть предмет его искусства – в то время как на Западе искусство слишком часто лишь румяна, маска на лице действительности… (Р. Роллан. Статья «О роли писателя в современном обществе»)

«Тихий Дон» – шедевр Шолохова – повествует нам о грозном и величественном времени, когда рождалось в муках и утверждалось первое социалистическое отечество.

«Тихий Дон» – это живое дыхание истории не в абстрактном плане идей, дат и чисел, а с высоты Человека, в совокупности его жизни, чаяний и страданий, его повседневных забот и надежд, то есть этот роман несет в себе необыкновенно яркие и доступные образы, мысли, факты из жизни, которые могут воочию рассмотреть и оценить каждый мужчина и каждая женщина, ибо это роман о неугасимой и страстной любви. (А. Стиль. Статья «О романе Шолохова “Тихий Дон”»)

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «собачье сердце» для читательского дневника (м. а. булгаков)

Прочитав знаменитый роман М. Шолохова «Тихий Дон» каждый может проследить вначале слабый, почти неуловимый, процесс разложения, происходящий среди казаков – в самом дисциплинированном ядре русской армии. Мы видим, как революционная буря очищает душную атмосферу над тихим Доном, как дует свежий, острый и здоровый ветер революции.

«Тихий Дон» Шолохова широко обоснованное и документально точное произведение, показывающее возникновение революции и ее развитие. Что касается честности описаний и выразительности образов, то вряд ли мы нашли бы равное в любой другой литературе.

Шолохов не знает безвкусной сентиментальной «человечности» и пацифистского лимонада, которые наводняют девяносто процентов так называемой военной литературы, несмотря на то, что ее авторы считают себя мастерами реалистического изображения.

Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь, и его заслугой является то, что читатель переживает за судьбы героев и верит, что революция должна была наступить и что она пустила глубокие корни. (В. Борек. Статья «О “Тихом Доне”»)

«Тихий Дон» – это всемирно прогремевший шедевр! Сенсацией является независимая позиция Шолохова по отношению к русским классикам, писавшим о казаках. Вопреки Гоголю («Тарас Бульба») и Л. Толстому («Казаки»), где господствуют тона героической романтики, (народ и война, барабаны зовут в бой весело и варварски), казаки Шолохова проще, реалистичней.

Они менее веселы, мало героичны, но необычайно сильны неукротимостью своего духа степняков, хотя их насильно угоняют на фронт… Важно отметить, что горизонт писателя выше горизонта его героев. Вот почему его роман является выдающимся изображением психологии русского народа, свершившего революцию…

«Тихий Дон» – это великолепный этнографический и исторический документ эпохи, гремящий на весь мир.

С отчаянием спрашиваешь себя, взяв в руки первый том «Тихого Дона», разве можно прочесть эти более чем 400 страниц? Но позже, вчитавшись в роман, забываешь то, о чем спрашивал. Удивленно читаешь роман о борьбе.

И когда его прочтешь до конца, не вздыхаешь от облегчения, что он окончен, а грустишь, что он так мал!!! Шолохов – не Достоевский, но роман «Тихий Дон» чудесным стилем воскресил в нашей памяти лучшие образцы русского искусства…

В нем читатель достигает того кульминационного пункта, с вершины которого видна вся русская страна, в результате этой войны превратившаяся в большевистскую, в Россию пятилетних планов!.. Зрелый, сильный, казачий роман! (Ф. Шюберг. Статья «Казацкий роман»)

«Тихий Дон» Шолохова был для большинства людей моего поколения первым знакомством с новым родом литературы, с новым родом общества, и мы никогда не забудем этого знакомства.

«Тихий Дон» вырос, как буйные травы, из событий 1917 года, и его самородный пыл и социалистическое понимание точно соответствовали тому волнующему моменту.

Мы узнали из этой книги не только, что значит революция, но и то, что она сделала с жизнью людей, и как невероятное противоречие между старым и новым создало конфликт, который в действительности был настоящей проблемой в первые двадцать лет Советской власти.

«Тихий Дон» остается таким же, каким он был! В России нет такой же другой книги, и ее можно перечитывать снова и снова и каждый раз открывать новые качества, пропущенные прежде. Это подлинное искусство, и оно будет служить новым поколениям так же, как оно служило тем из нас, кто был рожден с революцией и рос с ней. (Д. Олдридж)

«Тихий Дон» принадлежит к великим романам нашего столетия и является единственным, где русская революция для нас предстала действительно живой… Но одновременно «Тихий Дон» Шолохова и нечто большее: это роман о людях, о человечестве, о тех силах и внешне случайных событиях, которые формируют его судьбу.

Старая тема и одновременно новая. «Тихий Дон» – это большой роман о столкновении мировой истории и разных, простых людей. Это описание той стороны истории, которая до сих пор была от нас скрыта, неизвестна!..

В «Тихом Доне» нет ничего сконструированного, он течет от своей собственной тяжести, непреклонно, как сам тихий Дон. То там, то здесь находит он тихие заводи, где ничего значительного не происходит, но он и не скучен, ибо такова сама жизнь… Романы могут быть написаны по-разному, и все они могут быть хорошими.

Но действительно великими могут быть лишь такие и никакие другие! (Т. Эльстер. Статья «В войне и любви»)

Григорий Мелехов несет в себе трагические черты переходного периода. Он знает, что борется за проигранное дело. Но в его крови – лояльность к товарищу по оружию и прежде всего глубокая, почти горькая любовь к родной земле. Домой он возвращается: наконец, как пораженец.

Конец «Тихого Дона» подобен концу романа «Преступление и наказание» Достоевского: жизнь, надежда, но Шолохов оставляет вопрос открытым… Произведение Шолохова отличается широким и объективным покоем эпоса. Он поэт, а не пропагандист. …

И жизнь природы в его романе представляет собой величественную, живую канву повествования, она органически сливается с человеческой жизнью, придавая роману настроение цветущей жизненности.

«Тихий Дон», бесспорно, одна из великих книг нашего столетия, она достойна своих классических предшественников по широте охвата жизни, по силе и дарованию и будет и в дальнейшем жить в литературе. (Э. Расмуссен. Статья «О “Тихом Доне”»)

Главным героем «Тихого Дона» является живописная, жестокая и горестная земля, которой Шолохов отдает всю свою любовь и свой талант…

Ключ произведения таится на его последней странице: Григорий оставляет позади мир мертвых, чтобы вступить в новый этап своей жизни – и жизни вообще, – неся в руках своего сына, как единственное свое достояние.

Ничего более не объясняется, ничего не решается, не связываются нити, чтобы закончить произведение, как это было в эпилоге «Войны и мира»… Итог «Тихого Дона» в том, что с прошлым покончено, как бы начиная с ничего, отец и сын входят в новое время. (Х. Вальверде. «Тихий Дон» Шолохова)

«Тихий Дон» – это классическое, огромной силы реалистическое произведение…

Шолохов мастерски изображает как в важное для России время новые идеи незаметно проникали в человеческие сердца, находя свое проявление в чувствах и песнях, как среди развалин старого мира появлялись ростки новой жизни…

Свидетельством величия романа Шолохова является и то, что он не выдумывает своих врагов и героев, а живописует их из своей жизни. Это исповедь человеческая. (С. Альгрен. Статья «О русской прозе»)

«Тихий Дон» — произведение необычное. Оно создано вопреки всем выработанным в предшествующую эпоху канонам построения художественного произведения.

Шолохов словно отбросил законы гуманности, прежде служившие мерилом всех поступков героев, и погрузил их в атмосферу «дикой свободы», которая гуляла по берегам Дона в условиях отсутствия стабильной власти, смертельного противостояния «красного» и «белого» движения. Следует также отметить исключительную человечность романа.

Сцена встречи Григория с вдовой-зовуткой, побег с Аксиньей, ее гибель и похороны делают эту книгу одним из великих описаний любви в мировой литературе. (И. Лу-Юхассон. Статья «Тихий Дон»)

Эта книга – подлинная трагедия. Те читатели, которые ожидали счастливого конца, ошиблись. Но ошиблись и все. Конец романа необычайно сложен и в то же время ошеломляет очевидной, исключающей все другие варианты верностью решения. Судьба Григория оказалась тяжелой и мрачной.

Первое ощущение после того, как прочтешь эту книгу, – ощущение большого потрясения. Эта книга значительна, в числе прочего, тем, что она заставляет думать. И одно из размышлений – о том, какой большой художник живет в наше время. (Ю. Лукин.

Статья «Окончание “Тихого Дона”»)

В «Тихом Доне» Шолохов развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное. (А. Толстой)

 Материалы о творчестве писателя и романе «Тихий Дон»:

    Сочинения

 Перейти к оглавлению книги «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Ссылка на основную публикацию