Итоговое сочинение по направлению «Разговор с собой» (пример)

Аргументы по направлению «Разговор с собой» для итогового сочинения 2020-2021.

Итоговое сочинение по направлению «Разговор с собой» (пример)

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» великий писатель Л.Н. Толстой большое внимание уделил духовным исканиям одного из главных героев Андрея Болконского.

Герой запутался в себе, на протяжении романа он меняется. Когда Болконский появляется впервые, в салоне Анны Павловны Шерер, сразу становится понятно, что он разочарован в светской жизни, пустой, бессмысленной.

Главный герой хочет быть известным, желает, чтобы его все любили и признавали, и ради этого готов пойти на всё.

В страстной жажде славы он перестаёт обращать внимания на жену, оставляет её одну несмотря на её беременность и уходит воевать.

После битвы под Аустерлицем, смерти жены Андрей Болконский изменяется, для него наступает переломный момент. Он опустошён, разочарован в своих идеалах и ценностях. Его поддерживает его друг Пьер Безухов, с его помощью герой возвращается к жизни.

Андрей Болконский решает жить ради сына, семьи, любви. Он начинает замечать прекрасное в жизни, влюбляется в Наташу Ростову. 

Но в 1812 году главный герой уходит на войну, но уже не ради славы, а ради спасения Родины. Он уже не чувствует себя героем, но идёт на этот шаг, потому что любит Россию. Это сильно отличает Болконского в начале и в конце романа.

С.А. Есенин «Чёрный человек»

«Чёрный человек» – великая поэма поэта серебряного века С.А. Есенина. Лирический герой воюет сам с собой. Он рассказывает, что ночью к нему приходит чёрный человек и говорит про него гадости, насмехается над ним.

Чем больше лирический герой пытается его прогнать, дать ему отпор, тем больше Чёрный человек издевается над ним.

В финале герой разбивает зеркало и понимает, что всё это время никого не было в комнате, кроме него самого:

Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один…

И разбитое зеркало…

Эта поэма о борьбе со своей тёмной стороной. В каждом из нас живёт такой Чёрный человек, пытающийся доказать, что мы слабы, смешны и нелепы. Он подталкивает нас на дурные поступки.

Наступает момент, когда мы боремся сами с собой, это всегда приносит боль.

Однако такой жизненный этап необходимо пережить каждому человеку, чтобы понять, кто он есть на самом деле, ему необходимо убить в себе вторую тёмную личность, того самого Чёрного человека.

  • Есенин описывает внутренний конфликт с собой как болезнь:
  • Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.
  • Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает жуткое преступление: он убивает сначала старуху-процентщицу, а затем и её сестру Лизавету ради того, чтобы проверить теорию о том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных и необыкновенный человек может убить ради великой цели и не понести за это наказания. 

Раскольников ошибается: убив, он наказывает сам себя. Его мучает совесть. Главный герой боится, что его найдут и накажут, но при этом он сам хочет этого наказания, понимает, что заслуживает его. 

Раскольников совершил фатальную ошибку. Взяв на себя роль Бога, он попадает в ловушку, становится заложником собственной теории. После убийства он жалеет о том, что сделал.

В отличие от Свидригайлова, который покончил жизнь самоубийством, у Раскольникова есть шанс на спасение души. Он исповедуется Сонечке Мармеладовой, а через время всё-таки получает наказание. Всё это – шаги к освобождению души.

А.П. Чехов «Ионыч»

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» показывает, насколько среда влияет на душу, мысли и мировоззрение человека. Однако некоторые люди способны противостоять среде, а кто-то плывёт по течению, приложив слишком мало усилий.

Главный герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев образован, начитан, целеустремлён. Он, дьячков сын, конечно, потратил много сил и времени, для того чтобы стать врачом. Попав в провинциальный город С.

, он, вероятно, единственный замечает бездарность «талантливой» семьи Туркиных, где дочка ужасно играет на фортепиано, отец рассказывает несмешные и одинаковые анекдоты, а его жена пишет нужные и скучные романы. Всё это выглядит забавным лишь первый раз, но программа повторяется бесконечно и надоедает.

В городе Старцев по началу ищет если не единомышленников, то хотя бы интересных собеседников, но не находит. 

Главный герой превращается из целеустремлённого доктора, который хочет помогать людям, в типичного обывателя города С. На первом месте у него теперь бесцельное накопительство, изо дня в день он делает одно и то же, всё происходит по установленной программе. Он опускается ниже Туркиных.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Есть люди, которые подчиняются среде, есть те, которые пытаются её изменить, а есть те, кто, попав в чуждую для них среду, сразу понимают это и уходят.

Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», попав в фамусовское общество, искренне не понимает, почему для всех этих людей важны чины. Чацкий три года путешествовал по миру, а любые путешествия меняют мировоззрение.

Он пытается доказать гостям Фамусова, что они не правы и у них ложные, ненастоящие ценности, герой патриот, желающий служить «делу, а не лицам». Ни на секунду Чацкий не сомневается в своих убеждениях, но проблема в том, что он не хочет услышать точку зрения, отличающуюся от его представлений о мире.

Более того, он не понимает, что люди, прожившие всю жизнь в одних условиях, не будут менять их, просто послушав главного героя.

В финале комедии Александр Чацкий не выдерживает не только того, что его не хотят слышать, он не выдерживает и того, что Софья Фамусова не хочет быть с ним, и слухов о сумасшествии. Он не стал терпеть среду, в которой он лишний. Поняв, что он никого и ничего здесь не изменит, он восклицает:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – нигилист. Он отрицал всё, что связано с человеческой душой: искусство, любовь, красоту природы, счастье и уныние.

Он считал, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Базаров признавал только науку. Однако, герой не был чёрствым: он пошёл в медицину, потому что хотел принести пользу, помочь людям.

Его ошибка заключается в том, что он считал, что, только изучая науку, можно сделать мир лучше.

Мир Евгения Базарова переворачивается с ног на голову, когда он знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой влюбляется в неё, но долгое время не может этого признать. 

Несмотря на любовь к Одинцовой, Базаров не меняет полностью своё мировоззрение. Он остаётся верен своим основным убеждениям, а именно патриотизму, убеждённостью в том, что надо всё разрушить, «место расчистить», а строить – дело других. И как бы мы не относились к таким утверждениям, можно уважать главного героя хотя бы за то, что до конца жизни он не изменял своим главным принципам.

Стивен Кинг «Оно»

В романе «Оно» современного американского писателя Стивена Кинга, чьи книги уже сейчас стали классикой, поднимается проблема страхов детей из-за неправильного воспитания родителей. 

У всех главных героев были серьёзные проблемы с родителями: у Беверли был только отец, который считал дочь своей собственностью и жёстко контролировал её, у Майка не было родителей, но был дедушка, который вынуждал внука убивать овец на ферме, у Билли родители совсем не слушали его, запрещали говорить о пропажи младшего брата, мама Эдди слишком оберегала, опекала своего сына, лечила его от болезней, которых не было, Стенли отец заставлял верить в то, во что сын не мог поверить. 

В какой-то момент психологические проблемы детей стали сущностью. Клоун Пеннивайз, который приходит к главным героям и пугает их, – это метафора. Только взглянув в собственные страхи, прошлое, приняв их и убив, у них есть шанс выжить и идти по жизни дальше. 

Пеннивайз – важный этап взросления главных героев. В детстве они смогли его только ранить и отправить в спячку на двадцать семь лет, и лишь во взрослой жизни они смогли доказать себе и Оно, что они намного сильнее духом, чем клоун. Только избавившись от страхов и комплексов полностью, они смогли уничтожить Пеннивайза. Это пример истинного пути самосовершенствования.

Джер Дэвин Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Смысл названия романа Джера Дэвина Сэлинджера «Над пропастью во ржи» 

Связан с библией, он указывает на ловца человеческих душ. Подросток Холден Колфид, главный герой романа, считает своим смыслом жизни защиту таких же детей, как он, от неприятного, чёрствого, лицемерного мира взрослых.

С одной стороны, главный герой робкий, добрый, милосердный и отзывчивый, но с другой – раздражительный, ворчливый, нетерпеливый и импульсивный. Холден критикует общество и его нравы, к тому же он много рассуждает о действительности.

Находясь в состоянии острого внутреннего противоречия, главный герой решается на побег из дома, однако трусливые черты характера не позволяют ему стать взрослым даже на несколько дней.

Несмотря на собственную грубость и лживость, Холден – совестливый человеком, мечтательный, поэтому проводит бескомпромиссный анализ своего поведения и раскаивается в совершенных поступках.

  1. Ещё одна главная героиня романа – Фиби, младшая сестра Холдена Колфида, изображённая в образе ангела, который символизирует любовь, возрождающую душу главного героя.
  2. Главная тема романа – поиск подростком себя, его попытки понять свой внутренний мир и мир других людей. 
  3. Смотри также:
  • Цитаты
  • Темы
  • Литература
  • 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ
Читайте также:  Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Примеры сочинений по направлению «Разговор с собой»

18.09.2020

  • Собираем самые различные, НО ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ 🙂 примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Разговор с собой» к итоговому сочинению 2020-2021.
  • Некоторые примеры будут представлены в видео формате, некоторые в формате текста.
  • РАЗДЕЛ БУДЕТ ОБНОВЛЯТЬСЯ!

«Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой? Разговор с собой. ЗАЧЕТ 4 БАЛЛА

(Автор сочинения – Дубова Полина Геннадьевна)

Так из-за чего же человек борется с самим собой? Причиной может быть любовь, чувство совести за свои поступки либо другие перемены в самой личности. Внутренний конфликт также характеризует не только противоречивую, но и сильную личность. Попробую доказать это на примере классических произведений русской литературы.

Начнём с произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров в течение всего романа был нигилистом, но всего одно событие в его жизни вовлекло его в эмоциональный диссонанс. Время, показанное в романе – это эпоха перемен и реформ, и как результат появление новых течений.

Нигилизм является основой убеждений героя, в которые он верил до определенного момента. Евгений влюбляется в красивую и гордую девушку Анну Одинцову. Так почему же он её полюбил? У них было много общего, как в их убеждениях, так и в характерах.

Не заметно для себя он начал испытывать к ней те чувства, которые презирал и высмеивал сам. В его душе идёт противостояние между чувствами к Одинцовой и отрицанием веры и настоящей любви. К сожалению, его внутренние переживания привели его к смерти.

Таким образом, можно сделать вывод, что причиной внутренней борьбы Базарова с самим собой стала любовь. Она смогла изменить его, это стало ясно перед его смертью.

Ещё одним примером может служить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин в этом произведении был лишним человеком, то есть совершенно другим. Это было время людей, потерявших стремление служить Родине и перенасыщенное жизнью света.

Герой, воплощавший все эти черты, был очень холодным, циничным и расчетливым. Это бы не было причиной страданий в его сердце, дело было в другом – он рушил жизни многих хороших людей, не заслуживших это.

Приносило ли это ему удовольствие? Очень сомнительно, ведь его личность была разрознена: одна состоит из разных человеческих грехов того времени, другая осуждает и презирает себя.

Так что же стало причиной раздвоения личности Печорина? Таким его сделало общество и среда, в которой он находился. Итак, как мы увидели из этого примера именно общественная среда становиться основой развития личности.

Мы убедились в том, что внутреннее противостояние человека с собой имеет много причин, но одно понятно точно, что в процессе этой борьбы люди могут менять себя и свои взгляды. Одних эта борьба закалит и сделает сильнее, другие же станут жертвами и не совладают с ней.

Оценка эксперта

  1. К1 Дан ответ на вопрос темы. Зачёт
  2. К2 В первом примере есть фактические ошибки, второй пример не раскрывает тему сочинения. На грани, можно поставить «незачет».

    Зачёт

  3. К3 Пишешь много лишнего и не по теме, вывод не по теме. Незачёт
  4. К4 Качество речи (в том числе речевые ошибки) не мешает понять смысл сочинения. Зачёт
  5. К5 Допускается не более 5 ошибок на 100 слов.

    Зачёт

ИТОГ зачёт, 4/5

Как улучшить ваше сочинение?

  • Вступление хорошее
  • В основной части не забывай о тезисах и микровыводах. Перед каждым примером из литературы должен быть тезис (ответ на вопрос темы).
  • Вывод не по теме.
  • Речевые недочеты в итоговом сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них снизят баллы по критериям К10 и К6. Поработай с речевым оформлением сочинений уже сейчас, чтобы не переучиваться весной!
  • Поработай над грамотностью!

«Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два разных врага»: В каком случае возникает конфликт человека с самим собой? ЗАЧЕТ 5 БАЛЛОВ

(Автор сочинения – Чагай Валерия Артуровна)

В жизни человек часто сталкивается с людьми, чье мнение идет наперекор его собственному. Он сталкивается с вещами, которые противоречат его принципам, его видению мира. На основе этого, как правило, возникает конфликт.

Конфликт – это столкновение противоположных взглядов действующих лиц. Не прилагая особых усилий, можно разглядеть конфликт между двумя людьми, между человеком и обществом, между разными слоями общества, между человеком и природой. Но, возможен ли конфликт человека с самим собой? Если возможен, то, что он из себя представляет?

У каждого человека своя точка зрения, в мире нет абсолютно одинаково мыслящих людей. У каждого человека свои сформировавшиеся принципы, жизненная позиция, представление о жизни. Конфликт человека с самим собой возникает тогда, когда появляется нечто, противоречащее его принципам. Как правило, внутренний конфликт – это столкновение разума и сердца.

Рассмотреть конфликт человека с самим собой можно в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Васильевич Базаров был нигилистом. Он отрицал общепринятые ценности, идеалы, так же он отрицал все возможные отношения. Отрицает Базаров и любовь.

Если для многих любовь – это возвышенное необъяснимое чувство, то для Базарова все просто и объяснимо. «Мы физиологи, знаем, какие это отношения» – говорит он Аркадию Кирсанову. Но неожиданно для самого себя он влюбляется в Анну Одинцову. На фоне этой любви в герое развивается внутренний конфликт.

Конфликт разума и сердца, ведь, она противоречит и его принципам, и представлениям о жизни. Но любовь заставляет Евгения Васильевича, принципиального человека, усомниться в своих принципах и посмотреть на жизнь иначе.

Но нельзя сказать, что сердце одолело разум, потому что Базаров не отступил от своих принципов. В итоге герой умирает от болезни.

Так же конфликт человека с самим собой можно проследить в Катерине: главной героини пьесы «Гроза», которую написал Александр Николаевич

Островский. Катерина, будучи замужней, но несчастной в браке, влюбляется в Бориса. Из-за мужа она пытается подавить свою любовь, но вскоре дает ей волю, не сумев удержать внутри себя. В этой пьесе, подобно роману Ивана Сергеевича Тургенева, внутренний конфликт развивается на фоне любви. Катерина понимала, что измена – это грех. Она изо всех сил пыталась с ней бороться, но это ей не удалось.

Таким образом, мы видим, что конфликт человека с самим собой возможен. И он возникает, когда принципиальный человек сталкивается с чем-то, что противоречит его принципам, и сердце отказывается принимать правила, которые были установлены разумом.

Комментарий эксперта

  1. К1 Дан ответ на вопрос темы. Зачёт
  2. К2 Примеры из литературы раскрывают тему, материал подобран удачно. Зачёт
  3. К3 Сочинение понятно и логично. Не делай вступление таким большим.

    Зачёт

  4. К4 Качество речи (в том числе речевые ошибки) не мешает понять смысл сочинения. Зачёт
  5. К5 Допускается не более 5 ошибок на 100 слов.

    Зачёт

ИТОГ зачёт, 5/5

«Во мне два я, два полюса планеты, два разных человека, два врага»: в каком случае возникает конфликт человека с самим собой? (Разговор с собой). ЗАЧЕТ, 4 БАЛЛА

(Автор сочинения –Оханян Сероб Арменович)

Каждый раз мы стоим перед выбором принять принцапы общества или отрицать, быть зависимым от общественного мнения или же иметь собственное мнение, встать на стороне добра или наоборот, довериться чувствам или же быть нигилистом. Размышляя над этими вопросами, человек приходит к конфликту с самим собой.

Много примеров, доказываюших мою позицию, можно встретить в художественной литературе, но особенно ярко вырожает ее произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети». В произведении Тургенева особо ярко выражается такая личность, как Базаров. Он был студентом из разночинцев, отрицающий практически все принятые в обществе принцапы, традиции и, что более печально, любовь.

Далее в произведении у Базарова появятся чувства, которые он отрицал и называл бредом всю жизнь – любовь. Он впервые испытал это чувство к Одинцовой, которая была богатой вдовой и актрисой. Базаров всячески пытался отрицать это чувство, ведь он был человеком принципиальным. Даже когда он признался в своих чувствах Одинцове, он не устоял до конца и просто вышел из комнаты.

Это состояние Базарова является ярким примером внутреннего конфликта человека. Испытать то, что ты отрицал всю жизнь это не самое лучшее чувство.

Тема внутреннего конфликта также показано в произведении Достоевского «Преступление и наказание », где главный герой, Радион совершив преступление долго думал, признаться или нет. С одной стороны он желал этого, а с другой стороны ему что-то остановало.

То самое непонятное чувство, может быть это был страхом перед правосудием, а может быть показателем слабого характера главного героя. На протяжении всего рассказа, Радион словно боролся с собой, но появление Сони изменило его жизнь. В данном произведении ярко отражён внутренний конфликт человека, выбрать правосудие или же остаться трусом на всю жизнь.

Таким образом, я пришла к выводу, что внутренний конфликт возникает на протяжении всего жизни человека в разных ситуациях.

Оценка от эксперта

  1. К1 Есть ответ на вопрос темы. Зачёт
  2. К2 Примеры из литературы слабые, но более-менее раскрывают тему. Зачёт
  3. К3 Композиция и структура не нарушены. Зачет
  4. К4 Много речевых ошибок, которые затрудняют понимание текста. Незачет
  5. К5 Более 5 ошибок на 100 слов. Зачет

ИТОГ зачет

Пример идеального сочинения от эксперта по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

Пример сочинения Что значит быть самим собой? ЗАЧЁТ

Неслучайно французский писатель Стендаль писал: “Стараться быть самим собой — единственное средство иметь успех”. Ведь быть собой – значит обрести внутреннее равновесие, отказаться от всего, что навязано извне.

О том, что значит обрести себя, писал Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир”. Перед сражениями 1805 года Андрей Болконский видит целью своей жизни добиться славы. Именно поэтому кумир героя – Наполеон. Во время битвы под Аустерлицем Болконский решает совершить подвиг: он берёт в руки знамя и ведёт отступающих в панике солдат в бой.

Когда герой оказывается ранен, он переосмысляет свои ценности. Впоследствии он увидит Наполеона собственными глазами, но уже не будет чувствовать благоговения. Перед Бородинским сражением Андрей произнесёт следующие слова: “Война – не любезность, а самое гадкое дело в жизни”. Участие в кровопролитной битве помогло герою отказаться от ложных идеалов и обрести душевную гармонию.

Благодаря этим событиям Болконский стал самим собой.

К этой теме также обращался Александр Сергеевич Пушкин в произведении “Капитанская дочка”. Уезжая на службу, семнадцатилетний Пётр Гринёв мечтает о веселье и кутеже. Желая показаться взрослым, он играет на деньги в бильярд и проигрывает огромную сумму.

Позже герой ссорится с вырастившим его слугой Савельичем, который указал на глупость этого поступка. Затем Гринёв осознаёт, что быть взрослым – значит хранить честь и ценить близких людей. Осознав эти ценности, Пётр совершает несколько по-настоящему благородных поступков.

Встретившись лицом к лицу с Пугачёвым, герой отказывается признавать его государем, а во время оккупации Белогорской крепости он отправляется спасать свою возлюбленную Машу Миронову, несмотря на опасность.

Так, Гринёв становится самим собой, обретя истинные ценности и доказав это своими поступками.

Итак, быть самим собой – значит обрести внутреннюю гармонию и настоящие ценности. Путь к обретению себя лежит через множество испытаний и ошибок.

Пример сочинения по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ – разбираем написание сочинения на видео

Как научиться понимать самого себя? Разговор с собой. НЕЗАЧЕТ! Читай почему так делать НЕЛЬЗЯ

(Автор сочинения – Шебукова Мария Святославовна)

Как научиться понимать самого себя? О каком понимании себя может идти речь, если мы порой даже поговорить сами с собой не можем. На свой внутренний голос мы обычно кладём огромный такой болт. А ведь чаще всего он говорит нужные вещи и толкает к правильной цели.

В книге Дж.Р.Р.Толкина “Хоббит” очень хорошо описываются внутренние диалоги и споры главного героя с самим собой. Как только в жизни юнного Бильбы Беггенса появляется Гендальф всё начинает идти на перекосяк.

Хоббит довольно долгое время пытался понять самого себя, взвесить все за и против и разобраться, а точноли ему нужно это путешествие, ведь он так хорошо живёт в своём домике, не зная ни о каких опасностях Средиземья.

И вот он вроде решился, понял, что в жизни надо что-то менять, как гномы своими упрёками снова начали возвращать его в состояние внутренней неопределённости.

Но как тллько Бильбе удалось в одиночку сбежать от гоблинов он понял, что ему хочется испытывать этот адриналин, что та его прежняя жизнь на столько скучна и вернусться к ней он больше не захочет. Главный герой смог понять, что но больше не маленький хоббит, который прячется в свей норке, а воин, который ничего не боится и может убивать монстров. Разговор с самим собой позволил юнному Бегинсу обрести себя, новых друзей, новый опыт и новые знания.

На примере данного произведения мы можем понять, что для познания самого себя нужно самому что-то сделать. В первую очередь нужно прислушиваться к самому себе, к чувствам которые вырожает ваша душа на данный момент.

Всё в этой жизни будет получаться, если научиться быть в гармонии с собой. Что бы желания не перечили здравому смыслу и совести.

Ведь этот маленький, тихинький голосок откуда-то из сердца иногда говорит очень даже полезные вещи.

Оценка эксперта

Тема совершенно не раскрыта. Это сочинение получит на итоговом – НЕЗАЧЕТ! Не пишите так! АНТИПРИМЕР!

Ссылки по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ

  • Готовые аргументы из литературы
  • Темы для сочинений РАЗГОВОР С СОБОЙ

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Пример итогового сочинения на тему «Разговор с собой»

Каждый человек ведёт внутренний монолог с собой; задаёт самому себе важные вопросы, правильные ответы на которые подсказывает ему совесть. Она есть у каждого, и она сопровождает личность на всём её жизненном пути.

Разумеется, не все и не всегда прислушиваются к голосу своей совести: многие стараются его игнорировать или находить отговорки для того, чтобы поступать неправильно. Это не удивительно, ведь идеальных людей не существует.

Совестью называется реакция, которая происходит в глубине души у каждого человека и заставляет его задуматься о значении и последствиях разных поступков.

Задумаемся над вопросами: действительно ли совесть является нашим внутренним ориентиром? Можно ли сказать: если человек прислушивается к голосу совести, то он идёт по правильному пути? А если нет – это ведёт его к греху и нравственному падению?

Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема совести. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается о том, как Дуня – очень красивая, но не очень умная дочь смотрителя постоялого двора Вырина – убегает с проезжим гусаром Минским.

Безутешный вдовец находит этого офицера в Петербурге и просит его вернуть ему дочь, ставшую содержанкой гусара. Но Минский избавляется от отца своей любовницы, убедив его, что Дуне тут живётся хорошо, а отца она и знать не хочет. Вернувшись к службе на своей станции, Вырин от горя теряет желание жить и становится алкоголиком.

Через несколько лет Дуня всё-таки прислушивается к голосу своей совести и решает посетить отца. Но она уже не застаёт его в живых и горько плачет на могиле родителя. Пушкин убедительно показал: поступать по совести нужно всегда, иначе потом «опомнишься, а уже поздно, и вернуть назад ничего нельзя».

Фёдор Михайлович Достоевский в своём знаменитом романе «Преступление и наказание» также достоверно продемонстрировал влияние совести на человека. Главный герой произведения – Родион Раскольников – решился на убийство не сразу, а лишь после долгой и упорной внутренней борьбы со своей совестью. Для того чтобы заглушить её голос, он выстроил целую теорию, оправдывающую его преступление.

Однако это не помогло. Как ни старался Раскольников убедить самого себя в том, что убийство может быть оправдано благими целями, он так и не смог справиться с муками совести после совершения этого преступления. И главное наказание назначил ему не суд, а он сам – убийца, ведущий внутренний монолог с самим собой и глубоко переживающий своё падение.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить следующее. Совесть является неотделимой частичкой нашего внутреннего «я». Она отвечает за способность к моральному контролю, трезвой оценке правильности своих действий. Только когда мы живём в гармонии с совестью, мы можем развиваться, совершенствоваться, спокойно спать ночами, не вступая в противоречие со своим внутренним «я».

Образец сочинения №2

Тема: «Является ли внутренний голос главным инструментом самопознания?»

Каждый человек на протяжении своей жизни не раз задавался вопросами, ответы на которые являются ключом к познанию самого себя.

Каково моё предназначение в этом мире? Почему мои чувства идут в разрез с моим разумом? и т.д. Эти вопросы – результат неизбежного желания человека познать и осмыслить себя.

Но для самопознания помимо внутреннего диалога важны также реальные действия. Иначе ответы на некоторые вопросы так и останутся в тени.

Итак, внутренний голос – не единственный инструмент самопознания, но всё-таки главный. Ведь именно внутренний диалог заставляет человека задумываться над основными моментами становления себя как личности.

Именно факт возникновения внутренних споров, противоречий и конфликтов с самим собой толкает человека на действия, благодаря которым он отыщет единственно верные ответы.

Иногда на это уходит целая жизнь, а иногда и жизни мало, чтобы ответить на волнующие вопросы собственного бытия.

Обратимся к произведению Германа Гессе «Демиан», в котором главный герой проходит нелёгкий путь взросления и самопознания. Изначально Гессе показывает, как для главного героя Эмиля Синклера внешний мир делится на светлый (дом, семья) и тёмный (улица). При этом подобное разделение определяет и внутренние противоречия персонажа.

На протяжении всей истории прослеживается постоянные размышления Эмиля над своим предназначением. Ему не удаётся найти для себя занятие, а случайные друзья лишь способствуют поглощению его сущности «тёмным» миром. Далее писатель приближает нас к встрече Эмиля с фрау Евой, матерью своего друга.

Героя охватывают страсть, мечтания о женщине, но его последующие действия противоречивы – когда фрау готова ответить взаимностью, главный герой просто уезжает прочь. Но мысли Эмиля остаются с Евой, и он ведёт внутренний диалог, призывая её к себе мысленно, оставаясь при этом неподвижным физически.

Данное произведение показывает нам, насколько внутренняя неразбериха влияет на стиль жизни человека. Порой самостоятельно разобраться в себе очень непросто.

Невольно напрашивается вывод о том, что внутренний голос имеет свою значимость для процесса самоопределения. Но только его недостаточно для того, чтобы познать себя и начать действовать. Внутренняя сила, воля, стремление, умение слушать себя – именно совокупность этих качеств поможет отыскать ответы на главные жизненные вопросы. А сомнения и апатия – тернии этого нелёгкого пути.

Разговор с собой

Человек – единственное живое создание, пытающееся осмыслить своё существование. Каждый из нас занимается поиском себя, своей жизненной цели, стремится к полноценному развитию. В этом диалоге важно оставаться верным собственной натуре, а ошибаясь, принимать к сведению полученный опыт. Не менее важно понимать своё предназначение и стремиться к реализации своего потенциала.

Тезис №1: «Что значит быть самим собой?»

По моему мнению, быть самим собой означает в любой ситуации оставаться честным по отношению к себе, думать своей головой, а не идти на поводу у других. Такой человек ведёт себя естественно, старается следовать своим принципам и уважать чужие, он знает свои сильные стороны и при этом умеет признавать ошибки.

Аргумент №1

Герои, стремящиеся во всём оставаться самими собой, встречаются во многих произведениях русской литературы. Прежде всего, стоит вспомнить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой Григорий Печорин постоянно анализирует свои и чужие поступки.

Ему не стыдно признаться в своих недостатках, и того же герой ждёт от других – честности по отношению к себе и окружающим. Молодой человек понимает, что он неидеален, что его поступки доставляют другим неприятности. Ему горько осознавать, что он не может применить свою энергию и ум.

Совершая роковые ошибки, Печорин понимает последствия своей деятельности и делает выбор в согласии с собственной натурой, даже если его решения не нравятся остальным.

В главе «Княжна Мери» герой признаётся в своих грехах новой знакомой, что позволяет говорить о нём как о человеке, который всегда остаётся самим собой.

Аргумент №2

Герой, всегда остающийся самим собой, показан и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Пётр Гринёв, пытаясь казаться взрослым, совершает ряд ошибок: напивается, проигрывает деньги Зурину, не следует совету ямщика и попадает в буран. Позже эти поступки воспринимаются героем как подростковые глупости.

Всё происходящее с Гринёвым говорит о его стремлении в любой жизненной ситуации оставаться верным принципам чести и совести. Когда перед молодым человеком встаёт вопрос о переходе на сторону противника, Гринёв, рискуя жизнью, отказывается от предложения Пугачёва.

Таким образом, всеми своими действиями герой показывает, что означает «быть самим собой».

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что быть собой – значит находиться в состоянии гармонии с собственной личностью, уметь дать объективную оценку своим действиям и стараться во всём руководствоваться собственной головой и сердцем.

Тезис №2: «Чем опасно бессмысленное существование?»

По моему мнению, когда человек не понимает, ради чего живёт, он теряет радость существования. Он не испытывает счастье от приятных событий и равнодушен к трагедиям. Такая личность не способна к созидательной деятельности, ведь она кажется ему напрасной. Страшно, что бессмысленное существование может сделать из человека циника или даже подтолкнуть к самоубийству.

Аргумент №1

Проблему бессмысленного существования затрагивает М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой Печорин чувствует, что мог бы сделать что-то полезное для этого мира. Однако энергия, душевные силы, растраченные на пустые развлечения, превратили героя в равнодушного эгоиста.

Молодой человек ничем не дорожит, он видит окружающих насквозь и знает последствия каждого своего поступка, из-за чего ему постоянно скучно. Отсутствие жизненной цели толкает героя на поиски приключений. Получив удовольствие от очередной авантюры, Печорин начинает хандрить и снова искать применение своей страстной натуре.

Таким образом, бессмысленное существование лишает героя радости любви, дружбы, общения с другими людьми.

Аргумент №2

Нет никакой жизненной цели и у главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений образован, остроумен, обаятелен, однако он не может найти применение жизненным силам. Всю свою энергию юноша растрачивает на светские вечера, мимолётные романы.

В попытке спастись от хандры он пытается читать, заниматься хозяйством, но неспособность к кропотливому труду заставляет его бросить эти затеи. Бессмысленность существования Онегина заставляет его обесценивать чувства окружающих. Герой отказывается ответить взаимностью Татьяне, с холодным сердцем отправляется на дуэль с Ленским, опасаясь за свою репутацию в обществе.

Отсутствие смысла в жизни превращает жизнь умного молодого человека в череду серых будней, где нет места искренним переживаниям и подвигам во имя высоких идей.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что существование, лишённое цели, становится тягостным для человека. Не видя смысла в жизни, он перестаёт наслаждаться прожитыми мгновениями и нередко доставляет неприятности окружающим своими циничными поступками.

Направление "Разговор с собой" итогового сочинения 2020-2021

  1. Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность. 
  2. Гармония с собой или душевный разлад.
  3. Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию.

    Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)

  4. Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.

  5. Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).

В рамках данного направления можно обратиться к терминам “рефлексия”, “самопознание”, “самоанализ”, “самосовершенствование”, “самовоспитание”, “самоконтроль” и др.

Рефлексия – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние.

Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой.

Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. 

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий.

При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Самопознание – познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души.

В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку.

На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

Самоанализ – метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки.

Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание.

Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность.

Самовоспитание — сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей.

Самовоспитание заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности.

Процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества. Самосовершенствование невозможно без самоконтроля

Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Одной из форм самоконтроля является самообладание.

Умение подчинить воле чувства, эмоции, научиться управлять аффектами формируется у современного человека на начальных этапах жизни.

Ограничение себя часто происходит в результате вписывания собственных мотивов и побуждений в модель ценностных и поведенческих установок, принятых в том обществе, в котором живет человек. Поэтому самообладание, как форма самоконтроля во многом определяется самосознанием человека.

Самосознание — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей.

Самооценка — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п.

Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей.

Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.

Ссылка на основную публикацию