Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Воланд

Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.

Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Воланд и его свита

Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

  • — так кто же ты, наконец?
  • — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
  • “Фауст” И. Гете

Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Фрида

Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша.

Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала.

Но все это бесполезно.

Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.

Абадонна

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление.

А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому.

Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.

У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?

Иешуа как образ добра в романе

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина.

Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера.

Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе.

Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов.

Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.

Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.

Вывод

М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков) | Литрекон

(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь.

Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями.

В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто.

Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему.

Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным.

Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра.

С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос.

Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра.

Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.

Виктория Арутюнян

Поединок добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» предлагает нетипичный взгляд на явления добра и зла. До появления романа превалирующей позицией было четкое и решительное разделение добра и зла (к примеру, у Достоевского).

Булгаков же избирает иной подход, где оба явления переплетаются друг с другом. Для писателя добро и зло — категории условные и не могут нести абсолютный характер.

Больший интерес Булгакова прикован к вопросу справедливости и ответственности человека за свои поступки.

Кто творит добро, философия повествования

Персонажи Булгакова двойственны в характере. Ключевыми образами, в которых раскрывается тема добра и зла, прежде всего являются сатана Воланд и Иешуа Га-Ноцри, фактически — Иисус. Образ Воланда вызывает довольно много вопросов и неоднозначностей.

С одной стороны, его можно рассматривать как своеобразное отражение самого автора и его взглядов. С другой — это нетипичный образ сатаны. Так, Воланд не только предстает неким воспитанным интеллигентом, который крайне учтиво относится к собеседникам, но и остается чертом, который не стремится к тому, чтобы развратить жителей Москвы.

Его цель иная — открыть пороки москвичей, указать на их тайные злодеяние и нечестность.

Так, Булгаков в уста Коровьева вкладывает такую фразу: «…мы враги всяких недомолвок и таинственностей».

Это свидетельствует о том, что Воланд является не вселенским злом, которое источник всего порочного, а лишь тот, кто указывает на злодеяния людей и такие же по характеру умыслы.

Он срывает покровы замыслов злодеяний и уже содеянного, что особенно ярко показано на сеансе черной магии. Москвичи, которых «испортил квартирный вопрос», получают по заслугам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Бесчинства Воланда — это не хаос ради хаоса, кровь ради крови, но акт обоснованного возмездия, а также установления равновесия между добром и злом. Критерием наказания выступает не тяжесть совершаемого. Основной аргумент возмездия Воланда — несении ответственности за свои поступки.

Так, в смерти другого персонажа виновата Аннушка, которая разлила масло, а вовсе не Воланд. Это показывает, что зло не потусторонний персонифицированный принцип, который виноват во всех бедах человечества, а человек не может ему противится.

Часто в своих бедах виноват и сам человек, и его безответственное поведение, лицемерие, неискренность.

Воланд и его свита — это принцип справедливости жизни, которого не может избежать ничто живое. Воланд не делает добро или зло, он действует справедливо.

«Но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир».

Иешуа же становится олицетворением добра и праведности. Он тот, кто не отказывается от своих принципов и не отворачивается от истины. Булгаков довольно много раз акцентирует внимание на смелости и ее антиподе — трусости, которые выступают одними из главных критериев нравственности человека. Маргарита, к примеру, только чтобы помочь своему возлюбленному Мастеру.

«Нет, игемон, он (Иешуа — автор.) не был многословен в этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».

Образы, в которых раскрывается тема поединка добра со злом

Довольно противоречивым является образ прокуратора Пилата, которого довольно сложно приписать к антагонистам. Он не одобряет казни Га-Ноцри и даже пытается его помиловать, но ему это не удается из-за твердости намерений Синедриона. Образ Пилата как бы становится символом борьбы между добром и злом.

Читайте также:  Антология боли группы «Макулатура»: анализ творчества

С одной стороны, он выполняет то, что ему велено (свою роботу), и делает это последовательно и хорошо. С другой стороны, он не согласен с тем, что «мирная проповедь» Иешуа карается так жестоко.

Пилат предстает как слабый, не смотря на свою власть как прокуратора, человек, у которого есть трусость и другие пороки. Он не получает удовольствия от той несправедливости, которую одобряет.

Он скорее становится неким заложником ситуации.

Такой подход к образу Понтия Пилата довольно противоречивый и противоположный христианскому взгляду и библейскому повествованию, где он само олицетворение зла и несправедливости.

Можно сказать, что Пилат сам становится соучастником несправедливости. Его нельзя назвать кровавым диктатором без каких-либо принципов, он даже возвращает деньги помощнику Афранию со словами, что «нужно помнить о мелочах».

Пилат считает свои действия необходимостью, чтобы удержать народ в узде, предотвратить волнения и бунты.

А казнь Иешуа становится еще одним примером того, что виноватые в ней поддались несправедливости заведомо, а не в силу того, что они просто злые.

А еще казнь — решение чисто рациональное и, в конце концов, обоснованное, имеет «человеческое лицо». Смерть не была, к примеру, задумана сатаной как искушение, а стала следствием появления добра (в лице Иешуа) в мире, проявления истины.

То есть здесь идет акцент на том, что все люди якобы делают то, что нужно. Также как москвичи, которые смогут найти себе оправдание в разных пороках, однако им не станет смелости признаться в содеянном зле.

Иешуа и его окружение действуют фанатично и нерационально, что еще раз подчеркивает несовместимость идеалов добра с природой человека с устроением мира.

Пилат чувствует, что поступает неправильно, и его гнетет это чувство. Он две тысячи лет говорит о том, что Иешуа в том их первом и единственном разговоре что-то не договорил. Прокуратор так и не смог отбросить свою трусость и стать свободным от мук своей совести.

Но даже его освобождает Мастер, а Маргарита удивляется: «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?». Мастер дает совести Пилата свободу, символически повторяя прощение Иешуа, который не винит своих убийц.

Прощение становится не актом милосердия, а актом справедливости.

Можно также сказать, что своеобразную борьбу проживают и Мастер с Маргаритой, которые идут на сделку с дьяволом ради своей любви и будущего. Рассматривать это сделку стоит как награду возлюбленных за преданность друг другу, искренность и отбрасывание всего несущественного. Их преданность сродни преданности Иешуа, а судьбы каждой линии схожи в своей несправедливой участи.

За свои страдания Мастер и Маргарита получают большой дар — жить в том мире, где нету суеты и шума людей. То есть вдали от всех, где Мастер может писать в спокойствии, а Маргарита «беречь его сон».

Воланд восстанавливает справедливость по отношению к возлюбленным. Они являются символами добра в понимании честности и ответственности по отношению к себе и жертвенности по отношению к другим.

Характерно и то, что читатель не винит возлюбленных и не пытается их порицать, но искренне болеет за них и сочувствует.

Вывод, что хотел сказать автор

Своим сочинением Булгаков подводит читателя к мысли, что в жизни не бывает абсолютно белого или абсолютно черного. Виновны в наших поступках не злые силы, а наши решения. Зло может иметь вполне объяснимое происхождение. Добро и зло — это две стороны мира, которые не могут существовать друг без друга. Через зло мы познаем то, что стоит именовать добром, и наоборот.

«… Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги.

Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом».

Человеку неподвластно разрешение себя от всех пороков, но и не характерно беспричинное осуществление зла. Люди «обыкновенные» и «легкомысленные», но «и милосердие иногда стучится в их сердца».

Булгаков подчеркивает, что каждый получит рано или поздно по заслугам.

Человеку, как существу трусливому (слабому) и порочному, нужно нести ответственность за свои действия, поскольку они влияют на судьбы многих других людей.

«Все люди добрые», — говорит автор устами Иешуа, только вот многие станут «несчастливыми» по вине других. В этом посыле можно рассматривать одну из главных гуманистических идей одного из наиболее таинственных романов русской литературы «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

Фантасмагория – это причудливое бредовое видение. Иногда роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют фантасмагорией.

Общий анализ романа «мастер и Маргарита»

Произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет ряд признаков, характерных для жанра романа. К таким признакам относятся:

  • Несколько сюжетных линий;
  • Развитие действия на протяжении длительного периода времени;
  • Много героев.

Замечание 1

Критики определяют произведение как фантастический роман (иногда его называют фантасмагорическим).

Замечание 2

Самой яркой особенностью романа Булгакова является его структура «роман в романе».

Здесь практически самостоятельно живут два мира – древние времена Иешуа и Пилата и мир Мастера. Эти миры пересекаются только в последних главах, когда Воланду наносит визит Левий, близкий друг и учение Иешуа.

Две линии здесь сливаются в одну и крайне удивляют читателя своей близостью и органичностью. Именно такая структура позволила Булгакову мастерски показать два совершенно разных мира – настоящего и прошлого.

Особенности композиции произведения обусловлены нестандартными приемами, использованными автором.

Замечание 3

Вместо традиционной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка здесь происходит сплетение этих этапов, удвоение их.

Завязка романа – встреча Воланда и Берлиоза, их беседа. И тут же начинается вторая завязка – роман о Иешуа и Пилате.

Затем следует развитие действия – проделки Воланда в Москве. Здесь же начинается и сатирическая линия романа. Одновременно идет развитие второго романа.

Кульминационный момент рассказа о Маргарите, Мастере и Воланде – визит Левия Матвея. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа.

Особенно интересна развязка, где оба романа соединяются в один. Воланд и его команда везут Мастера и Маргариту в иной мир, чтобы наградить их тишиной и покоем. По пути они встречают Понтия Пилата, вечного скитальца.

Смысл своего романа М. Булгаков заключил в сплетение главных тем и идей:

  • Сатирической
  • Темы любви
  • Темы сочувствия
  • Тема прощения
  • Философские темы.

Поэтому роман называют и сатирическим, и фантастическим, и любовным, и философским. Все эти темы в романе развиваются, подчеркивая главную идею – борьбы добра со злом. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетаются с другими персонажами.

Сатирическая тема раскрывается в романе «гастролями» Воланда. Публика, обезумевшая от материальных благ, представители элиты, падкие на деньги, проделки Бегемота и Короваева четко и остро описывают болезни общества, современного писателю.

Тема любви в произведении воплощена в мастере и Маргарите. Эта тема придает произведению нежность и смягчает многие острые моменты. Примечательно, что Булгаков уничтожил первую версию романа, где не было мастера и Маргарита.

Через весь роман проходит тема сочувствия. В произведении показаны несколько вариантов сопереживания и сочувствия. Рядом с темой сочувствия идет тема прощения.

Философские темы о добре и зле, о цели и смысле жизни, о библейских мотивах на протяжении долгих лет являются предметом изучения и споров литераторов.

Гениальность произведения Булгакова состоит в том, что каждое прочтение открывает перед читателем новые мысли и вопросы. Роман не утрачивает ни остроту, ни актуальность десятилетиями и в настоящее время интересен так же, как был интересен своим первым читателям.

Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вечная проблема противостояния добра и зла освещается почти в каждом произведении отечественной литературы. Роман Булгакова не стал исключением. В этом произведении добро освещает путь истины, а зло способно увести человека в невидимые дали.

Автор был уверен, что ни что иное, как религия и вера в Бога помогает заблудившемуся человеку отыскать свой настоящий путь, а персонажи его романа помогают осознать позицию писателя.

В рамках написанного Мастером «романа в романе» его герой Иешуа предстает перед безжалостным судьей. В этом эпизоде затрагивается не тема добра и зла, а скорее, тема предательства добра.

Прокуратор отлично понимал, что стоявший перед ним обвиняемый никаких преступных деяний не свершил, но несмотря на это, он приказывает его казнить.

Прокуратор – раб государственной системы, и точно таких же рабов писатель изобразил в Москве.

Иешуа – воплощение сочувствия и добра. Он был бескорыстным, щедрым, проницательным. Даже страх смерти не смог заставить его отступиться от своих воззрений. Иешуа твердо верил, что доброе начало все равно преобладает в человеке.

Противопоставление Иешуа – Воланд. Он считал наоборот, что преобладающим в человеке является именно корысть и зло. Воланд находил в людях грешные слабости, пороки и разными способами их высмеивал. Вместе со своей свитой он избавлялся от тех, кто был развращен, отступал от добра.

Однако почему же он вызывает только положительные эмоции и улыбку, ведь он сатана? Ответ на данный вопрос можно найти в эпиграфе к роману, в котором говорится, что зло совершает вечное благо.

Воланд в «Мастере и Маргарите» – вершитель судеб, выступающий за равновесие между добром и злом и пытающийся восстановить это равновесие.

Однако все равно поступки Воланда нельзя называть добрыми, так как он при помощи зла показывает людям их пороки.

В романе добром является и чувство между Маргаритой и Мастером. Их любовь показывает, на что может пойти человек под влиянием этой силы, как с помощью такой силы меняется и человек, и мир вокруг.

В Москве творилась темная магия. Здесь находилась нечистая сила и творился шабаш. И вроде бы все пошло не так, ведь нечистая сила помогла любви.

Но сама по себе любовь – это божественный дар, и это доказывает, что она – проявление добра.

В романе Булгакова полно не только загадок. Здесь много ценностей. Писатель красочно изобразил нечистую силу и поставил ее на передний план. Однако все же в произведении преобладает светлая, чистая любовь, всепрощающая и всепоглощающая.

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства»

Замечание 4

Добро же в произведении предстает как сила создания, которую невозможно извратить, уничтожить.

Булгаков также показал равновесие добра и зла. Существование добра без зла невозможно. На фоне происходивших в Москве злодеяний добро оказывается обществу нужнее. Даже сам Воланд говорит об этом.

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита – сочинение

Мастер и Маргарита — многогранная работа, написанная Булгаковым.

Ее хочется перечитывать, раздумывая над поднятыми проблемами, где освещается тема морали, нравственности общества, тема религии, проблема семейных ценностей, а главное, в романе писатель затрагивает извечную борьбу добра и зла и это является центральной темой всего произведения.

Автор показывает читателю, насколько неразделимые эти понятия, ведь для того, чтобы понять доброе начало, существует в противовес ему зло, и наоборот, чтобы распознавать зло, существует понятие добра. Как раз о добре и зле, что раскрывает автор в романе, более подробно и остановимся в нашем сочинении.

Мастер и Маргарита тема добра

Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности.

К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно.

Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.

Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих.

Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен.

А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.

Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.

Зло в романе Булгакова

Продолжая рассуждения в нашем эссе по роману Мастер и Маргарита на тему добра и зла, хочется остановиться и на второй стороне медали. Зло представлено в образе Воланда. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

Он уверен, именно злое начало преобладает в душах всех людей и чтобы его разбудить не понадобится много усилий. В целом, сам Воланд не вносит зло в этот мир, он только судит.

Зло идет от самого человека, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно жители столицы и являют собой зло.

Чтобы дать ответы и понять, что собой представляет добро и зло в работе Булгакова, приведем аргументы. Так, в каждом герое мы можем наблюдать те или иные проявления чувств. Что самое главное, никого из них невозможно однозначно отнести к темной или светлой стороне.

Ведь даже те, кто кажется олицетворением зла, например свита Воланда или сам Воланд, или представлены строго положительными героями, как Мастер и Иешуа, постоянно пребывают на грани. Никто не идеален, поэтому мы постоянно прослеживаем борьбу между добром и злом.

Она особенно видна в исторической части романа, где автор показывает противоборство прокуратора и проповедника.

Если говорить о Воланде, то он лишь судья, испытания которого помогали понять людям на какой они стороне, и в конце концов выводили их на чистую воду.

Кому-то приходилось нести наказание, как например, неверующему Берлиозу.

А кто-то получал воздаяние, например, как члены Массолита, которых не уничтожила свита Воланда только потому, что у тех был некий страх перед высшими силами, а значит, у них имелся шанс спасти свою душу.

Получается, в каждом человеке живут одновременно две силы. Другой вопрос, какая из них в конце концов победит?

Прочтя Мастера и Маргариту, становится еще более понятным, насколько неразделимы между собой добро и зло. Зло лишь фон, на котором добро выглядит еще более важным.

Свое сочинение мне хотелось бы завершить словами Воланда, которые и станут лучшими аргументами, доказывающие важность сосуществования двух начал.

Воланд спрашивает и просит подумать над тем, что бы пришлось делать добру, если бы зло на земле исчезло? Что станет со Вселенной, если с лица земли стереть все живое, оставив лишь голый свет? И это лучшее доказательство того, что добро и зло неразделимы.

Мало того, многим людям даже необходимы те круги ада, что им посылает судьба. Благодаря этому они могут осознать что такое любовь, добро, милосердие и покаяние, делающие человека повелителем своей жизни, а не рабом обстоятельств.

Неразрывная связь добра и зла и их противоборство в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Неразрывная связь добра и зла и их противоборство

в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Соколов Роман Викторович
  • Руководитель: Савчук Ирина Владимировна
  • ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

Статья «Неразрывная связь добра и зла и их противоборство в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящена раскрытию темы добра и зла и их противостояния. Посредством анализа поступков главных героев романа раскрыта авторская концепция вопроса противления злу ответным насилием, а также тема личной ответственности человека за свои поступки.

Проблема добра и зла и их противостояния друг другу волновала человечество с древнейших времен. «Что есть добро и что есть зло, какая из двух сил первороднее и сильнее, возможно ли побороть зло и, если возможно, то каким способом?» – над этими вопросами задумывалось множество людей, они тревожили ни один пытливый ум.

Существуют различные подходы к решению данной проблемы. Одна из философий добра и зла, противления последнему выражена в учении Иисуса Христа в Новом завете. Добро, по Евангелию, есть любовь, которую Христос возвысил до уровня высшего закона жизни. Только отвечая на зло добром, любовью, человечество сможет навсегда побороть его.

Среди многообразных идейных течений русской общественной мысли особое место занимает учение Льва Николаевича Толстого о непротивлении злу насилием, которое является результатом его религиозных и интеллектуальных поисков. Непротивление злу для великого писателя есть закон.

В русской культуре существует совершенно противоположное решение проблемы противления злу, одним из выразителей которого является классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков.

Тема противления злу не случайна в творчестве писателя. Она имеет под собой автобиографическую основу. В 1919 году в жизни Булгакова произошел случай, глубоко взволновавший его и оставивший навсегда тяжелый след в его душе.

Автор произведений оказался случайным свидетелем убийства человека, и только его собственная трусость в этот момент помешала ему остановить преступление.

С той поры в творчестве писателя вновь и вновь возникает тема добра и зла, тема личной вины человека в совершении зла и необходимой борьбы с ним, борьбы с помощью ответного насилия.

Наиболее ярко данная проблема раскрывается в его итоговом произведении – гениальном романе «Мастер и Маргарита», опубликованию которого в этом году исполняется 50 лет.

Проанализировав поступки главных героев, их диалоги, проследим, как автор изображает свое личное мировосприятие относительно добра и зла и их противоборства друг другу.

Как известно, большое место в романе отведено потусторонним силам во главе с князем тьмы, повелителем теней Воландом. С помощью их присутствия в романе Булгаков доказывает нерасторжимую связь добра и зла в мире.

В результате длительного жизненного опыта Булгаков пришел к выводу о единой связи добра и зла, светлых и темных сил мира и о невозможности уничтожения последних. Но от идеи противления злу силой он не отказывается.

С этой точки зрения интересен образ Воланда. Он олицетворяет зло, насилие, но именно он, как ни странно, в ряде случаев совершает благие поступки, борется со злом и насилием, царящими в мире.

Вспомним, устроить судьбу Мастера и Маргариты просит через Левия Матвея Иешуа, но об этом же «догадывается» и сам Воланд.

По Булгакову, добро и зло не могут существовать порознь: не случайно Левий Матвей отказывается спорить с Воландом, спрашивающим: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?» Да, автор романа склонен к неразрывности связей между добром и злом, но уверен, что творятся они не руками каких-либо злых сил, а самими людьми. Потусторонние же силы лишь советуют им совершить какой-либо проступок, однако выполнять свой совет не требуют ни от кого.

Человек сам волен решить для себя, как ему поступить в том или ином случае. Во многих случаях свита Воланда даже «наставляет людей на путь истинный», применяя при этом, правда, жестокие меры. Но только таким способом – насилием – ей удается убедить кого-либо в существовании справедливости и добра и пресечь их преступные дела.

Так, например, лишь гибель Берлиоза и пребывание в сумасшедшем доме заставляют поэта Бездомного задуматься над жизнью и провести переоценку своего творчества. Гибнет под колесами трамвая и ни во что не верящий Берлиоз.

Единство, неделимая связь добра и зла наиболее полно раскрыты Воландом в его беседе с Левием Матвеем:

«Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нею исчезли тени?.. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

Воланд не лжет, не искушает и потому не предает. В романе никто не совершает грехов по наущению. Их каждый совершает сам, по собственному побуждению своей души.

Правда, весельчак Фагот запускает в театре Варьете денежный дождь. Но уже в буфет тратить эти якобы деньги самые догадливые из зрителей спешат сами.

С помощью мнимых денег потусторонние силы обнажают низменные человеческие страсти и сущность тех, кто с ними соприкасается.

Воланд и его свита оказываются в роли своеобразного суда, приговор которого скор, справедлив и приводится в исполнение незамедлительно.

Теперь обратимся к центральному образу романа М.А. Булгакова – Мастеру.

Он написал роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, в котором, благодаря силе своего таланта, сумел через толщу времен, через тысячелетия восстановить не только картины древней истории, передать не только живые голоса людей, но даже их психологию, затаенные мысли, сомнения.

Но в какой-то момент, после потока злобных, угрожающих статей от поддается страху, отчаянию, он не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества, он сломлен. В результате полной апатии Мастер сжигает свое детище – роман об Иешуа и Понтии Пилате.

Мастер никого не предает, не совершает никакого зла, однако сожжением романа он, скажем так, отступился от самого себя, от истины. В результате Мастер наказан: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Сожжение романа – это своего рода самоубийство. У Мастера не хватило сил противостоять злу, бороться с ним, сопротивляться ему.

Читайте также:  Сочинение по картине тропинина «кружевница» для 4 класса (кратко с планом)

Заняв в этой ситуации пассивную позицию, он тем самым уступил дорогу темным силам, обратился к самому князю тьмы, то есть, утратив веру в добро, перешел на сторону зла. Как видим, автор не одобряет поступка главного героя романа и потому лишает Мастера Света, награждая его безмятежным покоем. Тем самым Булгаков говорит о необходимости противостояния злу, необходимости сопротивления ему.

А теперь поговорим об образах Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата, главных героев романа, над которым так вдохновенно работал Мастер и который в дальнейшем стал ему так ненавистен.

Иешуа – это бродячий философ, под влиянием которого всесильный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, кажется, сделал невозможное – вызвал в себе сомнение в законности и вечности зла. Никакие силы не могут заставить Иешуа изменить добру.

Малый синедрион вынес Иешуа смертный приговор. Оказывается, он мог спасти свою жизнь, избежать страшных мучений, боли, страданий. Достаточно лишь сказать неправду. Но бродячий философ не изменяет своим принципам.

Он считает, что «правду говорить легко и приятно». Этим и подписывает себе смертный приговор, но защищает истину, свое право выражать личные мнения, отстаивать свои убеждения.

Он преодолел страх, остался честным перед своей совестью, не изменил идеалам добра.

Понтий Пилат является антитезой образу бродячего философа Га-Ноцри. Проследим, как ведет себя Пятый прокуратор Иудеи, решая проблему противостояния добра и зла.

В воле Пилата Понтийского решить судьбу бродячего философа: казнить или отпустить Иешуа? Михаил Булгаков ничем не облегчает своему герою решения о казни, ничем не облегчает ему и противоположный выбор.

Звучанием своего голоса, интонацией, мимикой Пилат как бы подсказывает Га-Ноцри верные, с точки зрения прокуратора, ответы. Но желаемых результатов он так и не получает. Прокуратор совершает и другие усилия для спасения арестованного.

В напряженном и драматичном по характеру диалоге он просит освободить Иешуа первосвященника Каифу.

В выборе между добром и злом, правдой и лицемерием Пилат Понтийский выбирает свою стезю. Он понимает, что Иешуа невиновен, что совершается самое страшное и гнусное преступление – судят свободное слово, убеждения человека.

Однако Понтий Пилат, опасаясь за свою карьеру, положение, не желая окончательно разорвать с разного рода лицемерами, утверждает решение синедриона о казни Иешуа. Казнь свершилась! Слабость человеческой природы проявилась в Пилате, что привело к трагическим последствиям.

Он искал любую возможность, чтобы не нарушить закон и одновременно спасти Иешуа. Он не боролся всеми силами за идеалы добра, он, как и Мастер, смалодушничал, прекратил сопротивление несправедливости, позволил злу взять верх над собою. За это он наказан.

Он вынужден провести две тысячи лет в одиночестве, наедине со своей совестью и душевным страданием.

Таким образом, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показывает неразрывную связь добра и зла, их тесное сплетение и взаимодополняемость. Наиболее ярко и убедительно это ему удается посредством образов Воланда и его свиты.

Зло, по мнению автора, так же, как и добро, вечно, но это не исключает необходимости борьбы с ним. Уничтожение зла Булгаков видит в ответном насилии. За отказ борьбы со злом автор наказывает своих героев. Так, Мастер за свое малодушие, отчаяние награжден не Светом, а всего лишь покоем.

А Понтий Пилат за свою трусость – полным одиночеством и душевным терзанием.

Причиной отступничества от идеалов добра является, по мнению Булгакова, человеческая трусость, в которой писатель видит самый страшный порок человечества, лишающий людей силы сопротивляться злу.

А только силой, ответным, вынужденным насилием, по мнению писателя, возможно противление злу. Таково жизненное кредо, философская концепция М.А.

Булгакова, явившаяся результатом его нравственных и интеллектуальных поисков.

Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории.  Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века.

Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы. Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня.

Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.

В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки. В реальной жизни, к сожалению, так происходит не всегда.

Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра.

Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль. Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?

Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа.

Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его.

Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.

Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил.

Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо.

Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.

Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности.

Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность.

Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра.

Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия.

Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра.

Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым.

Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве.

Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга.

При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро.

В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено, что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.

Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла. Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры, которое присуще каждому.

Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе. Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.

В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А. Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.

Ссылка на основную публикацию