Тема любви в творчестве А.А. Блока

Слайд 1Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Любовная лирика в творчестве А.А.Блока Табашникова К.,Котельникова Е.,Квасова Д.

Слайд 2Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Слайд 3Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д.

Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

Слайд 4Тема любви в творчестве А.А. БлокаСлайд 5Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Признак истинного чуда В час полночной темноты – Мглистый мрак и камней груда, В них горишь алмазом ты. А сама – за мглой речною Направляешь горный бег Ты лазурью золотою Просиявшая навек 29 июля 1901.

Слайд 6Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).

Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви.

Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Слайд 7Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии

Слайд 8Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами.

Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком. Чувства лишились той светлой силы, которой они были наполнены в «Стихах о Прекрасной Даме».

Они похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:

Слайд 9Тема любви в творчестве А.А. БлокаСлайд 10Тема любви в творчестве А.А. БлокаОписание слайда:

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце.

Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы. Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе, и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия.

В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление.

Слайд 11Слайд 12Слайд 13Описание слайда:

Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

Слайд 14

Исследовательская работа по теме "ЛЮБОВЬ в лирике Александра Блока"

Тема любви в творчестве А.А. Блока

Автор :

Преподаватель филологических дисциплин ГПОУ «Харцызский технологический техникум ДонНТУ» СКРИПКА АННА ВИКТОРОВНА

Тема любви в творчестве А.А. Блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Тема любви в творчестве А.А. Блока

«От тебя приходила ко мне тревога и уменье писать стихи…»

Ахматова Анна о Блоке

Он прав — опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит…

  • Как памятник началу века,
  • Там этот человек стоит —
  • Когда он Пушкинскому Дому,
  • Прощаясь, помахал рукой
  • И принял смертную истому
  • Как незаслуженный покой.

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  1. Основные темы творчества Блока:
  2. * судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  3. * революция и роль
  4. интеллигенции в ней;

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  • Основные темы творчества Блока:
  • * верная любовь и дружба;
  • * судьба и рок, страх
  • и надвигающаяся безысходность;

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  1. Основные темы творчества Блока:
  2. * роль поэта и поэзии в жизни общества;
  3. * неразрывная связь человека и природы;
  4. * вероисповедание и мироздание

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  • Тема любви
  • в творчестве Блока
  • О, Святая, как ласковы свечи,
  • Как отрадны Твои черты!
  • Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
  • Но я верю:
  • Милая – Ты.

Тема любви в творчестве А.А. Блока

«Стихи Блока о любви – это колдовство.

Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны. О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать, повторять, испытывая каждый раз сердцебиение, угорать от их томительных напевов и без конца удивляться тому, что они входят в память внезапно и навсегда…»

Константин Паустовский

Тема любви в творчестве А.А. Блока

Первые

стихотворения о любви

В реальной девушке он увидел воплощение идеализированного образа Прекрасной Дамы , которую воспел в стихах. Однако Люба противилась навязанной ей роли и часто повторяла поэту: «Пожалуйста, без мистики!».

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  1. Образ Прекрасной даме
  2. Лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.
  3. Ты горишь над высокой горою,
  4. Недоступна в Своем терему.
  5. Я примчуся вечерней порою,
  6. В упоеньи мечту обниму.
  7. Эту любовь можно назвать божественной.
  8. В ней нет ни капли пошлости и приземленности.
  • «Снежная маска»
  • Актриса Наталья Николаевна Волохова , игравшая одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик».
  • Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву .

«Снежная маска»

Чувства лишились той светлой силы, которой они были наполнены в «Стихах о Прекрасной Даме». Они похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения.

  1. Я так устал от ласк подруги
  2. На застывающей земле.
  3. И драгоценный камень вьюги
  4. Сверкает льдиной на челе…

«кармен»

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице.

Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе, и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия.

  • «кармен»
  • Как океан меняет цвет,
  • Когда в нагромождённой туче
  • Вдруг полыхнёт мигнувший свет, –
  • Так сердце под грозой певучей
  • Меняет строй, боясь вздохнуть,
  • И кровь бросается в ланиты,
  • И слёзы счастья душат грудь
  • Перед явленьем Карменситы.

Выводы :

Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

Тема любви в поэзии А.А. Блока

  • О, Святая, как ласковы свечи,
  • Как отрадны Твои черты!
  • Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
  • Но я верю: Милая – Ты.
  • А.Блок

Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, А.

Толстой отдавали свою поэтическую дань этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики. Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился.

Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику следует рассматривать как дневник, написанный стихами.

Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит поэт сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д.

Читайте также:  Чем опасно бесцельное существование?

Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).

Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви.

Но каково оно? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

  1. Ты горишь над высокой горою,
  2. Недоступна в Своем терему.
  3. Я примчуся вечерней порою,
  4. В упоеньи мечту обниму.

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной.

В ней нет ни капли пошлости и приземленности.

«Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).

Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик», поставленной в театре Комиссаржевской Всеволодом Мейерхольдом.

Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней. Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами.

Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то здесь герой общается с ней как с живым реальным человеком. Чувства лишились той светлой силы, которой они были наполнены в «Стихах о Прекрасной Даме».

Они похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

Тема любви в творчестве А.А. Блока

  • На застывающей земле.
  • И драгоценный камень вьюги
  • Сверкает льдиной на челе.

В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок.

Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. Весь сборник посвящен Любови Александровне Дельмас – оперной певице, исполнявшей роль Кармен в петербургском Театре музыкальной драмы.

Кармен в трактовке поэта – это и героиня оперы Бизе, и современная женщина, вольнолюбивая испанская цыганка и славянка, которую герой любит до безумия.

В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении –пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Любовная лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.

Любовная лирика Блока

Статья для написания сочинения на тему: “Тема любви в поэзии А. А. Блока”

На любовную лирику Александра Блока оказали влияние романтическая поэзия XIX века и русский символизм. Его первым литературным увлечением стало творчество В. Жуковского.

Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – эти черты романтизма нашли свое выражение в символистских стихах Блока о любви, которую он сначала воспринимал мистически.

Символистская поэзия Блока представлена циклом «Стихи о Прекрасной Даме», в состав которого вошли стихотворения 1901 –1902 годов. Влюбленный в Любовь Дмитриевну Менделееву, Блок увидел в своей избраннице земное воплощение Вечной Женственности.

Она стала героиней «Стихов о Прекрасной Даме». На образный строй и стиль этих стихов оказали влияние эстетические принципы старших символистов, Д. Мережковского и В. Брюсова.

От них Блок воспринял поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. А от поэта и философа Вл.

Соловьева он воспринял идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности – идеале, предшественницей которого был образ жены, облеченной в солнце, из «Откровения Святого Иоанна Богослова».

Блоковская Прекрасная Дама «зрит далекие миры», она «царица чистоты», носительница «источника света». Закатная Таинственная Дева, Владычица вселенной, Купина.

Блок относился к своей возлюбленной, впоследствии ставшей его женой, мистически, с религиозно возвышенным чувством, он видел в ней христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа».

Стихам придан характер молитв, потому что в действительности они, как Блок за-писал однажды в своем дневнике, и являются молитвами, а поэт – это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», его вдохновение сродни вере.

Однако лирический герой цикла раздвоен: в Вечной Женственности он чувствовал и земную женщину. Блок писал Менделеевой о том, что не может «уйти в полную отвлеченность», что она– его «земное бытие».

Уже в мистический мир его ранней поэзии входит реальность, которую поэт выразил в теме земной любви: герой желает обнять свою подругу «в упоеньи», настигнуть ее «в терему», «подруга желанная» всходит к нему на крыльцо, обещает отпереть ему дверь «в сумерках зимнего дня». В элегии 1902 года «Мы встречались с тобой на закате…

» передано чувство лирического героя не к платонической Прекрасной Даме, не к символу, который является одеждами для истончающейся души поэта, а к земной женщине: «Я любил твое белое платье, / Утонченность мечты разлюбив…» Их встреча – реальность, а не иллюзия.

В стихотворении присутствуют конкретные образы: «Ты веслом рассекала залив», песчаная коса, «у берега рябь и камыш». Хотя они и переплетаются с образами «лазурной тиши», «вечернего тумана», дум о «бледной красе», характерными для романтиков и символистов.

Блок выразил в стихотворении ощущение неопределенности, некоторой эмоциональной усталости: «Ни тоски, ни любви, ни обиды, / Все померкло, прошло, отошло…», однако такое эмоциональное состояние может отражать не только интимный опыт поэта, но и опыт любого человека. Эта черта, столь свойственная и для поздних элегий А. С. Пушкина, отличала блоковское стихотворение от романтической элегической традиции.

Ранняя лирика Блока не исчерпывается полностью мистическими темами и мотивами, потому что истинный поэт не мог всецело подчинить свое дарование задаче стихотворного переложения отвлеченных идей.

При общей мистической настроенности этой лирики в ней подчас свободно и сильно звучит звонкий, вдохновенный и искренний юношеский голос, славящий не «лучезарную глубину» «далеких и чуждых миров», созданных воображением поэта, а радость и прелесть здешнего, земного бытия.

Например, стихотворение «Мне снились веселые думы…». Оно, конечно, тесно связано с темой Прекрасной Дамы. Однако пейзаж в нем вполне конкретен: «веселые красные люди» – это вовсе не условные персонажи поэтического сновидения, а реальные петербургские рабочие, ремонтирующие лодки на реке.

Все стихотворение приобретает смысл не в качестве очередной вариации на тему о сбывшемся мистическом «чуде», но как превосходная по своей изобразительной силе картина весеннего ледохода на Неве.

Образ лирического героя в ранних стихах Блока не только «безрадостный и темный инок», покорный раб Прекрасной Дамы, но и просто «красивый и высокий» юноша, полный жизненных сил, соучастник звенящей и буйствующей природы, который сам говорит о себе: «Я и молод, и свеж, и влюблен».

Этот юноша вслушивается в «битву жизни» и готов в «мятежный час» сбросить с души своей иго завораживающих мистических снов. В Блоке уже в юности житейское настойчиво боролось с мистическим. В его письмах и дневниковых записях было так много идущего от жизни, а не от отвлеченного умозрения, столько молодого, горячего, задушевного и непосредственного.

С рассуждениями о «знамениях», «видениях» и «предчувствиях» в записях соседствуют острые и тонкие наблюдения за жизнью, неизменный интерес к явлениям природы и к мелочам быта – к тополю, собаке, снегу и т. д.

Читайте также:  Как отличить месть от правосудия?

Придя к убеждению, что истинное искусство в своих стремлениях все же не совпадает с религией, Блок открыл для себя новую, как он говорит, «прекрасную, богатую и утонченную тему» – тему «мистицизма в повседневности».

Обращаясь к картинам и сценам городской жизни, он любил окружать ее ореолом сказочной, романтической фантастики, сталкивая «высокое» и «низкое», рисуя призрачные видения на фоне самой низменной и пошлой обстановки. Типичный пример – написанный в 1904–1908 годах цикл стихов «Город». Здесь прослеживаются традиции изображения города Петербурга, заложенные в «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголя, «Преступлении и наказании» Достоевского.

Блоковский Петербург населен нищими, рабочими, блудницами. Среди простонародья, «женских ликов», «веселых и пьяных», обитает лирический герой, которому является Незнакомка. Это город фабричных гудков и ресторанов, голодных и сытых.

Блок ввел образ города в библейский контекст; в стихотворении «Невидимка» 1905 года появился образ блудницы верхом на звере багряном: «С расплеснутой чашей вина / На Звере Багряном– Жена». Это блоковская версия апокалипсической матери блудниц, восседавшей на багряном звере с чашей, наполненной нечистотой ее блудодейства.

Тема конца света была выражена и в городском пейзаже, характерные черты которого – окровавленный язык колокола, «могилы домов», оловянный закат, темно-сизый туман, «серокаменное тело» города, кровавое солнце.

Лирический герой живет здесь, «топя отчаянье в вине». Он, некогда веривший в свой союз с мистической Прекрасной Дамой, в будущую гармонию, теперь переживает крушение астральных иллюзий: «Давно звезда в стакан мой канула».

Так в лирику Блока входил образ Незнакомки; она олицетворяла не только астральные тайны, но и соблазны земного быта. Новое воплощение женского начала уже не было символом абсолютной гармонии.

Она являлась лирическому герою то в ресторанах, то в «неосвещенных воротах»; в ее портрете было достаточно земного; она была звездой, то ли упавшей на землю с небес, то ли падшей.

Героиня стихотворения «Незнакомка», написанного в 1906 году, – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы: шелка, «шляпа с траурными перьями», духи, «в кольцах узкая рука».

Банальна и обстановка ее встречи с лирическим героем: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, скука дач, бутафорский блеск кренделя булочной, дамы и «испытанные остряки» и т. д. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью лирическому герою видится «берег очарованный и очарованная даль».

Образ берега со времен романтической лирики обозначал гармонический, свободный, но недостижимый мир.

В художественной системе «Стихов о Прекрасной Даме» образ берега также был знаком, который символизировал драму разъединенности поэта и его мистической избранницы: и лирическому герою «не найти родные берега», и на другом берегу «плачет душа одинокая», и она «на том смеется берегу». В «Незнакомке» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный быт проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ.

Однако в «Незнакомке» трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища», плодом его воображения.

Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока еще невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его.

Она и реальность два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В 1908 году Блок написал включенное в цикл «Возмездие» стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», обращенное к Любови Дмитриевне Блок, его бывшей жене, с которой он к этому времени расстался.

Однако покинувшая его женщина все равно осталась для него «милой» и «нежной». В стихотворении отображена история их отношений. Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах, он выполнен в жанре послания.

Женщина – вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» – доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости.

Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: любимая ушла, завернувшись в плащ, цвет которого – синий – был знаковым образом в поэзии символистов.

В шести строфах – история любви, композиционно обрамленная изображением любимой: «…твое лицо в простой оправе». Каждая строфа стихотворения, словно повторяя композиционный принцип пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье…

», сюжетно и эмоционально самостоятельна и выражает определенный период в жизни лирического героя после измены любимой: забвение, желание обрести иные опоры в жизни: «Вино и страсть терзали жизнь мою», стремление вернуть ее любовь; затем муки сменяются сном о ней и о ее уходе и, наконец, смирением, признанием невозможности вернуть любовь.

Однако драматический финал отличает проблематику блоковского стихотворения от пушкинского восприятия любви.

Любовная лирика Блока – одна из вершин русской поэзии. Она свидетельствует о безостановочном пути поэта к более полному и глубокому пониманию жизни. С годами он все больше овладевает благородной простотой стихотворной речи, тончайшим поэтическим мастерством, выражающим разнообразную гамму человеческих чувств и настроений.

Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока

Нередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Блока иногда называют певцом Прекрасной Дамы, но это лишь поверхностный взгляд на его творчество.

Тема любви, занимая большое место в проблематике его поэзии, существует не сама по себе, а в тесной связи со сложными философскими вопросами, размышлениями о Родине, о смысле человеческого существования.

В ранних стихах поэта развивается мотив поисков путеводной звезды, идеала во тьме незнания истины. Любовь и мечта соединяются в сознании поэта. Ниже вы можете ознакомиться с стихами о любви А.

Блока какие изучают в 9–11 классах.

Тема любви в лирике А. Блока

Предчувствую Тебя…

А. Блок

Александр Александрович Блок — величайший, выда­ющийся поэт «серебряного века». В литературу он вошел как певец Прекрасной Дамы, тонкий лирик.

  Восстание декабристов на сенатской площади 1825 года

Первый сборник А. Блока, появившийся в печати в конце 1904 года, — «Стихи о Прекрасной Даме».

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.

В этом сборнике много символов — таинственных и загадочных. Сам поэт чаще всего говорит не от своего имени, а играет роль «отрока», «безрадостного и темного инока».

И, несмотря на то, что главный образ цикла — Прекрасная Дама — возник в душе Блока в результате его влюбленности в реальную, земную девушку — Л. Д.

Менделееву, лирический герой его стихов обычно обращается к Даме «небесной», возвышенной, которую на­зывает Непостижимой, Ясной, Святой, Величавой, Вечной женой, Девой, Зарей, Купиной.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева, Закатная, Таинственная Дева, И завтра и вчера огнем соедини.

В своей возвышенно-восторженной любви поэт искрен­не верит, что его встреча с Прекрасной Дамой способна преобразить мир и поможет ему разобраться в вопросах о назначении человека, о достижении прекрасного идеала.

Тебя не вижу я, и долго бога нет. Но верю, ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый, Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.

Однако со временем лирический герой А. Блока прихо­дит к выводу о недостижимости своего идеала, поскольку земное и небесное несоединимы.

На миг проснулось за нивой, где-то, Далеким эхом мое воззванье. Все жду призыва, ищу ответа, Но странно длится земли молчанье…

Так постепенно взор поэта обращается к противоречи­ям реальной действительности, что изменяет весь строй его поэзии. Блок ищет новые пути взаимодействия с окру­жающим миром, поскольку поиски идеала завели его в тупик: презирая мещанство, он не знает, что ему противо­поставить.

Эти мысли нашли свое выражение в стихотво­рении «Незнакомка», действие которого развивается в пе­тербургском пригороде с «пылью переулочной», «скукой загородных дач», где «воздух дик и глух». Режут слух «жен­ский визг», окрики пьяных.

Все вокруг бессмысленно и отвратительно, и лирический герой ищет спасения от та­кой жизни в вине, среди сонных лакеев и пьяниц «с глаза­ми кроликов».

  • Но вот то ли из глубины его сознания, инстинктивно тянущегося к прекрасному, то ли в реальности появляется прекрасная женщина, мечта Блока о любви, сказка.
  • И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
  • Этот образ, дышащий «шелками и туманами», возвыша­ет героя над пошлостью обыденного, помогает ему увидеть «берег очарованный и очарованную даль», прикоснуться к «глухим тайнам», поверить, что в его «душе лежит сокро­вище».
Читайте также:  Анализ произведения А.А. Блока «Предчувствую тебя»

Последующие циклы «Снежная маска» и «Фаина» по­священы Н. Н. Волоховой, актрисе, которая произвела на Блока неизгладимое впечатление. Здесь женщина — сим­вол стихийного начала, проявление судьбы, бурной жизни, и восхищенная любовь к Прекрасной Даме сменяется стра­стью, огненной пылкостью, желанием противостоять нео­бузданной силе Женщины.

  1. Вползи ко мне змеей ползучей, В глухую полночь оглуши, Устами томными замучай, Косою черной задуши.
  2. Как часто лирический герой этих циклов преступает порог запретного, с замиранием сердца прикасается к тай­нам, скрытым от земных глаз. Может, поэтому в душе героя и в его отношениях с женщиной столько «холодного», «снежного»:
  3. Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! И теплятся очи, как свечи Ночные, и слушаю жадно — Шевелится страшная сказка, И звездная дышит межа…
  4. Смертельно уставший от греховной любви, чувствую­щий себя растраченным впустую, поэт погружается в «страшный мир», где нет добрых чувств, любви, взаимопо­нимания («К Музе», «Унижение», «Демон», «Даже имя твое мне презренно»).
  5. Душа поэта стремится назад, к истокам, к светлым вос­поминаниям. Он понимает, что потерял многое:

Напрасный жар! Напрасные скитанья! Мечтали мы, мечтанья разлюбя. Так — суждена безрадостность мечтанья Забывшему тебя.

Приход новой любви ознаменован встречей Блока с А. А. Андреевой-Дельмас, оперной певицей.

Увидев в ее в роли Кармен, Блок посвятил ей свой новый цикл любов­ной лирики «Кармен», образ героини которого чрезвычайно многообразен: это и современная женщина, и вольнолюби­вая испанская цыганка, и славянка, но в целом образ ярок, страстен, естественен, как гроза, природа, искусство. Материал с сайта //iEssay.ru

Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит… Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучат печаль и радость… Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Постепенно тема любви в лирике А. Блока получает новую трактовку. Любовь к женщине сливается с любо­вью к Родине, которую Блок называет «жена моя» («На поле Куликовом»), «бедная моя жена» («Осенний день»). В стихотворении «Россия» образ возлюбленной соединен с образом России, в будущее которой он верит всем сердцем:

А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей… И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

Так развивается тема любви в творчестве А. Блока, пе­рерастая чувство приземленное, переплетая любовь к жен­щине с любовью к России, вырастая в единый символичес­кий образ самого дорогого для человека:

Россия — красавица, невеста; О, Русь моя! Жена моя!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему тема любви в лирике блока
  • я жду призыва анализ
  • анализ стихотворения даже имя твое мне презренно
  • тема любви в лирике блока
  • тема любви в лирике а.блоке

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Поэт чувствует их тайное родство, подчеркивается стихийное начало любви. Новая «встречная» в снежной метельной мгле становится воплощением красоты, способной преобразить обыденность, затянутую незримой паутиной.

«Снежные вьюги» влекут к вольной, окрыленной жизни.

Смятение героя в строках «И вновь, свернув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх» антитетично беззаботности героини: «И ты смеешься дивным смехом, Змеишься в чаше золотой».

Многогранность и сложность мировосприятия переданы тем, что один и тот же предмет имеет разные эпитеты: «из чаши винной» — «в чаше золотой», «в темных струях» — «в живые струи».

Настораживают метафоры, придающие образу героини змеиные черты: «в тяжелозмейных волосах», «змеишься в чаше золотой». Такое уподобление возлюбленной змее в циклах «Снежная маска» и «Фаина» мы встретим еще не раз, образ змеи буквально «переползает» из одного стихотворения в другое.

Так, стихотворение «сквозь винный хрусталь» композиционно делиться на три части: с первых строк («В длинной сказке Тайно кроясь, Бьет условный час») у нас рождается ощущение сказочности и таинственности, во второй части поэт и дама обмениваются шутливо – колкими репликами, и в финале волшебство рассеивается: «На плече за тканью тусклой, На конце ботинки узкой Дремлет тихая змея…

» Чувство нереальности происходящего так и остается у Блока на протяжении всего их романа с Волоховой.

В «лирической поэме», так назвал поэт цикл «Снежная маска», слились «среброснежные ночи», певучие вьюги, темные дали, электрический свет, разрывающий тьму, призывные рога метели, летящие звезды, застывающий серп луны, слепая и темная страсть, восторг необратимой гибели. (В.

Орлов) Облик любимой, предательской, хищнический, змеиный, словно растворяется «в ином, высоком», лирический герой как под гипнозом готов безрассудно повиноваться всему, как року, с которым безнадежно и не нужно бороться. От стихотворения к стихотворению растет уверенность, что боль, обида, попытка таят в себе нечто возвышенное и необходимое.

  Анализ романа М.А. Шолохова “Поднятая целина”

Однако характерно связанное с героиней нарастание мотива смерти, либо прямо упоминаемой ( «Волю мне твою открой, Обойми змеей – рукой: Буду мертвым я с тобой…» ), либо иносказательной переданной. Нельзя не заметить навязчивое употребление эпитета «темный» по отношению к героине «Снежной маски» и «Фаины».

И хотя Блока все в 1907 году вспоминают необычайно легким, стремительным, окрыленным, Андрей Белый увидел в этой метельной легкости спрятанное страданье: «Веселье то – есть веселье трагедии; и полета над бездной; я видел – грядущий надлом…» Демоническая женщина для лирического героя – и влекущая комета, влачащая звездный шлейф, и близкая героиням Достоевского инфернальная «женщина, отравленная красотой своей».

Однако такой образ непокорной женщины с русской «разбойной красотой» наиболее точно выражает черты самой России, как ее понимал Блок.

Если в «Снежной маске» героиня выступает как символ страсти, ей не присваивают конкретные свойства характера, то в «Фаине» обрисован портрет нервной, властной и загадочной женщины, которая стала для поэта «волей, воздухом и огнем». Фаина не похожа на бесплотное и прозрачное видение.

В кипении безудержных страстей восторг поэта не знает предела: «Вот явилась. Заслонила. Всех нарядных, всех подруг, И душа моя вступила В предназначенный ей круг». «И под знойным снежным стоном Расцвели черты твои.

Только тройка мчит со звоном В снежно – белом забытьи…» И здесь опять мы видим как в женском образе поэту видится Россия, ее судьба, русская национальная стихия с традиционно символизирующими ее образами – топосами – тройкой, зимой. В Фаине со всей полнотой воплощено представление Блока о свободе и удали народного характера.

«Одна Наталия Николаевна русская, со своей русской «случайностью», не знающая, откуда она, гордая, красивая и свободная. С мелкими рабскими привычками и огромной свободой», — писал поэт о Волоховой.

Стихотворения, воссоздающие поэтическое представление Блока о возлюбленной, насыщены колоритом «вольной Руси»: «Смотрю я – руки вскинула, В широкий пляс пошла.

Цветами всех осыпала И в песне изошла…» «С ума сойду, сойду с ума, Безумствуя, люблю, Что вся ты – ночь, и вся ты – тьма, И вся ты – во хмелю…» В этих «щемящих звуках» русской песни есть отголосок и некрасовских поэм; образ Фаины оказывается родственным той, что «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». В поэтике стихотворений не случайными оказываются «лебяжья поступь», «открытый говор», «цветистый хмель». Фаина может выступит в образе «лихой солдатки».

Глубина веры поэта в «необъятные силы» России, в ее внутреннюю свободу является отличительной чертой всей поэзии Блока. Проникаясь поэзией «Вольной Руси», меняется и сам лирический герой. Герой трезво смотрит на кричащие противоречия окружающей действительности, мы уже видим отвлеченной мечтательности, идиллической безмятежности.

Из «безвременья», от воспевания вечности поэт бросается в современность, не отрицая в ней ни темного, ни жалкого, ни мелкого, так как без этого невозможна полная жизнь, в которой надо испытывать все чувства: «и смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя»! Приходит понимание, что любовь способна перевести любую боль, обиду и придать им особый смысл.

Ссылка на основную публикацию