Как отличить месть от правосудия?

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток.

Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры.

Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе.

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

  1. Отцы и дети;
  2. Мечта и реальность;
  3. Месть и великодушие;
  4. Искусство и ремесло;
  5. Доброта и жестокость.

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс.

Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис.

Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети.

Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша основная подборка тем. А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.
Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК!

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК, где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения, которые мы выпускаем ежедневно. Если вы еще не подписаны на наш паблик, не теряйте времени даром и подписывайтесь!

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

Как отличить месть от правосудия?
Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».

Доброта и жестокость

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

Месть и великодушие

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Мечта и реальность

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Отцы и дети

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

Искусство и ремесло

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет».

Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Война (таблица)

Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов.

Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе.

Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10).

Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

В чем разница между справедливостью и местью?

Gremy уже сказал основное. Добавлю, как различить эти вещи чисто психологически, при взгляде в себя. Как понять, что тебя интересует в данном случае – справедливость или месть.

Если тебя интересует справедливость, ты видишь всю ситуацию в целом и хочешь изменить ее так, чтобы вместо сложившихся гадких обстоятельств всё в этом фрагменте реальности стало настолько хорошо, насколько это возможно.

Конечно, рая на земле в нем не будет, ведь из того материала, из которого в этом фрагменте реальности делались гадкие обстоятельства, вкусный пирог не испечешь – этот материал в унитаз смыть удобнее.

Но хотя бы унитаз будет не заблёван.

Если тебя интересует месть, ты не видишь ситуацию в целом – ты видишь наиболее гадкие ее детали и хочешь покарать за эти детали того, кто в данной ситуации вызывает у тебя такое отвращение, что тебя внутренне трясет. Если же месть “подается холодной”, мало что меняется: ты хочешь покарать за наиболее гадкие детали, увиденные тобой 20 лет назад, того, от кого тебя трясло 20 лет назад.

Например, перед нами убийца, хладнокровно уничтоживший сотни людей – пассажиров и персонал двух самолетов.

Что он сделал? Он смотрел вчера киношки всю ночь, не выспался и сегодня на своем привычном рабочем месте авиадиспетчера по рассеянности выделил двум самолетам один и тот же путь в одно и то же время.

Ясно, что сделал он это хладнокровно, потому что будь у него хоть малейшее волнение насчет своего неадекватного состояния, он вовремя вызвал бы своего заместителя и врача, чтобы врач подтвердил его неадекватное состояние. И в дальнейшем работал бы на другой работе, живой и здоровый.

Месть, которую осуществил муж и отец погибших в одном из самолетов людей: застал этого авиадиспетчера на свободе, потому что в той стране за случайные убийства граждан “третьего мира” не сажают, расово “не вышли”; потребовал извинений; увидев наглую улыбку – убил ножом. Юрист подтвердил, что сделано это было в состоянии аффекта. Муж и отец наказан не был. И не надо. Пожалуй, это даже справедливость – в той вопиющей ситуации, которая сложилась. Бывает, что месть совпадает со справедливостью.

Месть типа той, которой боялся Гитлер, когда застреливался. Любителя ночных развлечений, неспособного нормально работать в рабочее время, изымают из его няшной страны и везут туда, где живут семьи его жертв. Кино в пути он, понятно, не смотрит, да и кушает совсем немного, только чтоб не сдохнуть.

Когда он научился не улыбаться в лицо тем, перед кем виноват, да еще отработал – оплатил весь этот небесплатный круиз, – тогда по обстоятельствам. Если его страна согласна дать ему хотя бы небольшой срок – едет в тюрьму.

Если нет – никто самолет зря не гоняет, это ведь и небезопасно, вдруг другой такой же авиадиспетчером будет? Посидишь и здесь. Это, конечно, крайне жесткий вариант.

Мстят при этом какому-то воображаемому ужасному злодею, причинившему столько горя, в то время как имеют дело с обычным болваном-недоучкой… стоп, недоучка – это я про Гитлера, вернусь к авиадиспетчеру – его бы, в отличие от Гитлера, без специальной подготовки на должность не приняли…

с обычным болваном, который безответственно относился к своей работе, таких миллионы, а вреда от него в дальнейшем будет столько же, сколько от пробки, которая уже вылетела из бутылки шампанского и больше никуда не полетит.

Теперь справедливость в той форме, в какой хотелось бы: государство, в котором это произошло, не делило бы людей на “белую кость” и голытьбу из чужих стран (ишь, разлетались тут над нами!), а через судебную систему назначило бы виновному значительный тюремный срок.

Примерно такой же, как если бы он случайно грохнул самолет с правительствами нескольких стран, собравшимися там на важную встречу.

Тогда бы он не смеялся в лицо человеку, потерявшему всю свою семью, уверенный в своей безнаказанности, и никто бы не устроил над ним самосуд ни в какой форме. Ни в быстрой, ни в жесткой.

А другие болваны, не способные себя контролировать, шли бы не в авиадиспетчеры (а также не в хирурги, не в правители и т.п.), а в дворники: там безопаснее, в тюрьме сидеть не надо, если вдруг придешь на работу рассеянный.

Читайте также:  Любимые страницы в романе «Преступление и наказание»

Правосудие — это не месть

Реальна ли отмена смертной казни в Беларуси?

Совсем недавно председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко вернулся с очередной конференции Совета Европы в Страсбурге, на которой вновь поднималась и белорусская тема. В центре внимания – проведение избирательной кампании по выборам Президента и отмена смертной казни в Беларуси, которая твердо увязывается с «вхождением» Беларуси в Европу. Об этом наш разговор с Николаем Самосейко.

— Николай Леонидович, как сегодня нас оценивают в Страсбурге и что думают о Беларуси европейские политики?

— В Совете Европы, как и у нас, безусловно, осознают, что охлаждение отношений между Беларусью и СЕ не приносит пользы никому.

Тем не менее и в этот раз некоторые белорусские делегаты заранее пытались убедить участников конференции в том, что выборы в Беларуси будут «непрозрачными и недемократичными».

Оппонируя им, отвечал, что нельзя ставить телегу впереди лошади, пытаясь давать какие-либо оценки выборам до их проведения. Как человек, проработавший 20 лет судьей, аргументировал: любой приговор не должен основываться на предположениях.

По итогам дискуссий принята резолюция, в которой ситуация в нашей стране оценивается как развивающаяся в положительном ключе. А вот по поводу отмены смертной казни европейцы были настроены весьма решительно и однозначно. Отмена смертной казни в Беларуси является главным условием восстановления для нашей страны статуса спецприглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

— Почему Европа добивается отмены смертной казни?

— Сегодня Европа – единственный в мире регион, в котором практически повсюду, за исключением нашей республики, смертная казнь запрещена законом. Она либо отменена совсем, либо на нее наложен мораторий. Хотя во многих странах от этого вида наказания отказались и не так давно.

Европейские государства добиваются запрета смертной казни в принципе, как общепринятой мировой нормы права.

И хотя количество стран, обязавшихся не применять смертную казнь, выросло до 140, не все державы эти идеи гуманизма воспринимают однозначно, некоторые в таких «советах» видят едва ли не вмешательство во внутренние дела своей страны. Достаточно сказать, что в прошлом году смертные приговоры были приведены в исполнение в 27 странах мира.

— Как в этом отношении развивается наше законодательство?

— Никто не сомневается в том, что смертная казнь в Беларуси будет отменена. Временный характер этого вида наказания зафиксирован как в Уголовном кодексе, так и в Конституции.

Еще в 1996 году в Конституции появилась новая редакция статьи 24, которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».

Скажу больше: за последние годы в нашей стране существенно изменились уголовное законодательство и судебная практика. С 1997 года появилась альтернатива смертной казни – пожизненное заключение, сократилось число статей УК, в которых предусмотрена исключительная мера наказания, расширен круг лиц, к которым она не применяется.

Суды все реже выносят приговоры с наказанием в виде смертной казни. После 1999 года, когда вступил в силу новый УК, число смертных приговоров сократилось в 23 раза (!): с 47 в 1998 году до 2 в 2009-м. Из года в год снижается и число осужденных к пожизненному заключению.

В 2002 году такой вид наказания был избран в отношении 20 человек, в 2003-м и 2004 годах по 12 человек приговорены к пожизненному заключению, в 2005-м – 8, 2006-м и 2007 годах – по 7, 2008-м и 2009-м – по 5 осужденных. Всего в Беларуси 142 пожизненных заключенных.

Смертных приговоров стало меньше, между тем число тяжких преступлений, за которые можно казнить, не возросло, а, наоборот, сократилось.

Это свидетельствует о том, что применение смертной казни не является фактором, сдерживающим рост преступности. Понятно и то, что таким образом наша страна постепенно и планомерно приближается к необходимости введения моратория на смертную казнь.

— Николай Леонидович, если вы как председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам и члены вашей комиссии пришли к мнению о том, что принятие моратория на применение смертной казни не ухудшит криминогенную обстановку в республике, а страна таким шагом только повысит свой имидж на международной арене, так за чем же дело стало?

— Убежден, что Беларусь объективно подошла к обсуждению вопроса о введении моратория на смертную казнь. Остается лишь решить когда.

Напомню, что на проведенном в 90-е годы референдуме более 80 процентов наших граждан высказались за сохранение смертной казни.

Поэтому, считаю, в средствах массовой информации необходимо организовать обсуждение данного вопроса с участием видных ученых, деятелей науки и культуры, а также экспертов Совета Европы, юристов и политиков со всего мира.

В сентябре текущего года в Национальной библиотеке уже была организована подобного плана открытая дискуссия, где предметно высказались депутаты белорусского парламента, представители Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Верховного и Конституционного судов. Более того, мы вместе поработали и с представителями Совета Европы.

Для участия в круглом столе пригласили бывшего министра юстиции Франции, ныне известного сенатора Роберта Бадинтера. Он известен во всем мире тем, что добился отмены смертной казни во Франции и вот уже почти 30 лет последовательно и успешно распространяет свои взгляды и идеи по всему миру. Главная его мысль, что правосудие – это не месть.

Хочу отметить, что с вопросом, когда отменят смертную казнь у нас в стране, следует рассматривать и второй вопрос – кто? Согласно заключению Конституционного Суда от 2004 года, например, ответственность за принятие такого решения должен взять на себя либо белорусский парламент, либо глава государства.

— Николай Леонидович, а не случится ли так, что за выполнением одного условия – отмены смертной казни – последует второе, третье?

— Беларусь посещает очень много европейских политиков разного уровня. Надеюсь, у большинства из них формируется и остается хорошее мнение как о стране, так и о наших людях. И они открыто выступают за конструктивный диалог, углубление контактов и дальнейшего сотрудничества в различных сферах. Наверное, есть и такие, кто все еще с подозрительным прищуром присматривается к нам.

Приезжавшая недавно к нам представитель ПАСЕ Синика Хюрскайнен высказалась за продолжение диалога и за то, чтобы найти новые пути для того, чтобы Беларусь все-таки стала членом Совета Европы.

Совет Европы верит, что Беларусь близка к отмене смертной казни, об этом высказался и генеральный директор по правам человека и правовым вопросам СЕ Филипп Боайя в Минске. Он приветствовал создание в белорусском парламенте рабочей группы по изучению комплекса вопросов вокруг применения-отмены смертной казни.

По словам Филиппа Боайя, европейцы готовы обсуждать два аргумента, которые стоят на пути отмены смертной казни: общественное мнение и то, что отмена возможна только через проведение референдума.

Решение об отмене смертной казни либо введении моратория на ее применение потребует от Беларуси сильной политической воли. Это один из вопросов, где политический лидер должен вести за собой, а не идти за общественным мнением, подчеркнул он.

Хотя полностью игнорировать общественное мнение нельзя… Недемократично.

Сомнения в том, что отмена смертной казни будет единственным требованием для нашей страны, конечно же, присутствуют.

Хотя тот же кипрский парламентарий Христос Пургуридес, который известен своим критичным отношением к Беларуси, во время нашей последней встречи заверил, что в случае введения моратория на смертную казнь будет содействовать восстановлению статуса спецприглашенного в ПАСЕ для Беларуси без выдвижения дополнительных требований.

Однако в конечном итоге все решать нам – гражданам Беларуси. Предварительно взвесив все «за» и «против».

— Спасибо вам за весьма обстоятельный и откровенный разговор.

Сочинение: Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?

(417 слов) Часто случается так, что достойные люди, честные и добрые, незаслуженно получают от жизни оплеуху. Обычно в таких ситуациях перед обиженным человеком возникают два пути решения проблемы: обратиться к закону, либо же заняться проблемой самостоятельно и прибегнуть к мести.

Однако на практике эти варианты не так уж сильно отличаются друг от друга, ведь закон тоже мстит преступнику, но от имени всего общества и с разрешения государства. А вот «частная» месть исходит от жертвы правонарушения, и ее ничто не регламентирует.

Чтобы понятнее объяснить соотношение этих понятий, приведу примеры.

В рассказе М. Горького «Макар Чудра» правомерность и законность мести отлично показана на примере поступка отца Радды. Свободные и гордые молодые цыгане любят друг друга, но из-за своих принципов быть вместе не могут. Их любовь – начало конца для обоих. Доказать исключительность своих чувств Лойко может, убив возлюбленную.

Когда это произошло, её отец, Данило, убил преступника тем же ножом, который отнял жизнь у его дочери. После мести, совершённой безутешным отцом, никто, я уверена, не стал корить его в содеянном, ведь цыгане – народ свободный, и единственный закон, которому они подчиняются – это «общий, человеческий» закон.

Он оправдывает даже убийство, если оно обосновано достаточно серьёзно. Более того, у многих народов смертная казнь даже прописана в уголовном кодексе, и в рассказе месть от закона отделяет только отсутствие бумаги и чернил.

Стоит только утвердить на общем сходе единый свод указов, и расправа над Лойко станет прецедентом – основой новой правоприменительной практики.

А вот в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, убив старушку и придя к раскаянию в содеянном, отправляется в ссылку, на долгие восемь лет каторги в Сибири.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Волки» и отзыв для читательского дневника (В.М. Шукшин)

По сути, эта мера – месть общества по отношению к убийце, который поставил под сомнение уклад жизни социума и подорвал доверие к себе. После жестокой расправы над женщинами Родиона никто не хотел бы увидеть у себя на пороге.

Людей возмутил тот факт, что какой-то недоучившийся юрист позволил себя судить и выносить приговоры тем, кого сочтет бесполезным для мира.

Просто так подобное поведение, повышающее уровень общественной опасности, оставлять нельзя, и вполне справедливо, что государство огораживает добропорядочных граждан от убийц и грабителей. Однако этот акт правосудия – та же месть, просто одобренная и регламентированная правительством.

Понятия «месть» и «закон», по сути, означают одно и то же. Это санкции по отношению к тому, кто нарушил чьи-то права.

Разница в том, что если дело касается всего общества, то государство обязано отомстить преступнику от его имени. Тогда это называется правосудием.

А если у человека нет государства, или же его проблема слишком мелкая, ничего не значащая для социума, то он добивается справедливости самостоятельно. Тогда это называется местью.

Анастасия Васильева

Как отличить месть от правосудия?

(404 слова) Существуют случаи, когда человека необходимо наказать за совершенное преступление, и непонятно, где в такой ситуации заканчивается правосудие и начинается месть.

Кому-то и законная мера пресечения покажется несправедливым гонением, а кто-то не ограничится решением суда и воплотит в жизнь свой личный приговор.

Как же понять, где пролегает черта между злонамеренной вседозволенностью и правовой необходимостью? Попробуем ответить на этот вопрос, используя аргументы из литературы.

В повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» героине плохо живется в новой семье. Муж не уделяет должного внимания, грубит и несправедливо обвиняет ее в бесплодии. Свёкр слова доброго не скажет. Нет у Катерины Львовны ни близких людей, ни любимого дела.

Скука одолела барыню, и завела она роман с приказчиком. Свёкр увидел это и грозился доложить сыну о неверности женщины. Тогда героиня отравила его, но на этом не остановилась. Чтобы безраздельно владеть всем имуществом мужа и сделать Сергея купцом, она убила и вернувшегося с мельницы супруга.

Но и тут не смогла она вдоволь поцарствовать в опустевшем доме: приехал малолетний родственник мужа, который претендовал на наследство. Тогда вдова и с любовником задушили ребенка, но это увидели люди, и парочка отправилась на каторгу.

Хоть это наказание для женщины, да и еще и ставшей матерью, выглядит суровым, оно справедливо, ведь Катерина Львовна убила нескольких человек.

В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» несколько человек несправедливо осудили Эдмона Дантеса на вечное заточение в замке Иф. Данглар из зависти уговорил Фернана (который любит невесту Эдмона) написать несправедливый донос, где моряк обвиняется в государственной измене.

Дело попадает в руки Вельфора, который понимает, что ему выгоднее посадить невиновного человека в тюрьму, чем отпустить его с письмом, где компрометируется его отец. Так герой оказывается заживо погребенным в казематах, а его невеста выходит замуж за доносчика.

Но Эдмон выбирается из замка и становится всемогущим графом Монте-Кристо, обладателем несметных сокровищ, который решает мстить тем, кто подставил капитана Дантеса. Он жестоко карает их всех, но при этом страдают невинные люди – дети всех этих жертв правосудия.

Конечно, граф имеет основания наказать обидчиков, но он заигрался в бога, поэтому его правое дело превращается в месть, не знающую границ. Когда в результате правосудия страдает невиновный человек, оно уже становится возмездием.

https://www.youtube.com/watch?v=VLCshXwSIcM

Таким образом, правосудие всегда направлено только на того, кто виноват. Более того, оно не должно наказывать человека по принципу «глаз за глаз».

Суд должен вынести решение, благодаря которому преступник получит шанс исправиться. А месть сметает все на своем пути, затрагивая невиновных людей.

Она неуправляема, поэтому иногда по своей жестокости превосходит преступление. В этом и коренится различие. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Неважно, как это называть – справедливостью, кармой, или воздаянием, в каких бы условиях инфантильный человек не оказался, он страдает от собственной инфантильности.

Его самоощущение, мысли и чувства определяются его жизненным опытом. Мы творим глупости и совершаем ошибки до тех пор, пока в силу определенных событий и переживаний не обретем понимание собственных действий.

Глупость сама наказывает себя. Личный опыт – и есть истинное богатство.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем.

Проработка чувства собственной важности экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание.

Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Справедливость в отношении к богатым и бедным

Возьмем для примера детей богатых родителей, ведущих разгульный образ жизни. Одни люди трудятся, и получают гроши, иные имеют богатство, не прилагая никаких усилий. В чем же здесь справедливость? Попробуем разобраться.

Когда человек упорным трудом заработал свое благосостояние, завидовать ему нет смысла, потому что его богатство – это заслуженный результат его работы. В этом есть справедливость. Не так ли? Рассмотрим иной случай.

Когда избалованный сынок богатых родителей получает все возможные материальные блага, и прожигает жизнь в усладе своего тела и ума, можно подумать, что ему повезло, и никакой справедливостью тут даже не пахнет.

Однако как ни прискорбно, справедливость здесь в том, что этому человеку на самом деле вовсе не повезло, потому что он не сможет ценить блага доставшиеся легкой ценой, а когда столкнется с трудностями, ему, приученному к халявной роскоши и комфорту, придется нелегко. Поэтому и здесь завидовать нечему.

Когда человек не имеет жизненного опыта, получает блага «на халяву», и не способен их ценить, тогда даже в комфортных условиях, будучи богатым, он может чувствовать себя униженным и несчастным.

А если же человек рос не в тепличных условиях, не был избалован, а преодолевал трудности и привык проявлять самостоятельность, тогда, при столкновении с новой проблемой он будет справляться относительно легко, потому что имеет заслуженный опыт преодоления трудностей и разрешения проблем. Халявное богатство в иных случаях – даже не благо, а скорей – проклятье. Заслуженное собственными силами богатство ценно даже не столько само по себе, сколько тем опытом, который человек обрел, пока его достигал. В этом – справедливость жизни.

Месть или справедливость?

Месть обожает выступать под флагом справедливости. Если вы жаждете самостоятельно проучить кого-либо, стоит честно вглядеться в собственные мотивы.

Чаще всего в таких ситуациях все сводится к удовлетворению раненого самолюбия, и потаканию чувства собственной важности.

Если тешить ЧСВ, раскачивая маятник двойственности, то после возвышения над кем-либо создается ровно такой же потенциал для личного унижения. Чем выше заберешься, тем больнее падать.

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой. Этой теме на progressman.ru посвящен ряд статей под тегом«проекции».

Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания.

Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить эго торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Ссылка на основную публикацию