Анализ произведения «история одного города», салтыков щедрин

«История одного города»: YouTube / MyBook

Одно из самых заметных литературных произведений XIX века — роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Краткое содержание поможет вычленить основные события и акценты повествования, даст основу для глубокого анализа идей автора.

«История одного города»: краткое содержание

Жемчужина литературного наследия, которое оставил великий писатель Салтыков-Щедрин, — «История одного города». Краткое содержание — ориентир в изучении произведения.

Как уверяет Салтыков-Щедрин, «История одного города» — достоверная летопись города Глупова. Ее в течение почти ста лет вели по очереди местные архивариусы-летописцы. «История одного города» кратко повествует о службе каждого градоначальника и переменах, которые инициировал.

Летопись начинается с обращения последнего архивариуса. Он повествует, что власть в Глупове всегда была «в меру дерзающей», а жители — «в меру благодарящими». Хронологию смены власти и событий в Глупове поможет восстановить краткое содержание «Истории одного города»:

До возникновения города на землях жило древнее племя головотяпов. Победив все племена по соседству, они решили найти себе князя, чтобы тот организовал их хозяйство. Но ни один правитель не хотел руководить таким глупым народом. По просьбе головотяпов вор-новотор отыскал им князя, но тот не захотел жить со своими подданными и поставил вора наместником, назвав город Глуповым.

Горожане были очень послушными, выполняли все приказы наместника, отчего ему стало скучно: ему хотелось подавлять бунты. В итоге он стал так много воровать, что князь не выдержал и приказал его повесить. Не дожидаясь казни, тот зарезал себя огурцом.

Князь ставил других начальников, но те крали еще больше. Тогда он сам явился в Глупов — с тех пор началась история города.

  • История города Глупова: новый правитель — Дементий Брудастый.

Градоначальник отличался хмуростью, мало говорил. Горожане удивлялись этому, но однажды раскрыли секрет: вместо мозга у него в голове был маленький органчик — прибор издавал всего пару фраз. Когда устройство сломалось, новую голову пришлось заказывать из Санкт-Петербурга, но она задержалась в пути.

Без правителя в Глупове воцарилась анархия. Горожане убивали друг друга, велась борьба за власть: на нее претендовали сразу шесть градоначальниц. Так продолжалось, пока не появился новый правитель.

Анализ произведения «История одного города», Салтыков ЩедринКадр из фильма «Оно» по мотивам «Истории одного города»: YouTube / LFV

Правление Двоекурова пошло Глупову на пользу. Строгий градоначальник проводил реформы и развивал городское хозяйство:

  1. Организовал производство меда и пива.
  2. Обязал граждан выращивать и есть лавровый лист и горчицу.
  3. Хотел основать в Глупове академию.

Двоекуров правил городом долго.

Поначалу город при нем процветал, но легкомыслие правителя в итоге подвело. Он влюбился в жену ямщика Аленку и, получив отказ, упек ее мужа в Сибирь. Со временем девушка поддалась на ухаживания, но в Глупов пришли голод и нищета. Горожане обвинили в этом Аленку: столкнули ее с колокольни и затеяли бунт. Чтобы подавить его, Фердыщенко пришлось вызывать в подмогу солдат.

Быстро забыв об Аленке, градоначальник увлекся стрельчихой Домашкой. В Глупове началась засуха, которая привела к череде пожаров. Опасаясь гнева горожан, Фердыщенко прогнал Домашку.

В конце своего правления Фердыщенко отправился в путешествие к городскому выгону. Всех глуповцев обязал дарить ему угощения, а через три дня умер от переедания.

Заступив на должность, Бородавкин изучил записи летописцев и решил следовать примеру Двоекурова. Он вернул обязательства о горчице и лавровом листе, ввел дополнительные налоги. Глуповцам это не понравилось — начался бунт. Бородавкин отправил против народа войско и после многочисленных столкновений победил.

Позже градоначальник затевал и другие «битвы за просвещение», в результате чего город Глупов обеднел.

  • «История одного города»: последние правители.

После Бородавкина в Глупове правили многие градоначальники, однако совсем недолго:

  1. При Негодяеве город окончательно разорился.
  2. Следующим к власти пришел правитель кавказских кровей Микеладзе. При нем не происходило никаких перемен. Он уделял почти все время общению с женщинами, а горожане в это время отдыхали.
  3. Микеладзе сменил Феофилакт Беневоленский. Самым большим наслаждением для него было написание законов. Однако это не входило в его полномочия. Беневоленский не сдавался: ночью разносил по городу листовки с собственными законами. За это его уволили.
  4. Подполковник Прыщ ничего не делал для Глупова, но город процветал. Горожане были изумлены, но вскоре разоблачили правителя. Предводитель дворянства учуял, что голова градоначальника набита трюфелями, и съел ее.
  5. Статский советник Иванов, назначенный новым градоначальником, был настолько глуп, что умер от натуги, пытаясь понять закон.
  6. Его преемник, иностранец де Шарио, умел только веселиться, за что его выгнали из города. Позже выяснилось, что это была переодетая девица.

Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин«История одного города»: YouTube / MyBook

При Грустилове городом завладели разврат и безделье. Жители не занимались урожаем, из-за чего наступил голод. Сам градоначальник лишь развлекался на балах. Наставить правителя на путь истинный удалось жене аптекаря, после чего Грустилов стал заботиться обо всех юродивых. Горожане покаялись в грехах, но полями так и не занялись. Когда градоначальник помешался на мистике, его быстро сместили.

  • Угрюм-Бурчеев — последний правитель Глупова.

Последнего градоначальника архивариус называл идиотом. Он захотел изменить облик города, перестроив каждое здание. Глупов разрушили, но возведению нового города препятствовала река. Угрюм-Бурчеев велел забросать ее мусором, однако вода все смывала.

Тогда градоначальник нашел для строительства новое место — идеально ровную низину. Но по неизвестным причинам строить город так и не начали. История Глупова на этом оборвалась.

«История одного города»: анализ произведения

Роману Салтыкова-Щедрина необходим глубокий анализ: «История одного города» — это нелегкое чтиво. Автор видел проблемы российского общества, не боялся хлестко говорить о них. Вот что нужно знать о произведении:

Идею для романа «История одного города» Салтыков-Щедрин обдумывал долгое время. Задолго до написания у него сложился образ Глупова как макет системы власти и самодержавного строя в России. Однако, приступив к созданию произведения, автор несколько раз ставил его на паузу.

Роман издан в 1870 году. Писатель подвергся критике и негодованию. Его обвиняли в оскорблении народа и искажении русской истории, из-за чего значительно ухудшилось восприятие его творчества в целом.

Анализ произведения «История одного города», Салтыков ЩедринКадр из мультфильма «История одного города»: YouTube / Фабрика Детства

  • «История одного города»: жанр и тематика.

Салтыков-Щедрин почитал сатиру, и его «История одного города» — яркий тому пример. Это сатирический роман, формой и способом изложения напоминающий летопись. События, о которых идет речь, кажутся абсурдными и нереалистичными. Однако это не так: автор гиперболизировал некоторые вполне реальные образы.

В центре внимания повествователя — скверная политическая система и безынициативный народ, который послушно подчиняется никчемным правителям. Писатель, обеспокоенный судьбой страны, пытался показать: русское общество не умеет существовать без авторитарной власти и сразу погружается в анархию.

  • «История одного города»: герои.

Главные герои романа — двадцать два градоначальника, которые по очереди принимают власть в Глупове. Почти в каждом из них узнаем реальных исторических правителей, а некоторые — собирательные образы чиновников того времени. Большинство градоначальников относились к своей должности крайне безответственно. А те, кто преуспевал в правлении, были строги и деспотичны.

Еще один центральный герой у Салтыкова-Щедрина — глуповцы. Это собирательный образ народа. Горожане рады любому правителю независимо от его качеств и компетентности, потому что сами не умеют и не хотят организовывать свою жизнь, стремятся возложить это бремя на другого.

«История одного города» в сокращении позволяет понять, как сильно автор переживал за судьбу своего народа и не боялся открыто говорить о проблемах русского общества.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1872250-istoria-odnogo-goroda-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин

Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1185.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1185.

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы XIX века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на летописные источники вызвали неоднозначную реакцию в обществе.

Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться лёгким чтением. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Читайте также:  Краткая биография Некрасова: самое главное и основное

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав, строится как летопись. Особенность заключается в том, что все главы написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лёг в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. Писатель на некоторое время приостанавливал работу над «Историей одного города» ради сказок и литературно-критических статей.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году книга вышла отдельным изданием.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики.

Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад.

Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа следует отнести искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не соотечественников.

В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты правителей страны.

В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в своё время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков.

Произведение строится как летопись, которую ведут жители города Глупова. В ней говорится об истории с 1731 по 1825 (или 1826) годы. Автор называет себя лишь издателем рукописи, найденной им в городском архиве.

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они якобы написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведён тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.

  • В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 правителей, которые в разное время руководили глуповцами.
  • В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.
  • В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые по сути представляют собой назидание другим градоначальникам.
  • О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».

«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным сторонником этого вида комического, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – в романе часто используются эти художественные приёмы.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, но все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Некоторые исследователи находят в произведении Салтыкова-Щедрина черты антиутопии.

Впрочем, фантастика здесь весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1185.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 11/11

Гость завершил

Тест на тему “Галлы”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Нос»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест «Робинзон Крузо»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Ионыч»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина

История создания произведения такова. У Михаила Салтыкова-Щедрина задолго до 1870 года (даты публикации романа) появилась задумка создать произведение, которое бы высмеивало самодержавие и рабскую покорность русского народа. В 1869-1870 гг. создавалась «История одного города», по главам печаталась в журнале «Отечесивенные записки», а после этого вышла единым томом.

Жанр романа можно понять как историческая сатира. В своем произведении Михаил Салтыков-Щедрин показал свои исторические знания, а также умение стилизации под летописи. Автор едкой сатирой высмеивает порядки современного ему общества. На это указывает сарказм, ирония, гротеск.

Главным героем романа является народ глуповцев. Они не могут жить без правителя, так как сами не знают, что им делать. Глуповцы постоянно ищут себе правителя и очень рады любому из них. Первый из градоначальников основал город Глупов. В «Истории» описываются самые выдающиеся из них.

Брудастый носил прозвище «Органчик» за счет механизма, который работал в его голове. Однажды он сломался. Тогда городом стал править Бородавкин, который прославился тем, что был у власти двадцать лет. Но и он умер. Тогда пришла очередь Двоекурова, который был самым разумным и рациональным правителем города. Он вымостил улицы, ввел в город новые ремесла.

После него настал черед Фердыщенко, который принес город одни несчастья. Во время правления Негодяева люди одичали. А вот годы с Микаладзе были приятными и мягкими… Беневолинский занимался изданием глупых законов. Прыщ занятен тем, что его фаршированная голова была съедена самими жителями города. Угрюм-Бурчеев ругает глуповцев, не приносит в город ничего хорошего.

Грустилов — чувствительный правитель, эмоциональный.

Сюжет романа строится вокруг города Глупов, в котором регулярно сменяются градоначальники. Повествование представлено в виде летописи. В предисловии автора говорится, будто бы Салтыков-Щедрин случайно нашел этот занятный документ. В приложениях есть записи от лица самих градоначальников.

Главная мысль романа выражена в том, что многие правители выставляют историю как последовательность правлений различных лиц и забывают о людях. Писатель высмеивает рабскую покорность глуповцев, выражая в этом мысль о пассивности русского народа к своему будущему. Человек должен иметь активную жизненную позицию и свою философию.

2 вариант

Роман был написан в начале 70-х годов 19 века. По жанру это сатирический роман, в котором показываются противоречия и нелепости русского общества того времени. Автор назвался издателем записок летописца, который якобы жил в 18 веке. Цари и министры стали градоначальниками, а все государство – городом Глуповым.

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют глупость многих правителей, паразитирующих в обществе и далеких от общечеловеческих ценностей, таких как разум, честность, скромность и доброта.

Читайте также:  Когда следовать чувствам неразумно?

Главный в городе – Органчик, так его называют, потому что вместо мозга у него особый механизм, делающий его беспощадной и неразумной куклой.

В его голове есть место только для наказаний и распоряжений, он бесчувственный и равнодушный к человеческим судьбам. По  приказу градоначальника человека могут выпороть ни за что, отправить в заключение, вынуждает народ рабски трудиться.

 Он только и умеет, что «разорять» и «не терпеть». Таким образом Салтыков-Щедрин обличает бездушность и механичность в правлении.

С помощью такого персонажа, как Прыщ, также ставшего градоначальником вымышленного города, писатель смеется над животными инстинктами у власть имеющих. Прыща еще называют Фаршированной головой, которая начинена трюфелями.

Это образ болезненной и гнилой стороны человеческого облика, которая подкрепляется чревоугодием и другими страстями.

Так, закончил он свои дни, будучи съеденным предводителем дворянства, у которого запах трюфелей вызывал неудержимый аппетит.

Василиск Бородавкин, отличившийся поджогом тридцати трех деревень, напоминает читателю древнего правителя Нерона. В романе-карикатуре высмеивается его глупая злоба и самодурство.

Его мнимые достижения, такие, как популяризация горчицы или ромашки из Персии выглядят комично и нелепо.

Использованием в войнах оловянных солдатиков он пытается решить военную проблему, что делает бессмысленными все его начинания.

Угрюм-Бурчеев, ставший еще одним градоначальником,  представлен как деспот и тиран. Он преследовал любые проявления мысли, самостоятельности и творчества у народа. Однажды он просто взорвался от гнева и исчез. С тех пор река, с помощью образа которой Салтыков-Щедрин показал русский народ, по-прежнему текла и дышала. Не смог остановить ее бурное течение ни один правитель.

Вариант 3

  • Произведение представляет собой описание столетней истории одного городка под названием Глупов, которое является сатирическим иносказанием жизни российских императоров и исторических деятелей того времени.
  • Возник город по инициативе жителей, решивших для обеспечения порядка отыскать градоначальника.
  • За описываемый период времени в сто лет город сменяют один за другим многие начальники, которые совершенно ничего не делают для благоустройства града и улучшения жизни населения, а заботятся лишь о своем благополучии.

Все городские руководители не способны ответственно выполнять порученную работу, отличаются лишь желанием карьерного роста и наживы.

Они глухи к проблемам обычных горожан и даже при желании не могут оказать им помощь. Население бесправно перед действиями градоначальников, а за свои деяния властители никоим образом не привлекаются к ответственности и в исключительном случае лишаются должности.

Городские жители привыкли к раболепию и чинопочитанию, поэтому не отстаивают свои права и обрекают свои семьи на бесправную жизнь. Кроме того, население излишне религиозно и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя заключается в раскрытии несовершенной политической системы государства, где народ смиренно принимает свое угнетенное положение и считает это правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без начальстволюбия, и в случае его отсутствия сразу же оказывается во власти анархии.

Тем самым писатель стремится сказать, что вся многовековая история российского государства – это состояние бессознательного поклонения народа перед властью, подчинения приказам самодержцев, и в тоже время ощущения страха и благоговения перед правителем.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает мысль о необходимости глобальных перемен в обществе, но при этом не призывает к революциям и бунтам.

Писатель утверждает, что народ должен обрести свободу сознания и понять свою ответственность за происходящее в государстве.

Слепая покорность населения перед властью не может обеспечить благосостояние страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно при таком положении.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту мысль, описывая гибель очередного градоначальника Глупова, и, как будто, оставляет свое послание о том, что в таком состоянии, без осуществления перемен, у российского государства нет будущего.

Анализ романа История одного города

В этом городе проживают основатели его довольно недалекие люди. Но даже то, что они были совсем неумными, им не помешало завоевать соседние племена, жители города со всех сил пытались наладить свою жизнь. У них не было правителя, который бы им помог навести порядок в городе. Даже за определенную денежную сумму, никто не соглашался править в их городе.

Спустя некоторое время соглашается взять право владения в свои руки князь, но его правление не приводит не к чему хорошему, а только в конец разоряет город. Можно сказать, что все правители города Глупова, были со странностями. Может, это было, потому что название самого города говорила само о себе.

Каждый правитель города, был глуповат по-своему, действия их были своеобразны. Ведь не только правители были недалекими, но и жители города тоже были глупыми. Они по поводу и без повода устраивают митинги и провоцируют военную обстановку. Жителям кажется, что они пытаются навести порядок в городе, а получается все, наоборот, из-за их необдуманных идей происходит хаос в городе.

Но смешно озвучивать, тот факт, когда происходит смена правителя, жители города безумно рады, они искреннее верят, что новый предшественник наведет порядок. Но жаль, что они не понимают самого простого, какой правитель такой будет порядок. Да, безусловно, люди достойны того правителя, которого избрали. И это видно на протяжении всего романа Салтыкова-Щедрина.

Подводя итог этому произведению, поэт своим романом заставляет задуматься, ведь в реальной жизни происходит абсолютно так же, просто люди так же само этого не осознают.

Ведь в произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города», четко описывается пародия на происходящие события в России, в связи со сменной правителя и как ведет себя народ. Хорошо просматривается, что беззаконие как было, так и осталось.

Что выше поставленные чиновники всегда будут безнаказанными за свои поступки. Со всеми сочетаниями красок рисуется картина тупости людей и циничность правителей.

И такое правление присуще каждому городу и каждой стране. И порядка не наблюдается. Ведь весь порядок зависит от человека, который у власти.

Анализ 5

Данный сатирический роман-обозрение стал достаточно знаменитым среди широких кругов читателей. Автор выдает себя за скромного издателя найденных записок, составленных некогда неизвестным летописцем. При этом в ходе повествования мы понимаем, что царей и министров он называет градоначальниками, а действующий в государстве режим реализован в границах небольшого городка Глупова.

Все употребленные фамилии являются говорящими, посторонний наблюдатель сразу понимает абсурдность происходящего в небольшом городке, правители ведут себя жестоко и деспотично, и они предпринимают все действия, чтобы уничтожить все живое и мыслящее.

Повествователь использует следующие литературные способы, сатира становится фантастической, гротеск, ирония, которая граничит с беспощадностью и абсурдом. Несмотря на то, что правитель всей душой любит русский народ и относится к нему с искренностью, он с подобной легкостью осуждает невежество отдельных градоначальников и правительства в целом.

Он снисходительно относится к чиновникам, занимающим посты, при этом осуждая их поступки и политическое направление власти в целом. Самым зловещим и неприятным персонажем становится Угрюм-Бурчеев. Автор ассоциирует его с пустынной местностью.

Его мечта идеального мира – это казармы военного типа, где все будут строго подчиняться его указаниям.

Он хочет подчинить себе даже право регистрации брачных союзов, которые должны регистрироваться только между людьми подходящими друг другу по росту и телосложению.

Именно этот образ показывает отношение Щедрина к сложившейся системе власти. Он не готов к тотальному контролю со стороны государственных властей, он не против политической системы, которая должна регулировать жизнь обычных граждан и помогать им справляться с возникающими проблемами и трудностями.

Его саркастическое отношение к сложившейся системе позволяет ему с помощью литературных приемов точно передать отношение автора к проблемам общества, существующего на тот момент.

Он не может собственными силами исправить сложившуюся ситуацию, но старается привлечь к ней внимание и оставить след в истории государства.

← Основные темы и мотивы лирики Бальмонта
← Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеСмешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? →
Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока →

Анализ произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Время на чтение: 12 минут

История создания

Планы о написании произведения писатель вынашивал продолжительное время. Образ вымышленного городка Глупова как олицетворения самодержавного помещичьего строя в первый раз появился в очерках Салтыкова-Щедрина в конце 1850-х гг.

В 1867 г. автор издает произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой». Это была своеобразная аннотация, которая позже стала основой главы «Органчик». Через год Салтыков начинает работу над полноценным романом и заканчивает его в 1870 г. Во время написания книги автор на определенное время приостанавливал работу над созданием сказок и ряда иных сочинений.

Изначально название произведения было «Глуповский Летописец», но после писатель переименовал его на «Историю одного города». Роман публиковался по главам в издательстве «Отечественные записки», где автор работал главным редактором. В этом же году в свет вышел полный вариант книги.

После опубликования этого литературного произведения на писателя обрушилось множество негодующих критиков. Автора обвинили в искажении российской истории и оскорблении народа, его популярность сильно снизилась. Изображение жизненных реалий и давно появившихся проблем, а также открытая критика государственного строя откровенно пугали. Не каждый человек мог принять эту правду.

Читайте также:  Добро и зло в «Портрете» Гоголя

Композиция и жанр

Проводя кратко анализ «Истории одного города», можно определить, что это сатирическое произведение относится к одному из направлений реализма. Роман часто называют антиутопией, что означает намерение писателя показать параллельную действительность или вероятное развитие будущих событий, пугающих читателей, но при этом предостерегающих от ошибок, которые они могут сделать в реальности.

Это и есть авторская позиция в тексте: Салтыков-Щедрин показывает альтернативную историю страны, которая напоминает хронику России. Он применяет гротеск и изменяет на другой лад известные факты, отражает реальную суть страны с ее кумовством, коррупцией, деспотизмом, невежественностью.

Помимо содержания на фантастическую сущность произведения указывают мистические события, которые невозможны в реальности: отсыревший органчик в черепной коробке или голова, забитая трюфелями. Фантастика призвана завуалировать политическую тематику романа, которую цензорам не нужно было видеть раньше времени.

Композиция произведения отрывочна и хроникальна, она состоит из краткого обзора исторических фрагментов, многие из них не уцелели, а только угадываются в упоминаниях летописца. При анализе романа «История одного города» его можно разделить на две отдельные части:

  1. Вступительная часть писателя, якобы нашедшего старую летопись города Глупова.
  2. Вступление непосредственно летописца, рассказывающего о происхождении глуповцев.

Затем идут отдельные главы, которые связаны общим повествованием. Все они посвящаются определенной эпохе в жизни Глупова.

Краткое содержание

Автор иносказательно передает историю Российской империи, которую оценивал с критической точки зрения. Всех жителей он называл глуповцами. Это обитатели одноименного города. Их этнос происходит от древнего народа, который назывался головотяпами.

Головотяпы враждовали с соседними государствами, а также друг с другом. Устав от этого хаоса, они решают выбрать себе правителя, который навел бы порядки, и быстро находят подходящего князя. С новой властью люди решили основать город Глупов. Так писатель обозначил создание Киевской Руси и становление Рюрика во главе княжества.

Сначала правитель посылает своего наместника, но тот был пойман на воровстве, тогда князь приезжает лично и наводит жесткие порядки. Так писатель представляет период феодального раздробления Руси.

Затем автор прерывает рассказ и начинает перечисление знаменитых градоначальников. Их биографии являются отдельными и оконченными историями.

Первым был Дементий Брудастый, у него в голове находился органчик, который играл только два произведения: «Разорю!» и «Не потерплю!». Далее у начальника ломается голова, и наступает безначалие — смутные времена, наставшие после кончины Ивана Грозного.

Именно его Салтыков показывает в образе Брудастого. Затем появляются самозванцы-близнецы, но их быстро убирают — это приход Лжедмитрия и его окружения.

Неделю длилась анархия, на протяжении этого времени поменялось шесть градоначальниц. Так описываются дворцовые перевороты, когда в России правили только интриги и женщины.

Начальники менялись, их самомнение увеличивалось пропорционально появлению абсурда в романе. Безумные реформы губили империю, народ становился нищим и невежественным, а правительство только пировало или воевало.

Череда постоянных ошибок привела к ужасным последствиям.

В результате последний градоправитель Угрюм-Бурчеев умирает, после его смерти рассказ обрывается, а из-за открытого завершения романа появляется надежда на перемены к лучшему.

Описание персонажей

Список героев очень большой. Градоначальники в произведении являются людьми, которые не способны управлять любым населенным пунктом и олицетворять собой власть. Описание главных персонажей:

  1. Князь — недалекий и жестокий иноземный правитель, который согласился принять власть над городом. С него начинается история Глупова и характеристика жителей.
  2. Дементий Брудастый — молчаливый, угрюмый, замкнутый человек, у которого в голове органчик. Его инструмент для вынесения решений сломался в дороге, его уже нельзя было исправить, поэтому отправили за новым в Петербург, однако тот задержался, так и не прибыв.
  3. Ирида Палеологова — супруга градоправителя, которая день правила глуповцами. Прообразом является София Палеолог, жена Ивана Третьего.
  4. Клемантинка Бурбон — мать правителя, которая также руководила городом один день.
  5. Амалия Штокфиш — помпадурша, пытавшаяся задержаться на троне. Женские немецкие имена — сатирический взгляд писателя на эру фаворитизма иностранных коронованных особ Екатерины II и Анны Иоанновны.
  6. Полковник Прыщ — обладатель головы, которая была фарширована трюфелями. В голодном порыве он ее съедает. Во время его правления начался расцвет сельского хозяйства, поскольку в жизнь народа он не вмешивался.
  7. Эраст Грустилов — любитель погулять за казенный счет. При нем люди перестали работать и начали увлекаться язычеством. Но супруга аптекаря Пфейфера обратилась к градоправителю и навязала новую религию, он вместо балов начал организовывать конфессиональные собрания. Прознав про это, высшее руководство сняло его должности.
  8. Угрюм-Бурчеев — солдафон, задумавший городу придать казарменный порядок. Он ненавидел образование, но хотел, чтобы у всех жителей были одинаковые дома. Бурчеев разрушил город, перенеся его в низину, но произошел природный катаклизм, и градоначальника унес ураган.

Все градоправители имеют одинаковые черты — порочность, самодурство, жадность, мздоимство, тиранию, глупость.

Основная тематика

Тема произведения довольно многогранна. Здесь раскрываются нравственные, моральные, политические и общественные актуальные вопросы того времени:

  1. Нравственность. Герои произведения постоянно изменяют отношение к морали, все больше поддаваясь порокам под влиянием градоправителей. Так писатель провел параллель между нравственным образом правителя и народа. Если руководитель легкомысленный, то и подчиненные начнут повторять за ним.
  2. Тема народа раскрывается писателем со всех ракурсов. Он уверен, что глуповцы, невзирая на все испытания, смогли выстоять и даже бунтовали, если были вынуждены делать это. Но непосредственно жители хотели быть подданными, поскольку не могли организовать собственную жизнь.
  3. Историческая память. Летописец описывал события, которые происходили в Глупове, но в этом прослеживается субъективная оценка. В финале он пытался оправдать правителей, перевирая этим историю. Из-за этого до современников доходят неправильные исторические сообщения.
  4. Ответственность. Правитель несет ответственность перед народом. Но эта истина чужда царизму, поскольку суть монарха состоит в абсолютной власти, которую нельзя подвергать сомнению и критиковать.

Раскрытие проблем

Проблематика романа насыщена моральными, общественными и политическими вопросами. Все они являются актуальными и сегодня. В произведении раскрываются следующие проблемы:

  1. Жестокость. Во времена бунтов смерть вторгалась в город, погибали сотни граждан, но остальные люди со спокойствием проходили мимо трупов. Жертвы агрессии были нормальным явлением для глуповцев. Это общественное последствие деспотизма: если градоначальники безразлично относятся к безопасности жителей, то и они начнут безжалостно избавляться от себе подобных, поскольку человеческая жизнь ничего не стоит.
  2. Невежество. Народ не восставал против несправедливости и постоянной бедности, поскольку не знал, что может быть иначе. Людям не хватало образования, чтобы почувствовать необходимость свободы.
  3. Правительство и народ. Деспотизм не может появиться без рабства. Автор подчеркивает это, описывая призвание на княжение в начале произведения. Глуповцы добровольно передали себя на растерзание тиранам, при этом горожане постоянно поддерживали все причуды градоправителей. Раскрывая эту проблему, писатель возлагает всю ответственность за случившееся только на народ, который мог бы бороться с гнетом, но все равно слепо шел на поводу у власти.

Основной смысл романа состоит в том, чтобы в последующем оградить народ от потакания правителям и обличить их произвол, сокращая возможность волнений и подготавливая людей к значительным переменам в государственном и общественном строе страны. В этом и есть идея замысла писателя: выжечь сатирой все стороны жизни, мешающие развитию обычного народа.

Книга учит быть ответственными за свою судьбу. Наблюдая за градоправителями, удается увидеть все их недостатки, а также то, насколько ужасно они относятся к людям. Можно сделать соответствующий вывод: народ не должен допускать такого отношения к себе. Правительство необходимо критиковать и направлять на путь истинный, в противном случае оно превратится в бездушную машину.

Ссылка на основную публикацию