Сочинение: Судьба, принесенная в жертву (по рассказу «Матрёнин двор»)

    Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость.

    Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века.

    Главная героиня, Матрена, испытывает все «прелести» советской жизни 1950-х годов. Она нищенствует: «Многие годы ниоткуда не зарабатывала… ни рубля.

Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». Еда Матрены была очень скудной: необлупленная картошка, ячневая каша, «картонный» суп.

Писатель показывает, что в те годы ничего лучше в Торфопродукте и нельзя было купить.

    Но, привыкнув, героиня стала «не в еде находить смысл…существования». Поэтому, несмотря на все невзгоды, она остается простодушной, доброжелательной, лучезарной, просветленной.

    Главным в ее образе является доброта, побеждающая все тяготы и заботы.

Никакие враги не могли надолго омрачить настроение Матрены: «…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца».

Верным средством восстановить внутренний свет была для этой женщины работа, ощущение того, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок земных дел.

    Матрена бескорыстна, трудолюбива, всегда готова прийти на помощь. Она способна искренне порадоваться за других, даже если только у соседки уродилась крупная картошка: «В охапку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу, правда!»

    Все обряды выполняет Матрена традиционно, по-русски. Она живет по своему нравственному закону – так, чтобы не было совестно и чтобы уберечь, сохранить свою душу в окружившем ее бездуховном мире.

    Во второй части рассказа, когда хозяйка и ее «постоялец» привыкли друг к другу, героиня становится с ним откровенней. Она рассказывает о своем прошлом.

Перед нами оживает вся жизнь героини: юность, любовь, разлука, война, перевернувшийся от двух революций свет, замужество и возвращение первого жениха, смерть шестерых детей, другая война, отнявшая мужа, воспитание Киры, младшей дочери бывшего суженого.

    История любви, рассказанная Матреной, не оставляет равнодушным ни ее «постояльца», ни нас. Фаддей, старший брат Ефима, мужа героини, сватался к ней первым. Но тут началась первая мировая война, и Фаддей ушел на фронт. Вскоре он пропал без вести. Матрена ждала его и все это время надеялась: «Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и не косточки».

    Спустя некоторое время к Матрене посватался Ефим. Она дала согласие, хотя и не любила своего жениха. Скорее всего, она, сердобольная душа, пожалела семью Фаддея, в которой недавно умерла мать и не хватало женских рук.

    Вскоре после свадьбы вернулся и Фаддей. Он поклялся, что будет себе искать невесту с таким же именем, как и у его бывшей невесты. И вскоре нашел – привел из соседней деревни Матрену, которая родила ему шестерых детей. Героиня с горечью заключает: «и все выжили». Ведь у нее самой все дети умерли еще маленькими, так и не дав Матрене возможности излить на них свою материнскую любовь.

    Тогда Матрена просит у жены Фаддея девочку на воспитание. Так у нее появляется Кира, единственная отрада героини, принесшая ей много счастья, но и ставшая для нее роковой: «Десять лет она воспитывала ее здесь, как родную… И выдала затем за молодого машиниста в Черусти…»

    Символичен трагический финал рассказа – гибель Матрены на переезде. Она, слабая и неумелая, бросилась помогать перевозить свою избу – единственное ее богатство и радость. Да и попала под поезд, который раздавил ее, только руку правую в целости оставил – чтобы Богу молиться могла.

    Все беспокоится и волнуется в природе перед гибелью Матрены, все старается сберечь ее, предупредить. Но она, наивная и бесхитростная, не видит этих знаков. В ночь перед смертью ей снится «что-то доброе». И в этом – вся сущность героини, не замечающей плохого и верящей в жизни только в хорошее. Рассказчик в последний раз видит ее лицо согретым отсветом «красного морозного солнца».

    После смерти Матрена остается непонятой и неоцененной. Только рассказчик осознает всю уникальность этой женщины, ее ценность не только для деревни, но и для всего русского народа. «Не стоит село без праведника» – утверждает Солженицын. И, в то же время, писатель беспокоится, потому что видит – праведники исчезают, их место занимают Фаддеи.

    Своим рассказом Солженицын заставляет задуматься о смысле жизни, о нравственных ценностях, о вещах, имеющих первостепенное значение в жизни каждого человека.

Конспект открытого урока в 11-м классе на тему "Судьба, принесенная в жертву…" (анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор")

Цели урока:

  • продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
  • учить анализу прочитанного рассказа;
  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;
  • развивать навыки целостного анализа;
  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям.

Эпиграфы:

1.

Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

А.И.Солженицын

2.

…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…

С.Залыгин

Оборудование:

презентация.

– Обратите внимание на портрет писателя, имя которого долгое время было известно лишь узкому кругу людей, а творчество было под запретом. И только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло своё место в истории русской литературы.

– Прочитайте первый эпиграф: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”. Выпишите ключевые словосочетания.

– Посмотрите, какие словосочетания были выписаны мною. Совпадают ли они с вашими?

– Считаю, что следующее высказывание С.Залыгина можно взять вторым эпиграфом, так как на самом деле “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…”

Запишите эпиграфы в тетрадь.

– Как вы уже знаете из предыдущих уроков, Солженицын написал очень много замечательных произведений. Но сегодня на уроке нас интересуют его рассказы. Назовите известные вам рассказы Солженицына. (Проводится литературный аукцион)

“Матрёнин двор” (1963), “Случай на станции Кочетовка” (1963), “Захар-Калита” (1966), “Крохотки” (1966) – эти рассказы появились на исходе хрущёвской “оттепели”, в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они остаются классикой. С одной стороны, классикой “лагерной прозы”, а с другой – классикой прозы “деревенской”.

– О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ талантлив”, “рассказ правдив”, – отмечалось в критике.

– Вот поэтому вы дома будете писать рецензию именно на этот рассказ. А поможет вам материал сегодняшнего урока. (Запись домашнего задания: написать рецензию на рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор”)

Обратите внимание на план анализа рассказа “Матрёнин двор”. Запишите его в тетрадь.

План

  • История создания произведения.
  • Жанр.
  • Композиция.
  • Образная система.
  • Тема.
  • Язык героев.
  • Связь с публицистикой. (Статья Солженицына “Жить не по лжи!”)
  • – Те сведения, тот фактический материал, который вы сейчас услышите, может быть использован вами для вступления к сочинению. (Сообщение.)

    – Да, рассказ “Матрёнин двор” – произведение автобиографическое и достоверное. Это рассказ Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана.

    – В. Астафьев назвал это произведение “вершиной русской новеллистики”. Сам же Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, “для художественного удовольствия”.

    Александр Исаевич писал: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой.

    Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”.

    В рассказе “Матрёнин двор” все грани отточены с блеском, и я думаю, что встреча с этим произведением стала большим наслаждением для вас.

    – Мы знаем, что в основе любого рассказа обычно случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

    Вы самостоятельно прочитали данное произведение. Что же собой представляет его композиция?

    – Как вы уже заметили, Солженицын разделил свой рассказ на 3 части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини.

    И мы постараемся с вами по крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям, к скупым признаниям самой Матрёны, составить полный рассказ о нелёгком жизненном пути героини, то есть “Судьбе, принесённой в жертву”, будет и посвящена основная часть нашей работы. А помогут нам ваши сообщения, которые вы готовили заранее.

    – 1 сообщение. Матрена в восприятии рассказчика.

    – Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?

    Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к первому эпиграфу) Слышу боль.

    – Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей. Поэтому я предлагаю выслушать подряд два сообщения, подготовленные на их основе, а затем продолжить обсуждение.

    • – Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?
    • – В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.
    • – А каково отношение к Матрёне людей? (Совершенно разное)

    – Почему? (Потому что все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим).

    – А кому именно? Зачитайте.

    – Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Кому именно?

    – А каково отношение к героине самого автора?

    – Есть ли что-то общее в характере и поведении героини и её постояльца?

    Я надеюсь, что вы поняли то, что образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.

    1. – В чём же состоит особенность этого рассказа?
    2. – А чем достигается его впечатляющая сила?
    3. – Какова же главная тема рассказа?

    В самом деле: пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою “лучезарную улыбку”… Какие же душевные силы нужны для этого?! Всё это хочет понять и об этом хочет рассказать Солженицын.

    Читайте также:  Сочинение: Образ Дарьи Пинигиной в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

    – В образе Матрёны, и я думаю, вы со мной согласитесь, воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке.

    – Напоминает ли вам Матрёна женщин из произведений Н.А.Некрасова?

    Нам симпатичны эти героини своей человечностью, – эти женщины-труженицы, на которых земля держится.

    – Кто же виноват в такой судьбе героини?

    – Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником? Докажите тестом.

    Думаю, не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди:   фаддеи, иудушки Головлевы, гобсеки.

    – По справедливому утверждению многих критиков, Солженицын – один из немногих современных нам знатоков русского языка. Уже с самых первых своих произведений он заявил о себе как блестящий мастер слова. Тогда, в 60-е, событием стали не только тематика, но и язык его произведений.

    В него “окунались с головой”, дочитывали фразу – и нередко возвращались к её началу. Это был великий и могучий и при том свободный язык. И я хочу обратить ваше внимание на речь героев, так как она помогает лучше понять их характеры, ощутить атмосферу, в которой происходит действие.

    Сообщение. “Язык героев”.

    Да, писатель очень внимательно относится к речи своих героев, используя её как дополнительную характеристику.

    – Ещё автор рассказа предстаёт перед нами и как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. Зачитайте их.

    Всё в этих лирических миниатюрах – и природа, и человек – дышит гармонией.

    – На уроке вы старались чаще обращаться к тексту рассказа, цитировать для того, чтобы почувствовать силу и красоту исконно русского языка, который Солженицын возвращает нам во всё скудеющую нашу речь. И мы восхищаемся глубинным чувством языка, верностью Солженицына народной правде.

    – Я предлагала вам к уроку прочитать статью Солженицына “Жить не по лжи!”. Она была напечатана в журнале “Наш современник”, №9 за 1989 год.

    – Что предлагал Солженицын, обращаясь к советской интеллигенции и молодёжи? К чему призывал?

    – Могучим стремлением к правде и сильна проза Солженицына, хотя эта правда жестокая, порой безжалостная.

    Рассказ в целом, и, я думаю, несмотря на трагизм событий, на то, что судьба Матрёны принесена в жертву, выдержан на какой-то очень тёплой, светлой, пронзительной ноте. Ведь удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрёна, а сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

    • Вот поэтому Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту   необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… (снова обращение к первому эпиграфу).
    • – Зачитайте концовку рассказа.
    • – Концовка рассказа “Матрёнин двор” перекликается с высказыванием Солженицына, которое отражает пафос всего его творчества: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”.
    • Презентация

    16.03.2009

    Сочинение по рассказу «Матренин двор»

    Писатель Солженицын в своих работах старался рассказать правду будущим поколениям, изображая русскую действительность в годы тоталитарного режима. Сегодня на уроке мы изучали рассказ Солженицына Матренин двор.

    В нем писатель показывает жизнь простого люда, изображая глупости послесталинских порядков. Поработав над произведением Солженицына, давайте напишем сочинение по рассказу Матренин двор, приведя аргументы из произведения.

    Матренин двор сочинение

    Работая над сочинением по теме Матренин двор, мы видим рядом доброту и жестокость. Рассказ ведется от лица Игнатьевича — человека, вернувшегося из лагеря. Он пытается начать жизнь с чистого листа, приехав в деревню Тальново, устроившись работать учителем. Остановился рассказчик в доме главной героини произведения.

    Это Матрена — шестидесятилетняя женщина с нелегкой судьбой, которая не потеряла человеческих качеств, в отличие от окружающих ее людей. Для односельчан она была непонятной, но Матрена живет по совести, делает добро по велению сердца, и это ей очень нравится. Я бы назвала в своем сочинении героиню праведницей. Ведь в действительности Матрена была подобно библейской Марии.

    Кем же на самом деле является главная героиня из рассказа Матренин двор?

    Мы видим трудолюбивую женщину, которая с легкостью может встать в четыре утра, занимаясь хозяйством. Если ее кто-то просил помочь, она тут же отзывалась, помогала безвозмездно, и ни одна пахота не проходила без нее.

    Матрена была волевым человеком, к тому же это смелая и сильная женщина, которая не побоялась остановить напуганного коня. А главное, Матрена была сильна духом.

    Она сумела выстоять перед трудностями, которые бросала ей судьба, сумела найти в себе силы, и после смерти детей жить дальше. Выдержала Матрена и известие о без вести пропавшем на войне возлюбленном.

    Женщина выходит замуж за его брата Ефима, но тот сделать счастливой женщину не сумел. А тут еще судьба возвращает пропавшего Фадея. Тот не понял женщину, и не простил ее поступка. Так и жила Матрена в одиночестве, никем не понятая, но не сломленная.

    Матрена не думает о себе, а живет ради других. При этом ее доброту никто не ценит, наоборот, она всех раздражает. Лишь один рассказчик понимает женщину. Другие только используют ее доброту, не пытаясь заглянуть в ее душу, и не выказывая благодарности.

    Не нужны Матрене ни деньги, ни продукты, ей нужно лишь уважение и понимание, чего героиня так и не дождалась. В конце концов Матрена умирает, а деревня теряет праведницу, человека, без которого не стоит село.

    Только селяне осознают это слишком поздно, а ведь на таких людях держится не только деревня, но и вся страна.

    Аргументы для сочинения

    В своем сочинении по рассказу Солженицына Матренин двор на тему доброты и жестокости хочется привести аргументы.

    Так, добро раскрывается через призму образа главной героини, которая не жалуется на судьбу, никому не желает зла, и безвозмездно помогает окружающим. Даже в разгар зимы она не жалеет своей избы для воспитанницы Киры.

    Не думая о себе, соглашается на разборку горницы. А при перевозке груза, помогая перевезти сани через железную дорогу, женщина погибает под колесами поезда.

    Матрена от всего сердца дарила добро окружающим, но взамен получала лишь жестокость и удары судьбы. Как по мне, наибольшая жестокость исходила от Фадея, который так и не простил замужества Матрены. Хотя ее вины в этом нет. Просто не смогла женщина пойти против воли семьи Фадея. Фадей же всю оставшуюся жизнь мстил, пытался извести Матрену, и даже на ее похоронах начал дележку наследства.

    Жестокость показана и в смертях детей главной героини. Что может быть больнее и страшнее, чем потерять своего ребенка? Но и здесь добрая, праведная женщина не ожесточилась и не отвернулась от людей, сумев пройти все испытания.

    Очень жаль, что таких людей остается все меньше, ведь именно они делают мир добрее и лучше.

    Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» — сочинение

    Мы подготовили несколько характеристик и небольших сочинений об образе праведницы из рассказа «Матренин двор». Главная героиня произведения — простая женщина с очень непростой судьбой. Используйте наш материал для урока литературы.

    Вариант №1

    Содержание:

    • 1 Вариант №1
    • 2 Вариант №2
    • 3 Вариант №3

    Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

    Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

    Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

    Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа.

    И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.

    За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

    Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

    Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

    Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

    Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…

    Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

    Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

    Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

    Читайте также:  Нужны ли обществу лидеры?

    Вариант №2

    Образ праведница ярко приведен в рассказе «Матренин двор». Действие происходят в советское время на станции «Торфопродукт». Обстановка достаточно хмурая: «Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся».

    Среди этой серости мы видим образ Матрены с лучезарной, доброй и извиняющейся улыбкой. Вся она согревалась каким-то теплом, светом который шел изнутри, из ее улыбки. Солженицын открывает нам простой секрет красоты женщины: «У тех людей всегда хороши, кто в ладу с совестью своей».

    Голос ее был с каким-то теплым мурчанием, как у бабушек в сказках, который передавал исконно русскую речь, голос ее успокаивал и убаюкивал.

    Это женщина перенесла много испытаний по жизни, и всегда оставалась одна. На ее долю выпало много горя это и разбитая любовь, и смерть ее шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на войне, обида на колхоз, который описав ее не оставил никакой поддержки и пенсии.

    Она жила забытая всеми, бедно и убого. Родные боялись ее просьб и не заботились о ней.
    Она помогала всем и во всем, что только могла сделать, бескорыстно, от чистого сердца, просто потому что она была добра и чиста душой. Многие не понимали этого и считали его глупой старухой, которой можно пользоваться в своих целях, без какой-либо отдачи.

    Несмотря ни на что эта женщина не озлобилась на окружающих, сохранила светлый, добрый дух, лучезарную улыбку, чувства жалости и радости. Наверное, поэтому она и не была понятна всем. Сохраняя душевную теплоту, искренность, независимость характера и быта, Матрене было чуждо такое чувство как зависть чужому изобилию и благополучию.

    Она всегда искренне радовалась успехам других людей.

    После ее смерти у нее сразу же объявились сестры, которые вмиг завладели ее нажитым, небольшим имуществом, растащив все что только увидели. Позже новая подруга Матрены, которая искренне ее любила, забрала вязаную кофточку женщины, что бы сестрам не досталось.

    Похороны Матрены, показывают нам, что она ушла из жизни так никем и не оплаканная. Потому что пьяные люди совсем не вкладывали чувства в эту память.

    Поминки, траурное прощание с добрейшей души женщиной были похожи на посиделки с выпивкой и сытным ужином. «Не стоит село без праведника», а смерть Матрены — начало деградации, массового регресса и гибели нравственных устоев.

    Ни деревня, ни город, ни земля наша не смогут стоять без людей таких-праведников, которым была Матрена.

    Вариант №3

    Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

    Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

    Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

    Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

    Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

    Матренин двор сочинение по рассказу Солженицына

    • Сочинения
    • /

    • Литература
    • /

    • Разные

    Отзывчивость — одна из лучших черт характера человека. Такие люди очень надёжные, они всегда помогут и придут на помощь. Тема отзывчивости наблюдается в рассказе» Матренин двор».

    Главной героиней рассказа А. И. Солженицына является Матрена, которая выступает в роли праведника. Женщина очень добрая, она готова помочь всем нуждающимся, вот только окружающие не ценят это, они принимают её помощь как должное.

    Матрена — женщина в возрасте, живущая совершенно одна. Рассказчик Игнатич знакомится с ней при таких обстоятельствах. Он возвращается с войны и решает работать учителем в глубинке страны. Так рассказчик и попадает в поселение с названием Торфпродукт. Тут Игнатич и попадает в дом Матрены, которая позволила ему жить в своём доме.

    Матренин а изба была довольно просторной, помимо женщины здесь также жила старая кошка. Интересно, что кошка была нездорова, Матрена Васильевна приютила её из жалости. Это уже раскрывает черты главной героини.

    Изначально женщина не разговаривала со своим сожителем, но спустя некоторое время у них завязывались вечерние разговоры, из которых Игнатич узнал много информации о жизни хозяйки дома. В молодости Матрена работала в колхозе, таскала тяжёлые мешки.

    Из-за сложной работы у женщины появилось много заболеваний, но она не признана инвалидом и долгое время не получает пенсию. В деревне её называют порченной из-за сложной истории с замужество и смерти всех детей в малолетстве. Героиня воспитывала свою племянницу Киру и считала её своей дочерью.

    Судьба Матрены Васильевны очень непростая, но в ней самой есть огромная сила.

    Женщина всегда помогала всем вокруг: родственникам, соседям, она никогда никому не отказывала и ничего не просила взамен можно смело сказать, что для себя она и не жила.

    Всё добрые дела Матрена делала бескорыстно, именно на таких людях все и держится, не даром Солженицын изначально хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника».

    В конечном итоге Отзывчивость героини приводит её к смерти. Матрена помогает бывшему возлюбленному Фаддею перевозить бревна на санях через железную дорогу и из-за чистой случайности оказывается под поездом. На похоронах Матрены Васильевны все плачут не из-за жалости, а словно из обязанности, а Фаддей вовсе не появляется на поминках.

    Сочинение 2

    Рассказ «Матрёнин двор», первоначально названный А.И. Солженицыным «Не стоит село без праведника», увидел свет в 1963 г. на страницах журнала «Новый мир». Он создан на автобиографическом материале.

    С горькой иронией автор пишет о том, как вынужден был обосноваться в селении с названием, лишённым всякой поэзии, – Торфопродукт. В селе же Высокое Поле, первоначально намеченном для проживания, прекрасное название радовало слух, но не было насущно необходимого: хлеб там не выпекали, продукты не продавали. Жители тащили всё в котомках и мешках из областного центра.

    • Присматриваясь после лагеря и ссылки к окружающей действительности, рассказчик отмечает, как плохо русская деревня приспособлена к мало-мальски нормальной жизни в ней.
    • Во всём наблюдается хаос, а то, что власть объявляет порядком, видится как абсурд.
    • Деревня Тальново, где снял жильё герой-рассказчик, стоит на торфяных залежах, но получить торф для личных нужд крестьяне не могут – только украсть под страхом быть осуждёнными.

    Остаётся впечатление враждебности власти к своим забитым нуждой гражданам. Кажется, что единственная цель начальства – внушить всем людям чувство вины. Так в страхе они продолжают жить. Хотя война закончилась, но радость так и не пришла.

    На общем сером фоне жизни среднерусской деревни писатель раскрывает судьбу удивительной женщины – Матрёны Васильевны Григорьевой. Став её постояльцем, он разделил быт одинокой 60-летней вдовы и пошёл учителем в школу.

    В доме хозяйки нет идеального порядка, тараканы и мыши шуршат за стенами. Житьё скудное: только на овощи с огорода да на молоко от грязно-белой козы может рассчитывать пожилая женщина.

    Квартирант не расспрашивал Матрёну о её жизни, полагая, что ничего особенного в ней быть не может. Но из отдельных бесед, обмолвок, признаний, поступков встала история неординарной и мужественной женщины. Судьба будто проверяла её на терпеливость, выносливость и способность сохранить доброту и любовь к людям.

    Ей была дана юношеская любовь к односельчанину Фаддею, а замуж пришлось выйти за его брата Ефима. После трёхлетнего пребывания в плену Фаддея ожидала суровая правда: так сложилась жизнь. Перенести свою любовь на другую женщину не получилось, он пытался найти похожую, но только имя у жены было такое же – Матрёна, а полюбить её не смог, но часто обижал.

    Материнского счастья Матрёна Васильевна не обрела: все шестеро детей умерли в младенчестве, а муж Ефим не вернулся с войны. Зато в семье Фаддея у другой Матрёны, тоже родившей шестерых детей, все они выжили.

    Попросить у счастливой матери на воспитание девочку и вырастить её до замужества смогла бы не каждая женщина, а только имеющая большое сердце, не знающее зависти и эгоизма. Так героиня воспитала приёмную дочь Киру.

    Умение радоваться чужим удачам проявляется в том, что героиня работает на соседских огородах не за деньги и искренне счастлива, когда у соседей хороший урожай.

      Сочинение «Какова роль любви в жизни человека?»

    Удача улыбнулась и ей: ценой мытарств и хождений по конторам Матрёна оформила пенсию. Только её радость завистливые кумушки разделить не готовы. Даже три младшие сестры, которые никогда не навещали Матрёну, слетелись вдруг все, думая не перепадут ли им крохи.

    Постоялец постепенно понял, что его хозяйка – человек особенный. Её души не коснулись уныние, зависть, стремление стать богаче. А радость она находит в труде, отдавая людям своё время, умение. Грехов у неё меньше, чем у кошки-хромоножки, которую она подобрала из жалости. Та хоть мышей ловила на корысть себе.

    Трагический финал рассказа вполне логичен. Когда-то его героиня остановила лошадь на скаку и не погибла. Но в столкновении с человеческой алчностью и чёрствостью она не выстояла.

    Читайте также:  Сочинение: Пугачев в произведениях Есенина

    Отписанную Кире по завещанию часть избы Фаддей уговорил Матрёну отдать при жизни. Вид разрушенного жилья раскроил душу женщины. А гибель на переезде поставила точку в судьбе человека большой души. Погиб и сын Фаддея, и один машинист.

    Но у жителей села эта история на переезде стала только поводом посудачить. Даже сёстры Матрёны пришли на похороны поплакать напоказ. В мыслях же у каждого – что-то заполучить из имущества погибшей. Искренняя печаль коснулась только сердца приёмной дочери Киры и «второй Матрёны».

    1. Рассказ учит вдумчиво относиться к жизни и людям, не давать поселиться в душе равнодушию; изживать казённо-бюрократическое отношение к простому человеку и ценить его как труженика, создающего блага и достойного уважения.
    2. Другие темы: ← По сказке Снегурочка↑ РазныеРусская литература второй половины XIX века →
    3. `

    Образ Матрены в рассказе Солженицина «Матренин двор»

    Главным персонажем рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» является простая русская женщина. Зовут ее Григорьева Матрена Васильевна.

    С первых строк знакомства с героиней, автор дает понять, что одиночество и болезнь живут в избе вместе с Матреной. Ее окружают только горшки и кадки с фикусами, которые «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Не имея возможности получать пенсию, она долгие годы проживала в бедноте. Нищенская обстановка дома дополняется полноправными жильцами – тараканами и мышами.

    Одинокая шестидесятилетняя женщина всю свою жизнь прожила в деревне. С самых первых дней замужества Матрена трудилась с утра до вечера. Работа стала не только необходимостью, но и утешением после долгих и нудных хлопот по выбиванию пенсии. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

    Работая на чужих огородах, помогая колхозу со сбором урожая, она все делала бескорыстно и бесплатно. Без зависти, радовалась за их крупный урожай картошки у соседей, хотя ее самая большая картошина была с куриное яйцо, и та доставалась постояльцу. Сама питалась очень скромно, но когда приходил ее черед кормить пастухов, отдавала последнее.

    Для них покупала в сельпо сахар, масло, которые не ела сама.

    Трудная судьба женщины оставила след на ее внешнем виде. Одевалась более, чем скромно «неопределенное темное тряпье» да «старческие слинявшие платочки».

    Нездоровый цвет старческого лица имел желтоватый оттенок, а глаза были серо-голубым. Иногда, тяжелые приступы неведомой болезни валили ее с ног и на три дня укладывали ее в пастель. Не могла пить и есть.

    Мужественно и терпеливо она пережидает это время, не прося ни какой помощи, чтобы не беспокоить людей.

    Образ Матрены показывает нам, насколько непросто может быть человеку. Нелегкую жизнь прожила главная героиня. В юности она полюбила Фаддея, но германская война помешала их счастью. Прождав три года любимого и потеряв всякую надежду, Матрена вышла замуж за его старшего брата Ефима.

    Но в глубине души остались светлые чувства первой любви. Судьба не была к ней благосклонна. Погибли все ее дети, законный муж не вернулся с войны. Но хватило сил и душеного тепла взять к себе девочку Киру. Десять лет она воспитывала дочь Фаддея, как свою родную.

    Подняла ее на ноги и выдала замуж.

    По-настоящему близким человеком была ее подруга Маша. С молодости они дружили и поддерживали друг друга. В минуты тяжелой болезни, только Маша приходила помогать ухаживать за избой и животными. Три младшие сестры не проявляли интереса к судьбе Матрены. Они старались использовать ее доброту и простодушие в своих корыстных целях, впрочем, как и другие односельчане.

    Матрена любила свою приемную дочь и обещала отдать ей свой дом после смерти. Фаддея не устраивает такой поворот событий, и он без разрешения, вместе с сыновьями, начинает разбирать и вывозить дом. Доброта Матрены не знает границ. Она активно участвует в разделе собственного имущества, помогает разобрать избу, складывает бревна. И сама едет перевозить избу через железнодорожный переезд.

    Судьба главной героини заканчивается внезапно и трагически. Она погибает под колесами паровоза. Ее родные сестры сразу начинают делить оставшиеся добро. А некогда любимый мужчина думает только о том, как быстрее перевезти остатки бревен к себе во двор.

    Этот контраст еще больше усиливает положительные стороны Матрены, ее душевные качества.

    «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

    Популярные сочинения

    • Новый год в моей семье — сочинение Новый год – один из самых моих любимых и ярких праздников. Моя семья всегда его празднует с размахом. В начале декабря мы с папой покупаем елку. Мы выбираем самую высокую и пушистую ель. Ставим ее дома.
    • Сочинение Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе Тихий Дон Главное произведение, Михаила Шолохова, Тихий Дон, описывает события, которые происходили в начале гражданской войны. В данном произведении, большую часть, к он посвятил, описанию жизни казаков
    • Сочинение Бесчестный человек готов на бесчестное дело Понятие чести у многих современных людей практически полностью атрофировано. Так возможно помыслить, если посмотреть на различные сферы общества. Только вот на самом деле честь не является прерогативой многих и доступна не многим.

    Суть рассказа

    Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена.

    Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги.

    История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

    Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

    В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

    1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
    2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
    3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

    Жестокость

    Однако добро Матрены никто не воспринимал всерьез. Окружающие люди считали, что отзывчивость и милосердие главной героини – это человеческая слабость. Односельчане считали Матрену странной, никто не считал ее настоящей подругой.

    Они обращались к героине только тогда, когда ждали и даже требовали от нее безвозмездной помощи. А. И. Солженицын в своем произведении продемонстрировал, как в реальной жизни добро сталкивается с жестокостью. Милосердием Матрены только пользуются.

    Односельчане не чувствуют ни благодарности за то, что для них делает главная героиня, ни чувства взаимопомощи и взаимоподдержки. Они не готовы помогать Матрене взамен.

    Ссылка на основную публикацию