Сочинение: Образ Дарьи Пинигиной в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

Сочинение: Образ Дарьи Пинигиной в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»

Главные герои “Прощания с Матерой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду для возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матерой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, а кому – мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с рассказом В. Распутина

Деревенская жительница, женщина преклонных лет.

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной.

Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай.

От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Сын Дарьи, тракторист, 50-летний мужчина.

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни.

Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению.

Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Младший сын Павла Пинигина, 22-летний парень.

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны.

Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне.

Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Деревенский житель, одинокий старик.

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Пожилая семейная пара, соседи Пинигиных.

Первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца.

После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме.

Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Жительница Матеры, подруга Дарьи Пинигиной, пожилая женщина.

Добрая, славная женщина. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Сын Катерины, пьяница, настоящее имя – Никита.

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Председатель поссовета в новом поселке.

Отвечает за переселение людей с острова. Чужой для местных человек, они его не уважают. Вступают в схватку во время санитарной уборки кладбища и прогоняют людей, разрушающих могилы.

Дух Матеры, маленький зверек.

Хозяин Матеры, который оберегает остров, знает будущее. Перед трагедией показывается на глаза только Дарье Пинигиной, но она, убитая горем из-за сожжения избы, не замечает Хозяина.

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 9/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 6/19

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 9/15

Гость завершил

Тест «Вишнёвый сад»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 6/15

Гость завершил

Тест «Ася»с результатом 9/14

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Сочинения на тему Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой» по Распутин Валентин

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый мир постепенно выделяет духовность и то, что было создано предками, а также память о них.

Единственный персонаж, кто помнит о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родиной – это старики. И «самая старая из старух» – Дарья Пнигина. Именно она и становится главной героиней повести. Невзирая на свои уже немолодые года, она еще достаточно крепкая, у нее еще есть сила в руках и ногах. Кроме того, женщина умело справляется с «немалой работой по хозяйству».

С образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении явно выделяется эпизод на кладбище, когда начали разорять могилы. Здесь отчетливо была видна необыкновенная сила духа, которую проявила старуха.

Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», женщина бросилась в защиту святого места. Ведь кладбище – это священное место почитания предков, а разрушить его – это грех и кощунство.

Но новому поколению приказ свыше важнее, и им чужда привязанность пожилых жителей к земле и уважение к чужой памяти.

Дарья – это воплощение духовных идеалов. Именно она постоянно рассуждает о верности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений и человеческой душе. Героине довелось прожить нелегкую жизнь, полную утрат: потерю мужа и смерть троих детей.

Однако это не озлобило ее, не довело до отчаяния, а наоборот, дало ей силы, опыт и возможность понимать главное в жизни. Главное для человека – это его душа. Ведь не зря героиня часто заводит разговоры со своим внуком Андреем.

Правда, им тяжело понять друг друга.

Создавая образ Дарьи, ее сына Павла и внука Андрея, автор показывает, как из поколения в поколение человек деградирует душевно. И если у Павла мы видим хоть какое-то сочувствие и жалость к Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не захотел пройтись местами детства и попрощаться со своей «малой родиной».

У Дарьи совсем другое отношение к Матере и каждому домику, и уголку в деревне. Это ее родной, живой и полноценный мир. Жгут мельницу, героиня идет провожать ее, думая, сколько хорошего она ей дала.

Перед тем, как собрались сжечь избу героини, она побелила ее, прибралась в ней, будто совершала обряд над покойником.

И перед тем, как покинуть свой родной дом, женщина запирает его, дабы не осквернили его чужаки.

Автор наделил свою героиню истинной народной силой и духовностью. Это невообразимое могущество характера стоит на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Именно эти ценности и воспевает В.Г. Распутин.

Сочинение Дарья Пинигина в повести Прощание с Матерой (образ, характеристика)

Главной героиней повести «Прощание с Матёрой» является Дарья Пинигина.

Это высокая и поджарая старушка, возраст которой точно не известен. Она давно живет на острове и не хочет его покидать. В ее доме всегда собирались другие жители, так как их привлекала Дарья Пинигина своей добротой, мудростью, весельем.

Когда ей было около пятидесяти, ее муж погиб на охоте. Его тело не было найдено. Дарье Васильевне пришлось многое пережить. У нее погибло трое детей. Старший сын умер на войне, второй — на лесоповале, а дочь, жившая своей семьей, умерла  во вторых родах. Однако, у Дарьи было еще трое детей, которые ей помогали. Сын Павел всегда делал жизнь матери проще и радостнее.

Дарья Пинигина была честной и справедливой женщиной. Также ее отличала энергичность не по годам, доброта и мудрость.

Старуха понимала, что ее внуки — другие люди. Ей было горестно осознавать, что у них не было той привязанности к малой родине, любви к природе и уважения к родному краю, которое было у старшего поколения. Это противоречие выражено в отношениях Дарьи Пинигиной и ее внука Андрея.

Это различие очень сильно расстраивало пожилую женщину, огорчало. Она не понимала, как можно не иметь тесной моральной связи с малой родиной, не любить ее и не жалеть, не уважать. Дарье Васильевне было дико желание молодежи уехать из Матеры.

Однако, ее мудрость позволяла ей много размышлять на эту тему, думать, осознавать отличие потомков и принимать его.

Дарья Васильевна любила свой родной край, хотя ее предки пришли из Бурятии. Она не хотела покидать малую родину, потому что была очень привязана к ней. Всю жизнь свою прожила она на Матере до последнего дня.

Дарья Васильевна — идеал человека по мнению Распутина. В ее образ вложено идеальное понимание об отношениях человека со своей малой родиной, природой. Она является образцом истинного патриотизма, самоотверженности.

Кроме высоких патриотических качеств, Дарья Пинигина отличается высокими моральными качествами. Это прежде всего доброта, милосердие, проницательность и чуткий ум. Все эти добродетели основываются на любви ко всему живому и окружающему: природе, семье, родине, людям, животным.

Читайте также:  Стихи про молодость, юность: красивые стихотворения русских поэтов классиков про молодые годы

2 вариант

В собственном произведении В.Г. Распутин старается раскрыть вечные проблемы, которые не дают человечеству покоя во все времена. Главной героиней повести является старая жительница Матеры – Дарья Васильевна Пинигина. Это очень пожилая женщина со старыми нравами, которая чтит свою землю и ее добрые традиции.

Она не знала точно свой возраст. Известно только, что ей было около восьмидесяти лет. Все записи, удостоверяющие ее дату рождения, давно пропали. Несмотря на свой возраст, женщина была достаточно подвижной, самостоятельно держала хозяйство и огород.

Дарья имела сильный характер, чем вдохновляла людей. Ее даже не сломила смерть мужа, которого не стало на охоте, а также гибель троих из шести детей. Она не очерствела, наоборот, была милостива к другим, помогала, чем могла. Однажды, Пинигина взяла к себе Катерину, так как ее сын сжег дом. А когда-то она приютила знакомую Симу и ее внука, потому что те боялись оставаться одни на ночь.

За всю свою жизнь женщина поняла очень многое. Она стремится отдать хотя бы частичку своего опыта сыну и внуку, чтобы те передавали ее с поколения в поколение. Героиню расстраивает лишь то, что ее родные люди перестают любить свой дом. Они все больше подчиняются машинам и технологиям.

Когда внук Андрей уходит и прощается с Дарьей, та очень переживает и винит себя за то, что так и не привила ему любовь к родному краю. Ведь покидая избу, Андрей даже не простился с Матерой. Главная героиня понимает, что тот, кто не имеет памяти о своих предках и не питает любовь к месту рождения, тот не имеет жизни.

Ей было настолько страшно и стыдно за то, что случилось, что она даже не смогла пойти на кладбище. Дарья не представляла, как расскажет об этом своим умершим родным. Поэтому она решила пойти к берегу Ангары. Там Пинигина надеется отыскать ответы на вопросы, которые ее так сильно мучают.

Что касается родного дома героини, то для нее он словно живое существо. Она никогда не хотела его продавать и не собиралась делать этого впредь.

В конце рассказа, когда Дарья Васильевна прощается со своей избой, она с большой грустью убирает и прихорашивает ее, будто покойницу. Ей кажется, что дом чувствует скорое расставание с хозяйкой и так же тоскует.

Уходя, старуха запирает родное жилище, для того, чтобы чужие люди не смогли запятнать его своим присутствием.

Через такой положительный образ женщины из народа, автор хотел показать, как важны любовь и уважение к своей земле. Со временем у людей притупляются данные чувства, и над этим стоит задуматься.

← Смысл названия романа Мы Замятина
← Герои сказки Красная шапочка↑ ДругиеГерои повести Один день Ивана Денисовича →
Герои сказки Цветик-семицветик Катаева →

Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина “прощание с Матерой”

Русская литература 1960-1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу “малой родины”. В. Г. Распутин является одним из лучших представителей “деревенской” прозы того времени.

А его повесть “Прощание с Матерой” является вершинным произведением этого направления. В своей повести Распутин затрагивает извечные проблемы, которые волновали и будут волновать человека во все времена.

Автор рисует нам запоминающиеся характеры, показывает столкновение старого и молодого поколений,

указывая на их различное отношение к жизни. В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, “самая старая из старух; лет своих не знала точно”. Но она “несмотря на годы…была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству”.

Дарья – сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли.

Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить “по совести”, не обижать людей, помогать им.

Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни. Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла.

Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: “Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела”.

Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги.

Дарья говорит своему внуку Андрею: “Че говореть – сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…”.

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: “Пуп вы щас не надрываете…А что душу свою потратили – вам дела нету”.

Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: “Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят”.

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки.

Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, “не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…”. Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя.

Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого. Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил “официальными лицами” из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека.

Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки.

Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук. Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: “…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?”. Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род – это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену.

Так, в повести проводится мысль о смене поколений. Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: “…вы здесь вроде как работаете для жизни”.

Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники. Для героини дом является самым родным “существом”, которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает.

А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием. Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами.

https://www.youtube.com/watch?v=ar-m7HWV_pg

Она – истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

(1 votes, average: 5.00

Образ и характеристика Дарьи Пинигиной в повести Прощание с Матерой Распутина

Очень много произведений написано про любовь к «малой родине», одним из таких является повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Это произведение про любовь, память к предкам, уважение и преданность традициям, а самой главное о русской душе.

Ярким персонажем данного произведения является Дарья Пинигина. Дарья Пинигина – это эталон вековых традиций, человеческой памяти, духовности.

Несмотря на годы Дарья была весьма энергичной женщиной, сильной и волевой, о чем говорят её поступки, когда на кладбище стали уничтожать могилы. Дарья проявила свою бойкость и смелость. Я думаю, что Дарья – это пример для подражания для местных женщин в селе. Все Дарью любят и уважают, она является некой защитой.

Ведь рядом с ней женщинам в селе не страшно. Все тянутся к Дарье. Она является неким связующим звеном для жителей деревни. К ней и чай приятно зайти попить, а то и пристроиться пожить можно. Всем поможет и если надо чужой огород уберет.

Есть такие люди, которые притягивают своей теплотой и заботой, такой и является наша уважаемая Дарья.

Героиня – образец настоящей русской женщины! Несмотря на тяжелую судьбу, Дарья не падает духом. Из жизни ушли её дети, муж. Но она всё равно не охладела душой, это говорит о твердости в характере. Трудности лишь придали ей сил, закрепили характер.

Читайте также:  Тема семьи в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Пожалуй самой главной чертой Дарьи является её преданность и уважение к памяти о предкам. Она трогательно вспоминает наказы о совести «тятьки» из детства, свою семью.

Думаю, что самое тяжелое для нашей героини было прощание с землей, где похоронены её самые близкие люди, ведь она до последнего денечка находилась в деревне. Она даже хотела перенести могилы своих родных, но сын её не поддержал .

Дарья дает нам всем понять, что главное это память и что нельзя терять связь с прошлым!. И с этим просто невозможно не согласиться. Ключевой цитатой данного произведения считаю: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Дарья – образец нравственной красоты. А как она оставила свой дом.

Для неё дом будто живой человек. Перед уходом убралась, побелила печку и т.д. О чем это говорит? А это говорит о том, что Дарья ко всему относится с уважением, даже к неживым предметам, а это в свою очередь говорит о широчайшей душе героини.

В этом произведении поднимается много важных проблем: духовности, любви к Родине, памяти, отважности, но самая главная проблема это проблема настоящей русской души, которая превосходно передала главная героиня Дарья.

2 вариант

Валентин Распутин, как и все русские писатели, затрагивал тему Родины в своих произведениях. Одним из примеров является повесть «Прощание с Матерой». В ней автор говорит о бесконечной любви к Родине, о почитании и уважении памяти предков, традиций.

Одним из центральных героев является Дарья Пинигина. Ее образ довольно яркий и запоминающийся в произведении.

Дарья Пинигина является символом духовности, преданности месту, в котором родился и провел свою жизнь. Героиня представляет собой женщину, возраст которой около 80 лет.

Несмотря на преклонный возраст, героиня достаточно энергична и сильна. Это можно проследить по ее смелым поступкам.

Образ Дарьи – это образ русской сильной женщины, которая может преодолеть все трудности жизни. В селе жители очень любят и уважают Дарью Пинигину. К ней можно прийти за советом или помощью, либо вовсе попросить временное жилье.

Все люди тянутся к искренности намерений героини. Несмотря на то, что судьба Дарьи наполнена трагичностью и одиночеством, она не растеряла сердечной теплоты и не упала духом. Муж героини пропал без вести, а трои из шести детей погибли.

Только сын Павел помогает своей матери.

Валентин Распутин делает большой акцент на такие черты характера героини, как преданность родному месту и трепетное отношение к наследию. Дарья Пинигина с особой нежностью вспоминает отцовские наказы из детства. Его наставления становятся жизненным гимном героини, что формирует ее силу духа и любовь к дому.

Дарья Пинигина рассуждает на тему обезличивания человека, упадка духовности. Видя, что труд начинает механизироваться, героиня подмечает, что человек начинает служить машинам, а не наоборот. Единение с собой и природой является главным элементом обогащения внутреннего мира для Дарьи. Но окружающие все больше начинают пренебрегать духовностью и ценностями.

Дом на острове является не просто жильем, а очень близким другом, членом семьи для Дарьи Пинигиной. Перед своим отъездом хозяйка отбеливает, убирает свой дом и запирает на ключ, чтобы никто не посмел затронуть дорогое для сердца героини.

Произведение «Прощание с Матерой» является символом сохранения и трепетного отношения будущими поколениями своего наследия.

Несколько интересных сочинений

Сочинения на тему Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой» по Распутин Валентин

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Дарья Пинигина в повести Прощание с Матерой

Очень много произведений написано про любовь к «малой родине», одним из таких является повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Это произведение про любовь, память к предкам, уважение и преданность традициям, а самой главное о русской душе.

Ярким персонажем данного произведения является Дарья Пинигина. Дарья Пинигина – это эталон вековых традиций, человеческой памяти, духовности.

Несмотря на годы Дарья была весьма энергичной женщиной, сильной и волевой, о чем говорят её поступки, когда на кладбище стали уничтожать могилы. Дарья проявила свою бойкость и смелость. Я думаю, что Дарья – это пример для подражания для местных женщин в селе. Все Дарью любят и уважают, она является некой защитой.

Ведь рядом с ней женщинам в селе не страшно. Все тянутся к Дарье. Она является неким связующим звеном для жителей деревни. К ней и чай приятно зайти попить, а то и пристроиться пожить можно. Всем поможет и если надо чужой огород уберет.

Есть такие люди, которые притягивают своей теплотой и заботой, такой и является наша уважаемая Дарья.

Героиня – образец настоящей русской женщины! Несмотря на тяжелую судьбу, Дарья не падает духом. Из жизни ушли её дети, муж. Но она всё равно не охладела душой, это говорит о твердости в характере. Трудности лишь придали ей сил, закрепили характер.

Пожалуй самой главной чертой Дарьи является её преданность и уважение к памяти о предкам. Она трогательно вспоминает наказы о совести «тятьки» из детства, свою семью.

Думаю, что самое тяжелое для нашей героини было прощание с землей, где похоронены её самые близкие люди, ведь она до последнего денечка находилась в деревне. Она даже хотела перенести могилы своих родных, но сын её не поддержал .

Дарья дает нам всем понять, что главное это память и что нельзя терять связь с прошлым!. И с этим просто невозможно не согласиться. Ключевой цитатой данного произведения считаю: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Дарья – образец нравственной красоты. А как она оставила свой дом.

Для неё дом будто живой человек. Перед уходом убралась, побелила печку и т.д. О чем это говорит? А это говорит о том, что Дарья ко всему относится с уважением, даже к неживым предметам, а это в свою очередь говорит о широчайшей душе героини.

  Краткое содержание – Буранный полустанок – Айтматов

В этом произведении поднимается много важных проблем: духовности, любви к Родине, памяти, отважности, но самая главная проблема это проблема настоящей русской души, которая превосходно передала главная героиня Дарья.

Прощание с Матёрой — Распутин В.Г

Она осек­лась, бес­сильно опу­сти­лась на лавку. Дарья подо­шла и при­села рядом. Сидеть в пустой, разо­рен­ной избе было неудобно – виновно и горько было сидеть в избе, кото­рую остав­ляли на смерть. И посо­бить нельзя, нет такой помощи, чтобы посо­бить, и видеть невы­но­симо, как слеп­нут стены и в окна льется уже никому не нуж­ный свет.

Наста­сья вспомнила:

– Че я хотела тебя про­сить, Дарья. Едва не забыла. Возьми к себе нашу Нюню. Возьми, Дарья.

– Какую ишо Нюню?

– Кошку нашу. Пом­нишь нашу кошку?

– Ну.

– Она щас куды-то убе­жала. Как стали соби­раться, убе­жала и не идет. Возьми ее, покорми до меня.

– Дак у меня своих дне. Анфиза тоже под­ки­нула – уез­жала. Куды я с имя?

– Нет, Дарья, Нюню надо взять, – завол­но­ва­лась Наста­сья. – Нюня – лас­кая кошечка, такой у тебя нету. Я ее с собой хотела, я бы ни в жисть ее не оста­вила, а Егор гово­рит: на паро­ход не пустют. А ну как вза­правду не пустют – про­па­дет Нюня. Тебе с ей ника­кой забо­тушки, она ниче и не ест, рази капельку когды бросишь…

– Гос­поди… с Нюней со своей… Попа­дется на глаза – возьму, не попа­дется – как хочет. Я за ей по ост­рову бегать не буду.

– Нет, Дарья, она сама. Она все сама. Такая понят­ная кошечка. А посмот­ришь на ее, и меня помя­нешь. Она как памятка моя оста­нется. А я при­еду, я назадь ее… Ее вот только без меня под­дер­жать, чтоб с голоду не околела.

– Ты-то правду приедешь?

– Дак а мы без кар­тофки-то как будем? А ну ежли зиму ишо при­дется не поме­реть – как без кар­тофки? – Каза­лось, Наста­сья гово­рила это кому-то дру­гому – Дарье она ска­зала, поте­ряв голос до стона: – Ой, да какую там зиму! Ни дня одного я не вижу напе­реди. Ой, Дарья, в чем мы виноватые?

Вер­нулся, гро­мы­хая тележ­кой, дед Егор, и ста­рухи под­ня­лись. Снова взя­лись за сун­дук, теперь уже в три силы, и снова опу­стили – не те силы. При­шлось Дарье крик­нуть Павла.

Он при­шел, с удив­ле­нием поко­сился на ока­зину-сун­дук, не при­спо­соб­лен­ный для дорог, изго­тов­лен­ный в ста­рину на веки веч­ные сто­ять без дви­же­ния на одном месте, но про­мол­чал, не ска­зал о том ста­ри­кам.

Лишь после, когда с тру­дом вта­щили его на тележку и под­вя­зали, посоветовал:

  А. С. Пушкин «Полтава» краткое содержание поэмы

– Ты, дядя Егор, в Под­во­лоч­ную при­плы­вешь, сразу к Мишке иди. Не взду­май один пыжиться.

– Куды один… – мах­нул дед рукой. – Через грыжу не взять. Пона­пи­хала, дур­ная голова. – Дед Егор хотел сва­лить вину за сун­дук на Настасью.

– Ниче, Егор, ниче, – не рас­слы­шала она, кивая чему-то своей боль­шой голо­вой и попутно ози­ра­ясь кру­гом, словно все еще что-то разыскивая.

Сун­дук повез Павел; дед Егор шел сбоку и при­дер­жи­вал его, чтоб не сва­лился, за мед­ное кру­че­ное кольцо.

Павел же помог пере­везти осталь­ное и сгру­зить все в лодку, потом вывел лодку на воду, про­ве­ряя запас в бор­тах, – его было доста­точно.

Читайте также:  Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства»

При­ка­тили обратно тележку, дед Егор поста­вил ее под навес, осто­рожно опу­стив оглобли на землю, но, поду­мав, зачем-то под­нял их и уткнул в стену.

По двору, наго­ва­ри­вая, ходили курицы, про­дан­ные Вере Носа­ре­вой. Трех куриц зару­били – двух съели раньше, одну сва­рили в дорогу, и четы­рех живым пером за десять руб­лей купила Вера.

А они, бес­тол­ко­вые, сюда, в свой двор, не пони­мают, что теперь он чужой и мерт­вый. Телку за 130 руб­лей сдали в сов­хоз – раз­бо­га­тели – куда с доб­ром! Но телка пас­лась на Под­моге – хорошо хоть ее не уви­дать. И все.

А было какое-то хозяй­ство, жизнь про­жили не без рук – все поме­сти­лось в лодку. Пойди и оно пра­хом, одна дорога.

Народу в избе при­ба­ви­лось, подо­шли Кате­рина и Сима с ребя­тен­ком. Сидели молча, подав­ленно, рас­те­ряв все слова, и только водили гла­зами за Наста­сьей, кото­рая про­дол­жала тыкаться из угла в угол, будто все искала и не могла отыс­кать себя – ту, что должна уез­жать.

Когда дед Егор с Пав­лом вошли, ста­рухи испу­ганно вздрог­нули и замерли, при­го­то­вив­шись к послед­ней команде. Но дед Егор достал вто­рую бутылку куп­лен­ного в плавларьке вина, они с Пав­лом вынесли из кути и под­ста­вили к ска­мейке стол, и ста­рухи обра­до­ванно, что еще не под­ни­маться, заше­ве­ли­лись, завзды­хали.

А больше всех обра­до­ва­лась Наста­сья, она пове­се­лела, хохот­нув, и при­ня­лась рас­ска­зы­вать, как топи­лась сего­дня в послед­ний раз рус­ская печка.

Ста­ка­нов было только два; пер­выми под­няли их Павел и дед Егор.

– Отчаль­ную, что ли? – неуве­ренно спро­сил Павел.

Нужно было ска­зать что-то еще, и он доба­вил: – Живите долго, дядя Егор, тетка Настасья.

– Заживе-е-ом! – Дед Егор при­да­вил слово так, что оно пискнуло.

Павел выпил и ушел соби­раться. Ста­рухи опять умолкли, при­пи­вая вино малень­кими гло­точ­ками, как чай, мор­щась и стра­дая от него, пере­би­вая этим стра­да­нием дру­гое. Дед Егор тоже под­нялся, заку­рил под взгля­дами ста­рух и, выходя, предупредил:

– Недолго, суседки. Надоть трогаться.

Ста­рухи засмор­ка­лись, заго­во­рили, все сразу винясь перед Наста­сьей, а в чем вини­лись, в чем оправ­ды­ва­лись, не знали – тем более этот незна­мый грех нуж­дался в облег­че­нии. Наста­сья, не слыша и не пони­мая, согла­ша­лась; если уж понесло, пота­щило куда-то – что камешки на берегу счи­тать: они на берегу.

– Само­вар-то с собой берешь? – спро­сила Сима, пока­зы­вая на вычи­щен­ный, празд­нично сия­ю­щий у порога самовар.

– А как? – заки­вала Наста­сья. – Не зада­вит. Я его Егору не дала везти, на руках понесу. А заво­ра­чи­вать из дому нельзя, в лодке заверну.

– Пошто нельзя? – О чем-то надо было гово­рить – говорили.

– Чтоб видел, куда воро­чаться. При­мета такая.

– Нам тепери ни одна при­мета не подой­дет, – отка­зала Дарья. – Мы для их люди негод­ные. А от дога­дался бы, правда что, кто само­вар хошь одной в гроб поло­жить. Как мы там без само­вара останемся?

– Там-то он нашто тебе?

– Чай пить, – нашто ишо?

– А мы с Его­ром поедем, – ска­зала Наста­сья, пере­би­вая этот пустой, по ее поня­тию, раз­го­вор. – Может, ниче… Счас и поедем, все уж на берег свезли.

И, будто под­слу­шав, пой­мав момент, засту­чал в окошко дед Егор, пока­зал, что пора трогаться.

– Вот, поехали, – обра­до­ванно вспо­ло­ши­лась Наста­сья и пер­вой выско­чила из-за стола. – Я гово­рела… Идем, идем, Егор! – крик­нула она, как-то сразу вдруг пере­ме­нив­шись, чего-то испу­гав­шись. – Погоди меня, Егор, не уходи.

Прощание с Матёрой

Повесть я точно раньше читала. А вот про фильм почему-то не помню точно, смотрела раньше или просто читала про него.

Сейчас сначала перечитала повесть, потом посмотрела фильм. Стефанию Станюту на роль Дарьи Пинигиной ещё Лариса Шепитько нашла, и когда она погибла, и фильм доснимал её муж, Элем Климов, он ничего не поменял.

Стефания Станюта — белорусская актриса, я её знала по «Беларусьфильму». В той единственной картине, где я работала, «Сад», про послевоенный детский дом, у неё был эпизод: старая старуха, подобравшая во время войны чужую девочку, предчувствуя смерть, вела эту девочку в детдом.

Снимали сцену на берегу реки, Станюта сидела на старом поваленном дереве, девочка уходила от неё и вслед за ней отъезжала камера, морщины на коре дерева и на лице старой актрисы казались завершающей рифмой в какой-то непрочитанной элегии.

Теперь я понимаю, что этой элегией и было «Прощание», в «Саде» Стефания Станюта уже после него снималась.

Когда читаешь повесть Валентина Распутина, в которой он сибирский говор своих героев передаёт, через него, этот говор, всех героев и воспринимаешь.

У Стефании Станюты в фильме его нет, её героиня говорит на литературном русском. Ну правильно, не могла же сибирская старуха на белорусском говорить.

А жаль, на белорусском Станюта ещё органичнее играла, в сущности, это тоже народный говор, только не восточносибирский, а западнорусский.

Это вроде бы мелкое замечание, но для меня оно существенно тем, что выявляет разницу между актрисой и её героиней, не будь этого зазора — можно было бы и забыть, что это ж кино, понарошку всё. Внешне Дарья Пинигина в исполнении Стефании Станюты — так на мою бабушку Прасковью похожа. Но говорила бабушка иначе.

Всякий раз возникает это чувство. Когда Василь Быков пишет о думах Степаниды в «Знаке беды» или Валентин Распутин о думах Дарьи в «Прощании с Матёрой» — сжимается сердце от благодарности к ним, сумевшим ТАК написать.

Я бы ни за что не сумела. Читала, что «Восхождение», фильм Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова, чуть не запретили, но поскольку тема фильма была связана с Беларусью, фильм посмотрел тогдашний первый белорусский партийный секретарь Пётр Машеров, сам воевавший в партизанах, и расплакался прямо в зале. Фильм вышел.

А во время съёмок «Прощания с Матёрой» по Распутину Лариса Шепитько погибла, и уже после её смерти вышел фильм её мужа, Элема Климова, про другого Распутина, Григория — «Агония». «Прощание» он тоже доснял, и потом был у него ещё один фильм, про войну, «Иди и смотри».

Все три фильма можно как трилогию смотреть. Но я не стала бы, в «Агонии» и в «Иди и смотри» настолько всё тяжко.

В последнем пронзительный финал: после всех ужасов, после того, как сожгли каратели его деревню, поседевший мальчик пытается и не может расстрелять портрет Гитлера, потому что этот портрет оживает, усатая рожа сменяется всё более старыми фотографиями, и вот уже Гитлер — младенец на руках у своей матери, невинный, как все младенцы. Мальчик бежит догонять уходящий в припорошенный снежком лес отряд, камера взмывает ввысь, глаза заливает светом, а уши — финалом моцартовского Реквиема.

И мне только этот финал по силам, как жгут людей — не могу смотреть. В «Прощании» я тоже кое-что перемотала, не смогла смотреть, как горит старое дерево, у Распутина в повести это Царский листвень, в фильме — дуб. И прописано и снято это дерево так, что видишь в нём Иггдрасиль, Мировое древо.

Которое сначала пытаются своротить бензопилой и трактором, а когда не вышло — обливают бензином и жгут пусть и похожие на космических пришельцев в своих целлофановых накидках — но свои, свои.

Это так страшно, страшнее карателей. С теми хоть понятно, как воевать.

Изба Дарьина, которую перед тем, как отдать пожёгщикам, она убирает как невесту своими старыми руками — один текст Георгия Федотова мне напомнила. Есть у него такая статья — «Эсхатология и русская культура». Пишет он в ней о том, что в Новый, Небесный Иерусалим войдёт вся красота, сотворённая человеком на земле, это и есть смысл культуры.

Не то что бы меня эти совпадения удивляли. Что же тут удивительного? Это на поверхности «культуры» горы пены и мусора, а чем глубже — тем чище, и вот оно — Мировое древо и дом как космос…

И этот дом, и это Древо — сгорают. Хотя должны были быть затоплены. Но потопа мы так и не увидим. Ведь он уже был, конец привычного нам мира будет огненным.

В повести Валентина Распутина центральная тема — неотвратимое приближение этого конца. Ничем не отвратимое. В фильме я такого напряжения, как в повести, не почувствовала. Пока смотрела, думала о том, что вот если бы я жила в Матёре и решила б её спасти — то что бы сделала?

Подписи собирала? Сколько их там сейчас нужно, чтоб обратили внимание власть предержащие? Сто тысяч? Глупая затея, конец света подписями не остановишь. Только то и можно сделать, что сделали Дарья с другими матёринскими старухами: погибнуть вместе со своей родиной.

Хотя вот остановили же поворот северных рек русские деревенщики, тот же Валентин Распутин. Писали и собирали подписи…

Может и неуместное сравнение, но так уж вышло, что мне пришлось недавно объясняться, почему не люблю я Набокова. В стихах у него неземная любовь к России и «весь в черёмухе» овраг, в котором расстреляли его во сне. А в прозе — про любовь к нимфеткам романы. Ну а что ему ещё в эмиграции оставалось делать, жизнь оказалось длинной…

И советские деревенщики. Которые не такими тонкими стилистами были, но, если бы не они — кто знает, где б мы сейчас жили, в какой стране. Наша совесть. И когда читаешь их — болит она страшно.

Хочется сказать этим старикам с мальчонкой, оставшимся на Матёре, когда всех уже согнали, и ушли все с непрочными корнями:

— Возьмите меня к себе.

Ссылка на основную публикацию