Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»

Я – бренная пена морская.

  • Кто создан из глины, кто создан из плоти –
    Тем гроб и нагробные плиты…
    – В купели морской крещена – и в полете
  • Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –

  1. Земною не сделаешь солью.
  2. Дробясь о гранитные ваши колена,
    Я с каждой волной – воскресаю!
    Да здравствует пена – веселая пена –
  3. Высокая пена морская!
  4. Дата создания: 23 мая 1920 г.

Из цикла «Н. Н. В.».Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» 1 вариант

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию.

За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов.

Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится.

Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Быть нежной, бешеной и шумной…

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!».

Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности.

Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром.

Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами.

Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России.

Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой 2 вариант

Марина Цветаева еще до революции остро ощущала свое одиночество и отличие от окружающих людей. Это чувство значительно усилилось после установления советской власти. Поэтесса не признавалась новым режимом, ее произведения подвергались жесткой критике и не печатались.

К этим трудностям добавились трагедии в личной жизни. Цветаеву покидает муж, отправившийся в эмиграцию. Через некоторое время у нее умирает дочь. Такая ситуация способна довести до отчаяния любого человека, но поэтесса находит в себе силы. В 1920 г.

он создает жизнеутверждающее стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Челюскинцы (+Анализ)

В основу стихотворения поэтесса положила значение своего имени (Марина – с лат. «морская»). Она использует сравнение двух основных мировых стихий: земли и воды. Называя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет ее камню и глине, олицетворяющими землю. Она не случайно выбрала эти образы.

Согласно двум основным мировым религиям (христианство и мусульманство) творец создал первого человека из глины. Эти представления связаны с податливостью материала, с возможностью придания ему любой формы. Но застывшая и обожженная глина становится подобна камню, ее уже нельзя изменить. Камень вечен, он теряет всякую одухотворенность.

В произведении содержится прямая аналогия – «могильная плита».

Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Анастасия и Марина Цветаевы с Николаем Мироновым 1912г.Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Кто создан…»Марина ЦветаеваМарина Цветаева, Борис Унбегаун. Фавьер, 1935 г.Марина Цветаева, Борис Унбегаун, Георгий Эфрон. Фавьер, 1935 г.

Себя поэтесса связывает со стихией воды, которая находится в постоянном движении и изменении. Она не имеет законченной формы. Возможно, Цветаева сравнивает себя с Афродитой, которая по легенде была рождена из морской пены. По крайней мере, она приписывает себе некоторые качества любвеобильной богини: «измена», «своеволье», «кудри беспутные».

Поэтесса дерзко отвечает всем своим недоброжелателям, что ее невозможно сломать или уничтожить. Вода способна преодолеть любую преграду, так как продолжает жизнь с каждой новой волной.

Столкновение воды с камнем символизирует противостояние Цветаевой с жестким политическим режимом.

Другой вариант – свой изменчивый и веселый характер поэтесса сравнивает с человеческой черствостью и равнодушием.

Неизвестно, была ли до конца искренна Цветаева в этом стихотворении. Возможно, это – отчаянный самообман измученной души. Дальнейшая трагическая судьба и самоубийство подтверждают, что и вода может покориться непреодолимой силе. Однако в свое время произведение бесспорно вызвало ярость в тех, кто считал поэтессу уже окончательно сломленным и утратившим веру в жизнь человеком.

Анализ стихотворения "Кто создан из камня, кто создан из глины…" Цветаевой М.И,

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кто создан из камня, кто создан из глины.

История создания – стихотворение вошло в сборник вёрсты, вышедший в 1922 году, написано оно было в 1920 году – самом тяжёлом году в судьбе Цветаевой.

Личные трагедии и творческий кризис не сломили поэта, она создала оптимистическое произведение, провозгласившее победу и торжество таланта.

  • Тема – поэт и толпа, непонимание, отверженность и вместе с тем избранность и величие творящих бессмертное искусство.
  • Композиция – четыре строфы, объединённые монологом лирической героини.
  • Жанр – лирическое стихотворение, напоминающее оду творческому свободному человеку, самой себе.
  • Стихотворный размер – амфибрахий, придающий плавное, ритмичное звучание лирическому произведению Цветаевой.
  • Эпитеты – “кудри беспутные”, “весёлая пена”, “бренная пена”.
  • Метафора – “гранитные колени”, “пена морская”.
  • Фразеологизм – земная соль, означающий избранность, превосходство в обычной жизни.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, — амфибрахий

. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении –аллитерация . Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м».

Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание.

При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и нагробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская!

История создания

Стихотворение “Кто создан из камня” написано Мариной Цветаевой в тяжёлые годы, когда её стихи были запрещены, не печатались, а личные драмы шли одна за одной. Не прошло и месяца, как умерла от голода её трёхлетняя дочь, муж пропал в эмиграции, от него не было известий.

Сама поэтесса находилась в тяжёлом материальном положении, однако старалась держаться на зло режиму, завистникам и недругам. Стихотворение датируется 23 мая 1920 года, входит в сборник “Вёрсты”, относится к циклу Н. Н. В. (Николай Николаевич Вышеславцев).

Художник – портретист Вышеславцев был дружен с Мариной Цветаевой, она – увлечена им. К слову, увлечение скоро сменилось разочарованием. Сборник “Вёрсты” был издан в 1922 году небольшим тиражом.

Стоит отметить, что образ моря, как и сама стихия, были очень близки Цветаевой, она любила море, так же, как А.С. Пушкин.

Cочинение «Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Кто создан из камня кто создан из глины»»

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаева расшифровывает значение собст­венного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и свое­волию, которым она так гордится.

Читайте также:  Добро и зло в «Портрете» Гоголя

Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой сти­хии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене.

Она в буквальном смысле сливается с ней, ис­пытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотво­рении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена — статичные, приземленные образы.

В стихотворении важную художественную функцию вы­полняет звукопись.

Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллите­рации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)). Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством ста­новится метафора, благодаря которой содержание произведения воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побе­режья с ритмичным накатом пенящихся волн.

Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, пе­ременчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возро­ждаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыс­лия, творческим стремлением к созиданию.

Тематически про­изведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с мор­ской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И.

Цветаева писала: «…Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась — прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда» (М. Цветаева Проза поэта. М. 2001, с. 113)

Похожие сочинения

Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по. смотреть целиком

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мёрт­вых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверен­ность в том, что смерть была не напрасной. Герой А. Т. Твардовского думает. смотреть целиком

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) — одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие шинели Напоминают. смотреть целиком

Свободная тема «Анализ стихотворения» — сочинение «Стихотворение А.Блока «О, я хочу безумно жить. «» Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо. смотреть целиком

Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного. смотреть целиком

Тридцатые годы 19 века — время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название «Дума». смотреть целиком

Стихотворение «Смерть Поэта» написано в том же 1837 г. Оно занимает особое место в истории русской литературы. Это самый ранний и самый сильный отклик на смерть Пушкина, выразивший беспредельное горе и гражданское негодование всех передовых людей эпохи. смотреть целиком

Тема

Тема – поэта и толпы, обособленности, избранности творческой личности. Для Цветаевой это одна из любимых тем, к которой она возвращается на всех этапах своей творческой карьеры. Лирический герой размышляет о судьбе и воле каждого человека.

Себя она ставит обособленно от рядовых людей, которые “окаменели” или прогнулись, приспособились (именно это имеется в виду, когда поэт говорит о людях из глины). Это произведение проникнуто оптимизмом и верой в будущее. Озорной, весёлый характер цветаевского стиха, самовозвеличивание – не что иное, как завеса от боли и страданий, которые выпали на долю Марины Ивановны.

Она пророчит своё бессмертие в стихах, в таланте, который является залогом её воскрешения. Ярким и своеобразным видится читателю образ “морской пены” (символизирующей поэтессу), которая “серебрится и сверкает”. Непринуждённой и лёгкой кажется внешняя сторона её жизни, именно этого и добивался автор.

Торжествуя над толпой завистников и предателей, она утверждает своё поэтическое величие и личное свободное, безмятежное существование. Она хотела, чтобы именно такой видели её недруги, и, несмотря на боль и множество испытаний, её поэтическое предсказание сбылось.

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня» как провести?

Очень важно при анализе этого стихотворения обратить внимание на очень удачную находку в первой строфе, где свое имя — Марина, поэтесса сравнивает с морской пеной. А ведь корни этого имени латинские и значит оно именно Морская.

Тут же используется противопоставление между морской душой поэта, сделанной из пены и теми, кто сделан из камня или глины, веществ очень материальных и приземленных. Можно обратить внимание и на напрашивающееся противопоставление между водой и землей, первая служит символом изменчивости, вторая твердости.

Если твердость полезна для практичного человека, то морская изменчивость подходит человеку творческому. Именно на это обращает внимание Цветаева во второй строфе. Она придает тем, кто создан из глины плоть и тем самым точно характеризует их приземленность, их обреченность на смерть, гроб и могильные плиты.

в то время как рожденная в полете душа поэта стремится ввысь и способна разбиться, но вспыхнуть. сгореть в лучах славы или солнца. Ее увидят многие, стоит лишь поднять свой взгляд вверх, к небу, песня поэта может достучаться до любого сердца, что конечно же не доступно и чуждо тем, кто создан каменными.

И в последней строфе Марина Цветаева словно подписывает приговор каменным и глиняным истуканам — она может разбиться о них в бесплодных попытках показать всю красоту слова. всю красоту жизни, но даже разбившись она не умрет, ведь песня, стихи, идущие из души. из морской пены, остаются жить, пробившись к сердцам тех, кто сумеет почувствовать их очарование.

Это стихотворение очень оптимистичное, оно пронизано жаждой жизни и жаждой творчества, желанием совершить что-то знаковое, может быть даже бросить вызов судьбе, но только не стать такой же как те, кто сделан из камня.

в избранное ссылка отблагодарить

Композиция

Композиция – четыре строфы (по четыре стиха в каждой). Две первые строфы начинаются одинаково “Кто создан из…“. Эта анафора роднит стихотворение с песенным жанром, создаёт эффект волн, которые набегают на берег, исчезают, придают звучанию ритмичность.

В первом четверостишии происходит своеобразное знакомство: лирическая героиня представляется, раскрывает свою сущность. Все последующие строфы содержат противопоставления в системе “поэт – толпа”.

В последнем четверостишие поэт восклицает, провозглашая торжество своей внутренней бушующей стихии моря – бесконечно свободной, неподвластной времени и людским законам.

Средства выразительности

  1. Эпитеты: кудри беспутные, весёлая пена, бренная пена.
  2. Метафора: гранитные колени, пена морская.

  3. Антитеза: гробы и надгробные плиты предназначенные тем, кто “из плоти”, обывателям, духовно нищим людям противопоставляются весёлой беззаботной волне, морской пене (имя Марина имеет значение “морская”), которая не исчезает и не погибает, а пробивается “сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети”.

  4. Предыдущая
  5. Анализ стихотворений«Умом Россию не понять» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – идея, жанр, образы
  6. Следующая
  7. Анализ стихотворений«Забытая деревня» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – средства выразительности, идея, жанр

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем.

Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской».

На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб.

Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» – стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит.

Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко.

Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

История создания

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» написано 23 мая 1920 года. Оно входит в цикл «Н. Н. В.», посвященный художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась в марте 1920 года. Немногим ранее от голода скончалась младшая дочь поэтессы – Ирина.

Читайте также:  Сочинение: Основная мысль романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»

У нового друга Марина Ивановна искала в первую очередь защиты и опоры. Цветаева быстро увлеклась Вышеславцевым и столь же быстро разочаровалась в нем. Благодаря их отношениям на свет появились более 25 стихотворений поэтессы.

Что касается Вышеславцева, то он написал портрет Марины Ивановны и оформил ее сборник «Версты», выпущенный в 1922 году.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912).

Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется.

Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем.

Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской».

На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб.

Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, – амфибрахий. Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация. Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м».

Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание.

При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой

  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Книги в красном переплёте», анализ стихотворения Цветаевой

  • По произведению: «Кто создан из камня кто создан из глины…»
  • По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Анализ стихотворения «Кто создан…» (М.И. Цветаева)

История создания

Жизнь Марины Цветаевой непосредственно показывается буквально в каждом ее произведении, она будто старалась документировать каждой строкой историю своего существования. Возможно, именно поэтому такому огромному количеству людей ее творчество откликается, они находят в нем себя. Свои чувства и эмоции, пережитое горе и минуты счастья.

Говоря конкретно о данном произведении, стоит упомянуть, что написано оно в 1920 году, когда поэтесса находилась в очень тяжелом состоянии, как моральном, переживая личные драмы, так и в материальном. Новая власть не приняла ее лирику, да и сама поэтесса не приняла революцию. Ей были чужды пролетарские лозунги и новое искусство.

Ее произведения не печатались, она писала практически «в стол», но, тем не менее, писала. Именно в творчестве, в строках, наполненных горем и отчаянием, силой жизни и верой в лучшее, верой в саму себя, Цветаева старалась пережить сложный жизненный период.

Данное стихотворение, о котором сейчас идет речь, вошло в сборник стихов «Версты», который был издан в 1922 году небольшим тиражом.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Кто создан…» можно охарактеризовать, как лирическое стихотворение. Оно очень напоминает оду, но не в честь кого-то другого, а в честь самого себя.

Цветаева в этом своем произведении будто кричит всему миру о том, что справится, что она сильная. Это легко прослеживается в строках «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Она здесь не бросает вызов кому-то, она направляет энергию на себя. Здесь Цветаева — и враг самой себе, и друг, она и поддерживает себя, и укоряет.

Размер этого стихотворения — амфибрахий, который представляет собой такое построение строфы, при котором ударение падает на второй слог.

Подобный размер очень часто придает стихотворению плавность, размеренность, но и в данном случае Цветаева доказала, что является прекрасным поэтом — она играет с нами, показывая сначала резкость и определенную обрывочность строк, а затем умело добавляя им легкости и уверенности.

  А.С. Пушкин “Медный всадник”: описание, герои, анализ поэмы

Жанр и композиция

Стихотворная композиция представлена четырьмя строфами в каждой части. Первые строчки начинаются одинаковой фразой «Кто создан из…». Анафора позволяет добиться песенного эффекта, созвучного с морскими волнами, набегающими к прибрежным зонам. Потом они стихают, создавая ритмичность, задавая тон стихотворению.

К прочим композиционным особенностям стоит отнести:

  1. Знакомство с лирическим персонажем в первом четверостишии.
  2. Раскрытие сущности главной героини в начале стиха.
  3. Противопоставления поэта толпе в последующих строфах.
  4. Провозглашение своей торжественности над камнем, доминирование морской стихии (буйной и шумной) над глиной, бесконечность свободы, которая не поддается времени и законам, что прослеживается в последнем четверостишии.

Само стихотворение наполнено лирикой и по своей ритмике напоминает оду, посвященную всем поэтам, противящимся режиму. Размер произведения — амфибрахий, делающий звучание стиха похожим на песню. Каждая строчка наполнена аллитерацией, благодаря чему создается эффект бушующих волн, вспенивающейся воды, брызг, разбивающихся о берег, плавности моря.

Композиция

В композицию стихотворения «Кто создан…» входят четыре строфы, две из которых начинаются одинаково «Кто создан из…». Подобная анафора делает стихотворение похожим на балладу, придает ему певучесть и некую народность.

Однако уже во второй строке все это разбивается о силу слова Цветаевой, ее восклицания и противопоставления, которыми, кажется, и живут ее произведения.

Вот и это не исключение — оно построено на противоположности не только в метафорах, которых здесь достаточно много, но и на ее характере, с которого писалось данное произведение.

Это непостоянство, ее противоположность прослеживается с первых строк «Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю!». Здесь не просто показан характер, здесь ярко читается вызов обществу, которое бросало вызов ей. Она отвечает всем тем, кто хотел ее сломить, а именно, советской власти, которая не признавала Цветаеву, не позволяла ей печататься большими тиражами.

Тематическая концепция

Тема стиха вращается вокруг обособленного поэта и толпы. Для Марины Цветаевой всегда такой сюжет в стихотворениях был преимущественным и любимым.

Каждый этап творческой карьеры для нее ознаменовывался подобным произведением, где лирический персонаж рассуждает о судьбе, любви к свободе самовыражения.

Поэтесса подобна обособленной личности, выступающей против окаменелости окружающих людей. Они прогибаются под диктатуру, приспосабливаются к трудностям.

Стихотворение наполнено позитивными размышлениями, оптимизмом, верой в счастливое будущее. Автор возвышает и величает себя, защищаясь от боли и страданий. В своем стихе она говорит о стихотворном бессмертии, таланте, что будет воскрешать поэта снова — морская пена всегда серебрится и сверкает.

Образы и символы

Данное стихотворение — знакомство. Главный герой его — сама автор, она и не пытается это скрыть. Ее имя, Марина, переводится как морская, и именно на этом построено все стихотворение. Каждая строка здесь — о ней, в каждом слове она выражает себя, погружаясь в язык аллегорий.

Цветаева сравнивает здесь себя с морской пеной, говоря об этом прямым текстом в строке «Я — бренная пена морская». Она не просто рассуждает о своей судьбе, здесь для банального рассуждения слишком много восклицаний, она хочет доказать, что права. Во всем: в своих суждениях, мыслях, поступках.

Но еще ей страшно, она не уверена. Слишком уж эмоционально написано, даже для того человека, который живет чувствами.

А если брать в расчет то, что она переживала не только разлуку с мужем, жившим в эмиграции в то время, но и смерть маленькой дочери, то данное стихотворение можно даже расценивать, как крик о помощи.

Морская пена породила на свет Афродиту, богиню красоты в древнегреческой мифологии. Видимо, поэтому сравнение себя с нею весьма лестно для лирической героини.

Пена на языке символов — это изменчивость, непостоянство, легкость и эфемерность. В то же время она порождается сильной и могучей морской стихией — капризной владычицей Земли.

Сочетание силы и слабости, вечности океана и бренности пены — это есть противоречивый характер Цветаевой,

Морская волна

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана.

Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера.

Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива.

Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла.

Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

Темы и проблемы

  1. Основная проблема стихотворения «Кто создан…» – это противостояние . Не просто поэта, здесь она не зависит от своего призвания, здесь она личность, человек, женщина. Автор не ставит себя в один ряд со всем обществом, она считает себя выше, особенной.

    Она говорит «меня…земною не сделаешь солью», пытаясь таким образом показать, что она не станет смиряться и покоряться судьбе, не станет прогибаться ни под новое правительство, ни под желания основной массы.

  2. Призыв к протесту — основная тема стихотворения .

    Она хочет быть уникальной, это сквозит в каждой фразе стихотворения, читается между строк. Говоря «дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», она прекрасно отдает себе отчет, что говорит уже не с теми, кто требует ее не печатать, она говорит со всем народом, будто призывает сделать также, выступить против. Стать ею.

  3. Индивидуальность — это тоже тема для размышления автора. Цветаева описывает уникальность своей личности и противопоставляет ее унификации пролетарской морали.

Скрытые проблемы

Основной проблемой произведения является противостояние и борьба. Тут поэтесса возвеличивает себя, много говорит о себе как о личности. Это видно во всем творении. Поэтесса четко имеет свое мнение и не желает идти на уступки и покоряться власти. К тому же в стихе прослеживаются нотки призыва к протестам.

Желание быть уникальной, особенной, во что бы то ни стало доказать свою правду. Все это видно в произведении со стороны автора. Еще одна важная деталь – желание доказать свою индивидуальность. И это у нее отлично получается. Поэтесса уникальна, ее стиль узнаваем.

Поэтому до сих пор творения Марины Цветаевой любят и цитируют во многих странах.

Основная идея

Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера.

Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала.

Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.

Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких.

Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это.

Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 19:14 + в цитатник

Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и нагробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская! Марина Цветаева

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ. Имя Марина — женская форма старинного редкого имени Марин, происходящего от латинского слова «маринус» — морской. Хорошее, надежное и радостное имя внешне очень простой женщины. Его звучание рисует образ мягкой и цельной натуры, которая, подобно упругой волне, уверенно черпает из глубины чувств яркость своих эмоций.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ. Марина (Маргарита) Антиохийская, великомученица. Дочь языческого жреца, научена вере Христовой своей кормилицей. В 15-летнем возрасте ее обезглавили после мучений за веру Христову (Ш в.), 30 (17) июля. Марина Берийская (Македонская), дева, затворница, преподобная. Более 50 лет подвизалась в пещере Сирийской. Скончалась около 450 г.

, 13 марта (28 февраля).

Анастасия и Марина Цветаевы с Николаем Мироновым 1912г. ЗОДИАК ИМЕНИ. Рыбы. ПЛАНЕТА. Луна. ЦВЕТ ИМЕНИ. Цвет морской волны, зеленый, сочетание светло-малинового с синим.

Основная цветовая картина — багровое солнце над синим морем. КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН. Перламутр. РАСТЕНИЕ. Тальник, лилия, клен.

Это имя можно также представить себе в образе крепких цветов на упругих стеблях, колеблющихся лишь под сильным порывом ветра.

ЖИВОТНОЕ. Морской конек, форель. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. Возбудимость, восприимчивость, общительность, нетерпеливость, импульсивность. ТИП. Лед и пламень — так можно определить эту натуру. Неврастеничный холерик с неустойчивой нервной системой. Легко разочаровывается, любая неудача доводит ее до отчаяния. ИМЯ И ХАРАКТЕР.

Марина чрезвычайно высокого мнения о себе, и не зря: женщины с таким именем обладают таинственным шармом и неким магнетизмом, перед которым мужчины совершенно беспомощны. Марина умна, смела, раскованна. С сильно развитым чувством собственного достоинства. Не терпит невнимания к своей особе. Чувствует некую свою обособленность, ощущает себя одинокой, даже отдаваясь возлюбленному.

Особенно сложный характер у Марин с отчествами Владимировна, Матвеевна и Андриановна.

СУДЬБА. Марина — баловень судьбы. Она относится к тем женщинам, которые открывают тайны жизни. С раннего детства Марина становится объектом поклонения. В школе мальчишки постоянно обращают на нее внимание, стараются подружиться с ней, назначают свидания.

Вообще, Марина или проходит по жизни тихо и совершенно незаметно, или пролетает шумно, ярко и бурно. Однако полет этот непродолжителен. Марина не любит чувствовать себя связанной с кем-то, не любит ограниченности — она как бы играет своей судьбой. ПСИХИКА.

Марина — женщина вольная, с воображением; она сама не знает, как поступит через миг. Это «женщины-дети», которых хочется охранять и оберегать. Если жизнь становится слишком трудной для восприимчивой натуры Марины, она замыкается в себе. Свое слово не всегда держит. Может отступить перед опасностью.

Однако способна подчинять эмоции рассудку. Поэтому все поступки, связанные с ней лично, совершает расчетливо и обдуманно. Нередко культивирует в себе тоску, чувство одиночества. Порой упивается своими любовными страданиями — без них жизнь кажется ей бесцветной. Ее достоинства скрыты и равнодушному взгляду незаметны.

С окружающими она ровна и приветлива, но редко кому удается достичь с ней душевной близости. Марина легко сникает и поддается чувству опустошенности, меланхолии.

ИНТУИЦИЯ. Марина обладает высочайшей интуицией и возбудимостью, что помогает ей открывать для себя новые, неизвестные другим источники радости жизни и интереса к ней. Живет в таинственном мире «знаков» и предчувствий. ИНТЕЛЛЕКТ.

Интеллектуалка, но действует так стремительно, что нередко совершает огромные промахи. У нее такая слабая память, что она забывает обо всем на свете. НРАВСТВЕННОСТЬ. Марина нуждается прежде всего в любви и нежности. Ее характеру противопоказаны строгие запреты, они могут принести вред.

В отношениях с детьми импульсивна: то уделяет им максимум внимания, а то оставляет их надолго одних.

Марина Цветаева, Борис Унбегаун. Фавьер, 1935 г. СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Марина всегда в желанной осаде поклонников. Влюбляется в красивых, обаятельных и сильных мужчин. Понравившемуся кавалеру может отдаться с первой же встречи.

Она вступает в половой контакт движимая не только чувственностью, но и физической страстью. Однако нередко имеет дело с партнерами, далекими от идеала. Ей больше всех подходят Денис, Михаил, Сергей, Глеб, Адриан, Евгений и Владислав. Наиболее сексуальна Марина Владимировна. БРАК.

В душе Марина лелеет единственного. В браке ищет спокойствия и материально обеспеченной жизни. Мужу придется постоянно уделять ей много внимания, иначе появится напряженность в отношениях. Измен мужу не прощает — вплоть до развода.

Счастливым может быть брак с Антоном, Валентином, Владимиром, Денисом, Михаилом и Сергеем. Неудачным — с Анатолием, Борисом, Георгием, Николаем или Станиславом.

Марина Цветаева, Борис Унбегаун, Георгий Эфрон. Фавьер, 1935 г. УВЛЕЧЕНИЯ. Ей нужно восхищение ею, комплименты, цветы. На кухне способна продемонстрировать чудеса кулинарного искусства и поразить любых гостей изысканностью кушаний. ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Марина не очень активна.

Это отличная мать, нежная и преданная жена. Интересуется медициной, дошкольным воспитанием. Как правило, выбирает профессию медсестры, врача, инженера, парикмахера, актрисы. БИЗНЕС. Успехи в делах ее не очень волнуют, ибо ее страна — это пространство души.

Однако при случае может придать делу большой размах.

Ссылка на основную публикацию