Добро и зло в «Портрете» Гоголя

Повесть “Портрет” была закончена Н.В.Гоголем к 1841 году. Писатель размышляет о высокой тайне искусства, духовной гибели художника. Эта повесть затрагивает многие проблемы. Одной из самых главных проблем является борьба добра и зла. Ее удается удачно раскрыть благодаря тому, что произведение состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о живописце Чарткове.

Он очень талантлив, но беден. После приобретения странного портрета в картинной галерее с ним происходят необычные вещи: оживание изображенного на портрете ростовщика, непонятный сон. В этом сне Чартков видит много денег, что дает нам право сказать о его жажде славы и богатства. В душе главного героя присутствует тайное зло, недоброжелатель.

Вскоре он обнаруживает деньги, выпавшие из той картины. С их помощью он становится богатым, а затем и известным. С приобретением известности Чартков теряет самое главное- свою индивидуальность. Он рисует уже не от души, а по принятым стандартам, стереотипам. Однажды на выставке работы своего давнего друга он заметил великолепие его творчества.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В тот момент он и понимает, что променял свой талант на деньги. Вскоре Чартков умирает, потрясенный этой мыслью.

Во второй части повести рассказывается о другом, совсем противоположном по духу художнике, не склонным к честолюбию. К нему пришел ростовщик с просьбой нарисовать его портрет. Художник принялся за него, однако процесс выполнения шел плохо.

По завершению портрета тот стал передаваться из рук в руки, и каждый, к кому он попадал, становился обречен на несчастья. Художник понял, что совершил грех, стал отшельником и ушел в монастырь.

Исцелив свою душу написанием иконы, он завещал своему сыну обязательно найти и уничтожить тот злосчастный портрет. Таким образом он пытался искупить свой грех.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что добро и зло в повести “Портрет”, безусловно, взаимосвязаны и являются главной тематикой произведения.

Первое проявляется здесь как искупление греха, стремление к покаянию и отсутствие честолюбия, омрачающего жизнь.

А второе проявляется в пути от таланта к гибели вследствие жадности и зависти, стремлении стать богаче и обрести славу, несмотря ни на что.

Полезный материал по теме:

Добро и зло в «Портрете» Гоголя

Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Портрет»Гоголь Н. В.Стр. 1

Добро и зло в повести Портрет Гоголя сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Добро и зло в повести Портрет

Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.

Чертков — молодой художник, который живет в глубокой бедности. Свободное время он проводит в мастерских, картинных галереях. Художник никак не мог понять, почему другие живописцы много зарабатывают, а он, несчастный, живет очень скромно. Однажды в магазине он увидел портрет старика и, впечатлившись, приобрел его.

На следующий день в своей комнатке он обнаружил мешок с купюрами. Этих денег ему хватило бы на три года спокойной жизни. Доброе сердце посоветовало приобрести ему на эти деньги холст и краски, но, он, поддавшись искушению, спустил все на роскошь.

Позднее герой видит картину молодого художника и осознает, что продал свой талант за деньги. Однако, просветления не происходит. Душу Черткова охватывают негативные эмоции — зависть, ярость, ненависть. Он скупает по всему миру рисунки художников и уродует их. Это не помогает художнику справиться с душевной болью. Зло разрушает его сердце.

Чертков не был способен понять, что истинно, что ложно, что справедливо, что жестоко, что есть доброе и что есть злое. Он не хотел использовать свой талант во благо, по-доброму, для души. Его заботило лишь собственное благосостояние, слава и прочие земные ценности. Писатель осуждает своего героя и приходит к выводу, что так нельзя. Это неправильно.

  Сочинение на тему: Историческая повесть «Тарас Бульба»

Героем второй части становится художник, который создал портрет ростовщика.

Это полотно стало приносить много бед ему, тогда он решил искупить свою вину и стать монахом. В монастыре он познал истину. Живописец понял, что нужно использовать свой талант для добра, а не для получения прибыли.

Достигнув просветления, он создал изображение Иисуса Христа.

По его мнению, целью творчества должен быть не успех, не слава, не деньги, а самоотдача, самовыражение, полезность. Настоящий талант всегда добрый и светлый. Он всегда далее от обычного земного мира.

Гений всегда символизирует духовность и моральную отрешенность от мира, сложную систему личностных качеств, перфекционизм и высокие требования к нравственному содержанию действительности, в том числе и людей, их характера и поступков.

Симпатии автора, бесспорно, на стороне второго живописца, который олицетворяет добро.

Сочинение на тему добро и зло в повести портрет

Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести “Портрет” присутствует и то и другое.

Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник получает вдруг все, о чем мечтает, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит. странный полусон-полуявь.

Ему снится, что старик, изображен” ный на портрете, “пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…” Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но наяву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и тяжелый сверток падает перед Чартковым.

Первые мысли, подсказываемые рассудком, были благородны: “Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин.

И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником”. Но давно бедствующий художник мечтал и о другом. “Изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность”.

Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, “прокатился два раза по городу в карете без всякой причины”, побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. -Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет.

Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи: “— Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. ты не знаете мсье Ноля? — Кто этот Ноль?— спросил художник. — Мсье Ноль.

Ах, какой талант!” Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось.

Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от “сюрприза”, что худож ник придумал изобразить ее “в виде Психеи”.

Читайте также:  Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу.

Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: “Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе…Мужчины тоже были ничем не лучше дам.

Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой — с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: “Всегда стоял за правду”.

И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом.

Не зря еще в самом начале повести Чарткова предупреждает профессор, его наставник: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец”. Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам.

Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие.

Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы.

Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной страстью и единственным его занятием.

В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета… Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные.

Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит как святой: “Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства”. Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

Сочинение на тему Добра и зла в повести Гоголя "Портрет". Реферат – Добро и зло в повести Н

Тема:
«Исследование влияния добра и зла на

талант и судьбу героев в повести

Н.В. Гоголя «Портрет»

Цель:

    • Привить учащимся навык исследовательской работы с первоисточниками, справочной литературой.
    • В ходе исследовательской работы рассмотреть влияние добра и зла на талант и судьбу героев повести.
    • Раскрыть художественные особенности образов героев, используя компьютерные и аудио средства.
    • Способствовать формированию активной нравственной позиции, умения вести дискуссию, навыка работы в группе.
  1. Оборудование:

    компьютер, проекционный экран, мультимедийный
  2. проектор, магнитофон, тексты повести,
  3. Толковый словарь.
  4. Этапы урока:

    • Организационный момент.
    • Активизация темы.
    • Исследовательская работа по теме.
    • Психологическая разгрузка (здоровьесберегающие технологии).
    • Подведение итогов урока.
    • Обсуждение результатов работы.
    • Домашнее задание по выбору (Оформление черновиков сочинения).

Оформление доски:

Исследование влияния добра и зла на судьбу и талант героев повести Н.В. Гоголя «Портрет

»

  1. Талант есть драгоценнейший

  2. дар Бога – не погуби его…

  3. Истинное назначение таланта –

  4. служить добру


    .

Н.В. Гоголь

  • Ход урока:
  • 1. Организационный момент

  • Метод –
  • беседа

2. Актуализация темы.

Сегодня у нас заключительный урок по повести Н.В. Гоголя «Портрет», которая входит в сборник «Петербургские повести».

В повести много проблем, обратим особое внимание на одну из них – добра и зла. Мы проведем небольшое исследование, которое поможет вам в написании сочинения.

Вы прочитали произведение, разобрали каждую часть. На сегодняшнем уроке мы обобщим ваши знания и приведем их в систему, таким образом подготовимся к написанию сочинения.

    Сначала вспомним композицию повести (определение композиции).
    В чем особенность построения произведения? (Части расположены не в хронологическом порядке).
    Какие герои рассматриваются в каждой части?
    Что связывает их? (Портрет) Является ли он героем повести? (Да, влияет на судьбы героев).

3. Исследовательская работа по теме.

    Исследовательскую работу на уроках литературы можно проводить по многим направлениям. На уроке мы постараемся их использовать.
    Вы поделены на три группы, каждая из которых на примере характеристики героев рассмотрит влияние добра и зла. В группах выберите по 1 художнику, который будет изображать героев с помощь карандаша, по 1 систематизатору – работаю письменно над текстами по содержанию повести, 2 человека – аналитики. Они составляют план произведения, анализируют работу групп. Выделяя самых активных учащихся с помощью

Метод – рассказ, демонстрация слайда № 1

Демонстрация слайда № 2

Работа в группах по направлениям: характеристики героев. Создание художественных портретов.

Метод – дискуссия +демонстрация слайдов

    О каком герое узнаем в начале повести? (Работаю с 1-ой группой, остальные тоже участвуют в обсуждении)

    Как выглядит Чартков? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)
    Что представляет собой его жилье?
    Был ли художник талантлив? Прежде чем ответить на этот вопрос, выслушаем архивариуса. Ему было дано задание: «Из нескольких энциклопедических источников найти определение слова «талант» – Докажите ответ.

(Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

    Перескажите момент неожиданного появления денег. Какие чувства и мысли посещают Чарткова? К чему он прислушивается?

Художник начинает работать на заказ, т.к. хочет быстрого обогащения.

    Когда Чартков понимает, что талант его погиб? Докажите словами из текста. (Кисть его хладела и тупела)
    Что чувствует герой? (Зависть). Какое намерение родилось в его душе?
    Закономерна ли смерть Чарткова? Почему? (Зло начинает руководить им).
    Где в современном мире можно встретить людей,

  1. подобных Чарткову?
  2. Демонстрация слайда № 3
  3. Отчет архивариуса
  4. 2. Перескажите историю художника, создавшего портрет ростовщика
    Какое произведение явилось примером его духовного возрождения? (Рождество Христа)
    Что стало с его талантом? Смогло ли зло завладеть его душой? Художник сумел сохранить и возвеличить свой талант.
    Где в современном мире можно встретить людей, подобных отцу художника Б.?

Демонстрация слайда № 4

3. – Что мы узнали о портрете в начале повести?

Читайте также:  Анализ стихотворения «поэт» м. ю. лермонтова

    Что всех поражало? (Глаза).

Обратимся ко второй части.

    Расскажите о человеке, изображенном на портрете? Какое чувство олицетворяет ростовщик? (Зло). Доказать.

Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

    Показывая влияние на судьбы и талант героев,

Гоголь использует прием фантастики. Что оно обозначает? (Сравнить 2 редакции окончания повести). В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут.

Как и почти 200 лет назад в современном мире людей искушает зло, господствуют власть, деньги.

Схема на доске, составленная архивариусом

Мы словесно охарактеризовали героев повести. Теперь послушаем художников. Какая главная деталь в облике? Докажите.

  • Визуально сравните образы, созданные вами, с работами профессиональных художников.
  • Демонстрация слайдов
  • № 5-14

4. Психологическая разгрузка.

Немного отдохнем. Закройте глаза. Послушайте 2 отрывка из классических произведений. Какой персонаж характеризует каждый отрывок? Докажите.

5. Подведение итогов урока.

    Как же в повести решается проблема влияния добра и зла на талант и судьбу героев? Обратитесь к эпиграфу.Таким образом, люди всегда встают перед определенным выбором. И, выбирая, человек ошибается. Если он осознает свою ошибку и исправляется – это добро, наступает духовное возрождение. Если гордыня не позволяет исправиться, то его падение окончательно – это зло.

Прослушивание аудиозаписей

Метод – беседа

6. Обсуждение результатов работы.


Аналитики сдают планы произведения и оценивают групповую работу, индивидуальные результаты сдаются учителю.

7.Домашнее задание по выбору.

  1. Отметка
  2. Тема сочинения
  3. «3»

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Тема, идея, композиция, герои произведения.

«4», «5»

1. Путь от таланта к гибели. Характеристика Чарткова.

2. Путь от таланта к очищению. Характеристика художника. Написавшего портрет.

3. Зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

*задание повышенной трудности

Уговорите Чарткова пойти по правильному пути и сохранить свой талант. Составьте алгоритм разговора с героем. (квестовый диалог)

  • Демонстрация слайда
  • № 15
  • Письменная работа (оформление черновиков сочинения).
  • Гришина Марина Анатольевна

Повесть “Портрет” была закончена Н.В.Гоголем к 1841 году. Писатель размышляет о высокой тайне искусства, духовной гибели художника. Эта повесть затрагивает многие проблемы. Одной из самых главных проблем является борьба добра и зла. Ее удается удачно раскрыть благодаря тому, что произведение состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о живописце Чарткове.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Он очень талантлив, но беден. После приобретения странного портрета в картинной галерее с ним происходят необычные вещи: оживание изображенного на портрете ростовщика, непонятный сон.

В этом сне Чартков видит много денег, что дает нам право сказать о его жажде славы и богатства. В душе главного героя присутствует тайное зло, недоброжелатель. Вскоре он обнаруживает деньги, выпавшие из той картины. С их помощью он становится богатым, а затем и известным.

С приобретением известности Чартков теряет самое главное- свою индивидуальность. Он рисует уже не от души, а по принятым стандартам, стереотипам. Однажды на выставке работы своего давнего друга он заметил великолепие его творчества.

В тот момент он и понимает, что променял свой талант на деньги. Вскоре Чартков умирает, потрясенный этой мыслью.

Во второй части повести рассказывается о другом, совсем противоположном по духу художнике, не склонным к честолюбию. К нему пришел ростовщик с просьбой нарисовать его портрет. Художник принялся за него, однако процесс выполнения шел плохо.

По завершению портрета тот стал передаваться из рук в руки, и каждый, к кому он попадал, становился обречен на несчастья. Художник понял, что совершил грех, стал отшельником и ушел в монастырь.

Исцелив свою душу написанием иконы, он завещал своему сыну обязательно найти и уничтожить тот злосчастный портрет. Таким образом он пытался искупить свой грех.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что добро и зло в повести “Портрет”, безусловно, взаимосвязаны и являются главной тематикой произведения.

Первое проявляется здесь как искупление греха, стремление к покаянию и отсутствие честолюбия, омрачающего жизнь.

А второе проявляется в пути от таланта к гибели вследствие жадности и зависти, стремлении стать богаче и обрести славу, несмотря ни на что.

Воплощение зла и добра в людях: Портрет Гоголя

ВикиЧтение

Русская идея: иное видение человека Шпидлик Томас

Воплощение зла и добра в людях: Портрет Гоголя

В Портрете диавол выступает в облике ростовщика, который, заказывая свой портрет художнику, так объясняет причину своего желания: «Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить.

Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?» Художник соглашается. И ему удается передать столько жизненной силы в глазах, что портрет вызывает страх; он становится «иконой диавола», своеобразным «Рождеством».

Художник был использован как средство для материализации зла. Вот почему он постригся в монахи и много лет посвятил глубокому аскетическому очищению. И тогда небесные силы помогают художнику изобразить и тем самым подтвердить истинное спасительное Рождество Христово.

Таким образом, материализовавшийся Антихрист и Воплощенное Слово сталкиваются в жизни конкретного человека[1177].

Царство истины, царство иллюзий: Ревизор Гоголя
В Ревизоре Гоголя Антихрист является в облике ревизора. По недоразумению за него принимают молодого путешественника Хлестакова, незаметного чиновника, который не отказывается от этой роли и вносит невиданную суматоху в

3. Портрет нового Божьего общества, или Чем мы стали (ст. 19–22)

3. Портрет нового Божьего общества, или Чем мы стали (ст. 19–22)
Итак — этим словом Апостол Павел начинает подведение итогов. Все это время он объяснял шаг за шагом, что Христос совершил, чтобы сделать «ближе» к Богу и Его народу тех, кого в языческом мире называли «далекими».

Портрет Ценшаба Серконга Ринпоче

Портрет Ценшаба Серконга Ринпоче
Александр Берзин, 1998

Портрет задиры

Портрет задиры
Чувствительность нервной системы, а значит, и агрессивность обусловлены также химическим составом крови. Не случайно в старину воинам давали настой мухомора, чтобы разозлить их и довести «до белого каления». Припадки бешенства и буйства провоцирует гашиш

Портрет в движении

Портрет в движении
Отмеченные выше недостатки не так важны на фоне достоинств, потому что автор дает нам превосходный и динамичный образ Бога. В «Хижине» Бог представлен как союз совершенной любви. И Он (или Они) желает поделиться своими отношениями с нами, готов вовлечь

Портрет святого

Портрет святого
На иконах отец Иоанн Кронштадтский выглядит по-разному. Его образ писали со слов очевидцев. А они – очевидцы – видели Иоанна по-своему. Вот сравните описания нескольких людей.Священник Иоанн Попов: «Когда увиделся я с отцом Иоанном, так сказать, лицом к

Духовный путь Гоголя

Духовный путь Гоголя 1. Предисловие
«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — писал Гоголь матери в 1844 году.Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое

Готовность к миссионерской деятельности. Портрет миссионера

Готовность к миссионерской деятельности. Портрет миссионера
Рекомендуемое чтение: 2 Тим. 1:1-9.Мы говорили о духовной жизни и о миссии в целом. Но всякий ли человек может быть миссионером? Из опыта ап. Павла до его обращения мы знаем, что ревностный человек, но не знающий

6. Религиозные воззрения Гоголя

6. Религиозные воззрения Гоголя.
Религиозная проблематика культуры в эти годы с особенной остротой чувствуется у Гоголя, — и трудно разграничить его творческий путь от его личной судьбы…В ряду своих русских сверстников, старших и младших, Гоголь (1809–1852) занимает очень

Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя [1503 ]

Письмо
по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя [1503]
С благодарностию возвращаю вам книгу, которую вы мне доставляли [1504]. Услышьте мое мнение о ней.{стр. 510}Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но для религии этого мало. Чтоб она

Читайте также:  Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Родина

Мохаммед Абд аль-Ваххаб. Исторический портрет

Мохаммед Абд аль-Ваххаб. Исторический портрет
Основатель ваххабизма Мохаммед ибн Абд-аль-Ваххаб — реальная историческая личность. Родился в 1703/1704 году в Неджде, центральной области Аравийского полуострова. Выходец из племени тамим, из которого, кстати, происходит и

Готовые школьные сочинения

Авг
24 2013

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1

Н. В.Гоголь.

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В.Гоголя над повестью, появившейся в 1835 году в составе сборника “Арабески” и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского.

Чтение отрывка из статьи Белинского “О русской повести и повестях Гоголя”. Проблемный вопрос: “Действительно ли “Портрет” есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде”, а вторая часть “приделка, которая решительно ничего не стоит”?”.

Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 – 42 годах. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков – Чартков).

Исключение мистических появлений портрета

И заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы – заказчицы портрета и др.).

Центральный вопрос анализа: “Почему погиб талант художника?” Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование: “Чартков перед портретом ростовщика”. Сон и явь в повести.

Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова – угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики – «две вещи несовместные» для Гоголя.

Необходимость трагического отречения художника от соблазнов удобства, славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести – обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина “Явление Мессии” и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: “Голова прислушивающегося”, “Голова Иоанна Крестителя”, “Голова фарисея в чалме”. “Портрет Гоголя” (1841 г.

). Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы.

Дискуссия: “Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?” Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и, в конечном счете, к гибели.

Вторая часть повести – история о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.

Внеклассное чтение. Н. В.Гоголь. “Невский проспект”, “Нос”.

Литературное творчество. Сочинение “”Петербургские повести” Гоголя и картины П. Федотова”. Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г.Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”, , “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Сочинения Александра Пушкина .

Белинский — “одно из самых замечательных лиц николаевского периода”. Личность великого критика в восприятии современников (А. И.Герцен, П. В.Анненков, И. С.Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Я.Панаева и др.).

Борьба за утверждение “реальной поэзии” в искусстве. “Исторический взгляд” на русскую литературу — обзор статей из цикла “Сочинения Александра Пушкина”.

Разработка и пропаганда принципов “натуральной школы”. Составление “манифеста направления” на основе статей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.

Теория литературы. Критика как вид литературного творчества. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное творчество. Рецензия на “главную” книгу года.

А. И.Герцен. “Кто виноват?”, “Сорока-воровка”, “Былое и думы”

(обзор).

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И.Герцена — главы из книги “Былое и думы”.

“Былое и думы” — исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в “благородные инстинкты человеческого сердца” (П. В.Анненков).

А. И.Герцен в России. “Семейная разладица” славянофилов и западников. Чтение глав “Наши” и “Не наши” четвертой части “Былого и дум”, сообщения учеников на тему: “Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов”.

Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. Человек как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. Роман “Кто виноват?” и повесть “Сорока-воровка”: анализ, организованный проблемным вопросом: “Какая власть — случая или закона — определяет судьбы героев этих произведений?”

Европа до 1848 года — арена “великой борьбы независимости и человеческих прав”. Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.

Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: “Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит “от нас с вами”?”

“Полярная звезда” и “Колокол” — трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего “к великому развитию всех ее неистощимых сил”.

Словесное рисование снимков для “фотоальбома” о “грозном ритурнеле” истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам “Былого и дум”).

Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и

Художественность.

Внеклассное чтение. И. Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь”.

Литературное творчество. Полемический отклик на статью или передачу.

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А.Гончарова и И. С.Тургенева.

Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А.Добролюбова “Когда же придет настоящий день?”. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А.

Гончарова и И. С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А.Некрасова, музыкальные миниатюры М. П.

Мусоргского и А. С.Даргомыжского, “Портрет крестьянина” И. Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве.

Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г.Перова ^Чаепитие в Мытищах близ Москвы “, “Проводы покойника “, “Сельский крестный ход на Пасху”).

Сочинение-миниатюра: “Народ в русском искусстве середины XIX века” — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала
“Современник”, получивший зачастую прямо противоположную оценку в
письмах и мемуарах современников.

Различия в понимании искусства
были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России,
на цели и задачи ее настоящего.

Те же процессы происходили в музыке и
живописи: наряду с академической школой живописи организуется
артель молодых художников во главе с И. Н.Крамским, положившая

начало обществу “передвижников”; наряду с Петербургской

Консерваторией организуется сообщество композиторов “Могучая кучка”. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками “чистого искусства”, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П.Мусоргского на стихи Н. А.

Некрасова и увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” И романсы П. И.Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы.

Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1 . Литературные сочинения!

Ссылка на основную публикацию