Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»

Поэзию Анны Ахматовой часто называют «исповедью женской души». Удивительно, что она выражала свои мысли, переживания простыми, привычными, «ежедневными» словами, но это только усиливало тонко-психологическое звучание произведений. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Анны Ахматовой «Молитва», которое входит в сборник «Белая стая».

История создания

Анна Андреевна Ахматова – ярчайший представитель Серебряного века. Особенной чертой всех представителей данного периода в литературе было стремление уйти от идеализма, позитивизма.

Поэты-серебряники не пытались оправдать поведение человека социальными условиями существования, напротив, они придерживались устоев русской поэзии, для которой был важен именно человек, как он есть, с характерными только для него чувствами, мыслями.

1915 год – тяжёлое время для России. В разгаре Первая Мировая война. Сотни тысяч человек отправились на войну в рядах добровольцев. В этих рядах был и муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв.

Такое решение мужа поэтессе не понравилось. Поначалу Ахматова относилась к войне как к странной мужской игрушке. Но постепенно эта мысль сменилась на ужас.

Анна Андреевна была ошеломлена, потрясена трагедией, обрушившейся на людей. 

В этом же году Ахматова пишет стихотворение «Молитва», которое изначально предназначалось мужу. Но отправить его на фронт она так и не решилась. Многие женщины молятся лишь о том, чтобы их возлюбленные вернулись домой целыми и невредимыми, а Анна Андреевна готова принести страшную жертву, отдав ребёнка и мужа («друга») ради окончания войны, ради победы России.

Жанр, направление, размер

Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым.

Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины.

Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!  

Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма.  Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

Композиция

Стихотворение «Молитва» состоит из 8 строк. На части его разбить никак нельзя, оно монолитно и неразрывно. Композиция данного произведения представляет собой единую молитву. Оно построено как прошение, которое подчеркивается глаголами «дай», «отыми».

Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и понимала силу слова, обращенного к Богу. Она осознавала, что всё произнесённое в молитве очень часто сбывается. Несмотря на это, она мужественно готова пожертвовать всем, что у неё есть ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Образы и символы 

Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

  • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
  • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой. 
  • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья. 

Темы, проблемы, настроение

Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу. 

Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны. 

Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников. 

Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви. 

Основная идея 

Стихотворение «Молитва» — это одно из многих произведений поэтессы, в которых она выражает своё единство со страной, по строкам которых можно понять, что боль России она воспринимает как свою собственную. Главная мысль стихотворения «Молитва» — порыв патриотизма и жертвенности женщины, которая не может воевать, но готова отдать все, что у нее есть, ради окончания кровопролития.

Смысл произведения «Молитва» – это самоотрешённая любовь к Родине. Анна Андреевна, как истинна христианка, на своём примере, показала то, как нужно любить.

Средства выразительности 

Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными. 

  1. В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
  2. Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
  3. «Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
  4. Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар». Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению. 

До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

Кристина Асаулова

Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» | Литерагуру

Гражданская лирика Анны Ахматовой – это эмоциональная и тонкая поэзия, где раскрываются темы и проблемы, актуальные для страны. Поэтесса всегда была неравнодушна к судьбе своего народа и отчества, поэтому в ее стихах мы часто находим боль и переживания, которые испытывает человек, по-настоящему любящий родину.

История создания

Анна Андреевна Ахматова в своем стихотворении «Молитва» передала всё сострадание и сочувствие русскому народу. Поэтесса всегда «говорила» за народ, описываю всю боль обычного человека. В 1915 году она окончила написание стихотворения «Молитва». 1915 год был очень тяжелым и страшным – разгар Первой Мировой войны.

В своем стихотворении она разделила боль всего народа, ведь нелегко было всем, в том числе и поэтессе. Война была невыносимой и чуждой сердцу женщины, поэтому произведение и получилось таким трагичным и мрачным. Название «Молитва» не случайно – война – время, когда у многих опускаются руки, когда надежды уже нет, когда надеяться попросту не на кого, тогда люди и просят помощи у Бога

Жанр, направление, размер

Жанр «Молитвы» — традиционное для Ахматовой стихотворение-молитва: небольшой объем, выразительность и красноречивость, торжественность стиля.

Говоря о направлении, в котором творила Анна Андреевна, стоит упомянуть акмеизм. Акмеисты отказались от принципов символизма и ввели собственные каноны – ясность в выражении авторской позиции и возращение к материальному миру.

Небольшое по объему стихотворение написано перекрестной рифмой (АВАВ) и имеет стихотворный размер анапест.

Образы и символы

Система символов представлена тремя главными символами.

  1. В первом четверостишии «таинственный песенный дар» символизирует голос народа, который лирический герой готов отдать ради своей страны, даже если он и станет несчастен.
  2. Туча во второй строфе – символ мрака, нависшего над Россией – война.
  3. А вот «облако в славе лучей» — это победное воспоминание о борьбе, историческая память, где лучи – радость и гордость народа за победу над врагом.

Система образов не столь обширная, но это можно объяснить небольшим размером самого стихотворения. Главные образы – жертвенный патриот, который готов отдать все, что у него есть, во благо Родины и образ Творца, к которому обращается лирический герой за помощью, чтобы страна, наконец, смогла освободиться от оков мрака.

Тема и настроение

Основная тема стихотворения Ахматовой – патриотизм, самопожертвование ради своей страны. Лирическая героиня преисполнена чувством веры в будущую победу Отечества. Она готова жертвовать всем – и здоровьем, и ребенком, и даже голосом.

Настроение стихотворения полностью соответствует теме – патриотическое. Лирическая героиня предвосхищает будущее процветание страны, просто ей нужно немного помочь. У читателей стразу возникает чувство некого трепета перед добродетелью лирической героини, которой хочется соответствовать.

Также в стихотворении поднимается проблема войны. Она довела людей до отчаяния, они готовы приносить баснословные жертвы на алтарь победы, лишь этот кошмар прекратился.

Идея

Смысл стихотворения – поднятие народного духа сопротивления врагу. Автор призывает людей по-христиански жертвовать собой, дабы спасти страну. Это единственный способ отогнать угрозу от своих границ и обеспечить процветание будущим поколениям.

Анна Андреевна хочет, чтобы каждый соответствовал лирической героине – жертвенному, патриотичному и доблестному человеку. Она готова пожертвовать самым дорогим для матери – ребенком, только бы приблизить долгожданную победу, только бы спасти будущее страны.

Средства художественной выразительности

Стихотворение Ахматовой изобилует средствами художественной выразительности. Например, в первой же строке мы видим эпитет – «горькие годы». Образное использование данного прилагательного усиливает мрак страны, в котором и существует отечество из-за войны.

  • Также встречается эпитет «темная Россия» — опять же усиление образа «слабой» родины.
  • Туча и облако – развернутая метафора войны и исторической памяти о ней.
  • Игорь Васильев
Читайте также:  Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Молитва» А. Ахматова

  • Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, бессонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар –
    Так молюсь за Твоей литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над темной Россией
  • Стала облаком в славе лучей.

Май 1915 г., Духов день, Петербург.

Анализ стихотворения Ахматвой «Молитва»

Первая мировая война, в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова, которая именно в этот период осознала, что ее семья, о которой она так мечтала, существует фактически лишь на бумаге.

Все дело в том, что супруг поэтессы Николая Гумилев при первой же возможности записался в армию добровольцем, чем вызвал негодование Ахматовой. Она понимала, что кто-то должен защищать родину в тот момент, когда над ней нависла смертельная опасность.

Однако было очевидно, что Гумилевым движут не столько патриотичные чувства, сколько желание сбежать из дома и оставить семью ради новых приключений. Сама Ахматова довольно долго воспринимала войну как некое развлечение для мужчин.

И только в середине 1915 года, когда домой стали возвращаться искалеченные солдаты из числа ее близких друзей, а во многие дома и вовсе пришли похоронки, Ахматова осознала весь ужас происходящего. Она больше не шутила по поводу того, что мужчины уходят на войну, чтобы избавиться от надоевших жен, и кардинально изменила свое отношение к боевым действиям.

Понимая, что возврата к прошлой жизни, спокойной и безмятежной, уже не будет, Ахматова все же мечтала о том, что кровавая бойня, успевшая унести тысячи человеческих жизней, закончится. Причем, поэтесса уповала на победу русских войск, в какой-то момент остро почувствовав, что является истинной дочерью своего народа, которая стала патриотом еще до того, как научилась говорить. Она готова было отдать все, что имеет, ради того, чтобы Россия сохранила свою независимость.

В 1915 году Ахматова пишет короткое стихотворение, которое планирует отправить на фронт Гумилеву. Однако в последний момент решает этого не делать, так как чувствует себя предательницей по отношению к супругу.

В тот момент, когда многие женщины молятся о том, чтобы их мужья вернулись с войны живыми и невредимыми, Ахматова готова принести кровавую и страшную жертву, восклицая: «Отыми и ребенка, и друга».

Под другом поэтесса подразумевает Гумилева, к которому испытывает очень теплые чувства, но уже давно не считает его своим мужем. Кроме этого, Ахматова готова пожертвовать собственным здоровьем и благополучием, а также согласна прожить остаток дней в скорбях и нищете.

Даже свой «таинственный песенный дар» поэтесса готова принести в жертву, о чем молит Бога во время литургии. Взамен же Ахматова просит лишь одного – «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Истинно верующие люди прекрасно осведомлены о том, что Господь слышит мольбы каждого из нас. Поэтому даже если Ахматова и заигрывала с Всевышним, то прекрасно осознавала – ее просьба может быть исполнена, пусть и не совсем так, как этого хочется поэтессе. Война действительно завершилась, хоть и без блистательной победы России.

Однако перемирие было заключено уже после Великой Октябрьской революции, и кровавый коммунистический террор стал своеобразной платой за избавление от внешнего врага. Самой Ахматовой также пришлось принести на алтарь мирной жизни не одну жертву. В первую очередь, речь идет о Николае Гумилеве, который был расстрелян в 1921 году.

Дважды в тюрьме побывал и сын поэтессы Лев Гумилев. Молитва поэтессы действительно была услышана, и она прожила очень сложную жизнь, пройдя через гонения и травлю, тяжелые болезни и нищету.

Единственное, что Господь оставил Ахматовой, так это ее удивительный поэтический дар, который стал для нее наградой за веру в непоколебимость России, патриотизм и четкое разделение таких понятий, как «родина» и «государство».

Ахматова Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

Начать анализ одного из знаменитых произведений любимой и признанной поэтессы Анны Ахматовой разумнее всего будет с того, что необходимо отметить факт близости её творчества к тому, чтобы стать одним из символов величия России.

Основной своей миссией данная поэтесса считала то, что ей удавалось достучаться до сердец, заставить людей задуматься над своими поступками, действиями, мыслями и взглядами в отношении такого вечного чувства, как любовь.

Нужно отметить, что ей это практически всегда удавалось, именно поэтому все её произведения были любимыми и уважаемыми многими.

Стихотворение “Молитва” написанно в 1915 году. В данное стихотворение Анна включила всю силу, которой обладает искренняя молитва человека по обращению к Богу. Нужно отметить, что Анна являлась глубоко верующим человеком, поэтому серьезно относилась ко всем молитвам, понимая как никто другой, что каждая из них имеет свою, довольно большую силу и мощь.

Данное произведение написано в тяжелые для России годы, а именно в военные. Ни для кого не секрет, что в войну очень много людей молились об одном, о жизни, о мире, о снисхождении. Поэтому её стихотворение, даже несмотря на то, что оно довольно таки маленькое пришлось к месту. Его многие люди постоянно перечитывали, веря в лучшее.

  • Читая данное произведение люди верили в лучшее, и это лучшее свершилось, после того, как был подписано мирное соглашение, означающее то, что война закончена и можно выдохнуть.
  • Многие полюбили это стихотворение, признавая, что оно имеет очень большую силу, так же как и молитвы.
  • Несмотря на то, что произведение является очень маленьким по своему составу, оно наполнено яркими литературными элементами и приемами, которые позволили сделать его красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что все произведения данной поэтессы наполнены глубоким смыслом, без которого у данных произведений просто не было бы смысла. Читая их люди понимают, что чувства, любовь, вера, надежда действительно существуют, нужно лишь понять это и искренне в это поверить. А всё, что по-настоящему важно и дорого обязательно сбудется, если будет настоящая вера в это.

Анализ стихотворения Молитва Анны Ахматовой

Россия в 1914г году попала в страшную пучину- войну. Не могли эти события не отразиться и на поэтической плеяде. Не исключением из неё стала и Ахматова. Её супруг Н.Гумилев записался добровольцем на фронт.

Изначально жена воспринимала все это как некую шалость, пока не увидела собственными глазами, как с фронта возвращаются искалеченные или умершие солдаты.

  Данное стихотворение было написано поэтессой в 1915г, она предполагала отправить его на фронт Николаю, однако посчитала, что это будет своего рода усмешкой для него, и отказалась от данной мысли.

Стихотворение достаточно мало по размеру, представляет собой прямой призыв к Богу, просьбу о помиловании Родины. Именно с точки зрения того, что Ахматова пренебрегая собственными тяготами, радеет за будущее родной страны и  показывает её как истинного патриота.  Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная.

Лирическая героиня молит Господа, имя которого не употреблено в тексте в прямой форме, а завуалировано под местоимением, употребленным с большой буквы «Твоей», о собственной немощи, в болезни, трудностях.

Предлагает отнять у неё ребенка и друга, другом является её супруг, разлука с которым уже итак исключила    возможность построения семейных отношений. Она даже готова пожертвовать самым ценным, что есть у поэта – умением писать « таинственный песенный дар».

  И все это только ради одного, чтобы Россия не просто закончила войну, но и вышла из неё победительницей в лучах  славы.

   Лирическая героиня утомлена тем, что находится в постоянном неведении происходящих на фронте событий, переживаниями не только за своих близких, оказавшихся на фронте, но и за весь народ, попавший в эту смертельную пучину.  Война представляется её тучей темной, закрывшей не только солнце, обеспечивающее жизнь, но и весь небосвод, словно, нарочно, забрав у людей свет, а с ним и надежду на светлое будущее.

Анна Ахматова

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Анализ стихотворения «Молитва» Анны Ахматовой

Стихотворение «Молитва» было написано Ахматовой в 1915 г. по поводу продолжавшейся Первой мировой войны. Небольшое по объему произведение действительно напоминает молитву по эмоциональности и искренности.

Ахматова, как и большинство людей в то время, недостаточно серьезно отнеслась к начавшейся в 1914 г. мировой бойне. В России не сомневались в быстрой и решительной победе. Шапкозакидательские настроения овладели практически всеми слоями общества.

Однако вместе с поражениями и огромным количеством убитых и раненых постепенно приходило отрезвление. Новые виды вооружения, «позиционная война», участившиеся случаи сумасшествия среди солдат вызывали ужас. Первая мировая война стала совершенно новым этапом в военной истории человечества.

Вместо торжественных патриотических воззваний в литературе начинают появляться произведения, направленные против войны в целом.

«Молитва» — страстный призыв Ахматовой к богу с просьбой о прекращении невиданной ранее войны.

О значимости и силе этой просьбы можно судить по тому, чем готова поэтесса пожертвовать: «отними и ребенка, и друга», даже бесценный «песенный дар».

Если Ахматова и допускает поэтическое преувеличение, то в любом случае такие слова на ветер не бросают. Первая мировая война действительно вызывала шок у людей начала XX столетия.

Поэтесса впервые почувствовала, что патриотизм для нее — не пустое слово. В дальнейшем она не раз доказала это. В отличие от массово распространяющихся воззваний к прекращению войны любой ценой, Ахматова желает России только победы.

К тому же впервые после нашествия Наполеона страна оказалась под угрозой утраты национальной независимости. Эту грозную опасность поэтесса сравнивает с нависшей «тучей».

Для того чтобы она превратилась в «облако в славе лучей», Ахматова готова принести в жертву абсолютно все.

Читайте также:  Стихи сурикова: читать стихотворения ивана захаровича сурикова - русского поэта, писателя

По необъяснимым законам произведения известных авторов часто носят пророческий характер. Самые страшные строки «Молитвы» воплотились в реальности. «Горькие годы недуга» превратились в непрерывную травлю поэтессы в СССР.

Мужа Ахматовой расстреляли, а ее сын дважды отбывал срок в лагерях. Поэтесса сохранила свой «песенный дар», но он был зажат в тесные рамки советской цензуры.

«Облако в славе лучей» (главная просьба Ахматовой) взошло над измученной Россией лишь в 1945 г.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Молитва на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Анализ стихотворения Ахматовой Молитва

История создания

Ахматова в стихотворении передала всю горечь и сочувствие к обычному народу. Она, как известно, всегда была и писала только за народ, всегда описывала боль и негодование человека. Стихотворение ею было написано в 1915 году, когда Первая мировая война была в разгаре.

Все в то время было нелегко, и поэтесса была не исключением. Стихотворение у нее вышло трагичное и достаточно мрачное, потому что война была жестокой и чуждой сердцу.

Название произведения она выбрала не случайно, потому что, когда не от кого ждать помощи, просят ее у Бога.

Жанр

Произведение “Молитва” написано в традиционном для Ахматовой жанре, ему присущ небольшой объем, красноречие и определенный Ахматовский стиль. В нем присутствует определенная выразительность и некая торжественность. Направление стихотворения, акмеизм. Это поэты, которые ввели собственные правила. Они соблюдают возвращение к всему материальному и выражают ясную позицию автора.

Стихотворение по объему- небольшое, размер анапест. Ахматова написала его перекрестной рифмой.

Символы и образы

Система описывается тремя символами. Они являются главными.

  • “таинственный песенный дар” есть голос русского народа.
  • Туча — это мрак, который нависает над Россией, по-другому это война.
  • Облако в славе лучей – есть победа. Воспоминание, память, радость из-за победы над врагами.

Образов немного, но и стихотворение маленького размера. Во главе образов стоит патриот, жертвующий всем, ради победы своей страны и присутствует образ Творца, к нему производит обращение главный герой, просит его о помощи.

Настроение и тема

Как уже написано выше, основа стихотворения – патриоты и самопожертвование народа ради страны. Это и есть основная тема. Стихотворение пропитано верой в победу, народ готов пожертвовать всем для этого. Настроение у произведения также соответствует теме – оно патриотическое.

Героиня видит процветание Росси в будущем, просто нужно чуть помочь. Когда читаешь стихотворение возникает чувство симпатии к героине и трепета перед этим добром. В произведении поднимается не раз тема войны. Потому что она, в свое время, доводила народ до отчаяния.

Люди готовы были отдать все, что угодно, только бы кошмар ушел.

Основная идея

Весь смысл произведения в том, чтобы поднять дух народа и настроить его на сопротивление. Анна призвала людей на определенные жертвы, чтоб спасти погибающую под гнетом войны страну.

На тот момент, она видела это единственным способом для того, чтобы обеспечить детям и внукам процветание и жизнь. Ахматова призывала всех и каждого соответствовать героине произведения – быть жертвенной натурой, доблести и чести.

Она была готова отдать самое ценное, что у нее было – дитя, чтоб только пришла долгожданная победа и страна была спасена.

Средства художественной выразительности.

Данное произведение просто изобилует выразительностью. По тексту наблюдаются многочисленные эпитеты, например горькие годы в первой строке стихотворения. Образно оно усиливает весь тот мрак, под которым народилась в то время наша страна, из-за первой отечественной войны.

Вариант 2

В 1915 году вышло стихотворение Ахматовой, которое называлось «Молитва». Это стихотворение покорило мир в какой-то степени. Потому что поэтесса жила в те времена, когда было трудно всем, и в том числе – ей. Она не осталась в стороне, она наоборот прочувствовала все своей душой, всем сердцем, также.

Именно поэтому, как считают критики, до сих пор ее произведение, которое так не велико своим размером, покоряет всех тех, кто прочитал ее произведение, которое можно считать произведением искусства. Итак, стихотворение само состоит из восьми строк, и к тому же оно рифмовано очень качественно, и приятно читать не только по смыслу, но еще и потому, что рифма – это красиво и приятно вдвойне.

1915 год – был тяжелым годом, ведь началась Первая Мировая война еще год назад, она уже шла, и не для кого – она не была выносимой. В те времена, много мужчин ушло на войну, почти никого из мужского населения – не осталось, только дети и старики.

Одни женщины – все на их руки. Именно потому стихотворение носит название «Молитва». Ведь, когда трудно – и война на в мире – начинаешь молиться, искренне и неподдельно, потому что кажется, будто это – последняя надежда сохранить себя и своих близких.

Это слово – слово молитва уже само по себе определяет название жанра – молитва. Стих-молитва очень силен во всех смыслах слова. Потому что он надавил на чувства людей, заставив их пустить слезу, почувствовать себя виноватым из-за того, что никто из простых смертных, казалось бы, не может остановиться эту ужасную войну, потому что жить так – становиться невыносимо.

Анна Ахматова хорошо понимала и разделяла чувства людей, и не только в те времена, а еще и раньше. Именно потому, она до сих пор считается и будет считаться очень известной и великой поэтессой своих времен. Но даже сейчас ее произведения очень хорошо влияют на нас, простых людей.

Стихотворение «Молитва» Ахматовой смогло покорить мир, потому что каждому человеку хоть немного знакомо это чувство – чувство ужаса перед тем, что невозможно отвратить. Поэтесса смогла затронуть самые тонкие и чувствительные струны нашей души, – души человеческой, а потому – очень ранимой.

  • В произведении повесть ведется не от лица автора, а от лица – неизвестного лирического героя, и именно этот персонаж, которые представляется нам одной из жертв того времени, у кого отобрали брата, мужа или сына – просто молит Бога о том, чтобы все наконец-то закончилось, и в мире – наступила тишина, спокойствие, и все возвратилось вновь, – как было раньше.
  • Анна Ахматова – это великий поэт тех времен.
  • Анализ стихотворения Молитва по плану

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения «Молитва» (А.А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова – ярчайший представитель Серебряного века. Особенной чертой всех представителей данного периода в литературе было стремление уйти от идеализма, позитивизма.

Поэты-серебряники не пытались оправдать поведение человека социальными условиями существования, напротив, они придерживались устоев русской поэзии, для которой был важен именно человек, как он есть, с характерными только для него чувствами, мыслями.

1915 год – тяжёлое время для России. В разгаре Первая Мировая война. Сотни тысяч человек отправились на войну в рядах добровольцев. В этих рядах был и муж Анны Андреевны – поэт Николай Гумилёв.

Такое решение мужа поэтессе не понравилось. Поначалу Ахматова относилась к войне как к странной мужской игрушке. Но постепенно эта мысль сменилась на ужас.

Анна Андреевна была ошеломлена, потрясена трагедией, обрушившейся на людей.

В этом же году Ахматова пишет стихотворение «Молитва», которое изначально предназначалось мужу. Но отправить его на фронт она так и не решилась. Многие женщины молятся лишь о том, чтобы их возлюбленные вернулись домой целыми и невредимыми, а Анна Андреевна готова принести страшную жертву, отдав ребёнка и мужа («друга») ради окончания войны, ради победы России.

Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова является одной из самых ярких личностей Серебряного века. Ахматова — поэт, о котором говорят как о преемнике Александра Сергеевича Пушкина.

Он, как известно, считал,что путь поэта должен быть наполнен терзаниями и сомнениями о назначении поэта. Поэзия должна нести людям идеалы любви, дружбы, доброты, милосердия, чести и достоинства.

А роль поэта заключается в том, чтобы открывать в человеке то светлое, что в нем есть.

Жизнь Анны Андреевны отображается в ее творчестве. Поэтесса понимает, что через свои стихи она способна влиять на людей, их чувства и эмоции.

  Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Стихотворение «Творчество» написано в 1936 году. В этом произведении тонко прописан таинственный процесс создания стихов. Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла».

В этой серии стихов поэтесса повествует о творчестве. Она считает, что процесс написания является волшебным обрядом познания своего воображения. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», — пишет Ахматова.

В моменты творчества поэт словно находится в неком беспорядке, который в итоге становится готовым произведением. Складывается впечатление,что вихрь событий и впечатлений буквально захватывает автора, чтобы перенести его в состояние вдохновения.

Поэтесса проводит грань между настоящим миром и миром поэта, в котором он порождает свои стихи.

Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук.

Стихотворение было подвержено многочисленной критике со стороны окружения Ахматовой. Люди отнеслись недоверчиво к смыслу данного стихотворения и не поняли его суть. Это произошло, потому что поэтесса описывала понятие творчества, как некий мистический процесс, который происходит только с вмешательством высших сил.

Источник

Жанр, направление, размер

Название стихотворения Анны Ахматовой «Молитва» определяет жанр этого произведения. Молитва, как жанр лирики, представляет собой художественное высказывание, обращение лирического героя к Богу, Богородице, Святым.

Для данного жанра важна диалогичность, которая хорошо отражена в поэзии Анны Ахматовой. Данное стихотворение – это бескорыстная молитва, молитва-прошение. Лирическая героиня отчаянно просит об освобождении Родины.

Она готова пожертвовать чем угодно ради этого!

Раннее творчество Анны Андреевны можно отнести к такому направлению как модернизм. Ахматова была членом объединения «Цеха поэтов», которые причисляли себя к течению акмеистов. Но Анна Андреевна не вмещалась в эти тесные рамки. Её творчество имело черты и символизма, и акмеизма, и реализма. Многие называли поэтессу «Душой Серебряного века».

Размер стихотворения «Молитва» – трёхстопный анапест, перекрёстная рифмовка, рифма чередуется (мужская сменяет женскую).

Читайте также:  Сочинение-рассуждение по тексту Чванова: Что такое доброта?

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.

Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.

Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.

Композиция

Стихотворение «Молитва» состоит из 8 строк. На части его разбить никак нельзя, оно монолитно и неразрывно. Композиция данного произведения представляет собой единую молитву. Оно построено как прошение, которое подчеркивается глаголами «дай», «отыми».

Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и понимала силу слова, обращенного к Богу. Она осознавала, что всё произнесённое в молитве очень часто сбывается. Несмотря на это, она мужественно готова пожертвовать всем, что у неё есть ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.

Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.

  • Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
  • «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
  • «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.

Анализ стихотворения «Посвящение» Ахматовой

Анна Ахматова — одна из немногих русских поэтесс, которой удалось внести свою «лепту» в поэтическое наследие серебряного века.

Будучи женщиной с виду робкой и апатичной, Ахматова наполнила своё творчество несломлённым, подчас даже отчаянным стремлением к борьбе, которое не утихало вплоть до смерти поэтессы.

Примечательно в этом плане стихотворение «Посвящение», которое включено в поэму «Реквием, — здесь Ахматова посредством самых различных поэтических процессов раскрывает читателю свой спектр эмоциональных размышлений и душевных жажд.

  Анализ стихотворения Александра Блока «На поле Куликовом»

«Посвящение» — отрывок из цикла «Реквием» — написано пятистопным ямбом, который выбран автором в качестве ритмической структуры неслучайно.

Ритм, схожий с попеременно слоговым «отстукиванием», подчёркивает некоторую монотонность стихотворного текста, но, вместе с тем, отсылает к маршевому звучанию — бодрому и решительному.

На принципе сочетания некоторой апатичной сухости и доблестного порыва и основывается эмоциональная палитра «Посвящения».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Ударение вначале каждой строки падает на первый слог, что подчёркивает внутреннюю силу и готовность стремглав ринуться навстречу трудностям; наличие трёх мужских рифм, которые преимущественно закрыты (оканчиваются на согласную букву; исключение — первая строфа), в каждой строфе также говорит о горячем душевном напоре, об аполлоническом начале (по Ницше) лирического героя. Любопытен и смешанный тип рифмовки, которым оперирует Ахматова в своём произведении — из строфы в строфу две строчки, идущие друг за другом, рифмуются мужской рифмой — это тоже отсылает некоторого рода триумфальному маршу, к эмоциональному подъёму, сердечному мужеству.

Вместе с тем, поэтесса, хоть и реже, применяет и женские рифмы — они позволяют смягчить душевный накал, пыл сердца, который экстраполируют рифмы с ударениями на последний слог.

Для Ахматовой очень важно показать читателю синтез мужского темперамента и женского, которому соответствует хрупкость и неустойчивость, ведь её лирический герой стихотворения — женщина, силы которой пробудили внезапно вторгшиеся военные события.

В этом смысле становится понятно, почему «Посвящение» начинается с мужской рифмы, а заканчивается женской — начало и конец сливаются в единении эмоциональных состояний, что свойственны персонажу стихотворения, который переживает все тяжкие обстоятельства, проходит храбро «по столице одичалой», но признаёт, что в любой момент могут «слёзы хлынуть», что «надежда вдали». Слабость и силу эмоциональных порывов Ахматова объединяет в своём произведении.

Подводя итог, можно сказать, что эмоции, что передаёт Ахматова в поэтическом тексте «Посвящение», противоречивы — их можно отнести одновременно и к проявлениям мужской стойкости, и к женской субтильности. Добивается такого эффекта Ахматова путём использования определённого ритма, способов рифмовки и композиции.

Темы, проблемы, настроение

Во всём творчестве Анны Андреевны вера и любовь неразделимы, они едины. Как человек верующий, она понимала любовь широко, объёмно. Она для Ахматовой – это и трепетные, нежные отношения между мужчиной и женщиной, это и пылкая, жертвенная любовь к Родине, к народу.

Тема стихотворения «Молитва» — любовь к Родине, единство личности со всей страной. Всё, чем живёт человек в мирное время, — семья, друзья, любимое дело – всё это, можно сказать, отступает перед лицом общечеловеческой трагедии. Поэтесса преисполнена чувством веры в победу России. Она готова жертвовать всем ради народа, ради родной страны.

Настроение стихотворения «Молитва» отчаянно-торжественное. Именно такой парадоксальный окрас имеют строки произведения «Молитва». Лирическая героиня не сразу просит о заветном, она сначала перечисляет всё то, что несравнимо дорого ей, но что она готова отдать ради одного – светлого неба над головами соотечественников.

Анна Андреевна осознаёт неотделимость своей судьбы от судьбы России. Её жертва – это не сиюминутное решение, сказанное сгоряча, а продукт долгих размышлений, работы души, это результат её чистой, искренней любви.

Основная идея

Стихотворение «Молитва» — это одно из многих произведений поэтессы, в которых она выражает своё единство со страной, по строкам которых можно понять, что боль России она воспринимает как свою собственную. Главная мысль стихотворения «Молитва» — порыв патриотизма и жертвенности женщины, которая не может воевать, но готова отдать все, что у нее есть, ради окончания кровопролития.

Смысл произведения «Молитва» – это самоотрешённая любовь к Родине. Анна Андреевна, как истинна христианка, на своём примере, показала то, как нужно любить.

Особенности композиции

Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.

Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:

  Особенности поэтического мировоззрения Ф.И. Тютчева

  1. В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.

  2. Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.

Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова.

В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.

Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом.

И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств.

Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.

В стихотворении Анны Андреевны Россия — это плодородная земля, а не страна военных достижений и побед. Перед простыми, любящими ее гражданами она предстает именно такой.

Средства выразительности

Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.

  1. В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
  2. Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
  3. «Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
  4. Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар». Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.

До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».

Кристина Асаулова

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Любовь» придают стихотворению неизъяснимой прелести:

  1. “то змейкой … свернувшись колдует” — олицетворение. (см. “композиция и образы” абзац 2).
  2. “голубком на белом окошке воркует” — олицетворение. (см. “композиция и образы” абзац 2).
  3. Второе четверостишье — олицетворение. Здесь, Ахматова старается запечатлеть любовь в моменте — показать ее непостоянной, перебегающей от одного сердца к другому плутовкой, с мимолетностью которой нам порой приходится мириться.
  4. “сладко рыдать” — оксюморон. Весьма оригинальный оксюморон отнюдь не назовешь сложным для понимания. Сладко рыдают, как несложно догадаться, слезами любви, целительными, честными и бескорыстными.
  5. “молитва тоскующей скрипки” — метафора. Красивая метафора отсылает читателя к отвлеченному меланхолическому пониманию тоски через воспроизведение звука игры на скрипке — инструмента, минорные ноты которого рвут страдающее сердце на части и лечат его целительным страданием одновременно.

Иван Лейтман

Ссылка на основную публикацию