Женские образы в «Ревизоре» Н.В Гоголя

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы, в которых женщины выступают в роли не самых хороших личностей. Так, например, в произведении Гоголя «Ревизор» женщины являются далеко не замечательными людьми.

Анна Андреевна – это жена городничего. Данная особа очень любопытна, но также и глупа, ведь образовывалась она только журналами о моде и любовными романами. Эта женщина постоянно переодевается, ведь очень любит красоваться и наряжаться. Второе любимое занятие Анны – подглядывание и подслушивание.

Она никогда не брезгует посмотреть в щёлку для того, чтобы узнать кто во что одет, кто что говорит и у кого какой цвет глаз, причём этим она занимается постоянно, потому что любит узнавать всё новые и новые вещи о своих знакомых, а потом рассказывать это всё жёнам чиновников. Одним словом, эта дама – сплетница.

Хлестаков, лжеревизор, говорит о ней как о недурной женщине, в его словах даже присутствуют пошлые намёки.

У Анны светлые глаза и русые волосы, а вот взгляд и мысли женщины не так светлы, потому что она ничем не интересуется, всегда говорит о пустяках и о том, что мечтает переехать в столицу и стать известнейшей дамой Петербурга.

Помимо всего прочего, эта женщина ещё и очень высокомерна: порой она заходит настолько далеко, что перестаёт уважать окружающих и мешает им жить. В произведении женщина пыталась понравиться Хлестакову и даже соревновалась со своей дочерью за его внимание.

Марья Антоновна – та самая дочь Анны и городничего, которой всего восемнадцать лет, но которая уже выглядит как сформировавшаяся девушка.

Она кокетничает с мужчинами гораздо старше себя, так, например, она пыталась влюбить в себя Хлестакова, потому что он показался ей «хорошеньким». Девушка также глупа и ветрена, как и её мать. Она любит рассматривать себя в зеркале и всё своё свободное время проводит за этим занятием.

Главная черта её образа – желание выгодно пристроиться, выйдя замуж. Но, к сожалению, или к счастью, Хлестаков попросив её руки, вскоре сбежал из города.

Вдова унтер-офицера – ещё один неглавный, но очень комичный образ этого произведения. После драки баб на рынке полиция не стала разбираться кто виноват и высекла ни в чём не повинных женщин, в число которых и вошла вдова.

Полицейские пытаются списать этот произвол на саму вдову, мол, это она сама себя.

Несмотря на то, что женщину унизили и очень больно побили, она надеется только на то, что ей за это дадут денежное возмещение, что показывает её не с лучшей стороны.

Все женщины в этой комедии расчётливые, глупые, бездушные и вызывают только жалость и смех.

2 вариант

Мы привыкли, что героини книг почти что идеальные женщины, у которых нет недостатков.

Но в этом романе женщины отличаются от других, выступая в роли не самых хороших и приятных личностей, когда в основном, в большинстве романов, женщины изображены как очень привлекательные и остроумные персонажи. Ревизоро – роман, где не много женщин, о которых из них попытаемся поговорить более подробно.

Андреевна Анна-жена градоначальника, не молодая, не старая. Мечтает переехать в Петербург.

Всегда хорошо одета, ее главным занятием является сплетни, всегда интересуется жизнью других людей, ибо быть первым, кто распространяет слухи. Несмотря на свои недостатки, она очень привлекательная женщина.

Главным недостатком Анны Андреевны является ее высокомерие. В романе Гоголя Ревизор она соперничает с дочерью, дабы соблазнить Хлестакова.

Следующий персонаж восемнадцатилетняя Антоновна Марья, дочь Анны и городничего. Она мечтает выгодно выходить замуж и переехать в столицу, как своя мать. Антоновна Марья выглядит как сформировавшаяся девушка-женшина.

В романе Гоголя она описана как девушка, которая дает предпочтение мужчинам старше себя, именно по этому она соперничает с матерю и стремится завоевать внимание Хлестакова: он показался ей «хорошеньким». И мать, и дочь ветреные как мельницы.

Марья больше всего на свете любит себя, по этой причине она рассматривать себя в зеркале всё своё свободное время. Но, как мы знаем, Хлестаков, после предложения сбежал из города и она так и осталась в провинциальном городке.

Последняя героиня нашего сегодняшнего романа – Вдова унтер-офицера, она хоть и не главная героиня, но ее образ стоит того что бы уделить ей отдельное внимание. В романе есть сцена, где бабы дерутся на рынке.

Всех участниц этого инцидента, в том числе и нашу вдову, без суда отправляют в ссылку. В конце вдова ради денег говорит, что она «сама себя высекла». Слышится сарказм. Автор смеется над ней.

Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

В романе “Ревизор”, в отличие от других романов Гоголя, не так много персонажей, а женщин тем более. Гоголь представляет женщин с худшей стороны, их всех соединяет алчность, жадность и конечно безмерная любовь к деньгам. Он не пытается идеализировать слабую половину человечества, как это бывает в книгах, а дает роману более жизненную ситуацию.

8 класс

← Главные герои повести Шинель
← Образ России в Ревизоре↑ ГогольХарактеристика и образ Дьяка →
Главные герои повести Вий →

  • Главные герои рассказа Вождь краснокожих О Генри
    О. Генри-мастер юмористических рассказов. Одним из самых популярных среди них считается «Вождь краснокожих». Двое авантюристов совершают похищение сына богатого Эбенезера Дорсета в надежде получить большие деньги
  • Интересные факты о Тютчеве
    Тютчев Фёдор Иванович – российский поэт, подаривший людям прекрасную пейзажную лирику. Читая его произведения, можно только восхищаться – настолько они чисты и чудесны. Что касается жизни писателя, так она тоже не менее интересна и насыщена.
  • Сочинение на тему Россия, устремлённая в будущее
    Россия – страна с многовековой историей. Страна, которая имела очень трудные времена, которые она проходила вместе со своим героическим народом. Россия – очень мощное государство, которое имеет очень широкое влияние во всем мире
  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс
    При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.
  • Сочинение Мой любимый школьный кабинет (описание кабинета) 6 класс
    Мой любимый кабинет это кабинет музыки. Самый необычный кабинет во всей школе! Ещё, конечно, есть красивый кабинет труда. Но там просто много поделок и всего такого. Химии, биологии – тоже интересные кабинеты.

Женские образы в комедии Н.Гоголя "Ревизор"

  • Работа над темой
  • 26- 36
  • Женские образы
  • – перечислите женские образы в комедии

– В чем особенность женских образов? Что их интересует в приезжем?

– кто такая Анна Андреевна? Когда впервые появляется этот образ? ( Впервые она появляется в первом действии пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательными и вопросительными предложениями.)

  1. – что мы узнали о ней из комментариев писателя?
  2. – основные черты характера Анны Андреевны
  3. Комментированное чтение отдельных сцен

 Женские типы в «Ревизоре» занимают весьма незначительный уголок, являясь совершенно эпизодическими фигурами.

Но как великий художник, Гоголь сумел мимоходом, одним — двумя мазками кисти, дать полный портрет этих случайных персонажей своей комедии. Все женщины комедии в духовном отношении ничем не отличаютcя от своих мужей и отцов.

Они только завершают картину пошлости, нарисованную Гоголем, являясь достойным дополнением мужской половины общества.

Внешне в Анне Андреевне, жене городничего в “Ревизоре”, нет ничего интересного: суетливая, любопытная болтунья, у читателя сразу создается впечатление, что у нее в голове ветер. Однако стоит присмотреться к ней. Ведь автор в своих “Замечаниях для господ актеров” характеризует ее как женщину по-своему умную и даже имеющую некоторую власть над мужем.

Это интересная представительница провинциального общества. Благодаря ей образ городничего становится более рельефным, приобретает дополнительное значение, и читатель получает ясное представление об образе жизни и проблемах уездных дам. Не очень сильно отличается от матушки и Марья Антоновна.

Она очень похожа на нее, но гораздо менее деятельна, это не двойник энергичной чиновницы, а лишь ее тень. Марья Антоновна изо всех сил хочет казаться значимой, однако поведение выдает ее: больше всего места в девичьем сердце занимают наряды, она обращает внимание прежде всего на “костюмчик” Хлестакова, а не на его обладателя.

Образ Марьи Антоновны характеризует город с дурной стороны, ведь если молодежь занята только собой да “костюмчиками”, то у общества нет будущего. Образы жены и дочери городничего блестяще раскрывают авторский замысел, иллюстрируют его идею: чиновничество и общество уездного городка насквозь прогнило.

  В принципе, женские образы “Ревизора” не играют важной роли для понимания главной идеи произведения. Но и их значение велико. Ведь женщины не являются чиновниками, значит сатира Гоголя не направлена непосредственно на них, их функция – подчеркнуть общую деградацию уездного города. Анна Андреевна и Марья Антоновна оттеняют недостатки чиновников.

Их глупость и чересчур высокое самомнение выводят под слепящий свет сатиры такие же недостатки чиновников, скрытые под маской добропорядочности и исполнительности. 

– назовите другие женские образы

Жена Коробкина — воплощение лести и зависти. «Ах, как, Анна Андреевна, я рада вашему счастию! вы не можете себе представить,- говорит она, придя с поздравлением, а под шум общих возгласов кричит: — Черт тебя побери!».

  • Жена Лука Лукича также льстива до бесконечности.
  • Задание.
  • С помощью диаграммы Венна определите черты сходства и различия матери и дочери.
  • Дополнительный материал.

 «Анна Андреевна — провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Это весьма легкомысленная женщина. Анна Андреевна – жена городничего.

Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее надеть голубое платье только потому, что сама хочет надеть палевое. Таким образом, мать соперничает с дочерью, хочет доказать ей, что она лучшая.

     Анна Андреевна кокетничает перед Хлестаковым, не стесняясь мужа, а потом еще и заявляет, что она понравилась гостю. А когда герой ей делает предложение, отвечает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем».

Читайте также:  Что толкает человека на измену?

Таким образом, перед нами – великовозрастная светская кокетка, главное для которой – положение в обществе. Жена городничего уже мечтает о жизни в Петербурге после того, как Хлестаков делает предложение уже ее дочери

Флирт — вот, что наполняет душевную жизнь Анны Андреевны. Недаром она гадает на картах: все ее помыслы лежат в области валетов всех мастей. Флирт, и что само собою разумеется, туалеты.

«Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы» — говорит Гоголь. А действие продолжается день-полтора …  Легкомысленна Анна Андреевна и как жена. Ее совершенно не интересуют дела мужа. Она живет только своими маленькими интересами.

Такова же она и как мать. Она нисколько не скрывает от дочери всех своих слабостей. Она оспаривает у Марьи Антоновны ухаживателей, и даже жениха. Она хотела бы, чтоб дочь одевалась не к лицу, чтоб на дочь никто из мужчин не смотрел.

Характерна в этом отношении сцена матери и дочери, советующихся о туалете, чтобы их не осмеяла какая-нибудь «столичная штучка».

«Эта сцена и этот спор, — говорит Белинский, — окончательно и резкими чертами обрисовывают сущность, характеры и взаимные отношения матери и дочери … В этой коротенькой, как бы слегка и небрежно наброшенной сцене вы видите прошедшее, настоящее и будущее, всю историю двух женщин, а между тем она вся состоит из спора о платье, и вся как бы мимоходом и нечаянно вырвалась из-под пера поэта».

 Как все кокетки, притом немолодые, Анна Андреевна весьма высокого о себе мнения, считает себя аристократкой, смотрит сверху вниз на всех дам. Городничий, в предвидении грядущего генеральства, добродушно обещает оказать протекцию в Петербурге сынку Коробкина: «Я готов с своей стороны, готов стараться».

Но Анна Андреевна его останавливает: «Ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство» …

Марья Антоновна – дочь городничего. Это юная кокетка, очень похожая на мать. Но все же, и она не прочь поспорить с маменькой. У Марьи Антоновны есть вкус и нежелание походить на других.

Например, сцена, где мать ей говорит, чтобы она одела голубое платье: «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится». А почему? Да потому, что все молоденькие девушки в городе ходят в голубых платьях.     Кроме того, эта девушка довольно начитана.

Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает, что написал «Юрия Милославского», Марья Антоновна говорит, что это сочинение «господина Загоскина». 

    Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.

Марья Антоновна — кокон, из которого со временем должен развиться такой же мотылек, как Анна Андреевна.

 Она уже не так любопытна, была бы в состоянии подождать часа два, не послала бы прислугу подсматривать в щелку, какие глаза у ревизора. Она моложе, а потому неопытнее, сдержаннее, а пожалуй и чище матери.

Но и она сама приходит в комнату молодого человека, что толкает его на решительный шаг …

Марья Антоновна еще позволяет себе усомниться в правдивости слов Хлестакова, когда он выдает себя за автора «Юрия Милославского», а Анна Андреевна сама подсовываетему эту ложь своим вопросом: «Так, верно, и Юрий Милославский ваше сочинение?» А когда пьяный Хлестаков объясняет, будто существуют два романа под этим заглавием, она, ни капли не сомневаясь, замечает: «Ну, это, верно, я ваш, читала. Как хорошо написано!». «Ах, какой приятный! — восклицает она, когда Хлестакова уводят спать. — Но только какое тонкое обращение! Приемы и все этакое … Ах, как хорошо! Я страх люблю таких молодых людей! Я просто без памяти … ». И все это про пьяного И пустоголового петербургского мальчишку. Затем между матерью и дочерью происходит спор о том, на кого он больше смотрел, и кто ему больше понравился … «Послушай, Осип, а какие глаза больше всего нравятся твоему барину?» — расспрашивают они лакея. Спустя короткое время Анна Андреевна сама приходит в комнату Хлестакова. Последний просит ее руку. Анна Андреевна слабо возражает: «Но позвольте заметить: я в некотором роде … я замужем». Это «в некотором роде» — великолепно.

Анна Андреевна и Марья Антоновна, супруга и любимая дочь городничего, представляют собой очень комичные образы. Обе женщины избалованы и капризны. Хоть и проживают две дамы в отличном доме с хорошими условиями, мечтают они всё же о светской, столичной жизни, полной богатства и роскоши.

Центральные героини комедии глубоко заблуждаются относительно своих огромных достоинств, возможностей и внешних данных.

И мать, и дочь желают снисходительно посещать лишь восхитительные столичные балы, считая себя выше пресной и скучной жизни провинциального городка.

Конечно, такое отношение к жизни и к самому себе делают образы женщин в “Ревизоре” только более комичными. Ведь читателю становится лишь смешно от такого эгоистичного мировоззрения и хвастовства обеих дам.

В комедии очень ярко засвечены и другие их недостатки. Особенно дурно Анна Андреевна и Марья Антоновна проявляют себя в ситуации с “высоким гостем”. Обе женщины, одураченные хитрым и наглым лже-ревизором, ни сколько не вызывают сочувствия и сострадания.

Благодаря своему корыстному отношению к мужчинам, да и ко всему вообще, героини попросту заслуживают подобной участи.

Глупое соперничество двух женщин, мамы и дочери, за внимание постороннего приезжего человека еще раз проявляет всю неприятную и лживую сущность их обеих.

Автор потрясающе доносит до нас всю характеристику и Анны Андреевны, и Марии Антоновны. Все недостатки женщин, как под лупой, видны в сценах их бесконечных, глупых и беспочвенных перепалок и недомолвок. Непонимание и той, и другой, глупые и нелепые, гадливые мотивы проявляются в каждом поступке героинь, в каждом замысле.

Наверное эта комедия и создана для того, чтобы читатель смог доскональна понять всю низость такого существования. Отталкивая от подобных образов в жизни, “Ревизор” учит нас самих правильно разбираться в людях и их поступках.

Узнав о приезде ревизора, она бежит за мужем: «Что, приехал? Ревизор? с усами? с какими усами?» Взволнованному городничему не до нее: «После, после матушка!» А она, не понимая, какой критический момент наступил для ее супруга, сердится: «После? Вот новости, после! Я не хочу после … Мне только одно слово: что он, полковник? А? (с пренебрежением) уехал! Я тебе вспомню это!». Приехало новое лицо, мужского пола — есть от чего прийти в волнение. Для уездной Клеопатры это предвкушение нового флирта … Муж уехал. «Через два часа мы все узнаем» — говорит дочь, но для матери это вечность; «Через два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом’» Анна Андреевна посылает свою Авдотью: «Побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он — слышишь? Подсмотри в  щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет! .. Скорее, скорее, скорее, скорее … ». Тряпичкину Хлестаков пишет: «Не решился, с которой начать-думаю прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги». И у него есть полное основание так полагать.

Сочинение: Женские образы в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь) | Литрекон

(391 слово) Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», несмотря на всю свою злободневность и иронически обличительное содержание, представляет собой комедию.

Кто не вспомнит с улыбкой на лице Хлестакова, Добчинского и Бобчинского, городничего, слугу Осипа и многих других героев бессмертного произведения? Конечно, невозможно обойти вниманием и главных героинь: жену городничего, Анну Андреевну, и его дочь, Марью Антоновну.  Кратко охарактеризуем каждую из героинь.

Анна Андреевна – «провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет». Она — привлекательная женщина, следит за своими нарядами, меняя их несколько раз в день.

Героиня любопытна, порой не в меру хвастлива и тщеславна, любит руководить своим мужем, но удается взять верх ей только в бытовых мелочах.

Она проявляет интерес к делам «ревизора» Хлестакова, пытается впечатлить его и привлечь его внимание к своей персоне.

Анна Андреевна крайне болтлива, она любит вести беседы, не отягощенные многозначительными рассуждениями. В целом, желания героини достаточно примитивны: она грезит о роскошной жизни в столице, о почете и благосостоянии. Свободное время она посвящает своим нарядам и гаданию на картах. В целом, она весьма глупая и пустая женщина.

Дочь Анны Андреевны и Антона Антоновича еще совсем юна. Ей восемнадцать лет. Так же, как и мать, она обладает привлекательной внешностью, кокетлива и легкомысленна. Показательным является и то, что Марья Антоновна и Хлестаков понравились друг другу. Это объяснимо, прежде всего, схожестью их характеров и жизненных позиций.

Конечно, Марья Антоновна унаследовала большую часть своих привычек и взглядов от матери. Близорукость собственного тщеславия не позволяет девушке разглядеть обман, она полностью доверяет новоиспеченному жениху, который сразу после отъезда забывает о своей «возлюбленной».

Стоит отметить, что женские образы в «Ревизоре» так же ироничны, как и мужские. Гоголь показал, что даже тонкая женская натура мельчает и теряет свое благородство и очарование в пагубной среде. Особенно грустно видеть юную, нежную девушку – дочь городничего – столь пошло и легкомысленно проживающую свою жизнь по уже заученному шаблону – примеру собственной матери.

В пьесе читатель встречает и других героинь, например, жен местных провинциальных чиновников.

Однако, кажется, что все они на одно лицо, независимо от несущественных различий в иерархии социального положения: льстивы, завистливы, болтливы и глупы; все их желания ограничены лишь страстью к наживе и комфорту, положению в обществе.

Такое очарование провинциальных красот способен оценить, кажется, лишь Хлестаков с его заурядным вкусом. Однако и он трезво характеризует и свою невесту, и ее мать, ставя Анну Андреевну и Марью Антоновну в один ряд с другими героями пьесы, иронически олицетворяющими пороки современного не только Гоголю, но и нам, общества. 

Екатерина Озаровская

Женские образы в “Ревизоре”- их роль в комедии Гоголя – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В литературе женщинам отводится особая роль. Чаще они привлекательны и красивы. Женские образы в «Ревизоре» показаны совершенно по-другому. В них нет женской скромности и внутреннего шарма, они пусты, глупы и жеманны.

Содержание

  • Анна Андреевна
  • Марья Антоновна
  • Вдова унтер-офицера
Читайте также:  Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Анна Андреевна

Жена городничего не играет в пьесе какой-то важной роли, она мелькает в стороне. Анна Андреевна любопытная дама «еще не совсем пожилых лет». Воспитание получила на романах о любви и на альбомах о моде. Женщина постоянно переодевается, меняя наряды. Женщине хочется знать все и обо всех.

Она предлагает посмотреть в щелку, рассмотреть цвет глаз, одежды. Неподдельный интерес ничего не меняет, узнала, но не успокоилась, хочется новых данных, чтобы первой пустить слухи среди жен уездных чиновников. О жене городничего Хлестаков говорит, что она «аппетитна, очень недурна».

В словах обманщика – ревизора есть и пошлые эпитеты: «…матушка такая, что еще можно бы…». Дочь сравнивает Анну Андреевну с червонной карточной дамой: светлые глаза и русые волосы. В речи городничихи только глупость, она без умолку трещит о пустяках. Женщина мечтает о переезде в столицу, надеется стать известной дамой Петербурга.

В комнате обязательно должно быть такое «…такое амбре, чтоб нельзя было войти».

Высокомерие городничихи выходит за пределы, в некоторых моментах она становится «свиньей», не уважающей окружающих, ни близких, ни далеких.

Марья Антоновна

Дочь городничего не выглядит на свои 18 лет. Она уже сформировавшаяся уездная барышня, кокетничающая с мужчинами. Дочка «недурна» собой, но занята чаще рассматриванием своего отражения в зеркале. Больше внимания девушка уделяет почтмейстеру.

Марья Антоновна строит глазки и жеманится перед Хлестаковым. Ей нравится ветреный ревизор: «…барин хорошенький!», «…миленький носик у твоего барина!». В комичной сцене ухаживания сразу за матерью и дочерью Хлестаков просит руки Марьи Антоновны, но сбегает из города, оставив девушку не с чем.

Роль желающей выйти выгодно замуж – основная в образе дочери.

Вдова унтер-офицера

Женский образ комичен и трагичен. Вдову высекли на рынке из-за драки баб. Полиция опоздала на бабскую разборку и схватила тех, кто оказался на месте драки. Вдову «отрапортовали» так, что «два дни сидеть не могла». Бесчинство и произвол полицейских городничий пытается списать на несчастную женщину. Он говорит, что она «сама себя высекла».

Слышится сарказм, Гоголь смеется. Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

Жадность, мстительность и бездушность женщин комедии вызывает только усмешки.

Написать сочинение «Женские образы в комедии «Ревизор» несложно. Персонажей всего несколько. Одни проходит практически незаметно – слесарша Пошлепкина, другие отталкивают – унтер-офицерская вдова, третьи смешат – жена и дочь городничего. Предложенный материал поможет выстроить рассуждения по теме логично и грамотно.

ПредыдущаяСледующая

Женские образы в Ревизоре Гоголя сочинение

Николай Гоголь написал замечательную комедию в пяти действиях, в которой незначительную роль играют женщины, они ничем не отличаются от своих мужей, а просто дополняют эту картину пошлости, нарисованную Гоголем. Давайте коротко разберем это.

Анна Андреевна – жена городничего, та еще кокетка, еще не совсем пожилых лет. Берет редко власть над мужем, но эта власть заключается в каких-то мелочах. Она не играет какой-то важной роли в этом произведении.

Воспитание свое получила на любовных романах, обожает всякие наряды, постоянно переодевается, меняя старое платье на новое. Она очень любопытная, эта дама хочет узнать обо всех все. Всегда оценивает человека по внешности и одежде, пытается узнать о человеке что-то, ведь хочется ей пустить какой-то слух среди жен чиновников.

Мысль о Хлестакове не дает ей покоя, всегда расспрашивает Антона Антоновича (мужа) о нем, забывая о том, что она замужем. Флирт-это основное ее занятие, это наполняет ее душевную жизнь, основная черта ее характера, определяет все грани ее жизни. В город приехало новое лицо, мужского пола-это надежда на новый флирт.

У Анны Андреевны есть дочка, которую она хочет выдать замуж за Хлестакова, ведь она потом сможет уехать с ними жить в столицу.

Марья Антоновна – дочь городничего, которой 18 лет. Если сравнивать ее с Анной Андреевной, то она более сдержанная. Часто рассматривает собственное отражение в зеркале.

Уделяет особенное внимание почтмейстеру, ведь ей кажется, что она ему нравится. Марья кокетничает с Хлестаковым, строя ему глазки, ей нравится этот ветреный ревизор.

Гоголь добавил этого персонажа, чтобы показать читателю, как с помощью замужества делалась карьера.

Вдова унтер-офицера – яркая второстепенная героиня произведения. История этой вдовы, которая “сама себя высекла” в прозе “Ревизор” подтверждает то, что в городе творится хаос и произвол. Дело в том, что она хотела получить выплату за то, что ее высекли “по ошибке”, в конце концов вместо сочувствия она вызывает смех.

Жена Коробкина – воплощение лести и завести, жена Лука Лукича также льстива до беспредельности.

Из этого следует, что женщины в этой комедии повторяют : они самолюбивы, некультурны и легкомысленны.

Несколько интересных сочинений

Женские образы в “Ревизоре”- их роль в комедии Гоголя

Жена городничего не играет в пьесе какой-то важной роли, она мелькает в стороне. Анна Андреевна любопытная дама «еще не совсем пожилых лет». Воспитание получила на романах о любви и на альбомах о моде. Женщина постоянно переодевается, меняя наряды. Женщине хочется знать все и обо всех. Она предлагает посмотреть в щелку, рассмотреть цвет глаз, одежды.

Неподдельный интерес ничего не меняет, узнала, но не успокоилась, хочется новых данных, чтобы первой пустить слухи среди жен уездных чиновников. О жене городничего Хлестаков говорит, что она «аппетитна, очень недурна». В словах обманщика – ревизора есть и пошлые эпитеты: «…матушка такая, что еще можно бы…».

Дочь сравнивает Анну Андреевну с червонной карточной дамой: светлые глаза и русые волосы. В речи городничихи только глупость, она без умолку трещит о пустяках. Женщина мечтает о переезде в столицу, надеется стать известной дамой Петербурга. В комнате обязательно должно быть такое «…такое амбре, чтоб нельзя было войти».

Высокомерие городничихи выходит за пределы, в некоторых моментах она становится «свиньей», не уважающей окружающих, ни близких, ни далеких.

Мини-сочинение на тему «Женские образы в комедии «Ревизор»» (вариант 3)​​​

Женские образы в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Отечественная классическая литература богата разными жанрами, непростыми персонажами, смысловой составляющей. Вечные темы, такие как любовь, внутренняя борьба, доблесть и честь, предательство и корысть ярко отображены в классических русских произведениях. Их читают во всем мире, ей восхищаются и вдохновляются современные писатели.

Детальное и яркое описание персонажей помогает читателю погрузиться в действие произведения полностью. Перед ним предстает не просто текст, а разворачивается целый театр. Особенно это прослеживается в следующих произведениях: «Недоросль» Д.И. Фонвизин, «Горе от ума» А.С. Грибоедов, «Ревизор», «Мертвые души» Н.В. Гоголь, «Гроза» А.Н. Островский и так далее.

Особенность классических произведений в том, что кроме детально прописанных главных персонажей, второстепенные также не остаются в стороне. Даже незначительные и бессловесные персонажи имеют важное значение в произведении. Особое внимание уделяется женским персонажем. Данная статья посвящается женским образам в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Произведение «Ревизор» является бессметным и злободневным творением Николая Васильевича Гоголя. Примечательно, что в комедии полностью отсутствуют положительные персонажи. Как о. Сюжет комедии следующий: Антон Антонович (городничий) получает письма от Андрея Ивановича Чмыхова, что в город должен прибыть ревизор из Петербурга. Он инкогнито, и с каким-то важным поручением.

Этой информацией городничий делится с местными чиновниками. По канонам классической литературы, в городе уже две недели находится Иван Александрович Хлестаков со своим слугой Осипом. Хлестаков проиграл все деньги, поэтому он не может покинуть город и заплатить за проживание в гостинице. О Хлестакове узнают два помещика – Добчинский и Бобчинский.

Решив, что Иван Александрович и есть тот самый ревизор, они сообщают это городничему. Тот решает навестить Хлестакова в гостинице. Во время их разговора, городничий предлагает взятку Хлестакову. Тот принимает и обещает вернуть деньги, как только получит их из деревни. На протяжении всего произведения, чиновники города предлагают взятку Хлестакову.

Тот понимает, что его принимают за важную персону, но Осип предостерегает Ивана Александровича и советует ему скорее покинуть город. Хлестаков поддерживает его мнение, но перед отъездом решает навестить жену и дочь городничего. Анна Андреевна и Марья Антоновна приветливо встречают гостя. Каждая пытается завоевать внимание Хлестакова.

Он признается в любви обеим дамам, а на Марье Антоновне обещает жениться. Городничий, узнав о помолвке, устраивает празднество в эту честь. Настроение гостям и семье городничего омрачает известие о том, что Хлестаков жулик, а в город уже прибыл настоящий ревизор. Наступает немая сцена. Как отмечалось ранее, женские образы в комедии «Ревизор» являются второстепенными.

Но, именно второстепенные роли раскрывают всю сущность происходящего. В самом начале читатель знакомится со следующими женскими персонажами:Анна Андреевна – жена городничего, Марья Антоновна – дочь городничего, жена Коробкина, жена Лука Лукича, Фавронья Петровна Пошлёпкина-слесарша, жена унтер-офицера. Последняя упоминается лишь единожды.

Когда городничий узнает о приезде ревизора, то сразу вспоминает, что жена унтер-офицера была несправедлива наказана. Он опасается, что эти сведения дошли и до ревизора. Поэтому при первом разговоре с Хлестаковым, Антон Антонович наскоро говорит о вдове.Намного ярче приписаны образы жены и дочери городничего.

Отметим сразу, что Антон Антонович человек пожилого возраста, тогда как его дена и дочь весьма молодые особы. Обе придерживаются моде, кокетничают и мечтают о светской жизни. Когда до них доходит известие о ревизоре, Анна Андреевна сгорает от любопытства и пытается узнать малейшую информацию о приезжем. Особенно её интересует цвет глаз.

Большую часть времени, Анна Андреевна посвящает книжным романам, поэтому, когда Хлестаков признаётся в своих чувствах, та теряет голову, и забывает, что замужем. Отметим, что Хлестакову безразлично кому говорить слова любви, поэтому и дочери городничего- Марье Антоновне, он тоже клянётся в чувствах. В итоге, Хлестаков обещает жениться на Марье Антоновне.

Анна Андреевна, узнав о помолвке, вспоминает о том, что замужем, и что должна хранить верность супругу. Она видит выгоду в браке своей дочери и планирует в дальнейшем, вместе с новобрачными, переехать в Петербург. Марья Антоновна более сдержанная и менее наивная натура.

Когда Хлестаков выдавал себя за писателя Юрия Милославского, девушка недоверчиво отнеслась к такому заявления. Но её мать оказала давления и развеяла сомнения дочери. Однако в дальнейшем, читатель понимает, что Марья Антоновна похожа на свою мать, и что обе пытаются завоевать внимание Хлестакова. Таким образом, дамы в произведении являются полным отражением своих мужчин: они эгоистичны, легкомысленны и невежественны.

Читайте также:  «восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»: сочинение 15.1

Марья Антоновна

Дочь городничего не выглядит на свои 18 лет. Она уже сформировавшаяся уездная барышня, кокетничающая с мужчинами. Дочка «недурна» собой, но занята чаще рассматриванием своего отражения в зеркале. Больше внимания девушка уделяет почтмейстеру. Марья Антоновна строит глазки и жеманится перед Хлестаковым. Ей нравится ветреный ревизор: «…барин хорошенький!

», «…миленький носик у твоего барина!». В комичной сцене ухаживания сразу за матерью и дочерью Хлестаков просит руки Марьи Антоновны, но сбегает из города, оставив девушку не с чем. Роль желающей выйти выгодно замуж – основная в образе дочери.

  Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина

Маленький человек у Гоголя имеет несколько степеней умаления:

  1. Служебная, обусловленная отсутствием ума, знаний, прилежания.
  2. Социальная, обоснованная происхождением.
  3. Морально-нравственная, заключающаяся в копировании поведения окружающих и субординационных условностях.

  4. Психологическая, выражающаяся в неспособности противостоять реалиям, которые подавляют личность.

Автор избегает критических замечаний в адрес действующих лиц.

Герои сами дают оценку своим поступкам или такая возможность, основанная на поведенческом анализе персонажей, предоставляется читателю.

Таблицы позволяют наглядно провести параллели между главными героями

Название повести Записки сумасшедшего Шинель
Фамилия героя Поприщин Башмачкин
Возраст 42 года 50+
Чин Титулярный советник Титулярный советник
Основные должностные обязанности Починка перьев для директора Переписывание бумаг

Не сойди с ума Поприщин, через несколько лет он вполне мог войти в образ Башмачкина. Оба чиновника «вечные титулярные советники» и занимаются в департаменте не самыми важными делами. Поприщин в силу того, что не видел и «не понимал выгод» службы, не проявлял рвения. Акакий Акакиевич по причине отсутствия больших способностей, утраченных вместе с прочими интересами.

Название повести Невский проспект Нос
Персонаж Пирогов Ковалев
Возраст 25+ 35+
Чин Поручик Коллежский асессор (майор)
Род службы Неизвестен Ищет выгодную должность

Пирогов вполне мог дослужиться до майора и еще более возгордиться своим чином. Как и герой другой повести — Ковалев, он словно невзначай подчеркивает свое положение в табеле о рангах.

Ковалев наследует от поручика величайшую зависимость от мнения окружающих.

Если последний не дал ход делу об избиении его ревнивым мужем в страхе потерять репутацию, то первый ужасается потере носа, представляя ситуацию «пасквильной», несообразной его положению.

Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творче­стве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смот­рителе» А. С. Пушкина. Вообще же «малень­кий человек» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, до­веденный до отчаяния человек.

При этом это особый социально-психологический тип, то естьлюбой человек, ощущающий свое бесси­лие и ничтожность. Порой он способен на протест. К бунту «маленького человека» все­гда ведетжизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический ха­рактер, а Гогольпродолжил развитие этой те­мы в петербургских повестях («Нос», «Нев­ский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»).

Но продолжил своеоб­разно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя глубокими общественнымипротиворечиями, трагичес­кими социальными катастрофами. По Гоголю, Петербург — город, где человеческие отно­шения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут.

Это город, где, «кроме фона­ря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городепроисходят уди­вительные происшествия с чиновником По-прищиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу.

Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жесто­кой действительностью.

Человек и нечеловеческие условия его об­щественного бытия — главный конфликт, ле­жащий в основе петербургских повестей. Од­на из наиболее трагических повестей, несо­мненно, «Записки сумасшедшего». Герой произведения Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претен­дует.

С достоинством он сидит в кабинете ди­ректора и очинивает перья «его высокопрево­сходительству», преисполненный величайше­го уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин.

Именно тот человек порядочен, кто име­ет высокий чин, должность, деньги, — так счи­тает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог. Но не по­смеяться над ним хотел Гоголь.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожи­данно западает вопрос: «Отчего я титулярный советники, с какой стати я титулярный совет­ник?» Поприщин окончательно теряет рассу­док и поднимает бунт: в нем просыпается ос­корбленное человеческое достоинство.

Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или ка­мер-юнкерам, или генералам». По мере уси­ления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повес­ти он, нравственно прозревший, не выдержи­вает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучат меня?»

Блок заметил, что в вопле Поприщина слы­шен «крик самого Гоголя». «Записки сумас­шедшего» — протест против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедли­вость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького че­ловека».

Жертвой Петербурга, жертвой нище­ты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «…Он был то, что называют вечный титулярный со­ветник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться» — так говорит о Башмачкине Гоголь.

Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограни­ченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «…В одном департаменте служил один чинов­ник… Башмачкин», робкий, задавленный судь­бой человек, забитое, бессловесное сущест­во, безропотно сносящее насмешки сослужив­цев.

Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сы­пали на голову ему бумажки».

И вот таким человеком овладела всепожи­рающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоиз­меримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на вы­сокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу».

«Значительное ли­ц о » — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значи­тельного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».

Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бес­словесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть.

Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнения критиков и современников Гоголя об этом герое разошлись.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжало­стное издевательство над человеком». Кри­тик Аполлон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идио­том». Как в «Записках сумасшедшего» нару­шены границы разума и безумия, так и в « Шинели» размыты границы жизни и смерти.

И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одино­кие, неуверенные, лишенные надежной опо­ры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно так изоб­ражает его Гоголь.

«Хлестаковщина» как нравственное явление

Однако Хлестаков не единственный отрицательный персонаж в комедии. Точнее, в этом произведении нет ни одного положительного героя. Карикатурен и образ городничего.

Человек, в руках которого находится вся городская власть, не делает ничего, чтобы улучшить жизнь горожан. Дорог в городе нет, церковь разваливается, всюду царит взяточничество и панибратство.

Он с легкостью за взятку освобождает от военной повинности одного человека и отправляет сложить другого.

Начальник полиции и служащие ведомства вместо того, чтобы охранять порядок, сами зачастую устраивают дебоши. Эти люди способны общаться только с помощью кулаков и понимают лишь грубую силу. Даже верный слуга Хлестакова Осип, искренне любя своего хозяина, перенимает от него отрицательные черты характера: пьет и ворует.

«Хлестаковщина» – образ жизни большинства маленьких городов. Власть здесь погрязла в пороках. Естественно, что ни о какой нравственности говорить не приходится. Появись в таких условиях хоть один высоко моральный человек, его бы уничтожила волна невежества и глупости.

Во многих своих произведениях Н.В. Гоголь высмеивает недостатки и пороки общества. Самыми масштабными такими произведениями являются «Ревизор» и «Мертвые души». Данная статья посвящена разбору образа Хлестакова и понятия «хлестаковщина». Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Хлестаковщина» как нравственное явление».

Примеры похожих учебных работ

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках …

… идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий … книги», 2004 Сочинение на тему пародия в петербургских повестях гоголя «Петербургские повести» Гоголя открывают тему …

Конспект по литературе «Н.В.Гоголь.Повесть «Тарас Бульба: подвиг во имя Родины»

… сочинении на тему «Характеристика Тараса Бульбы» Тест по произведению Одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя — «Тарас Бульба». … подвига и предательства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» …

Творчество Н. В. Гоголя и характеристика героя из Ревизора

… Сквозник-Дмухановская: характеристика и образ героини Второстепенные персонажи «Ревизора» Для более простого понимания всех героев было … вопросах практических он поражает своею наивностью. Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2 Анализ Описание …

Н.В. Гоголь «Шинель»: цитаты героев и автора повести

… отыскивая способы, как решить проблемы. Цитаты второстепенных персонажей Поскольку в … чиновника в необходимости приобрести новую шинель или пошить ее, он называет цену, … шляпе», «его старенький вицмундир». Гоголь. Эти замечания автора показывают, что …

Ссылка на основную публикацию