«восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»: сочинение 15.1

Задание 15.1 ОГЭ: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»

Сочинение 15.1 на тему «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку» (Морозов)

В век новых технологий мы часто пренебрегаем знаками препинания. В деловой переписке, в чате с друзьями, с смс-сообщениях с родителями мы доносим суть, но не передаем эмоции. Вот поэтому гораздо больше нам нравится разговаривать: мы чувствуем собеседника и подлинный смысл его слов.

В переписке этот важнейший эмоциональный эффект теряется, не помогают даже смайлики и вложения.

Я думаю, причина именно в том, что многие знаки препинания, которые произносим с помощью интонации в разговоре, уже не фиксируются на письме, то есть не передают всего того, что хотел сказать человек.

Например, восклицательные знаки: как много они значат для нас! Как с их помощью обогащается наша письменная речь! Сейчас я выделил значимые строки, в которых выразил благоговение. В разговоре я бы повысил голос, чтобы собеседник обратил внимание на эти слова и запомнил их.

При этом я бы сделал соответствующее случаю выражение лица, чтобы меня наверняка поняли. Но что могу я сделать на бумаге? Не рожицы же рисовать! Я поставлю восклицательный знак, и читатели меня поймут, представляя те самые высокие ноты в своем воображении.

Кстати, отрицание, которое тоже выражается в беседе с помощью интонации, я могу передать через тот же восклицательный знак. И опять же, меня поймут, так как отрицание – сильная эмоция, которую именно вскрикивают, говорят резко и быстро.

Вот и пример, когда темп и характер речи можно передать одним лишь знаком.

«Зачем нужны знаки нам все и так ясно» — кажется, смысл этой фразы и вправду понятен. Однако без того же восклицательного знака мы не понимаем, как сказано это предложение, с каким посылом. Если автор протестует против лишних символов, он даже выразить этого не сможет! А вот я смогу донести всю силу своего восклицания даже в переписке, и меня сразу поймут.

«Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»: сочинение 15.1

Так же без восклицания невозможно литературное творчество. Например, Маяковский в своих политических стихотворениях очень часто использует восклицательные знаки. В его произведении «Хорошо» они есть практически в каждом предложении.

Они выражают революционный пыл поэта, его стремление жечь глаголом сердца и вдохновлять людей на подвиги. Он дает понять, до какой степени ему надоели слабость и двуличие Временного правительства, как он зол на его неспособность навести в стране порядок.

Эти чувства мы бы не поняли без грамматического оформления, ведь те события от нас далеки, мы не совсем понимаем, как правильно расставить акценты.

Но благодаря знакам препинания поэт смог донести до нас не только информацию, но и свое отношение к ней, а так же настроение народа, обманутого буржуазными агитаторами во власти.

Все перечисленные мною примеры доказывают, что восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку: она может быть отрицательной или положительной, но она всегда есть, это бесспорно. Поэтому, даже сегодня остается важным правильно использовать этот знак препинания, чтобы передавать на письме богатую палитру чувств.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Решу огэ

– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…

– (16)Вот именно!

– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза.

(22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров.

(24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

  • – (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.
  • – (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.
  • (41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.
  • – (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!
  • – (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

  1. (48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:
  2. – (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…
  3. (51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.
  4. (52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

  • (57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.
  • (По Михеевой Т.) *

* Михеева Тамара (род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.

Раскрыть смысл высказывания Морозова: “Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку” (ЕГЭ по русскому)

Накам препинания характерна функциональная значимость: они наделены закрепленными за ними обобщенными значениями.

Предназначением восклицательного знака, расположенного в конце предложения, является акцентированием внимания на степени важности для автора содержимого его собственного высказывания.

Всегда “восклицательные предложения…несут эмоциональную нагрузку”,- об этом говорил В. П. Морозов. Неуместным будет оспаривание данного утверждения, так как нам свойственно пользоваться предложениями с восклицательной интонацией

тогда, когда возникает потребность в передаче какого-нибудь сильного чувства.

Например, восхищения.

В отрывке из произведения, написанного В. Кавериным, “Два капитана”, аналогичная роль досталась восклицательному знаку в 11 по счету предложении.

Автор выражает свое стремление к передаче восторга, которым охвачен его герой в момент возникновения в темной глубине сверкающего города.

Интересным является и тот факт, что персонаж свое твердое убеждение решает высказать в предложении 24, и одновременно с этим, оно не есть восклицательным, хотя здесь заметно наличие глубокого чувства.

Автором ставится точка, а не восклицательный знак, потому что он стремится показать, что данное предложение содержит не эмоции, а волевое чувство, передающее целеустремленность при движении к своей цели.

Во время беседы человеку в реальной жизни свойственно испытывать множество эмоций, начиная от радости, гнева, страха, и заканчивая злостью, негодованием. В письменной форме иногда сложно выразить их правильно подобранными словами, в полной мере передающими чувства героя. Именно для этого и был придуман восклицательный знак!

Читайте также:  Худший грех по отношению к ближайшему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности

Он помогает автору акцентировать внимание читателя.

(1 votes, average: 5.00

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного В.П. Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало».

Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка»

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём.

(4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов.

(5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек…

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

(14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина.

(18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь…

(20)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

Кого ждала, кого любила я,

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональну

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского психолога Владимира Петровича Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения не менее 70 слов.

Из Ленинграда меня послали в Балашов, и, только что окончив одну летную школу, я стал учиться в другой – на этот раз у настоящего инструктора и на настоящей машине.

Не запомню в своей жизни другой полосы, когда бы я работал с таким прилежанием.

  • Знаете, как вы летаете? – еще в Ленинграде сказал мне начальник школы. – Как сундук. А для Севера нужно иметь класс.

Я изучил ночные полеты, когда сразу за стартом начинается тьма и все время, пока набираешь высоту, кажется, что ощупью идешь по темному коридору. Внизу на аэродроме ярко светится Т, и черное поле точно пунктирам обведено красноватыми огнями.

Линия железной дороги мерцает сигналами разъездов, расставленных с необыкновенной ночной точностью, так не похожей на дневную. Темный воздух, невидимая земля.

Но вот зарево появляется вдали, – еще несколько минут, и это не зарево, а город – тысячи огней, разноцветных, разнообразных… Фантастическая картина!

Я научился водить самолет вслепую, когда все вокруг окутано белой мглой и кажется, что ты летишь через миллионы лет в другую геологическую эпоху. Как будто не на самолете, а на машине времени ты несешься вперед и вперед!

Я понял, что летчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы так же, как хороший моряк знает свойства воды…

Это были годы, когда Арктика, которая до сих пор казалась какими—то далекими, никому не нужными льдами, стала близка нам и первые великие перелеты привлекли внимание всей страны.

Многое из того, что я знал о жизни полярных лётчиков, как бы повернулось другой стороной, и я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом; недели изнуряющего ожидания погоды; полёты над снежными горными хребтами, когда глаза невольно высматривают место для вынужденной посадки; полёты в пургу, когда не видишь крыльев своей машины; мучительную возню с запуском мотора на пятидесятиградусном морозе. Я вспомнил формулу одного из полярных лётчиков: «Что значит лететь на Север? — Пурговать и греть воду». Я вспомнил страшные рассказы об арктических метелях, которые хоронят человека в двух метрах от дома.

… умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!..” …

Сама жизнь без полетов кажется Соколу ненужной и бесполезной. Сокол живет …

каждый способен на подобное безумство, именно поэтому позицию таких людей подчас трудно понять тем, кто отличается приземленностью и робостью. «Безумство храбрых» означает …

Но разве испугались этих трудов и опасностей сибиряковцы, которые под парусами вывели потерявший винт ледокол к Берингову морю?

Нет, прав был Петя. Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души. Я стремился на Север, к профессии полярного лётчика, потому что это была профессия, которая требовала от меня терпения, мужества и любви к своей стране и своему делу.Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север —

и то совершенно случайно. Я познакомился в Ленинграде с одним старым

полярным летчиком, который хотел вернуться в центр: ему уже не по годам

были тяжелые северные полеты. Мы обменялись. Он занял мое место, а я

получил назначение вторым пилотом на одну из дальних северных линий.

117 Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, го­речь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересо­ванно, воодушевленно…), прилагательные (категорический, во­одушевленный, восторженный…

), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка…). Но все эмоции, заклю­ченные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого дейст­вия.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Ванька» с отзывом для читательского дневника

Интонация может придать противоположный смысл словам: так «мерзавец» может прозвучать с любовью, обожанием, радост­ным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрица­тельных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а глас­ный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков — обертонов.

Раз­нообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сме­няющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего.

При определении эмоцио­нального тембра мы обходимся условными словесными обозна­чениями: «Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчи­вый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли»1.

1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. — Л.; Наука, 1967. С. 3.

118 Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения.

Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня.

«Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного “оформления” высказывания»'.

Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей.

У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы… Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

  • Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
  • Пришла! Знать так тому и быть:
  • Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного

Избави бог от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих мо­ральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость; кра­сота—безобразие; любовь—ненависть; доброта—жадность; сме­лость—трусость…

1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1980. С. 206.

  1. 119
  2. Упражнение «Контрасты».
  3. Как притягательно красива:
  4. В ней все гармония, все диво!
  5. Она уродлива не от природы.
  6. То — порожденье экстра-моды
  7. И жизни, протекающей беспечно:
  8. Не девушка, не юноша, а «нечто»!
  9. Он глуп, «как пробка», хоть красив.
  10. От глупости еще спесив.
  11. Он честен, и умен, и одержим.
  12. Нельзя не преклоняться перед ним!
  13. Он жаден — все себе, все в дом.

Богач? Нет, бедный.

  • Что в богатстве том?
  • Когда душа скупа и холодна,
  • Жизнь жадного бедным-бедна.
  • А добрый рад отдать все, чем владеет.
  • Чем больше отдает — тем больше богатеет:
  • Умом и сердцем, добрыми делами,
  • Успехами в труде и верными друзьями.
  • Уж если его что за сердце забрало,
  • Идет он в атаку «с открытым забралом».
  • Трусливый же смелостью хоть поражен —
  • Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»
  • Как трудно б ни было — молчит. И знает:
  • За днями трудными и светлые мелькают.

Он — оптимист. Честь и хвала ему!

  1. Он злого не желает никому.
  2. А нытик, нигилист все видит в черном свете.
  3. Как трудно жить ему на свете,
  4. Не зная радости, озляся на весь мир
  5. За то, что он — не гений, не кумир.
  6. (Уродство)
  7. (Глупость)
  8. (Ум)
  9. (Жадность)
  10. (Доброта)
  11. (Смелость)
  12. (Трусость)
  13. (Вера)
  14. (Безверие)

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

Упражнение «Луна». Восприятие явлений действитель­ности с различной оценкой и отношением развивает эмоцио­нальный тембр, дает возможность услышать, попять глубочай­шую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.

120

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна!

  • Эх, как некстати нам она!
  • Теперь вдвойне опасней путь.
  • Внимательней и осторожней будь.
  • В лесу

Какая темень. Пропадем.

Дорогу к дому не найдем.

Луна! Ура! О, лунный свет,

  1. Тебя дороже в мире нет!
  2. Ну, выходи скорей, свети!
  3. Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного
  4. предмета с чувством
  5. радостной благодарности)
  6. В чужом огороде
  7. Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.
  8. Черт возьми, луна выходит!
  9. Нас «под монастырь подводит»:

Засекут и… «крышка» нам.

  • Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)
  • Лицо луны
  • Взгляни на небо — на луну.

Вот это диво! Ну и ну!

Мне видится лицо луны:

И нос, и лоб, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

  1. О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного
  2. ранее явления природы
  3. с чувством изумления
  4. и радости открытия)
  5. Скептик

Луна?! Подумаешь, луна?

  • На кой же черт она дана?
  • Вся скорчилась, вся сморщилась,
  • Не стоит ни рожна!
  • И светит «на фу-фу».
  • Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)
  • Влюбленные

Луна! Волшебница луна!

  1. О, как божественна она!
  2. Любовную раскинув сеть,
  3. Она дала сердцам узреть,
  4. Что в глубине их жар пылает,
  5. В одно двоих соединяет!
  6. 121
  7. Тоска
  8. Без нее мне счастья нет.
  9. Грусть, тоска меня снедает.
  10. И луны печальный свет
  11. Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)
  12. Отчаянье
  13. Я в отчаянье, луна!
  14. Ты во всех краях бываешь,
  15. Так открой же: где она?

С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

  • Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,
  • с мольбой и отчаянием)
  • Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.
  • Искусству тембрирования поможет натренированный то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

  1. Наиболее удобным материалом для обогащения тембра яв­ляются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.
  2. Я помню чудное мгновенье:
  3. Передо мной явилась ты,
  4. Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

  • В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.
  • Ненастный день потух: ненастной ночи мгла
  • По небу стелется одеждою свинцовой;
  • Как привидение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

Все мрачную тоску на душу мне наводит…

Читайте также:  Анализ пьесы М. А. Булгакова «Бег»

122

А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

Для тренировки тонального слуха полезно работать с магни­тофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (арти­ста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окра­шены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

«Прежде русские дикторы могли различные по смыслу со­общения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэти­ческая культура, уникальная сама по себе, развивала возможно­сти устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отно­шении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»'.

Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современ­ников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлоблен­ный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

  1. Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.
  2. Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.
  3. Артикуляционные паузы необходимы при произношении не­которых звуков, слогов, в слове, между словами.
  4. Например: Нет хуже удела,
  5. Чем быть не у дела.
  6. У бахчи — сарай —
  7. Не Бахчисарай.
  8. В танцах из вращений
  9. Не делай извращений.
  10. В цветенье скор пион.
  11. А на подлость — скорпион.

В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

  • 123
  • Я — колокол. Подам я зык —
  • И в час луны, заката иль утра ты
  • Услышишь вновь набатный мой язык
  • Глас радости, тревоги и утраты.
  • Разговор о литературе
  • — Чем заняты таланты?
  • Возвести!
  • — Да продолжают славный воз везти!
  • — А бездари?
  • — Те мнят, Что делают погоду.
  • — А критики?
  • — Темнят Или молчат по году.
  • (Я. Козловский)

Усилительные паузы возникают перед или после слова, логи­чески выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.

  1. Цветок,] засохший, безуханный,
  2. Забытый в книге | вижу я.
  3. — Не осуждай меня | без нужды.
  4. — Я так хочу увидеться с тобой!

Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполне­нию приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть запи­сать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое рас­стояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю…)

Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ста­вятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

  • Простишь ли мне | ревнивые мечты?
  • Моей любви | безумное волненье?
  • Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||
  • Всегда пугать | мое воображенье?
  • 124

Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забы­вается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом вос­принимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, на­пример, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Ко­гда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

«— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда… Скажу сию минуту… Это моя тайна, но вы все должны знать… Не могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю этого человека… Вы его только что видели… Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина…»

Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

Попова: Почему вы не хотите драться?

Смирнов: Потому что… потому что вы… мне нравитесь.

Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

Смирнов: Послушайте… Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли… как бы этак выразиться… Дело в том, что, видите ли, такого рода история, соб­ственно говоря… Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я… я почти влюблен!

Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного В.П. Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку»

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «� я поняла: надо справиться во что бы то ни стало».

Как Вы понимаете значение слова ВЗА�МОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка»

(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

(2)Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём.

(4)Может, у этих старых дуплистых берёзок и он останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов.

(5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

(7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.

(8)Р� так же, как сейчас, РїСЂРёСЂРѕРґР° будет будить РІ человеке порывы творчества. (9)Р� так же будет страдать, ненавидеть Рё любить человек…

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

(12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.

(14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор.

(15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

(16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь, тропинка милая,

РљСѓРґР° зовёшь, РєСѓРґР° ведёшь…

  • (20)Поварихи тоже стали глядеть РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ Рё, РїРѕРєР° женщина делала паузу, как Р±С‹ забыв что-то, повторили первые слова песни, Р° потом СѓР¶ РІСЃРµ вместе ладно Рё согласно закончили:
  • РљРѕРіРѕ ждала, РєРѕРіРѕ любила СЏ,
  • п»ї
Ссылка на основную публикацию