Анализ пьесы М. А. Булгакова «Бег»

Такое масштабное событие первой половины двадцатого века, как гражданская война в России, не могло не породить огромного количества соответствующей литературы, в рамках которой писатели рассматривали эту войну со многих сторон, рассуждали о её роли для России и всего русского народа. Одним из таких деятелей был Михаил Булгаков, написавший пьесу «Бег», в которой показал читателю судьбу русской интеллигенции, дворянства и белого офицерства в конце гражданской войны, а после в эмиграции. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ пьесы «Бег» по плану.

История создания

Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.

Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом.

Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя.

В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия». 

Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.

Направление и жанр

Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.

Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.

Суть: о чём?

Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.

Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров.

Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей.

Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.

Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.

Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.

Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.

Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.

В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.

Серафима Владимировна Корзухина Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре.
Сергей Павлович Голубков интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. 
Григорий Лукьянович Чарнота Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты.
Роман Валерьянович Хлудов Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством.
Парамон Ильич Корзухин Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы.

Темы

Тематика пьесы «Бег», безусловно, интересна, но описывать ее в полной мере нет необходимости… Или есть? Если есть, то напишите об этом Многомудрому Литрекону в х. 

  1. Любовь – Булгаков показывает нам, что во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний только настоящая любовь способна удержать человека от падения в пропасть, дать ему новую цель в жизни и силы для её достижения.
  2. Патриотизм – мы видим людей, которые искренне верили, что сражались ради блага и процветания своей страны, но в итоге оказались выброшенными на обочину истории. Их страна изменилась до неузнаваемости и отвергла их, и они остались в полном одиночестве в чуждом и непонятно им новом мире.
  3. Семья – на примере Корзухина писатель демонстрирует разложение семьи в русском обществе, в котором люди не живут, а борются за выживание, и в этой борьбе человек готов на самые низкие поступки, даже предательство родных и близких людей.
  4. Дружба – несмотря на подлость людей, показанную в пьесе, писатель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена ещё можно найти благородных товарищей, которые могут стать настоящей опорой и соратниками для брошенного всеми человека.
  5. Доброта – мир, изображённый в пьесе, кажется жестоким и злым, но вопреки всему в нём ещё остаются люди, способные на сострадание и милосердие.

Проблемы

Проблематика пьесы «Бег» тоже может быть дополнена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в х:

  1. Война – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
  2. Революция – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
  3. Эмиграция – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
  4. Анархия – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
  5. Социальная несправедливость – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.

Основная идея

Пьеса «Бег» представляет собой зарисовку о жизни представителей реакционной части интеллигенции и офицерства в последние месяцы гражданской войны и первые годы эмиграции.

Трагедию той части общества, которые не смогла защитить свои идеи на родине и найти себя вне её.

В этом и состоит смысл пьесы «Бег»: тараканьи бега (азартная игра, популярная среди беженцев) становятся символом бессмысленности и ничтожности жизни самих эмигрантов, которые бегут от судьбы наперегонки друг с другом. 

Булгаков отказывается от какой-либо идеализации, или, наоборот, очернения этих людей. Они способны как на благородные, так и на самые омерзительные поступки, потому что они не карикатуры, а живые несовершенные люди, которые просто хотят быть счастливыми. Но главная мысль пьесы «Бег» состоит в том, что они не могут быть счастливы вне прежней России.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «Каштанка» по главам (А. П. Чехов)

Чему учит?

Несмотря на довольно пессимистичный настрой пьесы, читатель может вынести из неё и полезные нравственные уроки о том, что в любой ситуации у человека остаётся надежда на то, что всё изменится к лучшему.

Теряя ее, мы обрекаем себя на проигрыш, хотя бой еще не закончен. Вывод автора прост: бег от родины и от себя не ведет к счастью, но все же является жизнью, противопоставленной смерти, войне и вездесущей подлости.

Булгаков осуждает жадность, подлость и эгоизм, превознося преданность, милосердие и доброту. Такова мораль пьесы «Бег».

Критика

Пьеса, хоть и не увидела сцены при жизни Булгакова, не была не замечена и попала на стол даже Иосифу Сталину, который остался не доволен тем, что писатель не показал классовую природу гражданской войны, эксплуататорскую суть интеллигенции и офицерства.

Противоположное мнение было у Максима Горького, который очень симпатизировал Булгакову. Он считал, что пьеса представляет из себя сатирическую комедию, которая через образы Чарноты и Хлудова жестоко высмеивает Белое движение.

Михаил Щепин

«Бег», анализ пьесы Булгакова

Пьеса Булгакова «Бег» была написана в 1928 г. для МХАТа, но подверглась цензурному запрету. При жизни автора напечатана и поставлена не была.

Материалом для произведения послужили воспоминания Белозерской, второй жены писателя, о том, как она со своим первым мужем бежала через Константинополь в Европу.

Булгаков использует также воспоминания генерала Слащева, ставшего прототипом Романа Хлудова, другие исторические источники о гражданской войне в Крыму в 1920 г. Работа над пьесой началась в 1926 г.

Первоначальные названия «Рыцарь Серафимы», «Изгои».

Пьеса должна была быть поставлена во МХАТе, но запрещена к постановке Сталиным, считавшим, что «Бег» «представляет антисоветское явление», потому что вызывает симпатию, жалость к «некоторым слоям антисоветской эмигрантщины». За постановку ратовал Горький, указавший, что Чарнота – комическая роль, Хлудов – больной человек, а сама пьеса – «превосходнейшая комедия… с глубоким, умело скрытым сатирическим содержанием».

Многие герои пьесы имеют прототипов (Африкан, Роман Хлудов, Люська, Григорий Чарнота, главнокомандующий). Прототип Хлудова действительно страдал сильнейшей неврастенией, а в 1929 г. был застрелен в своей квартире родственником одной из жертв.

Премьера «Бега» состоялась в 1957 г. в Сталинградском театре.

Небольшой отрывок пьесы («Сон седьмой») был напечатан в 1932 г. в «Красной газете» за 1 октября. Пьеса издана в 1962 г.

Литературное направление и жанр

Принадлежность произведений Булгакова к реалистическому или модернистскому направлению – спорный вопрос в булгаковеденье.

Пьеса, имеющая такое количество прототипов и основанная на реальных событиях, как будто относится к реалистическому направлению в литературе, хотя Булгаков подчёркивает нереальность и даже невозможность происходящих событий (как рассказ Чарноты о том, что он лежит и рожает).

Не менее сложен вопрос о жанре пьесы. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия.

По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.

Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном. «Моя жизнь мне снится», – говорит Голубков.

Проблематика

Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.

Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы.

Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве.

Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней.

Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного.

Конфликт

У большинства героев внешний конфликт, заставляющий их бежать (победа большевиков), накладывается на внутренний. У Хлудова внутренний конфликт с совестью приводит к возникновению осуждающего его молчаливого призрака.

Сюжет и композиция

У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может.

Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения.

Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.

Булгаковым было написано несколько финалов. Наиболее сильный в художественном смысле тот, где Хлудов, мучимый раскаянием, возвращается на родину, соглашаясь с любым возможным наказанием.

В других вариантах Хлудов стреляется, предварительно расстреливая тараканьи бега. Неоднозначна также судьба Серафимы и Голубкова.

В одних вариантах они уезжают во Францию и становятся изгоями, в других – возвращаются на родину.

Поганым паскудным царством, тараканьими бегами в финале Хлудов называет любое общество в целом.

Герои

Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.

Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое.

Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание.

Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. Он подобен тонущему свинцу.

В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре.

Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.

Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х.

Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.

Серафима – жена миллионера. Она чем-то напоминает Белозерскую времён её эмиграции.

Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.

Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов  – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.

Генерал Чарнота – симпатичный образ. В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч.

Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт.

В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.

Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.

Стилистические особенности

В пьесе большую роль играет звуковое сопровождение. Звучат монастырь и конные отряды, Россия и Константинополь. С помощью звуков Булгаков расширяет художественный мир до эпических масштабов, проблема русских эмигрантов становится общемировой.

Читайте также:  Худший грех по отношению к ближайшему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности

В пьесе важен «тараканий» мотив. Хлудов говорит о разбегающейся белой армии как о тараканах, шуршащих в сумерках. Чарнота называет Артура, владельца тараканьих бегов, тараканьим царём. Все герои пьесы подобны тараканам, бегущим по кругу, а на них ещё и делают ставки. Как говорит Хлудов, все они ходят «один вослед другого».

Особое значение приобретает Константинополь, по словам Голубкова, ужасный, нестерпимый, душный город. Это символ ненавистной чужбины.

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

  • «Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа

  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

  • Проделки Воланда и компании в Москве

  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

  • «Белая гвардия», анализ романа Булгакова

  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова

  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова

  • По произведению: «Бег»
  • По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Анализ пьесы М. А. Булгакова «Бег»

Гражданская война настигла Россию в первой половине 20 века, глубоко отразившись на жизни всего русского народа. Многие писатели взялись за нелегкое дело – воплотить все темные стороны этого жестокого события на страницах своих произведений. Такой талантливый и тонко чувствующий писатель, как Михаил Булгаков, также не остался в стороне и создал свое бессмертное творение – пьесу «Бег».

История создания

Пьеса была начата Булгаковым в 1926 году и изначально носила название «Рыцарь Серафимы». После того, как он услышал рассказ своей второй супруги Любови Белозерской и генерала Якова Слащева, в его голове зародилась идея создания произведения о событиях гражданской войны.

В период написания пьесы Булгаков оказался в непростой ситуации: его произведения не публиковались, а пьесы – нигде не ставили, денег катастрофически не хватало. Также проблемы в семейной жизни и подорванное здоровье не позволили писателю дополнить «Бег» другими произведениями, для создания целой трилогии на тему войны и революции.

Направление и жанр

Создавая свое творение, Булгаков стремился к правдивому изображению описываемых событий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное произведение относится к реалистическому направлению.

По жанровой принадлежности «Бег» относится к драме, предназначенной для постановки в театре. А насущные вопросы и тяготы быта составили сюжет булгаковской пьесы.

Основные действующие лица пьесы

Корзухина Серафима Владимировна – гордая и благородная молодая женщина симпатичной наружности. Не сломлена выпавшими на ее долю многочисленными испытаниями.

Голубков Сергей Павлович – выходец из интеллигентной семьи. Благороден, но нерешителен. Верен своим идеалам и мечтает жить в царскую эпоху.

Чарнота Григорий Лукьянович – мужчина средних лет, опытен в военном деле и везуч в азартных играх.

Хлудов Роман Валерьянович – офицер. Жесток. Ненавидит войну, понимая ее бессмысленность. Склонен к депрессии, заканчивает свою жизнь самоубийством.

Корзухин Парамон Ильич – супруг Корзухиной. Нечист на руку. Циничен и меркантилен. Предает жену.

Темы и проблематика произведения

В пьесе «Бег» Булгаков поднимает далеко не одну животрепещущую тему. Итак, на первом месте здесь тема любви – ведь лишь она одна способна уберечь человека от падения и воодушевить его на достижение поставленных целей.

В произведении мы видим также сильные патриотические порывы людей, отстаивающих мир и блага родной страны. Но их постигло жестокое разочарование – страна, которую они так самоотверженно защищали, отвергла их, приняв новый порядок.

Тема семьи, а вернее ее разложения, четко просматривается в пьесе. Чета Корзухиных являет собой яркий пример обесценивания семейных приоритетов. Люди в пьесе показаны в процессе борьбы за жизнь, и эта борьба порой толкает их на далеко не благородные поступки.

Писатель уверен, что у человека всегда есть возможность найти верных друзей, даже несмотря на смутные времена. Этот момент раскрывает тему дружбы в данном произведении.

Вечная тема борьбы добра со злом и безоговорочная победа добра также получила освещение в пьесе Булгакова. Он нарисовал мир, жестокий и злой, но вопреки этому, в нем по-прежнему находятся люди, на первое место возводящие милосердие, сострадание и добро.

Проблематика произведения также весьма разнообразна. На первом месте, конечно же, проблема войны и революции. И если война показана автором как нечто страшное и бессмысленное, разрушающее все, что человеку дорого, то его отношения к революции мы не видим. В пьесе изображены лишь печальные последствия для оказавшихся не на той стороне.

Булгакова очень волновала проблема бедственного положения русских эмигрантов. Вынужденные покинуть страну, они зачастую оказывались в тяжелом финансовом положении и были лишены возможности полноценного существования.

Красной нитью сквозь строки произведения проходит проблема сложившейся в России анархии. Это привело к жестокой борьбе людей за существование с использованием не самых честных способов.

На примере Корзухина автор показывает проблему социальной несправедливости, когда благородство оказывается наказано, а бесчестие – в выигрыше.

Основная идея

Пьеса «Бег» — о жизни русских эмигрантов, борцов за справедливость и прочих участников революции  в период гражданской войны и эмиграции. О трагедии беженцев, потерявшихся за пределами своей страны. Булгаков этих людей не осуждает и не оправдывает: ведь они – живые люди, ищущие счастья, но найти его не могут, потому что вынуждены жить вдали от родины.

Чему учит?

Пьеса «Бег» несет высокий нравственный смысл: даже в условиях, приводящих человека в отчаяние, есть надежда на лучшее, на перемены.

И если она потеряна, то мы обречены на проигрыш, еще задолго до завершения войны.

Напрашивается вывод: бегство от трудностей, от родины обречен сделать людей несчастными, но, в то же время, это все же попытка выжить, противопоставленная смерти, войне и вездесущей подлости.

Автор через произведение осуждает человеческие пороки, такие, как подлость, жадность и эгоизм, а добрые порывы души – превозносит.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ пьесы Бег Булгакова

М.А.Булгаков автор пьесы, начал работу над ее созданием в 1926 году. А за основу были взяты воспоминания его второй супруги Белозерской и генерала Слащева. Написание пьесы совпало с непростым жизненным периодом Булгакова. Его книги не печатались, а пьесы не ставились в театрах. И “Бег” не стал исключением, так как носил антисоветский характер.

Жанр

Произведение можно смело отнести к такому жанру как пьеса. Автор писал ее для постановки в театре. Все диалоги напрямую подтверждают это.

Сюжет и тема

С самого начала пьесы автор отправляет читателя в монастырскую келью. Голубков прибыл чтобы сопровождать Серафиму в Крым к супругу, который имеет высокий чин. И по пути они впервые встречают генерала Черноту.

Далее действие происходит в штабе Хлудова, который по всей видимости тронулся умом. Красные наступают и уже близки к тому, чтобы захватить полуостров. Корзухин просить у главнокомандующего пропустить вагоны с ценным грузом. Но вместо помощи командир решает сжечь весь состав, чтобы не дать обогатиться Корзухину.

В этот же момент на станции появляется Серафима в сопровождении Голубкова. Корзухин замечает, что разум супруги помутнен из-за пережитых трудностей и болезней. Она не в силах сдерживать эмоции, поэтому поднимает шумиху и кричит на Хлудова.

Голубкова и Серафиму арестовывают, Корзухин который в силах помочь им, не предпринимает никаких действий и оставляет все как есть.

В надежде получить хороший выкуп за Серафиму, начальник контрразведки белых, Тихий, пытает Голубкова. Рассчитывая на то, что он даст показания против женщины. Но Серафиме удается вырваться и позвать на помощь генерала Черноту. Он врывается в здание и спасает пленницу.

Сергей, которого отпустили на свободу не знает о том, что Серафиму выкрал генерал. Случайно встретившись с Хлудовым, он узнает, что тот дал приказ на освобождение Корзухиной. Но Чернота уже давно ее увез в Стамбул. Хлудов собирается покинуть Крым и берет с собой Голубкова.

Год спустя. Генерал и Серафима в Стамбуле живут в нищете. Чернота проигрывает все в тараканьи бега. От отчаяния и безысходности Серафима идет на панель. Там встречает Голубкова. Он оставляет ее с Хлудовым, а сам вместе с Чернотой отправляется в Париж на поиски Корзухина.

Супруг несчастной женщины давно забыл о ней и женился. Живет в достатке и не в чем себе не отказывает. Генерал, зная о его слабости к азартным играм, выигрывает у него огромную сумму денег.

По возвращению в Стамбул Голубков признается Серафиме в любви. Хлудов сходит с ума, остается в полном одиночестве и заканчивает жизнь самоубийством.

Главные герои

Серафима Корзухина – женщина на долю которой выпало огромное количество жизненных испытаний. Но несмотря на все это, ей удается сохранить честь и достоинство.

Сергей Голубков – молодой, благородный мужчина. Следует своим идеалам, несмотря на все реалии данного времени.

Григорий Чернота – отважный боец, генерал. Но оказывается совершенно не готов к простой жизни.

Роман Хлудов – холоднокровный и жестокий человек. Так и не найдя себя, заканчивает жизнь самоубийством.

Парамон Корзухин – подлый и безнравственный негодяй, ставящий во главе всего деньги.

Композиция

Композиция пьесы “Бег” – классическая.

2 вариант

  • Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание реалистического, модернистского стиля с сатирической трагедией, основной темой которой является изображение смещенного, воспаленного, безумного мира, человеческих поступков, не имеющих мотивов.
  • Ключевая проблематика пьесы заключается в описании крушения белого движения и судьбы русских эмигрантов, представленных в объективной авторской оценке событий гражданской войны, сопровождающихся жертвами, кровью и людским горем.
  • Философская тема в произведении заключается в возможности каждого отдельного человека прервать бессмысленный бег, подталкиваемый со стороны внешних обстоятельств.
  • Композиционная структура пьесы имеет отличительные особенности в виде использования автором подзаголовка «Восемь снов», настраивающегося читательскую аудиторию на фантасмагорическое повествование, а также эпиграфа из поэзии Жуковского, свидетельствующего о стремлении автора воспроизвести ушедшие события периода революции и гражданской войны.
  • Главным героем пьесы выступает Хлудов, представленный в образе человека, переживающего внутренний конфликт с собственной совестью, изображенного со старыми глазами и молодым лицом, отличающимся оскалом, заменяющим улыбку.
  • Второстепенными персонажами в произведении являются Сергей Голубков, представленный приват-доцентом, идущим на компромисс с большевизмом, вернувшись в Россию, Серафима, изображенная женой миллионера, а также генерал Чарнота, описанный автором в комичном образе.
  • Стилистической особенностью пьесы является применение автором звукового сопровождения в виде звуков монастыря, конных отрядов, расширяющих изображения художественного мира, представляя его с эпической масштабностью, выражающей проблему русских эмигрантов общемировым значением.
  • Кроме того, особую роль в произведении играют тараканьи мотивы, являющиеся символом героев пьесы, подобных тараканам, которые бегают по кругу.
  • Своеобразие пьесы заключается в описании автором Константинополя, представленного в виде символа ненавистной чужбины, ужасного, нестерпимого, душного города.
  • ← Анализ рассказа Стальное горло
    ← Анализ произведения Зойкина квартира↑ БулгаковОтзыв о произведения Мастер и Маргарита →
    Главные герои романа Белая гвардия →
  • Интересные факты о Куприне
    «Гранатовый браслет» читали многие, часть из них даже знает, кто написал это произведение. А написал его, конечно же, Куприн Александр Иванович, в жизни которого было много интересного.
  • Сочинение Еремеевна в произведении Фонвизина Недоросль (характеристика и образ)
    Еремеевна – второстепенный герой. Хотя в силу своих бесценных человеческих качеств, могла бы относиться к главным.
  • Сочинение В чем смысл произведения Собачье сердце Булгакова
    Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — это не просто фантастическое произведение о пересадке органов от человека к собаке. Это метафорическое отображение эпохи начала XX века в России и событий, которые происходили в то время.
  • Анализ рассказа Хорь и Калиныч Тургенева (6 класс)
    Произведение «Хорь и Калиныч» один из рассказов, который входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Как известно, местность проживание влияет на людей, которые там проводят свои дни.
  • Про технологии и технику
    Современные технологии изменили мир до неузнаваемости. Благодаря технологиям в двадцатом и двадцать первом веках были совершены достижения, которые произвели революцию в нашей жизни.

Вы, странники, терпенье!

Слайд 1

Анализ пьесы М. А. Булгакова “Бег” Работа учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 594 Бландинской Ларисы Ивановны Вы, странники, терпенье!

Слайд 2

Бессмертье – тихий светлый брег; Наш путь – к нему стремленье. Покойся, кто свой кончил бег!… Жуковский

Слайд 3

Пьеса «Бег» 1928 г. – первая редакция пьесы; 1937 г. – вторая редакция. Тема: крестный путь интеллигенции, связавшей свою судьбу с «белой идеей»; вина и личная ответственность за пролитую кровь. Идея: изобразить «вывихнутый» и заново складывающийся мир, историю страны, которая прошла, как в дурном сне, и тот, кто рожден был героем, оказался антигероем.

Слайд 4

Пространственный уровень сцены Сон первый происходит в Северной Таврии в октябре 1920 года. Сон второй, третий и четвертый – в начале ноября 1920 года в Крыму. Пятый и шестой – в Константинополе летом 1921 года. Седьмой – в Париже осенью 1921 года. Восьмой – осенью 1921 года в Константинополе.

Слайд 5

В пьесе «Бег» поэтика снов разработана на другом уровне; сны принадлежат автору, а не героям, это его сознание «перескакивает через пространство и время».

Сон – это блаженное, желаемая возможность «переиграть жизнь», изменить ее катастрофический ход. Сон – это выявление сокрытых и подавленных стремлений, осуществление мечты о мире и покое, которые никак не складываются наяву.

Сон – это вечное кружение вокруг больной точки, о которой «грезит сердце».

  • Слайд 6
  • Эпиграфы и ремарки к снам Действие первое Сон первый …Мне снился монастырь… За окном безотрадный октябрьский вечер с дождем и снегом.
  • Слайд 7
  • Черная ночь с голубыми электрическими лунами. Сон второй …Сны мои становятся все тяжелее…
  • Слайд 8

Какое-то грустное освещение. Осенние сумерки. Действие второе Сон третий …Игла светит во сне…

  1. Слайд 9
  2. Сон четвертый …и множество разноплеменных людей вышли с ними… Сумерки.
  3. Слайд 10

Загорается Константинополь в предвечернем солнце. Действие третье Сон пятый … Янычар сбоит!…

Слайд 11

Солнце садится за балюстраду минарета. Первые предвечерние тени. Тихо Сон шестой …Разлука ты, разлука!…

Слайд 12

Осенний закат в Париже. Действие четвертое Сон седьмой …Три карты, три карты, три карты!…

  • Слайд 13
  • За стеклами догорают константинопольский минарет, лавры и верх артуровой карусели. Садится осеннее солнце, закат, закат… Сон восьмой и последний …Жили двенадцать разбойников…
  • Слайд 14
  • Музыкальные партитуры пьесы Глухой хор монахов Мягкий удар колокола Страдальческий вой бронепоезда Ария безумного Германа Песня «Светит месяц» Турецкие напевы Крики продавцов лимонов Залихватские марши гармоней Песня «Разлука ты, разлука» Голос муэдзина Песня о Кудеяре-атамане
  • Слайд 15
  • Образы главных героев Серафима Хлудов Чарнота Голубков

«Бег» Булгаковский просоветский

«Бег» – одна из известнейших пьес Булгакова, написанная в 1925-1927 гг. Пьеса рассказывает о судьбах недобитых белых в конце Гражданской Войны и в эмиграции. Поставлена она была лишь в 1959 г., после смерти Иосифа Виссарионовича.

Сам вождь народов отзывался о творении Булгакова так: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело.

«Бег», в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление…

Конечно, вождю народов виднее, тем более кто ещё, как не он, в то время был способен уловить политическую суть и подоплёку пьесы , но лично я ничего антисоветского в ней не увидел… Наоборот, горячо оспариваю, что «Бег» просоветский по своей сути!

Кто герои «Бега»? Практически все (кроме, например, Баева и будёновца) – белые или же им сочувствующие. Интеллигенция, цвет страны и герои нации, трагически попавшие в жернова истории – скажут некоторые. Трусы, эгоисты и пораженцы – возражу я.

Интеллигент Голубков? Трусливо бежит из захваченных большевиками территорий. Оторван от реальности. И ежели поддерживает белое движение, то почему сам не берёт ружьё? Глядишь, один интеллигент вместо бегства предпочёл взять в руки оружие, второй интеллигент, третий интеллигент… Может быть тогда и не получилось бы того, что получилось?

Вешатель Хлудов? С одной стороны – боевой офицер, дисциплинированный, исполнительный, исполняющий свой долг. С другой – вешатель и каратель, жестоко борющийся с “революцией” в тылу.

Не надо быть большого ума, чтобы понимать, что эта жестокость уже ни к чему хорошему не приведёт – нет идеи, ради которой совершаются эти ужасы, белое движение уже проиграло, исход Гражданской Войны предрешён – и от того все эти жестокости смотрятся ещё омерзительней, очерняя белого офицера, а с ним и всех белых.

Делец Корзухин? Думаю те, кто читал пьесу, или смотрел снятый по её мотивам фильм, согласятся, что это самый пренеприятный персонаж. Если белогвардейцы погибали за то, чтобы к власти вернулись такие люди, то может и хорошо, что Врангели, Колчаки и Деникины проиграли. Больше даже добавить нечего.

Генерал Чарнота? Внешне симпатичный, этакий лихой царский офицер. Но…. Проиграть всю ночь в штабе в карты и из-за этого прозевать нападение противника? Прятаться от красных переодетым в женщину? А в эмиграции – быть совершенно не способным найти средства к существованию до такой степени, что его спутнице приходилось заниматься проституцией, чтобы прокормить, как минимум, их обоих.

И выше – ещё не все герои «Бега».

Да и вообще суть белого движение выставлена очень неоднозначно. Ощущение поражения и обреченности, эгоизм, желание спастись – основное впечатление о белогвардейцах после чтения. Нету того патриотизма, благородства и силы духа, о котором говорят сейчас, “реабилитируя” белых. Нет, разумеется и среди белогвардейцов были свои герои, но в пьесе их как-то не наблюдается.

Отчего же Сталин так выразился? Мне кажется, в послевоенное десятилетие, когда ещё свежи раны и горяча ненависть любое представление белых в культуре, не представляющее их извергами или раскаявшимися, даже такое, как в «Беге», воспринималось как некое оправдание идеологических противников – крайность советского режима. Но в наше время пьеса будет восприниматься совершенно иначе.

В любом случае, согласны вы со мной или нет – Булгаков один из величайших российских писателей, и «Бег», как и все остальные его труды однозначно стоят прочтения.

Ссылка на основную публикацию