Война в романе Толстого «Война и мир»

UGC

Роман великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир», краткое содержание которого вы найдете в статье, является обязательным к прочтению в школе. Не каждому старшекласснику хочется провести лето, изучая несколько томов пусть и познавательной, но сложной литературы. Поэтому простое и краткое описание основных моментов поможет понять суть романа.

«Война и мир»: краткое содержание

Благодаря общим ценностям, которые не подвластны времени, Льву Николаевичу Толстому удалось передать народный дух в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам переполнено деталями, которые непросто запомнить. Чтобы облегчить задачу, мы разбили описание по томам:

Том 1

Эта книга разделена на три части, в каждой из которых писатель раскрывает события и жизнь людей в мирное и военное время. Ищете краткое содержание? «Война и мир» не самое маленькое по объему произведение. Однако перед читателем открываются интересно созданные талантливым Толстым характеры основных персонажей: князя Андрея Болконского, семьи Ростовых, княжны Марии и других.

Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.

В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.

Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.

Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.

В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.

Том 2

Интересует «Война и мир»? Сколько томов создал писатель? Всего их четыре. Второй рассказывает о мирной жизни и изменении мировоззрения населения.

После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.

Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.

Далее автор романа-эпопеи «Война и мир» повествует о Николае Ростове, который вернулся в полк. Он старается улучшить жизнь солдат и проведывает друзей в больнице. Вскоре Николай узнает о подписании мирного договора и задумывается о том, зачем были все эти смерти.

В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.

Война в романе Толстого «Война и мир»Кадр из фильма «Война и мир»: UGC

Том 3

Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.

Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.

В это время Пьер смело сражается с французами и приходит в ужас от вида мертвых тел. Во время Бородинской битвы Наполеон приказывает показать портрет сына своей гвардии. В результате французы терпят нравственное поражение. Кутузов поддерживает боевой дух солдат, но понимает, что они не в силах защитить Москву. Он дает приказ об отступлении.

Роман «Война и мир», содержание которого весьма интересно, рассказывает, что французы вступают в Москву, но она пуста.

Во время сборов Наташа Ростова нашла раненого Андрея Болконского, который оказался среди других солдат. Она ухаживает за ним и прощается. Пьер остается в Москве и пытается убить Наполеона. Его планы проваливаются, и Пьера арестовывают.

Том 4

После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.

Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.

В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

«Война и мир»: анализ произведения

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.

Работа над романом продолжалась с 1863 до 1869 года. Сам автор относился к нему скептически, как и ко многим своим книгам. Он не считал, что сотворил нечто грандиозное, а в одном из дневников написал, что общество любит его за такие пустяки, как «Война и мир».

Вот что необходимо знать о таком выдающемся произведении, как «Война и мир»:

Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:

  1. Молодость декабристов.
  2. Восстание 1825 года.
  3. Возвращение героев домой после ссылки.

Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий.

В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.

Война в романе Толстого «Война и мир»Кадр из фильма «Война и мир»: UGC

  • Проблематика романа, жанр.

В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика. В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты:

  1. Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека.
  2. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории. Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение.
  3. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу.
  4. Влияние личности на историю. Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска.

По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает:

  • большой объем произведения;
  • масштаб отображаемых событий и проблематики.

«Война и мир» представляет собой сложное произведение с характерными чертами исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров и хроник.

Война в романе Толстого «Война и мир»Кадр из фильма «Война и мир»: UGC

Нравится писатель Лев Толстой? «Война и мир» в основном рассказывает о народе. Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе.

При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:

  1. Первый том описывает события и жизнь героев до и во время войны.
  2. Второй том отражает все сложности, с которыми сталкиваются персонажи на пути к свободе.
  3. Третий том описывает военные действия.
  4. Четвертый том — мир и возвращение героев домой.

В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.

Война в романе Толстого «Война и мир»Кадр из фильма «Война и мир»: UGC

Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:

  1. Андрей Болконский. Волевой и благородный князь, мечтающий о военной славе. Показан как человек с высокими моральными принципами, который чтит свой долг. После смерти жены он влюбляется в Наташу Ростову, но погибает на поле брани.
  2. Пьер Безухов. Внебрачный сын графа, он становится законным наследником. Доверчивый молодой человек женится на Элен Курагиной, но вскоре разочаровывается. Она помогает ему понять смысл жизни. Вернувшись домой, он женится на Наташе Ростовой.
  3. Наташа Ростова. Талантливая и богатая графиня, обладающая легким и беззаботным характером. Но ее надежды рушит война. После неудачной любви к Болконскому Наташа выходит за Пьера.
  4. Николай Ростов. Отважный и энергичный молодой человек, который ценит свою семью. Долг зовет его на военную службу, где он проявляет себя достойно. После окончания войны женится на Марии Болконской.
  5. Соня. Племянница графа Ростова, она обладает тихим и мягким характером. Героиня влюблена в Николая, но, узнав о его чувствах к Марии, отпускает его.
  6. Анатоль Курагин. Бесчестный, но столь же красивый Анатоль любит пить и кутить. Он пытается похитить Наташу и обвенчаться с ней. Во время военных действий лишается ноги.
Читайте также:  Сочинение 15.3 на тему: Что такое Лебединая верность

Вот такое содержание романа «Война и мир». Если вы еще не читали произведение в полном объеме, возможно, уже пора к этому приступить. Анализ сюжета позволяет понять, чем руководствовался Лев Толстой при создании эпопеи.

«Капитанская дочка»: краткое содержание по главам произведения

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1845874-vojna-i-mir-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Тема войны в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», раскрывающее особенности изображения военных действий в произведении.

Действие в романе-эпопее Л. Н. Толстого охватывает период с 1805 по 1822 годы. Перед глазами читателя проходят две войны, которые противопоставлены друг другу.

  Благодаря этому приему автор хочет показать, как ничтожна роль исторической личности при свершении великих событий. Толстой показывает военные действия через восприятие героев, их поведение.

Для него имеет гораздо меньшее значение, кто какие маневры совершает. Ему важно, какие чувства, эмоции, мысли в ответ на это появляются в душе человека.

В названии романа обозначается расстановка сил. Герои делятся на два лагеря, расположившиеся на противоположных полюсах. На полюсе войны находится Наполеон и те, кто его поддерживает, ведет похожий образ жизни, стремится к тем же целям, служит тем же идеалам. Полюс мира представляет Кутузов и герои, тяготеющие к его миропониманию и ценностям.

В войне 1805 – 1807 годов Российская империя выступает как союзник Австрии. Русские войска терпят поражение за поражением. Толстой объясняет это тем, что солдатам не хватает боевого духа. Они не понимают смысла боевых действий.

Это чужая война, на которой они случайные люди. Солдатам она несет увечья и смерть. Офицеры мечтают о славе, чинах, наградах, которые принесут им положение в обществе, деньги, власть. Толстой осуждает пустоту и никчемность этих людей.

Князь Андрей Болконский отправляется на войну, мечтая о славе. Его идеалом является французский император. Он так же, как Наполеон, желает найти свой Тулон. Болконский с презрением относится к петербургскому светскому обществу.

Тщеславное желание выделиться из общей массы руководит князем Андреем. Его мечты рисуют ему героическое будущее: он становится спасителем армии. Шенграбенское сражение показало ему, что его мечты имеют мало общего с реальностью.

Все планы, которые разрабатывал Болконский перед битвой, оказались неприменимы. Никакое организованное руководство процессом невозможно. Важную роль играют и второстепенные персонажи, такие, как Тушин, который выполняет свое дело, не думая о награде.

Этот в мирной жизни незаметный человек находится под непрерывным огнем неприятеля и проявляет чудеса храбрости.

Впереди Аустерлиц, у Болконского появляется еще один шанс совершить подвиг. Он готов пожертвовать своей жизнью, чтобы его имя осталось жить в веках. Судьба предоставляет ему великолепный случай отличиться. Батальон пускается наутек, знаменосец убит.

Князь Андрей подхватывает знамя и бросается вперед, увлекая за собой бегущих солдат. Ему удалось остановить отступление, но сам он тяжело ранен. Он падает и теряет сознание. Очнувшись, Болконский видит «высокое небо» и ощущает свою ничтожность перед ним.

Он понимает, что все, к чему он стремился до этого, блекнет в сравнении с этим высоким, недосягаемым небом. Даже Наполеон и его достижения кажутся мелкими и ничтожными на фоне этой высоты. Все идеалы Болконского рухнули в одночасье.

Князь меняет свое направление и устремляется к полюсу мира.

В этой войне и солдаты, и офицеры далеки от патриотизма. Если они и совершают героические поступки, то делают это скорее инстинктивно, чем ведомые какой-то высокой идеей. Пример Болконского показывает, что его прежние расчеты оказались ошибочными.

Войне 1805 – 1807 годов противопоставлена Отечественная война 1812 года. Она стала проверкой человеческих характеров, духовной силы. Война 1812 года – это битва за Отечество.

На его защиту поднялось все население великой державы, независимо от социальной принадлежности. Дворяне, купцы, мещане, крестьяне – все сплотились в едином стремлении изгнать иноземцев с российской земли. В этой войне рождается то, что приносит победу армии.

Людьми движет гнев, ответственность за судьбу страны, выражающие боевой дух войска.

Большую роль в исходе войны сыграло партизанское движение, получившее название «дубины народной войны». Количество партизанских отрядов исчислялось сотнями. Толстой подчеркивает единство, овладевшее солдатами, офицерами, гражданским населением.

Боевой дух войска был поднят прибытием Михаила Илларионовича Кутузова, авторитет которого среди простых солдат был очень велик. Барклай де Толли был талантливым полководцем, но далеким от народа. Кутузову солдаты верили и были готовы идти за ним в огонь и в воду. Они не желали бездействовать, отступать. Они рвались в бой.

Военные картины романа являются композиционными центрами, которые соединяются в Бородинском сражении. Лучшие качества русских воинов проявились под Бородино. Этот день стал переломным в ходе войны.

Французское войско, потрясенное полученным отпором, почувствовало силу противника и уже не смогло прийти в себя. Если война в Австрии показана глазами князя Андрея, то участником Бородинской битвы стал далекий от военных действий Пьер Безухов. Общение с простыми людьми стало для него откровением.

Он увидел народ другими глазами, стал ближе к нему. Это коренным образом изменило его мировоззрение.

Кутузов понимал, будучи опытным полководцем, как важно поддерживать боевой дух войска. Он заведомо распространял ложные сведения об успехах на всех участках фронта, чтобы солдаты не потеряли веру в свои силы.

Для Кутузова это была последняя война, он был слишком стар, поэтому он не мог подвести людей, которые верили ему, он не мог проиграть. Он чувствовал, когда можно принимать бой, когда войско сможет совершить невозможное. Кутузов принимает правильные решения, которые были не всем понятны, не заботясь о почестях и славе.

Его главной стратегической линией было соединение терпения, времени и боевого духа, о котором он так пекся.

Толстой противопоставляет старому полководцу молодого французского императора. В романе Наполеон проигрывает Кутузову изначально. Его образ вызывает неприязнь.

Толстой говорит, что «нет величия там, где нет простоты и правды». Он лишает величия этого великого человека. Его поражение – это закономерность.

Русская армия отстаивала свое Отечество, французская своего императора, который бросил их, спасая свою жизнь.

По мнению автора, война – это «любимая забава праздных и легкомысленных людей». Видимо, именно таким он считал Наполеона. Противник всех войн, Толстой проводит эту мысль в своем произведении, показывая низость, ничтожность, тщеславие Наполеона и героев, подобных ему. Умаляя роль личности, автор возводит на пьедестал народ, совершающий историю.

Военные события в романе Л.Толстого «Война и мир»

Подготовил Сергей Голубев

Князь Адрей и война

В романе описываются военные
события 1805—1807 годов, а также Отечественная война 1812 года.

Можно сказать,
что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией
романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с
этим “враждебным” человечеству событием.

Но одновременно война в романе имеет
более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и
гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух
жизненных установок (правды и лжи).

На протяжении всей жизни Андрей
Болконский мечтает о “своем Тулоне”. Он мечтает на глазах у всех совершить
подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать
знаменитостью.

“Туда-то я буду послан, — думал он, — с бригадой или дивизией, и
там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной”.
На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает
мужественность и решительность князя Андрея.

Отталкивает лишь то, что не на
Кутузова, а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча
с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя.

Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у
других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом
случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину —
добродушному человеку, выходцу из народа.

Автор даже в чем-то осуждает
Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым
людям. (“Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него”.)
Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея.
Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну.

Оказывается, война не средство
достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое
дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком
поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой
триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо
Аустерлица.

Шенграбенское сражение

Изображая войну 1805 года при
Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные
типы ее участников.

Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне
Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную
работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов,
использующих войну в личных целях.

Типичен для штабных офицеров Жерков, который
в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого
фланга.  

Приказание было – немедленно
отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских
гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.  

Как всегда дерзок и храбр
Долохов. Долохов “в упор убил одного француза и первый взял за воротник
сдавшегося офицера”. Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет:
“Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить…”
Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает,
делает для себя.  

Читайте также:  Сочинение: История создания романа Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Они не трусливы эти люди, нет. Но
они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру,
свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и
как бы ни показывали свою заботу о полке.  

Толстой с особой симпатией
показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и,
вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов,
отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.  

Другой незаметный герой – капитан
Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то
особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно
привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин – это простой и
скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами.

Во время сражения он не
знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты,
советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим
уважением.

С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с
удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то, что
прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине
дела. И его “батарея…

не была взята французами только потому, что неприятель
не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в
бою орудия.  

Аустерлицкое сражение

Аустерлицкое сражение 1805 г.
Генеральное сражение между русско-австрийской и французской армиями произошло
20 ноября 1805 г. у местечка Аустерлиц в Моравии. Русско-австрийская армия
насчитывала почти 86 тыс. чел. при 350 орудиях. Командовал ею генерал М.И.Кутузов
. Французская
армия насчитывала около 3 тыс. чел. при 250 орудиях.

Возглавлял ее Наполеон
. Главные силы
союзной армии под командованием Ф. Ф. Буксгевдена атаковали корпус маршала Л.
Даву и после упорных боев овладели Замком, Сокольницами, Тельницем. Тем
временем 4-я колонна союзников под командованием И.-К.

Коловрата, составлявшая
центр союзных войск, перешла в наступление с опозданием, подверглась удару
основных сил французов и оставила господствующие над местностью Праценские
высоты, В этих условиях Буксгевден получил от Кутузова приказ отступать, но не
выполнил его.

Тем временем Наполеон, разгромив центр союзных войск, развернул
войска и атаковал левое крыло союзников (Буксгевдена) главными силами как с
фронта, так и с фланга. В результате союзные войска при больших потерях отошли.
Потери русских войск составили 16 тыс. убитыми и ранеными, 4 тыс. пленными, 160
орудий; австрийцев – 4 тыс.

убитыми и ранеными, 2 тыс. пленными, 26 орудий;
французов – около 12 тыс. убитыми и ранеными. В результате поражения под
Аустерлицем 3-я антифранцузская коалиция распалась.

Выводы

Одна из главных линий книги —
разочарование князя Андрея в самой идее войны, в героизме, в особом призвании
военных. От мечты совершить подвиг и спасти всю армию он приходит к мысли, что
война — “страшная необходимость”, которая допустима, только когда “разорили мой
дом и идут разорить Москву”, что военное сословие характеризуется праздностью,
невежеством, жестокостью, развратом, пьянством.

Итак, изображая военные события,
Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского,
Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной
человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий.

Командующие
армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса,
партизаны – все эти разнообразные участники войны, носители самой разной
психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных
условиях их боевой и “мирной” жизни.

При этом писатель, сам бывший участник
обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, “в
крови, в страданиях, в смерти”, с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные
качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и,
с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров – дворян.

“Шенграбенское сражение” “Аустерлицкое сражение”
Решающее сражение в кампании 1805 – 1807
годов. Шенграбен – это судьба русской армии, а, значит, проверка нравственной
силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские
горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность
собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию.
Аустерлиц – “сражение трех импе-
раторов”. Цель его – закрепить
достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой
“срама и разочарования для всей России и отдельных людей, и торжество
Наполеона-победителя”.  
Цель сражения благородна и понятна
солдатам.
Цель сражения не понята солдатами.
Героизм, подвиги Неразбериха среди солдат; бессмысленный
подвиг князя Андрея.
Победа Поражение.

Дата добавления: 10.03.2005

Описание войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Каждый раз, вспоминая о самых ярких, но в тоже время самых страшных и незабываемых моментах прошлого, в моих мыслях всегда на первый план выходит война. Самые запоминающиеся моменты из прошлого всегда были связаны со сражениями.  Л.Н. Толстой, написавший невообразимый объем воспоминаний об одной из них, буквально отдал людям часть одной из величайших войн 1812г.

  Л.Н. Толстой повествует нам о великом человеке, имя которого знает каждый из нас — Наполеон Бонапарт.  Главным противником на его пути была Россия, огромная и сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался к своей цели.  Стоя у власти Франции, подчинив себе почти всю Европу, ему все равно не хватало этой великой страны.

Через описание войны в романе, Толстой дает нам понять, что он ненавидит войну за ее жестокость, убийства и предательство. По его мнению, война — это событие «противное человеческому разуму», конфликты, которые не могут разрешить правители, не должны решаться с помощью войны.

Также Толстой отвергает понятие личности в романе, он считает, главное — это воля народа, а во время битвы — дух войска, его стремление к победе. Именно так было выиграно Шенграбенское сражение. Было необходимым вывести армию из окружения. Именно здесь и показывалось это стремление и это желание.

Но были и ошибки, например, Аустерлицкое сражение было проиграно, так как не было настолько сильной мотивации к победе, не было и того же  желания. Самым центральным сражением является Бородинское. Но почему именно оно было дано нам? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла.

Но именно Бородинское сражение стало началом пути, по которому русский народ вышел к победе. Л.Н. Толстой описывает самые малейшие и незначительные детали, душевное и физическое состояние солдат и людей, их настрой, их движения.

И именно это описание абсолютно всех деталей дало нам хоть какую-то возможность увидеть и представить то, что происходило тогда там, в этой деревне.

Толстой не только показывает все военные действия солдат и людей, но и раскрывает нам многих героев и своих личностей в романе. Он дает возможность посмотреть на своих персонажей со стороны, увидеть их задействованными в чем-то, в определенных обстоятельствах.

 Показывает нам как намерения Наполеона, его планы, взгляды, мысли, так и Кутузова — главного исполнителя народной воли, его тактику и решения.

Также во время войны один из главных героев — Андрей Болконский, переосмысливает свои взгляды насчет императора, которого он боготворил всё это время.

Ещё хочется отметить Тушина, на первый взгляд совсем незначительного и не самого интересного персонажа, которому Толстой придает не малое значение. Своим бесстрашным подвигом он сыграл большую роль в сражении, что стало показателем того, что Толстой открыл нам совершенно все образы, несмотря на их значимость.

Как писал Толстой:  «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе».

Для русского народа, эта победа была всем: и победой духа, и силы, стремления, веры в победу в любых условиях и при любых обстоятельствах. Конечно, время после этой войны было ужасно трудным, трудным оно было больше для императора. Это был крах его величия, его успеха и могущества.

Он не только не смог находиться в Москве, но и бежал от нее впереди всей своей армии, бежал с позором и провалом для всей военной кампании.

 Роман «Война и мир» оказал неоценимое как моральное, так и духовное влияние не только на литературу, но и на весь мир в целом.

  ситуациях, в каждом моменте прослеживаются основные идеи, тонкий психологизм, художественный реализм и множество других направлений.

 Духовные искания главных героев настолько отвечают вопросам, предстающим перед каждым думающим человеком, что чтение романа заставляет нас задуматься над основами жизни человека, над правильными решениями, над вечными вопросами и подходу к их решению.

Изображение войны в романе Толстого «Война и мир» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

«Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого»

Эрнест Хемингуэй

Многие писатели используют реальные исторические события для сюжетов своих произведений. Одним из самых часто описываемых событий является война – гражданская, отечественная, мировая.

Особое внимание заслуживает отечественная война 1812 года: Бородинское сражение, сожжение Москвы, изгнание французского императора Наполеона. В русской литературе представлено подробное изображение войны в романе «Война и мир» Толстого Л.Н.

Писатель описывает конкретные военные сражения, разрешает читателю увидеть реальных исторических деятелей, дает собственную оценку произошедших событий.

Причины войны в романе «Война и мир»

Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная.

Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его.

Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон.

Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Культура и мировоззрение человека

Война в романе «Война и мир»

Сам Толстой представляет это понятие так: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления».

Через описание войны в романе «Война и мир» Толстой нам дает понять, что сам ненавидит войну за ее жестокость, убийства, предательства, бессмысленность. Он вкладывает суждения о войне и в уста своих героев.

Так Андрей Болконский говорит Безухову: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну». Мы видим, что нет наслаждения, удовольствия, удовлетворения своих желаний от кровопролитных действий против другого народа.

В романе определенно ясно, что война в изображении Толстого – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Главное сражение войны 1812 года

Еще в I и II томах романа Толстой рассказывает о военных кампаниях 1805-1807 годов. Шенграбенское, Аустерлицкое сражения проходят через призму писательских размышлений и выводов. Но в войне 1812 года во главу угла писатель ставит Бородинское сражения. Хотя тут же задает себе и читателям вопрос: «Для чего было дано Бородинское сражение?

Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла». Но именно Бородинское сражение стало точкой отсчета до победы русской армии. Л.Н.Толстой дает подробное представление о ходе войны в «Войне и мире». Он описывает каждое действие русской армии, физическое и душевное состояние солдат.

По собственной оценке писателя ни Наполеон, ни Кутузов, ни тем более Александр I не предполагали такого исхода этой войны. Для всех Бородинское сражение явилось незапланированным и непредвиденным.

В чем концепция войны 1812 года, герои романа не понимают, как не понимает и Толстой, как не понимает и читатель.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа «Война и мир» в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны — это, конечно, Бородинское сражение. Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии.

Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию.

Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости.

Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции военной стратегии, было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Герои романа «Война и мир»

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Мы можем наблюдать за Кутузовым – главным исполнителем народной воли, который предпочел наступлению «терпение и время».

Перед нами Болконский, перерожденный, нравственно выросший и любящий свой народ. Пьер Безухов в новом понимании всех «причин бед человеческих», прибывший в Москву с целью убить Наполеона.

Мужики-ополченцы «с крестами на шапках и в белах рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные», готовых в любой момент умереть за родину.

Перед нами император Александр I, отдавший, наконец, «бразды управления войной» в руки «всезнающему» Кутузову, но так до конца и не понимающий истинного положения России в этой войне.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Петя Ростов, так нелепо погибший без настоящего участия в войне, без подвига, без сражения, который тайно от всех «записался в гусары». И еще многие и многие герои, которые встречаются нам в нескольких эпизодах, но достойны уважения и признания в истинном патриотизме.

Причины победы в войне 1812 года

В романе Л.Н.

Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.

Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.

Тест по произведению

  Сочинение на тему мои цели в жизни и мой образ жизни

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ

Вторая тема романа — война. зображая военные события, Толстой не только войны даёт широкие полотна, рисующие такие батальные картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и психологию отдельной человеческой личности, вовлечённой в поток военных действий.

Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны- все эти разнообразные участники войны, носители самой различной психологии, показаны Толстым с поразительным мастерством, в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни.

При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, карьеризма, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров-дворян, особенно аристократов.

В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей в 1805-1807 гг. и в России — в 1812 г.

Изображая войну 1805-1807 гг., Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы её участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого

и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штаб-

ных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».

Но наряду с людьми типа Жеркова Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твёрдых в исполнении своего воинского долга.

Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке» и, вдохновлённая примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

А вот другой незаметный герой — капитан Тушин. Это «небольшой, сутуловатый человек». В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». У него «большие, умные и добрые глаза». Тушин — это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами.

Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживлённо командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением.

С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет своё дело, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела.

И его «батарея… не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищенных пушек». Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших орудия.

Рисуя сражение, Толстой показывает и моменты героических этак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

Но эта война 1805-1807 гг. велась за пределами России, смысл и цели её были непонятны и чужды народу. Иное дело — война 1812 г. Её Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны.

Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, армия, предводительствуемая крупным полководцем Наполеоном, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплочённо встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

ВОЙНА И МИР ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ И МАРЬИ БОЛКОНСКОЙ →

Еще по данной теме::

  • ЯЗЫК РОМАНА ВОЙНА И МИРЯЗЫК РОМАНА ВОЙНА И МИР Язык романа. Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развит…
  • ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНАТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА Творческая деятельность Толстого продолжалась около шестидесяти …
  • СМЕРТЬ ТОЛСТОГОСМЕРТЬ ТОЛСТОГО 28 октября 1910 г., в одну из тёмных, сырых осенних ночей, 82-летний Толстой…
  • РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГОРЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти …
  • РАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕРАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕ Роман Роман «Воскресение» написан Толстым в 90-х годах «Воскоесение»…
Ссылка на основную публикацию