Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было написано Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего 16 лет. Это одно из немногих произведений, которое Лермонтов считал достойным внимания публики, и включил его в сборник прижизненных стихов. Заслуживает внимания точка зрения, высказанная в анализе стихотворения лауреатом Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова Ю.Н. Беличенко:

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Тема и идея произведения

Темой стихотворения является рождение человека. Читателю не надо задумываться над тем, о чем это стихотворение.  В последних строках заложены  основная мысль и идея этого произведения.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Тем самым Лермонтов хотел сказать, что человек всегда будет стремиться к Божественному небу. Желание чудное – это желание оказаться рядом с Богом, слышать ангельские песни.

Биографы считают, что на создание этого произведения Лермонтова вдохновило воспоминание о колыбельной песне матери, которую она пела ему в детстве. Существует также мнение, что это произведение посвящено отцу, который умер в 1831 году от чахотки. И возможно, Михаил Юрьевич знал о болезни отца. Вероятнее всего, обе эти версии имеют право на существование.

Песня матери послужила формой стихотворения, а непростая судьба отца, легла в основу содержания стихотворения. Отец, хоть и был характером не подарок, и на него возлагалась ответственность за гибель жены, все же находил сочувствие в душе сына. Родителей, как известно, не выбирают, и дети любят их такими, какие они есть.

Михаил Юрьевич тоже любил отца, и страдал от разлуки с ним.

Композиция и построение стиха

По жанру это произведение можно отнести к восторженной песне. Это лирико-эпическое произведение философско-религиозной направленности. Оно состоит из двух частей. На долю первой части приходится три строфы. В этом произведении два лирических героя.

Ангелу отводится главная роль. О нем повествует первая часть произведения. Ангел – вестник Бога, несет в мир молодую душу, которой предстоит непростая жизнь. Ангел счастлив оттого, что на него возложена замечательная миссия – дать жизнь новому человеку.

Вторая часть короче – всего одна строфа из четырех. Она – о молодой душе, которую принес ангел в мир. Этой молодой человеческой душе отводится роль второго плана. В 4 поэтические строки поэт вместил целую человеческую жизнь.

Каждая строфа представляет собой цельное предложение. В конце каждой второй строки стоит точка с запятой, в конце каждой четвертой – точка, завершающая предложение. Произведение написано 3 и 4-стопным амфибрахием. Рифма сильная, рифмовка в строфах смежная, парная.

Художественные средства

В первой строфе встречается многосоюзие: и месяц, и звезды, и тучи. Тем самым поэт подчеркивает важность каждого из названных объектов. И месяц слушал песню ангела, и звезды и тучи, и каждый из них – по-своему.

Союз «И» в начале стиха встречается в первой, третьей и четвертой строфах. В первой и второй строфах союз и служит соединением сложных предложений. Это сближает стихотворение с библейским стилем.

В стихотворении часто встречается звук Л, что усиливает мелодичную напевность произведения. И только 5 раз встречается звук Р.

Религиозную возвышенность произведения подчеркивают архаизмы: святой, блаженство, под кущами райских садов, о Боге великом, младая душа, внимали.

В этом стихотворении использованы следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – тихая, святая (песня), великий Бог, младая (душа), живой (звук);
  • метафора – душа томилась.

Стихотворение было опубликовано в 1840 году, при жизни автора. Лермонтов сам отобрал это произведение для печати. Это произведение нашло отклик не только у читателей. Лучшие композиторы того времени положили это произведение на музыку. Известно также, что стихотворение «Ангел» было переведено на английский язык.

Михаил Лермонтов ~ Ангел (По небу полуночи ангел летел…) (+ Анализ)

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»
  • «Ангел» Михаил Лермонтов
  • По небу полуночи ангел летел,
    И тихую песню он пел;
    И месяц, и звёзды, и тучи толпой
  • Внимали той песне святой.
  1. Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов;
    О Боге великом он пел, и хвала
  2. Его непритворна была.
  3. Он душу младую в объятиях нёс
    Для мира печали и слёз.
    И звук его песни в душе молодой
  4. Остался – без слов, но живой.
  5. И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна,
    И звуков небес заменить не могли
  6. Ей скучные песни земли.
  7. Дата создания: 1831 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» (1 вариант)

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» – эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет.

Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами.

Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки.

Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.

Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью.

Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист.

Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой.

И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.

При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали.

Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души.

Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова (2 вариант)

Стихотворение “Ангел” Лермонтова относится к раннему периоду творчества и было написано, когда поэту было 16 лет. В основе стихотворения детская колыбельная. Это произведение изучается на уроках литературы в 7 классе

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы, тема веры.
Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.

Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано было в 1839 году.

Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Азраил (Поэма)

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека.

В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель.

Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок.

Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описывать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений.

Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томиться в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в романтическом направлении.

Читайте также:  Джон донн стихи: читать стихотворения джона донна

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ).

Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Жанр

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии (грустные размышления на философские темы). Принадлежность к элегии подтверждается и наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стихотворения.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи.

В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”.

Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”.

Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова (3 вариант)

Стихотворение «Ангел» (1831 г.) относится к юношескому периоду творчества Лермонтова. В его основу поэт положил детскую колыбельную песню, которую слышал от матери. Это единственное юношеское произведение Лермонтова, которое он впоследствии сам передал в печать.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Прости, мой друг!.. Как призрак, я лечу…

Стихотворение написано в то время, когда поэт полностью находился во власти идеалистических представлений. Он еще не столкнулся с суровым и безжалостным миром, который будет вызывать только презрение. Лермонтову очень далеко до мотивов острого одиночества и демонической темы. Его ощущения чисты и возвышенны.

Центральный образ произведения – летящий по небу ангел, который поет «тихую песню». Это божественное пение приковывает внимание всей природы. Ангел прославляет Бога и райскую жизнь.

Он несет с собой юную душу, чтобы вдохнуть ее в младенца. Эта душа абсолютно безгрешна, она внимает песне ангела и навсегда сохраняет ее в своей памяти.

Ангелу жаль оставлять невинную душу в «мире печали и слез», поэтому в песне он дарит ей надежду на будущее воскрешение в лучшем мире.

Автор считает, что слова этой песни и ее конкретное содержание не так важны. Ее основное достоинство — мелодичность. Достаточно сохранить в душе хотя бы звук, который вновь сделает песню первозданно живой. В несколько ином виде Лермонтов впоследствии разовьет эту тему в стихотворении «Молитва».

Автор сравнивает человеческую жизнь с бесконечным томлением души, которую может согреть только ангельская песня. «Скучные песни земли» никогда не заменят «звуки Небес». Это очень красивое поэтическое сравнение означает, что для любого человека первостепенными являются духовные ценности.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Многократное использование союза «и» в начале строк придает ему библейскую торжественность.

В стихотворении «Ангел» Лермонтов еще не использует религиозные образы в качестве каких-то символов. В нем нет тайного смысла и скрытых намеков. Сюжет произведения не выходит за рамки православных канонов.

Это действительно искреннее выражение наивной веры молодого человека, навеянное дорогими воспоминаниями из детства.

Ангел может ассоциироваться только с любящей матерью, которая поет младенцу колыбельную песню перед тем, как отпустить его в самостоятельную жизнь, наполненную страданиями и болью.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Ангел ???? краткое содержание, о произведении

  • По небу полуночи ангел летел,
  •    И тихую песню он пел,
  • И месяц, и звезды, и тучи толпой
  •    Внимали той песне святой.
  • Он пел о блаженстве безгрешных духов
  •    Под кущами райских садов,
  • О Боге великом он пел, и хвала
  •    Его непритворна была.
  • Он душу младую в объятиях нес
  •    Для мира печали и слез;
  • И звук его песни в душе молодой
  •    Остался – без слов, но живой.
  • И долго на свете томилась она,
  •    Желанием чудным полна,
  • И звуков небес заменить не могли
  •    Ей скучные песни земли.

Краткое содержание

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

А. Шишкин. Ангел-хранитель с мечом. 2004

В произведении описывается путь ангела, несущего на землю с небес душу рождающегося ребёнка. Полёт ангела сопровождает чудесная песня: в ней небесный посланец повествует о любви и блаженстве, о Всевышнем и святых.

Ангелу становятся всё слышнее людские слёзы и стенания, чем ближе он приближается к земле. Крылатому посланцу жаль новорожденную человеческую душу, ведь ей еще не скоро предстоит вновь воссоединиться с небом и Всевышним.

Ангел понимает: «скучные песни земли» не смогут заменить новорожденной душе райской божественной музыки.

 История создания

Литературоведы точно не знают, что именно явилось стимулом и вдохновением для написания автором данного произведения. Существуют несколько версий, по одной из которых поэт соотносит с образом ангела образ своей матери Марии Михайловны, умершей, когда ему исполнилось три годика.

Мать часто пела любимому сыночку колыбельные песни, её теплоту и нежность Лермонтов помнил всю жизнь. Автору в 1831 году, на момент написания данного стихотворения, исполнилось лишь шестнадцать лет.

Известно, что Лермонтов выделял это произведение из всего, написанного им позднее. Первая публикация произведения случилась в 1839 году.

Материнский образ, несущий в мир новую жизнь, автор отождествляет с легкокрылым ангелом, ставшим центральным героем стихотворения.

Жанр, направление, размер

Созданное молодым автором произведение относится к жанру элегии: в нём присутствуют возвышенный стиль, высокая лексика и мелодичность.

Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». В нём присутствует типичная картина романтического восприятия мира, выраженная посредством противопоставления образов земного и небесного, прошлого и настоящего.

Поэтический размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка парная. Подобное сочетание рифмы и поэтического размера придаёт произведению особую напевность. Не случайно, именно к этому произведению писали музыку многие композиторы.

Композиция

Композиция  стихотворения – простая, линейная. Произведение состоит из четырёх четверостиший:

  1. Первое четверостишие содержит сюжетную завязку: мы слышим звучание песни небесного ангела.
  2. Второе четверостишие – происходит дальнейшее развитие сюжета: поэт перечисляет то, о чём поёт небесный посланец.
  3. Третье четверостишие – в нём речь идёт о юной девушке, которую волею небес переносят в мир людей. Здесь же следует кульминация сюжета: звучание песни ангела навсегда остаётся в сердце девушки. Теперь эту песню она понесёт в мир людей.
  4. Заключительное четверостишие – оно завершается мотивом тоски по потерянному раю небес.

Образы и символы

Стихотворные образы напрямую соотносятся с традиционной символикой христианской веры. К этой символике добавляются различные небесные образы:

  • образ ангела – центральный. Символизирует божественное и материнское начало мироздания. Ангел несёт на землю очередную человеческую душу, которой предстоит не только родиться, но и много страдать, проживая суровую жизнь;
  • образ человеческой души – она посылается в людской мир с небес, волею Всевышнего. Человеческая душа обречена на огромное страдание в мире земном, поэтому ангел, зная об этом, заранее скорбит о трагической участи души;
  • образы месяца, звёзд, туч – всё это природные образы неба. Поэт посредством этих образов противопоставляет два мира: земной и небесный. В земном мире постоянно звучат «печали и слёзы», а в небесном мире – песни «о блаженстве безгрешных духов»;
  • образ лирического героя – проводя любопытную аналогию с колыбельной матери, Д.С. Мережковский выдвинул предположение, что душа, несомая ангелом – это душа самого поэта. В ней всё ещё свежи воспоминания о божественном рае, о беспечном  счастливом детстве. Ангел уносит душу в жестокий, холодный и опасный мир людей, в котором она будет ощущать себя одинокой.

Темы и настроение

В стихотворении автор поднимает перед читателями несколько важных тем:

  1. Тема религии – поэт описывает небесного посланника, несущего в людской мир божественное начало в виде чистой души. Ангел наполняет её духовной красотой посредством своего пения.
  2. Тема рождения нового человека – новорожденному предстоит повзрослеть и пройти непростой, но суровый и долгий жизненный путь, полный побед и поражений.
  3. Тема жизни и смерти – данная тема сквозит в рамках последний строфы, когда сообщается читателю, что душа покинула этот мир после прохождения долгого жизненного пути.

Настроенческий пафос произведения – это тоска по миру, свободному от горя, плача и несовершенства всего земного. Ангелам неведомы притворство и лживость, поэтому все их песни чисты и хрустальны. Опускаясь с небес в мир людей, крылатый посланник испытывает печаль и не находит покоя.

 Основная идея

Лермонтов доносит до нас идею о том, что человеческая душа, появляясь на белый свет, тут же  утрачивает знания о своей небесной родине: она забывает, что когда-то могла общаться с ангелами.

Вся земная жизнь человека является бесплодной попыткой вернуться в своё райское прошлое, вновь услышать звуки небесной музыки.

Каждый человек, по мнению Лермонтова, стремится к своему Божественному небу.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует различные средства выразительности, позволяющие раскрыть основную мысль произведения. Такими средствами являются:

  • эпитеты – «чудное желание», «безгрешные души», «райские сады», «молодая душа»;
  • метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне…»;
  • анафоры – «и долго на свете томилась она, желанием чудным полна…», «и тихую песню он пел, и месяц, и звёзды, и тучи толпой…»;
  • инверсия – «О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была»;
  • антитезы – «святая песнь» ангела противопоставляется «скучным песням земли», «блаженство небес» противопоставляется миру «печали и слёз»;
  • возвышенная лексика – «блаженство», «кущи райских садов», «хвала», «желание чудное».

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану

1. История создания

Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.

Читайте также:  Что значит победа над самим собой?

По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.

Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».

Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.

2. Литературное направление

Стихотворение «Ангел» написано поэтом-романтиком. Типичная картина романтического двоемирия явлена в образах земного и небесного, прошлого и настоящего.

Литературное направление — романтизм.

3. Род

«Ангел» — образец духовной лирики. Лирическое начало связано с образом лирического героя, передачей сокровенных ощущений его детства через образы неба.

4. Жанр

«Ангел» — это лирическое стихотворение, но по содержанию и стилистике оно приближается к притче. История о скитаниях ангела в аллегорической форме описывает путь всякой человеческой души.

5. Проблематика

Поэт затрагивает важнейшие проблемы человеческого бытия: тайну рождения и смерти.

Песня ангела повествует о небесном блаженстве и не может сравниться со скучными песнями земли.

6. Тематика

Тема произведения – песня ангела.

Из этой темы вырастают все остальные темы лермонтовского творчества: одиночество, оторванность от мира, внутренний бунт, тоска по миру подлинных ценностей.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что душа, рождаясь на свет, теряет знание о небесной родине и забывает, как общалась с ангелами. Вся земная жизнь – попытка вернуться в райское прошлое, тоска по небесной музыке.

8. Пафос

Пафос стихотворения – тоска по миру, не знающему греха, плач о несовершенстве земли.

Небесным созданиям неведомы ложь и притворство, песня ангела хрустальна и чиста. Опускаясь в мир людей, ангел печалится, не находя покоя.

9. Система образов

Образы стихотворения соотносятся с традиционной христианской символикой. К ним добавляются природные образы неба: месяц, звёзды, тучи.

Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слёзы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».

Человеческая душа, посылаемая в мир, — жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.

10. Центральные персонажи

В стихотворении описаны или косвенно названы следующие персонажи: Ангел, безгрешные духи, великий Бог, человеческая душа.

Бесспорно, важнейшим звеном в этой цепи для Лермонтова является человек, судьба которого не столь завидна, сколь участь ангелов. Душа, рождённая в мир, на время разлучается с божественным блаженством и отправляется в мир страданий.

11. Лирический герой

Проводя аналогию с материнской колыбельной, Д. С. Мережковский в статье о Лермонтове озвучил догадку о том, что душа, несомая ангелом, – это душа самого поэта. В ней живы воспоминания детства, звуки рая.

Ангел уносит душу в далёкий и странный мир людей, где она будет вечно чувствовать себя одинокой.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает путь ангела, несущего с неба на землю душу рождающегося ребёнка. Полёт сопровождается чудной песней, в которой ангел рассказывает о блаженстве и любви, Боге и Его святых.

Чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слёзы людей. Ангелу жаль новорождённую душу, ведь ей нескоро предстоит воссоединиться с небом. «Скучные песни земли» не заменят ей райской музыки.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
  • Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
  • В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
  • Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».

Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.

Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием.
  • Поэт использует только мужские рифмы.
  • Рифмовка – парная или параллельная: ААББ.
  • Стихотворение состоит из четырёх четверостиший или катренов.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
  • олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
  • метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».

Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.

Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.

17. Значение произведения

Стихотворение «Ангел» – световая вспышка лермонтовского гения, озарившая весь 19 и 20 век, пронзительное свидетельство о том, что иной мир есть. Поэт коснулся небесных сфер, подарив миру неописуемый опыт путешествия от неба к земле и обратно.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова остаётся в душе каждого человека и приходит на ум в те редкие минуты, когда мы вспоминаем тех, кого уже нет рядом, думаем о прошлом и будущем своей души, задаёмся вопросом о жизни после смерти. Это главные вопросы человеческого бытия, основная загадка мироздания. Вот почему лермонтовский «Ангел» будет актуальным всегда.

19. Моё отношение

Каждая строчка стихотворения «Ангел» — живое волшебство. Музыка, которой наполнено это произведение, на самом деле похожа на песню ангела.

Я очень люблю это стихотворение Лермонтова за его искренность и нежность. Поэт говорит о самом сокровенном: своей тоске о матери, вечном одиночестве на земле. Когда читаешь «Ангела», понимаешь, насколько одинок на свете каждый человек.

20. Чему учит

Стихотворение «Ангел» учит душевной чуткости. Память о прошлом напоминает нам о детстве человеческой души, её близости к небу. Чтобы не терять эту связь, нужно беречь душу от лжи и других искушений. Тогда можно будет услышать ангелов и на земле.

Анализ стихотворения «Ангел» М. Ю. Лермонтов

Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.

Полный текст стихотворения М. Ю. Лермонтов «Ангел»

  • По небу полуночи ангел летел
  •      И тихую песню он пел;
  • И месяц, и звезды, и тучи толпой
  •      Внимали той песне святой.
  • Он пел о блаженстве безгрешных духов
  •      Под кущами райских садов;
  • О боге великом он пел, и хвала
  •      Его непритворна была.
  • Он душу младую в объятиях нес
  •      Для мира печали и слез,
  • И звук его песни в душе молодой
  •      Остался — без слов, но живой
  • И долго на свете томилась она,
  •      Желанием чудным полна;
  • И звуков небес заменить не могли
  •      Ей скучные песни земли.

Краткий анализ стиха «Ангел»

Вариант 1

Стихотворение Лермонтова «Ангел» — одно из самого загадочного поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:

  1. Моя душа, я помню, с детских лет
  2. Чудесного искала.
  3. Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел».
  4. Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел

Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.

О чем пел ангел? Ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.

Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный М. Ю. Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.

Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли».

Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась. желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.)

Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа ко­торого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.

Вариант 2

«Ангел» самое загадочное стихотворение, написанное Лермонтовым в возрасте шестнадцати лет, в 1831 году. Также одновременно со стихотворением «Ангел» было написано и другое творение, оно начиналось строками: «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала».

Лермонтова не покидает стремление разгадать таинства, загадки чудес небесного мира. В начале стихотворения автор описывает полуночное небо и песню ангела.

«И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов характеризует песнь ангела как чистую, небесную, неземную, божественную.

«Хвала его не­притворна была» — в этой фразе Лермонтов хочет показать контраст между земным миром и небесным.

Его угнетала ложь, притворство и та неискренность, которая свойственна земному миру, и он страдал от этого. О земном мире поэт пишет следующее «мир печали и слез», «скучные песни земли». В этих фразах отношение Лермонтова к земле, которую он ставит в противовес небесному миру. «Долго на свете томилась… желанием чудным полна» так Лермонтов пишет о душе, которую Ангел принёс на землю.

Так же как и душа поэта томилась в мечтах об иной жизни, «среди ледяного, среди беспощадного света», так он характеризует состояние души в земном мире. Само стихотворение «Ангел» словно песнь ангела, он мелодичное его хочется слушать и внимать ему. А образ ангела, воспетый в стихотворении – это образ души Лермонтова, которая ищет чудесного, воплощение его мечты и идеалов.

Читайте также:  430. Кого называют трусом?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» – анализ по плану

Вариант 1

История создания произведения

Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Ангел" по плану

Образ ангела в искусстве очень распространен. Он популярен в живописи, часто его используют и писатели.

Естественно, обращение к херувиму постоянно обусловлено религиозными взглядами, но поэты чаще всего добавляют и собственные мысли в создаваемые произведения. Отдельное место он занимает и в творчестве Михаила Юрьевича.

Кратко описанный анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» для 7 класса пригодится при подготовке к уроку русской литературы.

История создания

Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.

По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.

Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».

Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.

Идея

Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С.

Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела.

Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости.

Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
  • Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
  • В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
  • Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.

Жанровое направление

Размер произведения — четырехстопный амфибрахий, который чередуется с трехстопным, это сделало стих напевным и музыкальным. Не зря его использовали для романсов многие популярные композиторы:

  • Рубинштейн;
  • Варламов;
  • Рахманинов;
  • Римский-Корсаков.

Непосредственно автор не дал какого-то конкретного жанра этому произведению, но оно больше всего относится к элегии. Для начала, это определяет напевная интонация, которая очень близка к колыбельной. Также сам характер стихотворения. Основной элемент элегии — лирический и тоскующий персонаж, который присутствует здесь. Это «младая душа», она находится в объятиях херувима.

Также сочинение считается элегией из-за возвышенной атмосферы стиха.

Философские раздумья и религиозная составляющая, которые использует писатель, позволили ему создать уникальный лирический пафос.

Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».

Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.

Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.

Грамотный анализ

Противопоставление земного и небесного начал потребовало от автора использования соответствующих средств выразительности. Лермонтов в стихотворении «Ангел» с помощью простых и понятных приемов продемонстрировал взаимосвязь формальных и фактических антиподов. Выглядит это весьма изысканно: граница приоткрывается во время перехода души из одного мира в другой.

Анализ лингвистического характера элегии c дополнением из других сегментов можно кратко провести примерно на такой основе:

  1. Дух противоречия начал автор передает с помощью антитезы.
  2. Прием он усиливает за счет оригинального расположения главных слов. Текст начинается с «неба», а заканчивается «землей».
  3. Еще большее усиление происходит благодаря применению противопоставленных эпитетов. Небесные песни посланца названы «святыми», на земле же они являются «скучными».
  4. В результате всего лишь два опорных образа позволяют создать уникальную атмосферу произведения.
  5. Точными короткими мазками мастер дает емкие характеристики персонажам и явлениям. Так, небесная чистота посланника подчеркнута словом «непритворной» по отношению к его хвале Богу. Причем автор использует определение таким образом, что мимо него пройти при чтении нельзя. Но оно стоит обособленно на закрытии второго четверостишия и служит уточнением.
  6. Свое отношение к душе поэт также сумел передать одним словом. Желание ее определено колоритным эпитетом «чудное». Сразу становится понятно, что ожидание слез и печали ничто перед знанием, дарованным голосом посланника. Но отсюда же становится понятной и взаимозависимость двух начал: не было бы горестей, не нужны были бы и песни.
  7. Дополнительную возвышенность придает элегии инверсия. Анафора в последнем четверостишии дает концовке открытый характер, намекающий на бессмертие души, бесконечность жизни. Некоторые специалисты считают, что в развитии и распространении подобных финалов велика заслуга Лермонтова.

Для краткого анализа в рамках школьной программы этого достаточно.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
  • олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
  • метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».

Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.

Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.

Главные герои и их характеристика

В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.

У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю.

Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу.

В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.

Простой план разбора

В зависимости от программы, которую использует то или иное учебное заведение, «Ангела» в школе могут изучать в разное время. В частности, он может входить в программу литературы седьмого класса. Ребятам этого возраста лишние сложности ни к чему. Для них стоит привести пример другого разбора. Он более прост, но считается вполне классическим.

Опираться можно на такой план:

  1. Произведение состоит из четырех четверостиший. Они объединены сюжетом. В начальной строфе передается образ небесного мира. Ангел летит и поет песню. Следующее четверостишие рассказывает о содержании этой песни. В третьем автор раскрывает цель посланника. Тот несет вниз новую душу, которая вскоре войдет в земной мир во плоти. Финальная строфа ставит проблему: герой будет страдать в человеческом мире, стараясь выполнить высокую миссию.
  2. Элегия выстроена в классической для романтизма форме. Композиция выглядит четкой и понятной для читателя.
  3. Размер стихотворения «Ангел» Лермонтова является стандартным для произведений такого характера. Это чередующийся трех- и четырехстопный амфибрахий. Такое авторское решение сделало элегию очень напевной, добавило ей музыкальности. В этом помогает и многократное использование согласного «л».
  4. Поэт применяет парные, мужские и женские рифмы.
  5. В стихотворении много слов, которые подчеркивают его лиричность: «внимать», «томилась», «небеса» и других. Это настраивает читателя на возвышенный лад. Использует поэт и другие художественные приемы.
  6. Условно произведение можно разделить на две неравные части. Их граница проходит между третьим и четвертым четверостишиями.
  7. Основные мысли философской элегии — неделимость высшего и земного миров, их взаимосвязь, идея небесного блаженства и необходимости пройти через страдания.

В заключение обязательно нужно сказать, что элегия играет большую роль в творчестве автора. Начать нужно с истории создания стихотворения. Следует выразить и личное мнение. Его можно сформулировать по принципу обычного отзыва.

К творчеству Михаила Юрьевича можно относиться по-разному, но нельзя не признавать за автором честных попыток разобраться в окружающем мире, психологии индивидуума и человечества.

Так родились «Демон», «Мцыри», и, конечно, «Герой нашего времени».

Стиль

Жанр стихотворения — поэтическая миниатюра, стиль — возвышенный, можно причислить его к философской поэзии.

Произведение создано по признаку противопоставления неба и земли. Мы можем распределить его по структуре на две части. Первая часть состоит из первоначальных трех четверостиший. В ней изображен мир неба.

Он размеренный, веселый, непорочный, подлинный. До нас доносится чудесная «тихая песня» ангела, в которую вслушиваются луна, звезды, облака.

Ангел возвышает неподдельное, жаркое восхваление Богу, невинным душам, и песня его навсегда поселяется в его сердце.

Анализ вариант для 7 класса

Произведение «Ангел» относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год. Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена.

Стихотворение «Ангел» можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья. Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом.

Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь. Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением.

Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.

Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.

Ссылка на основную публикацию