Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» написана Александром Пушкиным в 1824-1825 гг. Первая публикация неполного текста поэмы состоялась 1825 году. В окончательной редакции произведение было напечатано в 1827 году.

История создания поэма «Цыганы»

В литературоведении поэму «Цыганы» называют последней (третьей) южной байронической поэмой Александра Пушкина. Первыми двумя были «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».

Южная ссылка Пушкина

Александр Пушкин оказался в ссылке за то, что написал едкие и злободневные эпиграммы на графа Алексея Аракчеева и государя Александра I. Эпиграммы в короткий срок распространились в списках по всему Петербургу, что и стало причиной сурового наказания поэта.

Изначально Александра Сергеевича и вовсе хотели выслать в Сибирь или на Соловецкие острова. Но за него вступились влиятельные друзья (Василий Жуковский, Николай Карамзин, Петр Чаадаев), и приговор был смягчен на ссылку в южные губернии Российской империи.

Таким образом поэт оказался в Крыму и на Кавказе. 

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»

Цыганский табор

Летом 1821 года, находясь под Кишиневом, Александр Сергеевич провел несколько дней в таборе бессарабских цыган. Эти впечатления и легли в основу его новой поэмы. Поэт работал над текстом произведения с января по октябрь 1824 года. В 1825 году Пушкин (по велению властей) перебрался в свое псковское имение Михайловское, где и закончил написание произведения. 

Издание поэмы «Цыганы»

Первоначально «Цыганы» публиковались в виде небольших отрывков. Первая публикация части поэмы состоялась в 1825 году сначала в альманахе «Полярная звезда», а затем в журнале «Северные цветы». И лишь позднее, уже в 1827 году читатели смогли ознакомиться с полным текстом стихотворного произведения. 

Краткое содержание поэмы «Цыганы»

Главные герои поэмы «Цыганы» – юноша Алеко, цыганка Земфира и ее отец. 

Алеко – юноша, который ушел от сытой городской жизни искать свободы и счастья. Автор вскользь упоминает, что молодой человек преследуется законом, но, судя по всему, он при этом хорошо образован и начитан.

Автор почти ничего не сообщает нам о прошлом Алеко и не раскрывает, что же за преступление он совершил.

Читатель видит юношу в тот момент, когда тот знакомится с красивой молодой цыганкой Земфирой и просит принять его в табор. 

Земфира очарована им и приводит избранника к своему отцу. Старик соглашается принять юношу, с его благословения юношу принимает к себе весь табор.

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»И.Богдеско. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Цыганы» 1966

Желанная свобода от городских правил и условностей, любовь красавицы Земфиры, рождение у них ребенка должны были сделать юношу счастливым. Но этого так и не произошло.

Сначала в его сердце закралась тайная грусть, причину которой он и сам не мог понять. А позднее он узнал, что Земфира разлюбила его и тайно встречается с молодым цыганом.

Ревность и обида стеснили сердце Алеко, он подкараулил влюбленную парочку, достал кинжал и убил обоих. 

Когда об этом узнал отец Земфиры, он не  сразу поверил! Он объяснил юноше, что настоящая любовь не терпит собственничества и эгоизма, она не может жить в тисках.

Если женщина полюбила другого, цыган отпускает ее, так как в любом случае силой невозможно вернуть ее расположение.

Так когда-то произошло с самим стариком – его жена Мариула (мать Земфиры) полюбила другого и ушла, бросив ребенка. Но Алеко не в силах понять и принять такой образ мыслей.. 

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»Вардгес Акопович Суреньянц (1860-1921). Земфира. 1898

Старик просит юношу покинуть табор, так как цыгане не хотят жить рядом с убийцей, который не признает их жизненные принципы. Алеко и сам не желает больше оставаться в таборе.  Поэма заканчивается тем, что цыгане «шумною толпою» снимаются с места. И лишь одна кибитка остается в чистом поле. Дальнейшую судьбу Алеко мы не знаем.

Анализ поэмы «Цыганы»

Романтический герой

Поэмой «Цыганы» завершается определенный период в творчестве Пушкина, которому исследователи дали два названия: «южный» и «байронический». Первое, разумеется, относится к территориальному нахождению поэта во время написания произведений.

Второе же возникло из-за увлечения Александра Сергеевича творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Именно у Байрона он увидел образ романтического героя, который ищет свободы от общественных правил, норм и условностей.

Такие персонажи всегда блестяще образованы и даже превосходят окружающих своим умом, они легко пленяют сердца самых завидных барышень своей харизмой и загадочностью. 

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры.

Но при этом эти мужчины высокомерны и глубоко эгоистичны, они не готовы брать ответственность ни за что и ни за кого, всю жизнь они слоняются по свету в поисках некоей «правды», «истины» и «свободы», но так и не находят ее и полностью разочаровываются.

Пренебрежение правилами и законами нередко заканчивается тем, что такие герои вольно или невольно идут на преступление. Позднее Владимир Набоков метко подметил, что все «байроновские герои» не в ладу ни с адом, ни с раем, ни с богами, ни с родом человеческим.

 

И если в своих первых «байронических» поэмах Александр Пушкин во многом разделял взгляды британца, наделяя своих главных героев именно такими чертами (вспомним, узника из «Кавказского пленника»), то в «Цыганах» он показывает читателю, что такой персонаж не может претендовать на звание «положительного героя» и в тексте прямо показывает свое негативное отношение к нему. 

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»Константин Александрович Трутовский (1826-1893). Алеко у тела Земфиры. 1862

«Цыганы» также называют последней романтической поэмой Пушкина. В ней нашел отражение творческий кризис самого автора и глубинные изменения в его мировоззрении. Поэт разрушает ореол, витающий над «романтическим героем», но так как поэт пока и сам не знает, чем же можно заменить старые идеалы, он оставляет финал произведения таким мрачным. 

Побег от общества

Итак, все произведения в романтическом стиле начала XIX века так или иначе затрагивали тему побега героя от цивилизации. В некоей дикой воле они видели свободу и счастье. В «Цыганах» же Пушкин развенчивает этот миф: он показывает, что эта идея сама по себе фальшива и утопична.  

Алеко, сбежав от городской жизни и не желая нести наказание за совершенное преступление, мечтает обрести легкость свободы и искренность чувств. Ему кажется, что он может легко вписаться в беззаботную жизнь цыган. 

И поначалу эта иллюзия в нем крепнет. Но вскоре юноша ловит себя на какой-то невнятной тоске, причины которой не ясны даже ему самому. Алеко невдомек, что скучает он по городскому комфорту, обществу образованных людей, т.е. по своей привычной среде. Возможно, что-то подобное испытал и сам Пушкин, когда кочевал по степям Бессарабии в таборе цыган. 

Такая разная «свобода»

Измена женщины в кругу цыган не считается преступлением. Их понятия о морали сильно отличаются от норм светского общества. Поэт не случайно ввел в сюжет историю Мариулы. Она точно также когда-то оставила отца Земфиры, и никто не считал этот поступок ни стыдным, ни позорным. В этом выражается свобода воли для цыган – свобода испытывать чувства и следовать за ними. 

Алеко же расценивает измену Земфиры как покушение на свои права и не может оставить это безнаказанным. И когда юноша, ослепленный ревностью, убивает возлюбленную и ее нового избранника, цыгане изгоняют его из табора.

Тогда Алеко (вместе с читателями) понимает, что даже у цыган есть свои законы, правила и мораль. Просто они делают акцент на иных моментах, нежели в светском обществе.

Старик верно определяет главную причину всех бед Алеко, называя его гордым, злым, эгоистичным, «с робкою душою». 

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»Неизвестный художник.«Цыгане шумною толпой…»

Таким образом, в «Цыганах» герой Пушкина оказывается выброшенным не только из цивилизованного мира, но и из мира дикой природы. Александр Сергеевич показывает нам, что герой, презирающий любые законы, нормы, традиции – жестокий, черствый человек, способный на самое тяжкое преступление и даже на убийство. Он преступает не только общественные, но и общечеловеческие законы. 

Вместе с тем поэт разрушает миф и о тотальной цыганской свободе. Описание деталей быта показывает нам, что это необразованный и нищий народ, и даже свобода в действиях, передвижении и любви не приносит им долгожданного счастья. 

Поэма «Цыганы»в России и за рубежом 

В России поэма «Цыганы» не вызвала бурного восторга. Ее назвали нетипичной, идущей вразрез с общепринятыми на тот момент тенденциями.

Хотя даже при этом многие фразы из произведения тут же разлетелись на цитаты и крылатые выражения. Однако за рубежом поэма произвела фурор! Уже в 1835 г. Джордж Борроу перевёл песню Земфиры на английский.

Вдохновленный «Цыганами» французский писатель Проспер Мериме написал свою известнейшую новеллу «Кармен».

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»Первая встреча Земфиры и Алеко. Иллюстрация для экранизации «Алеко». 1953 г.

Композитор Сергей Рахманинов в 1892 году написал оперу «Алеко» на сюжет пушкинской поэмы.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Анализ поэмы А.С. Пушкина "Цыганы"

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»«Цыганы» — последнее романтическое произведение, сюжет которой был почерпнут во время южной ссылки Пушкина, и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над поэмой, будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском.

Сюжет поэмы прост и незамысловат. Через всю поэму проходит одна сюжетная линия, и три основных литературных героя. Цыганка Земфира познакомилась с мужчиной, успевшим приобрести житейский опыт и устать от жизни. Плененный красотой девушки, мужчина решается все бросить и прибиться к цыганскому табору.

Он ничего не рассказывает о себе, но по его отношению к городам, где он жил, и людям, среди которых ему приходилось вращаться, можно сделать вывод, что Алеко приобрел печальный жизненный опыт. Возможно, его уход с цыганским табором стал попыткой убежать от общества, в котором он не нашел себе места, от самого себя, своих воспоминаний.

Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет, за что: за несогласие с существующим строем, или за уголовное злодейство.

Два года он кочевал с табором, стал мужем Земфиры. Но юная девушка, отдалась Алеко не столько потому, что любила его, сколько просто позволяла ему себя любить. Наконец, «пришла пора – она влюбилась», как сказал поэт в другом своем произведении. Но влюбилась молодая цыганка не в собственного мужа, а в юного цыгана, такого, же, как она сама.

Однажды ночью, Алеко проснулся, и не найдя рядом любимой жены, пошел искать ее, и нашел возле чьей-то старой могилы с молодым возлюбленным. Оскорбленный в своих чувствах, он заколол ножом сначала молодого любовника своей жены, а потом и Земфиру.

Цыгане скромно похоронили юных любовников, и старик прогнал Алеко из табора.

Поэма начинается красивой и лиричной экспозицией – описанием природы Бессарабии, таборного быта, увидеть который Пушкину довелось воочию. Наверное, поэтому описание стоянки табора столь гармонично, красочно и зримо.

Изодранные шатры, полуувешанные коврами, звон походной наковальни, ржание лошадей показывает непритязательный, даже в чем-то бедный быт цыган. Но эти люди не стеснены условностями. Они счастливы своей свободой, единением с природой тех мест, где останавливаются.

Читайте также:  Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, главы 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

В таборе каждый, и даже дети, заняты своим делом.

Завязка начинается описанием старого цыгана, ожидающего свою дочь с прогулки. Старик беспокоится, что девушки долго нет, и стынет убогий ужин старика. Наконец, Земфира появляется в обществе неизвестного мужчины.

Здесь же поэт знакомит читателя с главными героями поэмы: стариком, отцом Земфиры, Алеко, мужчиной не цыганского происхождения, и Земфирой. Возможно, мужчину звали Александром, а имя Алеко дала ему Земфира.

Поэма оснащена диалогами, что приближает ее к драматическому произведению.

Во второй части описывается сбор табора в дорогу. Цыгане довольно быстро привычными движениями разобрали шатры, уложили на телеги свой скромный скарб, и степь опустела. Табор двинулся в путь, а вместе с ними и Алеко — вольный житель мира.

Здесь поэт сравнивает Алеко с перелетной птицей, не имеющей постоянного гнезда, то есть дома, семьи. Лирическое отступление о птичке беззаботной написано в ином ритме, чем вся поэма.

Тем самым, как отдельная песня выделяется из общего повествования и напоминает стих 26 из 6-й главы Матфея. Намек на Евангелие здесь не случаен.

Пушкин подчеркивает тем самым, что люди, считающие себя цивилизованными, в своих поступках оторвались от Бога и его заповедей, одна из которых – не убий.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, а песнь о птичке – четырехстопным хореем.

Третья часть поэмы переносит читателя во времени на два года вперед. За это время Земфира стала женой Алеко, но успела понять, что не любит его. Она пением намекает мужу, что разлюбила его, в тайной надежде, что тот ее отпустит. Песня вызывает у Алеко раздражение, но явного намека он не слышит.

Песня Земфиры написана двустопным ямбом и является своеобразным предисловием к кульминации.
Старику песня напоминает его жену, которая влюбившись, оставила его и ушла с возлюбленным. Можно сказать, что рассказ старика это отдельная сюжетная линия, контрастом вплетенная в повествование.

Старик рассказал о своей бывшей жене Алеко, на что тот заметил, что не сможет так спокойно отпустить женщину, если та поступит с ним также. Он должен будет насладиться местью.

Сцена у могилы – кульминация поэмы. Похороны влюбленных и последний разговор старика с Алеко – развязка.

Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

  • Табор уходит, Алеко остается один.
  • В эпилоге Пушкин вспоминает о своих встречах с цыганами, беседах у костра. И делает невеселый вывод:

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..

По мнению известного литературоведа, князя Д. С.

 Мирского, основная идея произведения — «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице.

На первый взгляд, поэма является решительным утверждением свободы — свободы женщины по отношению к мужчине — и решительным осуждением неестественного зла — мщения и наказания».

Основная идея поэмы не нашла понимания в цивилизованном обществе, и поэтому «Цыганы» не пользовались успехом у русского читателя, привыкшего к тому, что абсолютной свободы не существует, и у каждого человека есть определенные обязательства перед своей семьей и обществом.

На нашем сайте есть не только анализ поэмы «Цыганы», но и других произведений Пушкина, например, стихотворения «Зимнее утро»,  трагедии «Моцарт и Сальери», поэмы «Медный всадник». Читайте великого русского поэта и размышляйте над прочитанным!

Анализ поэмы "Цыганы" Пушкина: суть, смысл, идея

Главная страницаЦыганы

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»
Алеко, Земфира и ее отец.
Художник Н. Альтман

Поэма “Цыганы” была написана Пушкиным в 1824 г., а впервые опубликована в 1827 г.
В этой статье представлен анализ поэмы “Цыганы” Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 
Все материалы по поэме “Цыганы”Все материалы по творчеству Пушкина
(из статьи С. М. Бонди “Рождение реализма в творчестве Пушкина”, 1978 г.)

…Сама по себе свобода не обеспечивает счастия — вот что хочет сказать Пушкин в поэме «Цыганы»…

Идейный смысл «Цыган», как документа мировоззренческого кризиса Пушкина, раскрывается не только в образе Алеко. Не менее важен с этой точки зрения и образ свободного цыганского общества и его представителей — старого цыгана и Земфиры.

Считается, что осуждаемому Пушкиным эгоисту-насильнику Алеко он противопоставляет как воплощение своего собственного идеала свободной жизни в обществе цыганский табор и его представителя — старого цыгана, а как воплощение своего идеала свободной любви — Земфиру. К этому нередко присоединяется мысль о том, что, рисуя свободное цыганское общество, Пушкин дает (хотя и несколько идеализированное) изображение народа… Эта идея вызывает самые решительные возражения.

…Пушкин все время подчеркивает в поэме, что его цыганы свободны, вольны и не трудятся. Какой неправдоподобной в устах Пушкина клеветой на народ (то есть крестьян) было бы отождествление с ним ленивых и вольных цыган! Пушкин в своей поэме давал не «изображение народа», а нарочитое противопоставление ему, искусственно созданное поэтом свободное общество, живущее без труда и общественного порядка («Мы дики, нет у нас законов»). Пушкинские цыгане вольны, дики, то есть свободны от «оков просвещенья», они ленивы, не трудятся. Но не только. Пушкин рисует их трусливыми, робкими. Когда утром цыгане узнали, что пришедший в их табор чужой человек убил двух юных их товарищей — красавицу Земфиру и красавца молодого цыгана, — они почти никак не реагируют на это страшное преступление: они только встревожились и оробели. Робость — характерная черта пушкинских цыган. Эту характеристику их Пушкин повторяет еще раз устами старого цыгана, прямо противопоставляющего робких и добрых цыган смелому, гордому и злому Алеко. У пушкинских цыган нет законов, поэтому они не организуют суда над Алеко. Но если они «дики», им было бы естественно просто, без суда расправиться с ним. Однако они не только не убивают Алеко, они пальцем не касаются его, они даже не бранят, не упрекают его… И это вовсе не по каким-нибудь высоким принципиальным соображениям (у Пушкина нет и намека на это!), а просто потому, что они «робки и добры душою». Им до такой степени чуждо насилие, что они даже не изгоняют Алеко из своей среды, а просто сами уходят от него. Дважды повторяющиеся слова старого цыгана — «Оставь нас, гордый человек» и «оставь же нас» — обозначают, очевидно, не требование к Алеко уйти из табора, а просьбу не следовать за ними, когда они уйдут от него… Пушкинские цыгане — это анархическая община непротивленческого характера. Пушкин обнаружил удивительную глубину, ясность и проницательность мысли, когда именно такими чертами рисует общество, где царит полная, ничем не ограниченная свобода для действия его членов. Люди, ставящие выше всего личную свободу, могут объединяться в группу, в коллектив только при тех условиях, которые показывает Пушкин в своей поэме: во-первых, если требования личности у них очень невелики, примитивны, и, во-вторых, если чье-нибудь посягательство на их свободу, на их счастье, даже на их жизнь не встречает активного сопротивления с их стороны, если их свобода, вольность — «смиренная вольность», если они робки и добры душою… Верно подчеркнуто Пушкиным и отсутствие трудовой деятельности у его безгранично свободных цыган. Как только их общество стало бы трудовым обществом (а труд при этом неминуемо стал бы коллективным трудом) — сейчас же возникли бы общественные связи между членами коллектива, возникли бы те или иные обязанности каждого члена, непременно была бы ограничена идеальная свобода действий каждого, и сочиненная поэтом анархическая община превратилась бы в реальное общество, подчиненное неумолимым законам социальной жизни. Таким образом, Пушкин в своих «Цыганах» показал, как выглядела бы в действительности та идеальная среда, где царит полная, неограниченная свобода для каждого и куда так жадно стремился его романтический герой, покидая «неволю душных городов». Неужели же эта среда, эта «толстовская» непротивленческая, анархическая община была для Пушкина в 1824 году положительным идеалом общественности? Неужели же Пушкин, осудивший злого и смелого Алеко как эгоиста, собственника и насильника, противопоставлял ему как положительный идеал добродушных и робких непротивленцев — цыган? Надо сказать, что никому из современников, первых читателей «Цыган», не приходила в голову эта мысль. Никто из них не понимал идею (или «цель», по тогдашней терминологии) поэмы в том смысле, что в ней, развенчав романтического героя — эгоиста и «неволю душных городов», Пушкин создает апофеоз «цыганской» свободы. Правда, современные читатели-романтики вообще неправильно понимали идею поэмы, видя в ней обычное (то есть возвышающее, идеализирующее) изображение традиционного романтического изгнанника. …Положение… о том, что для Пушкина эта цыганская община является общественным идеалом, который он противопоставляет индивидуализму Алеко — прочно вошло в наше литературоведение, хотя нет никаких оснований ни в самой поэме, ни в других высказываниях Пушкина считать, что он когда-нибудь мог видеть в ничем общественно не организованной, лишенной законов, трудовой деятельности общине ленивых, робких и добрых цыган — идеал общественного устройства! Мысль Пушкина, как уже сказано, совершенно иная. Он показывает, что в реальной действительности, а не в романтической мечте должна была бы представлять собой эта «свобода» в ее полном осуществлении. …Пушкин показал в своей поэме, что не только любимый его романтический герой не способен к истинной свободе, что он «для себя лишь хочет воли», но что и эта «свобода» (в ее романтическом понимании) ничего привлекательного в себе не заключает: она осуществима только в среде добрых, робких, ленивых, бездельных и примитивных по своим потребностям людей, да и им она вовсе не гарантирует счастья. Глубоко пессимистический вывод из этой поэтически доказанной «теоремы» Пушкин дает в заключительных стихах эпилога:Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под издранными шатрами Живут мучительные сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. …Главная тогдашняя мысль Пушкина о том, что нет никакого выхода из трагических противоречий жизни, что бегство романтического героя от городской жизни в природу, к простым, свободным племенам бесполезно; и там то же самое! …Конец эпилога, задуманный Пушкиным как подведение идейного итога всей поэме, точно соответствует ее содержанию.

Другая распространенная ошибка в понимании поэмы касается образа Земфиры. Пушкин будто бы рисует ее как свой идеал подлинной свободной любви, противопоставляемой эгоистической, собственнической любви Алеко. Стоит только внимательно прочитать «Цыган», чтобы стало ясно, как малоправдоподобна эта мысль.

Нет никакого сомнения, что для Пушкина (даже в мрачную эпоху его кризиса) поведение старого цыгана по отношению к изменившей жене выше с моральной точки зрения, чем поведение Алеко. Но какие у нас основания считать, что любовь Земфиры (и Мариулы), не создающая никаких духовных связей между любящими, не налагающая на них никаких моральных обязательств, что эта «цыганская любовь» была для Пушкина идеалом свободной любви, а Земфира — идеалом свободно любящей женщины? Как и в отношении общественной жизни, Пушкин показывает в поэме, что полная «свобода» любви, то есть возможность легко и без всяких препятствий внешних и внутренних отдаваться непосредственному чувству, осуществима только для общества примитивного, живущего почти животной жизнью. Абсолютная «свобода» в любви, говорит Пушкин своими «Цыганами», несовместима с подлинно человеческими отношениями, она отвергает всякие взаимные обязанности между любящими, всякие связи между ними — духовные, моральные, интеллектуальные, кроме физических. Неужели Пушкин такую любовь считал идеальным образцом свободной любви и женщину, подчиняющую все свои действия одной животной страсти, которая берет верх у нее даже над материнским чувством, рисовал как идеал женщины? Это совершенно неправдоподобно!.. Земфира никак не могла быть для Пушкина воплощением положительного идеала свободной любви. Да и вообще в поэме Пушкина нет ни одного «положительного», идеального образа. Она вся целиком критическая. В ней Пушкин с громадной лирической силой подвергнул «неумолимому суду», по выражению Белинского, и свой вчерашний идеал — образ романтического героя, и идеал романтической свободы как в общественной жизни, так и в любви. И приговор этого суда, окончательный вывод из поэмы был самый мрачный и безнадежный: романтический свободолюбивый герой — эгоист и нарушитель свободы; романтическая свобода в реальном осуществлении — удел ленивых, робких и добрых примитивных существ: абсолютная свобода в любви — это животные отношения, при которых неминуемо страдает сторона, любящая не «шутя», глубоко, по-человечески; счастья нигде нельзя найти, «и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет». …Содержание «Цыган» отражает… едва ли не самую глубокую фазу пушкинского мировоззренческого кризиса…

Читайте также:  Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего

Современники, как уже сказано, не поняли вовсе «Цыган» Пушкина (исключая, может быть, Жуковского).

(из статьи С. М. Бонди “Рождение реализма в творчестве Пушкина”, 1978 г.)

Это был анализ поэмы “Цыганы” А. С. Пушкина: суть, смысл, идея произведения.

Смотрите: 

Все материалы по поэме “Цыганы”

Все материалы по творчеству Пушкина

Анализ поэмы А.С. Пушкина " Цыгане"

«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму «Цыганы», которую завершил в конце 1824 года в Михайловском.

Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе «Полярная звезда», затем в «Северных цветах». Ознакомиться с полным текстом «Цыган» читатели смогли только в 1827 году, когда произведение вышло отдельным изданием.

«Цыганы» завершают цикл «южных» поэм Пушкина. Это практически последнее произведение поэта, написанное в романтическом стиле. В нем отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашел, чем можно заменить привычные идеалы, потому так мрачен финал произведения.

Мотив бегства от цивилизации к свободным дикарям был в то время довольно популярен. В «Цыганах» Пушкин показал, насколько подобная идея фальшива и утопична.

Герой поэмы Алеко – изгнанник, преследуемый законом. Но юноша не только хочет избежать ответственности за совершенное преступление. Алеко разочаровался в цивилизации, возненавидел городскую жизнь.

Среди цыган он ищет свободу и искренность чувств.

Такая завязка сюжета типична для романтического произведения. Автор ничего не сообщает о прошлом Алеко, о преступлении, которое он совершил. Читатель может лишь догадываться об этом по отдельным моментам.

Ясно, что Алеко – человек образованный, поскольку осведомлен о судьбе Овидия.

Наверняка он хорошо знает городскую жизнь, о которой отзывается следующим образом: «Толпы безумное гоненье или блистательный позор».

Алеко легко принимает примитивный быт цыган, быстро вписывается в их кочевую жизнь. «Изодранные шатры»«убогий ужин», лохмотья одежд и необходимость ходить по селам с ручным медведем, чтобы заработать на хлеб, его не пугают. Любовь прекрасной Земфиры и желанная свобода должны сделать Алеко полностью счастливым. Но этого не произошло.

Героем владеет «тайная грусть», причину которой даже сам Алеко не понимает. Это тоска по привычной жизни, комфорту, общению с образованными людьми. На самом деле Алеко так и не стал частью цыганской вольницы, потому что не понял и не принял суть этой воли – свободу чувств и поступков.

Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. Убийство Земфиры и ее возлюбленного ясно показывает, что в душе герой поэмы так и не стал цыганом. «Я не таков», – признает Алеко.

Старик называет юношу гордым человеком, злым и смелым в противовес мирным и «робким душою» соплеменникам. Он ясно определяет причину поступка Алеко – эгоизм. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

Одновременно поэт разрушает романтический ореол цыганской воли. Красочно описанные подробности быта показывают нищету и невежество дикого народа, а свобода любви и действий не приносит им счастья. Такой поворот сюжета и оценка поступков героев позволили критикам назвать поэму «нетипичной».

Композиционно произведение построено вокруг цыганской песни Земфиры, которая не случайно занимает центральное место, так как является кульминацией конфликта. Поэма состоит из одиннадцати частей. Девять из них написаны четырехстопным ямбом, а песнь Земфиры – двустопным анапестом. Еще одна песня «Птичка божия не знает…» написана четырехстопным хореем.

Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

«Цыганы» не имели большого успеха в России, хотя некоторые фразы поэмы стали крылатыми. Произведение было восторженно принято европейской публикой. Именно «Цыганы» вдохновили Мериме написать «Кармен», а Рахманинова – свою первую оперу «Алеко». Песню «Птичка божия не знает…» переложили на музыку 32 композитора. Она вошла во многие детские книги и хрестоматии.

«Цыганы» (А. Пушкин)

Цитата: «И всюду страсти роковые, / И от судеб защиты нет». 

Проблематика:

  • проблема свободы человека от угнетения общества;
  • проблема личной свободы — свободы от собственных страстей.

Смысл названия: главный герой поэмы Алеко уходит в цыганский табор. Название символизирует свободу и неприкаянность души главного героя.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: последняя романтическая поэма Пушкина. Сюжетно сближается с «Кавказским пленником»: разочарованный герой пытается прижиться в «диком», нецивилизованном мире, но оказывается не в силах справиться с этой задачей.

Время и место действия: действие происходит в степях Бессарабии. Время не определено (следовательно, может происходить в любое время).

Действующие лица

  • Алеко — главный герой поэмы. Спасаясь от преследований, он скрывается с цыганкой Земфирой в таборе.
  • Земфира — возлюбленная Алеко.
  • Старый цыган — отец Земфиры.
  • Молодой цыган.

Краткое содержание

Цыганский табор готовится ко сну: на костре ужин, за шатром спит ручной медведь. Все засыпают, только старый цыган ждёт свою дочку Земфиру. Земфира приводит неизвестного юношу и говорит, что зовут его Алеко и он хочет быть цыганом.

Утром табор снимается с места, и Алеко тоскует. Земфира хочет знать, о чём жалеет юноша.

Может, он хочет вернуться к прежней жизни? Нет, говорит Алеко и сообщает, что без жалости бросил «неволю душных городов».

Старый цыган, отец Земфиры, рассказывает предание о поэте, который был сослан в эти края и тосковал по Родине, как бы его ни любили на чужбине. Алеко узнаёт в герое этой истории Овидия.

Два года Алеко прожил с цыганами, зарабатывал тем, что водил медведя по деревням и показывал людям. Но однажды он слышит песню Земфиры. В песне девушка признаётся, что разлюбила его.

Ночью Земфира говорит отцу, что Алеко стонет по ночам и зовёт её, но её сердце хочет воли. Алеко просыпается, и Земфира возвращается к нему. Юноша говорит, что видел во сне измену Земфиры, но цыганка просит его не верить лживым снам.

Алеко беседует со старым цыганом, жалуется на холодность Земфиры. Отец девушки утешает его и напоминает, что нельзя приказать сердцу любить.

Но Алеко безутешен, и тогда старик рассказывает ему про прекрасную Мариулу, которую сам цыган любил в молодости. Однажды Мариула просто ушла, оставив цыгану маленькую дочь.

Алеко поражён, что старик не хотел возмездия. Но тот снова отвечает, что удержать любовь нельзя.

А тем временем Земфира встречается с молодым цыганом. Они договариваются встретиться ночью.

Ночью Алеко просыпается и, не обнаружив Земфиры рядом, идёт её искать. Обнаружив Земфиру и её нового возлюбленного, Алеко убивает обоих ножом и до рассвета сидит рядом с трупами.

Утром цыгане прощаются с убитыми и хоронят их. А потом старый цыган подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» — цыгане не хотят жить с человеком, который видит свободу лишь для себя, а другим её не даёт.

Табор цыган снимается и уходит. Остаётся одна телега. Наступает ночь, но перед ней не загорается огонь, и никто в ней не ночует.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как поступает Алеко, узнав об измене Земфиры?

Ответ. Убивает Земфиру и её возлюбленного.

К какому литературному направлению относится поэма «Цыганы»?

Ответ. Поэму «Цыганы» следует отнести к романтическому литературному направлению. Главный герой противопоставляет себя обществу и вступает с ним в противоборство. Трагический финал, в котором Алеко по собственной вине остаётся одинок, также вписывается в концепцию романтической литературы.

Поделиться ссылкой

"Цыганы" – краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания

Время на чтение: 13 минут

История создания

Поэма была начата Пушкиным в январе 1824 году, в конце ссылки. Окончательная доработка ее проходила уже в октябре того же года в Михайловском. Она является частью цикла южных поэм, не связанных между собой ни сюжетом, ни главными героями. Объединил произведения общий смысл — стремление к свободе.

Читайте также:  Сочинение-сравнение творчества Ахматовой и Цветаевой

История создания поэмы «Цыганы» тесно переплетена с событиями в жизни поэта. В ее основу легли наблюдения за жизнью южного края. При этом автобиографический элемент проявляется как соединение жизненных обстоятельств автора и героя.

Предосновой произведения стали странствования Пушкина с цыганским табором в 1821 году. Имя главного персонажа (Алеко) перекликается с именем Александр, и в нем поэт отождествляет себя. Автобиографическое начало определяет дальнейший характер лирической истории. Как и поэт, Алеко не любит душных городов и оков просвещения. Так выражались устойчивые мотивы лирики южного периода.

Персонажи поэмы

Произведение повествует о ветреном цыганском характере и нравах вольного народа. В ней автор затрагивает тему человеческих страстей и на примере отношения персонажей показывает, как свободолюбие, эгоизм и ревность могут изменить судьбу. Главные герои «Цыганы» Пушкина:

  • Алеко. Беглец, желающий открыть для себя вольный мир. Безумно влюблен в цыганку Земфиру, которую ревнует и боится потерять.
  • Земфира. Простая дикая цыганка, которая не стесняется выражать свои чувства и не может жить без настоящей любви. Обожает играть на чувствах и ценит личную свободу.
  • Отец Земфиры. Мудрый старый цыганин с жизненным опытом, глава маленькой цыганской семьи (он и дочь Земфира). Живет по совести и не стремится к осуждению других. Добр, кроток, незлоблив и великодушен.
  • Молодой цыган. Новый возлюбленный Земфиры, который погибает от руки ревнивого соперника.

Краткое содержание

Полное произведение поэмы можно осилить за 15−20 минут. На знакомство с кратким содержанием «Цыганы» Пушкина уйдет около 5 минут. Этого будет достаточно, чтобы понять суть произведения, однако при наличии свободного времени лучше прочитать поэму целиком.

Цыганский табор «шумною толпою» кочует по живописным степям Бессарабии. Вечер, у костра готовится ужин, невдалеке отдыхают лошади, за шатром лежит ручной медведь. Понемногу все успокаивается, затихает.

Лишь в одном шатре не может заснуть старый цыган. Он ожидает дочь Земфиру, которая ушла на прогулку. Она возвращается не одна. Рядом с ней — юноша, которого цыганка встретила за курганом и позвала с собой.

Выясняется, что молодого человека зовут Алеко, он скрывается от закона и хочет стать цыганом. Отец девушки приглашает его пожить в таборе столько, сколько нужно. После ночного отдыха табор приходит в движение и трогается с места.

У Алеко сжимается сердце при взгляде на опустевшую равнину. Земфира интересуется причиной его тоскливых мыслей, она думает, что он грустит по былому. Однако Алеко убеждает ее, что причина не в этом. Он рад вырваться из плена города.

В прежней жизни Алеко не было любви, а значит — радости. Он не сожалеет ни о чем и считает единственной целью своей жизни — быть рядом с Замфирой, краса которой покорила с первого взгляда.

Старик слышит их разговор и делится с молодыми людьми старинным преданием о поэте, который был сослан правителем в степи Бессарабии. Несмотря на внимание и любовь местных жителей, красоту природы, поэт так и не смог забыть родину и томился в неволе.

Алеко узнает в герое предания Овидия, поражается превратностям человеческой жизни.​

Два года Алеко путешествует вместе с табором. Юноша зарабатывает тем, что водит медведя по деревням. При этом он доволен жизнью и никогда не жалеет о своем выборе.

Однажды он слышит песню Земфиру и по ее содержанию понимает, что она его разлюбила. Ночью девушка будит отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне, но его любовь ей не мила, а сердце требует воли.

Просыпается Алеко и зовет Земфиру.

Юноша рассказывает, что ему снится сон об измене Земфиры. Она уговаривает его не верить обманчивым ночным грезам. Старый цыган зовет Алеко на откровенный разговор. Он просит молодого человека не грустить понапрасну.

Алеко признается, что негативные чувства вызваны равнодушием Земфиры. Однако ее отец говорит, что женские чувства непредсказуемы. Никто не может заставить полюбить или разлюбить.

Нужно идти на уступки и уметь вовремя отпустить человека.

Однако Алеко безутешен. Он тоскует и вспоминает время, когда был любим. В утешение старик рассказывает ему историю своей молодости. Он был влюблен в роскошную Мариулу, от которой удалось добиться взаимности.

Но чувства молодой женщины быстро угасли и она ушла с другим табором, оставив ему маленькую Земфиру.

Алеко спросил, почему же цыган не отомстил за себя? Как не вонзил кинжал в сердце обидчика и простил неверность?

Старик ответил, что никто не в силах удержать любовь. Никто не знает, что будет дальше, а былое точно нельзя вернуть. Алеко говорит, что он не такой.

Он не готов мириться с изменой и обязательно бы получил удовольствие от мщения. Его возлюбленная в это время на свидании с другим цыганом. Влюбленные договариваются встретиться поздним вечером, после захода луны.

В роковую ночь Алеко будит тревога. Он не находит рядом Земфиру и выходит из шатра.

В сонном молчании, при свете южных звезд Алеко удается разглядеть след, ведущий за курганы. Ступая по нему, он приходит к месту свидания и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут разлучиться. Он узнает Земфиру, которая умоляет нового возлюбленного бежать. В ярости несчастный влюбленный вонзает нож в тело соперника. Земфира в ужасе узнает Алеко и проклинает его. Юноша убивает и ее.

До рассвета Алеко сидит у холма на ковре из трав, с окровавленным ножом в руке. Так, с трупами рядом, и застали его соплеменники. Они простились с молодыми людьми и вырыли для них могилы. После прощального обряда отец Земфиры обратился к Алеко. Он сказал, чтоб он оставил кочевой табор. Цыгане не хотят жить с гордым человеком, который требует воли лишь для себя.

Вскоре табор скрылся за горизонтом. Осталась только одинокая телега на колесах, под крышей которой больше никто не ночевал. В эпилоге Пушкин вспоминает, как встречал мирные телеги цыган и жил среди них.

О романтическом жанре

Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?

В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений. В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.

Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.

Действия развиваются в экзотической обстановке, все внимание автора приковано к душевным переживаниям главного героя. Все отступления способствуют раскрытия характера и внутреннего мира основного персонажа.

Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.

Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:

  • Городская жизнь Алеко.
  • Добровольный уход из города.
  • Встреча с Земфирой и вступление в табор.
  • Алеко узнает об измене молодой цыганки.
  • Убийство Земфиры и ее возлюбленного от руки ревнивца.
  • Изгнание из табора.

Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.

О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги.

О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа.

Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.

Анализ произведения

Сюжет «Цыгане» Пушкина незамысловат. Через все произведение проходит единственная сюжетная линия и три главных героя. Земфира увлекается мужчиной, который успел получить жизненный опыт и устал от насущного бытия.

Плененный красотой знойной цыганки, он бросает все и прибивается к табору. Юноша не рассказывает о прошлом, однако, судя по городам, где он побывал, и людям, с которыми общался, можно предположить, что оно было непростым.

Возможно, вступление в табор — попытка убежать от прошлого, в котором Алеко не было места. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет почему. Два года беглец был рядом с Земфирой.

Ей пришлось нисходить до этих отношений, поскольку пылкие чувства в душе быстро прошли. Когда же к ней пришло настоящее чувство, то избранником оказался такой же простой и молодой цыган, как она сама.

Застав возлюбленную в объятиях соперница, оскорбленный в чувствах Алеко совершил двойное убийство.

Цыгане в поэме Пушкина предстают робкими людьми. Они не живут по закону и потому не устраивают суда над Алеко. Одни даже не упрекнули его в ужасном поступке. Все это не из-за нравственных соображений, а из-за робости души.

Им не свойственно насилие и жестокость. По этой причине они даже не изгоняют Алеко, а сами покидают его.

Отец Земфиры дважды говорит «оставь нас», однако это скорее не требование уйти из табора, а просьба не сопровождать его дальше.

Анализ «Цыган» Пушкина дает возможность уточнить следующие моменты:

  • жанр — романтическая поэма (позаимствован поэтом у Байрона);
  • в поэме 10 частей, 9 из них написаны четырехстопным ямбом, песня Земфиры — двухстопным;
  • композиционно повествование строится вокруг песни Земфиры, которая является кульминацией конфликта;
  • в поэме Пушкин противопоставил трудовому народу вольное общество, которое не трудится и не соблюдает общественный порядок;
  • поэт показал, что романтическая свобода и любовь к вольной жизни не гарантирует счастья;
  • в произведении нет положительных литературных образов, поэт критикует устаревший идеал — образ романтического героя и свободу в любви, общественной жизни.

Поэма создавалась в момент возрастания интереса людей к быту и труду людей разных племен и положений. В этом направлении поэт сделал важный шаг. Неслучайно произведение было одобрено литераторами, декабристами, передовыми европейскими критиками.

«Цыгане» вдохновили Мериме на создание «Кармен», Рахманинова — на написание оперы «Алеко». Песня «птичка божия не знает… за весной, красой природы лето знойное придет» вошла во многие детские хрестоматии.

Ссылка на основную публикацию