В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Про что — про это?
Владимир Маяковский

(из поэмы «Про это»)

В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Эта тема
сейчас
и молитвой у Будды
и у негра вострит на хозяев нож.
Если Марс,
и на нём хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.

Эта тема придёт,
калеку за локти
подтолкнёт к бумаге,
прикажет:
— Скреби! —
И калека
с бумаги
срывается в клёкоте,
только строчками в солнце песня рябит.
Эта тема придёт,
позвонится с кухни,
повернётся,
сгинет шапчонкой гриба,
и гигант
постоит секунду
и рухнет,
под записочной рябью себя погребя.

Эта тема придёт,
прикажет:
— Истина! —
Эта тема придёт,
велит:
— Красота! —
И пускай
перекладиной кисти раскистены —
только вальс под нос мурлычешь с креста.
Эта тема азбуку тронет разбегом —
уж на что б, казалось, книга ясна! —
и становится
— А —
недоступней Казбека.
Замутит,
оттянет от хлеба и сна.

Эта тема придёт,
вовек не износится,
только скажет:
— Отныне гляди на меня! —
И глядишь на неё,
и идёшь знаменосцем,
красношелкий огонь над землёй знаменя.
Это хитрая тема!
Нырнёт под события,
в тайниках инстинктов готовясь к прыжку,
и как будто ярясь
— посмели забыть её! —
затрясёт;
посыпятся души из шкур.

Эта тема ко мне заявилась гневная,
приказала:
— Подать
дней удила! —
Посмотрела, скривясь, в моё ежедневное
и грозой раскидала людей и дела.
Эта тема пришла,
остальные оттёрла
и одна
безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись — велела — строчками лбов.
Имя
этой
теме:

. . . . . . !

1923

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Владимир Маяковский, поэма «Про это»: анализ произведения

Литература двадцатых годов богата и разнообразна, и нам повезло получить такое большое наследие. Однако самым неоднозначным самородком в короне русской литературы является Владимир Маяковский.

Его произведения будоражат, и по сей день читатели находят между строк все новые и новые послания. Произведение Маяковского «Про это» анализу подвергалось неоднократно и считается самым главным и переломным в его творчестве.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведенияМаяковский…

Этот человек прожил всего 36 лет и, казалось, что мог бы дожить до глубокой старости и дарить миру новые свои неординарные творения. Но не судьба. Вся суть его произведений находилась в отражении мыслей и чувств поэта, а их было у него в изобилии.

Назвать нрав Маяковского пылким и ранимым будет, мягко говоря, скромным решением. Буйство эмоций металось внутри него и выливалось на все вокруг, что бы ни попадалось на пути.

Как позже опишут современники, у Владимира Владимировича рождались не столь грандиозные творения, когда в его мироощущении наступал штиль. К слову, такие моменты случались весьма редко.

Ещё по теме:  Владимир Маяковский ~ Хорошее отношение к лошадям (+ Анализ)

Эмоции были движущей силой и музой поэта, которую он искал ежедневно. Так было создано лучшее произведение Маяковского «Про это». Автор выглядел старше своих лет из-за строгих черт лица и серьезного его выражения. Фигура Маяковского была статной, хорошо сложенной, и ростом он был около 189 сантиметров.

Голос необычайно раскатистый, глубокий, под стать его натуре и внешности. На фоне всего этого рождаются стихи-отражения, эмоциональные, по-мужски массивные и громогласные. Многие стихотворения были позже подвергнуты анализу, но «Про это» Владимира Маяковского больше всего привлекает внимание историков.

Конечно, учитывая все это, сложно представить какие-то романтические и мягкие черты в поэте. Однако самое сильное и прекрасное чувство в поэме «Про это» Маяковский выразил впервые так емко и открыто.

Мир увидел стихи не в виде привычных четверостиший, а в необычной форме «лесенки». Они походили на лозунг и в каждом слове призывали читателя. Владимиру Владимировичу понравился этот вариант и последующие свои произведения он творил в уникальной манере.

А писал он свою поэму, воспевая единственную на всю жизнь любовь и музу.

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения… и Лилия Брик

Это женщина, о которой все говорили разное, но говорили всегда. Она не могла не оставить впечатления, многие мужчины теряли голову после знакомства с ней. Однако самой главной ее любовью, как призналась Лилия Юрьевна, был не Маяковский, а первый муж Осип Брик.

Они познакомились еще в юности, и на протяжении семи лет он мягко и по-дружески завоевывал ее расположение. В 1912 году состоялась их свадьба, Лиле тогда был 21 год.

Уже в 1915-м судьба впервые свела ее с Владимиром Маяковским, и до самой его смерти она присутствовала в его жизни и была единственной главной любовью, которая вдохновляла поэта.

Он посвятил ей практически все свои произведения, где главным является у Маяковского «Про это», краткий анализ которого будет изложен далее.

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Обо всем, но про нее

Поэма «Про это» была написана за два месяца, с 28 декабря 1922 года по 28 февраля 1923-го. Связано это с просьбой Лилии Брик поставить паузу в отношениях и жить в разных местах пару месяцев.

Для Маяковского это были тяжелые два месяца, в течение которых он и решил записать свои чувства в поэме.

Действительно, за этот период он ни разу не позвонил своей возлюбленной, хотя и передавал ей цветы, птиц и прочие знаки внимания.

Анализ «Про это» Маяковского хочется начать с общей картины. Читателя ждет путешествие по судьбе автора, где он встречает родных, любимую, общество и самого себя рядом с милой сердцу рекой Невой.

Он мчит по Москве, он ищет истину. Здесь есть прошлое, будущее, настоящее, кажется, что Маяковский составил тезисное описание того, что он чувствует, что его волнует.

Однако причиной таких волнений является Лиля.

Ещё по теме:  Владимир Маяковский ~ Что вышло (из поэмы “Люблю”)

Чувства переполняют каждое слово, и, подводя итог, читатель увидит, как тесно Владимиру Маяковскому в этой поэме, как мало места и как много непонимания. У произведений есть начало, конец, границы листа и точки, но для самого автора это условности, за которые он призывает выйти. Так он призывает и свою любовь.

Часть 1. Терзание

Маяковский рисует в воображении читателя некую тему, загадочную и всем известную. Великую и обезоруживающую. Она терзает и все равно манит. Имя темы раскрывается в последней строчке лишь в качестве рифмы. Читатель сам догадывается, что главным словом выступает любовь.

Здесь очевидна свойственная поэту эмоциональная выдержка каждой строчки. Он сам в напряжении от своих чувств и заставляет других испытывать напряжение во время чтения. Сложноподъемные речевые обороты и сравнения подчеркивают важность, сложность чувств.

Любовь действительно не простая штука, а в разлуке с Лилией Маяковский ощутил это в полной мере.

Часть 2. Признание

Согласно ранним анализам стихотворения «Про это» Маяковского, здесь было не просто описание действительности и лиц, а гротескное представление публике своей души. А в ней жило многое.

Признание в любви своей Лиле было подробно раскрыто через сцену в квартире – тюрьме, где поэт заперся от внешнего мира. Ему трудно давалась разлука, и в мечтах он, конечно, надеялся хотя бы на телефонный звонок.

Маяковский превознес его неоправданно высоко. Разговор с Лилей был бы для него спасением, утолением этой душевной жажды.

Поэт сравнивает свои переживания с землетрясением, которое замечают даже на улице, а сам он, словно медведь, уплывающий на льдине, одинокий и беспомощный.

Так Владимир Владимирович признается в своей слабости перед любовью, в своей невольности и страхе быть не услышанным. Сравнение с медведем современники называют аналогией с Трикстером – полубожеством и получеловеком с двойственной противоречивой натурой.

Часть 3. На расстоянии телефона

В действительности за время написания поэмы Маяковский не общался с Лилией ни лично, ни по телефону. Расстояние между парой было вполне досягаемым, а со звонком сократилось бы в тысячи раз. Однако общение не состоялось, и поэт стал ощущать пропасть размером с целую вселенную. В некоторых строчках стиха «Про это» Маяковский обозрит некую сцену с товарищами.

Привычная для того времени ситуация, когда молодые люди собрались вместе отдохнуть, потанцевать и весело провести время. Поэт конкретизирует свое отрешение. Описывает, что боится встретить «ее». Но и «она» же может спасти автора от гибели. Владимир Владимирович резко берет себя в руки уже через несколько строк.

Он размышляет о своей доле и сам себе говорит, что раз выстоял 7 лет, то и еще 200 может, не ожидая спасения.

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Продолжим анализ. «Про это» Маяковского в начальной части объясняет, что речь идет о периоде с момента знакомства с Лилией Брик. Это были мучительные для мужчины годы, но для поэта время было богато вдохновляющими порывами. Поэтому, понимая свою зависимость, он готов стоять и 200 лет, ожидая свою любимую.

Часть 4. Бег

Противоречивый герой поэмы начинает бежать. Он видит человека на мосту, которому угрожает опасность. И без анализа очевидно, что это сам Маяковский, только несколькими годами ранее. Отсылка к прошлому, которое, видимо, было желание изменить. Далее на пути встречаются родные, которые также не слышат мольбы о спасении «двойника на мосту».

Владимир Маяковский убеждается в примитивной любви своих близких и оставляет их. Поэма «Про это» Маяковского, анализ которой мы делаем, в данной части показала специалистам, что гротескная манера перетекает с одних образов на другие и пронизывает всю произведение.

Но, таким образом, становится очевидно, что автор хочет показать свою возвышенную, не похожую на другие, любовь.

Читайте также:  Живая душа у чичикова или мертвая? сочинение

Часть 5. Страх

Путешествие подходит к концу, и время, кажется, перестало гнаться вслед за потоком мыслей поэта. Он оказывается на вершине горы, откуда видит людей, стоявших внизу.

Они не понимают чистоты помыслов, да и то, что пишет он не ради денег. Толпа, будто лошади в шпорах, не видит ничего кругом, кроме рутины и быта. За это стреляют в автора из разного оружия.

Страшно оказаться непонятым, страшно стать врагом.

Маяковскому присуще чувство нарциссизма, хотя он этого не признавал и не показывал. При анализе этого отрывка бросается в глаза возвышение автора над толпой. Отдаленно он напоминает Иисуса, которого распяли за его искреннее желание помогать людям и просвещать их, научить делать выводы и проводить анализ. Стих «Про это» Маяковский написал, тем не менее, подчеркивая свой атеизм и коммунизм.

Вера

Вроде бы и сгинул герой поэмы под пулями, но Маяковский продолжает рассуждать уже после всех событий своеобразным эпилогом. У души поэта остается искренняя надежда на будущие поколения: они смогут и захотят воскресить его и Лилю, чтобы они «наверстали недолюбленное». Он верит, что в будущем застанет настоящую любовь без границ и рамок, где вся Вселенная и есть масштаб любви.

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

В.В. Маяковский «Про это»: краткий анализ произведения

Маяковский создавал поэму «Про это» в очень непростой для себя период, когда их отношения с Брик начинают угасать.

На протяжении всего этого времени он полностью окунается в работу, уделяя каждый день письму по 15 часов.

В поэме показаны личные переживания автора, а также описана действительность того времени – переход к НЭПу. Сам же Маяковский не одобрял этих процессов и отразил это в своей поэме.

Образы и символы

Центральное место занимает образ главного лирического героя, его мысли и переживания. Множество фантазий порождает двойников. Впрочем, этот мотив довольно часто встречается в литературе. Сам  герой представлен как страдающий от безответной любви.

Образ возлюбленной он бережно скрывает, показывая его всего лишь наполовину. Нет критики, нет обличения в ее адрес. Окружение и собственное равнодушие избранницы заставляет читателя задуматься и взглянуть на нее критически, как на существо из другого мира, далекого от мира главного героя.

Маяковский отрицательно относился к мещанству, полагая, что оно способствует разложению души. Это он показал и в своей поэме, обличая обыденное питье чая и штопанье носков. Такая семья не является духовным союзом по мнению автора.

В поэме много символов. Например, вода – отражение всеобъемлющей любви. А в поэме она представлена как символ слез, обиды, боли. И тогда она становится разрушительной мощной стихией. Однако здесь присутствует и мотив очистительной силы.

Герой отождествляется с символом медведя – неукротимой и разрушительной силой. В то же время это символ постоянной борьбы с бытом и холодностью, олицетворение «скрытых» инстинктов героя, которого мучает ревность, гнев, злость.

В противовес данному образу появляется Человек на мосту. Он понимает, что бессилен и хочет стать спасителем, избавившись от всех теневых сторон собственной личности, устранив все «медвежье», выйти за рамки личных ограничений.

Темы, проблемы, настроение

В качестве главных тем можно обозначить тему любви, семьи, быта, бессмертия. В основе всего остального построения лежит тема любви. Сердечные муки заставляют главного героя по иному посмотреть на взаимодействия с возлюбленной, на всю свою жизнь.

Быт и семья взаимосвязаны. Автору ненавистен быт. И он показывает это через встречу героя со своей семьей. Придя в родной дом, он не находит поддержки, понимания: чувствуется лишь разобщенность и отстраненность. Поэтому он покидает дом, ощущая боль и грусть.

Тема бессмертия возникает в концовке поэмы. Герой хочет завершить начатое, прожить то, что не прожито, заново ощутить свободу и творчество. С этой темой связан образ мальчика-самоубийцы, искупительное страдание которого призвано спасти человечество. И здесь явно прослеживается образ Христа.

Автор полагает, что перед каждым появляется выбор между настоящей любовью и комфортной жизнью, устроенным бытом.

На мещанство он смотрит негативно, поскольку считает, что оно заставляет людей приспосабливаться и становиться потребителями, а не заниматься преобразованием. Творчество всегда сложнее и требует многих усилий.

Герой уверен, что ограничения есть только в материальном мире. А внутри себя человек проживает множество жизней.

Основная идея

В своей поэме Маяковский показывает всю сложность пути человека, который стремится освободиться от собственной ограниченности. Бессилие, надломленность – все это присуще главному герою.

Автор считает, что именно любовь поможет преодолеть все на пути, потому что никто не способен противостоять ей.

Однако эта любовь может стать причиной возвышения человека, а может погрузить его в быт с присущими ему равнодушием и отупением.

Средства выразительности

В поэме очень много метафор: есть развернутые, есть авторские. Кроме того, Маяковский сам создает слова. Например, у него «кисти раскистены», «точка глаз иголит» и т.д. Благодаря таким новым словам, ему удается очень точно передать то, что он хочет сказать.

Поэма «Про это» — настоящий шедевр литературы. Невозможно сказать, в чем именно кроется секрет этого произведения. Уникальное мироощущение, восприятие автора, творческий, искусный язык и множество литературных приемов – все это нашло отражение в произведении, которое хочется перечитывать снова и снова и находить новые смыслы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Про это»: краткое содержание поэмы Маяковского // Брифли

Тема, о которой хочет говорить поэт, перепета много раз. Он и сам кружил в ней поэтической белкой и хочет кружиться опять.

Эта тема может даже калеку подтолкнуть к бумаге, и песня его будет строчками рябить в солнце. В этой теме скрыта истина и красота. Эта тема готовится к прыжку в тайниках инстинктов.

Заявившись к поэту, эта тема грозой раскидывает людей и дела. Ножом к горлу подступает эта тема, имя которой — любовь!

Поэт рассказывает о себе и любимой в балладе, и лад баллад молодеет, потому что слова поэта болят. «Она» живёт в своём доме в Водопьянном переулке, «он» сидит в своём доме у телефона. Невозможность встретиться становится для него тюрьмой. Он звонит любимой, и его звонок пулей летит по проводам, вызывая землетрясение на Мясницкой, у почтамта.

Спокойная секундантша-кухарка поднимает трубку и не торопясь идёт звать любимую поэта. Весь мир куда-то отодвинут, лишь трубкой целит в него неизвестное. Между ним и любимой, разделёнными Мясницкой, лежит вселенная, через которую тонюсенькой ниточкой тянется кабель.

Поэт чувствует себя не почтенным сотрудником «Известий», которому летом предстоит ехать в Париж, а медведем на своей подушке-льдине. И если медведи плачут, то именно так, как он.

Продолжение после рекламы:

Поэт вспоминает себя — такого, каким он был семь лет назад, когда была написана поэма «Человек». С тех пор ему не суждено петушком пролезть в быт, в семейное счастье: канатами собственных строк он привязан к мосту над рекой и ждёт помощи. Он бежит по ночной Москве — по Петровскому парку, Ходынке, Тверской, Садовой, Пресне.

На Пресне, в семейной норке, его ждут родные. Они рады его появлению на Рождество, но удивляются, когда поэт зовёт их куда-то за 600 вёрст, где они должны спасать кого-то, стоящего над рекой на мосту. Они никого не хотят спасать, и поэт понимает, что родные заменяют любовь чаем и штопкой носков. Ему не нужна их цыплячья любовь.

Сквозь пресненские миражи поэт идёт с подарками под мышками. Он оказывается в мещанском доме Феклы Давидовны. Здесь ангелочки розовеют от иконного глянца, Иисус любезно кланяется, приподняв тернистый венок, и даже Маркс, впряжённый в алую рамку, тащит обывательства лямку.

Поэт пытается объяснить обывателям, что пишет для них, а не из-за личной блажи. Они, улыбаясь, слушают именитого скомороха и едят, гремя челюстью о челюсть. Им тоже безразличен какой-то человек, привязанный к мосту над рекой и ожидающий помощи.

Слова поэта проходят сквозь обывателей.

Брифли существует благодаря рекламе:

Москва напоминает картину Беклина «Остров мёртвых». Оказавшись в квартире друзей, поэт слушает, как они со смехом болтают о нем, не переставая танцевать тустеп. Стоя у стенки, он думает об одном: только бы не услышать здесь голос любимой.

Ей он не изменил ни в одном своём стихотворении, её он обходит в проклятиях, которыми громит обыденщины жуть. Ему кажется, что только любимая может спасти его — человека, стоящего на мосту.

Но потом поэт понимает: семь лет он стоит на мосту искупителем земной любви, чтобы за всех расплатиться и за всех расплакаться, и если надо, должен стоять и двести лет, не ожидая спасения.

Он видит себя, стоящего над горой Машук. Внизу — толпа обывателей, для которых поэт — не стих и душа, а столетний враг. В него стреляют со всех винтовок, со всех батарей, с каждого маузера и браунинга. На Кремле красным флажком сияют поэтовы клочья.

Он ненавидит все, что вбито в людей ушедшим рабьим, что оседало и осело бытом даже в краснофлагом строе. Но он всей сердечной верою верует в жизнь, в сей мир. Он видит будущую мастерскую человечьих воскрешений и верит, что именно его, не дожившего и не долюбившего своё, захотят воскресить люди будущего.

Может быть, его любимая тоже будет воскрешена, и они наверстают недолюбленное звёздностью бесчисленных ночей. Он просит о воскрешении хотя бы за то, что был поэтом и ждал любимую, откинув будничную чушь. Он хочет дожить своё в той жизни, где любовь — не служанка замужеств, похоти и хлебов, где любовь идёт всей вселенной.

Читайте также:  Суть пьесы «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Он хочет жить в той жизни, где отцом его будет по крайней мере мир, а матерью — по крайней мере земля.

Анализ стихотворения Маяковского «Про это»

4.1

(10)

«Про это» — одно из наиболее сложных произведений В.Маяковского, оно является «самым литературным, самым цитатным из всех его творений».

Поэма полна аллюзий и реминисценций, отсылающих как к ранним произведениям самого Маяковского, так и к произведениям Достоевского, Блока, Лермонтова, Гейне, Гёте и др.

Воплощённые в ней мотивы находят продолжение в более позднем творчестве поэта в обновлённом, временами пародийном качестве («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», пьесы «Клоп», «Баня»).

Отзывы критиков о поэме были неоднозначны: от восторженных до разгромных. Даже некоторые друзья и соратники поэта не поняли её. Всё дело в том, что «Про это» вступала в противоречие с теориями производственного искусства, литературы факта, пропагандируемыми группой ЛЕФ, к которой принадлежал Маяковский.

Лейтмотивом первой главы поэмы Маяковского «Про это» послужили строки из произведения Оскара Уайльда «Баллада Рэдингской тюрьмы»:

«Но убивают все любимых, — Пусть знают все о том, — Один убьет жестоким взглядом, Другой — обманным сном,

Трусливый — лживым поцелуем, И тот, кто смел, — мечом! (Перевод К.Бальмонта)

Маяковский считает себя виноватым в охлаждении чувств («амортизация сердца и души»), подобно солдату из баллады Оскара Уайльда. Поэт «приговаривает» себя к добровольному двухмесячному домашнему «заточению», во время которого ищет пути выхода из кризиса и пишет «Про это». Конечно, его «заточение» нельзя понимать буквально. Это были творчески насыщенные два месяца.

Одновременно с поэмой «Про это» Маяковский работал над серией политических памфлетов, «героями» которых стали виднейшие политики западного мира. Он активно печатается в газетах. В этот период выходят его книги «13 лет работы» и «Лирика» с типографским посвящением «Лиле».

И самое главное: 1923 год — начало издания журнала «ЛЕФ», органа к тому времени оформившегося Левого фронта искусств, главным редактором которого становится Маяковский. 17 января 1923 года состоял ось первое заседание редколлегии в комнате Маяковского, в Лубянском проезде.

И всё же в первой главе поэмы он заявляет:

При чём тюрьма? Рождество. Кутерьма.

  Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога» по плану

Без решёток окошки домика! Это вас не касается. Говорю — тюрьма.

в тюрьме находилась его душа, лишённая возможности видеть любимую: «Без тебя (не без тебя «в отъезде», а внутренне без тебя) я прекращаюсь», Так может быть человек необычайно одинок в толпе людей. Связь с внешним миром, миром его возлюбленной, осуществлялась посредством записочек, «записочной ряби» и телефона (телефонного кабеля):

Кабель тонюсенький — ну, просто нитка! И всё вот на этой вот держится ниточке.

Через несколько десятилетий другой русский поэт В.С.высоцкий в стихотворении «Ноль семь» так же пытался докричаться до любимой сквозь ночь, которая для него «вне закона». Он готов ждать сколько угодно и «согласен начинать каждый вечер с нуля»:

Телефон для меня — как икона, Телефонная книга — триптих, Стала телефонистка мадонной, Расстоянье на миг сократив.

в автобиографии Маяковский говорит:

«Написал: «Про это». По личным мотивам об общем быте».

«Личные мотивы» вылились В драму любви. В поэме она достигает своего пика, уже никакие обычные слова, образы не способны передать её накала, только метафора и гипербола.

Такова фантастическая картина «землетрясенья» у почтамта на Мясницкой, где проходит телефонная сеть, размедвеживанье поэта, дуэль.

Но в поэтическом преломлении слышится отголосок того, что есть в письмах: герой поэмы винит себя и осуждает затхлый, «из древней древности» осевший в себе пережиток, тот самый быт, о котором напоминает скребущейся ревности … чудище».

Истинная любовь у Маяковского всегда противостоит опасности опошления этого чувства мещанскими проявлениями. Призыв, прозвучавший в трагедии «Владимир Маяковский» (1913): «Бросьте квартиры! .. », переходит из произведения в произведение, разворачиваясь единым метатекстом, в котором сила быта осмыслена как сила демоническая, способная убивать в мире любовь — «сердце всего».

Сюжет о лирическом герое, борющемся с косной силой мещанства и быта, которые похищают у него возлюбленную («Тряпок нашей ей, / робкие крылья в шелках зажирели б») и, шире, мешают воплотиться на земле гармонии и полноте жизни, лежит в основе лирических поэм Маяковского. Разрешение этого конфликта, который осмыслен Маяковским как постоянный, вечный, оказывается возможным только в будущем (осуществлённой утопии) или в надзвёздном пространстве, где времени нет.

Быт всегда был врагом Маяковского. Возлагая на Революцию большие надежды, он воспринял её прежде всего как «революцию духа».

Обнаружив, что этой третьей революции не произошло и Октябрь в этом плане мало что изменил, поэт возобновил атаки на всяческие проявления быта.

В стихотворении «О дряни» (1921), к примеру, революции угрожает советский мещанин с портретом Маркса на стене, канарейкой в клетке и греющимся на «Известиях» котёнком.

Ситуация усугублялась введением в 1921 годуновой экономической политики. Бунтарский порыв иссякал, праздник Октября сменяли серые «будни». Жизнь уходила от геройской романтики революции, входила в свою наезженную колею, от мессианского захлёба и космических замыслов возвращалась к норме, к обустройству обыденного существования, к простым, повседневным делам и заботам.

Наряду с быстрым восстановлением экономики после хаоса военного коммунизма НЭП породил новое мещанство, которое в своей беспечности и вульгарности часто превосходило мещанство дореволюционное.

Николай Асеев в статье «Работа Маяковского над поэмой «Про это» так выразил дух времени: « … волны НЭПа уже перекатывались через палубу революционного корабля.

< … > Держаться на его палубе было очень нелегко; нужно было сжать зубы и вцепиться в поручни, чтобы не быть смытым в море обывательщины и мещанства.

Немало людей с революционным прошлым очутились за его бортом. Немало жизней сломалось, не осилив напряжённости противоречий.

Это отразилось в произведениях поэтов «Кузницы», Эдуарда Багрицкого («От черного хлеба и верной жены / Мы бледною немочью заражены … «). В рассказе «Гадюка» об этом пишет Ал.Толстой. Это центральная тема многих поэм Н.

Асеева («Лирическое отступление; «Свердловская буря», стихи «в те дни, как мы были молоды … «)

Анализ поэзии Маяковского “Про это”

Одно из самых замечательных произведений Маяковского – поэма “Про это” – как раз менее других исследована, она не раз получала в критике и литературоведении сдержанную оценку, потому что не очень вписывалась в представление об авторе как о поэте-агитаторе, горлане-главаре. Между тем это поэма о себе и о любви, поэма, в которой как раз ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрывается характер и личность Маяковского в ее нравственном ракурсе. Были и раньше поэмы о любви, кроме “Облака в штанах”, была пронзающая своим

лиризмом и трагическим надрывом поэма “Флейта-позвоночник”, была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма “Люблю”.

Поэт тогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, потому и был уверен: “Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена”.

И через год – новая поэма, “Про это” (февраль 1923-го). То, во что верилось, было разрушено до основания. Поражением закончился “смертельной любви поединок”, поражением любви.

Победителем оказался самый грозный и безжалостный враг любви… быт. Поэма “Про это” создавалась в обстоятельствах, которые нельзя не принять во внимание. Маяковский испытал разочарование в любви, это произошло летом или осенью 1922 года. Строки из стихотворения “Юбилейное”, написанного в 1924 году, не оставляют сомнений в происшедшем: “Я теперь свободен от любви и от плакатов.

Шкурой ревности медведь лежит когтист”. “Страшнее слов” это древнее чувство, в поэме для него тоже найден образ: “скребущейся ревности времен троглодитских тогдашнее чудище”. Метафора, правда, тяжеловата, громоздка.

” Освобождени Е” от любви произошло после написания поэмы, и, судя по некоторым данным, не сразу, но отношения между Маяковским и Л. Ю. Брик вступили в фазу кризиса. Л. Ю. Брик была сторонницей “свободной любви”, она и в лефовском кружке литераторов и художников пыталась проводить в жизнь эту идею.

Маяковский остро переживал дисгармонию в их отношениях. Он не мог жить так, пишет его ближайший друг поэт Н. Асеев, касаясь внутренней темы “Про это”, чтобы “реализовать свои чувства, имея результатом такой реализации только гонорары, чтобы таскать купленные на эти гонорары закуски и сласти в литературный салон”.

“Салон” был в Водопьяном переулке у Бриков.

В течение двух месяцев работал над этой поэмой Маяковский, уединившись в маленькой комнатке в Лубянском проезде. Как ни “смирял” в себе поэт интимное во имя общего, социально-разумного, “становясь на горло собственной песне”,- “тема” (любовь) ‘”приказала” писать о ней.

“Тема” пришла изнутри, опровергла ригорический принцип “смирения”, и “личные мотивы” могуществом гения были подняты на высоту всеобщности.

Маяковский-ригорист, “в штыки” атаковавший лирику, уступил место Маяковскому-человеку, автору прекрасных лирических поэм “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Человек”.

Он, по словам Николая Асеева, “рискованно хватался за перенапряженные высоковольтные провода быта” в поисках социальных причин душевной драмы.

Вся вступительная глава поэмы с вопросом-названием “Про что – про это?” – доказательство неотвратимой всеобщности любви, отраженной в жизни каждого человека. Начинается вступление спокойно, как будто оно фиксирует нечто привычное, обыденное:

В этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять.

К концу вступления усиливается напор страсти и уже чувствуется, что он может прорвать эпическую оболочку начала: “Эта тема ножом подступила к горлу”. И дальше – полная личная закрепощенность любовью: “Эта тема день истемнила, в темень колотись – велела – строчками лбов”. Вступительная глава отвечает на вопрос: что такое любовь?

Гонитель всяческой романсовой чувствительности и альбомных “красот” в поэзии, Маяковский загадал читателю маленькую загадку, разгадать которую не составляет труда. Во вступительной главе, отвечая на вопрос: “про что – про это?” – он говорит о “теме”, ни разу не произнося слово “любовь”. А в самом конце, поставив прозрачную рифму “лбов”, загадывает:

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа А. П. Чехова «Беглец»

“Имя этой теме: Эти шесть точек и должен читатель заполнить словом любовь.

Маяковский написал “Про это” “по личным мотивам об общем быте”. В этой формуле ключ к пониманию лиро-эпической природы произведения. Личные мотивы – пережитое, испытанное, автобиографическое.

Но – мотивы. То есть поэтическая интерпретация пережитого, а не автобиографический сюжет. Замечание об общем быте указывает на художественную природу типизации.

Самоуничижение и самопокаяние – сквозные мотивы не только второй главы, но и всей поэмы.

Чтобы показать свое ближайшее окружение, его быт, поэт переводит картину в реальный план, он оказывается где-то рядом, может быть, на лестнице, за дверью, у квартиры любимой.

И там, за дверьми, он видит и слышит то же самое – те же “вороны-гости”, “пироги”, пустые разговоры, равнодушие ко всему происходящему за этими стенами…

Чем, собственно говоря, они отличаются от гостей Феклы Давидовны, которая показана в поэме в гротескно-фантастической картине рутинного быта?..

Только один человек попадает в зону бережения, только к одному человеку словно бы и не прилипает все то, “что в нас ушедшим рабьим вбито”. Рыцарский характер поэта не позволяет бросить хоть малейшую тень на образ возлюбленной (в черновом варианте было названо имя – Лиля):

– Смотри, даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Эти прекрасные по своему благородству строки все-таки распространяются на одну зону. Зону обережения имени от проклятий. Но любимая остается вторым персонажем поэмы, она там, за дверью, объективно сливается, смешивается в одно целое с “воронами-гостями”, она – их отражение, их часть. И все, что герой думает о гостях, как их представляет, неизбежно относится также и к ней.

Беря свою и чужую вину на себя как носителя и жертву застойного быта, герой поэмы отличается от тех, за дверьми, пониманием нравственной ситуации, нравственных первопричин конфликта. Об этом говорит письмо-дневник Маяковского,

Относящийся к времени написания поэмы. Вот что в нем сказано: “…я сижу только потому, что сам хочу, хочу подумать о себе и о своей жизни. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр.

Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…

Но если нет “деятельности”, я мертв.

…Любовь не установишь никаким “должен”, никаким “нельзя” – только свободным соревнованием со всем миром”.

Нет сомнения, что это – спор. Сказанное здесь невозможно совместить с идеей “свободной любви”. Потому второй персонаж поэмы (она) оказывается в иной нравственной атмосфере, этого нельзя скрыть никаким рыцарским жестом.

5 фактов «ПРО ЭТО», которые стоит узнать

Обложка поэмы В. Маяковского “Про это”, Государственное издательство, 1923.Обложка поэмы В. Маяковского “Про это”, Государственное издательство, 1923.

В мае 1923 года вышла поэма В.В. Маяковского «Про это», ставшая новаторской по целому ряду причин. Несмотря на ошеломляющее впечатление, произведенное на современников, критикой произведение было встречено неоднозначно. Эти 5 фактов помогут лучше понять, в чем заключалась революционность и даже скандальность поэмы, зачем поэту понадобился фотомонтаж и при чем тут Ф.М. Достоевский.

История создания

«Задумано: О любви. Громадная поэма» — так анонсировал новое произведение Маяковский в 1922 году. Но работа застопорилась. Вновь вернуться к ней заставил Маяковского разрыв с возлюбленной Лилей Брик.

«Мне в такой степени опостылели Володина халтура, карты и прочие, и прочие, что я попросила 2 месяца не бывать у нас, вот эти 2 месяца у нас положили историю этой самой поэмы», —  пишет Л.Ю. Брик в письме к своей сестре. С 28 декабря 1922 по 28 февраля 1923 года Маяковский почти всё время провёл в добровольном домашнем заточении.

Этим отчасти объясняется, почему первая глава «Про это» получила название «Баллада Редингской тюрьмы».  Одноименное название носит написанная в тюрьме поэма Оскара Уайльда. Маяковский ассоциирует себя с уальдовским узником, ожидающим казни за убийство любимой. Однако поэт обвиняет себя в убийстве любви как таковой.

19 января он отправил Л. Брик письмо с обратным адресом: “Москва. Редингетская (sic!) тюрьма” и подписью “Твой Щен, он же Оскар Уайльд…” Поэт болезненно переживал расставание с любимой: дежурил под окнами, передавал записки, цветы  — но обещание сдержал. Поэма была написана в рекордно короткие сроки — за 46 дней.

В одном из писем Брик поэта засвидетельствовал: “Я работал по 16 и 20 часов в сутки буквально, я сделал столько, сколько никогда не делал и за полгода…”

“По личным мотивам об общем быте” — так определял содержание поэмы сам Маяковский. А подзаголовок “Ей и мне” усиливал ощущение интимности. Текст ПРО ЭТО наполнен множеством реальных деталей, узнаваемых примет быта, конкретных адресов: Лубянский проезд, Пресня, Водопьяный переулок — адреса самого автора, его матери, сестер и Бриков.

В поэме даже увековечены имя домработницы  и настоящий номер телефона Лили. Но автобиографизм поэмы проявляется не только в этом, текст предполагает знакомство читателя с фактами биографии и творчеством Маяковского, напрямую отсылая к более ранним его произведениям.

“Маяковский в ранней лирике ввел в стих личность не “стершегося поэта”, не расплывчатое “я” , а поэта с адресом. Этот адрес всё расширяется у Маяковского; биография, подлинный быт, мемуары врастают в стих. Самый гиперболический образ Маяковского, где связан напряженный до истерики высокий план с улицей, — сам Маяковский.

Еще немного — и этот гиперболический образ высунет голову из стихов, прорвет их и станет на их место”, — писал Юрий Тынянов.

Фотомонтаж к поэме “Про это” А.М. РодченкоФотомонтаж к поэме “Про это” А.М. Родченко

ОФОРМЛЕНИЕ

Иллюстрации к новой поэме произвели фурор по двум причинам. «ПРО ЭТО» стала первым изданием, проиллюстрированым фотоколлажем.

Оформил книгу знаменитый художник-конструктивист Александр Родченко, с которым впоследствии Маяковский сотрудничал много лет: Родченко сделал обложки для тринадцати прижизненных изданий книг Маяковского, — больше, чем любой другой художник.

Кроме того, в соавторстве они создали десятки рекламных плакатов, вывесок, упаковок.

Новаторство Рочденко состояло еще и в том, что герои поэмы (то есть сам Маяковский и Лиля Брик) были включены в иллюстративный ряд, чем еще раз подчеркивался ее автобиографизм — такого в истории книжного дизайна еще не было. Маяковский лично отбирал фотографии и варианты коллажей.

Фотомонтажи объединяют изображения вещей и предметов быта, упомянутых в поэме: здесь мы найдем телефон, столовое серебро, самовар, чайный стакан (символы мещанства), пролеты моста, льдины и многое другое. Подобное оформление многим современникам показалось претенциозным: коробила сама мысль иллюстрировать книгу фотографиями автора и его близких. Однако и сегодня обложка ПРО ЭТО остается одной из самых знаменитых обложек ХХ века, воплощением утопии о слиянии искусства с жизнью.  

Фотомонтаж к поэме “Про это” А.М. РодченкоФотомонтаж к поэме “Про это” А.М. Родченко

«ЛЕСЕНКА» МАЯКОВСКОГО

Поэма оказалось революционной не только «по духу», но и по форме. В ней впервые применена «лесенка»  новаторская система ступенчатой разбивки стиховых строк (с разрывами строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки). Раньше Маяковский пользовался столбиком, а с февраля-марта 1923 стал записывать стихи лесенкой.

Сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст расположен столбиком, во второй — вступление и первая глава записаны столбиком, а последующие главы — лесенкой. В конце второй беловой рукописи проставлена авторская дата 11/II.23.

Таким образом, это произведение стало этапным для Маяковского, а «лесенка» превратилась не только во всеохватывающий принцип творческой работы, но и узнаваемый «фирменный» элемент его стихов.

Фотомонтаж к поэме “Про это” А.М. РодченкоФотомонтаж к поэме “Про это” А.М. Родченко

НАЗВАНИЕ

«Про это», конечно, про любовь — именно это слово зашифровано в многоточии в прологе поэмы. Однако героиня поэмы, сама Лиля Юрьевна Брик, указывала на связь заглавия с “Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского. Действительно, в пятой части романа Раскольников неоднократно говорит про это, имея в виду совершённое преступление:

— Странная какая ты, Соня,—  обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! —  воскликнула она, как в исступлении…

Лирический герой (альтер-эго Маяковского) винит себя, тоже погрязшего в паутине быта, в убийстве любви и, находясь в глубочайшем духовном кризисе, прямо отождествляет себя с Раскольниковым: Не молкнет в сердце боль никак,/кует к звену звено.

/ Вот так, /убив,/ Раскольников/ пришел звенеть в звонок… — подобно герою романа, возвратившемуся на место преступления, героя поэмы влечет к дому любимой, где совершилось “убийство любви”. Возникает в поэме и мотив принесения себя в жертву (…за всех расплачУсь,/ за всех расплАчусь…), мотивы убийства и самоубийства.

В пользу этой версии также говорит мотив двойников, характерный и для романа Достоевского. Этот факт  усложняет психологический и философский смысл поэмы.  

Ссылка на основную публикацию