Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Стихотворение “Ангел” М. Ю. Лермонтов написал в 1831 году, будучи совсем юным – в возрасте шестнадцати лет. Источником его возникновения служит память о колыбельной, которую он в детскую пору слышал от мамы.

Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”

Стих слагается из четырех строф, каждая из которых является одной фразой, по смыслу независимой, однако вместе с тем согласованной с остальными выражениями по правилу сходства или антитезы.

Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Первые две строфы являются изображением полночного неба и песни, которую напевает ангел. Автор использует прилагательные “медленная”, “священная”, описывая песню. Полярная конфронтация мира божьего всему мирскому случается в голове читателя после окончания второй строфы: “хвала его непритворна была”.

Подобная фраза возникает до такой степени внезапно, что вызывает противоречие по отношению к мелодии, зародившейся под воздействием ангельского пения. Такое несоответствие формируется как словарным значением слова, так и фонетическим смыслом. В третьей и четвертой строфе говорится не только о небесах, но и о земной тверди.

Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Земной мир противоположен господнему как мир горести и уныния. Автор высказывает собственную позицию фразой “скучные песни земли”. Лермонтов неспроста избирает красочное слово “томилась”, имея в виду душу, принесенную на землю ангелом-хранителем. Таким глаголом он еще и выражает свою оценку мира земли. Произведение на редкость звучно.

Мелодичность, слаженность выделяются расположением слов: стих складывается из предложений с прямым размещением главных членов в трех первоначальных кусках. И лишь для заключительной строфы применен перевернутый порядок. Данное стихотворение наделяют особенной звучностью не только темп, рифмы, расположение слов и их выбор, но и систематический повтор согласного “л”.

Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Помимо нейтральных фраз, автор использует слова лирические, возвышенные: “внимать”, “хвала”, “небеса”. Подобные слова делают произведение музыкальным, оживленным, торжественным. Антонимичные слова “земля” и “небо” имеют ключевое значение в стихе, укрепляя антитезу противоположных образов (произведение берет свое начало со слова “небо”, а “земля” же завершает его).

Стиль

Жанр стихотворения — поэтическая миниатюра, стиль — возвышенный, можно причислить его к философской поэзии.

Произведение создано по признаку противопоставления неба и земли. Мы можем распределить его по структуре на две части. Первая часть состоит из первоначальных трех четверостиший. В ней изображен мир неба.

Он размеренный, веселый, непорочный, подлинный. До нас доносится чудесная “тихая песня” ангела, в которую вслушиваются луна, звезды, облака.

Ангел возвышает неподдельное, жаркое восхваление Богу, невинным душам, и песня его навсегда поселяется в его сердце.

Значение

Данное произведение играет значимую роль в творчества Лермонтова. Можно понимать его в качестве поэтических раздумий автора о постоянстве, бытие и Боге.

Стих рождает чувства отзывчивости, сострадания, торжества, гармонии, спокойствия и свободы.

Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)В действительности это факт из жизни. Ангел приносит душу с целью поселить ее в обычного человека, и поет свою песнь. Душа не сохранила в памяти данную песню, однако же чувство ее утратилось. И теперь звуки на земле не способны стать заменой небесных. Душа мучается, погружаясь в воспоминания.

Однако разве не так и мама, юная, прекрасная, чуткая женщина, баловала своей песней душу ребенка, подготавливая его к тяжелой и безжалостной жизни, к земному пути? Сделав анализ стихотворения Лермонтова “Ангел”, мы убеждаемся в том, что это знак к осмыслению практически всей лирики поэта. Собственно он – изначальный источник. Затем включатся в поэтическое течение новые строки: нежные, бесстрастные, общественные, однако ключевой мотив прячется тут.

Тема “Ангела” Лермонтова

Тематика произведения – возникновение нового человека, новой души. Данная восторженная и эпическая история о появлении на свет нового жителя земли.

Ангел приносит его душу для объединения с телом. Душа в период перемещения слышит удивительную песнь о великолепных красотах небес.

Невинной душе открывается бесконечный рай, и такие познания подсознательно сопутствуют ее целую жизнь на земле.

В ней совсем немного схожего с негой небес, правда была таковой, что уныние и грусть, обиду и отчаяние мальчик испытал еще в детскую пору. Однако сквозь целую яркую жизнь в душе поэт сохранил мотив красивой мелодии.

В анализе стихотворения Лермонтова “Ангел” мы видим, насколько контрастно проявляется черта сопоставления жизни на земле и на небе. Это получилось у поэта весьма просто и изысканно – два антипода делятся четкой границей между этими мирами, и переход случается только в период появления на свет и угасания.

Идея

Ключевой идеей “Ангела” Лермонтова сквозь все стихотворение тянется мысль о том, что все земные песни тоскливы рядом со звуками неба. Это бесспорно убеждает, что юный поэт был мечтателем. Анализ стихотворения Лермонтова “Ангел” дает нам понять, что это воспоминания о песни, сохраняющейся в памяти, чтобы он не потерял тоску по обители блаженных и неизменному чувству радости.

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Тема одиночества пронизывает всё творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, и данная элегия не стала исключением. Помимо этого «Ангел» рассказывает читателям о нелёгкой судьбе творческой, возвышенной души, которая попадает на землю. Через метафоры и центральный образ ангела перед читающими раскрывается и тема материнства — рождение ребёнка, чистого и не познавшего ещё ужасы земной жизни.

Стихотворение было написано поэтом в 1831 году. Ангел — символ веры. Будучи посланником Бога, его глашатаем, он вместе с тем обозначает здесь матерь Михаила Лермонтова.

Её песни и колыбельные поэт пронёс через всю жизнь. Через эти воспоминания он ощущал её тепло, поддержку и опору. Матерь поэта умерла, когда ему было 3 года.

Стихотворение «Ангел» — дань памяти о ней, и потому является для автора наиболее важным произведением.

Эмоционально и по строению стихотворение относится к элегии. Об этом свидетельствует особый пафос, высокий стиль повествования и общее трагичное настроение. Это доказывают и темы данного произведения — одиночество, место поэта в мире, непонимание и вера.

Любой человек искусства, преисполненный таланта и надежд, сталкивается с презрением и отторжением со стороны общества. Это Михаил Юрьевич ощущал на себе всю свою сознательную жизнь. Ангел, приносящий в этот жестокий мир новую душу, предрекает, что мир наполнен тоскливыми и скучными песнями, которые душа неизбежно должна слушать.

Хотя её всю жизнь будет тянуть к Богу, куда-то выше, чем земная жизнь.

Михаил Лермонтов применяет много эпитетов и метафор, делая стихотворение выразительнее и печальнее. Инверсия как знак высокого стиля также здесь присутствует. По стихосложению это амфибрахий, но разностопный, хотя в среднем встречаются трёхстопные строки.

Композиционно произведением состоит из четырёх строф, в которых развивается тема ангела и его приношения в мир новой души.

При этом развиваются в едином синтезе тема веры (о чём говорят песни, которые ангел поёт Богу), рождения, матери и места поэта в мире (о чём рассказывают строки про «скучные песни земли»).

Стихотворение «Ангел» крайне важно для восприятия всего творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества заостряется здесь в образе чистоты души.

Тема матери, тревожный, но вместе с тем отдающий теплом для поэта мотив, играет здесь первостепенную роль.

Как и всё творчество поэта, произведение пронизано печальным, даже трагическим настроением, о чём и свидетельствует принадлежность стихотворения к жанру элегия.

Вариант 2

Произведение по жанру относится к элегии, посвящено рано ушедшей из жизни матери поэта и имеет основу в виде детских воспоминаний о колыбельных песнях, исполняемых его матерью.  

Отнесение стихов к элегии обусловлено их напевной интонацией, возвышенной атмосферой, а также присутствием тоскующего лирического героя в виде младой души, обнимающейся херувимом, от лица которого ведется повествование. Стихотворное содержание произведения выражает религиозную, библейскую и философскую составляющих, подчеркивая их лирическую пафосность, заимствованную поэтом в байроновской романтической поэзии.

Структурная композиция стихотворения представляет собой четыре строфы, которые объединяются единым развитием сюжетной линией, описывающей зарождение в земной жизни нового душевного начала, способного описать величественную красоту мироздания, созданного ангелом.

В качестве стихотворного размера произведения поэтом использована форма разностопного амфибрахия, в основном трехстопного, с включением парной рифмовки, сочетающей мужскую и женскую рифмы, позволяющих придать стихотворению музыкальность, мягкость и напевность. 

В стихотворении просматриваются несколько ключевых тематик в виде взаимоотношений поэта и толпы, а также связанной с этим проблемой одиночества и темой веры.

С точки зрения автора, поэтическая душа обречена в земном обличии на непонимание и, соответственно, одинокую скуку, но в зарождающейся душе всегда существует надежда на лучшую реальность, на создание чудных мотивов, способных почувствовать истинное человеческое счастье.

Главным образом стихотворения является образ ангела, представленный в виде чистого света и олицетворяющий собой идеал веры.

Среди художественных средств выразительности в произведении применяются разнообразные эпитеты в сочетании с метафорами, а также антитеза, создающие особенную возвышенную и спокойную атмосферу повествования. Кроме того, стихотворение отличается особыми стилистическими фигурами в форме инверсии и анафоры, выражающихся в гармоничной целостности поэтического содержания и придающих ему светлый и печальный характер.

Звуковая сторона стихотворения представляется аллитерацией, ассонансом и использованием слов с преобладанием свистящих и мягких шипящих звуков, передающих ощущение воздушного пространства, которое рассекают ангельские крылья.

Мелодичное и торжественное содержание произведения воспроизводит тихую ангельскую песню, небесную музыку, которые существуют в человеческих душах, заставляя их терзаться в земной жизни из-за необъяснимого желания слышать их вновь и вновь.

Образец 3

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Стихотворение «Ангел» – эпическое произведение, описывающее полет ангела, который несет душу маленького человека, чтобы она успела воссоединиться с телом до рождения младенца.

Ангел поет восхитительную песню о праведной жизни и обещает пока еще невинной душе младенца бесконечный рай. Ночное небо чистое, оно не мрачное и не темное, скорее нежно синее, а украшает небеса сияющий месяц. На фоне звезд и луны, ангел кажется еще светлее.

Но реальность далека от небесного наслаждения. Уже с малых лет ребенка ждут слезы, боль, различные испытания.

Юный писатель идеалист, так как считает, что человек пришел на землю, чтобы мучится, испытывать страдания, таким образом, очищая свою душу. Лишь тогда она сумеет обрести покой и вернуться назад на небеса, откуда принес ее ангел.

Единственным счастьем, вдохновением, смыслом жизни для этого человека станет песня ангела, которая будет с ним всегда. Музыка небес чудесна, неописуема, она захватывает дух, не похожа ни на один земной звук.

Ни одна колыбельная песня не сравниться с песней ангела.

Автор описывает два параллельных мира: небесный и земной. Небесный мир ассоциируется с чем-то божественным и великим, а земной – с простым существованием и окончанием людской жизни. В каждой строфе автор будто бы напоминает, что жизнь человека – это лишь вопрос времени и не стоит бояться смерти.

Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий. В произведении Лермонтов использует различные художественные средства: эпитеты и сравнения.

Стихотворение «Ангел» в отличие от других его произведений хочется спеть, потому что оно очень нежное, мелодичное. Достичь такого эффекта автору удалось за счет сочетания шипящих и свистящих звуков.

Читайте также:  Краткий пересказ сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» с отзывом для читательского дневника

Настроение стихотворения постоянно меняется: вначале оно веселое, ясное, умиротворенное, в конце становится грустным.

Подробный анализ стихотворения Ангел Лермонтова для 9 класса

Лермонтов – прекрасный поет классик. Михаил Юрьевич Лермонтов еще с юности начинал пробовать писать стихи. Именно в свои шестнадцать лет он написал стихотворение под названием «Ангел». Оно было написано, если быть точнее, в 1831 году.

Литературные критики отводят это стихотворение к самому раннему творчеству. В основу стихотворения были покладены рассказы матери о колыбельной, а также, сама колыбельная, которую пела его мать.

Лермонтов в душе романтик, не преминул воспользоваться красивой и нежной песнью, чтобы создать просто шедевр.

Вообще, «Ангел» – это стихотворение эпическое, а также считается критиками – романтическим произведением. Стихотворение состоит из четырех строф, то есть четырех четверостишьев. Сюжет стихотворения весьма оригинален, и ниоткуда не списан и не взят, оно полностью уникально.

Сюжет таков – ангел поет песню и несет чистую душу ребенку, который скоро родится на земле.

Итак, сам сюжет произведения рассказывает как ангел, чистое и нежное существо с небес, несет в своих объятьях душу, которую собирается подарить телу ребенку, только что родившемуся на земле.

Он собирается воссоединить душу с телом маленького ребенка, еще до того, как он родится и появиться на свет.

Когда ангел совершает это длительное путешествие из рая на землю, которую иногда можно даже сравнить с адом, он поет необычайно красивую песню.

Песня – нежна, тиха, но тем не менее полна радости, что еще скоро появиться один человечек, который возможно станет хорошим человеком, делающим только добро.

Душа маленького человечка, пока еще полностью безгрешна, ведь она чиста, как лепесток только что распустившегося цветка, и нежна, как тихое дуновение ветерка ранним утром. Ангел, также обещает рай ребенку и причем, вечный.

Душа ребенка – безгрешна в тот момент, именно потому для него есть такая возможность, но он обязан дальше вести жизнь только правильную, чтобы даже когда, вырастя, он смог с легкостью попасть в рай на небеса.

В песне ангела звучат прекрасные слова предложений о том, как прекрасно жить, не греша на земле, ведь потом людей ждет – рай и только он.

Анализ стихотворения «Ангел» (М. Ю. Лермонтов)

Праведная жизнь – ангел восхваляет ее, и поет о ней, размышляя о смысле безгрешной жизни. Но ангел н самом деле знает, что ребенку предстоит много пройти, и не только тогда, когда он будет маленьким беззащитным ребенком.

Но и тогда, когда он будет расти, становясь подростком, юным пареньком, а дальше – взрослым, который может быть измучен людской жадностью, корыстью и подлостью. Он будет измучен болью, которая будет въедаться ему в сердце, так как мир – необычайно жесток и несправедлив.

Печаль, горе, болезни и главное – слезы, что облегчают нашу душу, будут постоянно преследовать ребенка, который будет, тем не менее, расти, и возможно, не только физически, но и душевно, что очень важно, чтобы попасть на рай.

Но когда ангел пел эту волшебную песню, размышляя, как о горе, так и о добре, слова – нежные, тихие и радостные, все же оставили след в юной душе маленького ребенка, который вскоре родится на свет божий, не подозревая, сколько горя придется претерпеть, ради того, чтобы остаться всегда честным с самим собой, и попасть в рай – полный блаженств.

Стихотворение «Ангел» – очень мелодично по звучанию слов, хотя это можно понять, ведь в основу сюжета покладено колыбельная о рождении будущем маленького ребенка. Нежность особенно обволакивает читателя, когда он вчитывается в строки произведения Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов знал, как создать эффект именно такой, чтобы нежность и тихая радость обволакивала читателя, когда он читал бы произведение.

Звуки слов в стихотворении – шипящие и мягкие, что специально было подобрано писателем Лермонтовым, чтобы добиться такого эффекта – эффекта мягкости и волшебства. Не только эти звуки создают атмосферу загадочности, но именно они руководят всем.

Когда в произведении, ангел летит с душой и при этом поет удивительную песню, чувствуется красота слова и звуков. Вообще, песня – является как бы гимном божественному миру, который создал великий Бог.

Лермонтов использовал на протяжении всего произведения контрастные моменты, которые и создали красоту и необычайность стихотворения.

Именно эта контрастность создает понятие о рае небесном – и жизни, жизни тяжелой, на земле. Из слов ангела можно понять, что жизнь не только ребенка будет тяжелой, но и самих людей уже является таковой.

И только тот, кто все выдержит, не смотря ни на что, будет вознагражден за свои мучения на грешной земле.

Контрастность чувствуется не только в самих словах ангел, который как бы проводит черту между раем и грешной землей, которая бывает иногда схожа с адом. Но и в чувствах, которые проявляются в милозвучности, когда речь заходит сначала о прекрасном рае, а потом – о земле, на которой столько горя.

7, 9 класса

Анализ стихотворения Ангел по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сосна так темна, хоть и месяц Фета
    Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит
  • Анализ стихотворения Я болен, Офелия, милый мой друг! Фета
    Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.
  • Анализ стихотворения Ветер Бальмонта
    Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.
  • Анализ стихотворения Батюшкова К другу
    Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему
  • Анализ стихотворения Кенгуру Гумилева
    Довольно часто произведение поэтов рассматриваются через призму их биографий. Безусловно, в этом есть смысл, ведь нередко творческие натуры черпают и вдохновение, да и просто материал для собственных произведений из собственных переживаний

«Ангел». Анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) некоторые исследователи считают ключом ко всей его поэзии.

Да и сам поэт, по всей видимости, придавал ему особое значение: ведь это одно из немногих юношеских стихотворений, которое включено им в сборник произведений 1839 года, а Лермонтов был очень строг к их отбору.

Значит, «Ангел» чем-то дорог ему. И в самом деле, в этом стихотворении много «знаков» лермонтовского мироощущения и мировосприятия.

Действо его совершается в необъятных просторах Вселенной и прежде всего в небесах, хотя устремлено оно к земле. Участники этого действа: месяц, звёзды, тучи, ангел, духи, душа.

За ними угадывается Творец, объединяет их «тихая святая» песня ангела «о Боге великом» и «о блаженстве безгрешных духов / Под кущами райских садов».

В этой песне вся суть жизни, она определяет тот пик совершенства, к которому должна устремляться душа человека. Отсюда и томления её в «мире печали и слёз».

К образу ангела не раз обращались и художники слова, в том числе и замечательный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

 Этот образ возникает во многих его произведениях, но мы обратимся к одному из ранних, юношеских стихотворений, созданному в 1831 году.

Поэту не исполнилось тогда ещё и семнадцати лет … Некоторые считают, что в нём ключ ко всей поэзии Лермонтова. Следовательно, и для нас понимание его очень важно.

История создания стихотворения «Ангел».

Никто не знает точной истории создания этого стихотворения, но многие соотносят его с воспоминаниями поэта о рано ушедшей из жизни матери. Лермонтов не помнил её облика: ему было всего три года, когда она умерла.

Но помнил её голос и мелодию колыбельной песни, которую она певала над ним. «Когда я был трёх лет, — вспоминал поэт, — то была песня, от которой я плакал … Её певала мне покойная матушка».

Это воспоминание согревало его в дни одиночества и печали.

А теперь познакомимся со стихотворением «Ангел». (Стихотворение выразительно читает учитель.)

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Почему?

Детям стихотворение нравится своей мелодичностью. Они замечают, что настроение его меняется от начала к концу произведения: если вначале оно радостное, умиротворённое, светлое, то к концу становится печальным, в чём-то даже безысходным.

Какие картины вам представлялись, когда вы читали и слушали стихотворение? Каким вам видится «небо полуночи»?

Сравните словосочетание небо полуночи с возможным небо полночи. Некоторым семиклассникам представляются райские сады, где ангел, играя на арфе или лире, поёт нежные песни.

Но большинство рисует звёздное небо, по которому плывет лёгкое белое облачко; приближаясь, оно всё больше принимает очертания грациозной фигуры ангела с младенцем на руках … Голова склонена к младенцу, кудри касаются его щеки.

«Небо полуночи» учащимся кажется праздничным, сияющим мириадами звёзд, которые, словно свита, сопровождают посланца Бога, а месяц стелет ему похожий на кисейное покрывало путь.

Небо не мрачное, не чёрное,скорее оно напоминает тёмно-синий бархат, в котором, словно корона, сверкает золотой месяц. Небо исполнено благоговейного внимания к песне ангела.

 Небо полночи, наверно, выглядело бы по-другому: непредсказуемое, настораживающее, полное страшных тайн и снов.

Почему так отчётливо, так ясно видится в ночном небе ангел?

Он светлый и потому особенно выделяется в темноте ночи и становится ещё ярче в свете звёзд и месяца.

Откуда и куда держит путь ангел? Какова его цель?

Ангел спускается с неба на землю, куда он несёт «душу младую». Обратите внимание на первое и последнее слово стихотворения. (Небо и земля.). Эти слова расширяют пространство произведения до космического, вселенского и чётко обозначают небесный и земной миры.

От кого мы узнаём о небесном мире? Каким вам представляется небесный мир?

Попробуйте доказать, что он воплощение гармонии. О небесном мире поёт ангел. Из его песни этот мир предстаёт перед нами прекрасным и гармоничным — в нём под райскими кущами блаженствуют безгрешные духи, а на них с радостью взирает Бог. Вся Вселенная внимает этой песне.

Какими эпитетами охарактеризована песня ангела? (Тихая, святая.)

Найдите в стихотворении контекстный синоним к слову песня. (Хвала.) Значит, песня хвалебная, а хвалебная песня, как мы знаем, — это гимн или, может быть, ода. Гимн — песня торжественная, обычно поэтому достаточно громкая, величественная.

Но у Лермонтова она тихая. Почему? Для кого она поётся и зачем?

Песня поётся для «младой души», которую ангел несёт на землю.

Поэтому песня тихая, как колыбельная для младенца, и одновременно святая, потому что она «о Боге великом» и о «блаженстве безгрешных духов» в раю: «младая душа» должна знать, откуда она вышла, к чему ей надо стремиться и куда вернуться.

 Песня — «хвала». Объясните слова «И хвала / Его непритворна была». Песня ангела искренна, полна любви к небу и Богу. Песню слушает не только «младая душа», но и небеса.

Каким словом Лермонтов подчёркивает особое внимание небес к песне ангела? (Внимали.)

Читайте также:  Может ли дружба принести человеку разочарование

Что значит внимать? В чём отличие этого слова от слова слушать? Внимать — осторожно слушать, прислушиваться, жадно поглощая слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это волю свою.

 То есть «месяц, и звёзды, и тучи толпой» не просто слушают, а вбирают в себя каждое слово песни ангела. Она важна не только для «младой души», но для всех.

Почему? Это песня о совершенстве небесном, о гармонии, блаженстве, о которых мечтает и к которым стремится каждый.

Обратите внимание, что в одной строфе душа названа сначала младой, а затем — молодой. Почему? На первый взгляд, это одно и то же слово, но первое взято из старославянского языка, второе — из современного.

Какой оттенок звучания при одном и том же лексическом значении приобретает в каждом случае слово? Старославянский язык — язык церковный.

 В первом случае использовано слово младая: ведь в этот момент душа в объятиях ангела, а значит, ещё чиста и невинна.

Молодой, приземлённой она стала уже на земле, в «мире печали и слёз», где ею может овладевать множество соблазнов, вместе с которыми приходят и грех, и скорбь …

Что осталось от небес в этой душе?

Звук песни ангела. Слов нет — есть только мелодия. Между прочим, поэты-романтики, к которым на раннем этапе творчества принадлежал и Лермонтов, придавали особое значение музыке и считали, что только она может в полной мере выразить душу человека.

Какое чувство вызывает песня у души? Почему?

Песня возвращает душу туда, откуда она спустилась на землю, — к небесам, к миру гармонии и блаженства. Она вызывает у неё томление по этой утраченной гармонии, рождает «желание чудное» вернуться к истокам.

А вы чувствуете, слышите звук чудесной песни ангела? Какова её мелодика? Что помогает её создавать?

Да, мы слышим эту песню в удивительном слиянии гласных (а, о, э, и, у), сонорных согласных (л, м, н), глухих звуков (п, т, х, с), которые создают ощущение плавных переливов тихой песни: По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Лермонтов здесь использовал приёмы аллитерации и ассонанса. Песня томит душу, противопоставляя небесную гармонию земному миру.

«Ангел» М. Лермонтов

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз.
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Дата создания: 1831 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» – эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет.

Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами.

Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки.

Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.

Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью.

Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист.

Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой.

И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.

При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали.

Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души.

Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Михаил Лермонтов — Ангел

StihiRu.pro ⇨ Лермонтов Михаил Юрьевич

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел, И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

  • Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала
  • Его непритворна была.
  • Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой
  • Остался — без слов, но живой.
  • И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли
  • Ей скучные песни земли.

© Лермонтов Михаил Юрьевич

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова

Стихотворение “Ангел” изучается на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Ангел” по плану.

Краткий анализ

  1. История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.
  2. Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.
  3. Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.
  4. Жанр – элегия.

  5. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.
  6. Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.
  7. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

  8. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.

Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году.

Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека.

В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель.

Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок.

Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений.

Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”.

Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.

Жанр

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ). Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью.

Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи.

В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”.

Читайте также:  Чем различаются доброта и милосердие?

 Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”.

 Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Ангел" по плану

Образ ангела в искусстве очень распространен. Он популярен в живописи, часто его используют и писатели.

Естественно, обращение к херувиму постоянно обусловлено религиозными взглядами, но поэты чаще всего добавляют и собственные мысли в создаваемые произведения. Отдельное место он занимает и в творчестве Михаила Юрьевича.

Кратко описанный анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» для 7 класса пригодится при подготовке к уроку русской литературы.

История создания

Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.

По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.

Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».

Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.

Идея

Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С.

Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела.

Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости.

Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
  • Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
  • В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
  • Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.

Жанровое направление

Размер произведения — четырехстопный амфибрахий, который чередуется с трехстопным, это сделало стих напевным и музыкальным. Не зря его использовали для романсов многие популярные композиторы:

  • Рубинштейн;
  • Варламов;
  • Рахманинов;
  • Римский-Корсаков.

Непосредственно автор не дал какого-то конкретного жанра этому произведению, но оно больше всего относится к элегии. Для начала, это определяет напевная интонация, которая очень близка к колыбельной. Также сам характер стихотворения. Основной элемент элегии — лирический и тоскующий персонаж, который присутствует здесь. Это «младая душа», она находится в объятиях херувима.

Также сочинение считается элегией из-за возвышенной атмосферы стиха.

Философские раздумья и религиозная составляющая, которые использует писатель, позволили ему создать уникальный лирический пафос.

Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».

Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.

Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.

Грамотный анализ

Противопоставление земного и небесного начал потребовало от автора использования соответствующих средств выразительности. Лермонтов в стихотворении «Ангел» с помощью простых и понятных приемов продемонстрировал взаимосвязь формальных и фактических антиподов. Выглядит это весьма изысканно: граница приоткрывается во время перехода души из одного мира в другой.

Анализ лингвистического характера элегии c дополнением из других сегментов можно кратко провести примерно на такой основе:

  1. Дух противоречия начал автор передает с помощью антитезы.
  2. Прием он усиливает за счет оригинального расположения главных слов. Текст начинается с «неба», а заканчивается «землей».
  3. Еще большее усиление происходит благодаря применению противопоставленных эпитетов. Небесные песни посланца названы «святыми», на земле же они являются «скучными».
  4. В результате всего лишь два опорных образа позволяют создать уникальную атмосферу произведения.
  5. Точными короткими мазками мастер дает емкие характеристики персонажам и явлениям. Так, небесная чистота посланника подчеркнута словом «непритворной» по отношению к его хвале Богу. Причем автор использует определение таким образом, что мимо него пройти при чтении нельзя. Но оно стоит обособленно на закрытии второго четверостишия и служит уточнением.
  6. Свое отношение к душе поэт также сумел передать одним словом. Желание ее определено колоритным эпитетом «чудное». Сразу становится понятно, что ожидание слез и печали ничто перед знанием, дарованным голосом посланника. Но отсюда же становится понятной и взаимозависимость двух начал: не было бы горестей, не нужны были бы и песни.
  7. Дополнительную возвышенность придает элегии инверсия. Анафора в последнем четверостишии дает концовке открытый характер, намекающий на бессмертие души, бесконечность жизни. Некоторые специалисты считают, что в развитии и распространении подобных финалов велика заслуга Лермонтова.

Для краткого анализа в рамках школьной программы этого достаточно.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
  • олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
  • метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».

Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.

Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.

Главные герои и их характеристика

В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.

У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю.

Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу.

В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.

Простой план разбора

В зависимости от программы, которую использует то или иное учебное заведение, «Ангела» в школе могут изучать в разное время. В частности, он может входить в программу литературы седьмого класса. Ребятам этого возраста лишние сложности ни к чему. Для них стоит привести пример другого разбора. Он более прост, но считается вполне классическим.

Опираться можно на такой план:

  1. Произведение состоит из четырех четверостиший. Они объединены сюжетом. В начальной строфе передается образ небесного мира. Ангел летит и поет песню. Следующее четверостишие рассказывает о содержании этой песни. В третьем автор раскрывает цель посланника. Тот несет вниз новую душу, которая вскоре войдет в земной мир во плоти. Финальная строфа ставит проблему: герой будет страдать в человеческом мире, стараясь выполнить высокую миссию.
  2. Элегия выстроена в классической для романтизма форме. Композиция выглядит четкой и понятной для читателя.
  3. Размер стихотворения «Ангел» Лермонтова является стандартным для произведений такого характера. Это чередующийся трех- и четырехстопный амфибрахий. Такое авторское решение сделало элегию очень напевной, добавило ей музыкальности. В этом помогает и многократное использование согласного «л».
  4. Поэт применяет парные, мужские и женские рифмы.
  5. В стихотворении много слов, которые подчеркивают его лиричность: «внимать», «томилась», «небеса» и других. Это настраивает читателя на возвышенный лад. Использует поэт и другие художественные приемы.
  6. Условно произведение можно разделить на две неравные части. Их граница проходит между третьим и четвертым четверостишиями.
  7. Основные мысли философской элегии — неделимость высшего и земного миров, их взаимосвязь, идея небесного блаженства и необходимости пройти через страдания.

В заключение обязательно нужно сказать, что элегия играет большую роль в творчестве автора. Начать нужно с истории создания стихотворения. Следует выразить и личное мнение. Его можно сформулировать по принципу обычного отзыва.

К творчеству Михаила Юрьевича можно относиться по-разному, но нельзя не признавать за автором честных попыток разобраться в окружающем мире, психологии индивидуума и человечества.

Так родились «Демон», «Мцыри», и, конечно, «Герой нашего времени».

Стиль

Жанр стихотворения — поэтическая миниатюра, стиль — возвышенный, можно причислить его к философской поэзии.

Произведение создано по признаку противопоставления неба и земли. Мы можем распределить его по структуре на две части. Первая часть состоит из первоначальных трех четверостиший. В ней изображен мир неба.

Он размеренный, веселый, непорочный, подлинный. До нас доносится чудесная «тихая песня» ангела, в которую вслушиваются луна, звезды, облака.

Ангел возвышает неподдельное, жаркое восхваление Богу, невинным душам, и песня его навсегда поселяется в его сердце.

Анализ вариант для 7 класса

Произведение «Ангел» относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год. Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена.

Стихотворение «Ангел» можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья. Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом.

Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь. Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением.

Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.

Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.

Ссылка на основную публикацию