Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Меню статьи:

В произведении Антона Павловича Чехова, конечно, читатель отыщет множество поднимаемых вопросов.

Но одна из основных дилемм, один из главных лейтмотивов произведения – это проблема счастья, аргументы же, чтобы подтвердить точку зрения касательно этой материи автор выстраивает между строк.

Писатель стремится объяснить, отчего же создается впечатление о тотальном несчастии всех героев пьесы. Проблема счастья, аргументы автора не очевидны и читатель должен быть внимательным, чтобы понять причины отсутствия счастливых персонажей у А. Чехова.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой героев пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова

Счастье – это частая тема разговоров центральных персонажей «Вишневого сада», но, между тем, счастье остается абстрактным формированием. Наиболее общими вещами, как известно, занимается философия. Здесь раскрывается проблема счастья и категория счастья.

Словари связывают счастье с ощущением абсолютного удовлетворения, а в философии счастье неразрывно следует за благом. Приставка «этическая» категория говорит о том, что наши поступки и действия, практика нашей жизни прямо относятся к счастью.

Еще Лев Николаевич Толстой упоминал, что человеческое счастье разных людей похоже, между тем как несчастье – глубоко индивидуально. Возможно, поэтому счастливый человек не может стать героем произведения, по крайней мере – центральным.

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Читая пьесу, действительно, читатель делает вывод о том, что счастье – это нечто простое, а порою, даже банальное. Желание успеха и славы, справедливости, материального благосостояния, стремление иметь хорошее здоровье, быть любимым и любить – это касается разговоров о  проблеме счастья, аргументов и представлений о том, что такое счастье.

Проблема счастья и творчество

Эта тема не случайно проходит красной нитью сквозь произведения литературы. Ведь сам творец, автор, человек, способный к творчеству, зачастую не является счастливым.

Любые жизненные сдвиги, приводящие к возникновению качественно новых образований (таких, как художественное произведение, научное открытие…) имеют толчком вовсе не состояние удовлетворенности, но, напротив, – ощущение неудовлетворенности, ощущение нехватки и неполноты. Это и становится главной причиной, толкающей человека к творчеству.

Это объяснил австрийский философ и психиатр Зигмунд Фрейд, когда писал о сублимации. Та же мысль прослеживается и в работах Макса Шелера – другого немецкого философа, представителя философской антропологии.

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается краткое содержание рассказа “Студент”, который написал А. П. Чехов

Между тем, для человека естественно стремиться к счастью. Поэтому творческий человек, вне рефлексии над истоками своего творчества, пытается понять, как же достичь счастья. Вне ощущения счастья человек не ощущает наслаждение жизнью, а потому поиски счастья – одна из центральных тем произведений литературы и философии.

Счастье: духовное и материальное

Антон Чехов обращается к проблеме счастья и аргументы, которые писатель находит, чтобы объяснить позицию в отношении счастья, довольно простые. Поэтому «Вишневый сад» понятный каждому человеку, потому что автор объясняет простыми словами, в каких формах предстает счастье. Пожалуй, каждый читатель находит здесь себя.

Во-первых, с одной стороны, счастье предстает в плане духовном и материальном, но, во-вторых, эти формы нельзя описать отдельно друг от друга: для персонажей «Вишневого сада» духовное счастье выстраивается вокруг собственно вишневого сада, но достичь счастья мешают социальные конвенции, собственные стереотипы, необдуманные поступки, излишние амбиции, невозможность рассмотреть человеческую сущность…

Вишневый сад, как известно, – завершает существование печально: опустевший и заброшенный, сад уничтожается, деревья рубятся.

В доме, где больше не слышно шагов обитателей, умирает старый слуга, не сумевший понять новое время, реформу (1861 года) и новую парадигму существования. В этом контексте мы могли бы вспомнить и слова другого философа, на этот раз – франко-румынского мыслителя Э.-М.

Чорана, который считал, что счастье мыслится человеком как последний золотой век, как рай, который он потерял, как недостижимую мечту, идеал.

Отправиться на поиски счастья?

Писатель демонстрирует проблему счастья, а аргументы автора – логичны. Вопреки мнению о том, что люди ощущают похожее счастье, персонажи «Вишневого сада» постоянно дискутируют о специфике счастья, об истоках счастья и о путях достижения этого состояния.

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Например, Раневская, уставшая от любовных терзаний, вновь приезжает на родину, в родовое гнездо. Ощущая бремя вины за смерть любимого сына, Любовь пытается сбежать в другое место, считая, что счастье зависит от внешней локации. Но правда в том, что убежать от себя невозможно, и в любом месте несчастный человек остается несчастным, ведь корень счастья – внутри, а не вовне.

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Иногда Раневская обращается мыслями к прошлому, к потерянному раю, к золотому веку. Несчастные люди часто живут воспоминания, однако, идеализируя память.

Раневская помнит, как была маленькой девочкой, беззаботно игравшей в этом вишневом саду. Женщина помнит юность и легкость этого периода жизни. Это объясняет, почему вишневый сад становится для нее столь важным.

Вокруг сада выстраивается мир, которым Раневская пытается восполнить душевную пустоту.

Это необходимо, чтобы разрешилась ее проблема счастья, аргументы, которые помещица находит, объясняя важность сада, заключается в ассоциации вишневых деревьев со спокойствием, особенно душевным. Ведь именно этого жаждет женщина.

Раневская считает, что счастье – это вопрос внешних обстоятельств. Но читатель убеждается, вчитываясь в описания героини, что осознать простую истину – счастье  – это вопрос действий и решений человека – оказывается сложно, но важно. Устремляясь мыслями в прошлое, Раневская не находит сил, чтобы позаботиться о возвращении семье и имению былого величия и красоты.

Для  Лопахина сад тоже относится к счастью: купец вспоминает о прошлом, о семье. Родители Лопахина были крепостными, а потому земля и деревья сущностно близки ему.

Теперь купец вырвался из своего окружения, он больше не крепостной, и, казалось бы, удовлетворение может прийти в виде компенсации: Лопахин хочет стать владельцем сада, где его родители тяжело трудились.

На деле, лишь Лопахину под силу осознать глубокую красоту вишневого сада, но, по иронии судьбы и обстоятельств, именно от его действий сад гибнет.

Возможно, круг, в который попадает человек, желая найти счастье в прошлом, ясно понимает только Петя Трофимов.

Юноша говорит, что стоит разрывать узы прошлого, искать счастье в настоящем, пытаться ощутить прелесть момента, в котором находишься сейчас.

Но человек – такое существо, которому трудно схватить настоящее, ведь человек постоянно устремлен либо в память, либо в прогнозы, антиципации будущего.

Как это ни странно, но счастье сумела отыскать Анна. Юность позволяет ей оптимистично смотреть на будущее, потому настоящее девушка воспринимает с вдохновением – как пролог к светлым событиям грядущих дней. Зачем сожалеть о старом саду, если можно посадить новый сад?

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов.

Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным.

Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту.

Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место? Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет.

Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции.

Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»

Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит.

В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она.

Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг.

Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой? Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то.

В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью.

Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо.

А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину.

Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада.

А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью.

Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с « тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем.

Читайте также:  Краткое содержание «бородино» и отзыв для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья.

Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого».

И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого.

Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

Так возможно ли стать счастливыми персонажам пьесы? Пожалуй, именно этот вопрос является основной проблемой «Вишневого сада». Понятие счастья столь противоречиво для всех героев, что однозначного ответа дать нельзя.

Заслуживают ли они быть счастливыми? Несомненно, да, хотя Чехов с пренебрежением относился ко многим героям своей последней пьесы. Нужно так же учитывать, что в пьесе затронуты противоречия прошлого, настоящего и будущего и размышления автора по этому поводу.

Не стоит забывать, что счастье очень часто мгновенно, смогут ли его увидеть герои и удержать во многом уже философские размышления зрителя и читателя.

Проблематика счастья частая тема русской классики, раскрытие проблемы счастья для героев «Вишневого сада» пригодится ученикам 10 классов при анализе материала для сочинения на тему «Проблема счастья в пьесе «Вишневый сад»».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест Причастие 7 классс результатом 6/14

Гость завершил

Тест «Биография Куприна»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 9/15

Гость завершил

Тест Деепричастие 7 классс результатом 5/10

Гость завершил

Тест Деепричастие 7 классс результатом 6/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Сочинение на тему: Проблема счастья в пьесе Вишневый сад, Чехов

­Проблема счастья

О пьесах Чехова говорят, что их пробирает некое ощущение постоянного неблагополучия. И, действительно, даже самый невнимательный читатель заметит, что все герои, несмотря на разрешение проблем и очевидные перемены, остаются несчастными. В чем же проблема и что для этих людей счастье?

Для кого-то счастье заключается в достижении любви, успеха, признания, справедливости, здоровья, материального благополучия, а у героев Чеховской пьесы счастье неразрывно связано с вишневым садом, как с символом потерянной мечты. Ни до,

ни после его продажи настроение героев не меняется.

Если рассмотреть каждого героя по отдельности, то можно увидеть, что все они по-своему несчастны. Раневская, например, приехала в родовое имение из Парижа, утомленная обманной любовью и предательством. А ведь несколько лет назад она и из этого дома бежала за границу лечить душу.

Гаев настолько поверхностно относится к продаже дома и сада, что в итоге остается и без того, и без другого. Даже то, что он устроился в банк финансистом, кажется нам зыбким и несерьезным. Громогласный Петя Трофимов, уверяющий, что живет в предвкушении счастья, на самом деле, глубоко несчастен.

Этот вечный студент уверяет всех, что Россию ждут грандиозные перемены, но сам любит только разглагольствовать.

Если каждый желающий внести перемены только говорил бы и ничего не делал, то перемены так и не наступили бы. На словах он даже знает рецепт достижения счастья: “Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым”. Но все у него только на словах, он не способен на полноценный труд и не умеет работать, как Лопахин, например.

После прочтения пьесы “Вишневый сад”, складывается ощущение, что Ермолай Алексеевич, сын крепостных, а ныне состоятельный купец, – единственный человек, достойный счастья и знающий рецепт его достижения.

Но и этот персонаж у Чехова несчастен. Он мечется между тем, что должен сделать и тем, что он чувствует по отношению к семье Раневской. Лопахин искренне привязан к этим людям, несмотря на то, что его отца и деда когда-то даже на кухню не пускали.

С одной стороны, он стремится помочь им, подсказывая практичные ходы для сохранения родового имения. С другой стороны, он и сам не прочь приобрести этот дом и сад, чтобы покончить с унизительным прошлым. Однако его торжество оказывается кратковременным.

Сам он обо всей сложившейся ситуации говорит: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь”.

Единственным человеком, который верит в счастье и кому оно представляется возможным, является семнадцатилетняя дочь Раневской юная Аня. Только она уверена, что впоследствии получиться “посадить сад еще краше этого”. Ей удалось перенять лучшие качества двух лагерей – прошлого поколения и будущего.

У прошлого она переняла чистую и незапятнанную душу, а у будущего твердую уверенность в счастье.

Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    «Время, деньги… Счастлив тот, кто не считает ни то, ни другое.»
     Алексей Иванов.
    В 1903 году Антон Павлович Чехов пишет свою последнюю пьесу «Вишневый сад», центральной проблематикой которой становится вопрос о счастье героев.

Счастье – это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации. Вопрос осознания себя счастливым возникал во многих произведениях писателей. Для кого-то оно в материальных вещах, для кого-то в душевной гармонии.

В центре пьесы Чехова стоит вишневый сад, который олицетворяет счастье героев, как материальное, так и духовное. Но кого из них можно назвать счастливым?          Центральным героем пьесы становится Любовь Андреевна Раневская, помещица, вернувшаяся в своё имение после неудачного отъезда в Париж.

Но почему она была вынуждена покинуть дом? Героиня бежала от большого горя: её муж потратил всё состояние и скончался от пьянства, сын Гриша погиб. Она надеется обрести счастье за границей, но такового не случается и там. По приезде домой она видит всё неизменным и это дает ей веру в лучшее.

Ведь она была счастлива в далеком прошлом, когда была совсем юна, проводила много времени в любимом вишневом саду, а осознание этого чувства ещё не было связано с материальными вещами. Но в настоящем в этом и кроется главная проблема героини.

Она привязана к прошлому, а для счастья в настоящем она слишком привязана к людям и предметам, которые, по её мнению, могут сделать её по-настоящему счастливой.
         Ещё один герой, купец Ермолай Алексеевич Лопахин, мечтает о вишневом саду, который своими руками посадили его предки.

Он считает, что его счастье кроится именно в этом, ведь сад – это его корни и достояние прошлого. Да и разбогатеть с его помощью легко. Но и легкие деньги не делают его счастливым, ведь с их помощью он не станет равным господам, а значит и не сможет быть с Раневской, которую так давно любит.

    Оппозицией в пьесе становятся два героя: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя не связывает счастье с прошлым или будущим, наоборот он призывает людей оторваться от прошлого, ведь нет счастья там, где мы ничего не можем изменить. Сам же герой не знает, какое счастье на самом деле, но с предвкушением ждёт его. Аня, совсем юная девушка, уверена, что не стоит грустить о прошлом, что они смогут посадить сад «ещё краше этого». Она не боится что-то делать, лишь бы быть счастливым. Ведь настоящее счастье кроится в тебе самом, пока ты готов за него бороться.

    Последняя пьеса Чехова полностью отразила проблему поиска счастье, свойственную для той переломной эпохи в истории России. Время войн, революций, смены строя и перемен на пути к будущему, начавшихся после отмены крепостного права в 1861 году.

Тогда часть людей тосковала по прошлому и не хотела ничего менять, считая, что они были по-настоящему счастливы. Другая же часть стремилась построить новое будущее, не боясь делать для этого всё возможное и жертвовать имеющимся. Эти два лагеря нашли своё отражение в героях пьесы.

Но события произведения стали не только отражением событий эпохи, но и размышлением над злободневным житейским вопросом поиска счастья.

И всё-таки истина одна: человек не должен цепляться за прошлое, в котором он был счастлив, за людей и материальные вещи; счастливым каждый может сделать себя сам, стоит только начать действовать.

Добавил: lavnovakaterina1106

18437 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» – проблематика для сочинения по теме

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печалью об уходящей эпохе русского дворянства.

Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил свое отношении не только к прошлому России, но и к ее настоящему, и будущему.

Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишневый сад” – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

  Сочинение на тему тема жизни и смерти в прозе бунина

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделенная на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Пьеса. Чехов называл “Вишневый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “театр абсурда”.

История создания

История создания “Вишневого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать свое “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами.

Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С.

, которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо веселой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Вишнёвый сад»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Вишневый сад»
  • для самых компанейских — Главные герои «Вишневый сад»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Вишневый сад»
  • для самых крутых — Читать «Вишневый сад» полностью
Читайте также:  Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Примеры работ

Чтобы написать сочинение на тему «Вишневый сад» для сдачи ЕГЭ по литературе в 10 классе, необходимо придерживаться композиции, которая состоит из введения, основной и заключительной частей. В эссе должны быть тезис, аргументы и выводы. Можно написать эпиграф, но небольшой.

Первый вариант

Пьесу автор писал во время внешних и внутренних изменений в стране. В России была экономическая нестабильность. Дворянство уходило на второй план, на их место приходило новое поколение.

Писатель делит героев на три изменения:

  • люди прошлого: Раневская и Гаев;
  • те, кто живет сегодняшним днем: купец Лопахин;
  • граждане, планирующие перемены: Анна и Петр.

Люди, живущие прошлым, не готовы выходить из зоны комфорта и адаптироваться к новой жизни. Они желают вернуть прежнюю власть.

Лопахин считает себя хозяином жизни, не боится труда и почитает отдых. Он готов строить новое государство. Только сложно будет искоренить старое и получить новый достойный результат.

Люди, которые хотят перемен, — это беззаботное поколение. Им неведомо знать, какие будут планы через час, что говорить о будущем. Они не переживают о своей судьбе, мечтают сделать сад лучше, чем прежде. Вероятно, именно им удастся изменить общество и страну в лучшую сторону, так как они еще чисты душой и сердцем. Это прогрессивные люди.

С помощью героев автор показал варианты восстановления страны. Лопахин и Анна с Петром смогут повлиять на общество, но писатель предоставляет выбор будущего народной мысли.

Подводя итоги, можно сказать, что герои много говорят, но ничего не делают. Никаких решений не предпринимают. Они не любят свою жизнь, кто-то вообще не видит в ней смысла.

По сей день произведение актуально, что показало сочинение «Вишневый сад». Чехов изобразил проблемы пьесы, героев. Конфликт поколений очень актуален. Много людей, которые живут прошлым, вспоминают, что раньше было гораздо лучше.

Нужно жить сегодня, строить прекрасное будущее, а из прошлого брать только хорошее.

Другой образец

Главную роль в комедии «Вишневый сад» занимает имение с прекрасным садом. Он олицетворяет красоту не только природного мира, но и внутренних качеств героев. В пьесе имеются свои закономерности и несуразности.

  Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Персонажи ведут себя словно недотепы. Они решают судьбу поместья и свою собственную. Гаев и Раневская — это родные брат с сестрой, они живут прошлым и страшатся перемен. Им присущи такие черты:

  • интеллигентность;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • любовь к творчеству и прекрасному.

Лопахин вырос в имении. Он был влюблен в Раневскую. Этот человек обладал тонкой душой, ценил красоту. Вишневый сад персонаж считал самым прекрасным на свете. Герой активен и инициативен, пытается спасти участок.

Его предложение отвергли, но в итоге он показал свое истинное лицо. Лопахин купил на аукционе вишневый сад. Только дарить владельцам не стал. Приобретение порадовало, ведь теперь он хозяин усадьбы, где когда-то его дед был крепостным. Это чувство и погубило героя.

Он не заметил горя прежних владельцев и приказал вырубить сад.

Думаю, автор изобразил пророческий образ героя. Такие люди, как Лопахин, в дальнейшем будут возглавлять революцию.

Трофимов — мечтатель, является пародией на революционеров. Судьба участка и сада его не волнует.

Автор показал только одного персонажа, который переживает за имение (соответственно, за страну) — это старый слуга Фирс. Он волнуется за сад больше, чем его хозяева.

Но ирония судьбы такова, что про него никто не вспомнил. Его оставили одного, старого и больного в пустом заколоченном доме.

https://www.youtube.com/watch?v=oIRD7xgwpBA\u0026t=13s

В пьесе показано прошлое, настоящее и будущее России. Автор сообщает, что нет ничего однозначного, вся Россия — это сад, за который ведется борьба между тремя эпохами.

Тема

В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто.

Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишневый сад – это символ России.

Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина.

  Сочинение рассуждение на тему что значит свобода для меня

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрет вместе со старым поколение и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом.

Параллель между садом и всей России придает очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают.

Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.

Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»

В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы.

Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых.

Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках.

Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры.

И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Композиция

Условно композиция пьесы состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга.

Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме.

Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства.

Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал.

Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых.

Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам.

Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Жанр

Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой.

Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации.

Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

Счастье в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» ℹ️ проблема поиска чувства и состояния полного высшего удовлетворения, аргументы по теме

Бытует мнение, что счастье — это состояние, при котором человек доволен своей жизнью. Ему не хочется перемен и не кажется, что все может стать лучше. Такое состояние удовлетворенности со временем исчезает.

Человек начинает метаться в поисках новых ощущений, борьбы за лучшее существование. Чаще всего мотиватором является зависть, месть, реже им руководят порывы осчастливить окружающих, изменив к лучшему чужую жизнь.

Читайте также:  Эссе: Кино в моей жизни

Достижение истинной радости, поиск и осмысление этого понятия — проблема, с которой приходится сталкиваться каждому герою пьесы.

Образ вишневого сада

В своем произведении «Вишневый сад» Чехов описал все Россию. Словами героев он говорит о том, что вишневый сад олицетворяет собой всю Россию. В ней столкнулись три поколения, а сам сад выражает нравственные устои, привычный образ жизни, идеалы и ценности.

Представители старшего поколения прожили так всю жизнь, для них отдать сад – значит загубить свою жизнь, отказаться от своих идеалов, полностью поменять жизненный уклад, к чему они совершенно не готовы. Настоящее, которое представлено в образе Лопахина, живет разумом, пытается сохранить традиции, но видит в них скорее привычность существования, нежели смысл жизни.

Молодое поколение в лице Пети и Ани готовы к новым открытиям, стремятся посадить свои сады, заложить новые жизненные устои.

Мнение персонажей

Проблема человеческого счастья в произведениях Чехова затрагивается не впервые. Но в пьесе она служит одной из ключевых тем. Ведь герои постоянно говорят о счастье. И в разговорах этих не замечают, как противоречат друг другу, ведь у каждого свое понимание идеального мира:

  Разум и чувство в рассказах «Живи и помни» и «Телеграмма»

  1. Раневская грустит о прошлых временах. Для нее родовое поместье, как и вишневый сад, — символ ушедшей молодости, память о беззаботных годах. Она подсознательно хочет вернуться в то время, когда ей не нужно было ни за что отвечать.

  2. Ее брат Гаев — еще один инфантильный персонаж. Он также не настроен нести ответственность за что-либо, неспособен завоевывать авторитет способами иными, чем банальный подкуп.

    Лишившись денег, он потерял всех своих «друзей», а также возможность удовлетворить свои потребности: играть в бильярд, есть нравящуюся еду, рассказывать свои истории внимательным слушателям.

  3. Лопахин несчастен по-своему, ведь для него уничтожение вишневого сада — путь к будущему, где он поднимается над своим окружением и разорившимися дворянами. При этом Лопахин помнит, что сад был посажен руками его предков — простых крестьян.

    Разрушая сад Раневской, он одновременно мстит за прошлое своей семьи, а также за безответную любовь. Счастья при этом он не приобретает, ведь его желания остаются неудовлетворенными, а месть и мечты о грядущем богатстве не приносят положительных эмоций.

  4. Варвара, приемная дочь Раневской, чем-то похожа на свою воспитательницу.

    Она ищет счастья в приземленных, обыденных вещах. Предел ее желаний — уход в монастырь, но для этого у нее нет средств.

  5. Петр Трофимов — единственный, кто озвучивает свои стремления достичь счастья, постоянно обсуждает с другими его проблематику, советует Ане не искать его в любви.

    Этот персонаж противопоставляется Раневской и Гаеву: он видит счастье не в прошлом, а в будущем. И для наступления этого состояния от прошлого надо избавиться.

  6. Аня, дочь Раневской, на свою мать непохожа. Она также беспокоится о будущем, но видит его светлым, радужным. Практически ребенок, она верит, что, приложив должные усилия, сможет добиться желаемого. В конце пьесы она единственная, кто не опускает руки: собирается уехать учиться, а затем — посадить сад «лучше прежнего».

Как раскрывается проблема счастья в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2-3 произведений)

В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя.

Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д.

То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь.

Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями.

Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”.

В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека.

Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви.

Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них.

Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша Гималайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение.

А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла.

Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям.

Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”.

В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных.

Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь.

Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно.

Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей.

Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.

В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творчестве Чехова занимает важное место.

В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей.

Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.

Любовь, которая спасает мир

Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на неразделённой любви. Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери.

Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много.

Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Предмет поисков

Счастье определяется как состояние высшего удовлетворения во всех сферах жизни. Именно оно подталкивает людей на великие поступки, но ещё чаще вызывает кучу конфликтов. Неправильное понимание цели ведёт к печальным последствиям. Писатели регулярно используют это в своих работах, поэтому проблематика «Вишнёвого сада» — это не в новинку.

Столь чудесное состояние рассматривают по-разному. Для кого-то речь идёт об успехе, признании, любви. Кому-то грезится владение огромными материальными богатствами. Но для персонажей пьесы счастье — это их вишнёвый сад, ставший неким символом и мечтой.

Чем ещё видится сад в их понимании:

  • источник финансового благополучия;
  • повод для гордости перед соседями и гостями;
  • личный уголок для получения созерцательного удовольствия.

Они поделились на две стороны.

Кое-кто считает, что важнее всего прибыль. Для других смысл в эстетическом наслаждении, способности восхищаться красотой. Но лучше всего понять, почему происходит такое деление и кто из них прав, можно через анализ действий героев.

Общая трагедия

Им сложно стать счастливыми. Под одной крышей столько радикально отличающихся мнений. Никак не получается договориться. При этом все они неплохие люди, вполне заслуживающие хорошей судьбы. Хотя сам Чехов относится к ним с пренебрежением.

В глобальном смысле все они олицетворяют разные времена и состояния:

  Редьярд Киплинг «Книги Джунглей»

  • прошлое;
  • будущее;
  • настоящее;
  • личная точка зрения автора.

Однозначного вывода из этого сделать нельзя, потому что он зависит от философских взглядов человека, читающего «Вишнёвый сад».

Поэтому кто-то присоединится к сохранению прошлого, другие подумают о настоящем, а ещё больше людей согласятся со стремлением к будущему.

Ссылка на основную публикацию