Краткое содержание «бородино» и отзыв для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

«Бородино» — стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвящённое Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года. В тот день русские войска под командованием Кутузова дали бой «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве. Это сражение — одна из самых известных героических страниц в русской военной истории.

Стихотворение написано особым размером, «бородинской строфой», в которой чередуются четырёхстопный и трёхстопный ямб. Впервые опубликовано в 1837 году.

БОРОДИНО

«Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спалённая пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся Россия

  • Про день Бородина!»
  • «Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,
  • Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.Досадно было, боя ждали,Ворчали старики:«Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

  1. О русские штыки?»
  2. Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Сергей Герасимов. Русские войска у Шевардина

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!Построили редут.У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!Постой-ка, брат мусью!Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдём ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?Мы ждали третий день.Повсюду стали слышны речи:«Пора добраться до картечи!»И вот на поле грозной сечи

  • Ночная пала тень.
  • Прилёг вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,
  • Кусая длинный ус.
  • И только небо засветилось,Всё шумно вдруг зашевелилось,Сверкнул за строем строй.Полковник наш рождён был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражён булатом,
  • Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:«Ребята! не Москва ль за нами?Умрёмте ж под Москвой,Как наши братья умирали!»И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,И всё на наш редут.Уланы с пёстрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,

  1. Все побывали тут.
  2. Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Николай Самокиш. Атака Шевардинского редута

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена́, как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный бой!..Земля тряслась — как наши груди;Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новыйИ до конца стоять…Вот затрещали барабаны —И отступили бусурманы.Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:Не многие вернулись с поля.Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»

Краткое содержание для читательского дневника

Ветеран войны 1812 года по просьбе молодого солдата вспоминает своё участие в Бородинском сражении. После вторжения Наполеона русская армия долго отступала, бывалые солдаты ворчали и жаждали битвы. Наконец для сражения было выбрано Бородинское поле под Москвой.

Утром перед боем полковник обратился к солдатам с призывом: «Ребята! не Москва ль за нами? / Умрёмте ж под Москвой». Бойцы дали клятву сражаться до конца.

Битва выдалась жаркой и кровавой. Рассказчик вместе с товарищами защищал земляной редут, весь день одну за другой отбивая атаки французов. Лишь к вечеру сражение стихло, стали считать убитых и раненых. Вспоминая павших товарищей, рассказчик сокрушается, что сегодня таких богатырей уже не найти, и не перестаёт жалеть, что «по божьей воле» пришлось оставить французам Москву.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Василий Верещагин. Конец Бородинского боя

Кратчайшая история Бородинского сражения

В июне 1812 года французский император Наполеон Бонапарт со своей армией вторгся в Россию, намереваясь быстро разгромить русскую армию в генеральном сражении недалеко от границы. Однако русское командование во главе с М.Б. Барклаем-де-Толли не дало ему этой возможности: войска стали отступать к Москве с арьергардными боями, изматывая неприятеля.

Многие, как верно замечено в стихотворении Лермонтова, считали это стратегическое отступление «трусливым» и критиковали Барклая. В августе царь Александр I назначил главнокомандующим М.И. Кутузова. Тот не был активным сторонником генерального сражения, но вынужден был его дать, чтобы не оставлять Москву без боя.

Битва состоялась 26 августа (7 сентября по новому стилю) на Бородинском поле, в 125 километрах от Москвы. Бой продолжался 12 часов. Потери были огромными: по 30–40 тысяч убитых с каждой стороны.

Французы дорогой ценой смогли захватить позиции русских на левом фланге и в центре. Однако к вечеру, когда сражение прекратилось, наполеоновская армия отошла на прежние позиции.

Ни одна из сторон не смогла одержать убедительной победы и разгромить противника.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Расположение русских и французских войск перед Бородинской битвой. Wikimedia

На следующий день Кутузов не стал продолжать сражение, а дал приказ отступать. В дальнейшем русская армия без боя оставила Москву и продолжила стратегический отход. Война закончилась победой русской армии: войско Наполеона было постепенно частично уничтожено и вынуждено бежать, хотя и не проиграло ни одного крупного сражения.

Русские и французские историки по сей день спорят о том, кто одержал победу при Бородине. Французы утверждают, что выиграл Наполеон, ведь он заставил русскую армию отступить и в дальнейшем без боя взял Москву. Россияне настаивают, что Кутузов не проиграл, а исполнил свой план: дал сражение, уничтожил заметную часть неприятельского войска и при этом сохранил боеспособную армию.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Василий Верещагин. Наполеон на Бородинских высотах

Редут, уланы, драгуны – значение непонятных слов

  • Басурман — иностранец, иноверец, враг.
  • Бивак — походный военный лагерь.
  • Булат — сталь, в переносном смысле холодное оружие.
  • Драгуны — кавалеристы, умеющие воевать в пешем строю.
  • Картечь — артиллерийский снаряд с поражающими элементами, эффективно уничтожающий солдат противника на короткой дистанции.
  • Кивер — высокий солдатский головной убор.
  • Лафет — станок с колёсами, на котором перевозят пушку.

Редут — это обнесённое рвом круговое укрепление из земли или камня.

«Редутом Раевского» иногда называли центральную батарею русской армии при Бородине, где, по-видимому, и сражался главный герой стихотворения.

Уланы — бойцы лёгкой кавалерии.

Подробнее о непонятных словах из стихотворения «Бородино» читайте в нашей специальной статье: Что такое редут? Кто такие уланы и драгуны?

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Иван Евстигнеев. 2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, и об Отечественной войне много знал по рассказам очевидцев. В частности, в «Бородине» нашли отражение воспоминания родного брата его бабушки — офицера-артиллериста Афанасия Алексеевича Столыпина. Афанасий Алексеевич в возрасте 24 лет отличился в Бородинском сражении.

Героем стихотворения тоже стал артиллерист. Однако рассказчик в «Бородине» не дворянин, а простой солдат. Собеседник обращается к нему «дядя» — так молодые солдаты называли ветеранов службы. Это не какой-то конкретный человек, а безымянный символ русской доблести, патриотического подвига 1812 года.

Солдат-рассказчик говорит то «простонародным» языком («Постой-ка, брат мусью!»), то языком поэта — самого Лермонтова («звучал булат»).

Он описывает происходящее при Бородине от первого лица, из самой гущи событий, что придаёт стихотворению уникальное звучание. «До Лермонтова таких описаний не было», — отмечал советский лермонтовед Ираклий Андроников.

В дальнейшем этот же метод стали использовать другие авторы, в том числе Лев Толстой в «Войне и мире»

  1. По мнению Виссариона Белинского, главная мысль стихотворения — «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Эту мысль старый солдат озвучивает уже во второй строфе, ею же завершается стихотворение:
  2. — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
  3. Богатыри — не вы!
  4. Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) Владимир Шевченко. Иллюстрация к стихотворению «Бородино»

«Бородино» для читательского дневника: сюжет и главная мысль стихотворения Лермонтова

Героизм простых русских солдат, сражающихся с наполеоновской армией, воспевается в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

В читательском дневнике учащимся 5 класса необходимо записать краткое содержание произведения, охарактеризовать главных героев, композиционные и языковые особенности шедевра.

Ребята с удовольствием изучают стихотворение, ведь эта битва с французами красной нитью вошла в российскую историю.

Тема стихотворения

Михаил Юрьевич представлял поколение, не видевшее сражений с Наполеоном, но он узнавал о них от очевидцев. В 30-е годы XIX века горячо обсуждались те военные события. Когда Михаилу исполнилось 16 лет, он написал стихотворение «Бородинское поле», ставшее основой для хрестоматийного творения Лермонтова «Бородино». Краткое содержание баллады отображает богатую историю этого сражения.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов)

В 1837 году в Российской империи праздновалось 25-летие победы в войне с французами. В храмах звучали молитвы о погибших, а в Москве была заложена церковь в память о великом подвиге россиян. Торжественную атмосферу решил подхватить и Лермонтов.

Поэта окружало много людей, переживших Бородинскую битву. От них он собирал воспоминания о победоносном сражении. Позже Михаил стал офицером Гусарского полка, где тоже было много участников войны. На основе многочисленных рассказов он собрал благодатную почву для стиха. В нём поэт обращается к истории своей родины.

Главные персонажи

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, используются местоимения «я» и «мы». Всего присутствуют два героя:

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов)

  1. Рассказчик. Ветеран Бородинской битвы в лице старого отважного солдата. Это мудрый и добрый мужчина.
  2. Слушатель. Представлен молодым человеком, который интересуется подробностями Бородинского сражения. Он приходится племянником старому солдату.

Сюжетная линия

Молодой человек узнаёт у своего дяди о военных делах 1812 года. Тот прошёл всю войну с французами от первого дня до последнего. Ветеран затрагивает самое значимое происшествие войны — сражение под селением Бородино.

Старослужащий не скрывает своего восхищения отважными русскими воинами, называя их «богатырями». Он прославляет своё поколение, которое хлебнуло много горестей во время войны. Нынешнее поколение герой немного презирает. Солдат вспоминает своих друзей, которые не вернулись после тяжёлых боёв.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов)

Когда главнокомандующий дал приказ русскому войску отступать, бойцы стали возмущаться. Они были решительно настроены победить неприятеля, посягнувшего на их родные земли. Потом солдаты узнают об изменении планов и выборе места для столкновения сил.

Возле деревни двое суток тянулись жестокие бои, противник имел превосходство в оружии и человеческой силе. На третий день сражения всё изменилось — русской армии удалось нанести победный удар по наполеоновскому войску.

Читайте также:  «Реквием», анализ поэмы Ахматовой

К сожалению, радость успеха омрачили большие потери. Те, кто остался в живых, испытали всю горечь утраты, похоронив погибших друзей. Вместе с тяжёлыми воспоминаниями у старого вояки проявляется гордость за русский народ, выстоявший в этой битве и заставивший неприятеля уйти с родных земель. Вот так кратко можно передать сюжет стихотворения.

План пересказа

Чтобы легче было написать мини-сочинение или подготовить сообщение по произведению, желательно составить подробный план. Он может выглядеть следующим образом:

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов)

  1. Прославление воином героев Бородинской битвы.
  2. Командир дал приказ отступать.
  3. Возмущение служивых.
  4. Ночь перед сражением.
  5. Длительный бой.
  6. Противник ликует.
  7. Решающая схватка.
  8. Отступление французов.
  9. Почести погибшим солдатам.
  10. Надежда на русское войско.

Композиционные особенности

Стихотворение начинает строфа в виде обращения к старому вояке: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят, ещё какие!». За этим коротким вступлением следует основная часть, в которой рассказчик говорит о Бородинской битве.

Рассказ солдата построен кольцевым методом. Сначала он искренне восхищается воинами, затем подробно описывает военные события, а в конце опять переходит к восхвалению русского войска: «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: Богатыри — не вы!».

Средства художественной выразительности

Весь сюжет построен на диалоге. Разговаривает представитель уходящего славного поколения со сменяющим его потомком. Воин беспокоится о безопасности Отечества. Образ рассказчика Лермонтов рисует с помощью просторечных слов и выражений: «что толку в этакой безделке», «мусью», «тут как тут», «ушки на макушке». Просторечный словарь создаёт истинно народный облик солдата.

Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов)

Низкие выражения в произведении сменяются высоким стилем: «сверкнув очами», «ликовал», «на поле бранной сечи ночная пала тень». Также автор использует риторические восклицания для большей торжественности, сравнения. В кульминации стихотворения появились олицетворения: «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «картечь визжала».

Громадный масштаб событий показывает Лермонтов с помощью гиперболы: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Отвагу русской армии автор подчёркивает эпитетами: «наш рукопашный бой», «русский бой удалый».

Идея произведения

Утверждение мощи русской армии — главная мысль «Бородино». В стихотворении восхваляется сила родного народа, являющего истинным вершителем истории.

Лермонтов доказывает, что в войне 1812 года победителями были простые солдаты, объединившиеся для защиты Родины, а не высокопоставленные лица. Это шедевр о мужестве и героизме русских воинов.

Баллада Михаила Юрьевича учит патриотизму, любви к родной земле. Потомки должны помнить своих героических предков.

Отзывы читателей

Многим читателям понравилась героическая баллада Лермонтова. Они оставляют о ней благодарные отзывы и пишут рецензии.

«Бородино» относится к великим творениям Михаила Лермонтова. Выучив стихотворение в школе наизусть, многие помнят его всю жизнь и цитируют. Больше всего поражает старый солдат, вспоминающий те события. Его рассказ наполнен боевым задором, готовностью в любой момент дать отпор врагу, посягающему на русскую землю.

К теме стихотворения Лермонтова подходит очень известная пословица: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». Чтение этого шедевра вызывает всплеск положительных эмоций. Это была величайшая битва в истории нашего государства. Михаил Юрьевич сам служил в армии, поэтому тема войны ему близка по духу. Баллада читается на одном дыхании.

Гениальность творения Лермонтова в его лёгком запоминании. В своей патриотичности оно напоминает балладу Стивенсона «Вересковый мёд». В ней герои умерли за свою родную землю, и русские солдаты старались остановить врага на подступах к столице: «Ребята, не Москва ль за нами? Умрём же под Москвой». Многотомные эпопеи не содержат столько чести и солдатской доблести, как это стихотворение.

«Бородино» — читательский дневник по стихотворению М. Лермонтова

Историческое стихотворение «Бородино» Михаила Лермонтова было написано в 1837  году в честь 25-летия Бородинской битвы.

Описание книги для читательского дневника

Лермонтов Михаил Юрьевич
Название произведения: «Бородино»Жанр: стихотворение (баллада)
Год написания: 1837
Издательство: ПросвещениеГод издания: 2012

Главные герои и их краткая характеристика

Дядя (старый солдат) — пожилой артиллерист, участник Бородинского сражения.
Молодой человек — с восторгом слушавший о подвигах предков.

Краткое содержание и сюжет

Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.

Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением.

Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино в течение двух суток шли ожесточенные бои, но силы противников были все еще равны. Решающим оказался третий день Бородинского сражения, когда русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

План пересказа

  • Вопрос юноши
  • Ответ дяди
  • Долгое отступление
  • Ворчание стариков
  • Большое поле
  • Новый редут
  • Подготовка к бою
  • Призыв полковника
  • Начало сражения
  • Горы тел
  • Барабанный бой
  • Сожаления дяди

Основная мысль

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Чему учит

Стихотворение учит любить Родину, не жалеть жизни ради Родины, учит мужеству и героизму. Учит твердости духа и непримиримости в бою. Учит никогда не сдаваться. Учит патриотизму.

Отзыв и что понравилось

Это очень красивое и трогательное стихотворение об одной из самых кровопролитных битв Отечественной войны 1812 года. Оно рассказывает о мужестве русских воинов, которые умирали, но не отступали, и заставили себя бояться французов. Но дядя не совсем прав, и богатыри не перевелись на земле русской. И сейчас в тяжелую минуту найдется кому встретить врага.

Вывод и мое мнение

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.

Пословицы

  • Славна богатырями земля русская.
  • Богатыря узнаешь на поле брани.
  • Кто в бою не бывал, тот храбрости не испытал.
  • Бой святое дело — иди на врага смело.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.

Стихотворный размер

Ямб; рифмовка сплетенная, сложная ААБВВВБ.

Средства художественной выразительности

Эпитеты: спаленная пожаром, грозной сечи, ночная тень, дым летучий, кровавых тел, русский бой удалый, протяжный вой, могучее, лихое племя.

Метафоры: слуга царю, отец солдатам, ломить стеною, сверкнув очами, звучал булат, затрещали барабаны.
Сравнения: двинулись как тучи, носились как тени, тряслась как груди.

Олицетворения: картечь визжала.
Метонимия: утро осветило пушки, постоим головою, сражен булатом.

«Бородино» краткое содержание для читательского дневника по стихотворению Лермонтова (5 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Бородино»

Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год

  • Жанр: Стихотворение (баллада)
  • Год написания: 1837 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Средства художественной выразительности

Наиболее яркие краски придают произведению эпитеты и метафоры, которыми автор старается передать настроение и атмосферу стихотворения.

  • Эпитеты: «бой удалый», «могучее, лихое племя», «земля сырая», «дым летучий».
  • Метафоры: «постоим мы головою», «огонь блестел, звучал булат, картечь визжала», «постоим мы головою», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».

Также, благодаря Лермонтову и произведению «Бородино», у людей в обиход вошли такие фразы, как: «Да, были люди в наше время», «плохая им досталась доля», и стали крылатыми.

Для погружения читателя в атмосферу простого диалога поэт использует просторечные выражения и разговорные обороты устной речи.

Виктория Арфано Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Главные герои

  1. Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный и вместе с тем добрый мужчина.
  2. Молодой человек – молодой солдат-новобранец, которому интересно узнать подробности бородинского сражения.

  3. Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бородино»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бородино»
  • для самых крутых — Читать «Бородино» полностью

Жанр и композиция

По жанру это стихотворение – баллада. Построено в форме рассказа русского солдата спустя много лет. Баллада-воспоминание. Это эпическое произведение, в целом имеет классическую композицию:

  • Пролог – вопрос молодого солдата – 1-я строфа.
  • Вступление и заключение повторяются, закольцовывая произведение.
  • Экспозиция занимает 2 строфы – 4-5;
  • Основное действие – 4 строфы – 6-9; В этих строфах показывается подготовка к сражению и его начало. Событие нарастает.
  • Кульминация – 10-11-я строфы.
  • Развязка – 12-13 строфы.

Стихотворение «Бородино» начинается вопросом молодого солдата к участнику боевых событий:

Вторая и последняя строфы закольцовывают произведение. В стихотворении события героического дня преподносятся с позиций солдата, видевшего только ту часть боя, в которой участвовал сам. Но через частное читатель видит общую картину боя. На глазах солдата погибает командир, призвавший своих подчиненных постоять за матушку Москву.

«Мы долго молча отступали». В этом отступлении крылась стратегия Барклая де Толли и Кутузова. Он заманивал французов вглубь страны, тянул время. Рядовые солдаты и нижние офицерские чины не понимали, этой стратегии и потому ворчали.

И только перед Москвой Кутузов решился дать французам бой, чтобы поддержать боевой дух русской армии и окончательно измотать французов. Два дня ушло на подготовку решающего сражения. Одну строфу поэт посвятил командиру редута. Историки предполагают, что это был прообраз Петра Ивановича Багратиона.

Три строфы стихотворения посвящены непосредственно самой битве.

В этом произведении читатель видит трех литературных героев: молодой солдат, задавший вопрос, старый солдат и командир. Здесь есть эпизодические безымянные герои: старики, ворчавшие на бесконечные отступления:

  • Кто кивер чистил весь избитый,
  • Кто штык точил, ворча сердито,
  • Кусая длинный ус.

И, конечно, армии. С одной стороны русская, с другой – армия французов.

Читайте также:  Зачем человеку заглядывать в будущее?

Сюжет

Молодой солдат принялся расспрашивать старого солдата о событиях 1812 года. Старый солдат, который во время войны с Наполеоном был таким же молодым солдатом, как собеседник, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.

Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил своё поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением.

Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть своё недовольство тем, что командование не решается дать большое сражение. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что сражение будет, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино с утра и до ночи шли ожесточённые бои. В день Бородинского сражения русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

Стихотворение и анализ «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

  Сочинение Роль пейзажа в произведении Олеся Куприна

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

Краткое содержание

Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны.

Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой.

Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву.

Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.

Анализ

История создания

Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.

«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».

Жанр

Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.

Центральная тема произведения

Центральная тема произведения — патриотизм. До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.

Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.

Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.

На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа.

Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый».

В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.

Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).

Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.

Проблематика

В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.

Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».

Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.

Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.

Размер и композиция

Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.

Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.

  Ипполит – краткое содержание трагедии Еврипида

Выразительные средства

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).

Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).

Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».

Чему учит автор

«Бородино» краткое содержание для читательского дневника по стихотворению Лермонтова (5 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Бородино»

Число страниц: 64. М. Лермонтов. «Бородино». Издательство «Оникс». Москва. 2004 год

  • Жанр: Стихотворение (баллада)
  • Год написания: 1837 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа.

В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка.

Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Тропы тоже вносят свои краски в это произведение:

  • Эпитеты — спаленная, боевые, нынешнее, грозной, ночная, сырой, летучий, пестрыми, конскими, удалый, рукопашный;
  • Сравнения – знамена, как тени; земля тряслась — как наши груди. В этом сравнении просматривается гипербола;
  • Метафоры – утро осветило, помнит вся Россия, леса синие верхушки, рожден был хватом, сражен булатом, носились знамена;
  • Синекдохи – Москва французу отдана, постоим головою;
  • Гипербола – пойдем ломить стеною, двинулись, как тучи, гора кровавых тел, смешались в кучу кони, люди.
Читайте также:  Смелость – это преодоленная трусость

Главные герои

  1. Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный и вместе с тем добрый мужчина.
  2. Молодой человек – молодой солдат-новобранец, которому интересно узнать подробности бородинского сражения.

  3. Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бородино»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бородино»
  • для самых крутых — Читать «Бородино» полностью

Отцы и дети

Белинский отмечает, что в стихотворении явственно прослеживается недовольство поэта дремотным состоянием современного ему поколения и восхищение «великим прошлым», которое творили предки.

Он называет их «богатырями», племенем «могучим и лихим».

Выпавшая им «плохая доля» заключается не столько в гибели многих участников сражения, послужившая славе русского оружия, сколько в сдаче неприятелю древней русской столицы — Москвы, которую они были готовы защищать до последней капли крови.

Стоит отметить, что на совете в Филях мнение высшего офицерства разделилось. Большинство считало необходимым дать новое сражение на подходе к городу. Но фельдмаршал Кутузов принял решение об отступлении, чтобы сохранить боеспособную армию, а потом, по воспоминаниям адъютанта, горько плакал.

Решение оказалось тактически верным — Москва, «как губка», впитала французов в себя, распылив и ослабив праздностью их воинский дух. Надежда Наполеона на то, что захват Первопрестольной завершит войну, не оправдалась. Разгром на Березине был уже близок, а отступление по старой Смоленской дороге осложнилось голодом и нападением партизан.

Сюжет

Молодой солдат принялся расспрашивать старого солдата о событиях 1812 года. Старый солдат, который во время войны с Наполеоном был таким же молодым солдатом, как собеседник, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.

Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил своё поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением.

Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть своё недовольство тем, что командование не решается дать большое сражение. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что сражение будет, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино с утра и до ночи шли ожесточённые бои. В день Бородинского сражения русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

Краткое содержание и главные персонажи

Перед написанием сочинения на тему «Бородино» следует изучить содержание произведения и провести разбор, который поможет осознать героизм и силу духа русского народа. Герои стихотворения имеют реальных исторических прототипов. У автора их всего двое:

  1. Основной персонаж. Участник Бородинского сражения, ветеран. Старый солдат делится воспоминаниями о событиях, которые вошли в историю. Он дает справедливую оценку произошедшему, своим товарищам по оружию и врагам. С великой гордостью за свою родину старый воин говорит о погибших однополчанах. Он сравнивает свое поколение с новым, которое в его глазах слишком нерешительное и слабое: «Были люди в наше время… Богатыри — не вы».
  2. Второстепенный персонаж. Слушатель, молодой человек, племянник рассказчика. Ему небезразличны события, о которых рассказывает ветеран. Он признает, что Россия помнит день Бородина, а потомки стараются подражать великим воинам, которые прославились во время битвы.

Молодой человек просит дядю, ветерана войны, рассказать о нападении на Россию армии Наполеона. Старый солдат вспоминает о том, что русская армия долго отступала, из-за чего многие солдаты испытывали негодование. Когда дошли до Бородинского поля, русское командование решило дать решающее сражение.

Два дня шла бессмысленная перестрелка. На третьи сутки противники встретились лицом к лицу. Ожесточенная битва продолжалась до темноты и привела к большим потерям в русских и французских войсках. Защитники родины отстояли позиции и готовы были принять новый бой, но по решению командования их войско отступило и отдало Москву врагу.

Старый ветеран гордится, что участвовал в такой знаменитой битве. Одни его товарищи полегли на поле боя, другие ушли из жизни уже в мирное время.

Герой печалится о том, новое поколение не обладает чертами, присущими его современникам. Он говорил, что достойной смены старым воинам нет.

«Бородино» — первая пьеса Лермонтова

/В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840/

  • Теперь гонись за жизнью дивной И каждый миг в ней воскрешай, На каждый звук ее призывный Отзывной песнью отвечай! Веневитинов1
  • Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества. Пушкин начал свое поэтическое поприще «Русланом и Людмилою» — созданием, которого идея отзывается слишком раннею молодостию, но которое кипит чувством, блещет всеми красками, благоухает всеми цветами природы, созданием неистощимо веселым, игривым… Это была шалость гения после первой опорожненной им чаши на светлом пиру жизни… Лермонтов начал историческою поэмою, мрачною по содержанию, суровою и важною по форме…2
  • В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии3. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…
  • Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества*.

Первая пьеса Лермонтова напечатана была в «Современнике» 1837 года, уже после смерти Пушкина. Она называется «Бородино»4. Поэт представляет молодого солдата, который спрашивает старого служаку:

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина.

Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов:

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Дальше мы увидим, что эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования.

Что же до «Бородина», — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта.

Впрочем, как ни прекрасно это стихотворение, оно не могло еще показать, чего от его автора должна была ожидать наша поэзия.

Настроение в армии перед сражением

Ветеран рассказывает о том, как будущие герои Бородинского сражения переживали отступление и сетовали на промедление и нерешительность командиров. Особенно «ворчали старики», помнившие победоносные суворовские походы. Для них особой вдохновляющей радостью было назначение главнокомандующим Кутузова — ученика великого полководца.

И вот было найдено «большое поле», удобное для ведения оборонительных действий, дающее преимущество над наступающим противником. Артиллеристы, в число которых входил и рассказчик, строят укрепление (редут) и ожидают появление французов. Войска Наполеона вышли к полю на следующий день.

Два дня между противостоящими сторонами ведется артиллерийская дуэль. Русские воины, расположившиеся на открытом биваке:

  • считают такие действия «безделкой»;
  • занимаются обыденными делами: чистят обмундирование, готовят оружие к бою;
  • жаждут настоящего боя с использованием картечи и штыков.

Наутро третьего дня общее движение показало, что день «грозной сечи» настал.

Чья была победа

По факту в сражении не было выявлено победителя, а оставление русскими Москвы засчитывается многими западными историками как поражение нашей армии. Но это не совсем так. Русские морально были готовы и искали нового сражения. Но главнокомандующий Кутузов был «отец солдатам» и не хотел еще больших потерь.

Однако битва показала, что величайшая армия Наполеона не такая уж непобедимая. Результат сражения можно назвать победой русского духа. Наши воины доказали свою преданность Родине и умение воевать, перемолов наступающих «уланов», «драгунов» и пехоту неприятеля.

В стихотворении Лермонтова «Бородино» нет четкого сходства портрета персонажей с реальными участниками сражения. Можно лишь догадываться и сопоставлять факты и фабулу произведения. И такая позиция автора неслучайна, так как позволяет продемонстрировать читателю не отдельные случаи, а массовый героизм русских солдат и офицеров в той войне.

Мужество солдат и офицеров

Непосредственный командир подразделения, в котором служил рассказчик, безымянный полковник, произносит перед строем речь. Его глаза сверкают отвагой, а слова вдохновляют солдат с честью выполнить свой долг и, если понадобится, умереть под Москвой, как «братья умирали». Это посыл к доблести всех русских воинов, сложивших головы, защищая Отечество.

Солдаты и офицеры, герои Бородинской битвы, обещают умереть и сдерживают клятву, остановив французские полчища. Двинувшиеся, «как тучи», на русские позиции вражеские колонны были встречены огнем и мечом.

Неприятель был ошеломлен упорством противостояния, а особенно удалью русского рукопашного боя, об ожесточении которого говорят слова очевидца и участника — «рука бойцов колоть устала».

Убитых было столько, что тела павших мешали пролетать ядрам.

Бой длился до самой темноты. Барабаны французов «затрещали», командуя отход на исходные позиции. Русские начали считать раненых и убитых товарищей и готовиться к новому бою, даже не помышляя об отступлении.

Ссылка на основную публикацию