Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  09.06.2020

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Одно из самых выдающихся произведений Александра Сергеевича Пушкина – “Евгений Онегин” – имеет довольно любопытный и захватывающий финал и оставляет вопрос позади. Если будущая судьба героини Татьяны очевидна, то какое будущее ждет главного героя? Это хорошая тема для обсуждения, и не случайно, потому что автор сознательно использовал в романе технику “открытого финала”.

В последней части Татьяна по настоянию матери выходит замуж за известного принца, хотя ее чувства к Евгению не угасли, даже после того, как он хладнокровно отверг ее чистую девственную любовь.

В семейной жизни девушка обретает покой и уверенность в себе. Через несколько лет они случайно встречаются на балу в Санкт-Петербурге, где Татьяна Онегин удивляет своей холодностью и недоступностью.

Влюбленная провинциальная девушка стала гордой и величественной светской львицей, которую он с трудом узнает.

В последующие вечера она едва замечает его, и нет причин для беспокойства. Он томится и страдает от ее безразличия и понимает, что любит ее. Бывший молодой вешалка понимает, что его беззаботные годы бессмысленны и что он мог бы быть счастлив с Таней, но уже слишком поздно. В отчаянии он пишет ей страстные письма с признаниями, но не получает ответа.

Он больше не может этого выносить, он идет к Татьяне домой и находит ее плачущей, пока он читает свои письма. Он бросается к ее ногам и умоляет ее быть с ним, но Татьяна отвергает его, но без гнева. Она страдает не меньше Евгения, ибо все еще любит его, но прежде всего ее достоинство и преданность мужу.

Она уходит с чувством горечи невозможность изменить все, оставив его удивленным и опустошенным, который потерял свою последнюю надежду.

Роман заставляет задуматься об ответственности людей за свои поступки, о последствиях, которые могут иметь, казалось бы, невинные ошибки молодежи. Автор показывает, что жизнь непредсказуема и иронична, когда она меняет место героя.

Татьяне остается жить, как прежде, не любя своего мужа, но не лишая его чести, но что будет с бедным Евгением, потерявшим смысл жизни, – автор не говорит.

Может быть, потому что это не имеет значения, потому что какая разница, если это для него морально кончено?

В чем смысл финала романа евгений онегин пушкина

Главная › Сочинения по произведениям Пушкина

Одно из самых выдающихся произведений Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» имеет довольно любопытный и захватывающий финал, и оставляет за собой один вопрос. Если дальнейшая судьба героини Татьяны очевидна, то какое будущее уготовано главному герою? Это хороший предмет для обсуждения, и не случайно, потому что автор намеренно использовал в романе прием «открытого финала».

В заключительной части Татьяна по настоянию матери выходит замуж за именитого князя, несмотря на то, что ее чувства к Евгению так и не прошли, даже после того, как он хладнокровно отверг ее чистую девичью любовь.

В семейной жизни девушка обретает душевный покой и уверенность в себе. Через несколько лет по воле случая происходит их встреча на балу в Петербурге, где Татьяна поражает Онегина своей холодностью и недоступностью.

Из юной влюбленной провинциалки она превратилась в гордую и величавую светскую даму, и он едва узнает ее.

На последующих вечерах она почти не замечает его и ничто не выдает в ней волненья. Он томится и мучается от ее безразличия и понимает, что любит ее. Бывший молодой повеса осознает бессмысленность беспечно прожитых лет, и что он мог бы быть счастлив с Таней, но уже поздно. В отчаянии он пишет ей страстные письма с признаниями, но не получает ответа.

Не в силах больше терпеть он идет в дом Татьяны и застает ее в слезах за чтением его писем. Он бросается ей в ноги и умоляет быть с ним, но Татьяна отвергает его, хоть и без злобы. Она страдает не меньше Евгения, ведь все еще любит его, но достоинство и верность мужу для нее превыше всего.

Она уходит с чувством горечи от невозможности все изменить, покидая его, пораженного и опустошенного, утратившего последнюю надежду.

Роман заставляет задуматься об ответственности людей за свои поступки, о том, какие последствия могут принести, казалось бы, невинные ошибки молодости. Автор показывает, что жизнь непредсказуема и иронична, когда меняет героев местами.

Татьяна остается жить, как прежде, без любви к супругу, но не уронив честь, но что будет с несчастным Евгением, который утратил смысл жизни-писатель не говорит.

Возможно, потому что это неважно, ведь какая разница что произойдет, если в нравственном отношении для него все кончено?

Вариант 2

В любовном произведении «Евгений Онегин» понятное завершение. Татьяна не хочет любовных связей с Онегиным. Он оказывается в безысходности. Читателям становится понятно, какая получится судьба героини, однако невозможно предугадать, что случится впоследствии с Евгением. Есть различные предположения, почему получилась такая версия финала.

С одной стороны, в рецензиях появлялись суждения о том, что оценки критиков не позволили писателю закончить описание основного действующего лица романа. Пушкин, как все знают, создал 9 и 10 главы произведения, в них рассказывалось о поездке Онегина и о том, что он решил войти в круг декабристов.

В данных текстах объяснялись чрезвычайно свободомыслящие задатки, которые цензура была не в состоянии опустить. С другой стороны, почти все критики едины в оценках, что писатель специально не захотел продлевать историю об Онегине. На то, скорее всего, существуют различные мотивы.

Может быть, ясной концовкой писатель хотел сказать, что для Онегина теперь все решено.

Любовные чувства к главной героине стали для него единственным шансом родиться заново и жить в полную силу, а отрешение Татьяны указывает на душевную смерть Евгения, в связи с этим без разницы, какие именно истории будут с ним потом, поскольку они в любом случае ничего не исправят.

Скорее всего, отрешение Татьяны – это ещё не финал жизни Онегина, а первые шаги её следующей стадии. Пушкин являлся последователем концепции изменчивости жизненного пути. К примеру, при окончании главы, он сообщал, что образ жизни Ленского мог бы получиться другим, но тогда, такое же правило можно было применить и к Онегину.

Он может на самом деле стать частью окружения декабристов, поскольку он терпеть не мог ничтожный и бесполезный образ жизни. Он мог бы выйти против социальных взглядов, когда осуществил преобразования в собственном селе.

Подобный курс реален, но не является обязательным, поскольку Онегин все-таки весьма самолюбивая личность, чтобы защищать социальные преобразования. Главный персонаж имеет возможность, к примеру, перебраться на Кавказ, как делали почти все его ровесники, разуверившиеся в действительности.

Может произойти и то, что Онегин снова уйдет в себя и проведет остаток жизни, по образу и подобию его дядюшки, который «в окно смотрел и мух давил». Могут быть и другие истории, потому что образ действующего лица наделен разными способностями.

В итоге, открытое окончание показывает людям, читателю, возможность для независимого творческого процесса: любой из нас персонально вообразит и домыслит, что же случилось с Евгением Онегиным, как это смогли сделать первые читатели романа.

Смысл финала романа Евгений Онегин

Смысл финала романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Несколько интересных сочинений

Мне кажется, что есть роман с похожим названием… Но в этом сочинении всё построено на противоположности понятий. Есть гордые люди, которые из-за намека на неуважение могут полезть в драку

Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

  • Главные герои созданы автором для того, чтобы читатель мог задуматься о том, насколько свободной является личность, живущая в обществе. Ведь каждый человек имеет свой собственный «футляр»
  • Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий
  • Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь

«Финал «Евгения Онегина» конец «без конца»»

Этот своеобразный конец «без конца», еще более нетрадиционный, для жанра романа, чем была нетрадиционна для драматического произведения концовка «Бориса Годунова», немало смущал не только критик ков, но даже и ближайших литературных друзей Пушкина.

Поскольку «роман в стихах» не был доведен до привычных, так сказать, «естественных» фабульных границ-герой «жив и не женат», – многие друзья поэта убеждали его продолжить, свое произведение (см. относящиеся к 1835 году наброски стихотворных ответов Пушкина на эти предложения).

Читайте также:  Стихи для детей 5-6 лет: детские для заучивания стихотворения ребенку 5, 6 лет

Правда, сейчас мы знаем, что Пушкин и сам начал было, по-видимому, сразу же после того, как окончил свой роман, той же болдинской осенью 1830 года, продолжать его: стал набрасывать знаменитую «десятую главу»; но вынужден был сжечь написанное ввиду его резкой политической неблагонадежности.

Однако мы не знаем ни того, наг сколько твердо было в Пушкине его намерение продолжить роман, ни как далеко продвинул он осуществление этого намерения. Однако самым ярким примером этого рода является финал «Евгения Онегина»:

* Она ушла. Стоит Евгений, * Как будто громом поражен. * В какую бурю ощущений * Теперь он сердцем погружен! * Но шпор внезапный звон раздался, * И муж Татьяны показался, * И здесь героя моего, * В минуту, злую для него, * Читатель, мы теперь оставим,

* Надолго… навсегда….

Что же касается незавершенности в романс судьбы главного его героя,- то, как мы могли только что убедиться, это вполне в духе многих и многих пушкинских финалов; Вместе- с тем.

именно’ эта незавершенность дала поэту возможность наложить последний и исключительный по своей идейно-художественной весомости и выразительности штрих на тот образ-тип «лишнего человека», который был впервые явлением в лице Онегина.

Это превосходно понял’ Белинский, который’ и в этом отношении сумел: подойти к пушкинскому роману отнюдь не с традиционных позиций:

«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?’ И что за роман без конца?» спрашивал критик и тут же отвечал: «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» И дальше: «Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать…»

О том, что роман Пушкина в его настоящем виде представляет собой вполне целостное и художественно законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура.

Подобно тому как большинство современников Пушкина не почувствовало замечательной композиционной организованности «Бориса Годунова», многие из них и в «Евгении Онегине»- были склонны видеть не целостный художественный организм – «не органическое существо, которого части необходимы одна для другой» (отзыв критика «Московского телеграфа» о седьмой главе «Евгения Онегина»), а почти случайную смесь, механический конгломерат разрозненных картинок из жизни дворянского общества и лирических рассуждений и раздумий поэта. В’ связи с этим один из критиков даже прямо замечал, что стихотворный роман Пушкина может и продолжаться до бесконечности, и закончиться на любой главе.

На самом деле мы видели, что уже к началу работы Пушкина над «Евгением Онегиным» в его творческом сознании сложился «пространный» «план целого произведения».

И мы можем с уверенностью сказать, что в течение всего очень длительного периода работы Пушкина над романом план этот, меняясь – и порой меняясь весьма существенно – в деталях его разработки, в основных своих очертаниях оставался неизменным.

В роман Пушкина, посвященный изображению жизни русского общества в ее развитии, из самой этой развивающейся жизни приливал весьма обильный и разнообразный-«пестрый» – материал, который заранее далеко не во всем мог быть предусмотрен автором.

Но никогда поэт не отдавался пассивно наплыву жизненных впечатлений, не плыл по течению привносимого нового материала, а, как зрелый мастер, свободно владел и распоряжался им, охватывал его своей «творческой мыслью», подчинял его как своему основному художественному замыслу, так и той «форме плана» – продуманному композиционному чертежу, – в котором этот замысел, опять-таки с самого начала работы над ним, ему предносился.

Что это было именно так, подтверждается той четкостью архитектурного рисунка, стройностью композиционных линий, соразмерностью частей, тем гармоническим соответствием начала и конца произведения, которые, как мы уже знаем, составляют черты пушкинских композиций, которые и в «Евгении Онегине», конечно, не могли возникнуть случайно и независимо от творческой воли автора, так сказать, сами собой.

Основные образы романа, при всей индивидуальной жизненности каждого из них, носят столь обобщенный, типизированный характер, что это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения, воссоздающего широчайшую картину пушкинской современности, на отношениях между собою всего лишь четырех лиц – двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные, лица, входящие в роман в качестве не бытового фона, а его – в той или иной степени – участников (их тоже очень немного: мать и няня Татьяны, Зарецкий, генерал – муж Татьяны), имеют чисто эпизодическое значение.

Столь же характерен для общественно-исторической действительности, воссозданной в романе Пушкина, образ Татьяны.

Финальная формула, которая определяет ее жизненный путь – быть «век верной» своему супружескому долгу, – несомненно, руководила и женами декабристов, последовавшими за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Более всеобщий характер носит образ заурядной во всех отношениях Ольги. Включение в роман этого образа, несомненно, продиктовано не только стремлением к указанной фабульной симметрии.

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

В чем идейный смысл финала романа «евгений онегин»

Стихотворное произведение А.С. Пушкина вошло в мировую и отечественную историю как невероятно интересный и уникальный роман. Он притягивает внимание целым рядом особенностей: яркие продуманные образы героев, захватывающий сюжет с новыми, непривычными для своего времени декорациями и локациями.

Ещё одной деталью, благодаря которой роман получил заслуженную характеристику новаторского, является открытый финал, разыгранный автором в заключительной, девятой главе. Именно эта деталь, так называемое “эстетическое открытие”, придала роману, по словам Ю.М.

Лотмана, такую силу, которая сказалась на всем жанре русского романа в 19 веке.

Так какие же цели преследовал сам Александр Сергеевич при создании финала своего величайшего произведения? Какую идею вложил в него, что стремился донести до своего современного и будущего читателя?

Восьмая глава романа “Евгений Онегин” содержит стремительно развивающиеся события, которые строятся вокруг отношений вернувшегося из путешествия Онегина и повзрослевшей статной княжны Татьяны.

Увидев прекрасно воспитанную прелестную даму, выросшую из молчаливой мечтательной девочки, которой он когда-то так холодно отказал, Онегин оказывается буквально сражен лавиной обрушившихся на него чувств.

Именно эта эмоциональная буря становится движущей силой финальной главы и ведет к печальной развязке.

Евгений посылает своей возлюбленной три письма, ни одно из которых не находит ответа. В мучительном ожидании и размышлениях тянутся длинные зимние месяцы, а с наступлением весны герой мчится к Татьяне лично, падая перед ней на колени. Это — его точка накала, тот самый момент, когда должна решиться дальнейшая судьба героя.

Но подобные “точки” сама Татьяна уже пережила: ответ Онегина, женитьбу на состоятельном генерале. Ее жизнь уже решена и в ней нет места старым чувствам, какими бы сильными они ни были теперь.

В этом заключается страшная трагедия Онегина: он вновь остался в стороне, лишним человеком, опоздал и безвозвратно потерял то, что когда-то так безжалостно отверг.

Но несмотря на весь драматизм, Александр Сергеевич оставляет свободное пространство для читательских размышлений. Хоть Онегин уже наказан самой Татьяной, в его жизни еще могут случиться светлые моменты.

Завершен большой этап, что же будет дальше с молодым героем? Возможно он, как и многие потерянные люди из его поколения, примкнет к движению декабристов в попытке обрести хоть какую-то цель существования.

А возможно Евгений решит отправиться на Кавказ и забыться в военном ремесле вместе с такими же отчаянными душами. Но такой финал может означать не только завершение одного этапа и начало нового: возможно, для Евгения это — конец всей жизни, ведь все его ожидания и надежды обратились в пепел.

Он с большой вероятностью может так и продолжать свои бесцельные скитания, бездельничать и, подобно Печорину, от скуки бесцеремонно втискиваться в чужие жизни, разрушать их.

Теперь, когда последние нити, связывающие Онегина с прежним столичным миром, разорваны, перед молодым мужчиной открыты все пути, но выберет ли он свой? Подобно Ленскому он может как возвыситься, так и пасть на самое дно.

Идейный смысл финала данного романа многообразен и изменчив, а его трактовка зависит от самого читателя или критика. А.С.

Пушкин завершает свое произведение, но история созданных им героев продолжает идти своим чередом, что еще сильнее приближает ее к реальной, способной случиться не только на книжных страницах, но и с обычными людьми.

В чем смысл открытого финала романа «евгений онегин»? егэ по литературе –

Роман “Евгений Онегин” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Работа над ним заняла у писателя более 7 лет: роман был начат в 1823г., а закончен лишь в 1830. В нем много необычного для читателей-современников Пушкина.

Необычен жанр: роман в стихах. Необычны герои, в которых читатели узнавали себя и своих знакомых. Необычно место действия романа – те же ресторан, театр, гостиные, где проводили свое время и они.

Читайте также:  Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети»

Так был создан первый в русской литературе реалистический роман.

  • Как известно, одной из важнейших композиционных особенностей романа “Евгения Онегина” является открытый финал. Последняя сцена романа, в которой влюбленный Онегин объясняется Татьяне в своих чувствах, и читатель ждет развязки в судьбе героев, заканчивается словами:
  • И здесь героя моего,
  • В минуту, злую для него,
  • Читатель, мы теперь оставим,
  • Надолго… навсегда….
  • Многие друзья убеждали Пушкина закончить роман. Он знал, что читатели и критика ждут от него традиционного «конца»:

Вы говорите …

Что должно своего героя

Как бы то ни было женить,

По крайней мере уморить…

  1. Пушкин поначалу собирался сделать это, даже написал черновики нескольких глав, но впоследствии сжег их. Такой традиционный подход для автора «Eвгения Oнегина» был теперь архаизмом, как и требование, чтобы:
  2. …при конце последней части
  3. Всегда наказан был порок,
  4. Добру достойный был венок.

«Открытый финал» романа, по словам Ю. М. Лотмана, «эстетическое открытие такой силы, что последствия его сказались на всем русском романе XIX в.»

Что же побудило Пушкина оставить роман “незавершенным”, кроме новаторских поисков? Благодаря “открытому” финалу, перед читателем открывается возможность самостоятельного размышления над дальнейшей судьбой героя. Недаром великий русский критик В.Г. Белинский утверждал:

«Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» Так критик нашел ещё одно объяснение этому необычному композиционному приему: он приближает литературное произведение к жизни, делает его по-настоящему реалистическим.

Более того, «открытый» финал завершает образ главного героя: Онегин так и остается в вечном поиске себя, в ожидании любви и счастья.

Таким образом, именно «открытый» финал является главной особенностью произведения. Автор оставляет Онегина в трудную минуту, позволяя читателю самостоятельно «закончить» роман.

Евгений Онегин: смысл романа, объяснение сюжета и концовки

Книги

Анна Павлова

Попытки понять смысл, вложенный А.С. Пушкиным в произведение «Евгений Онегин», заставляют перечитывать книгу не один раз. На первый взгляд кажется, что сутью произведения является несчастная любовь. Но задумавшись – понимаешь, что в романе Евгений Онегин смысл гораздо глубже. Чтобы разгадать его, нужно подробнее разобрать сюжет произведения.

Краткое содержание романа Евгений Онегин

Пересказ произведения лучше начинать с подробной характеристики персонажей, которая поможет яснее уяснить смысл произведения «Евгений Онегин».

Действующие персонажи

Главные герои:

  1. Евгений Онегин – молодой дворянин, ведущий праздную жизнь. Большую часть времени проводит на балах, завоевывая женские сердца. Но пустая светская жизнь не приносит удовлетворения, скука, хандра накрывают молодого человека.
  2. Татьяна Ларина – юная романтическая девушка, проживающая в деревне с родителями. Любовь к книгам, скромность, доброта, достоинство, естественность отличают Татьяну от большинства девушек ее круга.
  3. Ольга Ларина – младшая сестра героини, легкомысленная, ветреная кокетка.
  4. Владимир Ленский – молодой помещик, домосед, наивный, искренний, верящий в любовь, дружбу, торжество справедливости.

К сведению! Существует версия, что прообразом Онегина послужил друг Пушкина – Петр Чаадаев, биография которого схожа с историей жизни Евгения.

Второстепенные герои:

  • Полина Ларина – мать девушек, в юности мечтающая о любви, но насильно выданная замуж и смирившаяся с реалиями замужней жизни.
  • Филипьевна – няня Татьяны, мудрая, добрая наставница;
  • Зарецкий – сосед Ленского и Онегина, ставший их секундантом;
  • Князь N – муж Татьяны, генерал, всю жизнь прослуживший Отечеству;
  • Княжна Алина – тетя девушек, одинокая старая дева.

Композиция романа представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий (Онегин-Ленский и Онегин-Ларина), разбор которых позволит постигнуть смысл произведения Евгений Онегин.

Сюжетные перипетии

Устав от бессмысленной светской жизни Евгений едет в деревню, благо дядя после смерти оставил ему богатое наследство. Здесь он знакомится с Владимиром Ленским. Несмотря на разность характеров между молодыми людьми завязываются дружеские отношения.

Владимир знакомит друга с семьей Лариных, на младшей дочери которых он хочет жениться.

Татьяна влюбляется в Евгения и отправляет ему письмо с признанием. Польщенный Онегин, тем не менее, отвергает девушку.

Легкомысленная Ольга кокетничает с обоими друзьями, вызвав ревность у Ленского. Вспыльчивый Владимир вызывает Онегина на дуэль и погибает.

Расстроившись из-за смерти друга и не видя смысла оставаться, Евгений Онегин уезжает из имения.

Ольга, быстро утешившись, выходит замуж. Татьяна остается в деревне с матерью, вспоминая возлюбленного и отвергая всех женихов. Но мать везет героиню в Москву, где выдает замуж за генерала.

Вернувшийся из путешествия Евгений встречает Татьяну на светском приеме и влюбляется. Теперь уже он пишет девушке письмо, но Татьяна прогоняет Онегина, несмотря на то, что по-прежнему любит его.

Объяснение сюжета

В центре романа – любовная линия. Это и любовь Татьяны к Онегину, и любовь Ленского к Ольге.

Но параллельно Пушкин поднимает еще несколько серьезных тем:

  1. Дружбы – искренняя вера Ленского в дружбу противопоставлена эгоистичному отношению Онегина к людям, считающего дружбу, как и любовь – выдумкой.
  2. Преданности, верности – Татьяна, сохранившая в сердце любовь к Евгению, но оставшаяся верной своему мужу. Как противоположность ей – Ольга, способная изменить, если появляется более перспективный вариант.
  3. Лишнего человека. Светское общество формирует фальшивые ценности, ставя во главу угла внешние приличия: дорогую одежду, знание французского, чтение модной литературы. Это вызывает проблемы в жизни Онегина, пытающегося понять смысл своего существования.
  4. Воспитания и жизни. Автор описывает разницу в жизни и быту представителей столичного света и деревенских поместий.

Поднятые в романе проблемы, так или иначе, связаны с главным героем. В Евгении собраны основные черты молодых людей того времени. Отсюда становится понятен и смысл названия романа Евгений Онегин.

Автор описывает жизнь аристократов в преддверии революционных событий, что придает роману важное историко-социальное значение. Исходя из этого, становится ясно, что в романе Евгений Онегин смысл повествования заключается в отторжении обществом необычных личностей, способных изменить имеющуюся общественную систему.

В чем суть концовки

В романе Евгений Онегин смысл финала вызывает множество споров. Если с Татьяной все понятно – она будет жить с мужем, хоть и нелюбимым. Но что стало с Онегиным, утратившим смысл жизни – автор не говорит.

К сведению! Существовала версия, что Пушкин планировал дописать еще 2 главы, где Онегин должен был примкнуть к декабристам, но цензура не пропустила их из-за слишком вольнодумных идей.

Некоторые критики считали, что Пушкин сознательно оставил незавершенным роман. Причин может быть несколько. Одна из них – духовная гибель Евгения, для которого любовь была единственным шансом начать новую, настоящую жизнь.

Но возможно, что смысл открытого финала Евгений Онегин – показать, что для героя начинается новый этап в жизни. Характер героя столь многогранен, что вариантов может быть масса. Он мог действительно стать декабристом, так как способен был пойти против общества. Мог по примеру своих современников, уехать служить на Кавказ или выбрать жизнь дяди и прожить остаток жизни прозябая в деревне.

Возможно, смысл концовки романа Евгений Онегин – дать возможность читателю самостоятельно найти ответы на вопросы.

Как большинство произведений русской классики, роман Евгений Онегин заставляет задуматься о смысле жизни. Каждый сам должен решить, что для него ценнее – глупые правила, условности или нравственные, духовные составляющие: честь, любовь, верность.

В чем смысл финала романа евгений онегин пушкина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • В чем смысл финала романа Евгений Онегин

В этой истории нет «хэппи-энда». Я так понимаю, что до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто прав. То есть права ли Татьяна?! Тут, наверное, каждый решает для себя.

Для меня это правильный финал и поступок главной героини. Да, она так любила Евгения, даже сама написала ему письмо. Шаг сделала – призналась. Даже сейчас это сильно, а в том веке!.. Настоящая феминистка из нашей русской глубинки.

Хотя, я помню, она какие-то книги читала, возможно, иностранные. Он её отверг – это всем известно. Хотя она и начинает своё письмо с того, что он может её наказать презреньем, но, наверняка, она надеется на взаимность. А он её отвергает, наказывает.

Потом ещё эта жуткая дуэль!

В общем, несмотря на сильнейшее чувство, она отказывает ему в финале. И это не из чувства мести, как я считаю. Хотя такой вариант тоже заслуживает право на жизнь! Типа, так ему и надо! Той же монетой тебе отвечу… Но нет, тут она говорит, что должна хранить верность её взрослому мужу.

Многие её осудили за это. Странно – хранит верность, а её осуждают! Но дело в том, что она ведь не любит этого богатого мужа, а Евгения – любит. Поэтому причина быть такой верной в страхе общества.

Что скажут люди?! Но я думаю, что она ведь дала слово в церкви – быть верной и во всем помогать, вот почему она не может его нарушить.

И ещё есть причина отказа. Она понимает, что Евгений – нехороший человек. То есть он был циничным, таким и остался. Она не верит в его перевоспитание! Не всегда люди меняются. (Обещать он ей может, что угодно.

Читайте также:  Краткое содержание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» с отзывом для читательского дневника

) И ещё, получается, что вот теперь, когда она стала красавицей, а ещё и богачкой (хорошо и дорого одета, с украшениями), она ему подходит – по его мнению. А раньше, значит, нет? Раньше он на неё свысока смотрел.

И ещё получается, что вот он её поманил, так ей бежать за ним?

Кроме него, я считаю, Татьяна любит себя. Уважает себя, ценит своё слово. Она не бегает за мужчинами! Даже если б ей с Онегиным было хорошо, то она бы прекратила себя уважать! А ещё может быть, что она б ему надоела без денег мужа, он бы «переключился». Ему-то что? А как ей бы было?

  Мертвые души – история создания поэмы Гоголя кратко

В общем, правильный финал, полный гордости и ума. И он заставляет подумать! Это лучше, чем просто счастливый конец!

Портфель для словесника

Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986. О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (ко­нец «без конца»), представляет собой «целостный, замкну­тый и законченный в себе художественный организм».

Художественное своеобразие романа, его новаторский ха­рактер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу, которым открывается роман, Пушкин назвал его «собрань­ем пестрых глав».

В другом месте читаем: «И даль сво­бодного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал». Заканчивая первую главу, поэт признается:

Я думал уж о форме плана И как героя назову; Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу.

Что значит «свободный роман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское определение: «собранье пестрых глав»? Какие противоречия имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их? Какой оказалась «форма плана», выступающая как конструктивный элемент про­изведения? В. Г.

Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: «…„Онегин» со стороны формы есть про­изведение, в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величай­шие достоинства».

Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в его текст, сделать некоторые наблюдения над особенностями его структуры.

Роман «Евгений Онегин» «свободен» от тех правил, по которым создавались художественные произведения во времена Пушкина, он «в противоречии» с ними. Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: историю отношений Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. В пла­не композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и дру­гой линии не состоялись.

С точки зрения развития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Лен­ский — Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку их отношения не развиваются (где нет развития, движения, там нет и сюжета).

Трагическая развязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношения­ми. Любовь Ленского и Ольги — это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина. Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он не только романтичный юноша, влюбленный в Ольгу.

Образ Ленского — составная часть еще двух параллелей: Ленский — Онегин, Ленский — Повествова­тель.

Вторая сюжетно-композиционная особенность романа: главным действующим лицом в нем является Повествова­тель. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближаю­щийся с ним, то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского-поэта, т. е.

как сам поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое твор­чество; в-третьих, как защитник, попечитель «Татьяны милой». Композиционно Повествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтому лири­ческие отступления следует рассматривать как составную часть сюжета.

Лирические отступления выполняют сю­жетную функцию еще и потому, что они точно обозначают границы романного времени.

Конфликт, развитие которого составляет сюжет рома­на, основан на том, что Татьяна, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда «узнала» в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь.

Онегин «увидел» Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отноше­ний. Любовь Онегина и Татьяны развивается напряженно, драматично.

В самые критические моменты их отношений Повествователь и выступает как защитник Татьяны.

Третья композиционно-сюжетная особенность романа состоит в том, что образ Повествователя раздвигает грани­цы личного конфликта и в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула рома­на укладывается в рамки отношений всего лишь четырех лиц, то развитие сюжета выходит за эти рамки, благодаря тому что в романе действует Повествова­тель.

Перечитаем роман, останавливая свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы и отмечая, как взаимодействуют в романе сюжет, композиция, систе­ма образов, стилевая манера.

Первая глава романа посвящена характеристике героя. Онегин едет в деревню.

Автор-повествователь оставляет своего героя в пути и рассказывает: кто Онегин по своему положению в жизни и как он воспитывался; каков круг его интересов; каким был образ жизни Онегина в Петербурге; как разочаровался Онегин в светской жизни; чем занялся Онегин, разочаровавшись в свете; о своем отношении к Онегину; о приезде Онегина в деревню, о его первых деревенских впечатлениях. Таким образом, в начале рома­на Онегин дан на фоне петербургского большого света. Поставленный автором в самые разнообразные жизненные ситуации, он раскрывается в них полно и глубоко.

Но уже в первой главе ярко и разносторонне показано отношение к нему Повествователя. Отношение это очень сложно. Повествователь то приближает к себе Онегина, то отдаляет его от себя.

Во всех случаях, когда есть опас­ность, что читатель воспримет Онегина как «типичного представителя» большого света, Повествователь сейчас же сближает его с собой и с передовой частью дворянской молодежи. Так, он подробнейшим образом рассказывает о читательских интересах своего спутника.

На книги, кото­рые читал Онегин, Повествователь обратит наше внимание и в последних главах романа. И здесь он хочет показать, что по кругу своих интересов Онегин принадлежал к пере­довой части дворянского общества. Если обратимся к ре­альной жизни, то вспомним, что такие же книги были в библиотеках Пушкина, Чаадаева, Катенина, братьев Тургеневых.

Разумеется, Онегин в отличие от Повествова­теля менее глубоко и полно воспринимает эти книги: тут сказываются и личные, субъективные читательские особен­ности того и другого, и тот факт, что Онегин учился «поне­многу чему-нибудь и как-нибудь».

Повествователь, сближая Онегина с собой рассказом о своем былом пристрастии к светским удовольствиям (строфы 29—34 — так называемое лирическое отступле­ние), снисходительно относится к увлечению своего героя театром, балами, женщинами. И уж совсем они стали неразлучны, когда Онегин разочаровался в свете:

Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательпая странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей

На самом утре наших днейИ поведав читателю в лирическом отступлении (строфы 49, 50) о своем желании «покинуть скучный брег» «непри­язненной стихии», он далее говорит:

Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны; Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены.

Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет их. Во-первых, разочаровавшись в свете, Онегин пытается писать, т. е. заняться каким-нибудь делом, лите­ратурной работой. Но «труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». А Повествователь в это самое время закончил первую главу своего романа:

Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу. Цензуре долг свой заплачу И журналистам на съеденье Плоды трудов моих отдам. Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань.

Здесь — налицо «плоды трудов», причем таких, кото­рые ввергнут автора-Повествователя в горячую литера­турную борьбу.

И во-вторых, нет у Онегина той тонкой восприимчиво­сти к поэтическим сторонам жизни, какая свойственна Повествователю. Вот отношение Онегина к деревенской природе:

Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле.

А вот что говорит о деревне Повествователь: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный. Живее творческие сны.

(…) Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

  • Постепенно это различие будет углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны.
  • Так уже в первой главе романа наметился тот принцип композиционного параллелизма, который выступает не только как принцип построения романа в целом, но и как принцип группировки действующих лиц, и как принцип построения отдельного образа-персонажа, и как принцип сложения сюжета, и в известном смысле он определяет отдельные стилистические параллели.
  • Глава 2 →
Ссылка на основную публикацию