Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман)

Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман)

Творчество Гофмана побуждает к размышлениям. Можно обойтись простыми словами, описав представленную им историю, как рассказ с уклоном в мистику, а можно изыскать нечто большее, что хочется делать постоянно, когда твоё внимание захватывает тот или иной сюжет за авторством Эрнста Теодора Амадея. Если размышлять над «Песочным человеком», то видишь детские страхи, сопровождаемые обоснованием их правдивости, приводящие главного героя впоследствии к ужасным подтверждениям дотоле опровергаемых предположений. Гофман любил писать о воплощении в жизнь фольклорных сказаний. Была в том насущная необходимость.

Читатель должен представить себе начало XIX века. В моду входят механизмы, приводимые в движение заводом, прозванные автоматонами. После наблюдения за ними все зрители приходили в восторг.

А ведь существовали и механизмы в виде людей, которыми изобретатели удивляли публику особо. Создания Вокансона интриговали людей, мрачные литературные персонажи из мяса и костей уже выходят из-под пера писателей, читателю же предстояло внимать фантазиям Гофмана.

Но Эрнст Теодор Амадей пугал на свой лад, воплощая на бумаге историю очередного сошедшего с ума человека.

Начинает Гофман с детских лет главного героя, что сызмальства боялся скрипа лестницы по ночам, воображая себе Песочного человека. Напрасно мать пыталась его убедить, будто Песочный человек специально приходит, дабы даровать детям сон.

А если это не так? Песочным человеком может оказаться противный знакомый, постоянно третирующий главного героя. Страхи всегда осуществляются наяву, если в них очень сильно верить.

Даже при отсутствии предпосылок страх будет материализован и нанесёт вред человеку.

Впечатлительность главного героя подтачивала его душевное здоровье. Мир фантазий начал преобладать над реальностью. В человекоподобном механизме он видел живого человека и не понимал, отчего всё складывается настолько удручающим для него образом.

Причин для безумства может быть великое множество, нынешний безумец излишне настрадался от способности воображать. Гофман мог позволить ему начать писать нечто посущественнее, нежели обыкновенные письма.

Талант к сочинительству у главного героя имелся, только он его не развивал.

Гофману не хватило места, чтобы раскрыть перед читателем сюжет. Эпистолярные отрывки послужили краткой вводной частью, тогда как основа «Песочного человека» свелась к отражению ряда задумок, поданных при слабом исполнении.

Объясняется ли это удручающим положение автора? Вполне возможно. Хандрить Гофману было от чего, как и пребывать в депрессии. Порой лучше ослепнуть, нежели видеть происходящее вокруг, или полюбить безжизненную куклу, но не куклу живую.

Сводить счёты с жизнью при этом необязательно.

Вялое повествование не поразит воображение читателя, даже не напугает. Гофман и ранее создавал аналогичные истории, так отчего «Песочному человеку» быть чем-то особенным? Рассказ начинается из ничего и заканчивается ничем.

Был безумец, живший грёзами, потом не стало безумца, стоило ему осознать лживость грёз.

Как Песочный человек мерещился ему по ночам, так на всю жизнь и остался он жить с ночными фантазиями, утратив способность отличать сон от яви.

Не стоит рушить сказочный сюжет, подумает читатель.

Зачем видеть в повествовании то, чего там нет? Главный герой на самом деле страдает от проказ Песочного человека, его страхи оправданы, а дальнейший кошмар — сказочный сюжет, служащий потехи ради и для острастки детской непоседливости.

Пусть будет так. Все действующие лица являются разумными персонажами и воплощают собой злые и добрые начала. Волшебным песком залеплены глаза такого читателя, иначе сию слепоту объяснить не получится.

Бояться надо в меру и нужно провести границу между фантастическим вымыслом чьих-то злых намерений с настоящим положением дел. Не надо искать тайное там, где его нет. Тогда душевное здоровье будет в порядке и разум не расплавится от увиденного через подзорную трубу, показывающую картинку в ограниченном виде, к тому же с искажениями.

Константин Трунин

Дополнительные метки: гофман песочный человек критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, содержание, E. T. A. Hoffmann Der Sandmann analysis, review, book, content, The Sandman

Это тоже может вас заинтересовать:
— Золотой горшок
— Эликсиры сатаны
— Щелкунчик и мышиный король
— Майорат
— Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
— Королевская невеста
— Повелитель блох

Гофман «Песочный человек» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв

Эрнст Теодор Амадей Гофман – немецкий писатель-романтик, композитор, художник, сказочник, имел способности в музыке и рисовании. Автор знаменитого «Щелкунчика» и множества других известных сказок, романов и повестей.

Одним из произведений автора является новелла «Песочный человек», написанная в 1815 году.

Анализ новеллы «Песочный человек» (Гофман)

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Натаниэль рассказывает брату своей возлюбленной Клары, что он спустил с лестницы продавца барометров Джузеппе Копполу. Он принял его за адвоката Коппелиуса.
  2. В детстве Натаниэлю рассказывали сказки про Песчаного человека, который похищает детей, относит на луну своим детям, а те выклевывают глаза.

    Натаниэль в детстве считал Коппелиуса этим Песчаным человеком.

  3. Коппелиус с отцом Натаниэля занимались алхимией, из-за неудачного опыта отец Натаниэля погиб, а Коппелиус исчез.
  4. Клара успокаивает Натаниэля, логически объясняя все детские переживания и страхи своего жениха.

    Но Натаниэль погружается в мрачные мысли и отдаляется от Клары, назвав ее «бездушный автомат».

  5. У Натаниэля сгорела квартира в которой он жил, во время обучения в другом городе. Он поселяется напротив окон профессора Спаланцани, видит в его окнах дочь профессора – Олимпию, и влюбляется в нее.

  6. Натаниэль случайно видит, как Коппола и Спаланциани делят Олимпию, он понимает, что Олимпия – это деревянная кукла. Он сходит с ума.
  7. Оправившись от своего помешательства, Натаниэль женится на Кларе. Они поднимаются на башню ратуши, он видит в дали вторую Клару. Безумство возвращается.

    Натаниэль хотел убить свою Клару, но ее спас брат. Натаниэль упал на мостовую.

Главные герои

  • 1) Натаниэль – студент, перенес психологическую травму в детстве.
  • 2) Клара – возлюбленная Натаниэля, умная девушка с легким, веселым и непринужденным характером.
  • 3) Лотар – брат Клары.
  • 4) Коппелиус – адвокат, сильно напугал Натаниэля, когда тот был маленьким, занимался алхимией.
  • 5) Джузепе Коппола – продавец барометров, ученый, оптик.
  • 6) Спаланциани – профессор физики, ученый, выдавал деревянную куклу за свою дочь Олимпию.
  • Читайте по теме: Сказки Гофмана для читательского дневника

Главная мысль

Эта новелла о чувствах, мыслях и страхах человека.

Чему учит?

Новелла учит верить в добро, отличать действительное от вымышленного, разумно смотреть на окружающую действительность.

Пословицы

  1. 1) Всяк страх изгоняет любовь.
  2. 2) Глаза – зеркало души.
  3. 3) Любовь слепа, доведет до беды и попа.

Отзыв

Новелла «Песочный человек» мне показалась страшной. Натаниэлья в детстве пугали песчаным человеком, свой страх он перенес на адвоката Коппелиуса. Став взрослым Натаниэль, встречает продавца барометров Копполу и детский страх колышется в его душе.

Он мучает его на столько, что Натаниэль меняется, не слышит доводов разума, которые излагает его возлюбленная Клара. Он влюбляется в Олимпию, которая часами может слушать о его переживаниях и внутренних терзаниях. А когда Натаниэль узнает, что Олимпия механическая кукла, когда видит ее глаза, катящиеся по полу, он окончательно сходит с ума.

Все кончается смертью Натаниэля и Копеллиусом, который спрятался в толпе. Лишь Клара находит в дальнейшей жизни свое счастье.

Аудиосказка «Песочный человек»

«Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана

Одна из самых известных новелл Э.Т.А. Гофмана появилась на свет в ноябре 1815 года.

Первая редакция произведения несколько отличалась от второй, отправленной 24 ноября издателю Георгу Реймеру и вошедшей в 1817-м году в сборник «Ночных рассказов»: в ней дьявольское воздействие Коппелиуса имело более всеобъемлющую, физическую природу и касалось не только главного героя – Натанаэля, но и его возлюбленной – Клары, которая в начале слепла от прикосновения старого адвоката, а затем погибала. Оставив Коппелиуса воздействовать только на душу Натанаэля, Гофман придал новелле большую психологичность и, вместе с тем, необъяснимую мистичность происходящего.

Название произведения связано с фольклорным западноевропейским образом Песочного человека: в трактовке матери Натанаэля – это красивая метафора, которой она объясняет процесс «запорашивания глаз» перед сном; в понимании старой нянюшки – это реальное злое существо, которое бросает непослушным детям песок в глаза, так, что они наливаются кровью, после чего прячет их (детей) в мешок и относит на Луну, в совиное гнездо, к своим отпрыскам, которые кривыми клювами окончательно лишают малышей зрения. Натанаэль по малолетству принимает рассказ старой женщины за правду. Он начинает увлекаться всем чудесным и таинственным. Со временем герой понимает, что Песочный человек – не совсем то, что о нём говорят, и перестаёт связывать свои детские страхи с неизвестным ему персонажем, приходящим к отцу в девять часов вечера.

Взросление Натанаэля позволяет ему выйти за рамки мистического восприятия мира, но показывает его неготовность к постижению мира реального: в десять лет мальчик становится свидетелем странных действий, производящихся отцом и старым адвокатом Коппелиусом, смертельно пугается последнего и несколько недель проводит в горячке.

Новые детские страхи объясняются (героем, автором, Кларой) реальным неприятием мерзкого гостя, обладающего как ужасной внешностью, так и жуткими манерами, одной из которых является стремление специально трогать детские сладости, зная, что после этого малыши не смогут к ним прикоснуться.

Непонятные Натаниэлю действия (впоследствии Клара выяснит у знакомого аптекаря, что речь шла об алхимии) и преображение во время них отца, в лице которого появляется нечто сатанинское, делающее его похожим на Коппелиуса, связываются в сознании главного героя с нападением на него старого адвоката и смертью отца – всем тем, что может создать самые кошмарные жизненные впечатления у человека.

С точки зрения психологии, получивший тяжёлую психологическую травму Натанаэль несёт на себе её разрушительное воздействие на протяжении всей юности (времени учёбы в Г.). С позиции сюжетных событий, всё выглядит несколько иначе, но, как часто бывает у Гофмана, может иметь, как минимум, две трактовки: фантастическую и реальную.

Вторая встреча Натанаэля с Коппелиусом происходит вне стен родного дома. Старый адвокат представляется герою в начале продавцом барометров, а затем – пьемонтским механиком Копполой, занимающимся продажей разнообразных оптических приборов (лорнетов, очков, подзорных труб и т.п.).

Столкнувшись нос к носу с дьявольским существом, Натанаэль приходит в ужас и начинает предчувствовать свою скорую гибель.

Первое время он держится благодаря Кларе, считающей его страхи – пустыми бреднями, Лотару – предлагающему не впускать в свою душу ненужные эмоции, профессору Спаланцани, подтверждающему итальянское происхождение Копполы, а значит и отсутствие связи между ним и немцем Коппелиусом.

Натанаэль даже делает шаг навстречу Копполе, который вкладывает в его руки карманную подзорную трубу, ставшую очередным мостиком на пути к окончательной гибели.

Сближение Натанаэля и Олимпии начинается с вполне реального события – пожара, приключившегося в доме, где главный герой снимал комнатку. Что послужило основной для бедствия – в новелле не указывается.

Известно только то, что друзьям студента удалось спасти его книги и манускрипты и снять новую комнату, как раз напротив окон профессора Спаланцани. Так у Натанаэля появилась чудесная, но объяснённая реальной причиной, возможность видеть прекрасную Олимпию.

Подзорная труба Копполы приблизила интересующий студента объект, но, вопреки реальным свойствам предмета, показала автоматический механизм в виде живого человека. Чем больше Натанаэль смотрел на Олимпию через дьявольский прибор, тем сильнее он в неё влюблялся.

За каких-то три дня из сердца молодого человека ушли все, кто был ему дорог, – Клара, мать, Лотар. Натанаэль даже чуть было не поругался со своим лучшим другом Зигмундом, осмелившимся подчеркнуть механичность поведения Олимпии – её размеренную поступь, её ровный, красивый голос.

Страстная любовь Натанаэля к Олимпии – классическое выражение дьявольского ослепления человека.

Несмотря на то, что юноша периодически ловит себя на холодности рук и губ возлюбленной, на её немногословности, на её странном поведении, он всё равно не может отступить от своего чувства, которое на самом деле является ничем иным, как себялюбием.

В каком-то смысле Натанаэль влюбляется в бездушный автомат в силу собственного характера: ему нравится, когда его слушают, не прерывая; когда от всего сказанного им приходят в восторг; когда он видит в любимом человеке отражение своей собственной души и ничего больше.

Весёлая, жизнерадостная, рассудительная Клара представляется погружённому в мистические настроения Натанаэлю холодной, бездушной, не понимающей его особой.

Как только герой приходит в себя, настоящая возлюбленная вновь становится близка его сердцу.

Судьба Клары – прекрасна: девушка переживает покушение на жизнь, безумие и гибель Натанаэля, но находит в себе силы выйти замуж и жить в счастье и довольстве с мужем и двумя сыновьями. Главный герой не выдерживает безумия и погибает.

Мотив автомата, выразившийся в страшном выводе о неотличимости механического/мёртвого от естественного/духовного, тесно связан в новелле с символическим образом глаз, являющихся отражением как души человека, так и его жизни.

В детстве Натанаэль боится за свои глаза (Песочный человек, Коппелиус); в юности – он влюбляется в искусственные глаза Олимпии.

Приступы безумия посещают героя каждый раз, когда возникает опасность потери зрения (угрозы Коппелиуса вырвать глаза, вырванные глаза Олимпии, использование подзорной трубы Копполы).

  • «Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана

  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана

  • «Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана

  • «Золотой горшок», художественный анализ повести-сказки Гофмана

  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», краткое содержание по главам новеллы Гофмана

  • «Золотой горшок», краткое содержание по главам повести-сказки Гофмана

  • «Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, краткая биография

  • По произведению: «Песочный человек»
  • По писателю: Гофман, Эрнст Теодор Амадей

Анализ сказки Песочный человек Гофмана – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В произведении Э.Т.В Гофмана «Песочный человек», как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.

Песочный человек — это персонаж западноевропейской культуры. Им пугали перед сном детей, которые не могли уснуть.

По преданию, песочный человек кидал детям в глаза песок, отчего зрительный анализатор наливался кровью. Дети жмурились.

В это время песочный человек клал детей в мешок и относил к совятам, которые своими клювьями лишали детей зрения. Такой рассказ главный герой услышал от своей нянечки.

С тех пор Натанаэля интересовало все мистическое и необычное. Он видел что-то волшебное в посещении Коппелиусом по вечерам его отца. Сам Коппелиус считался для него необычным человеком. Он ненавидел детей и хотел сделать им пакости.

Ему стало интересно понять, чем занимается его родитель с гостем, поэтому он спрятался в шкафу, но выпал от страха. Взгляд Коппелиуса, устремленный на Натанаэля, залег в его душу надолго. В один из таких дней его отец умирает.

Молодой человек видит в этом вину гостя, но его все убеждают, что отец погиб после неудачного занятия алхимией.

Образ Коппелиуса действует на главного героя на протяжении всей книги. Он видит его в торговце барометров и в Копполе. У последнего он покупает подзорную трубу, которая является своеобразным мостиком к его гибели.

С помощью оптического устройства молодой человек наблюдает за Олимпией. Многие замечают ее механичность, немногословность. Однако, Натанаэль не видит в ней искусственную куклу. Ему нравится, что девушка поддерживает все его идеи и мысли, всегда с ним соглашается. Этого он не мог найти в другой своей возлюбленной — Кларе.

Клара — антипод Олимпии. Она простая, честная, любящая, живая, эмоциональная. Девушка имеет свое мнение и четкую позицию. С ней непросто, так как она живой человек. Это не нравилось Натанаэлю, который хотел видеть в своей избраннице полного подчинения.

Мысли о механической кукле не покидали его до последнего. Даже после похищения Олимпии он отрицал ее искусственность. Помешательство на приборе стало причиной его сумасшествия и скорого самоубийства.

Клара оказалась выше своего возлюбленного и смогла преодолеть боль утраты. Девушка оказалась действительно сильной личностью. Она обрела свое счастье с другим человеком и стала счастливой мамой двух прекрасных мальчиков, сцену с которыми показывает автор в конце сказки.

Картинка к сочинению Анализ сказки Песочный человек Гофмана

ПредыдущаяСледующая

Книга «Песочный человек»

Признаться, мне очень нравятся немецкие философы (Гете, Гофман, Гессе.. я не говорю о немецких композиторах), так что «горячий привет» тем людям, которые объясняют исторические явления ссылаясь на «порочность нации как таковой».

Песочный человек – один из поздних рассказов Гофмана. Я читал еще у него «Эликсиры Сатаны» – произведение раннее по отношению к «Песочному человеку», но существенно более объемное. По «Эликсирам..» напишу отдельно, когда перечитаю.

Мистицизм Гофмана «пограничный», автор тебя будто оставляет на распутье: ты можешь поверить в магию, дьявола, «злой рок», а можешь остаться в рамках рационального и признать, что весь мистицизм – это плод воображения и детской впечатлительности.

Вообще, такой прием наряду с чувством незавершенности, оставляет, конечно, и простор для…

Развернуть

В сборнике Гофмана, помимо «Песочного человека», содержится еще шесть новелл писателя: «Игнац Деннер», «Пустой дом», «Каменное сердце», «Магнетизер» и «Приключения накануне Нового года».

Прочитав их всех, с уверенностью можно утверждать – это классика эпохи романтизма, времен, когда нравственные ценности, были мерилом мироздания и миропонимания человека эпохи XIX века.

Где ценность женщины как таковой, была безусловной, будь то подруга Клара, жена Джорджина, искусственная Олимпия или непревзойденная Баронесса.

Аура уважения и трепета перед женщиной, свойственна абсолютно всем произведениям эпохи романтизма (к сожалению, в современном обществе, потребления и информации, отношение к женщине как таковой несет в большинстве своем, лишь утилитарный характер, в прочем, как и к «Другому» в…

Развернуть

Книги о безумии всегда так странно, сложно и вместе с тем так притягательно читать. Бред, переплетенный с больными и причудливыми фантазиями сумасшедшего.

В это сложно поверить, но читая, с какой страстью больной отдается этим фантазиям, сила этой страсти словно передается и тебе, и ты уже под очарованием этой книги, непонятной, запутанной (а бредни, порожденные воспаленным разумом, другими быть и не могут…)

Детские страшилки вторгаются во взрослую жизнь подобно хозяевам положения (вот как опасно пугать и воспитывать детей такими примерами: впечатлительная душа ребенка ничего не забывает…), и Песочник (Песочный Человек) приобретает над Натаниэлем, этим чересчур чувствительным юношей реальную власть и становится порождением дьявола (ах, знали бы его мать и нянюшка, к каким серьезным…

Развернуть

Эрнст Теодор Амадей Гофман писатель и создатель многих известных произведений и историй, которые не раз перечитывались мной в детстве. Но вот его новелла “Песочный человек” как-то ускользнула от меня, и познакомилась я с данным произведением только сейчас.

История подана читателю в виде переписки между основными персонажами новеллы – Натаниэлем и Кларой (невестой Натаниэля) и Лотаром (брат Клары).

В начале “Песочного человека” главный герой делится своими переживаниями, полученными в детстве от увиденной смерти отца.

Но источником и воплощением страха Натаниэля является адвокат, работавший с отцом – Коппелиус, чей образ в книге описан весьма живо, четко и вызывает желание повести от холодка повести плечами.

Остальные же два письма, написанные Натаниэлю уже Кларой и Лотаром,…

Развернуть

Книга о больной фантазии… Самое страшное, что так сложно провести грань между чересчур и нормой, то с чем сталкивается герой произведения и благодаря ему, читатель, это не норма точно, а именно больная фантазия, которая и привела к трагическим последствиям.

Читатель знакомится с детством героя, с тем как его мама пугала сына песочным человеком. Она это делала не со зла, многие прибегали к такому методу воздействия на детей, даже сейчас так делают некоторые.

У героя книги отличное воображение, он с легкостью рисует образ пугающего существа и проносит страх через всю жизнь.

Необычная, болезненная любовная линия поражает и, честно говоря, вызывает отвращение, хотя она очень четко показывает, что для любви важнее наше представление о человеке которого мы любим, чем то какой он на самом…

Развернуть

Первое, о чем хочется сказать, что я, читая эту страшную сказку не для детей, очень часто посмеивалась и улыбалась. Многие места в книге показались ироничными. Коппелиус меня изрядно повеселил, особенно в образе продавца Копполы. Что меня смешило не могу точно определить.

Возможно это какие-то личные ассоциации с продавцами барометров (совершенно нормальные люди, живущие по соседству) или фамилия знаменитого кинорежиссера Фрэнсиса Форда Копполы.
Гофмана люблю уже только за его “Щелкунчика и крысиного короля”, ожидала такого же сказочного волшебства.

Но без Петра Ильича Чайковского волшебство получилось иное (представляю какой бы мог получиться балет с загадочной Олимпией). Смех в сторону.
Не пугайте детей перед сном ни какими бабайками – песочными человеками, костоправами,…

Развернуть

Одно из самых страшных родительских изуверств – это забыть о детской впечатлительности и высочайшем уровне фантазии. Выдумать какое-нибудь создание и считать, что ребенок так же как и взрослый будет понимать, что это лишь вымысел.

Не озаботиться при этом тем, как ты доносишь до сына или дочери “существование” этой мифической фигуры.

У меня всегда остается вопрос “не имеют ли каких-нибудь интеллектуальных отклонений” отцы и матери, рассказывающие о монстрах под кроватью, песочном человеке или еще какой-нибудь фигне с целью послушного поведения ребенка – они действительно столь слабы умом, что им даже не приходит в голову, что это существо в большинстве случаев станет поводом для формирования страха или даже фобии у ребенка? Ведь россказни матери главного героя этой новеллы Гофмана о…

Развернуть

“Гофман для взрослых”, оказался не так хорош, как “Гофман для детей”.
После “Щелкунчика”, этот рассказ показался очень мрачным, с некоторой долей мистики и детскими страхами, которые переросли во взрослую фобию.

Песочный человек – это кто-то вроде Морфея или Гипноса. Страшный дядька, который приходит ночью к детям и бросает им в глаза песок, чтобы глаза у тех покраснели и быстрее слиплись.

Короче, выполняет функции телевизора и компьютера:)
Приходит такой Песочный человек и в дом маленького Натаниэля, только не к нему, а к его отцу.
Натаниэль ужасно боится этого Песочного человека, которого зовут Коппелиус.

Далее мы наблюдаем переписку студента Натаниэля с его сводными братом и сестрой.
Он делится с ними своими страхами и говорит, что страшный Коппелиус вернулся.
Любовь к прекрасной…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 343

Анализ новеллы Песочный человек Гофмана

Произведение представляется собой переписку нескольких персонажей новеллы в виде трех писем.

Главным героем новеллы является Натаниэль, который не может избавиться во взрослой жизни от детских страхов, усугубляющихся постепенно.

В раннем детстве мать, укладывая сына спать, часто запугивала его образом Песочного человека, который забирает непослушных детей на планету Луна и лишает их глаз.

При этом часто, стараясь побыстрее заснуть, мальчик слышит раздающиеся на лестнице шаги, которые принадлежат приятелю отца Натаниэля, адвокату Коппелиусу, с которым глава семейства проводит совместные научные эксперименты.

Этот мужчина всегда вызывает ужас в душе мальчика, поскольку от него исходит отвращение и жестокость. Иногда Натаниэлю кажется, что адвокат Коппелиус и является тем самым песчаным человеком.

Во время проведения одного из экспериментов отец мальчика погибает, а адвокат бесследно исчезает, скрываясь от полиции.

Мать Натаниэля принимает в семью двух осиротевших детей брата и сестру Клару и Лотара. Достигнув совершеннолетия, Натаниэль и Клара обручаются, однако Клара замечает в поведении юноши определенные странности в виде написания чудных стихов, сочинения разных историй.

Натаниэль отправляется на обучение в другой город, где знакомится с продавцом барометров Копполо, который смутно напоминает ему Коппелиуса. Он решается встретиться с Копполо, чтобы отомстить за смерть отца. Об этом он пишет в письме к Кларе. При этом девушка пытается переубедить Натаниэля, убеждая его в существовании лишь его нервных фантазий.

Однако преподаватель юноши Спаланцани, с которым Натаниэль сдружился, переубеждает его в этом. Профессор знакомит молодого человека со своей дочерью Олимпией, являющуюся восхитительной красивой девушкой, но при этом отличающейся холодностью, молчаливостью и загадочностью.

Натаниэль приезжает на каникулы домой, и Клара находит его очень изменившимся, поскольку юноша выглядит мрачным, задумчивым, делится с девушкой мистическими предчувствия. Клара не выдерживает и высказывает жениху все. Что ее раздражает. В ответ Натаниэль выкрикивает девушке о ее холодности и бесчувственности, за что оказывается вызванным на дуэль Лотаром. Кларе удается предотвратить дуэль.

Вернувшись на учебу, Натаниэль обнаруживает свою квартиру сгоревшей при пожаре, поэтому он вынужден поселиться в квартире напротив дома профессора Спаланцани. Там он видит Олимпию и влюбляется, однако в один из дней он обнаруживает в доме Коппелиуса и раскрывает тайну Олимпии, которая оказывается не человеком, а обычной куклой.

Натаниэль возвращается домой и женится на Кларе. Но в один из дней на прогулке под воздействием своего психического состояния чуть было не убивает ее, а затем заканчивает свою жизнь самоубийством.

Несколько интересных сочинений

«Песочный человек» за 7 минут. Краткое содержание новеллы Гофмана

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ новеллы Песочный человек Гофмана

Произведение представляется собой переписку нескольких персонажей новеллы в виде трех писем.

Главным героем новеллы является Натаниэль, который не может избавиться во взрослой жизни от детских страхов, усугубляющихся постепенно.

В раннем детстве мать, укладывая сына спать, часто запугивала его образом Песочного человека, который забирает непослушных детей на планету Луна и лишает их глаз.

При этом часто, стараясь побыстрее заснуть, мальчик слышит раздающиеся на лестнице шаги, которые принадлежат приятелю отца Натаниэля, адвокату Коппелиусу, с которым глава семейства проводит совместные научные эксперименты.

Этот мужчина всегда вызывает ужас в душе мальчика, поскольку от него исходит отвращение и жестокость. Иногда Натаниэлю кажется, что адвокат Коппелиус и является тем самым песчаным человеком.

Во время проведения одного из экспериментов отец мальчика погибает, а адвокат бесследно исчезает, скрываясь от полиции.

Мать Натаниэля принимает в семью двух осиротевших детей брата и сестру Клару и Лотара. Достигнув совершеннолетия, Натаниэль и Клара обручаются, однако Клара замечает в поведении юноши определенные странности в виде написания чудных стихов, сочинения разных историй.

Натаниэль отправляется на обучение в другой город, где знакомится с продавцом барометров Копполо, который смутно напоминает ему Коппелиуса. Он решается встретиться с Копполо, чтобы отомстить за смерть отца. Об этом он пишет в письме к Кларе. При этом девушка пытается переубедить Натаниэля, убеждая его в существовании лишь его нервных фантазий.

Однако преподаватель юноши Спаланцани, с которым Натаниэль сдружился, переубеждает его в этом. Профессор знакомит молодого человека со своей дочерью Олимпией, являющуюся восхитительной красивой девушкой, но при этом отличающейся холодностью, молчаливостью и загадочностью.

Натаниэль приезжает на каникулы домой, и Клара находит его очень изменившимся, поскольку юноша выглядит мрачным, задумчивым, делится с девушкой мистическими предчувствия. Клара не выдерживает и высказывает жениху все. Что ее раздражает. В ответ Натаниэль выкрикивает девушке о ее холодности и бесчувственности, за что оказывается вызванным на дуэль Лотаром. Кларе удается предотвратить дуэль.

Вернувшись на учебу, Натаниэль обнаруживает свою квартиру сгоревшей при пожаре, поэтому он вынужден поселиться в квартире напротив дома профессора Спаланцани. Там он видит Олимпию и влюбляется, однако в один из дней он обнаруживает в доме Коппелиуса и раскрывает тайну Олимпии, которая оказывается не человеком, а обычной куклой.

Натаниэль возвращается домой и женится на Кларе. Но в один из дней на прогулке под воздействием своего психического состояния чуть было не убивает ее, а затем заканчивает свою жизнь самоубийством.

Другие сочинения: ← Анализ Повести о настоящем человеке Полевого↑ ДругиеАнализ сказки Морозко →

Песочный человек

Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своём детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.

В детстве Натаниель и его сёстры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придёт Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжёлые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.

Продолжение после рекламы:

Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.

Так продолжалось много лет, а я всё не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моём воображении.

Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.

Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.

Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребёнка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.

Брифли существует благодаря рекламе:

Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.

Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника — он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.

Клара случайно читает письмо, адресованное её брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что всё это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.

Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.

В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма. Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус.

В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Учёный знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец.

Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.

Продолжение после рекламы:

Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника — Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.

После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что её возлюбленный сильно изменился — стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.

Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре тёмных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.

Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.

Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довёл невесту до слёз, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.

Брифли существует благодаря рекламе:

К учёбе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии — девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.

Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился её совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.

Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте.

Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки её холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление.

Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его — юноша ничего не хотел слушать.

Реклама:

После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.

Никогда ещё не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился всё пламенней и живее.

Юноша шёл делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру. Это была лишённая глаз Оливия.

Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретённый профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.

Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюблённые решили сыграть свадьбу.

Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в неё, и его снова охватило безумие.

Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.

Реклама:

Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила. Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город. Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.

Клара переехала в отдалённую местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».

В чем смысл?

Идея создания фантастической новеллы о заводной кукле и влюбившемся в неё юноше возникла у Гофмана не случайно. В 18-19 вв. в Европе были весьма популярны показы различных механизмов, например, автоматов Вокансона, имитировавших деятельность человека. Пораженный правдоподобностью таких изобретений, автор создаёт своего «Песочного человека.

Мотив автомата в сказке появляется еще до знакомства Натанаэля с Олимпией. «Ты бездушный, проклятый автомат!» — такой гневный упрек позволяет себе юноша в адрес Клары, когда та отказывается одобрить его стихи. Куклу же герой воспринимает как единственное существо, способное его понять. Так взаимопроникают два противопоставленных мира.

Другим сквозным мотивом «Песочного человека» являются глаза. Именно «светлые глаза» Клерхен вспоминает Натанаэль в своём письме к Лотару, на глаза же покушается Песочный человек, на них хотел посягнуть и Коппелиус, когда застал героя в отцовском кабинете.

То, что в первую очередь отражает душу человека, привлекло внимание юноши в кукле Олимпии. Ему казалось, что её глаза «испускают влажное лунное сияние». Увидев их мертвыми, брошенными на пол, персонаж не смог примириться с тем, что его любовь — заводная кукла.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой произведения – Натанаэль, студент из небогатой семьи. Уже из его первых писем следует, что этот юноша с детства был весьма впечатлительным и восприимчивым. Он не согласен принимать мир простым и обыденным, каким он кажется многим. Гофман не без иронии изображает романтическую воодушевленность молодого человека.

    Воображая себе то, чего нет на самом деле, персонаж не смог отличить истинные чувства живого человека от однообразных действий механической куклы. Грёзы завладели им настолько, что даже, казалось бы, взглянув в глаза реальности, он не смог смириться с нею.

  2. Возлюбленная Натанаэля Клара, добрая и рассудительная девушка.

    Ей чужды поэтические воззрения её друга, однако же он несправедливо обвинял девушку в непонимании и бесчувственности: только она была способна осознать, какую опасность представляет столь далеко зашедшая фантазия. Героине противопоставлен образ Олимпии – представительницы мира автоматов. Ей, если можно так сказать, всё человеческое было чуждо.

    Безупречная в каждом движении, в каждой ноте, неспособная возразить или сделать неловкий жест, она покорила сердце юноши. Но раскрывшаяся правда свела его с ума.

  3. Самым спорным персонажем является Коппелиус. Если смотреть на действие новеллы глазами Натанаэля, то этот герой предстаёт перед нами в трёх ипостасях: адвокат Коппелиус, продавец Коппола и, конечно же, сам Песочный человек.

    Рассудив, подобно Кларе, мы сделаем вывод, что Коппола и Коппелиус — лишь совпадающие имена разных личностей, а Песочный человек остался в детских сказках.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • У страха глаза велики.
  • Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.

Сказочная новелла Гофмана Песочный человек – самое известное и популярное произведение автора. Историю Песочный человек читать рекомендовано взрослым и детям старше 14 лет.

Не стоит буквально воспринимать все рассуждения Гофмана в лице главного героя Натанаэля, присмотритесь внимательнее и вы увидите в них много скрытого смысла, живой энергии; сможете прочувствовать, насколько детские психические травмы способны укрепляться в сознании человека и преследовать его всю жизнь.

Романтизм в новелле

Вполне возможно представить себе существование сказок Гофмана вне контекста романтизма, но нельзя исключить влияние идей этой эпохи.

Философские рассуждения Канта и Гегеля о познаваемости быта и бытия развили у романтиков тенденцию полагать, что существует не один мир.

Так родилась идея двоемирия, которую Гофман в «Песочном человеке» воплощает по-своему.

Здесь сталкиваются не фантазийный небесный и бренный земной миры, как это можно встретить у ранних романтиков, а мир безупречных автоматов и людей, живых, чувствующих и способных ошибаться.

Другой неотъемлемой составляющей романтизма является образ поэта. Опять же, в рассматриваемой новелле это не герой, наделённый особой способностью слышать голос свыше, не проводник между людьми и небом, как это было у ранних романтиков, например, у Новалиса. Образ Натанаэля создан Гофманом с немалой долей иронии, а любой фантазии непонятого поэта можно найти рациональное объяснение.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сказка Песочный человек – мистическая новелла Амадея Гофмана. Она не предназначена для детского чтения. Родителям полезно прочитать новеллу, чтобы уяснить: никогда не стоит пугать детей никакими монстрами, бабайками и прочими чудовищами, рассказывать им страшные сказки перед сном. Из страшных сказочных образов вырастают детские страхи, которые могут разрушить психику ребенка.

Ссылка на основную публикацию