Анализ стихотворения «три пальмы» (м.ю. лермонтов)

Главная › Стихи › Философские стихи

24.03.2019

Стихотворение «Три пальмы» (полный текст здесь) написано Лермонтовым на тему аравийской легенды. Это произведение изложено в жанре баллады в присущем Лермонтову романтическом стиле. Романтизм диктует свои правила и законы. Гибель одного или нескольких главных героев – это одно из правил романтизма. Выбрано экзотическое для россиянина место действие – пустыня в Аравии.

Композиция

В балладе о 3-х пальмах 10 шестистрочных строф. Условно произведение можно разделить на 4 части.

  1. Экспозиция занимает первые 2 строфы. В ней автор знакомит читателя с главными героинями произведения и местом действия, подводит к завязке.
  2. Завязка сюжета занимает еще 2 строфы. Пальмы ропщут, и появляется караван, который расположился на ночлег.
  3. 7-я строфа подводит читателя к кульминации, и 8-я строфа кульминация произведения
  4. Следующие 2 строфы – это грустная развязка.

Таким образом, композиция в этом произведении линейная, а само произведение развивается с хронологической последовательностью.

Сюжет и герои произведения

Вкратце сюжет выглядит так. Три пальмы росли посередине пустыни. Между ними, оберегаемый этими пальмами, бежал ручей. Он давал им живительную влагу, а пальмы оберегали ручей от ветров и зноя. Таким образом, сложилось в природе равновесие.

Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)

Главные герои стихотворения – три пальмы. Они росли, радовались благополучному существованию, оберегали ручей, возроптали и погибли, отдав тепло неблагодарным людям. Они горды, высокомерны и немного строптивы. Причиной их гибели становится тщеславие. Ручей, Бог, люди из каравана – это герои второго плана. Они непосредственно взаимодействуют с пальмами.

Идея и проблема

Таким образом, несмотря на романтизм и сказочность сюжета, Лермонтов один из первых литераторов поднял проблему взаимодействия человека с природой. В этом заключается главная мысль произведения. Пока маленький оазис никто не посещал, равновесие в природе более-менее существовало, а жизнь продолжалась.

Идея произведения – нужно быть благодарным Богу за то, что Он дает. Бог не случайно оберегал пальмы, направляя караваны другими путями. Он оберегал маленький оазис в пустыне. Как только пальмы начали роптать, Бог исполнил их просьбу и направил к ним путешествующий караван.

Средства стихосложения и выразительности

Стихотворение изложено шестистрочными строфами, рифмы параллельные. 2 первые и 2 последние пары – мужские, средние две строки рифмы женские, безударные. Ритм стиха — четырехстопный амфибрахий.

Это произведение богато средствами выразительности, которые передают настроение, видение Лермонтовым Аравийской пустыни, и развернувшейся на ней драмы.

  • В этом произведении множество эпитетов: холодная (волна), знойные (лучи), летучие (пески) голубая (даль), золотой (песок), махровая (глава), нежданные (гости), (пепел) седой, гремучим (ключом), (коршун) хохлатый.
  • Поскольку неодушевленные растения в балладе получили одушевление, они ведут себя, как живые, то здесь обязательно присутствуют олицетворения: гордые (пальмы), пылающая (грудь), веселый (стан), следом печальным.
  • Метафоры: одежда (листья), тела (стволы пальм).
  • Сравнения: (караван) шел колыхаясь, как в море челнок.
  • Метонимия: верблюды шли, взрывая песок; араб горячил вороного коня; пальмы приветствуют; умчался туман; шепчутся листья.
  • Перифраз: питомцы столетий, степной нелюдим (в данном контексте нелюдим – существительное).

В этом анализе стихотворения «Три пальмы» стоит вспомнить о том, что оно перекликается с пушкинским «Подражанием Корану». Не факт, что Лермонтов взял за основу произведение поэта, перед которым всю жизнь преклонялся.

Притчу о пальмах в пустыне могли рассказать Лермонтову образованные горцы, умевшие и переводить Коран.

Именно в лермонтовской интерпретации видна исламская религиозная мораль – необходимость безропотного поклонения Богу и доверия Ему, его воле.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова Ссылка на основную публикацию Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов) Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)

Три пальмы ???? краткое содержание, о произведении

  • В песчаных степях аравийской земли
  • Три гордые пальмы высоко росли.
  • Родник между ними из почвы бесплодной,
  • Журча, пробивался волною холодной,
  • Хранимый, под сенью зеленых листов,
  • От знойных лучей и летучих песков.
  • И многие годы неслышно прошли;
  • Но странник усталый из чуждой земли
  • Пылающей грудью ко влаге студеной
  • Еще не склонялся под кущей зеленой,
  • И стали уж сохнуть от знойных лучей
  • Роскошные листья и звучный ручей.
  • И стали три пальмы на бога роптать:
  • “На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
  • Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
  • Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

  1. Не прав твой, о небо, святой приговор!”
  2. И только замолкли – в дали голубой
  3. Столбом уж крутился песок золотой,
  4. Звонком раздавались нестройные звуки,
  5. Пестрели коврами покрытые вьюки,
  6. И шел, колыхаясь, как в море челнок,
  7. Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
  8. Мотаясь, висели меж твердых горбов
  9. Узорные полы походных шатров;
  10. Их смуглые ручки порой подымали,
  11. И черные очи оттуда сверкали…
  12. И, стан худощавый к луке наклоня,
  13. Араб горячил вороного коня.
  14. И конь на дыбы подымался порой,
  15. И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
  16. И белой одежды красивые складки
  17. По плечам фариса вились в беспорядке;
  18. И с криком и свистом несясь по песку,
  19. Бросал и ловил он копье на скаку.
  20. Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
  21. В тени их веселый раскинулся стан.
  22. Кувшины звуча налилися водою,
  23. И, гордо кивая махровой главою,
  24. Приветствуют пальмы нежданных гостей,
  25. И щедро их поит студеный ручей.
  26. Но только что сумрак на землю упал,
  27. По корням упругим топор застучал,
  28. И пали без жизни питомцы столетий!
  29. Одежду их сорвали малые дети,
  30. Изрублены были тела их потом,
  31. И медленно жгли до утра их огнем.
  32. Когда же на запад умчался туман,
  33. Урочный свой путь совершал караван;
  34. И следом печальный на почве бесплодной
  35. Виднелся лишь пепел седой и холодный;
  36. И солнце остатки сухие дожгло,
  37. А ветром их в степи потом разнесло.
  38. И ныне все дико и пусто кругом –
  39. Не шепчутся листья с гремучим ключом:
  40. Напрасно пророка о тени он просит –
  41. Его лишь песок раскаленный заносит
  42. Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
  43. Добычу терзает и щиплет над ним.

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)

С. Литвинцева. Пейзаж с пальмами. 2012

Стихотворный сюжет рассказывает о трёх пальмах, счастливо растущих на территории райского оазиса, расположенного  у самого родника, посреди пустынных песков. Их покой внезапно нарушает сомнение:  правильно ли существуют эти «счастливые» пальмы, если они не могут никому принести пользу, так как растут в пустыне.

Неожиданно, на территорию райского оазиса, по воле небес, вторгается караван. Арабы, облачённые в белоснежную одежду, с жадностью поглощают холодную воду родника, расположившись в спасительной тени трёх пальм.

Но с наступлением рассвета арабы срубают деревья с единственной целью: развести костёр, чтобы согреться возле него.

Люди, без малейшей благодарности, принимают жертвенность трёх пальм, навечно уничтожив райский уголок пустынной земли.

 История создания

Это произведение является образцом зрелого творчества поэта. Лермонтов написал его в 1838 году, через год оно увидело свет на страницах «Отечественных записок».

В этом произведении автор использует ряд образов из известного произведения А.С. Пушкина «Подражания Корану». Но, в отличие от Пушкина, Лермонтов делает акцент на мировоззренческих вопросах  смысла жизни и человеческого предназначения.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – это баллада, включающая десять четверостиший.

Стихотворные строки относятся к литературному направлению «романтизм». На черты романтизма указывают такие маркеры, как тематика и природа сюжетного конфликта. Баллада создана посредством двухсложного трёхстопного амфибрахия – трёхстопной стопой, с ударением на втором слоге. Рифмовка представляет собой секстину со смежной рифмой.

Композиция

Композиция произведения является трёхчастной, простой линейной. Выделяются следующие композиционные сегменты:

  1. Первая часть – сюжетная завязка: рассказ о спокойных днях жизни трёх деревьев. Развитие сюжета начинается со строки: «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь заметна завязка конфликта: очевидно, если бы деревья не высказывали претензии к Богу, у них сложилась бы иная, счастливая судьба.
  2. Вторая часть – описание караванного вторжения под управлением арабов на территорию оазиса. Кульминация сюжета очевидна в трёх первых строчках восьмого четверостишия.
  3. Третья часть – развязка сюжета: описание гибели трёх деревьев и всего пустынного оазиса.

Образы и символы

Автор создал несколько смысловых образов, позволяющих донести до читателей ключевой смысл стихотворения:

  • образ трёх пальм – центральный. Данный образ имеет различную трактовку. Он может подразумевать единство таких нравственных категорий, как: добро, истина и красота. Также он может подразумевать христианскую Троицу – союз души, тела и разума;
  • образ пустыни и образ оазиса представляют собой символ несовместимого, всего контрастного в земном существовании. Это две территории, символизирующие жизнь и смерть;
  • образ каравана – по сюжету стихотворения, караван располагается отдохнуть под широкими пальмовыми листьями. В целом, караван символизирует всю историю человечества;
  • образ лирического героя – романтический герой не появляется, но присутствие его очевидно и заметно: он находится, словно бы «за кулисами» всего происходящего. При этом, явно чувствуется оценка автора описываемых событий: поэт испытывает разочарование, осуждение и гнев;
  • образ коршуна – эта птица, предпочитающая питаться падалью, олицетворяет смерть. Коршун, как бы, подчёркивает и усиливает общую картину разорения, учинённую людским караваном;
  • образ ручья символизирует умиротворённость и спокойствие жизни, которую так и не смогли оценить три дерева.
Читайте также:  Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – людская агрессивность и безответственность  по отношению к красоте природы, окружающему миру. Также Лермонтов поднимает тему человеческой гордыни и неблагодарности.

Воспользовавшись живительной прохладой пустынного оазиса, получив с него всё, что можно было взять, бесчувственные люди навсегда уничтожили это благословенное место.

Настроенческий пафос – это эмоции грусти и горького разочарования, вызванные немилосердным, варварским поведением людей.

Основная идея

Основная идея Лермонтова заключается в следующем утверждении: никогда не следует роптать на судьбу, необходимо достойно нести свой жизненный крест, не призывая вмешательство Всевышнего в данный процесс.

Всё в жизни происходит так, как предписано небесами, как предопределено Богом. Любой бунт, поднятый человеком против своей судьбы, изначально обречён на поражение.

Ведь цель нашего бытия, его глубинный смысл неведомы нам: они являются загадкой, разгадать которую под силу лишь высшим силам.

Средства выразительности

В балладе речь идёт о трагической судьбе лирических героинь – трёх прекрасных  пальм. Рассказывая их историю, Лермонтов использует различные выразительные средства, такие как:

  • эпитеты – «гордые пальмы», «ручей звучный», «роскошные листья», «почвы бесплодной»;
  • метафоры – «пылающая грудь», «песок крутился столбом»;
  • сравнения – люди, как «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»;
  • олицетворения – «родник пробивался», «шепчутся листья с…ручьём»;
  • аллитерация – при описании вырубки трёх пальмовых деревьев, автор использует аллитерацию звука «Р».

«Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – жанр, главная мысль, метафоры и антитеза – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм. Ознакомитесь с нашим вариантом анализа “Три пальмы” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.

История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.

Тема стихотворения – Нужно быть осторожным в своих просьбах Богу – молитвы могут быть услышаны и тогда за исполнением желания следует расплата. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением.

  • Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
  • Жанр – баллада.
  • Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных двусложным трехстопным амфибрахием с использованием рифмы секстина со смежной рифмовкой.

Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим одиночеством. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не дают тени людям в зной.

  1. Метафоры – песок крутился столбом, пылающая грудь
  2. Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой.
  3. Сравнения – люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок».
  4. Олицетворения – родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей.

История создания

Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в “Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

  • Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.
  • Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.
  • Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни.

В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни.

Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы”. Пальмы не желают жить “без пользы”. Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!”. И Создатель услышал их.

Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе.

Торговцы утолили жажду “студеной водой” из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”.

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога.

В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова.

Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Жанр

По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности

В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:

  • эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
  • метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
  • сравнения (люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок»;
  • олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.

ПредыдущаяСледующая

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану

1. История создания

  • Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».
  • Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.
  • В отличие от героев Пушкина, торжествующих праздник жизни, его персонажи утверждают смерть и разрушение.

2. Литературное направление

«Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.

3. Род

Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.

4. Жанр

«Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.

Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.

6. Тематика

Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.

7. Идея

Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.

Подобно первым людям, пришедшие караваном нарушают гармонию оазиса. Они не просто покидают его, но и несут с собой смерть. Три пальмы, мечтавшие послужить людям, гибнут от их неблагодарности.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.

9. Система образов

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.

Читайте также:  Нужна ли цель в жизни?

10. Центральные персонажи

Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.

Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.

Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.

Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.

Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.

Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.

В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.

60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «гордые пальмы»; «роскошные листья», «песок золотой», «пепел седой и холодный»;
  • олицетворения: «щедро ручей напоил их», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман»;
  • метафора: «питомцы столетий» (о пальмах), «изрублены были тела их потом» (о стволах пальм);
  • антитеза: «пустыня – оазис», «жизнь – запустение».

С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.

Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.

17. Значение произведения

Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.

Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

19. Моё отношение

Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.

20. Чему учит

Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.

Обучение анализу стихотворения. М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: «Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

  • Тип урока: урок общеметодической направленности.
  • Планируемые результаты:
  • познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.
  • личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;
  • коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
  • Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;
  • -Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
  • Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

  1. Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
  2. Ход урока
  3. I.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

– Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

– Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

– Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

– «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» – так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции.

Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства.

«Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III. Создание проблемной ситуации:

– Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

– Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

– Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

(Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

III. Постановка учебной задачи.

  • – Какие цели поставим?
  • В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;
  • выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;
  • оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;
  • выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV. Открытие новых знаний.

– Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

– Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V. Самостоятельная работа. Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

  1. Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:
  2. 1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)
  3. 2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)
  4. 3 –описание каравана (4,5,6 строфы)
  5. 4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)
  6. 5 – гибель пальм (8 строфа)
  7. 6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)
Читайте также:  Темы итогового сочинения 2018-2019 года

VI. Продолжение анализа.

  • – Почему стали роптать на Бога три пальмы?
  • Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.
  • – Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

  1. – Как изображены пальмы?
  2. Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу
  3. – С какой целью употреблена аллитерация?
  4. Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

– Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

– Определить стихотворный размер . Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII. Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

  1. Творческая история.

  2. Тема и идея.

  3. Композиция и внутренний сюжет (если есть).

  4. Лирический герой и система образов.

  5. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

  6. Жанр.

  7. Особенности ритмики, размера, рифмы.

  8. Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

  9. Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

VIII. Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

  • Тропы
  • Олицетворения
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Столбом кружился песок, как в море челнок
  • Стали на Бога роптать, приветствуют караван
  • Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой
  • Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим
  • Фонетика
  • Аллитерация
  • По корням упругим топор застучал
  • И пали без жизни питомцы столетий
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Обратный порядок слов
  • Пепел седой,
  • Жанр стихотворения
  • Баллада
  • Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX. Выводы по стихотворению.

– Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

– В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X. Рефлексия деятельности (итог урока).

  1. • Итак, какую задачу мы с вами ставили?
  2. • Удалось решить поставленную задачу?
  3. • Каким способом?
  4. * Как вы оцениваете результат работы класса?
  5. • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI. Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

  • Приложение.
  • Анализ стихотворения
  • Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

  1. И многие годы неслышно прошли;Но странник усталый из чуждой землиПылающей грудью ко влаге студёной
  2. Еще не склонялся под кущей зелёной…
  3. Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:”На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?Без пользы в пустыне росли и цвели мы,Колеблемы вихрем и зноем палимы,Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне – появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно. Стихотворение состоит из нескольких частей.

Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками.

Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню.

И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков», махровой главою». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафорыв стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.

Ссылка на основную публикацию