Анализ повести «Степь» (А. П. Чехов)

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни.

Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя.

«Делайте добро!» – восклицает он.

История создания

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу.

Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом.

Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь.

Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями.

    Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.

  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир.

    Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.

  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов.

    Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.

  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов.

    Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.

  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов.

    Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения.

    Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.

  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.

  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей, имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью.  Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Темы

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа.  Важными составляющими этой объёмной темы являются:

  1. сострадание к человеку, природе;
  2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
  3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
  4. поиск своего места в жизни;
  5. жизнь и смерть;
  6. любовь к своей Родине.

Проблематика

Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

  1. Проблема бездеятельности как основы национального менталитета. Одна из центральных мыслей в повести заключается в том, что русский человек не умеет жить настоящим, он живёт воспоминаниями. А это значит, что будущего у таких людей нет.
  2. Всё произведение пронизывает мотив песни. Не случайны образы бывшего певчего и Константина, который от счастья не может усидеть на месте: душа поёт и требует поделиться радостью с другими людьми.
  3. Серьёзной проблемой является бесконечное одиночество человека перед лицом Вселенной. Решение этой проблемы требует приложения многих сил и терпения.
  4. Чехов пытается ответить на вопрос – что такое человеческая жизнь и что значит «жить»? Таким образом, он затрагивает вечную проблему таинственности цели бытия. Ответ на него лежит за пределами «Степи» и связан с будущим поколением, представителем которого в повести выступает Егорушка.
  5. Влияние природы на человека тоже занимает писателя, он анализирует, как пейзаж способен отразиться на характере и состоянии людей. Увы, есть те, кого сказочные виды не могут завлечь и вдохновить. Эти наблюдатели слишком увлечены цивилизацией и ее дарами, чтобы заметить что-то величественное, вечное, всемогущее. Они равнодушны к окружающему миру, и это очень большая беда, ведь увеличение числа таких обитателей Земли ведет к потере уважительного и бережливого отношения к богатствам и красотам планеты.

Смысл

Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ повести Степь Чехова

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано одно из примечательных в творчестве Чехова произведение под названием «Степь».

История создания

Конец 1880-ых годов ознаменован тем, что у Антона Павловича Чехова был какой-то душевно-духовный кризис. Именно в это время и родилось произведение «Степь». В это время Чехов переосмысливал, переоценивал жизненные ценности.

В письмах к другу писатель говорит, что он погибает из-за большого количества пространства. На самом деле повесть представляет собою словно бы историю одного путешествия. Герои с трудом отыскивают средства связи с обществом.

Жанр, направление

По жанру произведение является повестью. Относится к направлению реализма.

Суть

По сюжету главным героем является мальчик по имени Егорушка. Он по велению родителей уезжает в город, чтобы учиться в гимназии. Егоотвозят туда отец, купец, дядя, священник. Мальчик весьма впечатляется природой.

Тут Чехов делает мазок печали. Он пишет, что когда мальчик уезжал из дому, то он чувствовал себя очень несчастным и опечаленным свое участью.

На протяжении всего произведения эта мысль будет сопровождать читателя до финала.

Главные герои и их характеристика

Главный герой, как было упомянуто выше, – это мальчик Егорушка. Это прилежный мальчик, умный, смышленый и тонко чувствующий по своей натуре человек.

Описание степи

Безусловно, в произведение великую роль играет описание степи. Чехов называет ее целой «стихией». Степь эта русская, великая, обширная. Степь – бескрайняя и большая. Она прекрасна.

В произведении представлено два описания русской степи – описание автора и главного героя. Мальчик видит все-таки еще мир как ребенок. У него свое видение мира. Степь ассоциируется у него с бескрайней грустью и тоской. У Антона Павловича Чехова иначе. Он считает степь символом русского величия и могущества, а также красоты. Вот так рознятся взгляды на мир взрослым человеком и ребенком…

Образы и символы

Степь описана очень тепло и потому тот текст весьма приятно читать. Но при этом, как мне кажется, именно она является символом окружающего мира и действительности, с которыми люди не могут найти общего языка, потому и страдают, живут в страдании и грусти. Они пытаются наладить отношения с окружающим миром, но все безуспешно. Поэтому степь частично их пугает и вводит в панический ужас.

Темы

В произведении поднимается большое количество тем, бередивших душу автора и общества, в котором он жил. К примеру. Тема непонимания окружающим миром человека, тема родной земли и ее красоты – вопросы, которые всегда будут и есть актуальны.

  • Проблематика
  • Проблематика произведения сводится к рассмотрению непонимания мира человеком и наоборот.
  • Смысл
  • Смысл повести заключен в том, что сколько бы не жил человек, он все равно будет одиноким и никогда не поймет его этот мир.

2 вариант

История создания

А. П. Чехов начал работу над повестью в 1887 году, а в 1888 году она появилась в журнале «Северный вестник». В ее основу легли впечатления от поездки писателя по Приазовью. Повесть стала первым крупным произведением Чехова, которая принесла ему материальную обеспеченность.

  1. Жанр
  2. Впервые писатель от рассказов и очерков переходит к повести, которая вывела его на новый качественный уровень писательского мастерства.
  3. Сюжет и тема.

Повесть посвящена описанию поездки маленького мальчика Егорушки на учебу в гимназию.

Глазами Егорушки мы видим и оцениваем происходящее, встречаемся с людьми, с чудесной женщиной графиней Драницкой, богатым купцом Варламовым, видим степь и наслаждаемся ее красотой.

И постепенно взрослеем вместе с Егорушкой. Приехав в город, он начинает новую жизнь. Образ мальчика становится связующим звеном разрозненных главок повести.

Главные герои

Егорушка – мальчик лет девяти, который едет в город поступать в гимназию. Иван Иванович Кузьмичов, купец, его дядя, везет продавать шерсть. Отец Христофор, священник, также везет шерсть на продажу. Графиня Драницкая – богатая и красивая женщина. Купец Варламов –очень богатый купец, о котором все много говорят. Кучер Дениска, обозчики, еврейская семья и люди, которые встречаются в поездке.

Композиция

Бричка, в которой расположились Иван Иванович и отец Христофор, наконец выехала за город и покатила по тракту. Правил кучер Дениска. Но кроме них в бричке был мальчик девяти лет, лицо которого, черное от загара, было залито слезами.

Это был Егорушка, Иван Иванович, его дядя дал обещание матери, что определит его на учебу в гимназию. Скоро выехали за город, и перед ними уже расстилалась степь. Иногда унылую картину оживляют встречи, как например, с отарой Варламова.

Первый привал и новые впечатления. Егорушка ближе сходится с Дениской, ему двадцать лет. Вечером остановились у постоялого двора, который держит Мойсей Мойсеевич. Знакомство с еврейской семьей, а главное встреча с графиней Драницкой, которая видением показалась сонному мальчику.

И опять непонятные разговоры о Варламове. Путники догоняют обоз, и Егорушку переселяют на верх мягкого воза, он засыпает. Утром Егорушке удалось хорошо разглядеть обоз и обозников. Знакомство с людьми расширяет кругозор мальчика.

Небольшим развлечением стала для него остановка у реки и купание.

Только к вечеру обоз тронулся дальше, теперь Егорушка наблюдал за небом. За ужином говорили о страшном. А поздней ночью состоялась встреча с Варламовым, который произвел на весь обоз неприятное впечатление. На привалах Егорушка теснее общается с обозчиками, знакомится с их непростой жизнью.

Добрались до реки, на берегу которой стол город. Егорушку забирает Дениска, отводит его к дяде. Мальчик плохо себя почувствовал, и отец Христофор лечит его своими снадобьями. Из разговоров дяди и священника Егор понял, что торговые дела успешно завершены. Осталась одна забота – определить Егора, как звал его отец Христофор.

Узнав адрес маминой подруги Настасьи Петровны, дядя ведет мальчика к ней. По договоренности с мамой он будет жить у нее. Прошение в гимназию дядя подал, седьмого августа Егорушку надо будет отвести на экзамен. Попрощавшись, дядя и священник уходят. Но Егор их не видит, слезы застилают его лицо. Но понимает, что для него началась новая жизнь.

← Герои рассказа Лошадиная фамилия
← Система образов в пьесе Вишневый сад↑ ЧеховГлавные герои рассказа Крыжовник →
Отзыв на рассказ О любви →

  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина (черты и признаки)
    В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно
  • Анализ поэмы Гоголя Мертвые души
    Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.
  • Анализ баллады Людмила Жуковского 9 класс
    В 1773 году немецкий поэт Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора». Это было первое произведение данного жанра, однако оно не прошло незамеченным. С «Леноры» началась мода на страшные истории и романтизм
  • Анализ сказки Федорино горе Чуковского
    Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.
  • Женские образы в романе Толстого Война и мир
    Главной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.

"Степь" – краткое содержание повести Антона Павловича Чехова

Время на чтение: 15 минут

История создания

До середины 80-х Антон Павлович трудился в журнале «Осколки». После этого он перешёл в издание «Новое время», которым руководил А. С. Суворин. В этот период молодой автор создал лучшие из своих ранних произведений.

Впоследствии они были включены в сборник «В сумерках», за который в 1888 году Чехову была присуждена Пушкинская премия. В это время писатель уже окончил работу над повестью «Степь».

В начале 1888 года произведение было опубликовано в издании «Северный вестник».

Реакция публики была положительной, ведь Чехов затронул темы, близкие простому русскому народу. В повести говорится о том, как Егорушка вместе с отцом Христофором и дядей ехал в город.

Проводя анализ «Степи» Чехова, нетрудно заметить, что произведение в некоторой степени автобиографическое. В его основе — впечатления автора от поездки по Приазовью. Критики считают, что главное достоинство повести заключается в её «народности».

Ознакомившись с биографией автора, несложно понять, что в этом творении он осуществил свою детскую мечту. Будучи девятилетним мальчиком, он хотел посмотреть мир во всей его красе.

Став взрослым, писатель много путешествовал, а несмышлёным ребёнком, которому он показал родные края, стал Егорушка из повести «Степь».

Направление и жанр

Жанровую принадлежность произведения «Степь» Антон Павлович Чехов определил как повесть. Причём она не простая, а лирическая, написанная по канонам реализма. Это творение А. П. Чехова нередко называют образцом поэзии в прозе. Художественное произведение объединяет в себе множество микросюжетов, которые условно можно разделить на несколько видов:

  • короткие эпизоды;
  • бытовые зарисовки;
  • философские размышления;
  • вставные новеллы;
  • лирические монологи.

Большая часть книги посвящена природе. Чехов говорил, что каждая часть задумана как законченная по смыслу. Главный персонаж — Егорушка. Он выступает в качестве объединяющего звена, связывающего «кусочки» повествования в единое целое.

Краткое содержание

Рано утром из уездного города выезжает старенькая бричка, в которой сидят отец Христофор, купец Кузьмичёв и его племянник Егорушка. Взрослые едут продавать шерсть, а мальчика они взяли с собой, чтобы тот поступил в гимназию.

Егору не хочется покидать малую родину, поездка для него — печальное событие, но священник утешает, говоря о важности учения. Иван Иванович Кузьмичёв, напротив, считает, что мальчику не обязательно учиться, лучше бы пристроить его к какому-нибудь делу.

Когда Егорушка начал реветь, дядя сразу сказал, что лучше бы он вернулся, а не ехал «киселя хлебать».

По пути путешественники заезжают на постоялый двор. Кроме хозяина-еврея, там живёт его брат. Владелец заведения старается всячески угодить гостям, считая их важными господами.

Его брат Соломон — приживальщик, который сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство. Гости чаёвничают, затем едут дальше.

Догнав другой обоз, они оставляют мальчика на попечение чужих людей, а сами отправляются по своим делам.

Основная часть

Егорушка начинает понимать, что в мире много разных людей. Постепенно он знакомится с интересными персонажами. Герои повести, с которыми ему довелось встретиться:

  • престарелый и безобидный Емельян;
  • степенный старообрядец Пантелей, который ест и пьёт отдельно от всех, используя лампадку и кипарисовую ложечку;
  • молодой холостяк Дымов, посланный отцом в город;
  • бывший певчий Василий с простуженным горлом, лишившийся возможности петь;
  • неприметный мужичок Кирюха.

Как следует из повести, все персонажи оказались в обозе в поисках лучшей доли. Когда наступила ночь, путешественники остановились и разожгли костёр.

Пантелей начал рассказывать интересные истории, происходившие с ним в то время, когда он служил кучером. Вместе с хозяевами он останавливался на постоялых дворах, где происходили разные приключения.

Слушатели понимают, что в рассказах больше выдумки, чем правды, однако делиться реальными подробностями своей жизни Пантелей не желает.

В течение своего первого в жизни путешествия мальчик узнаёт, что люди могут обладать удивительными способностями.

Например, Вася умеет есть рыбу живьём, а ещё он способен видеть животных на большом расстоянии и различает, что они делают, когда поблизости нет людей. Дымов — мужик, обладающий недюжинной силой.

Он не знает, куда деть энергию, поэтому мучается сам и обижает других. Для Егорушки эти люди чужие, он побаивается всех, кроме Пантелея.

Когда бричка проезжает мимо холмов, можно видеть, как тут и там мелькнёт маленькая или большая фигура. Недалеко виднеется сжатая рожь, а из-за холмов выглядывают кусты. В полутьме силуэты кажутся таинственными разбойниками. В эти минуты мозг Егорушки удерживает эти сказочные образы, цепляется за них, хотя мальчику хочется думать о Варламове.

Ребёнку невыносимо видеть приближение всё новых пейзажей. Он наблюдает, как кончается одна картина и начинается другая. Когда бричка проезжает мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил, как на прошлой неделе они с матерью ходили в острожную церковь.

Кульминация и развязка

На протяжении повести Чехова «Степь» несколько раз упоминается Варламов — богатый помещик, известный на всю округу. Именно в составе его обоза ехали Егорушка, Пантелей и другие мужики. Приехав в город, мальчик и его спутники наконец увидели купца. Он показался ребёнку значительным и важным, таким же, каким выглядел Кузьмичёв на фоне Моисея Моисеича.

В дороге мальчик сильно заболел, и в городе отец Христофор начал заниматься его лечением.

Иван Иванович Кузьмичёв из-за этого сердился, и к его недовольству добавлялось сожаление о шерсти, проданной ещё дома слишком дёшево.

Однако в городе они сбыли товар с выгодой, и теперь Кузьмичёв думал только о деньгах. Деловая хватка и практичность отличают его от о. Христофора, в котором сочетается несколько качеств:

  • отеческая нежность по отношению к Егорушке;
  • любовь к жизни;
  • умеренный практицизм;
  • духовные устремления;
  • способность сохранять мир в душе.

В городе Егорушку оставляют у Настасьи Петровны Тоскуновой. Это пожилая подруга матери мальчика. Она живёт на съёмной квартире, где много цветов и икон, а собственный дом женщина «отписала» зятю. Кузьмичёв договаривается с Настасьей Петровной о том, что будет платить за содержание Егорушки по 10 рублей в месяц.

Подарив мальчику по 10 копеек, о. Христофор и дядя мальчика уезжают. Егорушка в изнеможении садится на скамейку, и слёзы застилают его глаза. Он чувствует, что больше не увидится с отцом Христофором. Повесть «Степь» заканчивается размышлениями Егора о будущей жизни.

Характеристика главных героев

Чехов детально прописал портреты персонажей, поэтому каждый из них предстаёт особенным. Одни герои близки к природе, в характере других преобладает деловая хватка, а третьи кажутся чудаками, о которых обычно говорят, что они «не от мира сего». Главные персонажи и их характеристики:

  • Егорушка Князев. Вокруг образа мальчика выстраивается сюжетная линия. Он ещё слишком мал, чтобы обладать ярко выраженными чертами характера. В этом возрасте его отличают наивность и пытливость. Мальчик впитывает впечатления, удивляется разнообразию мира и людей, предаётся воспоминаниям и мысленно рассуждает о том, что видит.
  • Вася. Тихий и смирный человек с острым зрением и таким же слухом. Он видит и слышит то, что недоступно большинству других людей. Его мир наполнен «музыкой» природы: жужжанием и стрёкотом насекомых, пением и перезвоном птиц, перекличками сусликов и шёпотом степных трав.
  • Варламов. Человек-челнок, погруженный в поиски выгоды. Как коршун, он кружит среди обывателей, выискивая, из чего можно извлечь прибыль. Природа для него ничего не значит.
  • Иван Иваныч Кузьмичёв. Преобладающие черты характера этого персонажа — равнодушие ко всему, кроме денег, и однообразие. Он всегда сосредоточен и угрюм, как степной грач. Как и Варламов, Кузьмичёв не лишён деловой хватки.
  • Дымов. В повести этот герой предстаёт былинным молодцем. Он силён, но не умеет управлять своей мощью, зато охотно просит прощения. Этот образ можно назвать трагичным. Такому молодцу не пристало идти за обозом, и в этом заключается противоречие между внутренним миром героя и обстоятельствами, в которых ему приходится жить.
  • Емельян. Ещё один неравнодушный герой с трагической судьбой. Когда-то Емельян обладал дивным голосом и пел в хоре при церкви. После болезни он стал безголосым, и это причиняет невыносимые страдания, хотя душа по-прежнему поёт.
  • Пантелей. Добрый старик с прочной жизненной философией, которую он старается передать Егорушке. По мнению Пантелея, человек должен получить 3 ума: первый — от матери, второй — от учения, третий — от хорошей жизни. На свете так мало счастливых людей, потому что найти третий ум мало кому удаётся.

Описание степи

Чехов понимает язык природы, потому что относится к ней тепло и с любовью. По сути, самый главный персонаж произведения — степь. У неё есть характер и эмоции, каждая травинка живёт собственной жизнью. В каждое время суток степь разная. Чехов описывает, как она выглядит утром, вечером, ночью и в полдень. Вот что использует автор, чтобы передать очарование природы:

  • звуки;
  • ароматы;
  • краски;
  • эмоции.

Краткое описание степи есть в первой главе. Сначала местность выглядит спокойной и пустынной. Затем степь преображается, в течение суток у неё будто меняется настроение. На рассвете природу переполняют ликование и радость, в полдень она погружается в тоску, а на закате наступает тишина. С наступлением ночи всё живое погружается в полный покой и пребывает в умиротворении.

А. П. Чехов мастерски изображает природу, и каждый живой организм предстаёт как наделённый человеческими качествами. Так, когда слышится женский голос, оказывается, что человеку подпевает трава. Перечисляя жителей степи, А. П. Чехов находит точную эмоционально-психологическую характеристику для птиц и насекомых:

  • кузнечики играют на скрипках;
  • бекасы пищат;
  • чибисы плачут;
  • сова хохочет.

Людей на равнине нет, и от этого она выглядит пустынной. Но здесь есть несколько пастухов, которых можно назвать хранителями степи: они не только выполняют основную работу, но и защищают этот хрупкий мир от посягательств.

Автор показывает, как благотворно влияет природа на людей, соприкоснувшихся с ней. Когда Пантелей идёт босиком по земле, он чувствует, что его больным ногам становится легче. Василий — божий человек, и природа близка ему своим содержанием, в первородном мире он ощущает себя как в родной стихии. На Дымова благотворно влияют покой и степная тишина.

Образы и темы

Образ степи, созданный Чеховым, великолепен и многогранен. Он объединяет в себе множество смыслов, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути следовать.

Образ ветра совсем другой. Силы стихии вселяют ужас, ввергают в неизвестность и заставляют почувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос приводит к тому, что человек зачастую теряет своё «я». Со степным пространством неотделимо связаны трагизм и одиночество. Их символ — тополь, будет один всю свою жизнь.

В повести «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они располагаются не в строгом порядке, а вытекают одна из другой и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается во взаимоотношениях природы и человека. Иногда это сбивает с толку учеников, получающих задание написать изложение по главам. Составляющие, из которых складывается главная идея произведения:

  • любовь к родине;
  • жизнь и смерть;
  • поиск своего предназначения;
  • одиночество человека во Вселенной и в мире;
  • свобода личности;
  • сострадание к другим людям и природе.

Проблематика и смысл

Основа менталитета русского человека — желание жить воспоминаниями. В произведении Чехова это одна из ключевых мыслей. Люди постоянно думают о прошлом, пребывая в бездеятельности и надеясь на лучшую долю. Они испытывают чувство одиночества, от которого можно избавиться только ценой огромных усилий. У человека с такой философией нет будущего, и читатель это понимает.

Писатель размышляет и о том, как природа влияет на людей. На одних сказочные образы действуют положительно, заставляя душу петь и ликовать. Другие их просто не замечают, потому что они слишком заняты заработком и потреблением благ цивилизации.

Несмотря на ощущение трагизма, текст пропитан мечтой автора о новом человеке, который когда-нибудь придёт на смену обывателям, не умеющим найти своё место во Вселенной.

Чехов считает, что главная задача людей — научиться быть счастливыми и наслаждаться каждым мигом земной жизни.

Анализ повести А. П. Чехова "Степь"

В особую группу в творчестве Чехова выделяется рассказ, изобилующий описаниями природы, которые не просто составляют в них необходимый фон повествования, а являются фундаментом всей смысловой и композиционной постройки произведения. К этой группе те-

матически и стилистически примыкает и повесть «Степь» (1888) — первый опыт «серьезного» Чехова в области большой формы. Не сюжет, не развитие действия важны здесь для автора, а лирическая эмоция, выражаемая прежде всего через «состояние» описываемой природы.

Чехов создал такой тип пейзажа, которого не было до него в русской литературе. Обычно его называют «пейзажем настроения», что вызывает справедливые ассоциации с новаторским художественным стилем в западноевропейском искусстве того же времени — импрессионизмом, зародившимся во Франции в 1860-е годы и наиболее ярко проявившимся в живописи.

Среди крупнейших художников-импрессионистов Чехову-пейзажисту ближе всего К. Моне, классиик импрессионистического пейзажа.

Для обоих в изображении природы характерна изысканная и одновременно приглушенная, «размытая» цветовая гамма, а также то, что сам объект изображения представляет собой не объективную, «твердую» реальность, независимую от воспринимающего ее человеческого сознания, как это было в традиционной реалистической эстетике, а реальность, как бы схваченную этим сознанием, увиденную сквозь его призму (отсюда и название стиля: «импрессионизм» от французского impression — «впечатление»). Чеховский «пейзаж настроения» — это пейзаж с растворенной в нем человеческой эмоцией. Природа, оставаясь природой, в то же время несет на себе печать человека, жизни его души. Так, в повести «Степь» широкая панорама южной, приазовской степи с ее многообразным птичьим и животным миром, с запахами ее трав и растений, с ее «лиловыми далями», зноем и грозами — вся дается в восприятии мальчика Егорушки, который медленно едет по ней сначала в бричке, потом на подводе, с жадностью впитывая новые впечатления от неведомого ему прежде мира степной природы и вместе с тем насыщая увиденное своими собственными мыслями и переживаниями. Время от времени посещающее его чувство глубокого одиночества, потерянности среди необъятных степных пространств как будто передается самой природе, и вот уже встреченный им по дороге тополь кажется ему тоже, как и он,

страдающим от одиночества, а плавно кружащий над степью коршун — отрешенным, странным существом, по-человечески задумывающимся «о скуке жизни».

Здесь налицо момент, не сближающий, а разводящий Чехова с художниками-импрессионистами, сознательно отворачивавшимися не только от идейно ангажированного обличительного искусства, бичующего пороки дурно устроенного общества, но и от трагической стороны бытия как таковой, не только от социальной, но и от экзистенциальной трагедии. У Чехова последняя говорит в полный голос. В чеховской природе, в отличие от солнечной или уютно-грустной природы импрессионистов, слишком много безнадежной печали, тяжелой меланхолии. В повести «Степь» Чехов дает выразительный образ: кажется (то ли Егорушке, то ли повествователю, стоящему за ним), что сама степь жалуется на то, что ее изумительная красота, никому не нужная и никем не воспетая, пропадает «даром» и, следовательно, как и все на земле, обречена на гибель и забвение. Так природа у Чехова оказывается отражением вполне определенного — меланхолического — состояния человеческой души и, параллельно, двойником человеческого сознания, бессильного вырваться из клетки своего одиночества и болезненно ощущающего свою обреченность.

Уч. под ред. Коровина

Примерно так же обстоит дело и в знаменитой чеховской «Степи» (1888). Степь принимает облик живого существа, она изнывает, томится и тоскует. Степная трава жалуется и убеждает кого-то, что солнце выжгло ее понапрасну.

Степной коршун «вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно» (7, 17).

Вместе с тем в степи есть нечто богатырское, она навевает мальчику Егорушке сказочные мысли, и он знает, что по степи должны были бы ездить люди вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника и что богатыри были бы ей к лицу.

Эти образы и картины сплетаются с мыслью о счастье, о нем думает степь и тоскуют люди, о нем думает и автор, недаром он спрашивает, увидя одинокий тополь: «Счастлив ли этот красавец?». Мы видим даже безмерно счастливого, влюбленного человека, но он один.

Все же остальные простые русские люди любят вспоминать прошлое, но к настоящему относятся почти с презрением. Теперь, считают они, «дороги стали короче, купцы скупее, народ беднее, хлеб дороже, все измельчало и сузилось до крайности» (7, 64). Здесь Чехов проницательно отметил характерную черту народного сознания его времени: идеализация прошлого всегда возникает в периоды общественных переломов.

Россия переживала один из таких периодов, и на степных просторах появились новые люди и новые нравы. По степи «кружит» богач Варламов, и перед загадочной денежной властью его склоняются все: и купец, и объездчик, и священник, и красивая знатная дама.

Это богатырь нового времени, в нем виден размах, но нет поэзии, он – олицетворение безрадостной деловой сухости. Появляются в повести и люди, ему противостоящие. Таков Соломон с его невзрачной фигуркой и надменным выражением глаз.

Он многое понял в современном буржуазном строе жизни: «Я лакей у брата, брат лакей у проезжающих, проезжающие лакеи у Варламова, а если бы я имел десять миллионов, то Варламов был бы у меня лакеем» (7, 39). Он отказался признать такой порядок и спалил в печи свои деньги.

В его кривляний, в его надменности, в его ненависти ко всем виден протест, но это протест бессильный и юродивый.

Есть в «Степи» и воплощение подлинной мощи, стихийной и буйной, – подводчик Дымов, рослый, широкоплечий, красивый и очень сильный человек. В нем много злобы и бессмысленной жестокости; наше знакомство с ним начинается с того, что мы видим, как он хлещет что-то кнутом. «Судя по движениям его плеч и кнута, по жадности, которую выражала его поза, он бил что-то живое» (7, 52).

Дымов бьет живое существо с жадностью, – эта страшная подробность введена не случайно. На этот раз он убил ужа, но про него недаром говорят: «Дымов, известно, озорник, все убьет, что под руку попадется» (7, 52). И рассказчику тоже кажется,что взгляд Дымова «искал, кого бы еще убить от нечего делать и над чем бы посмеяться» (7, 55).

Егорушка ненавидит Дымова всей душой, а это для автора и читателя много значит.

И вместе с тем Дымов не просто злой озорник, а еще и тоскующий человек. «Скушно мне!» – говорит он, и в это время лицо его не выражает злобы. «Жизнь наша пропащая, лютая!» – восклицает Дымов (7, 84), и здесь уже видна мысль, еще стихийная, едва нарождающаяся, но все-таки просыпающаяся мысль.

Куда приведет Дымова жизнь, мы не знаем. В одном из писем Чехов говорил, что Дымов создан для революции, но так как ее в России не будет, то он угодит в острог. В рассказе Чехов не дает таких ответов и доверяет жизни досказать будущее этого человека.

Не говорит он и о судьбе Егорушки, для которого начинается новая, неведомая жизнь. «Какова-то будет эта жизнь?» – спрашивает автор о своем маленьком герое, но в сознании читателей вопрос расширяется.

Что будет с другими людьми? Они тоскуют вместе со степью, они не хотят, чтобы жизнь их была «пропащая, лютая», достойная презрения, и в их неясных мыслях и смутных стремлениях таится возможность важных жизненных перемен.

Об этом Чехов писал не только в «Счастье» и «Степи», но и во многих других своих рассказах начиная с середины 80-х гг. В это время в русской жизни все явственнее стали намечаться симптомы оживления, предвещавшие общественный подъем 90-х гг.

Чехов стремился выяснить, как зарождается в людях мысль о правде и неправде, как возникает первый толчок к переоценке жизни, личной и общей, как человек, совсем, казалось бы, к тому не подготовленный, выходит из состояния умственной и душевной пассивности.

Начинался новый период творческого развития Чехова.

Ссылка на основную публикацию