Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

А.С. Пушкин сделал неоценимый вклад в развитие русской литературы. Его творчество отличается самобытностью, его слог характеризуется легкостью, оригинальным стилем. Поэт всегда стремился совершенствовать свое творчество.

В его произведениях поднимаются важные философские вопросы, в том числе одной из важных для него тем было определение места поэта в обществе. Александр Сергеевич размышлял о своем предназначении, о роли в литературе. Этим вопросам посвящено стихотворение “Поэт” Пушкина, анализ которого представлен ниже.

История создания

Анализ “Поэта” Пушкина можно начать с истории его написания. Оно было написано в 1827 году и тогда же было опубликовано в журнале. В нем Александр Сергеевич размышляет о роли поэта в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что все описанное в произведении является отражением некоторых фактов биографии поэта. Весь зимний и весенний период 1827 года Пушкин проводил в светских развлечениях.

Балы и прочие увеселительные мероприятия не оставляли времени для творчества. Но по приезде в Михайловское у поэта снова появилось желание писать.

Это стихотворение написано в первом же письме, отправленном им из деревни.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Анализ “Поэта” Пушкина следует продолжить особенностями композиции. Его можно поделить на две части. В самом начале показана жизнь поэта, когда в ней нет вдохновения. Когда он не творит, то ничем не отличается от простых людей. Поэту кажется, что он – лишь маленькая частица, а его душа пуста без вдохновения.

Далее поэт чувствует, что муза посетила его. Он слышит “божественный глас”, который словно пробуждает ото сна. Ему становятся не нужны никакие материальные блага, развлечения. Он находился во власти вдохновения. Поэт стремился найти покой и уединение в отдалении от людей, в гармонии с природой.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Тема миссии поэта

В своем творчестве Александр Сергеевич неоднократно затрагивал волнующую его тему места поэзии и поэта в обществе. Это можно увидеть и при проведении анализа “Поэт и толпа” Пушкина. В этом стихотворении автор также затрагивает вопросы, касающиеся миссии творца, его роли в обществе.

В другом произведении поэт спорит с толпой, которой нет никакого дела до красоты и изящества слога. Она понимает и признает только те вещи, которые могут принести пользу обществу. Герой не пускается в дальнейшие пререкания с людьми, понимая, что каждый выбирает то, что ему нравится.

Эти стихотворения похожи тем, что в своих рассуждениях автор приходит к выводу, что поэт выделяется из толпы. Его освещает огонь вдохновения. Он своим словом способен сподвигнуть задуматься о важных вещах.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Художественные средства выразительности

Следующий пункт анализа “Поэта” Пушкина – это определение художественных средств выразительности.

В произведении противопоставляются низкое и высокое начала поэта, что усиливают эмоционально окрашенные эпитеты. Особое предназначение поэта подчеркивается возвышенным слогом.

В стихотворении Пушкина душа поэта сравнивается с орлом – свободолюбивой гордой птицей. Поэт точно так же свободен в своем творчестве, полете мысли.

Также при проведении анализа стиха “Поэт” Пушкина нужно определить стихотворный размер и способ рифмования. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием двух видов рифм – перекрестной и кольцевой. Перекрестная рифмовка используется для описания отношений между поэтом и обществом. Второй же вид употребляется для того, чтобы показать отношение поэта к творчеству.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

В стихотворении Пушкин использует приемы, свойственные романтической поэзии. В своем творении Александр Сергеевич рассказывает о независимости поэта от всего общества. Но из-за этой независимости и отстраненности он остается одиноким, потому что люди большей частью являются приземленными, не желающими восхищаться только красотой.

Александр Сергеевич стремился сделать жизнь людей осмысленнее. Он постарался показать всю непростую поэтическую натуру.

Поэтому его герой несколько возвышается над толпой, но в то же время он стремится избегать людей, чтобы они не спугнули его вдохновение. Только находясь в уединении и гармонии, он сможет создать нечто прекрасное и удивительное.

Поэтому он стремится быть ближе к природе. Это был краткий анализ стихотворения “Поэт” Пушкина по плану.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэт”

Стихотворение “Поэт”было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение “Поэт”в этом плане не является исключением.

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Проблема взаимоотношений певца чувств и общества очень важна для Пушкина, так как он сам поэт, который хочет донести людям прекрасное, сделать их серую жизнь цветной.

Но вместе с тем он понимает, что в суете его талант, его благородная цель может погибнуть как сорванный и брошенный цветок.

Именно поэтому первая часть стихотворения написана в таком пессимистическом настроении. Понять все чувства автора читателю помогают эпитеты, яркие и точные, н6есущие огромную эмоционально-смысловую нагрузку. Например, “суетный свет”, “хладный сон”,”детей ничтожных”.

И как противоположны по настроению эпитеты второй части стихотворения: “божественный глагол”, “гордая голова”, “широкошумные дубровы”. Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя.

Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы.

Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем: Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового.

И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

В первой части стихотворения способ рифмовки – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части – кольцевая, а во втором – перекрестная.

Мне кажется, что способ рифмовки первой части и второго четверостишия второй части совпадают, потому что в них говориться об одном и том же – о взаимоотношениях поэта и общества.

Но все-таки, как бы ни различны были части стихотворения, в каждой из них Пушкин утверждает идею о том, что поэт – это необычный человек, живущей своей, ни на чью не похожей жизнью и обладающий сложной, но вместе с тем прекрасной судьбой. Недаром Пушкин сравнивает душу поэта с пробудившимся орлом – сильной, гордой и бесконечно свободной птицей…

А. С. Пушкин стихотворение «Поэт»: анализ –

Само произведение написано писателем в 1825 г.

Идея стихотворения в том, чтобы высказать своё мнение о восстании декабристов.

Всем известно, что у поэта была связь с данным движением и имелось много знакомых среди декабристов, но на Сенатской площади 14 декабря он не был. Пушкину было довольно рискованно выражать свою точку зрения по данной ситуации, поэтому он решил завуалировать все свои мысли в тексте стихотворения.

Впервые произведение было опубликовано 16 января 1827 г. в журнале под названием «Литературная газета», редактором которой являлся друг Александра Сергеевича русский поэт Антон АнтоновичА. Дельвиг.

  Воспоминания в Царском Селе, Пушкин: анализ стихотворения

В основу стихотворения лёг древнегреческий миф о певце, центральным образом которого является Арион.

Сюжет легенды об Арионе повествует о том, как певец находился в Италии и зарабатывал деньги своим пением.

И после того, как Арион накопил достаточно денег, он решил отправиться обратно домой. Но на корабле жадные купцы захотели избавиться от путешественника и украсть все его честно заработанные деньги. Певец не растерялся и предложил для них спеть.

Впоследствии судно разрушилось и все погибли, кроме певца, которого спас дельфин. Пушкин поменял идею легенды и адаптировал её написание под восстание декабристов.

Анализ стихотворения Пушкина «Певец

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина Ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец» , созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму.

Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс.

Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является.

Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии.

Он слишком близко воспринял к сердцу свой мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали».

Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением.

Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».

У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача — привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши.

Читайте также:  Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

Жанр

Жанр произведения — гражданская лирика.

Поэт провёл сравнение между декабристами и людьми, которые мастерски управляют судном, но вдруг на них обрушилась сильная буря, оставившая в живых лишь одного певца. Спасённый певец должен рассказать о подвигах погибших, а также распространить их идеи.

Обязательно нужно упомянуть, что Александр Сергеевич Пушкин использовал автобиографические мотивы, так как он изобразил себя в роли певца.

Композиции

Всего в данном произведении выделяются три части:

  1. Первая повествует о дружных людях, которые работают на одной работе, а также о певце, который подбадривает их своим великолепным пением.
  2. Вторая часть описывает бурю, которая обрушилась на экипаж корабельного судна. Здесь отчётливо прослеживается сравнение со смелостью декабристов, которые не побоялись высказать свои суждения.
  3. Третья рассказывает о спасении певца.

Стихотворный размер

  • Для более понятного восприятия, поэт решил использовать в своём стихотворении пятистопный ямб.
  • Данный размер в литературе является самым часто используемым у поэта.
  • Проводя анализ, можно обнаружить средства художественной выразительности:
  • эпитеты:«таинственный певец», «влажная риза», «прежние гимны», «мощные веслы», «беспечная вера», «умный кормщик»;
  • метафоры:«на берег выброшен грозой», «иные парус напрягали».

Анализ стихотворения Пушкина “Певец

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина Ознаменовался участием в работе литературного общества “Арзамас” и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение “Певец” , созданное в 1816 году.

Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное

пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса.

Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс.

Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является.

Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь

горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу свой мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как “певца любви, певца своей печали”.

Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением.

Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает “унылой и простой”.

У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши.

Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс “Певец” до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

Вывод

В сознании Александра Сергеевича Пушкина очень ярко и четко отпечатались события 1825 г. Основная мысль произведения: борьба за правду и власть продолжается, автор остаётся на стороне правды.

Поэт кратко и лаконично в произведении даёт характеристику событиям, которые происходили 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Читая стихотворение, можно заметить, что Пушкин очень долго и тщательно продумывал идею так, чтобы люди сразу понимали, какого старания стоило декабристам попытка государственного переворота.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Певец»

19 февраля 2016 Произведение великий поэт написал в последний год обучения в лицее. В то время начинающий автор искал свою стезю в поэзии и пытался подражать другим поэтам.

Создавал свои стихотворения он в классической манере, выдерживая определенный стиль и интонацию. Таких шаблонных произведений в творчестве А.С.Пушкина немного, одним из них и является «Певец».

Автор использовал свой любимый пятистопный ямб. Само произведение не отображает четкой картины действия или события, оно абстрактно, но есть возможность уловить суть, которую хотел передать поэт. По строению стихотворение образует отдельные куплеты, заканчивает которые вполне понятный вопрос.

Неудивительно, что работа послужила основой для романса. Герой списан с самого автора, поэт передал свои переживания на тот момент времени. Юный А.С.Пушкин страдал, из-за несчастной любви, поэтому стихотворение пронизано печалью и горечью. На почве таких страданий родилось ни одно произведение автора.

Прием с повторяющимся вопросом привлекает внимание к образу главного героя, его печали. Ответ на этот риторический вопрос вполне понятен, но спрашивая все время, поэт не хочет слышать ответ. Глаза наполнены тоской, а автор задает вопрос, осталось ли общество безразличным к нему?

Возможно, сам поэт чувствовал себя одиноким в этот период, ему так хотелось, чтоб его поняли. Автор показывает, что нельзя оставаться безразличным к чувствам других людей, проходить мимо страдающего человека. Самое ужасное в жизни это одиночество в толпе. А.С.Пушкин скорее всего сам уходил в себя и не пускал в этот жизненный период никого в свою душу.

Произведение трогает до глубины души не только юнцов, познавших горечь первой влюбленности, но и зрелых людей, сердце которых тоже подвержено чувствам. Возможно, поэтому романс не теряет своей актуальности и популярности сегодня, его исполняют люди практически всех возрастов.

Глубокий философский смысл стихотворения заложен в простые формы. Поэт был мастер понятной рифмы, именно благодаря этому А.С.Пушкин понятен и ребенку, и взрослому.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной Певца любви, певца своей печали? Следы ли слез, улыбку ль замечали, Иль тихий взор, исполненный тоской, Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас Певца любви, певца своей печали? Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы?

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2017. Версия 5.0 от 1 декабря 2020 г.

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков.

Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму.

Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс.

Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является .

Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии.

Он слишком близко воспринял к сердцу своей мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали».

Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением.

Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».

У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши.

Читайте также:  Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

Полный анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о ещё одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии.

С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

  Анализ стихотворения Гумилева Заблудившийся трамвай

  1. Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

  2. Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.
  3. Жанр – лирическое стихотворение.

  4. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
  5. Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

  6. Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  7. Сравнение – “как пробудившийся орел”.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин) | Литерагуру

Нет ни одного поэта, который бы не задумывался над проблемой предназначения творца, над его сущностью, его миссией на этой земле. Исключением не стал и Александр Сергеевич Пушкин. В его творчестве значительное место отведено теме поэта и поэзии.

«Пророк», «Эхо», «Памятник» — лишь малая часть из всего многообразия произведений, в которых отражалась данная тема. В данной статье мы проанализируем стихотворение «Поэт», где автор также высказывался о роли человека искусства в жизни всего мира.

История создания

Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.

  • В 1826 году заканчивается ссылка Александра Сергеевича в Михайловском, но уже в следующем году поэт сам приезжает сюда из Санкт-Петербурга, чтобы отдохнуть от светской суеты столицы и заняться свободным творчеством.
  • В этот период он пишет очень много, задумывает первое своё произведение в прозе «Арап Петра Великого».
  • В деревенской тиши муза поэта проснулась, воспарила, и стихотворение «Поэт» очень точно отражает такое фантастическое пробуждение поэта, когда он из загнанного обывателя превращается в Пророка.

Жанр, размер и направление

Жанр произведение «Поэт» — лирическое стихотворение. Произведение написано от лица автора, который повествует об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мысли автора, выдающегося человека можно и не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснётся рука Аполлона. Когда же он погружается в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.

Стихотворение чётко можно поделить на две части: человек в мире реальном, мире обывательском до того, как его коснётся «божественный глагол»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусств. Значит, данное произведение можно отнести к романтической лирике. Одной из характерных черт романтизма является принцип двоемирия, что мы и наблюдаем в стихотворении «Поэт».

Размер произведения — четырёхстопный ямб, с помощью которого создаётся ровный, плавный ритм. Стихотворение начинает восприниматься, как притча.

Когда говоришь слово «притча», сразу в воображении рисуется седовласый старец, который размеренно и спокойно повествует о какой-нибудь красивой и мудрой истории. Так и здесь.

Александр Сергеевич создал атмосферу красивой легенды, которая своей плавностью гипнотизирует, погружает читателя вслед за лирическим героем в мир грёз и муз.

Главные герои и их характеристика

  1. В центре стихотворения поэт, который предстаёт перед читателями в своих двух ипостасях. Сначала он жалок и ничтожен, он часть серой массы:
  2. В заботах суетного света Он малодушно погружен;
  3. Но стоит только «божественному глаголу» коснуться души поэта, он расцветает, он пробуждается от сна.

  4. Теперь он не хочет и не может жить как прежде, он не готов мириться с обывательским существованием, ему чужды мелочные интересы, материальные заботы.

Если раньше он был таким же, он был слеп, то теперь он прозрел, он задыхается в мире корысти и лжи.

Он бежит от этого суетного мира на волю, простор, свободу!

Темы и проблемы

  1. В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству.

    Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь.

  2. Кроме того, поэт поднимает проблему «слепоты» общества. Ей посвящена первая часть произведения. Мир равнодушен, меркантилен, ничтожен.

    Таким выступает человек со спящей душой, равнодушный человек. Поэт не может быть таким, он остро реагирует на всё происходящее вокруг, он видит порочность окружающих его людей и не может с этим мириться. И мир, что казался привычным, открывается в новом неприглядном свете.

Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.

Смысл

В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин.

мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности.

Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.

Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.

Средства выразительности (тропы)

В стихотворении «Поэт» А.С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры («молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит.

Когда святые молчат, то начинают властвовать демоны. Душа не просто спит, а именно «вкушает», что создаёт впечатление мещанской сытости, праздного благополучия.

Она удовлетворена комфортом своего слепого существования, ей чужды стремления и мечты, сильные эмоции и чувства.

Интересны эпитеты, которые использует поэт («священная жертва», «суетный свет», «хладный сон», «божественный глагол»). Они подчёркивают главный принцип построения стихотворения. Произведение построено на антитезе: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.

Также, автор использует в начале стихотворения инверсию («Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон»), которая уже подсказывает читателю, что автор расскажет нам, что же происходит с поэтом в моменты вдохновения. Также она указывает на временность пребывания поэта в этом сонном, мёртвом состоянии, мы верим, что рано или поздно его душа проснётся.

Критика

Судьба А.С. Пушкина не была простой: он большую часть своей сознательной жизни провёл в ссылках. И в данном стихотворении «Поэт» Александр Сергеевич хотел выразить жажду свободы творчества, показать, что поэт сам себе не хозяин, он во власти творчества, муз, искусства.

К А.С. Пушкину относились по-разному: одни им восторгались, другие не принимали славы поэта в том масштабе, который ему приписывали первые. К примеру, его желчно критиковал Фаддей Булгарин, редактор правительственного журнала «Северная пчела».

  • Закончить хочется словами русского поэта и литературного критика Апполона Александровича Григорьева:
  • Явился «поэт», явилась великая творческая сила, равная по задаткам всему, что в мире являлась не только великого, но даже величайшего: Гомеру, Данту, Шекспиру, — явился Пушкин…
  • Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-poet-a-s-pushkin/

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве.

И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение.

Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Композиция

Стих разделён на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтическое обобщение того времени, которое он провёл в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждёт тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением.

Таким образом, Пушкин делает вывод, что без творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, даёт ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта.

Его предназначение – это сочинение стихотворений. Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб. При этом рифма в нём используется разная, как парная, так и кольцевая.

При этом нельзя не заметить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрёстные рифмы.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орёл”.

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Анализ стихотворения Пушкина Поэт

Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.

В стихотворении можно выделить две части.

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон».

Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»).

Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.

Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы.

Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти.

Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.

  Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый».

Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу.

Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.

А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом.

Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:

— сравнения («душа… как орел»);

— эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.);

— метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).

Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс

Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт».

Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.

Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему.

Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта — как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях.

Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.

Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей — очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной. Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным.

Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные.

Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.

Анализ стихотворения Поэт по плану

«Поэт (Пока не требует поэта…)» А. Пушкин

  • Пока не требует поэта
    К священной жертве Аполлон,
    В заботах суетного света
    Он малодушно погружен;
    Молчит его святая лира;
    Душа вкушает хладный сон,
    И меж детей ничтожных мира,
  • Быть может, всех ничтожней он.
  • Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется,
    Как пробудившийся орел.
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не клонит гордой головы;
    Бежит он, дикий и суровый,
    И звуков и смятенья полн,
    На берега пустынных волн,
  • В широкошумные дубровы…

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано А. С. Пушкиным в 1827 году в Михайловском, куда поэт в конце июля «бежал» из Петербурга. Произведение содержит рассуждения автора об особом назначении поэта, о высокой гражданственности творчества вообще и поэзии в частности.

Без знания древнегреческой и древнеримской мифологии бывает трудно понять глубокий смысл поэтических произведений Пушкина. Аполлон является покровителем искусств, богом, которому возносили приношения, поэтому требование жертвы синонимично призыву выполнять долг творчества.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом и по смыслу явно делится на две части. В первой описана жизнь поэта в отсутствие божественной искры, вдохновения – его душа спит, не исполняя своего предназначения.

Не случайно автор употребляет наречие «малодушно».

Во второй части описано, что происходит, когда метафорический голос бога – «божественный глагол (слово)» – призывает его к великому служению отечеству, исполнению долга как гражданина и творца.

К средствам художественной выразительности, которые использует автор, относятся многочисленные эпитеты: «суетный след», «священная жертва», «хладный сон», «ничтожные дети» (синоним слову «бесполезные»), «божественный глагол», «широкошумные дубровы».

И первая, и вторая части содержат олицетворения – «лира молчит», «душа вкушает», «душа встрепенется». Автор использует перенос значения – «он погружен», меткое сравнение – «встрепенется, как пробудившийся орел» , метонимию – «забавы мира», «дети мира».

Заметим, что слово «мир» здесь употребляется в значении «общность людей».

Стихотворение содержит пушкинское понимание характера творческой личности – умение дистанцироваться от обыденности, буквально бежать от нее. По мнению автора, настоящий творец сосредоточен на сбережении своего таланта, сохранении той самой божественной искры.

Он живет с своем, особом мире и всегда отстраненно относится к происходящему – «звуков и смятенья полн». Он не ищет милости и покровительства сильных мира сего.

А оборот «людской чуждается молвы» означает непредвзятость, равнодушие к лести и так называемому общественному мнению.

Несомненно, для Пушкина творчество имеет сакральный смысл, это подтверждает особенная риторика. Автор использует эпитет «святая лира», называет творения поэта «священной жертвой». В неисполнение своего предназначения поэт, наделенный даром творить, оказывается даже ничтожней, чем другие люди.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Ссылка на основную публикацию