Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»

Стихотворение «Одиночество» было написано в 1959 году Иосифом Бродским. Уже в 19 лет поэта отвергали все печатные издания из-за его мыслей о властях, поэтому он чувствовал себя изгоем в обществе. В этом стихотворении поэт пытается понять самого себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, когда остаётся один на один с окружающем миром. 

Главная тематика произведения – это познание лирическим героем происходящего вокруг через одиночество.  Бродский утверждает, что лишь находясь наедине с собой можно разобраться в себе, в своих мыслях и поразмыслить о насущных темах. Также говорит, что лучше не делиться своими сокровенными мыслями с кем-либо посторонним.

Лирический герой – главный герой в стихотворение «Одиночество», который отражает образ самого автора (его идеи, мысли, чувства и переживании). В начале произведения автор говорит об одиночестве в сумеречное время, когда лирический герой независим и свободен от других людей и идей, которые они навязывают насильно.

Мнение лирического героя быстро меняется на счет независимости своих мыслей и идей. Для него теперь важнее «покланяться данности». Он говорит об этом, но с некоторой иронией.

В этот момент автор ведет беседу с самим собой, а может и с читателем. Он часто обращается к читателю на «ты». Автор опять меняет свое мнение, тонка намекая, что поклон этой данности – это плохая идея.

Лирический герой утверждает, что читатель должен поступать как считает нужным.

Для полного раскрытия темы автор использует множество художественных средств.

 Метафоры пронизывают всё стихотворение – «ступени этой лестницы уходят из под ног», «хромающие истины», одиночество «плюет на человечество», «теряет равновесия твоё сознание усталое», «ступени уходят из под ног». Эпитеты придают произведению эмоциональность и красочность – «усталое», «ночное», «глубокими», «короткими», «печальными».

Стихотворение «Одиночество» написано Иосифом Бродским в юном возрасте, оно пронизано мотивами разочарования, отчаяния и одиночества, которые уже переполняют поэта.

Вариант №2

Свое произведение «Одиночество» Иосиф Бродский написал в 1959 году. Чувствуя себя всеми отвергнутым за  радикальные политические взгляды и оспаривание той пропаганды, которую государственная власть несла в массы, поэт пытался примириться с этим чувством, научиться с этим жить.

Аналитическое произведение самого себя. Попытка понять смысл жизни в одиночестве, наедине с самим собой, попробовать понять окружающий мир, не вливаясь в его общество, как бы оставаясь в стороне от жизни.

Поэт осознает, что только в состоянии  полной отверженности миром, он получает возможность сознавать трезвые мысли, полностью отдаться бушующим в душе идеям.

Присутствующий намек на то, что мысли эти оставлять лучше в собственной голове, не выливая на окружающих поток совершенно другого сознания, полностью определяет характер того времени, когда идеи и планы режима считались единственно верными, а все остальное могло быть жестоко изгнано из голов вольнодумцев.

Но лирический герой Бродского прерывает  порыв идеи о том, что каждый имеет собственное мнение. Резко он начинает говорить о том, что лучше плыть по течению и придерживаться взглядов навязанных общественности для спокойствия.

В течение двух строф автор говорит об этом, сам иронично понимая собственную суть и невозможность придерживаться этой, реальной для действительности того времени мысли. В конце стихотворения Бродский все же дает читателю полупрозрачный намек на свое решение. Принимать не устраивающую его действительность, поэт не собирается, не сможет жить во лжи перед собой.

Лирический герой прекрасно понимает, что приняв действительность как есть, тем самым поможет себе построить хлипкий мост между собственным сознанием и придуманным строящимся миром советской власти. Осознавая эту простую истину, он понимает также, насколько этот мост будет утопать в грязи его сомнений, противоречий, пронзительных предательств собственного я.

Бродский искренне испытывает презрение к тем, кто, построив этот мост, каждый день использует его для получения благ. Не обращает внимания, что каждый день, перебираясь туда и обратно, люди пачкают свои руки и душу, все больше.

Грязь налипает на тело, добираясь до шеи, постепенно начинает залеплять глаза. И вот уже перед взором испуганного, еще считающего себя в праве на собственное мнение, человеком стоит комок мерзости.

Возможно, даже понимает, кем сейчас является, но продолжает так жить, только лишь из-за удобства получения спокойных благ.

Главная мысль

Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»

  • Лермонтов
    Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов,
  • Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце не бейся
    Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает
  • Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям
    В девятнадцатом веке с образованием было плохо. Это сейчас каждый умеет читать и писать, а тогда народ был безграмотен. В его душе не пробуждались всходы духовности, а церковь не всегда справлялась со своими обязанностями. Постоянные
  • Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник Ахматовой
    Стихотворение Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова.
  • Анализ стихотворения Жуковского Светлана 9 класс
    Баллады – особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения.

Иосиф Бродский

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,

покажутся такими милыми.

  • Да.
    Лучше поклоняться данности
    с короткими её дорогами,
    которые потом
    до странности
    покажутся тебе
    широкими,
    покажутся большими,
    пыльными,
    усеянными компромиссами,
    покажутся большими крыльями,
  • покажутся большими птицами.
  • Да. Лучше поклонятся данности
    с убогими её мерилами,
    которые потом до крайности,
    послужат для тебя перилами
    (хотя и не особо чистыми),
    удерживающими в равновесии
    твои хромающие истины
  • на этой выщербленной лестнице.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бродского

Конфликт с окружающей действительностью И. Бродский почувствовал еще в раннем возрасте. Его первые попытки опубликовать свои произведения закончились неудачей.

Сложный и противоречивый внутренний мир поэта был глубоко чужд советскому обществу. Он испытывает разочарование от непонимания и яростной критики. Под этими впечатлениями в 1959 г.

Бродский написал стихотворение «Одиночество», в котором размышляет над своим положением.

Автор понимает, что находится в безнадежном одиночестве. Пока это не приводит его к протесту и попытке что-либо изменить. Свое состояние он сравнивает с потерей равновесия. С детства человек уверен в незыблемости того, что его окружает. С годами эта уверенность постепенно проходит.

Вместе с ошибками и разочарованиями утрачивается вера в истинные чувства, человек начинает сомневаться в различных мнениях и теориях. Но в любом случае всегда остается что-то главное, настолько ценное, что в нем невозможно разувериться. Бродский же почувствовал, что ему больше абсолютно не за что зацепиться.

Его мучительные размышления в «ночном одиночестве» опрокинули все твердые убеждения и сбросили всех кумиров со своих пьедесталов. Вершиной стало сомнение в «самом зачатии Мадонной сына Иисуса».

Такие раздумья приводят поэта к мысли, что лучшим вариантом будет «поклоняться данности», т. е. принимать жизнь такою, какая она есть в настоящий момент. Бесконечные сомнения только усилят страдания.

Если не может быть твердой уверенности в будущем, то нечего питать бесплодные надежды. Убогое настоящее не вызывает никакой радости, но когда-нибудь и оно станет источником счастливых воспоминаний.

Истинная ценность жизни познается слишком поздно, когда уже невозможно что-либо изменить.

Человек несчастлив, потому что считает свою жизнь скованной и ограниченной. Только в старости он поймет, что «короткие дороги» на самом деле были невероятно широкими. Жизнь сама будет неумолимо их сужать, лишая возможности выбора и альтернативного движения.

Жизненный путь Бродский сравнивает с «выщербленной лестницей». Пока люди молоды и полны сил, они могут и не пользоваться перилами, которыми выступают «убогие мерила данности». Но впоследствии только они помогут удержаться на этой лестнице, послужат незримой опорой для измученного жизнью человека.

Стихотворение «Одиночество» проникнуто мотивами разочарования и отчаяния. Бродский осознает, что у него очень рано выбивают почву из-под ног, лишают жизненных «перил».

Ему неприятна советская действительность, но ее в любом случае нужно принять, чтобы не остаться в одиночестве навсегда. Учитывая будущую судьбу поэта, можно считать произведение пророческим.

Бродский был вынужден эмигрировать, но и за рубежом не нашел твердой жизненной опоры и считал себя вечным странником.

Читать стих поэта Иосиф Бродский — Одиночество на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

«Одиночество» И. Бродский

  • Когда теряет равновесие
    твоё сознание усталое,
    когда ступеньки этой лестницы
    уходят из под ног,
    как палуба,
    когда плюёт на человечество
    твоё ночное одиночество, –
    ты можешь
    размышлять о вечности
    и сомневаться в непорочности
    идей, гипотез, восприятия
    произведения искусства,
    и – кстати – самого зачатия
    Мадонной сына Иисуса.
    Но лучше поклоняться данности
    с глубокими её могилами,
    которые потом,
    за давностью,
  • покажутся такими милыми.
  • Да.
    Лучше поклоняться данности
    с короткими её дорогами,
    которые потом
    до странности
    покажутся тебе
    широкими,
    покажутся большими,
    пыльными,
    усеянными компромиссами,
    покажутся большими крыльями,
  • покажутся большими птицами.
  • Да. Лучше поклонятся данности
    с убогими её мерилами,
    которые потом до крайности,
    послужат для тебя перилами
    (хотя и не особо чистыми),
    удерживающими в равновесии
    твои хромающие истины
  • на этой выщербленной лестнице.

Дата создания: 1959 г.

Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»

Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих.

Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными.

В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.

Многие, столкнувшись с подобным непониманием, утешают себя мыслями о будущем, строя иллюзии по поводу того, что вот пройдет время и все изменится к лучшему. Однако мало кто отдает себе отчет, что жизнь способна сломать хребет даже очень стойким и целеустремленным людям.

Поэтому для достижения того самого понимания и благополучия часто приходится поступаться собственными принципами. Иосиф Бродский не готов платить столь высокую цену за душевное спокойствие, поэтому не хочет думать о будущем.

Читайте также:  Может ли отзывчивость принести разочарование?

«Когда плюет на человечество твое ночное одиночество, – ты можешь размышлять о вечности», – дает поэт самому себе дельный совет.

Бродский уже не настолько наивен, чтобы верить в чудеса. Поэтому будущее представляется ему далеко не таким радужным, как его сверстникам. Наоборот, поэт интуитивно чувствует, что впереди его ждут куда как более серьезные испытания, выйти победителем из которых ему будет весьма сложно.

Поэтому, заглядывая в будущее, автор предполагает, что спустя какое-то время станет с ностальгией вспоминать себя сегодняшнего. Бродский считает, что лучше сейчас «поклониться данности», т. е. научиться воспринимать жизнь без иллюзий, чем потом с сожалением вспоминать о тех безмятежных днях, которые с небольшой натяжкой даже можно будет назвать счастливыми.

Под «данностью» поэт подразумевает все то, что его окружает. Это и могилы великих людей, которые потом покажутся «милыми», и короткие, на первый взгляд дороги, который впоследствии «покажутся тебе широкими».

Даже «убогие мерила» бытия, на которые сейчас в силу молодости ориентироваться совершенно не хочется, впоследствии станут надежными перилами, «удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице», именуемой жизнью.

Бродский Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Иосиф Бродский — Одиночество

StihiRu.pro ⇨ Бродский Иосиф Александрович

Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью,

покажутся такими милыми.

  • Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями,
  • покажутся большими птицами.
  • Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины
  • на этой выщербленной лестнице.

© Бродский Иосиф Александрович

Анализ стихотворения «Одиночество» Бродского

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

История создания

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека.

Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений.

В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи.

Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом.

Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Жанр, направление, размер

Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.

Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.

Образы и символы

В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.

Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:

  1. Послужат для тебя перилами, (Хотя и не особо чистыми), Удерживающими в равновесии Твои хромающие истины
  2. На этой выщербленной лестнице

Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.

Темы и проблемы

  • Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
  • Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
  • Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.

В произведении можно выделить несколько тем:

  1. Тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
  2. Тема вечности. У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
  3. Тема цикличности и безвременности экзистенции. Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
  4. Тема порочности человеческой природы. Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
  5. Тема разочарования и отчаяния. Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.

Смысл

Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.

Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.

Средства художественной выразительности

Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.

Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя.

Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни.

Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.

Философия Бродского – разбор

Анализ философии БродскогоАнализ философии Бродского

Пожалуй, наиболее яркими чертами поэзии Бродского являются пессимизм и чувство одиночества. Критик Лурье утверждает, что острое переживание одиночества связано с силой стремления поэта к свободе: «Человеку не дано другой свободы, кроме свободы от других. Крайний случай свободы — глухое одиночество, когда не только вокруг, но и внутри — холодная, тёмная пустота».

  • Действительно, строки об одиночестве можно найти практически в каждом стихотворении Бродского. Взять к примеру «Июльское интермеццо», в коем слышится «Без женщин» Вертинского:
  • Как хорошо, что некого винить,
  • Как хорошо, что ты никем не связан,
  • Как хорошо, что до смерти любить
  • Тебя никто на свете не обязан.

Однако критик излишне торопится со своим безапелляционным «не дано другой свободы». То, что описывает Лурье, это негативная свобода — «свобода от». Но ведь бывает и положительное понимание свободы — «свобода для».

Свобода от других нужна поэту для творчества.

Но если по завершении творческого акта не лишить поэта этой свободы, то она мигом оборачивается несвободой — отсутствием возможности с кем-то своим творением поделиться.

Пусть это, наконец, поймут все подражатели и последователи Бродского.

Взгляд, обращённый в прошлое

Пессимизм? Да, Бродский, безусловно пессимист. Хотя бы потому, что его взгляд обращён в прошлое. Вещи и люди начинают интересовать его лишь тогда, когда они умирают или покидают его. Бродский противопоставляет свой пессимизм официозному, свыше декретированному оптимизму:

Читайте также:  Страх может стать причиной смерти людей?

Глаголы без существительных. Глаголы — просто.

  1. Глаголы,
  2. которые живут в подвалах,
  3. говорят — в подвалах, рождаются — в подвалах
  4. под несколькими этажами
  5. всеобщего оптимизма.
  6. Каждое утро они идут на работу,
  7. раствор мешают и камни таскают,
  8. но, возводя город, возводят не город,
  9. а собственному одиночеству памятник воздвигают.

Однако, знаете, в этом что-то есть. Как пелось в детской песенке, кстати, советской: «Каждый делает, что хочет, у людей довольный вид: кто желает, тот хохочет, кто желает, тот грустит».

В периоды, когда силы реакции топчут подлинные источники счастья людей, а масскульт при этом рисует людям улыбки до ушей, пессимизм выглядит более здоровым состоянием, если борьба не представляется возможной.

Впрочем, Бродский тут не открыл ничего нового: аналогичную позицию занимал Пушкин после разгрома декабрьского восстания, а также Герцен и Гёте.

Такое умонастроение называется резиньяцией. Шопенгауэр определяет его как избавление от воли к жизни, но не вследствие величайшего личного страдания, а вследствие нравственного прозрения, пробудившего чувство единства с миром.

Лифшиц сближает резиньяцию с религиозно-аскетическим смирением перед неотвратимым ходом вещей. Если ты не видишь возможности бороться, то постарайся разглядеть в неприглядном положении вещей некий высший смысл.

Очевидно, и сам Лифшиц избрал такой путь.

Утешение поэтов

Для Гегеля способом примирения с действительностью стал его «мировой дух», максима «всё действительное разумно» (позже Белинский и Маркс придадут этой максиме революционный смысл), а для Лифшица — материалистическая идея единства познающего субъекта и познаваемой им материи.

Подобное умонастроение в наши дни стало чуть ли не лейтмотивом всей отечественной поэзии. Авторы находят утешение и примирение с действительностью либо в зубоскальстве, злой иронии, либо в религиозном (или близком к религиозному) примирении с действительностью.

А что же выступает способом такого примирения у Бродского, что позволяет ему идти «мимо ристалищ и капищ, мимо храмов и баров»?

Обоготворённый язык

Бродский подчёркнуто метафизичен, надмирен, но в его религии есть нечто напускное, натужное. Истинным богом Бродского был не евангельский Иисус и не ветхозаветный Саваоф — для него они лишь литературные персонажи — а язык.

Поэзия Бродского — это служение языку и при помощи языка. Он восхищался фразой Уистена Одена «Время… боготворит язык».

В его Нобелевской лекции звучит важное признание: «кто-кто, а поэт всегда знает, что не язык является его инструментом, а он — средством языка».

  • И ещё:
  • Всё, что творил я, творил не ради я
  • славы в эпоху кино и радио,
  • но ради речи родной, словесности.
  • («1972 год»)

Это тоже вполне в духе времени. С шестидесятых годов набирают популярность идеи структуралистов: Барта, Фуко, Леви-Стросса и др.

Структуралисты, а за ними и постструктуралисты, ставили превыше всего язык, считали его основной и последней реальностью.

Лингвистическая философия действительно весьма удобный способ примирения с действительностью — она безопасна и политически стерильна. Но дело в том, что подобная философия ещё и творчески бесплодна.

Бродский не создаёт новых персонажей, не творит новые образы, он лишь снова и снова интерпретирует и комбинирует чужие. Вполне в соответсвии с духом времени Бродский вступил в эпоху постмодернизма и растворился в ней, как в кислоте…

Полный текст смотрите здесь.

Анализ стихотворения Одиночество Бродского

Стихотворение “Одиночество” было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

Его не печатали в журналах и газетах по причине того, что его мысли противоречили политике властей в те года. На личном фронте у него тоже было не особо  радужно, в ней он разочаровался не один раз.

В своем произведении поэт, оставшись самим с собой, пытается познать себя и окружающую его среду.

Главной темой данного стихотворения является познания мира в полном одиночестве. Как говорит автор, человек только в одиночестве сможет объективно порассуждать над  “идеями, гипотезами и произведениями искусства”.

Также прослеживается мысль автора о том, что свои размышления лучше никому не открывать, а наоборот “отдаться данности”.

Это легко объясняется тем, что во времена Бродского идеи, которые противоречили пропаганде властей, несли серьезные последствия.

Главным героем в творении писателя является лирический герой, но даже невооруженном глазом читатель видит, что в этот образ автор вложил самого себя.

В начале стихотворения видно, что Бродский описывает одиночество, которое настигло его в ночи, но в этом есть своя прелесть.

В эти минуты человек свободен от предрассудков человечества, и он может подвергать сомнению даже теорию “Зачатие Мадонной сына Иисуса”.

Идея о независимости мнения обрывается героем, что говорит нам о том, что “лучше поклонятся данности”. Мысль об этом пронизывается в течение двух строф, она также приправлена иронией над словами, которые произносит лирический герой. В этих строках идет обращение то ли к читателю, то ли к самому себе.

В конечных строках делается вывод. Бродский намекает еле заметно на то, что поклонение данности – плохая идея. Это выступает в роли перил, которые не отличаются особой стерильностью. Ухватится за них может только тот, кто для удержания равновесия не побрезгует “грязными перилами” и ”хромающими истинами”.

Но выбор о том как поступить читатель должен сделать сам.

Чтобы донести и раскрыть темы писатель пользуется художественными средствами. Метафоры прослеживаются на протяжении всего стихотворения.

Бродский изображает общественные и психические явления, как вещи быта (данность послужит «перилами», данность с «высокими могилами») и придаёт им человечности (ночное одиночество «плюет на человечество», «…теряет равновесие твое усталое сознание»).

Эпитеты также придают произведению насыщенности в плане идей и эмоций (могилы «глубокие», дороги «широкие», «пыльные». Эпитеты довольно-таки стандартные, но в контексте они приобретают оригинальность.

Произведение Бродского включает в себя три куплета, в которых присутствует разное количество строк. Они рифмуются то перекрестно, то параллельно. Размер стиха(хорей) не являются эталоном стройности. Ритмика и композиция стихотворения  подчинены содержанию.

Стихотворение “Одиночество” хоть и было написано Бродским в 19 лет, но оно не уступает художественностью и содержанием произведениям, которые написали более опытные писатели.

Анализ стихотворения Одиночество по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Помощница Барто
    Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».
  • Анализ стихотворения Мужество Ахматовой 6, 7, 10 класс
    Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом
  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия
    Элегия – это такой жанр, который содержится в стихотворении, и где присутствует эмоциональный эффект на фоне философского раздумья о сложившихся жизненных проблемах. Именно в таком стиле Евгений Баратынский и написал стихотворение
  • Анализ стихотворения Не избегай, я не молю Фета
    В семейной жизни Афанасию Фету трудно считать себя счастливым и состоятельным человеком. В 1857 году он заключает брак с Марией Боткиной, которая являлась состоятельной наследницей купца, продававшего чай.
  • Анализ стихотворения Зима Есенина
    Подобно тому, как начинающий художник пробует себя сначала в простых сюжетах и темах, так начинающему художнику слова, то есть поэту, как правило, подобает начинать с наиболее универсальной и понятной тематики.

Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского

Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского.

При изучении творчества И. А. Бродского целесообразно проанализировать мотивную структуру его поэзии и выявить, как звучит тема одиночества и отчужденности в его поэзии.   После изучения биографии поэта можно провести урок, посвященный мотивному анализу поэзии Бродского, «Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского».

Тема урока. Мотив одиночества в поэзии И. А. Бродского.

Цель урока. Мотивный анализ и интерпретация текста.

Задачи урока (познавательная – дать представление о своеобразии поэзии И.А.Бродского, развивающая – продолжить формировать умение проводить мотивный анализ и интерпретировать поэтическое произведение, воспитательная – осознание приоритета общечеловеческих ценностей).

Тип урока. Комплексное применение знаний (практическая работа).

Форма урока. Урок-проект.

Основным видом деятельности учащихся на уроке является мотивный анализ стихотворений И. Бродского.

Прием погружения в проблему через постановку проблемного вопроса: «Как можно изобразить одиночество? Как о нем можно рассказать другим, что это такое?» – в начале урока позволяет заинтересовать школьников, заострить их читательское внимание.

Проблемный вопрос, поставленный в начале урока, служил своеобразным стержнем и выстраивал урок как размышление-рассуждение, которое заканчивается выводом у каждого ученика в своем анализе текста и обобщенной формулировкой в конечном итоге, что позволяет повысить эффективность урока.

Содержание урока позволяет повторить литературоведческие понятия, изученные ранее (образ, композиция, изобразительные средства языка, фонетические средства выразительности и т.д.

) и продолжить формировать умение анализировать поэтический текст, интерпретировать его.

При исследовании проблемы учащиеся должны были обратиться к изученным литературоведческим терминам и, исходя из специфики предмета, получение знаний происходило через самостоятельную работу с текстом стихотворения.

Цель урока определена, исходя из темы и содержания урока: дать представление об особенностях поэзии И. Бродского, опираясь на приоритеты общечеловеческих ценностей, и формировать умение проводить мотивный анализ поэтических текстов.

Так как учащиеся 11 класса имеют определенный опыт анализа художественного текста, то эффективным будет урок-практикум комплексного применения знаний.

Постановка целей урока.

На первом этапе актуализация знаний происходит через прием погружения в проблему. Учащимся предлагается поразмышлять над термином ОДИНОЧЕСТВО и объяснить, как они понимают и представляют это состояние человека. Вопросы для беседы:

– Что такое одиночество? Как можно изобразить это состояние человека?

В качестве иллюстрации учитель предлагает посмотреть киноновеллу Андрея Звягинцева «Апокриф» из киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя». После просмотра учащиеся сравнивают свои представления об одиночестве и представления режиссёра. Вопросы для беседы:

– О чем этот фильм? Как режиссер интерпретирует стихотворение У. Х. Одена «Похоронный блюз»?

  • – Какие проблемы поднимает Звягинцев в своём фильме?
  • – Как изображено одиночество человека?
  • – Какие повторяющиеся образы вы увидели?
  • В результате обсуждения учащиеся должны отметить, что режиссёр использует прием повтора, отдельных образов, которые помогают увидеть и почувствовать одиночество различных героев киноновеллы.
  • Повторение учебного материала.

Повторение учебного материала происходит через обращение к знаниям полученным ранее об анализе текста. Повторение содержания литературоведческих понятий (мотивный анализ, мотив). Учащиеся совместно с учителем определяют алгоритм мотивного анализа. Вопросы для беседы:

  1. – Что такое мотив (лейтмотив) литературного произведения?
  2. – Какие структурные элементы художественного произведения необходимо затронуть при анализе мотивов?
  3. Мотив (лейтмотив) – это семантический повтор в пределах и за пределами текста произведения.
  4. Мотивный анализ – анализ, который позволяет выявить семантику, функции, и типологию мотивов не только отдельного произведения, но и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого – определение мировоззренческой, эстетической концепции писателя.
  5. Суть мотивного анализа состоит в том, «что за единицу анализа принимают мотивы, основным свойством которых является то, что они, будучи межуровневыми единицами, повторяются, варьируясь и переплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая его неповторимую поэтику»[1].
Читайте также:  Характеры и судьбы пьесы «На дне»

Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя, так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

Мотив имеет непосредственную словесную (или предметную) закрепленность в самом тексте произведения. В поэзии его критерием часто служит наличие ключевого слова, несущего особую смысловую нагрузку.

Б. Гаспаров определяет существо своего подхода так: «Лейтмотивное построение повествователя – принцип, при котором некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во всех новых очертаниях с другими мотивами»[2].

Мотивный анализ позволяет выявить семантику, функции, и типологию мотивов не только отдельного произведения, но и ряда произведений конкретного автора, и на основе этого – определение мировоззренческой, эстетической концепции писателя.

Знание же магистральных мотивов русской литературы определенного периода (XIX, XX вв.

) позволит учащимся прояснить черты традиционности и новаторства писателя в использовании этих мотивов, что даст возможность полнее представить историко-культурный процесс в России.

Таким образом, мотивный анализ целесообразно включить в практику преподавания литературы в школе. К числу знаковых мотивов русской литературы можно с уверенностью отнести мотивы: дороги, любви, смерти, одиночества, тоски и др.

Алгоритм мотивного анализа.

(по Зелянской Н. Л.)[3] 

  1. Найти в тексте образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.) являющиеся ключевыми для понимания произведения.
  • Для поэтического текста:
  • а) на идейно образном уровне (идеи, образы, пафос);
  • б) на стилистическом уровне (изобразительные средства выразительности);
  • в) на фонетическом уровне (ритм, рифма, строфика, метрика, звукопись).
  1. Определить для каждого из них синонимические образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.).
  2. Определить для каждого из них контекстные синонимические образы (слова, эпизоды сюжетные ходы и т.п.), принимая во внимание в том числе и авторский биографический контекст, культурный контекст современный автору эпохи, общекультурный контекст.
  3. Найти основания для объединения выделенных смысловых групп в общие мотивы, обозначить центральные мотивы исследуемого текста и указать их вязи между собой и периферийными мотивами.
  1. Алгоритм мотивного анализа служит эталоном для последующей работы с текстом и помогает организовать самостоятельную деятельность учащихся на следующем этапе.
  2. Применение учебной информации.
  3. На этапе применения учебной информации учитель определяет форму самостоятельной работы в зависимости от уровня подготовки учащихся, степени их самостоятельности, скорости работы с текстом: индивидуальная, парная, групповая.

Распределяет тексты стихотворений И.А.Бродского, регламентирует время работы над текстом, консультирует в трудных ситуациях и организует представление и обсуждение работ учащихся.

В качестве примера проведем мотивный анализ стихотворения И. А. Бродского «POSTSCRIPTUM».

  •                          POSTSCRIPTUM
  • Как жаль, что тем, чем стало для меня
  • твое существование, не стало
  • мое существование для тебя.

…В который раз на старом пустыре

  1. я запускаю в проволочный космос
  2. свой медный грош, увенчанный гербом,
  3. в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения… Увы,

  • тому, кто не умеет заменить
  • собой весь мир, обычно остается
  • крутить щербатый телефонный диск,
  • как стол на спиритическом сеансе,
  • покуда призрак не ответит эхом
  • последним воплям зуммера в ночи[4].

Стихотворение написано в 1967 году. POSTSCRIPTUM (от лат. post scriptum — «после написанного») — приписка к законченному и подписанному письму, обычно обозначаемая латинским сокращением «P.S.».

Это то, что еще хочется сказать, когда уже всё сказано и поставлена точка. Желание сказать при отсутствии собеседника – первый образ одиночества присутствующий уже в заглавии.

Желание поделиться недосказанным, и сразу же невозможность быть услышанным в первой строке.

В одиночестве жизнь становиться лишь существование, следует отметить, что Бродский дважды повторяет это слова в одном предложении. Бесплодность усилий «соединиться» подчёркивается многократностью повторяемых действий: «В который раз».

Незаполненность окружающего пространство одиночества передается и местом действия «пустырь», создается некое противопоставление лирического героя и остального мира, с которым он никак не может соединиться. Отсюда и невозможность собой заманить весь мир.

Пространство пустоты постепенно расширяется от пустыря, до вселенной «космоса». Невозможность выхода из сложившихся обстоятельств служит еще один предмет «диск телефона» – кружение диска замыкает цикл и делает действие бесконечным и превращаясь в одну из цифр на нем «О».

Ещё один емкий образ в конце стихотворение «вопль зуммера» – ассоциативно отправляющий нас к воплю отчаяния.

Значимым ядром стихотворения является перифраз: строки я запускаю в проволочный космос свой медный грош, увенчанный гербом, в отчаянной попытке возвеличить момент соединения…[5] расшифровываются так: я опускаю в телефонный аппарат монетку, чтобы соединиться с любимой.

Но это лишь предметный смысл, на деле же «проволочный космос» намного шире телефонного аппарата – это вся система сложных нитей связи, создающих возможность или невозможность контакта «Медный грош, увенчанный гербом» – это тоже не просто монетка,  а еще и бесплодность усилия, идущая от выражения «гроша медного не стоит». И все это действие – «отчаянная попытка возвеличить момент соединения», где соединение понимается не только впрямую, но и метафорически – соединение любовное, духовное как акт преодоления пространства[6].

Наряду с предметными мотивами, одним из ведущих в разработке неразделенной любви является стилистический: антитеза, наглядно выражающая описываемый конфликт в виде броского – подчеркнутого синтаксисом, композицией строк и тождеством лексики – контраста между чувствами героев.

Первоначальное заглавие, «Сонет», было менее конкретно по содержанию, зато давало формальную подсказку. Впрочем, действительно ли это сонет? В стихотворении 14 строк, и оно написано «сонетным» 5-ст.

ямбом, но белым стихом – строки не рифмуются, как не «срифмовались» персонажи, – так что о схеме сонета как твердой формы говорить не приходится, да и порядок чередования мужских и женских окончаний сонетного рисунка не образует.

Важным моментом на этапе применения учебной информации является презентация (представление) анализов стихотворений как ркзультата самостоятельной деятельности учащихся.

Рефлексия.

На последнем этапе следует подвести итог, обобщив все выступления и определив особенности изображения мотива одиночества в поэзии И. А. Бродского. Вопросы для беседы:

– Каков  лирический герой в стихотворениях И.Бродсокого?

  1. – Через какие образы и мотивы выражает поэт свое понимание одиночества?
  2. – Что такое одиночество  по Бродскому?
  3. – С какими мотивами перекликается мотив одиночества?

Говоря о лейтмотиве разлуки и одиночества, следует отметить, что отчуждённость – главное качество человека, которое выделяет Бродский. Чтобы человек не делал, он всегда остаётся одиноким, отчуждённым от общества, но именно в своём одиночестве он приходит к абсолютной свободе. Человек изначально одинок, поэт это не раз утверждал.

Отчуждение, по мнению Уланова А. М., было для молодого Бродского «единственным доступным, осуществимым вариантом свободы»[7]. В этой свободе человек остаётся с миром один на один, разговаривает с ним без помех. Всю жизнь одиночество было его спутником.

И не только сложная судьба Бродского, но и сам род его занятий обязывал к этому. «Дело в том, что поэт всегда в той или иной степени обречён на одиночество.

… Я думаю, что, чем лучше поэт, тем страшнее его одиночество»[8] – признавался Бродский в одном из интервью.

Отчуждение  личности от  общества и от своей роли приводит  человека  к «абсолютной свободе».

 «Абсолютная   свобода»   –  тяжкое бремя для человека,  поэтому многие люди предпочитают  уйти от нее, раствориться в обществе, отказаться от права своего  личного выбора и  подчиниться  закону  толпы или  группы,  диктующей законы сегодня.

«Абсолютная свобода» есть одиночество, которое не  каждый человек может вынести. Мотив одиночества  – один  из доминирующих  в поэзии Бродского,  прослеживается с самых ранних его стихотворений

Одиночество, безлюдие,  безвремение заставляют поэта  уноситься мыслями или в прошлое или в будущее, но нигде он не  находит ничего отрадного, ибо и прошлое и будущее одинаково  тупиково из-за своей связи с сегодняшним.

Одиночество передается через образы пустоты, тишины, холода, зимы. Стихотворения представляют мысленный монолог поэта, обращенный к самому себе из-за отсутствия слушателя, читателя, любимой. Мотив одиночества в поэзии Бродского тесно сплетается с мотивом отчужденности, противопоставлению себя всему миру и мотивом потери самого близкого и дорогого для себя.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать интерпретацию поэтического текста: создать видеоряд или создать сценарий видеоряда, словесную зарисовку к одному из проанализированных стихотворений И.А.Бродского.

Пример творческой работы.

Коряковцева Алена 11 класс

Видеоряд к стихотворению И. А. Бродского «POSTSCRIPTUM».

Осенний день хмурый и промозглый. Холодный ветер гоняет по улицам желтые листья. По улице идет мужчина. Он поднимает воротник пальто, пытаясь укрыться от пронизывающего холодного ветра. Шаг его неспешен, потому что он не знает, куда ему идти и что дальше делать.

Увидев телефон-автомат, он направляется к нему. Собравшись с духом, он набирает хорошо известный ему номер. После недолгого ожидания в трубке раздаются длинные гудки. Неуверенно мужчина кладет трубку на рычаг, но длинные гудки ещё долго раздаются в ушах героя.

Библиография.

  1. Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/
  2. Волков Соломон. Диалоги с Иосифом Бродским – М.: Независимая газета, 1998.
  3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.
  4. Жолковский Александр. Маргиналии к “POSTSCRIPTUM’У” Бродского./ http://magazines.russ.ru/zvezda/2010/2/zh19.html
  5. Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.
  6. Зинина Е. А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10 – 11 кл.: учеб. Пособие / Е. А. Зинина – М.: Дрофа, 2007.
  7. Крепс Михаил. О поэзии Иосифа Бродского. /http://www.lib.ru/BRODSKIJ/kreps.txt
  8. Майорова Н. В. ИОСИФ БРОДСКИЙ «ПИЛИГРИМЫ» / http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=2168&BoardId=46167&tmpl=Thread&ThreadId=24690
  9. Минченко О. Л. Философские и историко-культурные категории в поэтике И. А. Бродского.
  10. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы: учебное пособие / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А Яблоков, А. М. Антипова; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006.
  11. Уланов А. М. Опыт одиночества: Иосиф Бродский. /http://drugieberega.com/2004/3/brod О литературе.
  12. Чеботарёва Надежда. Опыт одиночества / http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301007

[1] Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.

[2] Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

[3] Зелянская Н. Л. Структура художественного текста: Методические указания для студентов-филологов. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина. 2004.

[4] Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/

[5] Бродский И. А. Библиотека поэзии./ http://brodsky.ouc.ru/

[7] Уланов А. М. Опыт одиночества: Иосиф Бродский. /http://drugieberega.com/2004/3/brod О литературе.

[8] Волков Соломон. Диалоги с Иосифом Бродским – М.: Независимая газета, 1998.

Ссылка на основную публикацию