Анализ стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения “Лебедушка” и их характеристика

  1. Лебедушка. Отважная мать, закрывшая своих птенцов. Самоотверженная, любящая.
  2. Орел. Злой разбойник, хищник.
  3. Лебежатушки. Дети лебедушки. Маленькие, беззащитные.

План пересказа стихотворения “Лебедушка”

  1. Заря над лесом
  2. Лебедушка и лебежатушки
  3. На другой берег
  4. Игры в траве
  5. Змея и коршун
  6. Спасительные крылья
  7. Полет орла
  8. Орел и змея
  9. Тень от крыльев
  10. Смерть лебедушки
  11. Спасенные дети

Главная мысль стихотворения “Лебедушка”
Мать сама погибнет, но детей своих спасет.Ответы на вопросы учебника “Литературное чтение 4 класс 2 часть” Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

  • Чему учит стихотворение “Лебедушка”
  • Отзыв на стихотворение “Лебедушка”
  • Анализ стихотворения “Лебедушка”
  • Средства художественной выразительности в стихотворении “Лебедушка”

Стихотворение учит любить своих родителей, и прежде всего любить маму. Учит помнить о том, сколько сил и трудов вложили родители в воспитание детей. Учит никогда не забывать о страданиях, которые пережили родители из-за детей.

Это очень грустно и трогательное стихотворение о материнской любви. Ее героиня – обычная лебедушка, которая не пожалела собственной жизни, чтобы спасти птенцов. Она закрыла птенцов собственным телом, и дала им возможность спастись. Мне очень жаль бедную птицу, и жаль ее осиротевших детей.

Стихотворение “Лебедушка” написано Сергеем Есениным в 1917 году.
По жанру оно близко к народной былине, песне.
Ее главная героиня – лебедушка, но мы понимаем, что поэт говорит о всех матерях, создав собирательный образ матери, жертвующей собой, ради спасения собственных детей. Поэт открыто симпатизирует лебедушке, о чем говорят многочисленные ласковые уменьшительные суффиксы. Появившегося орла поэт сравнивает с черной тучей, роком, который надвигается на мирно гуляющих лебедей. Избежать опасности лебедушка не может, но она может спасти деток, погибнув в когтях хищника.

Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шелковая, малых детушек, оком доблестным, туча черная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слезы горькие.
Метафоры: сетки хвойные, покрывала златотканные, ватагой стройною, дробилась гладь, бросал молнии, взмах отогнал.
Сравнения: выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги.
Олицетворения: камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались.

Пословицы к стихотворению “Лебедушка”

Куда мать, туда и дитя.
Материнская ласка конца не знает.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
Ради деток мать, готова себя продать. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Лебедушка”
Из-за темного леса поднималась заря и старые сосны загорались в ее лучах. Блестела вокруг роса и шептались камыши.
Из темных зарослей выплыла лебедушка, а следом ватага лебежатушек. Переплыли лебеди на другой берег, где росла шелковая трава. И стала звать лебедушка своих деток погулять по лугу, пощипать травку.
Вышли детки на берег и гуляли среди цветов и трав. А лебедушка осталась в дозоре. Увидит лебедушка коршуна или змею, созовет деток и спрячутся они под ее крыльями. А когда опасность минует, вновь гулять отправляются.
Но не знала лебедушка, что высоко летит орел. Увидел орел змею, но змея под кочку спряталась. Увидел орел лебедь белую и стал кольцами спускаться к земле.
Заметила лебедушка тень от его крыльев на воде, закричала деткам. Прибежали детки, спрятались под ее крылья. А орел впился в шею лебединую и оттолкнула деток лебедушка. Бросились детки в воду, а на глазах лебедушки слезы навернулись.
Раздирал орел тело белое, а детки хоронились под камышами.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Лебедушка”

Анализ стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»

Читать стихотворение “Лебедушка”

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.
У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.
Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.
Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.
А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.
И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.
Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.
Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —
Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.
Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.
Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.
Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными

Хоронились лебежатушки.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».

Стихотворение было написано в  1917 году, в основе которого лежит образ лебедушки, мать, оберегающая своих детей. Независимо от того, что она может погибнуть, все равно проявляет ласку и заботу к потомству. Данное творение автора удивляет красотой слов о русской природе, о её радостных моментах  и бедах.

Произведение начинается с появлением красной зори. Ветки сосен обретают золотой цвет, над водой наклоняются прекрасные камыши. Все красивые слова, которые описывают красоту природы в утреннее время суток, направлены на то, что предать читателю хорошее настроение.

Далее автор продолжает сцену прихода нового дня с  того, что описывает главную героиню и её замечательное семейство. Лебеди гуляют вместе на фоне зори и красивой природы. Но в эти секунды окружающая природа не замирает, а наоборот продолжает раскрываться новыми красками.

Но автор проводит черту между покоем и красотой, подчеркивая возможные угрозы, которые могут навредить лебедям. Поэт отчетливо дает понять, что опасность в лице змеи или коршуна где-то рядом и птицам надо быть осторожными. 

Неподалеку летал хищник. Вначале орел подумал напасть на змею, но та успела скрыться и сохранила себе жизнь. Взор коршуна после этого четко был направлен на лебедей. Хищник стремительно летел в сторону птиц, и мать закрыла птенцов собой. Орел рвет её на части. Птенцы прячутся и ждут свою мать, но она уже не вернется. Тем временем природа продолжает жить, как ни в чем не бывало.

Лебедушка для автора это символ любви и в тот же момент храбрости, не каждое живое создание на земле способно пожертвовать собой ради кого-то.

4 класс

Анализ стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»

  • Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной
    Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.
  • Анализ стихотворения Бальмонта Я мечтою ловил уходящие тени
    Бальмонт – выдающийся поэт-символист, произведения которого содержат тонкий смысл, гармоничность звуков и, соответственно, музыкальность. Чтобы показать этот смысл, нужно проникнуться чувствами Бальмонта, понять что
  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия
    Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди.
  • Анализ стихотворения Северянина Классические розы
    После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
  • Анализ стихотворения Цветаевой Ахматовой
    Марина Цветаева и Анна Ахматова – две яркие представительницы Серебрянного Века. Но вернее будет сказать: два представителя. Потому что обе предпочитали себя называть не поэтессами, а поэтами, считая данное слово более достойным

Анализ стихотворения «Лебёдушка» (С. А. Есенин) | Литрекон

Самый Зелёный · 08.07.2021

Творческое наследие Сергея Есенина достаточно велико. Около 530 стихотворений было написано им. Одно из известнейших произведений проанализировал Многомудрый Литрекон и предлагает ознакомиться с данным разбором ниже. Перед Вами анализ стихотворения «Лебёдушка» по плану.

История создания

Стихотворение «Лебёдушка» относится к раннему творчеству поэта. Оно было создано в период с 1913 по 1917 года. 

В 1912 году Сергей Есенин переехал в Москву, стал работать в мясной лавке. Но уже в 1913 году поступил вольнослушателем в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского,  стал работать в типографии И. Д. Сытина. Сергей Александрович уверенно и достаточно быстро продвигался к своей цели.

«Я ведь «Божья дудка»…Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же» (С. А. Есенин)

В этот период публикуются такие произведения как «Там, где капустные грядки…», «Ус», «Воробышки», а также анализируемое стихотворение —  «Лебёдушка». 

«Моя лирика  жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве» (С. А. Есенин)

Основные мотивы лирики Есенина в рассматриваемые годы – это природа, любовь к животным, к Родине, крестьянский быт, народное творчество. Стихотворение «Лебёдушка» похоже на рассказ, наполненный печалью, драматизмом, передаваемый из уст в уста, повествующий о чём-то вечном, постоянном, не всегда понятном, то есть оно напоминает русский фольклор.  

Читайте также:  Краткое содержание 4 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Лебёдушка» написано в жанре былины. 

Былина – это эпическая песнь, в которой повествуется о каком-либо значащем событии, о герое, совершившем яркий поступок. Основными признаками этого жанра являются наличие сюжета и необыкновенные герои.

Все эти черты присутствуют в «Лебёдушке», к тому же данному произведению присущ определенный «стиль речи», манера, в которой написано оно, также присутствуют определенные, своеобразные средства выразительности.

Главной задачей былин является напоминание об идеале, о том, к чему следует стремиться. 

Сергей Есенин – модернист, соответственно направление, в котором написано разбираемое стихотворение, тоже модернистское. Эта культурная тенденция всеобщего обновления подарила нам множество смелых литературных экспериментов. Вот и Есенин переосмыслил жанр былины и наделил его новаторскими чертами.

Какие же черты позволяют утверждать, что Есенин — модернист? Во-первых, поэты – модернисты были открыты всему новому, они искали новые жанры, прибегали к давно забытым старым (как в данном случае), а во-вторых, их лирический герой был сильным, смелым, бесстрашным, что также полностью оправдывает верно-выбранное направление стихотворения. 

Размер стихотворения «Лебёдушка» – пятистопный хорей. «Лебедушка» также интересна ещё тем, что имеет неточные жесткие рифмы, то есть последние слоги в словах не рифмуются, но созвучны, поэтому произведение читается легко и мягко.

Композиция

Произведение «Лебёдушка» состоит из 28 строф. Его можно разделить на 5 композиционных частей, на 5 элементов, отражающих развитие конфликта произведения.

1-я часть – пролог. Данная часть «открывает» сюжет, описывает место действия и какие-либо общие обстоятельства, оправдывающие дальнейшие события. В стихотворении пролог включает в себя первые 3 четверостишия, в которых поэт описывает природу, прекрасный рассветный пейзаж. 

«Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые…»

Сергей Александрович использует повторение одного и того же слова («…леса, леса…»), что является одним из признаков былинного жанра, использует уменьшительно–ласкательные формы слов, которые также относят данное произведение к былинам. Автор пишет о хвойном лесе, об озере, пишет о звуках в данный миг.

«…И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.»

2-я часть – предыстория, экспозиция. Данная часть знакомит читателей с главными героями, с их жизнью, с их индивидуальными чертами, особенностями, чтобы в дальнейшем читателю было проще и легче понять действия героя, согласиться с его решениями, оправдать его.

8 последующих строф стихотворения являются экспозицией. Сергей Александрович вводит в произведение главных героев – лебёдушку с детками.

Поэт сравнивает лебёдушку с зоренькой, такой же прекрасной, тихой и «естественной». Данная часть «спокойная» и «мягкая» по своему звучанию. Автор пишет о гармонии всего происходящего.

Даже лилии «не боятся» происходящего вокруг действия, они «перешёптываются». 

«У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии

С ручейками тихозвонными.»

Также поэт пишет о материнской заботе, о материнском страхе за детей, пишет неопытности, беззащитности «малышей».

3-я часть – завязка. Данная часть повествует об имеющемся конфликте, противоречиях. К данной части можно отнести последующие 7 четверостиший стихотворения. В них поэт пишет о присутствующих в мире угрозах, которые теребят материнское сердце, не дают ему покоя, пишет о действиях матери в случае опасности, вводит ещё одно героя, точнее антигероя – молодого орла, как олицетворения всех зол.

«Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися…
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого

Надвигалась туча черная…»

Данные строки описывают печальный факт о том, что не всё можно предусмотреть, предугадать… 

4-я часть – кульминация, наивысшая точка напряжения, когда опасения проявляются в действии, когда то, чего не желали, случается. В разбираемом стихотворении к данной части относятся 7 следующих строф. 

Трагичная часть описывает нападение орла на лебедушку, описывает самоотверженность матери, которая на последнем издыхании защищала детей, описывает безжалостность орла, его кровожадность…

«А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую…
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,

Словно брызги, во все стороны…»

5-я часть – развязка. В данной части описывается исход конфликта, даже если противоречия не устранены, как в случае разбираемого стихотворения. Ведь все окружающие лебедят опасности остались, остались хищники, нападающие на выслеженную добычу, осталось неизвестное и «холодное» будущее без матери, которая была всем миром для малышей…

«Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными

Хоронились лебежатушки.»

Образы и символы

Лирический герой произведения «Лебёдушка», а точнее героиня – лебедушка, мать, оберегающая своих детей. Она романтична, она прекрасна, она любит самоотверженно и жертвенно, она является символом материнства и красоты, она – идеал. 

Образ матери в произведении является центральным. Это интересно ещё тем, что автор, Сергей Александрович Есенин, очень редко в своих произведениях касался данной темы.

В основном он писал о бабушке и дедушке, которые воспитали его.

Но всё же в лирике поэта данная тема присутствует! Последний период творчества Есенина включает определенное количество стихотворений, главным образом которых является мать. 

«Лебёдушка» принадлежит к раннему творчеству поэта, поэтому образ матери здесь завуалирован, представлен в виде символа – лебёдушки. Данный образ выбран не случайно, ведь лебедь является символом возрождения, мудрости, красоты, чистоты и милосердия, символом Девы Марии. 

В произведении также присутствуют другие интересные образы. Образ зорьки, которую поэт описывает с трепетом. 

«…Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые…»

От этого неповторимого света «загорались ярким пламенем сосны старые, могучие», «роса жемчужная отливала блестки алые». Именно с прекрасной, вдохновляющей зарей поэт сравнивает главную героиню.

«Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.»

В стихотворении также присутствует образ озера, которое является основным местом действия. Поэт называет озеро «гладью зеркальной», пишет, что вокруг него «перешептывались лилии с ручейками тихозвонными». 

Озеро символизирует женское начало, символизирует очищение, исцеление, покой. Лилии, которые окружают описываемое озеро, являются символом материнства, плодородия, в некоторых странах данный цветок до сих пор является символом жертвенной материнской любви.

В разбираемом стихотворении все образы устремлены к одному, они едины, имеют общий смысл, тему – материнство. Даже коршун, который «играет отрицательную роль» в произведении, является символом материнства в Египте.

Дальнейшие события стихотворения знакомят читателя с ещё одним образом.

«…от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —
Молодой орел под облаком

Расправлял крыло могучее…»

В произведении орел – это олицетворение хитрости, зла, это угроза. Но вот символика этой птицы довольно положительна. Орел является символом побед, мудрости, символом божественной любви, а если орел несет в клюве змею, то является также символом победы над грехом. 

В стихотворении орел «слился с тучей», то есть он с ней стал единым целым, а туча является олицетворением препятствий, трудностей, то есть в том, что орел является антигероем, сомнений быть не может.

Змея – еще один интересный образ. Она чуть не стала добычей орла.

«…змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила

И под кочку притаилася…»

Именно змея «в колечке» символизирует цикличность явлений, вечность. Как бы грустно не звучало, но данные «расшифровки» символов утверждают, что в жизни всё циклично, что жизнь продолжается, что всегда будут существовать охотники и добыча, что это естественно… 

«Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка»

Данные строки вселяют надежду!

Белые крылья символизируют превосходство, свободу, вдохновение, защиту и любовь. Лебедь–мать оберегает своих детей даже в «помертвелом» состоянии, ещё раз подтверждая то, что не требует подтверждений, свою безграничную любовь.

Также хочется отметить, что в произведении встречается упоминание о росе («кругом роса жемчужная отливала блестки алые», «росинки серебристые, словно жемчуг, осыпалися») и о слезах («из глаз родимой матери покатились слезы горькие»). Эти два «явления» описаны в разных частях стихотворения, но следует отметить, что роса является символом слёз Богородицы, слёз Матери.

Тема, проблемы, настроение

  • Основной темой произведения «Лебёдушка» является – бессознательная любовь матери к своим детям, существование незащищенной мечты и идеала в мире, в котором также есть неидеальное, ранящее.
  • В произведении поднята и полностью раскрыта проблема уязвимости, невозможности защитить что-то очень ценное, самое светлое, самое необходимое, по-настоящему нужное, проблема попытки защитить всё это, а также победа, которая является неоспоримой, естественной, но имеющей жертвы…
  • Настроение произведения «Лебёдушка» драматичное, трагичное, но в то же время светлое, ведь остались лебедята, дети прекрасной матери, дети красоты, идеала, которые вырастут в таких же прекрасных лебедей, идеальных и жертвенных.

Основная идея

В чем заключается смысл стихотворения «Лебёдушка»? Данным произведением поэт хотел рассказать нам о вечности, цикличности прекрасного, но рассказать через боль, через «потери», раны, чтобы главная мысль стихотворения проникла в самую глубь.

  1. «А орел когтями острыми
    Раздирал ей тело нежное,
    И летели перья белые,
  2. Словно брызги, во все стороны.
  3. Колыхалось тихо озеро,
    Камыши, склонясь, шепталися,
    А под кочками зелеными
  4. Хоронились лебежатушки.»

Две последние строфы выполняют и функцию «ножа», проникающего вглубь, и функцию «целебного бальзама», заливающего получившуюся рану, в данных строках есть и боль, и надежда. 

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Лебёдушка» разнообразны и красивы. Они помогают создать нужную тональность и пробудить чувства в душе читателя.

  1. Эпитеты: «леса темного», «красно зорюшка», «ясной радугой», «огоньки-лучи багровые», «ярким пламенем», «сосны старые, могучие», «покрывала златотканые», «роса жемчужная», «озеро серебряное», «белоснежная лебедушка», «ватага стройная», «тихая заводь», «лента темная и широкая», «трава шелковая», «головки нежные», «ручейки тихозвонные», «луг пестреющий», «росинки серебристые», «цветы лазоревы», «солнца золотистого», «равнина бесконечная», «крыло могучее», «седое облако», «ногами помертвелыми», «тихо колыхалось».
  2. Сравнение: «огоньки – лучи», «выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка», «ватагой стройною продвигались лебежатушки», «пролегла струя лентой», «росинки серебристые, словно жемчуг, осыпалися», «цветы…, как гости чужедальние, улыбались дню веселому», «и хотел орел со злобою как стрела на землю кинуться», «орел, как точка черная, стал к земле спускаться кольцами», «орел…, как стрела на землю кинулся», «летели перья белые, словно брызги…».
  3. Метафора: «загорались сосны», «роса жемчужная отливала блестки алые», «дробилась гладь зеркальная а колечки изумрудные», «затон молчаливый», «волны пряные», «гроза скрывалася», «око доблестное», «расправлял крыло могучее», «бросал глазами молнии», «замер в воздухе распластанный», «грозный взмах крыла», «гладь зеркальная», «горькие слезы».
  4. Олицетворение: «подымалась, рассыпала зорюшка», «наряжали сосны», «камыши, склонясь, шепталися», «прилегла трава», «наклонив головки нежные, перешептывались лилии», «цветы лазоревы распускали волны пряные», «камыши, склонясь, шепталися».
  5. Фразеологизмы: «травушка – муравушка».
  6. Звуковая анафора:
  • «Позади ватагой стройною
    Подвигались лебежатушки…»;
  • «Погулять на луг пестреющий,
    Пощипать траву душистую…»;
  • «Побежали детки к озеру,
    Понеслись в густые заросли…»;
  1. Лексический повтор: «из-за леса, леса темного».
  2. Разговорная лексика: «хорониться».
  3. В произведении очень часто встречается инверсия. Например: «подымалась красна зорюшка», «загорались ярким пламенем сосны, старые, могучие», «позади ватагой стройною подвигались лебежатушки», «у побережья зеленого, наклонив головки нежные, перешептывались лилии» и др.
  4. Параллелизм:
  1. «В это утро вместе с солнышком
    Уж из тех ли темных зарослей
    Выплывала, словно зоренька,
  2. Белоснежная лебедушка.» (выплывает солнышко и лебедь)
  3. «А орел, взмахнувши крыльями,
    Как стрела на землю кинулся,
    И впилися когти острые
  4. Прямо в шею лебединую.
  5. Распустила крылья белые
    Белоснежная лебедушка
    И ногами помертвелыми
  6. Оттолкнула малых детушек.» (орел крыльями взмахнул – лебедь крылья распустила)
Читайте также:  Краткое содержание рассказа А. Куприна «Изумруд»

Кристина Асаулова

Анализ стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»

Сергей Есенин, гениальный поэт. Его творчеством люди восхищаются и по сей день. Он написал более чем 530 различных стихов. Ознакомимся с самым популярным из них. Называется оно «Лебедушка».

Содержание:

  • 1 Создание
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция

Создание

Стихотворение было написано поэтом в самом начале его творческой карьеры (1913 по 1917 гг.) Есенин переехал в Москву в 1912 году. Юноша отправился работать продавцом в одну из мясных лавок.

Но чуть позже он в качестве вольнослушателя поступил в Московский университет имени Шанявского. Сергей устроился работать в Сытинской типографии. Она в те времена была очень популярной, желающих в нее попасть было много.

Юноша обладал упрямством и сильной волей, поэтому его мечты стать поэтом осуществились. Для этого он приложил немало усилий

В 1913-914 гг. были опубликованы его первые стихи («Ус», «Воробушки», » Там, где капустные грядки»). И так же «Лебедушка».

Есенин рассказывал, что очень любил Россию матушку. И все стихи были написаны с любовью к родной стране.Мотивы стихотворения в основном были связаны с природой, Россией и любовью к братьям нашим меньшим.Стих о «Лебедушке» со всех сторон наполнен грустью и неким драматизмом. Чем-то его можно сравнить с русским фольклором.

Направление и жанр

Написан стих в образе былины, эпической песни. В ней речь идет о главном герое, который совершил какой-либо значимый поступок. Основной признак данного жанра, это уникальный сюжет и герои. Эти характерные черты есть в «Лебедушке».

В стихотворение присутствует отдельный речевой стиль. Манера написания «Лебедушки» имеет черты, наполненные выразительностью.

Главная цель былины, написанной Есениным, было стремление напомнить читателю об идеале, к которому должен стремиться каждый.

Сергей являлся модернистом, соответственно в этом же направление было написано и стихотворение. Эта смелая тенденция совершенства культуры подарила людям много интересных «экспериментов» в области литературы. Есенин перед написанием стиха долго думал и решил воплотить в реальность его новаторские черты.

Многим читателям интересно по какому признаку стало ясно, что Сергей является модернистом? Во-первых, это смелая открытость всем новым видам искусства (в то числе и поэмам), поэты искали частицу новизны, беря немного забытого старого. И герой произведения отличался упорством, бесстрашием, свободой воли.

Эти две черты указывают на модернизм.

Стихотворение написано в пятистопном хорее. Так же оно имеет довольно жесткие рифмы, неточного происхождения. Последний слог в стихе написан ни в стиле рифмы. Но его звучание полностью отражает происходящие события в стихотворении.

Композиция

Самое произведение носит в себе 28 строф. Оно делится на 5 частей с композиционными нотками и остальных частей, которые отражаю всю сущность конфликта в произведении.

  • 1. часть. Это пролог. Она полностью раскрывает для читателя суть сюжета, происходит описание места событий. А также черты, которые указывают на дальнейшую развязку. Пролог включает всего 3 небольших четверостиший. Поэт описывает природную красу родины и пейзаж, на фоне рассвета. При этом он охотно использует в тексте повторения («леса, леса»). Это относится к признаку жанра в виде былины. Уменьшительная ласкательная форма так же присутствует в стихотворении. Автор повествует об озере, находящимся в «лапах» хвои, о звуках природы.
  • 2 часть. Здесь уже пойдет речь о предыстории. Происходит знакомство с главными персонажами «Лебедушки». Автор охотно рассказывает об их жизни, сфере деятельности и характере. После прочтения этой части, читатель легко сможет предугадать действия каждого из героев, оправдать его действия или напротив возмутиться.В последующих строфах автор расскажет о главной героине-лебедушке и ее детях. Он сравнивает ее с зарей. Она такая же нежная, тихая и прекрасная, как «зорюшка».По звучанию эта часть отличается мягкостью и спокойствием. Поэт рассказывает о гармонии природы и воссоединяется с ней в своих стихах. Все деревья, как «живые». Он тихо «шепчутся» и совсем не боятся происходящих событий.

Автор поднял главную тему в сюжете. Это тема материнства. О том, как мать переживает за судьбу деток, пишет об их беззащитности и страхах.

  • 3 часть. Последний этап, завязка стиха. Эта часть наполнена грустью и конфликтом, который начинает развиваться в стихотворении. Поэт пишет об опасности и угрозе, которая вот-вот прибудет. Воцарением зла является орел, который является в стихе жестоким и злым героем произведения.
  • 4 часть. Это кульминационный момент. Заканчивается все трагически. Здесь описаны страдания лебедушки. Она до самой смерти защищала своих деток от жесткого врага.Лебедушка погибла, но ее дети остались живы. Вся природа затихла в печали, «со слезами» грусти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Лебёдушка» С. Есенин

  • Из-за леса, леса темного,
    Подымалась красна зорюшка,
    Рассыпала ясной радугой
  • Огоньки-лучи багровые.
  • Загорались ярким пламенем
    Сосны старые, могучие,
    Наряжали сетки хвойные
  • В покрывала златотканые.
  • А кругом роса жемчужная
    Отливала блестки алые,
    И над озером серебряным
  • Камыши, склонясь, шепталися.
  • В это утро вместе с солнышком
    Уж из тех ли темных зарослей
    Выплывала, словно зоренька,
  • Белоснежная лебедушка.
  • Позади ватагой стройною
    Подвигались лебежатушки.
    И дробилась гладь зеркальная
  • На колечки изумрудные.
  • И от той ли тихой заводи,
    Посередь того ли озера,
    Пролегла струя далекая
  • Лентой темной и широкою.
  • Уплывала лебедь белая
    По ту сторону раздольную,
    Где к затону молчаливому
  • Прилегла трава шелковая.
  • У побережья зеленого,
    Наклонив головки нежные,
    Перешептывались лилии
  • С ручейками тихозвонными.
  • Как и стала звать лебедушка
    Своих малых лебежатушек
    Погулять на луг пестреющий,
  • Пощипать траву душистую.
  • Выходили лебежатушки
    Теребить траву-муравушку,
    И росинки серебристые,
  • Словно жемчуг, осыпалися.
  • А кругом цветы лазоревы
    Распускали волны пряные
    И, как гости чужедальние,
  • Улыбались дню веселому.
  • И гуляли детки малые
    По раздолью по широкому,
    А лебедка белоснежная,
  • Не спуская глаз, дозорила.
  • Пролетал ли коршун рощею,
    Иль змея ползла равниною,
    Гоготала лебедь белая,
  • Созывая малых детушек.
  • Хоронились лебежатушки
    Под крыло ли материнское,
    И когда гроза скрывалася,
  • Снова бегали-резвилися.
  • Но не чуяла лебедушка,
    Не видала оком доблестным,
    Что от солнца золотистого
  • Надвигалась туча черная –
  • Молодой орел под облаком
    Расправлял крыло могучее
    И бросал глазами молнии
  • На равнину бесконечную.
  • Видел он у леса темного,
    На пригорке у расщелины,
    Как змея на солнце выползла
  • И свилась в колечко, грелася.
  • И хотел орел со злобою
    Как стрела на землю кинуться,
    Но змея его заметила
  • И под кочку притаилася.
  • Взмахом крыл своих под облаком
    Он расправил когти острые
    И, добычу поджидаючи,
  • Замер в воздухе распластанный.
  • Но глаза его орлиные
    Разглядели степь далекую,
    И у озера широкого
  • Он увидел лебедь белую.
  • Грозный взмах крыла могучего
    Отогнал седое облако,
    И орел, как точка черная,
  • Стал к земле спускаться кольцами.
  • В это время лебедь белая
    Оглянула гладь зеркальную
    И на небе отражавшемся
  • Увидала крылья длинные.
  • Встрепенулася лебедушка,
    Закричала лебежатушкам,
    Собралися детки малые
  • И под крылья схоронилися.
  • А орел, взмахнувши крыльями,
    Как стрела на землю кинулся,
    И впилися когти острые
  • Прямо в шею лебединую.
  • Распустила крылья белые
    Белоснежная лебедушка
    И ногами помертвелыми
  • Оттолкнула малых детушек.
  • Побежали детки к озеру,
    Понеслись в густые заросли,
    А из глаз родимой матери
  • Покатились слезы горькие.
  • А орел когтями острыми
    Раздирал ей тело нежное,
    И летели перья белые,
  • Словно брызги, во все стороны.
  • Колыхалось тихо озеро,
    Камыши, склонясь, шепталися,
    А под кочками зелеными
  • Хоронились лебежатушки.

Дата создания: 1917 г.

Анализ стихотворения Есенина «Лебёдушка»

Яркий стиль произведения, датированного 1917 г., восходит к фольклорно-былинным источникам. По тем же принципам смоделирован образ лебедушки, занимающий центральное место в стихотворении.

Идеальная мать, окружившая детей нежностью и заботой, пекущаяся о безопасности потомства даже на краю гибели, – символика образа белоснежной птицы трактуется в рамках традиционных мифологических установок.

Живописная картина «красной зорюшки» открывает стихотворение. Каждая из ее частей олицетворена: сосны наряжаются, камыши шепчутся, а сама зорька рассыпает «огоньки-лучи», преображающие темный ночной пейзаж.

В изображении утренних сцен аккумулируется лексика с семантикой драгоценного. Сосновые ветви словно покрыты «златоткаными» накидками, капли росы отливают жемчугом, камыши склоняются над серебряной гладью воды.

Нарядные, сверкающие разноцветьем детали природы призваны передать радостные ощущения, связанные с началом нового погожего дня.

Великолепную картину пробуждения завершает плавное явление главной героини, которая уподобляется «зореньке», раскрасившей весь мир сияющими оттенками. Эпизод прогулки лебединого семейства также выдержан в позитивных интонациях и сказочной стилистике.

Атмосферу ликования и беспечного веселья начинают перебивать тревожные нотки. Примерная мать «дозорит», тщательно охраняет покой беззаботно резвящихся птенцов. Поэт конкретизирует возможные источники угрозы: коршун, змея. Лебедушка учитывает перечисленные факторы, и ее семья демонстрирует готовность достойно встретить агрессора.

Как велят каноны сказочного жанра, истинная опасность подкрадывается неожиданно для «ока доблестного». Описание темного начала, способного обрушить идеальное художественное пространство, связано с семантикой непогоды: грозой, молнией, «тучей черной». Орел, неторопливо и тщательно выбиравший свою цель, слишком поздно был замечен белоснежной птицей.

Моментально осознав проигрыш во времени, лебедь тратит драгоценные секунды на защиту потомства. Материнский подвиг спасает птенцов от гибели, и по этой причине за трагической сценой следует продолжение.

Глубокая скорбь сменяется мыслью о вечности круговорота бытия: в завершающей строфе автор возвращается к описанию элементов пейзажа, упоминая и спрятавшихся лебедят – осиротевших, чрезвычайно напуганных, но оставшихся в живых.

Читайте также:  Сочинение: Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «О любви»

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Урок + презентация С. Есенин "Лебедушка"

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина “Лебедушка”»

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

  • Задачи урока:
  • обучающие:
  • – продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
  • – работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;
  • развивающие:
  • – развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
  • воспитательные:
  • – воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.
  • Оборудование урока:
  • 1) Презентация «Краткая биография С. Есенина»;

2) – музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший», Музыкальная постановка (Matrix Rob D.), аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

  1. Ход урока
  2. Слайд 2.
  3. В мире много интересного,
  4. Нам порою неизвестного.
  5. Миру знаний нет предела,
  6. Так скорей, друзья, за дело!

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь».

  1. Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший..»)

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

  • Душа поэта – тонкая струна,
  • Дотронешься – и зазвучит она!
  • И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
  • В секреты слова красоты проникнуть.
  • Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

Тема урока : С. А. Есенин «Лебёдушка».

4. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд 5 .

– С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

  1. Слайд 6.
  2. Родители Есенина были бедные крестьяне.
  3. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
  4. Слайд 7, 8.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 9, 10.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

  • Слайд 11, 12.
  • Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.
  • И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

У.: Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

5. Подготовка к восприятию стихотворения.

Слайд 13.

– Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 14.

Прочитайте название стихотворения.

По названию произведения можно предположить как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).

  1. Слайд 15.
  2. Что интересного вы знаете о лебеде?
  3. Слайд 16.
  4. Интересные факты про лебедей:
  5. – Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением.

Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение.

При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.

Слайд 17.

6. Восприятие стихотворения.

– Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

– Кто главные герои стихотворения?

– Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

7. Словарная работа.

Слайд 18, 19.

А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком.

  • Словарная работа.
  • ватага – шумная толпа, сборище;заводь – небольшой залив в реке;
  • затон – вдавшийся в берег речной залив;
  • дозорила – стерегла, охраняла;
  • -хоронились – прятались;
  • не чуяла – не чувствовала;
  • доблестный – храбрый, отважный;
  • пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;
  • колыхалось – качалось;
  • покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

– гладь зеркальная – водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

  • тихая заводь – небольшой залив в реке с замедленным течением;
  • молчаливый затон – длинный нетронутый залив реки;
  • трава шелковая – нежная;
  • тихозвонные ручейки – спокойно протекающие;
  • росинки серебристые – роса прозрачная, под серебро;
  • цветы лазоревые – светло-синий тон;

– волны пряные – издающие запах;

Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

Слайд 20.

8. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки).

Слайд 21.

9. Физминутка.

Слайд 22.

10. Исследовательская работа.

  1. Давайте проведем небольшую исследовательскую работу и узнаем о происхождении слов «лебедь» и «орёл».
  2. Этимология слова «Лебедь»
  3. Древнерусское – лебедь.

Слово известно с XI в. в значении «белый».

  • Этимология слова «Орёл»
  • Слово «орёл» родственно греческому «орнис» — «птица», литовскому «erelis» — «орел».
  • Исходно орел — «большая птица» .
  • Слайд 23.
  • Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.
  • Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.
  • – зорюшка рассыпала,
  • – сосны наряжали,
  • – камыши шепталися,
  • – перешёптывались лилии,
  • – цветы улыбались.

– Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

  1. Найдите и прочитайте сравнения :
  2. Лебедушка – словно зоренька
  3. Росинки – словно жемчуг
  4. Цветы – гости
  5. Орел –точка черная
  6. Орел – стрела
  7. Перья летели словно брызги
  8. Найдите и зачитайте эпитеты:
  9. Покрывала златотканые,
  10. озеро серебряное,
  11. белоснежная лебёдушка,
  12. колечки изумрудные
  13. Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

У. Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

Сегодня ребята подготовили сочинения про маму. (Дети зачитывают свои сочинения).

Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Мамина молитва со дна моря вынимает.

Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

Рената и Айна сейчас прочитают стихи о маме. (Девочки читают стихи).

11. Музыкальная постановка.

Посмотрим музыкальную постановку. (Дети танцуют).

12. Работа в парах над содержанием текста.

– Сейчас поработаем парами.

– Для каждой пары я приготовила задание. Вам надо соединить слова, которые лежат у вас на партах в столбики.

  1. – Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
  2. (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
  3. – Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

13. Игра «Если бы я был волшебником».

– Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

14. Рефлексия. Слайд 24.

  • На слайде.
  • Оцени свои действия на уроке.
  • Какое высказывание тебе ближе?

15. Итог урока.

– Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!Любите так,Как любят эти птицы!Ведь если взять вселенную,Ни с чем…Любовь такая не сравнится.Они не люди,Но какая стать,Какая нежность,Преданность друг другу.Их чувство невозможно передать,Оно подобно истинному чуду!

– Всех благодарю за работу на уроке.

– Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).

16. Домашнее задание.

1. Стр. 120 – 125 (читать выразительно, без ошибок).

2. Продумать мелодию, чтобы пропеть несколько столбиков.

3. Подобрать несколько коротких рассказов о любви к матери.

Ссылка на основную публикацию