История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

Творчество М. Ю. Лермонтова поражает зрелостью и глубиной, история души человеческой в романе «Герой нашего времени» показывает взгляды, мировоззрение не одного человека, а целого поколения.

Название романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» наталкивает на мысль, что речь в нем пойдет о подвиге. На самом деле героем оказывается человек, который не то чтобы не спасает людей, он скорее губит их своей беспечностью и эгоизмом.

Его поступки никому не приносят счастья и не делают счастливым его самого. Особое внимание автор уделяет не столько изображению поступков героя, сколько его эмоциям, размышлениям, вызванным ими.

В центре изображения душа человека, которого Лермонтов создал из пороков всего поколения.

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа. Хронологические рамки произведения нарушены, поэтому сначала читатель видит его глазами сослуживца Максима Максимыча. Главные откровения персонажа содержатся в его журнале, который волей судьбы оказался в руках автора.

Уникальная композиция дает возможность постепенно узнавать Печорина. Его образ становится все более различимым, читатель словно приближается к герою. Сначала виден только силуэт, затем появляются отдельные черты и вот он виден отчетливо со всеми достоинствами и недостатками.

Получив записки Печорина, автор вместе с ними получил право их опубликовать. Он использовал эту возможность, так как считал жизнь одного человека не менее важной, чем история целого народа. Перед читателем проходит история человеческой души с ее метаниями, сомнениями, болями, радостями, стремлениями.

Читатель встречает героя уже взрослым, ничего не известно о его детстве, образовании. Мы можем только предположить, что сначала он, как все дворянские дети, учился дома. Затем пансион, светская жизнь с ее балами, ресторанами, барышнями.

И вот ему все надоело, наступило пресыщение, захотелось новых ощущений. Всего скорее именно так он и оказался в армии. Здесь оказалась та же скука, и Печорин ищет способы, ее разогнать.

Так в его жизни появляется Бэла, походя, он разрушает привычный уклад жизни контрабандистов в Тамани, скучая, убивает на дуэли Грушницкого.

Печорин, несомненно, образован, умен и сам без лишней скромности говорит об этом. Он не ищет взаимной любви, ему хочется, чтобы любили его. «Жалкая привычка сердца» — так он называет любовь. Теперь его отношения с женщинами складываются на уровне привязанности, да и то по привычке. Единственный человек, который его волнует по-настоящему, это он сам.

Журнал Печорина достаточно полно показывает его сомнения, душевные муки. Его мысли и чувства проявляются в диалогах с другими персонажами, внутренних монологах, которые можно отнести к попыткам самоанализа.

Его трудно назвать зрелым человеком. Поведение персонажа больше походит на капризы избалованного подростка. Он привык получать от жизни все легко, поэтому устраивает поединки с судьбой. Человек одаренный, незаурядный, он признается, что чувствует в себе «силы необъятные».

Большая проблема Печорина заключается в том, что он не смог найти для себя дела, чтобы быть нужным, приносить пользу. У него нет занятия, которое поглощало бы его ум, душу, нет достойной жизненной цели.

Он просто не знает, куда идти, мечется из стороны в сторону и винит в этом свет.

Печорин – противоречивая натура. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Нужно отдать ему должное, он судит себя беспристрастно, без поблажек. Словно хирург, вскрывает он свои недостатки и описывает их, но в отличие от врача, не пытается излечить.

Он рассуждает о счастье, дружбе, женитьбе, своем предназначении. Он на все вопросы находит ответы, обо всем сформировал свое мнение. Дружбу он сравнил с рабством, честолюбие определил как жажду власти, а счастье, по его мнению, не что иное, как «насыщенная гордость».

Познакомившись с суждениями героя, становится понятно, почему он одинок и несчастлив.

Большое значение имеет эпизод погони за уезжающей Верой. Мысль, что он может ее никогда больше не увидеть, ужасала его. Она казалась ему самым дорогим, что было в жизни. Он загнал коня в погоне за любимой и все же потерял ее.

Фрагмент имеет символическое значение: вместе с Верой из жизни Печорина ушла любовь и надежда. Он окончательно разочаровался в жизни, его ничто больше не удерживало в ней. История его души подошла к логическому завершению.

Его смерть по дороге в Персию не была случайной, она стала закономерным итогом уставшего от такой жизни человека.

Лермонтов писал роман тогда, когда в России еще помнили о декабристском восстании. Создавая образ Печорина, он исследует взаимоотношения личности и общества, в котором она формируется.

Автор пытается найти ответ на вопрос: почему одаренный, образованный, энергичный человек не нашел себе применения и попусту растратил жизнь. Персонажи, подобные Печорину, получили в литературе определение «лишних».

Они не были исключительным явлением ни в литературе, ни в жизни. Тем интереснее их душевные истории.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» (9 класс)

Во время чтения романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” всегда возникают самые противоречивые чувства: кто-то ненавидит Печорина, а кто-то понимает героя и сочувствует ему.

Сам автор в образе петербуржского дворянина стремится объединить и передать все характерные черты “золотой молодёжи” той эпохи. В предисловии к роману М.Ю.Лермонтов замечает, что перед читателем “…

не история жизни главного героя романа, а история души человеческой.”

Скрытность и ироничное, пренебрежительное отношение Печорина к чему бы то ни было, даже к собственной судьбе, не позволяют однозначно сказать, что из себя представляет этот молодой человек. Однако в главе “Княжна Мери” наступает момент, когда он сам сознаётся в причинах своего поведения.

Когда-то он “готов был любить весь мир”, но был не понят и отвергнут самыми близкими людьми. Это пробудило в Печорине, ещё ребёнке, переживания и метания. Чтобы не чувствовать печали и отчаяния, мальчик просто “выбрасывает” одну часть своей души, перестаёт уважать людей вокруг, воспринимать их чувства всерьёз.

Из признания самого Печорина мы понимаем, что на протяжении всего своего жизненного пути он ощущает себя не более, чем  “нравственным калекой”.

Можно сделать вывод, что главный герой произведения – мыслящий и самокритичный человек, который продолжает причинять боль и страдания окружающим людям. Печорин попросту не может вести себя иначе, он глубоко несчастен.

Герой рос и воспитывался в обеспеченной семье, не знал нужды, но именно это навредило его сердцу: он быстро пресытился прелестями светской жизни.

Среди земных богатств герой чувствует себя потерянным и лишним, ему постоянно не хватает душевной чистоты, он не способен наслаждаться любовью окружающих его людей и дарить им это чувство в ответ, а ведь это важнейшая из способностей человека.

Таким образом, история Печорина вобрала в себя всё, что происходило с современной ему молодёжью, однако она является именно историей души человеческой. Пусть эта душа искалечена, мелка и тщедушна, мы, глядя на её сокрушительное падение, можем расти и учиться поступать иначе.

  “Герой нашего времени” – печальная повесть о загубленной жизни человека с острым и пытливым умом, который был способен на великие свершения и открытия, но под действием окружающей среды и собственного бессилия сдался, так и не познав истинного человеческого счастья, заключающегося в доброте и искренней любви.

`

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

Популярные сочинения

  • Сочинение про Осень
    Лето самая любимая пора многих мальчишек и девчонок. Но к большому сожалению оно слишком быстро заканчивается. Теплые летние деньки, переполненные весёлыми играми и развлечениями потихоньку сменяются осенью.
  • Три правды в произведении На дне Горького
    Произведение М.Горького «На дне» показывает действительность жизни многострадального народа и его внутренний мир в целом. В нем заключаются разные события, которые, в общем, формируют трагедию сочинения
  • История создания повести Гранатовый браслет Куприна
    Писатель принадлежит к когорте литераторов, работающих в реалистическом жанре, раскрывающем тему трагической любви.

История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Одной из основных задач Лермонтова в контексте данного творения была цель изобразить портрет внутреннего и внешнего облика «современного» человека.

Писатель словно рисует портрет эпохи посредством изображения души отдельно взятой личности.

Так что история человеческой души в данном случае отображает историю целого отрезка времени, образ мыслей и позицию, свойственную для представителей конкретной эпохи.

Несмотря на некий свет внутри своей души, Печорин – довольно жестокая, эгоистичная натура. Это видно невооруженным глазом.

Гибель Бэлы, игра чувствами княжны Мери,  флегматичность по отношению к Максиму Максимовичу – герой достаточно безразличен к другим людям, его не заботит тот факт, что он может стать причиной человеческого несчастья, разочарования. Именно поэтому для некоторых он становится «хуже убийцы».

Тем не менее, Печорин достаточно самокритичен.  Он называет себя «нравственным калекой». Что же касается обаяния героя – оно заключается в остром уме, в желании быть кузнецом своего счастья, в богатых душевных возможностях. Но только эти возможности не могли найти полноценного предназначения.

Скептицизм и разочарование – это также «веяние» времени. Как и «печоринский» флегматизм по отношению к чувствам и убеждениям других.

Зачастую герой слышит только себя – но порой может «раскаяться» и укорять себя за подобный подход. Тем не менее, это не делает его более чутким по отношению к людям и к человечеству в целом.

Его душа, как и прежде, имеет несовершенства, она довольно черствая и неблагодарная.

Можно сказать, что автор изображает эпоху людей, наполненных идеями  и мыслями, которые вынуждены молчать о своих замыслах, поскольку вряд ли реализуют их ввиду существующих реалий.

Без сомнения, Печорина можно назвать «лишним» в том времени, в котором он живет. Возможно, именно поэтому его жизнь протекает далеко не так, как хотелось бы. Но, увы, герой не может кардинально повлиять на ситуацию.

Душа Печорина достаточно возвышена и многогранна – однако отчего – то создается впечатление некоей неполноценности картинки. Словно в данной мозаике отсутствуют какие – либо элементы. Чувствуется, что для душевного подъема и эйфории герою всегда  чего – то не хватает – возможно, самой маленькой, но очень нужной доли.

Довольно часто Печорин пускается в размышления, испытывает различного рода терзания, порой он сам не может понять своего предназначения и мотивов своих поступков. История человеческой души в данном случае если не трагична, то не так уж весела.

Читайте также:  А. П. Чехов «Хамелеон»: краткое содержание и отзыв для читательского дневника

2 вариант

Михаил Юрьевич Лермонтов, автор первого психологического романа «Герой нашего времени», в предисловии к роману указал, что это не история жизни главного героя романа, а это история души человеческой.

Главный герой, Григорий Печорин, сталкивается с предательством и неприятием, это ранит его душу, душа начинает черстветь. Ещё в детстве Григорий был умным и отзывчивым мальчиком. Он стремился помочь ближним, но его отвергали. Никто не понимал его ума, Печорин был отвергнут, это больно ударило по нему. Сам герой утверждал, что ещё тогда, в детстве, он лишился половины своей души, она умерла.

Со смертью первый половины души Печорин понял, что нужно беречь вторую её часть. Он стал чёрствым к окружающим его людям, он боялся подпустить кого-нибудь близко к себе, чтобы не привязаться к человеку.

Печорин любил играть с душами других людей. Ему нравилось иметь власть над юной и целой душой человека, так он думал о княжне Мэри. Он смог заставить её полюбить его, а затем растоптал её душу. Она стала ненавидеть того, кого полюбила всей душой, она стала безразлична ко всему. Боль от предательства полностью поглотила её.

Точно так же Печорин забавлялся и с душой дикарки Бэлы. Она тоже полюбила героя, на этот раз Печорин чувствовал интерес к девушке, к Мэри же он был равнодушен. Но интереса Печорина ненадолго хватило, он охладел к Бэле. Девушка это почувствовала, ей стало больно, что любовь её не разделена.

Но Бэле повезло больше, она погибла, поэтому ей не пришлось испытать такую же боль, как Мэри.

Но Печорин всё же пустил одного человека в остаток своей души и в своё сердце. Это была его возлюбленная — Вера. Вера подарила Печорину надежду на спасение, он понял, что может любить так, как не умеют многие. Он поверил, что может спасти душу.

Печорин был счастлив от осознания того, что он любим другим человеком. Эта любовь была его единственным счастьем, она была его спасательным кругом. Но Вере пришлось невольно покинуть своего любимого. Печорин гнался за ней, но не смог догнать. Это разбило его сердце.

А вторая часть души начала умирать.

Печорин чувствовал, что скоро он умрёт. Нет, он уже умер вместе со своей душой, умрёт лишь тело. Незадолго до кончины Григорий приехал повидать своего давнего наставника и друга, Максима Максимыча.

В нём мало что осталось человеческого, он казался просто оболочкой, под которой нет ничего. Так и было. Вскоре Печорин умер в Персии.

Он был молод, но душа его, казалось, быстро постарела от пережитых несчастий.

Сочинение 3

Герой нашего времени является одним из главных написанных произведений Лермонтова. В данном рассказе у автора была одна единственная цель, показать читателям, как выглядели люди в те времена, не только внешне, но и внутренне.

Душа, которую он взял в качестве примера, должна была показывать читателю, какая была эпоха в те времена.

Именно благодаря одной личности, автор смог передать мысли, убеждения, а также историю не только одного человека, но и в общем всего народа.

Главным персонажем данного рассказа является Григорий Александрович Печорин. Он является офицером, который по стечению жизненных обстоятельств, в своё время был отправлен на Кавказ. Возможно потому что совершил, какой-то проступок.

При всём этом, он не является бедным, это аристократ произошедший из очень обеспеченной семьи, проживающей в Санкт-Петербурге. Однако несмотря на свой статус, этот человек очень холоден с посторонними людьми.

Он относится к чувствам других людей с пренебрежением.

Например, он отвергнул чувства княжны Мери, только потому что ему было так удобно. Он не думал о том, что думает и что сопереживает, данная девушка. Главный герой является человеком, которого не волнуют чужие мысли и чувства, именно поэтому большинство персонажей в данном произведении, считают данного персонажа хуже всех. И его совершенно не волнует тот факт, что по его вине погибает Бэла.

Однако Печорин является человеком который не лишен последних чувств, он считает что у него глубокая нравственная травма, которую никто никогда не сможет залечить.

Несмотря на свою образованность и ум, он читает тебя абсолютно лишним человеком в этом временном пространстве. Так как он не может найти предназначение своим талантам и умениям.

Он много умеет и много чего знает, однако то время в котором он живет, не готово к тем переменам, о которых подумывает главный персонаж.

Таким образом автор пытается показать, через главного персонажа, что для тех времен характерны люди, у которых было много жизненной энергии, а также планов на будущее, которым просто не суждено было сбыться, в соответствии с теми условиями, которые существовали в те времена. Но важной проблемой главного персонажа, является то, что он не понимает в чём его жизненное предназначение, ведь он появился на этом свет, а также что он может свершить за свою недолгую жизнь. В этом и содержится вся история души человеческой.

История души человеческой в «Герое нашего времени»

«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым  и изданный в 1840-м году. Главный герой данного произведения – Григорий Печорин, «лишний человек» с противоречивыми убеждениями и взглядами, но ставший одним из самых харизматичных и привлекательных персонажей русской классики.

Печорина никто не понимает, а прелести жизни он познал с детства, и больше они его не прельщали. Лермонтов в предисловии отозвался, что Григорий Александрович Печорин – собирательный образ «золотой молодежи» времени Михаила Юрьевича. Благодаря композиции романа читателю позволяется узнать о Печорине от разных людей, что и демонстрирует его с разных сторон.

Печорин – скептик, и настоящими своими друзьями он не считал никого. Любил он лишь один раз в своей жизни, и дамой его сердца была ни Бэла, ни княжна Мэри, в честь которых названы две главы «Героя нашего времени». По-настоящему Григорий любил лишь Веру.

Григорий Александрович черств и эгоистичен, чувства окружающих людей его не беспокоят. Но, несмотря на внешнее безразличие, Печорин искренне восхищается утренним пейзажем, небом и солнцем.

Сразу после этого Григорий цинично рассуждает о дружбе, любви, счастье. Позже, в ответ на радушное приветствие Максима Максимыча, он ведет себя равнодушно. Не колеблясь, главный герой убивает на «нечестной» дуэли Грушницкого.

Кажется, что Григорий Александрович Печорин абсолютно бессердечен и бесчувственен.

На самом деле в данном романе Лермонтова продолжается тема, поднятая Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине» — тема «лишнего человека» и влияние современного, для 19-го века, светского общества. По мнению писателей, оно развращает людей, и они пересыщаются такой жизнью, больше не могут испытывать положительных эмоций, их жизнь становится бессмысленной, однообразной и скучной.

Что нравилось Печорину, так это служба, и постоянное ощущение веяния смерти. Как говорил он сам, из-за обстоятельств жизни и людей вокруг, он «научился ненавидеть».

Показывая такую историю человеческой души, Михаил Лермонтов остерегает своих читателей, поднимает острый социальный вопрос, актуальный и по сей день. Автор показывает, что жизнь таких людей, как Григорий Печорин – трагична.

Он мог сделать многое со своей жизнью и с собой, но судьба распорядилась иначе, и Григорий одиноко, скрывая свои искренние чувства, скитался по жизни до смерти в Персии.

Лермонтов не желает, чтобы такая судьба была у кого-либо еще.

Картинка к сочинению История души человеческой в романе Герой нашего времени

ПредыдущаяСледующая

История души человеческой в романе "Герой нашего времени"

   “Герой нашего времени” – очень захватывающее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман содержит в себе много философских мыслей. Кроме того, в нём повествуется история души главного героя – Григория Александровича Печорина.

   Важно отметить необычный композиционный строй романа. Главы в нём не расположены в правильном хронологическом порядке, поэтому изначально читателя может смутить поведение Печорина.

   Самой по первой по хронологическому порядку должна быть глава “Тамань”.

Именно с этой части начинается дневник Печорина. Григорий оказался в этом городе по служебным делам, при этом город ему со всем не нравится:”Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.

Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить” Помимо всего этого, Печорину достаётся достаточно странное и подозрительное окружение.

   В главе “Тамань” Лермонтов начал раскрывать характер Печорина. Он совершенно не думает о других людях, заботится только о своих интересах и потребностях.

Печорин исковеркал судьбы других людей, о чём сам и рассуждает: “И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!”

   Далее следует самая объёмная часть романа – Княжна Мери. Её можно выделить как самостоятельную повесть. В этой главе раскрываются непростые взаимоотношения Печорина с обществом, его способность чувствовать, переменчивость его души. Читатель видит полное раскрытие сущности Печорина. Сложность и красота сюжета главы могут привлечь любого человека.

Читайте также:  Анализ произведения Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»

   Глава “Бела” является очень значимой в этом романе. Легко заметить контраст между Печориным и самой Белой. Бела готова пожертвовать собой ради любви, а для Печорина дороже его самого нет ничего.

Эта часть жизни очень поучительна для главного героя. Он осознал:”Любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни.” Печорин надеялся найти счастье с Белой. Но, увы, Бела трагически погибает.

После этого случая Печорин отчаялся в поисках любви всей своей жизни.

   Глава “Фаталист” завершает роман, кроме того, она является последней и в самом дневнике Печорина. Основой этой главы является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Тогда Вулич предложил Григорию проверить, может ли человек жить независимо от предсказаний своей судьбы, или всё предначертано свыше.

   Григорий заключает пари и проигрывает его – пистолет дал осечку. Здесь Печорин проявил себя как циник:”Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня н как будто не мог найти удобного случая!”Печорин убеждает себя в существовании предначертанной судьбы. Ещё одним доказательством для этого стала смерть Вулича:”После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка…”
  Глава “Максим Максимыч” по времени действия является самой последней. Она занимает своё заслуженное место в романе. В главе описывается последняя встреча Максима Максимыча с Печориным. Однако, Печорин был достаточно холоден к старику. Максим Максимыч сделал вывод:”А, право, жаль, что он дурно кончит…да и нельзя иначе!Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!” Его слова стали пророческими – Печорин погибает в Персии.

   Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно “Герой нашего времени”, оказало большое вллияеие на русскую литературу. Его повествование развития человеческой души является достояним русской литературы XIX века.

История души человеческой в романе “Герой нашего времени”

История души Печорина как нравственная исповедь героя История взаимодействия друг с другом героев романа

История души человеческой в романе ” Герой нашего времени ” рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека.

И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам.

Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства.

Сам герой именует себя “топором в руках судьбы”, оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить.

Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь “пустую и никчемную”, но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.

С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере.

Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.

д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы.

Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе “Герой нашего времени” история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа.

Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев.

Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара “Печорин и погибший от его пули Грушницкий” помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара “Печорин – доктор Вернер” подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара “Печорин – Максим Максимович” помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм.

Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа.

Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа “неврастеника Печорина”, а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович.

Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара “Печорин – Вулич” показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу.

По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни.

Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть.

Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара “Печорин – Бела” позволяет увидеть те различия, которые существуют между “искусственным человеком” – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – “естественным человеком”.

Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина.

Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара “Печорин – Мери” позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова “Демон”); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в “Герое нашего времени” занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему “История души человеческой в романе “Герой нашего времени””.

«История души человеческой…» ( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») – презентация

1 «История души человеческой…» ( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

2 Участники проекта: Алехина Кира Башлыкова Варвара Башлыкова Варвара Михайлова Анжелика – обучающиеся 9А класса обучающиеся 9А класса

3 Проблемный вопрос: Печорин злой гений или жертва общества?

4 Цель работы: выяснить, почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является социально – психологическим.

5 Гипотеза В Печорине «душа испорчена светом».

6 Ход работы: – познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; – познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями ; – выяснить причины несовпадения фабулы и сюжета; – выявить место Печорина – главного героя романа- в системе других персонажей.

7 История создания романа Роман начат в 1837 – 1838 гг. Закончен в 1839 году. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные В 1840 году Объединены в роман Сначала роман имел название «Один из героев начала века» «Герой нашего времени» н а з в а н и е

8 Николай I «Такими романами портят нравы и ожесточают характер».

9 «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». М. Ю Лермонтов

10 «Вы передаете его анафеме не за пороки, но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». В.Г. Белинский

11 Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман

12 Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Журнал ПечоринаЖурнал Печорина История души История жизни

Читайте также:  Стихи про мороз: красивые стихотворения русских поэтов для детей про холод, мороз

13 Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Старый офицер Дает объективную оценку Сам себя судит и казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинственный и загадочный человек. Попытка дать объяснение не- которым поступкам. Трагическая исповедь героя.

14 Система персонажей «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист»

15 В.А. Агин, 1840-е гг. Л.Е. Фейнберг, 1841 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. Повесть «Бэла»

16 Бэла в крепости В.А. Серов, 1891 г. В.А. Фербер, 1939 г. Е.Е. Лансере, 1914 г.

17 ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность Повесть «Максим Максимыч»

18 Не так я думал с вами встретиться… – Ну полно, полно!- сказал Печорин, обняв его дружески,- неужели я не тот же?… Что делать?… всякому своя дорога… Удастся ли еще, – бог знает!… Последняя встреча героев

19 Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.

20 Л.Е. Фейнберг, 1941 г.

21 Отношение Печорина к персонажам повести: В начале повестиВ конце повести Слепой мальчик Ундина « Неприятное впечатление» Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. «Странное существо…» Имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.

22 «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Печорин:

23 Повесть «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов, вид Пятигорска, 1937 г.

  • 24 Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть противоречить…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ
  • 25 Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
  • 26 Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «… занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», « производить эффект – его наслаждение» «…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным

27 Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий

28 Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

29 Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

30 Вера и Печорин Печорин: «За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно?» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»

31 Сцена погони за Верой «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя

32 «Фаталист» Тема судьбы и воли человека «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? »

33 Полученные данные Отсутствие цели в жизни – главный источник трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Очень верно отметил В. Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он то, чем самому себе кажется…»

34 Вывод Печорин, несомненно, злой гений: самой главной чертой его характера становится индивидуализм и эгоизм. Но он и жертва светского общества.

35 allery.com Company Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…

36

История души человеческой в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени"

Сочинение

Тема: «История души человеческой в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

ЭПИГРАФ

«История 
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» М.Ю. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя

 Сам Пеҹорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. Мы не способны более к великим жертвам ни для блага ҹеловеҹества, ни даже для собственного нашего сҹастья, потому ҹто знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.

Задаҹа воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противореҹивый характер героя.

 В «Герое нашего 
времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном проявлен в психологии романа. Печорин – типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя.

Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма.

В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин 
потерпел крах, но его раздумья – это 
наболевшие мысли лучших людей того времени. Его глазами читатель видит 
«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия.

 В поступках и мыслях Пеҹорина много жестокого и эгоистиҹного. Он подҹеркнуто холодно обходится с Максимом Максимыҹем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является приҹиной гибели Бэлы; играет ҹувствами княжны Мери, поэтому она сҹитает, ҹто он хуже убийцы.

Он циниҹно рассуждает о дружбе (Из двух друзей всегда один раб другого), о любви (Женщины любят только тех, кого не знают), о сҹастье (А ҹто такое сҹастье? Насыщенная гордость), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Пеҹорин приносит страдания всем, с кем встреҹается: Бэле, ҹестным контрабандистам, Мери, Грушницкому, Максиму Максимыҹу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя нравственным калекой, палаҹом (я разыгрываю жалкую роль палаҹа, я играл роль топора в руках судьбы).

Он осознает, ҹто прожил жизнь пустую и бесцельную: Заҹем я жил? Для какой цели я родился? Он не видит смысла и радости в жизни: Я как ҹеловек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, ҹто еще нет его кареты.

Поколение 30-х годов 
застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии

 Однако душа Пеҹорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его холодное, бессильное отҹаяние.

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагиҹескую любовь к Вере, способность ҹувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние лиҹности Пеҹорина в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу.

Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, ҹто меня ожидает. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности лиҹности Пеҹорина его жизнь ровный путь без цели. Это трагедия героя своего времени.

На ҹто мог направить свои богатые душевные возможности Пеҹорин? Социально-психологиҹеские условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой лиҹности.

Таким образом, МЮ Лермонтов необычайно остро ставил вопрос поколения.

С одной стороны, перед нами открывается широкая 
панорама света, представителей пошлого 
«водяного общества» с их мелкими 
страстями, с другой стороны – черты 
поколения находят свое выражение 
в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности

Ссылка на основную публикацию