Всегда ли ценны заветы отцов?

Всегда ли ценны заветы отцов?

Прихожане православных храмов в большинстве своем знают, что Евангелие читать необходимо, и что делать это нужно постоянно, лучше всего — каждый день. Но что касается Ветхого Завета — священники нередко слышат от прихожан недоуменные вопросы: «А это что, тоже обязательно?».

О связи двух Заветов, об их глубинном единстве и о разнице между ними рассказывает постоянный автор нашего журнала диакон Владимир Василик.

Что для нас значит Ветхий Завет? Слово «завет» (по-еврейски «берит») означало «договор». Но у словосочетания Ветхий Завет два значения. Во-первых, это именно договор, конкретно — договор Бога с людьми. Первоначально — личные договоры с древними патриархами и праведниками — Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом.

Бог требовал от них веры, преданности только Ему и послушания Его повелениям. За это Он даровал им спасение (как, например, Ною с его семьей) и благословение (как, например, Аврааму). Это — личное водительство Бога, заключавшееся в Его заповеданиях, которые передавались и сохранялись устно.

Знаком завета являлось обрезание.

Затем — это завет или договор, заключенный через Моисея на Синае уже с целым народом израильским. Он состоял в том, что Бог будет единственным Богом Израиля, а Израиль — Его народом.

Этот договор носит развернутую форму и письменно зафиксирован в Пятикнижии (первые пять книг Ветхого Завета — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Бытие, однако, отражает события до завета Моисея).

Цель Завета — выделить израильский народ из среды человечества и сделать его избранным, чтобы в нем могли сохраниться семена истинной веры и потом распространиться на все человечество.

Господь-Сущий (Иегова, или Яхве) становится невидимым, духовным царем израильского народа, получающего таким образом особую форму правления — теократию, или богоправление. Закон подразумевал особый образ жизни, особую, «чистую», так называемую кошерную, пищу, детально предписывал ритуал жертвоприношений и священнодействий.

Второе значение словосочетания «Ветхий Завет» — собрание священных книг, первая, дохристианская часть Библии. Существует два канона Ветхого Завета — протестантский, основанный на иудейском, и православный, базирующийся на Александрийском.

В первый включены Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические книги — Книга Иисуса Навина, четыре Книги Царств, две Книги Паралипоменон (жреческих хроник), две Книги Ездры, Книга Есфири, учительные книги — Псалмы Давида, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь песней, Книга Иова; великие пророки — Исаия, Иеремия, Даниил, Иезекииль и двенадцать малых — Осия, Иоиль, Амос, Иона, Авдий, Михей, Наум, Аввакум, Аггей, Софония, Захария, Малахия. Православный, или Александрийский, канон добавляет к ним также книги, дошедшие до нас только на греческом языке: три Книги Маккавеев, Книгу Премудрости Соломона, Книгу Юдифи, Книгу Иисуса, сына Сирахова. Каково значение этих книг, как они соотносятся с Новым Заветом?

Сразу заметим, что Новый Завет нельзя глубоко и правильно прочесть без хотя бы поверхностного знания Ветхого Завета. Как замечательно сказал блаженный Августин, «Ветхий Завет сокрыт в Новом. Новый непонятен без Ветхого». Только на Книгу Второзакония в Новом Завете — 82 ссылки. Немало обращений и к Книге пророка Исаии.

Постоянный рефрен Евангелия от Матфея — да сбудется Писание, например при рассказе о Рождестве Христовом: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 22–23).

Этот пророк — Исаия, предвидевший рождение Христа от Девы (см.: Ис. 7, 14). Как говорит святой мученик Иустин Философ, «были некогда люди, блаженные и праведные, угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказывали будущее, которое сбывается ныне. Их называют пророками.

Они одни знали и возвестили людям истину… говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа. Писания их существуют и ныне, и кто читает их с верою, получает много вразумления о начале и конце вещей. Сами события, которые уже совершились и которые теперь еще совершаются, вынуждены принимать их свидетельство.

Также ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославляли Творца всего и возвещали о Посланном от Него Христе Сыне Его; чего не делали лжепророки» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном Иудеем).

Книги Нового Завета исполнены радости оттого, что сбываются древние пророчества, которые предвосхищают все чудеса и деяния Господа нашего Иисуса Христа — от Рождества до Пятидесятницы, которая также является исполнением того, о чем предрек пророк Иоиль: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил 2, 28–32).

Понимание Нового Завета немыслимо без ветхозаветных книг, а равно и наша церковная жизнь. Особенно без Псалтири, в которой, по выражению блаженного Августина, поют, плачут и радуются Сам Господь Иисус Христос и Его Церковь.

Псалтирь мы постоянно слышим за богослужением: это и кафизмы на вечерне и утрене, и псалмы часов. Другие книги Ветхого Завета читаются на вечерне в указанные дни; эти чтения называются паремиями.

Особенно торжественно их чтение в сочельник Рождества, Крещения и Великую Субботу, когда их число может достигать 15.

Но как быть с Ветхим Заветом как с Законом?

Нередко православный христианин колеблется между двумя максимами: се, творю все новое (Откр. 21, 5) и Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5, 17).

И более того, Спаситель говорит: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Но каким образом Христос исполняет Закон? Путем его углубления и одухотворения.

Если Закон запрещал убивать, то Христос повелевает не гневаться: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 21–22).

Если восьмая заповедь повелевает не прелюбодействовать, то Христос говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Иными словами, если Закон запрещал лишь внешние греховные действия, то Спаситель идет внутрь и отсекает душевные, психологические корни греха.

Отметим, однако, что, говоря о Законе в Нагорной проповеди, Спаситель имеет в виду прежде всего Десять заповедей и ни слова не говорит об обрядовых, или юридических, предписаниях. Следует упомянуть, что еще в Ветхом Завете существовала пророческая традиция, согласно которой на Синае был дан нравственный закон, а не обрядовый.

Она присутствует, в частности, у святого пророка Иеремии: ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7, 22–23).

Многое дано было Израилю Моисеем по жестокосердию израильтян, а не по благости Божией, поэтому изначальную заповедь надо предпочитать последующей.

Когда фарисеи говорят Христу, что Моисей разрешил им разводиться, то получают жесткую отповедь: Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 8–9).

Приведем другой пример: ветхозаветный закон запрещал брать проценты со своего соплеменника, но разрешал брать их с язычника. В Новом Завете, а затем и в церковном праве лихоимство запрещается вообще.

Итак, Христос дарует более глубокий и совершенный нравственный закон, основанный на благодати и любви.

Возникает вопрос: как относиться к ритуальным постановлениям Закона — о чистой и нечистой пище, о жертвах и т. д.? Они отменены Христом. Апостол Павел в Послании к Евреям разъясняет, что ветхозаветные жертвы были несовершенны и не могли очистить совесть. Они имели значение прообраза лучшей и совершенной жертвы Христовой, которую Он принес Своею кровию.

Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления.

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр. 9, 9–14).

Вопрос: надлежит ли соблюдать христианину постановления, связанные с чистой, или кошерной, пищей? Ответ очевиден: нет. Об этом говорит видение апостолу Петру: На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть.

Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 9–15). Единственный пищевой запрет в рамках Апостольского собора 51 года — воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины (Деян.

15, 29).

Отпадает нужда и в обрезании, коль скоро во Христе вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2, 11–12).

Особая ситуация с субботой. Церковь отменила заповедь о субботнем покое, памятуя слова Христа: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 17).

Читайте также:  Сочинение: Картины войны в рассказе Андрея Платонова «Возвращение»

В то же время Православие сохраняет уважение к субботнему дню, он изымается из поста, даже в Великий пост в субботу совершается Литургия. Особенно почитается Великая Суббота.

Сия есть суббота преблагословенная, в нейже от дел почил Единородный Сын Божий смотрением еже на смерть (стихира на Хвалитех Великой Субботы на И ныне).

Отношение к Ветхому Завету и Закону в Церкви подобно выбору мудрого книжника, который из сокровищницы своей выносит старое и новое и выбирает то, что полезно для спасения и жизни вечной.

Оба Завета неразрывно связаны. Как говорит святитель Амвросий Медиоланский, «чаша премудрости в ваших руках. Это чаша двойная — Ветхий и Новый Заветы. Пейте их, потому что в обеих пьете Христа.

Пейте Христа, потому что Он — источник жизни».

Журнал «Православие и современность» № 28 (44)

Всегда ли ценны заветы отцов?

  • Всегда ли ценны заветы отцов?

Всегда ли младшему поколению стоит ориентироваться на жизненные принципы старших? Считается, что дети непременно во всём должны слушаться взрослых, перенимая заветы «отцов», имеющих огромный жизненный опыт, мудрость, знающих, как уберечь молодых от ошибок. Однако старшее поколение не во всех ситуациях оказывается правым, кроме того, его представители тяжелее усваивают нововведения и перемены, к которым быстро привыкают молодые люди.

Я считаю, что заветы отцов не всегда бывают ценными. Семейные традиции и принципы, наследниками которых мы выступаем, могут противоречить морали, оказаться устаревшими или вредными. Поэтому необходимо задуматься, стоит ли соблюдать такие заветы, не приведёт ли это к неприятным последствиям в будущем.

Русская литература знает немало примеров, когда, на первый взгляд, ценные советы старших портили жизнь детей. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», в основе которой лежит спор поколений. Фамусов пытается поучать молодёжь, считая, что прожил достойную жизнь: «Спросили бы, как делали отцы? / Учились бы, на старших глядя».

Однако московский дворянин предлагает унижаться и лебезить перед представителями высших чинов, ставит во главу угла материальное благополучие, репутацию в обществе и связи, боится слухов и не видит пользы в науках и искусстве. Узость мышления, консервативные взгляды мешают герою осознать свою неправоту во многих жизненных вопросах.

В этом же произведении мы видим представителя младшего поколения, Молчалина, который идеально усвоил наказ отца: «Мне завещал отец: / Во-первых, угождать всем людям без изъятья».

Лицемерный и услужливый юноша идеально вписался в фамусовское общество, где подобные пороки возведены в разряд ценностей. Но глупость и подлость не скрыть за внешней скромностью и благопристойностью, и такой человек, как Чацкий, сразу раскусывает людей, подобных Молчалину.

Заветы отца заполнили внутреннюю пустоту молодого человека, который даже не осознаёт губительность своего жизненного девиза.

Примеры из вышеуказанной пьесы доказывают, что наказам «отцов» не следует слепо доверять. Их заветы могут оказаться порочными или же не соответствовать требованиям реальности. Поэтому, наследуя их, необходимо понимать, как эти принципы могут повлиять на дальнейшую судьбу, и выбирать для себя то, что не противоречит гласу совести.

… Всегда ли ценны заветы отцов (Итоговое сочинение) У каждого человека … в нём , несомненно, отцом; принципы, внушённые им, стали основой …

учитывать опыт старших поколений? Как изменился конфликт отцов и детей … отец любили сына и желали ему только самого лучшего, однако их забота оказалась …

отцами и детьми, поэтому существует множество литературных произведений, которые помогают читателям понять, стоит …

Также читают:

Картинка к сочинению Всегда ли ценны заветы отцов?

Всегда ли ценны заветы отцов?

Популярные сегодня темы

  • Василий Поленов — выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема
  • Римма Лебедева вместе с мамой приехали в город Свердловск из села, в котором проходили бои. Остановились они в квартире у тетки. Римма должна была пойти учиться в третий класс, и тетка решила поговорить прежде с учительницей
  • Михаил Юрьевич Лермонтов входит в число русских авторов, которые внесли огромный вклад в развитие русскоязычной поэзии и прозы. Он написал крупное количество стихотворений. Темы его творчество совершенно разнообразны
  • Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями
  • Мечты зарождаются в нас с раннего детства и проносятся сквозь всю нашу жизнь. Некоторые из них осуществляются за считанные дни, и мы отчаянно ждем достижений других в течение вечности. Осуществление большинства происходит без участия людей

Всегда ли ценны заветы отцов?

Родителями значительная часть их жизни посвящена максимальному обеспечению материального благосостояния подрастающего поколения. Однако дети, прежде всего, с раннего возраста начинают запоминать то, как родители поступают, как говорят и как жестикулируют. Именно примеру родителей отводится ключевая роль в дальнейшей жизни детей.

Многие родители стремятся обеспечить своего ребенка материальными благами. Возникновение подобное желание и воплощения этой цели в жизнь чревато сосредоточением родителей на приобретении благ, но они не

осознают насколько важно человеческое общение.

В большинстве случаев родители будут жить в памяти детей не по причине обеспечения ими материального положения своих чад, и не за успешность свою при продвижении по службе – им суждено оставить неизгладимый след благодаря времени, уделенному детям, беседам с ними, общим увлечениям и интересам, близости и доверию.

Детям при рождении дается прекрасная генетическая наследственность. Хотя на то, как складывается их жизнь, непосредственно влияет семейная атмосфера и культура, к которой принадлежит подрастающий и формирующийся человек. Проявление наследия отцов начинается в момент рождения ребенка; неизвестно, преднамеренно это или нет, но процесс формирования не прекращается ежедневно.

Все, что бы ни происходило с момента их появления на свет, все, что бы они ни видели и не слышали от родителей, способно создать их эмоциональное достояние.

Память обладает свойством к запечатлению того, что поразило их воображение в какой-либо мере. Так происходит формирование образов отца и матери с положительными и отрицательными качествами. Детям суждено пройти через периоды, во время наступления каждого из которых они будут подражать, восхищаться, переживать отчуждение, отдаление, а затем и примирение.

Взрослые стараются всегда объяснить, что в этом мире считается хорошим, а что плохим, однако, если их слова и поступки не совпадают, то от них будет мало толку. По причине наличия природных особенностей, детям характерно, прежде всего, оценивать поступки, а не слова.

(1 votes, average: 5.00

14. Секрет заповеди «Почитай отца и мать». Почему никто не следует ей в полной мере?

Просто потому что никто не понимает исходный смысл, вложенный в эту заповедь, и потому совершает тоже важные, но совсем другие действия!

Откроем этот не такой уж и тайный смысл!

Текст пятой заповеди:

«Чти (почитай) отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле»

За неисполнение этой заповеди не грозит наказания. Но если исполнять её правильно, то обещанный эффект – это доброе пожелание-обещание блага и долголетия. Многие ли могут этим похвастаться?

Что рекомендует православие?

«Как же правильно почитать отца и мать? Конечно же, в первую очередь любить их, быть им искренне благодарными, слушаться их во всём, что не противоречит воле Божией, не судить их поступки, быть терпеливыми к их немощам, заботиться о них до самой их смерти, а по отшествии их из этого мира, усердно молиться об их упокоении.

Всё это – наш святой долг перед Богом, перед самими родителями, перед нашими детьми, которые воспитываются, в первую очередь, не на словах, а на наших поступках. И, несомненно, долг перед самими собой, если мы хотим себе благо в жизни, как и сказано в заповеди». Источник: pravoslavie.ru:

Любить, благодарить, слушаться, терпеть, заботиться. Близко, но не то.

Православие тоже НЕ понимает этой заповеди! А ведь:

ЧТОБЫ НЕ ГРЕШИТЬ И В ТОЧНОСТИ СЛЕДОВАТЬ ЗАПОВЕДИ – НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ИМЕННО ОНА ОЗНАЧАЕТ!

Думаю, что все с детства любят и уважают родителей. Но при этом даже в любящих семействах всегда существовала проблема конфликта поколений. Конфликт «отцов и детей», от которого и хотела уберечь пятая заповедь! Разберёмся?

Почитать – это уважение или нечто другое?

Есть ли тут знак равенства? Если бы почитание было равно уважению, то заповедь можно было перевести как «Уважай и люби отца и мать».

Но нет! Не всё так просто! Заповедям этим даже не 2000 лет! Они из Старого Завета, и переводились на старый русский язык, в котором почитание и уважение – это были совершенно РАЗНЫЕ слова!

Вспомним статью «Загадка вопроса ЧТО?»

Ч-ТО запрос на информацию Ч, привязанную к точке ТО

Тогда слова «чтить», «почитать» приобретают совершенно новый смысл!

Чтить/почитать – это БУКВАЛЬНО, в прямом смысле читать, прочитывать, считывать, учитывать информацию!

Исходный смысл пятой заповеди:

Чтить/почитать родителей – общаться с родителями в позитивном ключе, считывать информацию из опыта родителей, пользоваться накопленной ими информацией.

Это НЕ означает “слепо слушаться во всём”! Иначе какое тут развитие! Но и НЕ нужно игнорировать слова родителей.

Не нужно крайностей. Следует прислушиваться к советам матери и отца, изучать их опыт, чтобы не повторять ошибок, не наступать на те же грабли.

Зачем тратить силы и время на тот опыт, который уже прошли наши родители? Лучше воспользоваться накопленной информацией и сберечь силы и энергию для движения вперёд!

То есть, в заповеди «чтить родителей» – скрыт глубокий практический совет! Действовать в дружеском тандеме со старшим поколением и НЕ набивать ЛИШНИХ шишек!

Только с учётом ЭТОГО ВЛОЖЕННОГО СМЫСЛА исполнение заповеди награждается благом и долголетием!

Важно:

Ещё раз: чтить – это учитывать! А не просто слушаться! В новых обстоятельствах за младшим поколением последнее слово, и возможность применить опыт. Это как раз первая часть поговорки: «Кабы юность знала, а старость – могла»

Тогда:

Почёт – это НЕ просто уважение к опыту и достоинствам человека!

Почёт– это считывание, учёт информации почтенного человека!

тогда:

Почтенный человек человек в возрасте, который многого достиг,и опыт которого достоин СЧИТЫВАНИЯ, УЧЁТА, ПРОЧТЕНИЯ, одним словом – ПОЧТЕНИЯ!

Всё именно так просто! Но многие не видят того, что на поверхности.

Резюме и дополнение:

  • Пятая заповедь не совсем про любовь или уважение – это легко и естественно. Она про что-то более глубокое и ТРУДНО ПРИНИМАЕМОЕ, трудно исполнимое, о чём и свидетельствует вечный конфликт поколений. Нужно задействовать свою волю и сознание! А это труд!
  • Почитай, чтиэто значит, интересуйся жизнью своих родителей, своего рода, ищи позитивный опыт, который можно перенять, и учти негативный опыт, чтоб его избежать или повернуть в нужную сторону.
  • Родители всегда стараются дать всё самое лучшее детям. В числе прочего опыт. Это то ценное, что родители всегда имеют независимо от материальных достижений, и стараются передать детям – чтобы сэкономить их время жизни.
Читайте также:  Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Россия»

ВАЖНО:

Чтобы ценить лучшее – надо иметь сравнение с чем-то более худшим. И лучше учиться на чужих, чем на своих ошибках.

Родители, предыдущее поколение обычно имеют с лихвой этого негативного опыта, и могут показать и рассказать о нём так, чтобы дети негативный опыт никогда не имели. Чтобы жили более счастливо и понимали это.

Задача детей понять этот вложенный в заповедь смысл. Чтобы новому поколению НЕ пришлось каждый раз заново проходить уроки сравнения худшего с лучшим в своей жизни. А, зная худшие времена, быть благодарным за то, что имеешь. Не останавливаться при этом, а стремиться к лучшему, прилагая для этого собственные силы.

Для этого и существует эта непонятая никем доселе и мало кем исполняемая заповедь!

А мы с вами открыли ещё одну грань смысла!

Отцы и дети: важно ли человеку получить родительское напутствие?

Родители – взрослые люди, которые имеют определённый жизненный опыт, поэтому они стремятся вложить самое важное, что поняли об этой жизни, в сердца и умы своих детей, таким образом оберегая их от тех проблем, которых можно избежать, защищая от неприятностей и горестей, которых в жизни, к сожалению, немало, давая цель и представление о тех ценностях, на которые нужно ориентироваться, чтобы с честью и достоинством пройти свой путь.

Родительское напутствие может быть высказано в разной форме. Если это сделано с любовью и уважением к личности ребёнка, тогда он к словам родителей обязательно прислушается.

Очень важно получить от родителей напутствие.

Оно помогает в сложных жизненных ситуациях не потерять себя, быть цельной личностью, не утратить моральные ориентиры и ощутить ни с чем не сравнимое тепло родительской любви и заботы.

Этот вопрос, в первую очередь, обнаруживается непреходящим, так как он усугубляется в часы, когда неоперившееся еще поколение постановляет поменять все в своей жизни.

Родителям конечно, охота облегчить существование личному дитяти, для чего они зачастую даруют напутствие, наставляя дитя, как существовать и чем руководствоваться.

Поскольку жизнь сложна и разнообразна, мудрое напутствие может сослужить компасом в бытовом «море», будет своеобразной “соломкой”, какую подстилают, видя, где упадут. Но время от времени, наставление играет роль заботы лишь об индивидуальной выгоде родного ребёнка, без учёта чувств окружающих его людей и их потребностей.

Я думаю, что родительское напутствие лишним не будет. Родители плохого своим детям не посоветуют. Главное, чтобы это напутствие совпало с желаниями детьми и не противоречило тому, чего хотят от жизни сами дети. В жизни бывают случаи, когда именно совет родителей помогал в трудную минуту жизни. Родители имеют за спиной жизненный опыт, которого нет у молодых людей.

В современном мире – нет. Да, раньше, когда люди переселялись в другие города, то у них не было возможности связаться с родными сразу. И семья не видели годами или десятилетиями. Тогда, пожалуй, было важно сказать какие-либо напутственные слова своему ребенку, дабы хоть как-то направить его, передать часть своего опыта. А ребенок внимал их, видя в подобном заботу.

Сейчас же при желании можно легко и просто поддерживать связь с родными. И даже отправляя ребенка в другую страну, можно с ним общаться, направлять, подсказывать. Да и ребенок всегда может попросить помощи. Поэтому все напутственные слова скорее играют роль оправдания. Мол, говорили тебе, веди себя хорошо, а ты что сделал?

Да безусловно важно, ведь родительское напутствие, практически для каждого человека который воспитывался родителями, это подведение итогов того самого воспитания, которое он получил от родителей.

Ну и само напутствие, является одобрением родителей, говорит о том, что он правильно построил отношение со своими родителями и при их одобрении всего того что происходит с их ребенком.

При этом родители стараются дать ребенку перед каким то его важным деянием и делом те советы, которые исходя из их личного опыта, конечно будут ключевыми и помогут ему в конечном итоге достичь положительного для него результата.

Думаю,что здесь имеет значение любовь в каком возрасте ( возраст ребенка).Если ребенок еще маленький,то конечно любовь должна проявляться о заботе о нем – все,что положено родителям.Помогать советом,словом,деньг­ами иногда,если ребенок уже взрослый и нуждается.

Но,очень большое значение имеет близость душевная.Без нее очень сложно строить отношения.Хоть будь вы миллионером,но если этого ощущения нет – очень плохо.Нужно всегда искать компромисс в отношениях.Уметь прощать друг друга если произошла ссора.

Ведь родители и дети – одно целое,только с разными взглядами на что – либо.Но,все – таки – целое ( должно быть).

Старшие часто не хотят признавать свою не правоту. Они уверены, что у них большой жизненный опыт, они все и обо всем знают. Знают как поступать, как себя вести. Например, в романе «Отцы и дети» описана нелегкая жизнь Анны Одинцовой. Отец потратив все состояние, оставил своих детей без денег, без приданного. Как теперь благородным девицам без приданного найти достойного мужа.

Нашелся один старый богач, который сделал предложение Одинцовой Анне. Анна, думая не только о себе, но и сестре, принимает его предложение. Для Анны это была трагедия, она вышла замуж за человека, которого не любила. Это сделало Анну ледяной и депрессивной. Это говорит о том, что родители к свои родительским обязанностям отнеслись не серьезно. Таким образом, родители не правы.

Семейные традиции — это прекрасно. Ещё прекраснее, когда традиции хороши.

В моей семье есть традиция язвить друг на друга. В шутку, конечно, но неприятно ж все равно.

Даже малозначительные традиции вроде семейных ужинов раз в неделю, или обязательного обсуждения впечатлений за месяц, или походов у музей на выходных — важны для семьи. Они скрепляют, дают ощущение общности.

В современном мире при современном ритме жизни люди больше погружены в себя, чем в других. Им нужно все успеть, по всюду побывать, все сделать, и на родных остаётся так мало времени, что его хватает только на обязательное: накормить, одежду купить, зачинить, дневник проверить. Ощущению общности, единости это не способствует.

Семейные традиции укрепляют семьи.

В произведении «Тарас Бульба» отец Тарас имел в жизни ценности, но они не совпадали с ценностями его сыновей. Тарасу захотелось воевать и там на войне видеть своих детей, так он хотел их сделать героями.

Тарас был плохим отцом и мужем: свою жену он бил, ей изменял, бросал ее в одиночестве, а сыновей видел только на войне. Так случилось, что сыновья стали воевать друг против друга.

Жизненные ценности Тараса ничего хорошего его детям не дали, его ценности не имеют ни чего хорошего. Так что, не все ценности родителей могут быть полезными для детей.

Нет, разумеется, заветы отцов ценны не всегда.

Время идёт, жизнь меняется, появляются новые веяния, меняется культура. Далеко не всегда отцы могут за этим уследить и понять. И частенько их советы попадают в молоко.

Конечно, но стороне отцов опыт, и в некоторых житейских ситуациях их советы действительно имеют цену, однако далеко не во всех.

И, конечно, не стоит забывать, что даже самый лучший и толковый совет может иметь существенный недостаток: он помешают “дитю” получить опыт. А опыт, та штука, которая нарабатывается лишь собственными действиями и получением от них результата, чужие советы на опыт не повлияют.

Темы сочинений «Отцы и дети»

01.09.2018

Реальные темы “отцы и дети” от 5 декабря:

  • 101. Когда родители могут гордиться детьми?
  • 102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
  • 103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
  • 104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
  • 105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
  • 106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
  • 107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
  • 109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
  • 110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  • 111. Что такое мудрая родительская любовь?
  • 113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Отцы и дети».

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

  • Другая информация по направлению «Отцы и дети»

Первым делом в вопросе о темах по направлению ОТЦЫ И ДЕТИ обратим внимание на итоговое сочинение в 2015 году – именно тогда прозвучала тема “Спор поколений: вместе и врозь”. Эта тема практически полностью перекликается с актуальной “Отцы и дети”, поэтому мы смело можем обратиться к РЕАЛЬНЫМ темам 2015 года по направлению “Спор поколений”.

Реальные темы 2015 года (Спор поколений: вместе и врозь”):

  • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Является ли вечным спор поколений?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?
  • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  • Трудно ли быть взрослым?
  • Какую роль в становлении личности может играть семья?
  • Рождается ли истина в споре поколений?
  • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  • Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  • Что значит быть взрослым?
  • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  • В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  • Родители и дети: спор или диалог?
  • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)

Возможные темы сочинений:

  • Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  • Спор поколений — вечный или временный?
  • Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  • Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  • Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Как помирить отцов и детей?
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?
  • Смысл названия романа “Отцы и дети”
  • Дети и детство в русской литературе
  • Современные проблемы детей
  • Любовь и дети
  • Роль семьи в жизни человека
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
Читайте также:  Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Святое дело: почитай отца и мать

Почитать родителей – это поклоняться им или как? А если они меня «прессуют» ежедневно? Почему любовь к родителям – это любовь к Богу? О пятой Синайской заповеди в нашем сегодняшнем материале.

Верховный Родитель

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

(Исх. 20:12)

Пронзительная, трогательная и исполненная болью, но в то же время и теплом, покоем, надеждой и мирной уверенностью – заповедь. Она стоит на границе Синайских «постановлений», разделяя блок предписаний в отношении Бога и общества. И заповедь о почитании принадлежит в равной степени и первым четырем и следующим пяти.

Первые люди

7527 лет назад родились первые люди, Адам и Ева. Интересно, что каждый из них произнес, появившись на свет? Папа? – обращаясь к Богу, любовь Которого пронизывало все человеческое естество, ощущалось каждой струной чистой и непорочной души. Первый Отец первых людей – Бог, Причина начала жизни человеческого рода.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 г.

Дети получили от Отца задание, наставления, щедрый дар в виде Эдемского сада. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Человек создан свободным, а значит финишной чертой его желаний всегда будет горизонт. Любопытство, как это свойственно маленьким детям, оказалось сильнее страха ослушаться родителя.

Взрослые ведь предупреждали нас, что не стоит совать пальцы в розетку, трогать раскаленную конфорку и играть с ножницами? Мы смиряемся с непоседливостью и искренней любознательностью малышей, принимая это как естественную данность. Увы, последствия непослушания нередко становятся причиной травм детей, дай Бог, чтобы незначительных, пополняющих копилку их личного опыта.

Адам и Ева не попытались спросить у Господа еще раз, на всякий случай, чтобы уж наверняка разрешить внутреннее противоречие: а стоит ли вкушать от древа, нарушать предостережение Отца? Если мы искренне желаем своему чаду добра, а он горделиво идет нам наперекор, мы испытываем тихое сожаление. Нам больно от того, что близкий человек совершает губительную ошибку, «роет себе яму», пренебрегая по-настоящему ценным советом родителя.

Пятая заповедь

П.Г.Доре “Моисей и нарушители заповедей”

Наверное, и Господь сожалел, но уже ничего не мог сделать с людьми, спалившими мосты с вечностью. Нужно было искать решение проблемы. Поэтому в разговоре с Моисеем Бог и устанавливает заповедь почитания родителей. С одной стороны, Он дает ей широкое понимание о родительстве. С другой – устанавливает послушание как инструмент подавления внутреннего бунта человека, учит его кротости, способности обуздывать гнев, несогласие, эмоциональные срывы. Первый бунтовщик – денница. Бунт ради бунта, ради самомнения и самоутверждения не имеет пользы.

А родители – те самые «тормоза», которые вырабатывают в человеке нужные качества, посредством которых он легко сможет принять Бога. Послушание, забота милосердие,

уважение, терпение, кротость, смирение, любовь… Все это бессознательно растет в человеке, наученному уважать отца и мать. В нем рождается некоторая внутренняя степенность, божественный ритм, настраивающий душу на звуки вечности.

Будешь долголетен на земле…

Я не раз обращал внимание, что долгожители среди русских – люди верующие или происходившие из патриархальных, верующих семей. Недавно читал о бабушке-старообрядке, которая через месяц справит 109-летие.

Поморский наставник из Пенсильвании, отец Лаврентий, ведет богослужения в свои 104 года.

Пару лет назад в одной из экспедиций мне довелось пообщаться с современницами священномученика Иоанна Ильинского, трем соседкам от 92 до 96 лет, они в силах и в памяти.

Господь обещает долголетие тем, кто с уважение и почтительностью, любовь и заботой относится к родителям.

«Считается величайшим благом… счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их [родителей]; а что кажется крайним несчастием… ранняя смерть, это Он назначил в наказание оскорбляющим их», –

писал святитель Иоанн Златоуст

Презрение завета и наставлений отцов можно рассматривать в исторической ретроспективе. Набивший оскомину, но довольно яркий пример – революция 1917 года и последующая богоборческая вакханалия с красным террором вперемешку.

Недаром белоэмигранты с грустью писали, что тогда Россию захватил сплошной Хам. Хам – это не просто сын Ноя, а нарицательное имя человека, с презрительно, без почитания отнесшегося к своему родителю, целому наследию предков, укладу и быту народа.

Разрушение храмов, убийство священников, издевательство над верующими – что это? Настоящий бунт непослушания отцам, предкам. Да, возможно, на фоне каких-то противоречий в обществе. Но это все равно показатель нетерпеливости, неспособности вести пусть длительную, но созидательную работу.

Отсутствие внутреннего духовного стержня у человека приводило его к зависимости от революционных идей или их апологетов.

В широком смысле модерн, пришедший на смену традиции, также попрал основы 5 заповеди. Христианский мир не может отделаться от последствий насильного расцерковления общества и по сей день. Институт семьи в масштабном преломлении разрушен. Нет преемственности, а значит, нет традиции послушания и благоговения перед многовековыми традициями, передававшимися из поколения в поколение.

Проблема в том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Непослушание и непочтение к родителям и старшим вообще приводит к деградации и гибели не только целых родов, но и целых народов.

Претерпеть за веру и любить

Хорошо, а что делать с почитанием родителей, когда они, вот хоть тресни, но не правы? Или, еще хуже, встают между Богом и детьми, сами будучи невоцерковлены, а то и враждебно настроены в отношении веры?

Святитель Филарет (Дроздов) так высказывался на этот счет:

«Если случится, что родители… потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало».

Григорий Палама, создатель учения о нетварном Свете, радикальнее высказывается о духовных противоречиях отцов и детей:

«Посему и ты почитай и люби их [родителей] после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе».

Очевидно, что речь идет о требованиях родителей, которые противоречат Божьему закону. Убегай можно рассматривать не как буквальный призыв к побегу, а выбор дистанции в общении, дабы негативное родительское влияние не принесло вреда душе.

Но это все же скорее редкость, да и у нас давно не традиционное общество, когда слово родителей – непререкаемый закон, а у нас нет даже моральных сил им возразить. Увы и к счастью.

Разногласия в вере также могут стать моментом проявления терпения для того, чтобы любовью попытаться повлиять на родительское сердце.

Родители – образ Бога

Достойное отношение к родителям делает нас христианами. В общении с ними мы учимся общению с другими людьми. Мы критикуем их про себя или даже вслух, но если разобраться, становимся ли мы лучше от этой критики?

Мы, молодые, уже привыкли критиковать прошлое, при этом оценивая то самое прошлое через сухие страницы истории, доктрины и идеологии. Белые критикуют красных и наоборот; старообрядцы сходятся в схватке с новообрядцами и получают отпор; атеисты атакуют верующих и верующие переходят в контратаку.

А ведь за всем этим потоком критики мы, почему-то, в последнюю очередь видим конкретных людей, обстоятельства их жизни, поступки, внутренний надрыв.

Нецерковные родители в годы перестройки и «лихие 90-е» сумели не только выжить, но и дать жизнь нам, воспитать, накормить, одеть, обуть, дать образование, выпустить в жизнь, в которой у нас кое-что, но получилось.

Ведь мы сейчас, такие умные, в своей самоуверенности стоим именно на том фундаменте, который нам заложили вот эти самые люди, подверженные нашей критике и становящиеся жертвами нашей несдержанности.

Вот эти дедушки и бабушки, те самые «совки», оплот воинствующего коммунизма, детьми пережили войну, работали годами ради небольшой зарплаты, возможности съездить с семьей в санаторий и отправить детей в лагерь, получить квартиру или машину. И стали родителями наших родителей. И так далее. И при всем мраке прошлого, в котором мы себя убеждаем, история нашего рода, теряющаяся в веках, каким-то образом не пресеклась, а вынесла в современность нас, таких умных и замечательных.

Генрих Семирадский “Блудный сын”

Нам не хватает не просто послушания, а искренней благодарности. Наше рождение стало волей Бога. Наши родители – это воля Бога о нас, смысл которой нам еще предстоит раскрыть. Родители познали Бога прежде нас, даже если они в Него не верили.

Ведь они уже кое-что пережили, как бы не пытались себя убедить в их спокойной молодости. Они смогли пережить наше рождение, наше взросление, нашу неспокойную молодость. Для кого-то они по-прежнему остаются материальной опорой.

Для всех безусловно – подспорьем для души.

Они всегда готовы принять нас, как блудных детей, обнять, подарить любовь и заботу. Так через них с нами говорит Бог, без гласа с небес, громов, и молний, а обычным, но столь желанным обедом за семейным столом, живым участием и искренним переживанием, окутывающим нас теплом, спокойствием и уверенностью.

Если мы хотим быть счастливы, нам стоит чаще вспоминать о пятой заповеди Бога. Почитая родителей, мы почитаем Его. Помогая старым и немощным родителям, да даже и еще в силах, – мы воздаем благодарность Богу. Вспоминая о родителях, мы вспоминаем о Боге.

Любите родителей. Они у нас одни. Так же, как и Бог у нас один.

Ссылка на основную публикацию